АвтоКакая авторация лучше – Рейтинг ТОП 7 лучших автомобильных раций

Какая авторация лучше – Рейтинг ТОП 7 лучших автомобильных раций

Содержание

Как выбрать автомобильную рацию

06.08.2018

Как выбрать автомобильную рацию

Часто покупатели, особенно с небольшим опытом эксплуатации автомобильных раций (или вообще без такового) теряются в ассортименте, какую установить в свой автомобиль? Какой марке и какой модели автомобильной рации отдать предпочтение? Какая лучше и почему? Поэтому, мы решили привести небольшой обзор основных параметров, согласно которым следует выбирать рацию для автомобиля.

Прежде всего, необходимо определиться с диапазоном частот, в котором вы будете работать. Если вы собираетесь использовать автомобильную рацию на трассе, то ваш выбор однозначен – автомобильная рация Си-Би диапазона (27 МГц). И при этом не следует гнаться за количеством каналов и сеток: работать вы все равно будете в одном единственном канале – 15 с амплитудной модуляцией (АМ) сетки С (в некоторых радиостанциях обозначается как D или EU). Большое количество сеток актуально для работы в такси или какой-либо транспортной компании – они зачастую работают в отличных от общепринятых каналах и сетках.

Вообще, если вам нужна автомобильная рация для работы в такси – здесь существуют варианты и с диапазоном 27 МГц, и 136-174 МГц, и 400-470 МГц. Аналогична ситуация и в грузоперевозках, поэтому перед приобретением автомобильной рации для работы в этих сферах поинтересуйтесь у организации, в которой вы планируете работать, каким диапазоном частот она пользуется. Помните, что «универсальных вариантов» не существует (относительно универсальной является автомобильная рация Си-Би диапазона, но это справедливо далеко не всегда).

Далее приведем список технических параметров, на которые следует обратить внимание при выборе автомобильной рации.

  • Мощность передатчика – сила сигнала, излучаемая рацией в эфир. Вопреки расхожему мнению, не оказывает решающего влияния на дальность связи. От мощности передатчика в первую очередь зависит, как далеко будут слышать ВАС, а не насколько дальних корреспондентов будете принимать вы сами. Кроме того, дальность связи (в обе стороны) напрямую зависит от длины антенны и её КСВ (об этом – в отдельной статье). Так что, разница в дальности передачи при мощности станции в 5 Вт и 10 Вт вполне может быть одинаковой. Разумное значение – до 10 Вт.


    Рация MegaJet MJ-350 оснащена
    регулятором чувствительности приемника

  • Чувствительность – способность приемника «откликаться» на сигнал и доносить его до вас. Измеряется в мкВ. Пожалуй, важнейший фактор, влияющий на то, насколько далеких корреспондентов вы сможете услышать. Чем меньше этот показатель, тем лучше. Среднее значение на автомобильных рациях обычно лежит в пределах 0,8-0,3 мкВ.
  • Избирательность – «умение» выделять полезный сигнал из всего принятого спектра сигналов, шумов и помех. Измеряется в дБ – чем больше показатель, тем лучше. Чем выше избирательность, тем яснее и отчетливее вы будете слышать собеседника. Обычные «рабочие лошадки» имеют показатель в 40-60 дБ – его вполне достаточно при работе в условиях с невысоким уровнем помех. Для работы в городских условиях желательно иметь избирательность повыше.
  • Шумоподавитель. Работает в тесной связке с избирательностью, обеспечивая вам комфортный прием. Важная и необходимая часть любой рации. Занимается тем, что «отрезает» шум, треск, шипение и прочие «мелодии» эфира и оставляет в вашем динамике только голос собеседника. Бывает двух типов: пороговый, который сравнивает только силу полезного и вредного сигналов, и спектральный, более «умный», который оценивает не только силу сигнала, но и его содержание. Наличие спектрального шумоподавителя обеспечивает существенно больший комфорт связи.

    Также шумоподавители делятся по регулировке — ручной и автоматический. Последний – удобнее, но при ручном больше шансов принять слабый сигнал собеседника.
  • Модуляция. Используются два основных типа модуляции, это амплитудная (АМ) и частотная (ЧМ, она же FM). Так, на трассе работают именно с амплитудной модуляцией, тогда как в такси, чаще всего – с частотной. Большинство современных автомобильных раций поддерживают оба вида модуляции, однако бывают и исключения. В частности, рации ТАИС РМ-41 и РМ-43 не поддерживают АМ модуляцию и следовательно непригодны для общения на канале дальнобойщиков.

Остальные параметры, как правило, вторичны и направлены на удобство работы со станцией и расширение её функциональных возможностей. На качество приема и передачи значения они не оказывают, а вот поднимать цену на аппарат могут, потому их присутствие или отсутствие обусловлено вашими личными предпочтениями.

Когда основные параметры, по которым следует выбирать автомобильную рацию, ясны, следует подвести черту и назвать наиболее подходящие модели для той или иной сферы применения.

Наиболее популярные автомобильные рации для связи на трассе:

Luiton LT-308

Простая в эксплуатации автомобильная рация с минимальным набором функций. Имеет автоматический и ручной шумоподавитель и многосеточный режим (6 сеток по 40 каналов). Максимальная выходная мощность передатчика — до 10 Вт.

MegaJet MJ-333

Надежная и удобная радиостанция с двумя шумоподавителями — пороговым и автоматическим. Является модернизированным продолжением популярной 300-й серии радиостанций MegaJet и обладает одним из лучших соотношений цена/качество. Максимальная выходная мощность передатчика составляет 8 Вт.

MegaJet MJ-555

Компактная радиостанция с управлением на тангенте. Идеально подходит для размещения в салоне небольшого легкового автомобиля. Дополнительно комплектуется удлинителем (для тангенты), что позволяет разместить «тело» радиостанции в удобном для вас месте.

Для работы в службах грузоперевозок и такси (в случае использования диапазона 27 МГц) на первое место выходит количество каналов для связи, которое может обеспечить рация, а также наличие так называемых «дырок» — дополнительных 5 каналов. Этим требованиям хорошо соответствуют такие модели, как MEGAJET MJ-350, MEGAJET MJ-600 PLUS, ALAN 78 Plus.


Заметим также, что регистрация для автомобильных раций Си-Би диапазона с 01.11.2011 официально отменена, т.е., Вам не нужно получать никаких разрешений для эксплуатации аппарата. Касается это устройств с паспортной мощностью не более 10 Вт, используемых частными лицами не для коммерческих целей. Если рации приобретены организацией и(или) используются для коммерческих целей – регистрация по-прежнему необходима. В такой ситуации необходимо обратиться в Радиочастотный центр Вашего региона.

 

 


Автомобильную рацию можно приобрести в нашем магазине в Челябинске, а также купить с доставкой в города России и Казахстана. Компания РеалРадио осуществляет доставку раций и радиооборудования транспортными компаниями, а также Почтой России наложенным платежом в города:

Анапа, Архангельск, Астрахань, Барнаул, Белгород, Белогорск, Бийск, Биробиджан, Благовещенск, Брянск, Великий Новгород, Владимир, Волгоград, Волжск, Волжский, Вологда, Воронеж, Димитровград, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Калуга, Кемерово, Киров, Кострома, Краснодар, Красноярск, Курган, Курск, Липецк, Магадан, Магнитогорск, Миасс, Мурманск, Набережные Челны, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Нижневартовск, Новый Уренгой, Новокузнецк, Новороссийск, Новосибирск, Омск, Орёл, Оренбург, Орск, Пенза, Пермь, Петрозаводск, Подольск, Псков, Ростов-на-Дону, Рыбинск, Рязань, Самара, Санкт-Петербург, Саранск, Саратов, Смоленск, Сочи, Ставрополь, Старый Оскол, Стерлитамак, Сургут, Сыктывкар, Таганрог, Тамбов, Тверь, Тольятти, Томск, Тула, Тюмень, Ульяновск, Уссурийск, Уфа, Чебоксары, Череповец, Чита, Шахты, Энгельс, Якутск, Южно-Сахалинск, Ярославль.


Перечень городов, в которые производится доставка автомобильных раций, постоянно пополняется.


Также мы осуществляем доставку автомобильных раций транспортной компанией Деловые линии в следующие города: Абакан, Адлер, Братск, Бугульма, Владивосток, Волгодонск, Дзержинск, Забайкальск, Иркутск, Новомосковск, Улан-Удэ, Ухта, Хабаровск.

В города Армавир, Буденновск, Нальчик, Невинномысск, Нефтекамск, Нижнекамск, Пятигорск, Северодвинск, Сызрань — компанией ПЭК. В города Березники, Нефтеюганск, Ноябрьск, Ханты-Мансийск — компанией Экспресс-Авто. В города Альметьевск, Ачинск, Ишимбай, Кипарисово, Комсомольск на Амуре, Лабытнанги, Нерюнгри, Петропавловск-Камчатский, Рубцовск, Усть-Илимск — компанией ЖелДорЭкспедиция.


В города Белоярский, Белорецк, Верхняя Салда, Глазов, Губкинский, Каменск-Уральский, Качканар, Коротчаево, Красноуральск, Кунгур, Кушва, Лангепас, Невьянск, Приобье, Радужный, Салават, Стрежевой, Туймазы, Урай, Междуреченский, Надым, Озерск, Пионерский, Пуровск, Бузулук, Пелым, Покачи, Прокопьевск, Пурпе, Югорск, Северск, Серов, Сибай, Соликамск, Сухой лог, Чайковский, Чусовой, Октябрьский, Симферополь, Тобольск, Ишим, Когалым, Шадринск, Нягань, Сарапул, Южноуральск — компанией КИТ.


Доставка автомобильных раций возможна в любые населенные пункты Почтой России наложенным платежом или EMS Почтой, например: Алапаевск, Артёмовский, Асбест, Астана, Актобе, Аксу, Атырау, Аксай, Алматы, Балхаш, Байконур, Балаково, Берёзовский, Богданович, Верхняя Пышма, Заречный, Ивдель, Ирбит, Камышлов, Карпинск, Караганда, Кировград, Костанай, Кокшетау, Кызылорда, Семей, Краснотурьинск, Красноуфимск, Лесной, Нижняя Салда, Нижняя Тура, Новоуральск, Первоуральск, Полевской, Ревда, Североуральск, Сысерть, Щелкун, Тавда, Верещагино, Нытва, Лысьва, Красновишерск, Александровск, Краснокамск, Очёр, Полазна, Чернушка, Горнозаводск, Добрянка, Гремячинск, Кудымкар, Губаха, Яйва, Викулово, Ярково, Нижняя Тавда, Ялуторовск, Каскара, Казанское, Боровский, Петропавлоск, Ромашево, Голышманово, Павлодар, Тарманы, Талдыкорган, Жезказган, Винзили, Большое Сорокино, Богандинский, Упорово, Уральск, Усть-Каменогорск, Шымкент, Тараз, Омутинское, Бердюжье, Абатское, Антипино, Исетское, Туртасе, Норильск, Салехард, Воркута, Воткинск, Экибастуз.


Узнать подробнее о доставке…


Компания РеалРадио следит за новинками в области радиосвязи и рада предложить самые современные средства связи для выполнения любых задач. Профессиональная радиосвязь – наша специализация!

www.realradio.su

Рейтинг лучших раций, топ популярных недорогих моделей

Лучшие рации 2019 года

Содержание

Лучшие автомобильные рации для дальнобойщиков

  • 5 — Alan 100 Plus
  • 4 — Yosan Evolution
  • 3 — MEGAJET MJ-600 TURBO
  • 2 — MegaJet MJ-333
  • 1 — Optim 778

Лучшие рации для горнолыжников

  • 3 — MIDLAND G14
  • 2 — Vector VT-44 Military 3
  • 1 — Kenwood TK 450S

Лучшие рации для охоты и рыбалки

  • 5 — TurboSky T9
  • 4 — Baofeng UV-5R
  • 3 — ТЕРЕК РК-301
  • 2 — Kenwood TH-F5 Turbo Dual
  • 1 — Yaesu VX-6R

Горожан на природе приводит в замешательство факт, что привычная сотовая связь работает не везде, а если покрытие есть, то деньги со счета утекают, как вода — например, в роуминге. И тогда время вспомнить о великом  изобретении А.С. Попова — радио.

Радиоволны — общественный ресурс, его использование жестко регулируется. В России выделены следующие диапазоны частот:

  • Гражданский CB (27 МГц) — короткие волны (11м) без лицензии, российский стандарт каналов отличается от Европы на 5 кГц;
  • LPD (433 МГц) — российский диапазон ультракоротких волн (70 см) для слабых передатчиков (0,01 Вт) без лицензии, не разрешен в ряде стран Европы;
  • PMR (466 МГц) — европейский стандарт персональных раций мощностью до 0,5 Вт, без лицензии;
  • VHF (138-174 МГц) — универсальный диапазон связи, есть полоса для любителей, нужна лицензия;
  • UHF (400-470 МГц) — более короткие волны для небольших расстояний и сложных условий, требуется лицензия.

Для всех диапазонов существуют стационарные устройства — устанавливаются на стол, мобильные станции — монтируются в машину под панель, и носимые гаджеты — легкие и прочные рации — лучшие помещаются в карман.

Если не принимать во внимание игрушки, приборы по набору функций делятся на:

  • Любительские — простые станции малой мощности без особой защиты для местного общения;
  • Полупрофессиональные — гибкие в настройке рации с несколькими диапазонами, работают, в том числе, в лицензируемых частотах;
  • Профессиональные — универсальные приемопередатчики со многими диапазонами передачи и широкополосными приемниками, корпуса защищены от пыли и воды по стандартам IP.

Лучшие прицелы для охоты на АлиэкспрессРыбалка, охота и туризм

Подборка лучших товаров от Geeksus

Лучшие автомобильные рации для дальнобойщиков

Исторически сложилось, что водители грузовиков общаются между собой в гражданском диапазоне (Citizen Band) на частоте 27 МГц без лицензии на вещание. Весь спектр 26,065-28,305 МГц поделен на сетки по 40 каналов с шагом 5 кГц, разметка в России отличается на 5 кГц от Европы. Обычный номер канала для общения шоферов — 15-й в сетке С, бывают местные отличия.

Автолюбители, заинтересовавшиеся тем, какая рация лучше для дальнобойщиков, должны учесть при выборе следующие моменты:

  • прочный монтаж в автомобиле, чтобы не улетела при торможении — носимые рации не рекомендуются;
  • попадание частот в сетку C с учетом смещения 5 кГц в России, больше сеток — плюс;
  • поддержка амплитудной модуляции — с частотной в России работать не принято;
  • наличие систем шумоподавления — АМ-передачи чувствительны к атмосферным помехам, идеально — двойной регулируемый шумодав — по амплитуде и по спектру;
  • мощность передачи — порядка 4-8 Вт, больше не нужно, так как новости трассы актуальны на расстоянии около 10 км;
  • комфортная тангента — не должна мешать вождению — мягкий провод, кнопки на корпусе.

5Alan 100 Plus

Стоимость
10
Функционал
7
Качество сигнала
7
Дальность
7

Общая оценка, рассчитывается как среднее значение от суммы основных параметров.

Плюсы

  • Простой монтаж, питание от прикуривателя
  • Диапазоны для России и Европы
  • Низкая цена рации

Минусы

  • Только одна канальная сетка
  • Пониженная чувствительность приемника
  • Устаревший дизайн

Бюджетные рации Alan диапазона 27 МГц крепятся под приборную панель, паять провода необязательно — в комплекте есть штекер прикуривателя, станцию легко снять.

Из всего спектра частот 26,065-28,305 МГц выбрана одна сетка C — 40 каналов для России и Европы (частота +5 кГц), это немного, но основной канал дальнобойщиков (#15) сюда попадает.

Максимальная мощность передатчика — 4,0 Вт с амплитудной или частотной модуляцией, чувствительность приемника — 0,5 мкВ. Практическая дальность — до 8 км на трассе и до 5 км в городе, что не так много.

Дизайн фронтальной панели — более чем скромный, гнездо DIN (5 штырьков) для тангенты, крутилка шумодава, регулятор громкости, сегментный индикатор канала и пара светодиодов — зеленый на прием, красный — на передачу.

Микрофон в гарнитуре — конденсаторный, меньше искажает звук, мощность встроенного динамика — 3 Вт, можно подключить внешний громкоговоритель.

4Yosan Evolution

Стоимость
8
Функционал
9
Качество сигнала
8
Дальность
9

Общая оценка, рассчитывается как среднее значение от суммы основных параметров.

Плюсы

  • Идеальный форм-фактор для дальнобойщиков
  • Выход для подкапотного динамика
  • Индикатор уровня радиосигнала

Минусы

  • Не слишком стабильный приемник
  • Шумодав с заиканием
  • Тихий встроенный динамик

Корейская станция выделяется из ряда конкурентов выраженным американским дизайном — вместо кнопок — тумблеры, номер канала — на светодиодном индикаторе, уровень сигнала — по стрелочному прибору. И все это сияет модными на Востоке синими огнями (и тангента тоже).

Зато монтаж исключительно удобен — в стандартное гнездо DIN1, водители грузовиков шлют «OK» и особенно благодарят за совместное питание 24 В /12 В.

Приемник охватывает хороший спектр — 5 сеток от A до E, размеченных по 40 каналов, плюс 5 секретных частот.  Заявленная мощность 8 Вт вписывается в порог без лицензии, чувствительность приемника 0,2 мкВ дает среднюю дальность 6-7 км. Есть автоматическое шумоподавление.

Примечательная особенность — подключение громкоговорителя под капотом, чтобы голосом указывать участникам дорожного движения на ошибки.

Стоимость
9
Функционал
8
Качество сигнала
9
Дальность
9

Общая оценка, рассчитывается как среднее значение от суммы основных параметров.

Плюсы

  • Хорошая дальность связи
  • Отличная эргономика и дизайн
  • Память каналов

Минусы

  • Повышенная цена
  • Небольшие углы обзора экрана
  • Корпус может дребезжать

Матовая черная панель станции выглядит стильно — широкий ЖК-индикатор Black Matrix с  янтарными цифрами на темном фоне, удобный верньер выбора каналов. Все регуляторы подсвечены, отзывчивые клавиши издают звук при нажатии. Есть память избранных каналов — 4 ячейки.

Turbo версия популярной 600-й серии отличается прокачанным передатчиком — 18 Вт (AM) и 20 Вт (FM). Приемные схемы перекрывают сетки от A до F, формируя 240 каналов по России и столько же по Европе — широкие возможности для общения со всеми водителями — пожалуй, лучшая рация в авто.

Чувствительность приемника одинакова на AM и FM модуляции и равна 0,3 мкВ — отличный показатель — 15 км связи не предел.

Гарнитура в рации — продвинутая, подключается шестью штырьками, помимо вызова есть стрелки переключения каналов и кнопка шумоподавления.

2MegaJet MJ-333

Стоимость
9
Функционал
8
Качество сигнала
8
Дальность
8

Общая оценка, рассчитывается как среднее значение от суммы основных параметров.

Плюсы

  • Два типа регулируемого шумоподавления
  • Широкий спектр приема со скрытыми каналами
  • Удобное управление

Минусы

  • Необходима отдельная антенна
  • Стационарное подключение к сети автомобиля
  • Простая тангента с одной кнопкой

Корпус рации стационарно монтируется в автомобиле — в бортовую сеть врезается питание, прокладывается антенный кабель. Рабочие частоты гражданского диапазона 27 МГц поделены на три сетки C,D,E российского и европейского стандартов (40 каналов) — бывает и больше, но для поездок достаточно, главное, охвачены дальнобойщики. А еще для тайных переговоров в каждом поддиапазоне имеются по 5 скрытых частот.

Передатчик мощностью 8 Вт работает в режимах AM и ЧМ, есть качественный режим амплитудного и спектрального шумоподавления.  Чувствительность приемника — 0,5 мкВ, при хорошей внешней антенне добивает на 10 км — информация о пробках будет актуальной.

Дизайн станции — современный, режимы переключаются кнопками, шумодав и громкость — ручками, состояние показывает ЖК-экран с желтым фоном. Простая тангента с кнопкой вызова подключается витым кабелем к разъему на 4 пина, звук идет из встроенного динамика на 5 Вт.

1Optim 778

Стоимость
8
Функционал
10
Качество сигнала
9
Дальность
10

Общая оценка, рассчитывается как среднее значение от суммы основных параметров.

Плюсы

  • Доступна разблокировка мощности
  • Широкий частотный спектр
  • Хорошая чувствительность

Минусы

  • Слишком легкая гарнитура
  • Жесткий кабель тангенты
  • Глухой звук из динамика

Станции Optim отличаются гибкостью настроек, через внешний программатор легко составить листы сканирования, записать любимые каналы (до 8 ячеек), а также форсировать передатчик до 50 Вт (FM) и 20 Вт (АМ) — выходные транзисторы это позволяют.

Диапазон работы — огромной широты — 400 каналов в 10 сетках РФ и Европы, при этом эфир можно объединить в единый спектр с шагом 1 кГц.  Использован чувствительный приемник — 0,25 мкВ, дальность связи — несколько десятков километров. Полезная функция — реверберация голоса при вызове — улучшает слышимость на больших дистанциях.

Элементы передней панели светятся зеленым, крупные символы на ЖК-экране — черные. Кнопок  и ручек — слишком много, да еще на каждую повешено несколько функций — трудно осознать и запомнить. Впрочем, в жизни нужна всего пара регулировок.

Легкая тангента подключается через разъем с шестью штырьками, на ней есть кнопки вызова, включения шумодава и перехода по каналам. Голос звучит через 3 Вт динамик, можно подключить внешний.

Лучшие рации для горнолыжников

Для лыжников и горных туристов рация — обязательная часть экипировки. Сотовая связь на склонах работает плохо, да и звонок другу, съехавшему с трассы где-нибудь в Андорре, влетит в копеечку.

Прежде чем купить походную рацию для гор, следует учесть:

  • поддерживаемые частоты. Необходимо два диапазона — российский LPD (433 МГц) и европейский  PMR (446 МГц) для совместимости в группе и с инструктором (гидом). Американский стандарт FRS (462 МГц) годится лишь для катания в Солт-Лейк-Сити;
  • количество каналов. Чем больше, тем легче выбрать свободный, тоновое кодирование от чужаков — плюс;
  • компактные размеры. Корпус помещается в карман и не мешается при активных движениях;
  • поддержка гарнитур — рация лежит в куртке, снаружи — только микрофон или тангента, вибровызов и активация голосом — плюс;
  • мощность — в пределах разрешенной — более 5 Вт не нужно, все друзья рядом;
  • автономность — должно хватать для активных переговоров в течение дня;
  • защита от воды — желательна, но не обязательна — лучшее место рации во внутреннем теплом кармане.

Далее — рейтинг раций для горнолыжников.

Стоимость
10
Функционал
9
Качество сигнала
8
Дальность
7

Общая оценка, рассчитывается как среднее значение от суммы основных параметров.

Плюсы

  • Широкие возможности доработки
  • Удобное управление
  • Четкий экран с подсветкой

Минусы

  • Ненадежное крепление аккумулятора
  • Специальные кабели программатора
  • Длинная антенна может мешать

Эта рация — одна из лучших по соотношению цена/качество. Базовые функции ограничены по Закону — прошиты 8 каналов 466 МГц (PMR) и 69 каналов 433 МГц (LPD), зато ничего не надо настраивать. Из коробки дистанция связи в городе — до 2 км, в лесу — до 6 км, владельцы могут сменить прошивку, раскрыть все диапазоны и поднять мощность до 5 Вт.

Корпус рации небольшой (58x100x33 мм), однако антенна выпирает на 16 см, может мешаться. Пластик — прочный, посажен на металлическую раму, падение с метровой высоты выносит.

Отличительная особенность — минимум кнопок, включается ручкой громкости на верхнем торце, верньер настраивает каналы. Четкий ЖК-экран подсвечивается, цвет можно выбрать из трех вариантов. Клавиши вызова вынесены на левую сторону, справа под резинкой — гнезда для гарнитуры и программирования. Удобство для лыжников — выбровызов, ощущается в кармане куртки.

Аккумулятор поставлен 1200 мА*ч быстрой зарядки нет, качает 4-5 часов, зато контакты стандартные, можно использовать любой блок.

2Vector VT-44 Military 3

Стоимость
9
Функционал
8
Качество сигнала
9
Дальность
8

Общая оценка, рассчитывается как среднее значение от суммы основных параметров.

Плюсы

  • Хорошая чувствительность и дальность
  • Прочный корпус переживает падение на асфальт
  • Долгое время работы от одной зарядки

Минусы

  • Люфт кнопки вызова
  • Крышка разъема гарнитуры привинчена
  • Нет влагозащиты по стандарту IP

Лучшие портативные рации серии Vector работают в двух диапазонах — LPD (433 МГц) и PMR (446 МГц), американский FRS пропущен. Предельная мощность передатчика — 4 Вт, при таких характеристиках достижимые расстояния связи за городом — 6 км, между автомобилями на трассе — 4 км, в городе — 3 км. Для экономии батареи сила излучения может быть снижена (3 ступени).

Компактный и легкий корпус (80x50x28 мм, 150 г) удобен в руках, при необходимости цепляется прищепкой к поясу. В конструкции использовано алюминиевое шасси, прочный пластик защищен от брызг и выдерживает падение на пол, разве что батарея отлетит.

Стрелки переключения каналов вынесены на лицевую панель под однострочным ЖК-экраном, управление вызовом — на левой стороне. Дополнительно есть возможность подключить тангенту или гарнитуру и активировать режим VOX (вызов при звуке голоса).

Литий-полимерный аккумулятор емкостью 1500 мА*ч в режиме ожидания держит трое суток, комплектный кредл с быстрым зарядом пополняет за час-полтора.

1Kenwood TK 450S

Стоимость
8
Функционал
9
Качество сигнала
9
Дальность
9

Общая оценка, рассчитывается как среднее значение от суммы основных параметров.

Плюсы

  • Прочный корпус выдерживает падения
  • Все доступные частотные каналы
  • Высокая чувствительность приемника

Минусы

  • Нет влагозащиты
  • Заглушка для тангенты не снимается без отвертки
  • Слишком мягкие кнопки, нечеткое нажатие

Преимущество рации — широкий диапазон частот (400-470 МГц), перекрывает возможности всех российских и иностранных станций. Мощности передатчика (5 Вт) хватает на 6-7 км по городу и 3-5 км по лесу, есть способы снять ограничение.

Частоты переключаются с шагом 25 кГц, настройки каждого канала запоминаются в памяти (до 199 ячеек). Чтобы разговорам в группе не мешали чужаки, канал для своих кодируется тонами CTCSS или DCS.

Компактный и прочный корпус на алюминиевой раме (90x50x30 мм) весит 210 г, цепляется прищепкой на одежду. Настройка частот осуществляется кнопками на панели, вызовы — клавишами на боку, для лыжников и туристов продается гарнитура и тангента.

Выбранный канал и состояние показывает ЖК-экран с подсветкой, питание дает съемный Li-Ion аккумулятор на 1800 мА*ч. Активные разговоры на максимальной мощности высадят батарею за день, переключение на Lo (1 Вт) добавит еще день-два.

Лучшие рации для охоты и рыбалки

В силу физики, радиоволны LPD (70 см) рассеиваются на стволах деревьев, такие рации плохо подходят для леса — нужно снижать частоты, например до VHF (136-174 МГц). Эти спектры задействованы лесничими и рыбнадзором, есть и туристическая частота, но на ней обязательна регистрация передатчиков.

Большинство путников требования не выполняют, справедливо полагая, что поймать их в лесу будет сложно. Однако рядом с режимными объектами Валдая или Плеса в эфир лучше не выходить — вероятны штраф и конфискация оборудования.

Разумный выход — рация с двойным диапазоном для разных условий, вблизи — UHF (400-470 МГц), для дальней связи — VHF.

Самые лучшие радиостанции для рыболова и охотника имеют:

  • Влагозащиту — идеально по IP стандарту, утонувшая рация не испортится;
  • Простую настройку — включил и работает, продаются рации без экрана с предварительно настроенными каналами;
  • Фонарик — полезное дополнение для рыбалки на зорьке;
  • FM-радио — не даст заскучать в ожидании клева;
  • Автономность — не хуже пары дней, емкий аккумулятор с быстрой заменой.

Далее — рейтинг раций для охоты и рыбалки.

Стоимость
9
Функционал
7
Качество сигнала
8
Дальность
7

Общая оценка, рассчитывается как среднее значение от суммы основных параметров.

Плюсы

  • Недорогой китайский прибор
  • Удобные пропорции и хват для рук
  • Фонарик в палатку

Минусы

  • Малая мощность и дальность связи
  • Непродолжительная автономность
  • Программирование через компьютер

Недорогие рации TurboSky собраны в пластиковом корпусе с покрытием софт-тач, для лучшего хвата по бокам сделаны резиновые вставки оранжевого цвета. Пропорции корпуса современные 1:2 (125х60х34 мм), весит немного — 180 г. Защита — только по IP 54 (пыль и брызги).

Передатчик работает на частотах 400-470 МГц в безлицензионных диапазонах, мощности 2 Вт хватает на километр-полтора, о дальней связи говорить не приходится.

Интересно, что у прибора нет экрана — включение и поиск каналов — на двух ручках, частоты 16 каналов программируются с компьютера, смену настройки проговаривает мужской голос (можно отключить). Зато в наличии фонарик на торце и FM-радио для развлечения.

Питается прибор от аккумулятора 1500 мА*ч, продолжительность работы средняя, пару дней протянет.

4Baofeng UV-5R

Стоимость
10
Функционал
9
Качество сигнала
8
Дальность
8

Общая оценка, рассчитывается как среднее значение от суммы основных параметров.

Плюсы

  • Отличная цена
  • Можно сменить прошивку
  • Хорошая связь на близких расстояниях

Минусы

  • Дешевый пластик
  • Бюджетная комплектная гарнитура
  • Нет защиты от осадков

С виду китайская рация выглядит игрушечной — яркие цветные корпуса на выбор, фонарик с мигалкой, FM-радио, режим сигнализации («пиу-пиу»). На деле характеристики оказались неплохими, а цена — доступной, станция широко распространилась среди пользователей.

Два диапазона 136-174 МГц и 400-520 МГц, мощность передачи до 5 Вт и чувствительность 0,1 мкВ дают устойчивую связь до 2-3 км в застройке, в чистом поле — вдвое больше.

Размеры приемника в полуматовом пластике небольшие — 58x110x32 мм, вес — 130 г, никаких специальных защит нет, в воду окунать нельзя.

Управление несложное, громкость и выключатель сверху, главные кнопки выделены цветом, режимы подтверждает женский голос по-английски. Двустрочный ЖК-экран четкий, есть фоновый свет. Удобно, что гарнитура уже включена в комплект.

Батарея на 1800 мА*ч обеспечивает до полусуток активной работы, в ожидании — больше.

3ТЕРЕК РК-301

Стоимость
8
Функционал
8
Качество сигнала
9
Дальность
10

Общая оценка, рассчитывается как среднее значение от суммы основных параметров.

Плюсы

  • Выдающаяся дальнобойность из коробки
  • Серьезная автономность работы
  • Минимум настроек для массовых пользователей

Минусы

  • Повышенная цена
  • Сложность перепрограммирования
  • Нет сертификатов защиты от бедствий

Продолжает рейтинг раций для охоты устройство с именем крупной реки Северного Кавказа, созданное специально для работы в горах, и параметры подобраны под эту задачу. Два диапазона 136-174 МГц и 400-470 МГц для связи с большинством абонентов и целых 10 Вт мощности от батареи. При чувствительности приемника 0,25 мкВ связь обеспечивает на расстоянии 5-15 км.

Корпус относительно небольшой (111x59x39 мм), изготовлен из пластика, плата стоит на металлической раме — падение на пол выдерживает, но сертифицированной защиты нет.  Для простоты работы в память прошиты 16 каналов, переключаются крутилкой — экрана и функциональных клавиш нет. В разъем типа «Кенвуд» подключается гарнитура.

Огромная по меркам раций батарея на 2800 мА*ч в реальных условиях поддерживает работу до 2-3 суток в ожидании, активное общение — целый день.

2Kenwood TH-F5 Turbo Dual

Стоимость
8
Функционал
9
Качество сигнала
9
Дальность
8

Общая оценка, рассчитывается как среднее значение от суммы основных параметров.

Плюсы

  • Простая настройка
  • Компактность и малый вес
  • Качество приема в пустынной местности

Минусы

  • Голосовые подсказки не отключаются
  • Блеклый экран, малые углы обзора
  • Недостаточное для города подавление помех

Преимущество обновленной версии TH-F5 — в двух частотных полосах — проще согласовать связь в группе, выше совместимость. Охвачены диапазоны 136-174 МГц — профессиональный и 400-470 МГц — все любительские PMR/LPD. А еще есть FM-радиоприемник, чтобы не скучать в засаде.

Мощность передатчика — 1 / 5 Вт, прошивка раскрывает до 8 Вт. Дальность зависит от условий и диапазона — километры для LPD, на порядок больше для VHF.

Плата с электроникой помещена на алюминиевое шасси и закрыта крепким пластиком (защиты по IP нет), размеры корпуса 98x53x30 мм, антенна добавляет еще 17 см.

Внешний вид скромный — крутилка громкости сверху, на передней панели ЖК-экран с подсветкой, динамик и резиновые кнопки. Серые цифры на дисплее видны только под прямым углом. На левой стороне — кнопка вызова, на правой — гнезда гарнитуры и программатора под заглушкой. Каждое нажатие рация подтверждает голосом, отключить нельзя.

Литий-ионный аккумулятор на 2300 мА*ч держит питание несколько дней, пополняется быстро — за 3 часа.

1Yaesu VX-6R

Стоимость
7
Функционал
10
Качество сигнала
9
Дальность
10

Общая оценка, рассчитывается как среднее значение от суммы основных параметров.

Плюсы

  • Отличная ударопрочная рация
  • Всеволновый приемник для любителей
  • Полный сброс настроек с клавиатуры

Минусы

  • Прибор надо изучать с инструкцией в руках
  • Царапается защитное стекло дисплея
  • Медленный поиск вещающих каналов

Профессиональная рация работает в двух диапазонах 140-174 МГц и 420-470 МГц, мощность достигает 5 Вт, чувствительность — 0,168 мкВ. Практическая дальность в городе — до 7 км, в поле — до 15 км. Корпус сделан из магниевого сплава и практически неубиваем — защищен по японскому стандарту JIS 7 (под водой 1 метр до 30 минут). Морозоустойчивость оценят альпинисты, охотники и рыболовы.

Но особую любовь устройство завоевало из-за всеволнового приемника, перекрывающего спектр 0,5-998,99 МГц. Любители могут слушать ТВ, радиообмен авиадиспетчера с бортами или переговоры служб РЖД.

Прибор очень компактный (58x89x28,5 мм), весит 270 г, питается от батареи 1250 мА*ч, которой хватает на 2-3 дня, но только на 1 Вт — прочие режимы весьма энергоемкие.

Настраивается станция с клавиатуры или компьютера, любимые каналы раскладываются по 24 банкам памяти. Состояние отображает матричный ЖК-экран 132×64 точки с подсветкой.

Такие разные рации для авто, для гор и для реки

Вид рации и набор функций напрямую зависит от назначения, поэтому наш ТОП раций получился разнообразным. Выбирая радиостанцию, следует определить цель, для чего она потребуется.

Для поездок на авто и получения актуальной информации о засадах и пробках однозначный выбор — мобильные станции диапазона 27 МГц с комплектом из тангенты и обязательной внешней антенны — без нее работать не будет.

В горнолыжный тур следует брать многоканальные УКВ-передатчики малой мощности, совместимые с российским и европейским стандартами LPD и PMR — друзья не потеряются на длинных спусках. Так как руки должны быть свободны, потребуется гарнитура.

Суровым охотникам и уравновешенным рыболовам рекомендованы дальнобойные регистрированные VHF-станции или комбайны с UHF-диапазоном. Защищенный корпус не заржавеет о т росы, встроенное радио примет новости, звук в гарнитуре не спугнет зверя, фонарик осветит путь.

Выберите лучшую модель

Загрузка ... Загрузка …Загрузка ... Загрузка …Загрузка ... Загрузка …ГолосоватьРезультаты

geeksus.ru

12 лучших раций — Рейтинг 2019 (топ 12)

Рации позволяют передавать голосовые сообщения в условиях, где не работают другие средства связи. Есть различные виды этих устройств, различающиеся по рабочим диапазонам волн. Некоторые рации предназначены для города, они хорошо подавляют помехи в эфире. Другие – для использования в лесу, на реке или в море, с помощью таких раций передают сообщения на большие расстояния. Поэтому нельзя выбрать лучшую рацию, без учета условий ее эксплуатации. Мы поможем вам разобраться в том, какие бывают рации и для чего они предназначены. Вы узнаете о наиболее популярных моделях среди самых распространенных видов раций.

1

Рацию какой фирмы выбрать

Существует огромное количество раций, которые созданы для использования в разных условиях.

Есть рации:

1. Для использования за городом. Они предназначены для охотников, рыбаков, туристов. Такие рации принимают сигнал на пересеченной местности. Имеет значение большой радиус действия прибора, надежный сигнал и аккумулятор, долго сохраняющий заряд.

2. Профессиональные. Они созданы для военных, спасателей. Это профессиональные устройства, которые могут иметь кодирование сигнала.

3. Для городских условий. Есть рации для строителей и служащих частных охранных предприятий. Эти устройства должны хорошо ловить сигнал в городе.

4. Для автотранспорта. Устройства созданы для таксистов и дальнобойщиков. Рация должна иметь качественное шумоподавление.

5. Рации для речного и морского судоходства. Устройства, получившие Допуск Речного Регистра РФ и соответствующие Сертификату Министерства связи, отличаются надежностью, дальностью сигнала и специальной защитой от воды.

На рынке лидируют компании, выпускающие рации различного назначения.

Список сформирован от более известных к менее известным маркам:

1. Motorola — лидер среди компаний, занимающихся производством раций различного назначения.

2. Megajet — выпускает лучшие радиостанции для автомобилей.

3. Roger — славится профессиональными и строительными рациями.

4. Yaesu — производитель универсальных радиостанций, с большой дальностью сигнала.

5. Midland — специализируется на радиостанциях для городских служб такси.

6. Vega — производит речные рации.

7. Icom — знаменитый производитель лучших морских раций.

Рекомендации:

Лучшие рации для использования за городом: для охоты и туризма

MOTOROLA GP340

MOTOROLA GP340

При внешнем минималистическом оформлении эта рация имеет полный комплект необходимых функций. Эта рация предназначена для работы в трех диапазонах частот: VHF4, UHF, LB.

Устройство оснащено передатчиком в 6Вт и передатчиком с чувствительностью 0,25 мкВ. Этот прибор отличается надежностью, он хорошо защищен от попадания воды и грязи, а также имеет корпус, способный выдержать падение с двухметровой высоты. Антенну производители сделали съемной, чтобы при необходимости ее можно было легко заменить. Рация запоминает 16 каналов связи и может работать в режиме ретранслятора. Аккумулятор, созданный с применением технологии Ni-MH, на автономной работе держит заряд 11 часов. Есть индикатор, сигнализирующий о том, что заряд подходит к концу.

Достоинства:

  • высокая мощность передающего устройства;
  • долговечность;
  • прочность.

Недостатки:

  • высокая цена;
  • в России устройство нужно регистрировать.

Такая рация может работать годами.

 

YAESU FT-60R

YAESU FT 60R 2

Это дорогая модель, практически не имеющая недостатков. Она работает в диапазонах: VHF и UHF.
Мощность ее передатчика 5 Вт. При общении на небольших расстояниях, ее можно уменьшать, чтобы сократить расход заряда аккумулятора. Рация имеет индикатор, показывающий уровень заряда и режим, обеспечивающий экономное потребление электричества. Режим сохранения заряда включается автоматически. Устройство способно отправлять сигнал на большие, в несколько километров, расстояния. Для переговоров на расстоянии нескольких километров может недоставать мощности встроенной антенны и нужно будет приобрести другую.

Устройство имеет прочный корпус, защищенный от влаги и пыли, который не разобьется на твердой поверхности, выпав из кармана. Монохромный дисплей рации подсвечивается. Так же имеют подсветку и резиновые клавиши управления. Есть регулятор, с помощью которого меняется частота. К рации можно подключить гарнитуру, чтобы сделать разговоры конфиденциальными. На рации устанавливается пароль, как на мобильном телефоне.

Достоинства:

  • защищенный прочный корпус;
  • мощный передатчик;
  • возможность использования гарнитуры;
  • бесперебойная работа.

Недостатки:

  • требуется регистрация в РФ.

 

MOTOROLA XTB446

MOTOROLA XTB446

Комплект раций предназначен для начинающих охотников и стоит сравнительно недорого. Но соответственно и ограничены функциональные возможности устройств. Рации работают в диапазоне PMR, а мощность передатчика только 0,5 Вт.

Этого достаточно, чтобы вести переговоры на расстоянии в несколько километров. На открытой местности рация ловит сигналы в радиусе 8км. Устройство может запоминать 8 каналов связи. Номер канала показывается на монохромном дисплее с подсветкой. Каналы переключаются с помощью кнопки.

Достоинства:

  • в комплекте два устройства;
  • не требует регистрации;
  • влагозащищенный корпус;
  • хороший радиус действия;
  • хорошо держит заряд.

Недостатки:

  • работа в одном диапазоне;
  • антенна не съемная;
  • корпус не очень прочный.

 

Лучшие профессиональные рации

MOTOROLA CP-040

MOTOROLA CP 040

Модель имеет 4 канала связи и мощный передатчик, позволяющий передавать сигнал в радиусе нескольких километров. Устройство предназначено для работы в диапазонах: VHF и UHF.

Рация поддерживает кодирование CTCSS, чтобы защищать конфиденциальность разговоров. Корпус изготовлен из металла. Он надежно защищает рацию от ударов, падения с высоты и попадания влаги. Поэтому такая рация подходит даже альпинистам и любителям экстремальных видов спорта.

Антенна съемная, при необходимости ее можно заменить. Аккумулятор NiMH рассчитан на 19 часов автономной работы. Пользователи характеризуют устройство, как отличную рацию для частных охранных предприятий.

Достоинства:

  • крепкий корпус из металла;
  • влагозащищенность;
  • возможность кодирования сигнала;
  • простота в эксплуатации;
  • мощный передатчик;
  • съемная антенна;
  • хороший аккумулятор, рассчитанный на длительное время автономной работы.

Недостатки:

  • высокая цена;
  • большие габариты и вес устройства.

 

ROGER KP-14

ROGER KP 14.jpg1

Компания Roger славиться на рынке своими рациями, которые пользуются популярностью у строителей. Также эти устройства часто используются там, где нет мобильной связи.

Это устройство, работающее в двух диапазонах LDP и PMR, имеет простое управление. Оно оснащено длинной антенной, которую легко можно заменять. Мощность передатчика всего 0,4 Вт, но этого достаточно, чтобы поддерживать хорошую связь в радиусе нескольких километров. Корпус выполнен из ударопрочного пластика с металлическим усилением шасси. Рация также защищена от попадания влаги. К устройству можно подключать гарнитуру.

Достоинства:

  • работает в двух диапазонах;
  • имеет хороший радиус действия;
  • прочный корпус;
  • защита от попадания влаги;
  • съемная антенна.

Недостатки:

  • непрочная система крепления;
  • высокая цена.

 

Лучшие автомобильные рации

MEGAJET MJ-600 TURBO

MEGAJET MJ 600 TURBO

Идеальная рация для водителей, занимающихся дальними грузоперевозками. Она может улавливать 220 каналов, работающих в диапазоне 26,965 — 27,855 МГц. Рация оснащена ЖК-дисплеем. Она хорошо выдерживает минусовые температуры.

Устройство имеет систему шумоподавления ASQ, устраняющую любые помехи в эфире. Мощнейший микропроцессор 3P8249XZZ-TWR9, изготовленный компанией SAMSUNG, гарантирует быструю работу аппарата.

Достоинства:

  • компактный размер;
  • хорошая мощность;
  • шумоподавление;
  • стильный дизайн;
  • есть возможность подключить внешний громкоговоритель.

Недостатки:

  • голос в исходящем сигнале передается не очень качественно.

 

MIDLAND ALAN 48 EXCEL

MIDLAND ALAN 48 EXCEL

Это мощная 400-х канальная мобильная рация для такси. У нее большая мощность передатчика, регулируется уровень шумоподавления и чувствительность микрофона. В рации есть функция ESP2, позволяющая принимать слабые полезные сигналы. Устройство может запоминать и вызывать из памяти два последних канала.

Достоинства:

  • всегда хорошо принимает и передает сигнал;
  • шумоподавление можно регулировать;
  • возможность принимать слабые сигналы.

Недостатки:

  • в инструкции нет русского языка;
  • трудно настраивать первый раз.

 

MEGAJET MJ-200+

MEGAJET MJ 200

Эта модель автомобильной радиостанции считается недорогой, но по качеству она не уступает многим известным дорогостоящим рациям. Устройство имеет энергонезависимую память и функцию двойного сканирования. Рация легко настраивается. Может принимать 120 каналов с российской и зарубежной сеткой частот. Рация имеет ЖК-дисплей, на который крупными символами отражается информация.

Достоинства:

  • энергонезависимая память;
  • можно плавно регулировать чувствительность прибора;
  • есть функция двойного сканирования.

Недостатки:

  • неудобные ручки-регуляторы;
  • шумодав трудно настраивать.

 

PRESIDENT TEDDY ASC

PRESIDENT TEDDY ASC

Это устройство идеально подходит для зарубежных поездок. Она принимает сигналы на всех европейских стандартных частотах. Рация оснащена ЖК- дисплеем. Информация на экран выводится крупными символами. Рация работает в СВ-диапазоне и имеет выносную автомобильную антенну. Устройство имеет фильтр для помех, поэтому качество принимаемого сигнала всегда на высоком уровне.

Достоинства:

  • чувствительный приемник;
  • большой диапазон частот;
  • легко настраивается и управляется;
  • сигнал не теряется.

Недостатки:

  • шумоподавитель не пропускает слабые сигналы.

 

MEGAJET MJ-650

MEGAJET MJ 650

Эту рацию чаще всего выбирают для коллективных поездок. Выходная мощность сигнала 8Вт. Устройство может работать на 240 каналах, используя шесть частотных сеток. Рация имеет энергонезависимую память. Есть функция, позволяющая выбрать 4 канала для быстрого доступа. Имеет систему шумоподавления ASQ. В устройстве предусмотрена кнопка для удобного перехода с европейской сети на российскую.

Достоинства:

  • хорошее звучание принимаемого сигнала;
  • качественное шумоподавление;
  • широкий диапазон частот;
  • легкое управление.

Недостатки:

  • на большой громкости резонирует корпус.

 

Лучшие речные и морские рации

Речная рация VEGA VG-304

VEGA VG 304

Судовые рации необходимы для поддержки межсудовой связи, получения сообщений от диспетчеров, а также для передачи сигналов бедствия. VEGA VG-304 соответствует всем требованиям, предъявляемым к речным рациям и стандарту IEC529 IP54-IP55. Она рекомендована к применению на речных судах Речным Регистром РФ.

Достоинства:

  • прочный корпус из поликарбоната с алюминиевым шасси;
  • небольшой вес;
  • есть дисплей с подсветкой;
  • защита от пыли;
  • не боится водяных брызг;
  • регулируемый шумоподавитель;
  • кнопка для сигнала бедствия;
  • активация голосом;
  • есть режим сохранения заряда аккумулятора.

Недостатки:

  • заряда хватает только на 8 часов.

 

ICOM IC-M304 – Морская радиостанция

ICOM IC M304

Рация не выходит из строя даже при погружении на полчаса под воду на глубину 1 метр.

Достоинства:

  • водонепроницаемый корпус, соответствующий требованиям стандарта IPX74;
  • увеличенный дисплей с большими символами;
  • есть 4 вида подсветки экрана;
  • система DSC, передающая координаты судна при экстренных вызовах;
  • новейший динамик Force5AudioTM;
  • встроенный шумоподавитель;
  • запоминание канала и вызов его одной кнопкой;
  • кнопка AquaQuake для автоматической очистки громкоговорителя от воды.

Недостатки:

  • не обнаружены.

 

Какую рацию купить

1. Для использования за городом больше всего подойдет рация Motorola GP340 работающая в 3 диапазонах частот. Ее чаще всего используют охотники и любители турпоходов.

2. Среди профессиональных раций лидирует Motorola CP-040, позволяющая кодировать сигнал.

3. Если вам нужна профессиональная рация для строителей, то лучшей среди них считается Roger KP-14.

4. Лучшая автомобильная рация MegaJet MJ-650. Она отличается отменным звуком принимаемого сигнала, хорошим шумоподавлением. У нее самый большой диапазон частот. Рация может работать, как в российской сети, так и в европейской.

5. Лучшим бюджетным вариантом является автомобильная рация MegaJet MJ-200+. Она проста в управлении, может ловить 120 каналов в российской и зарубежной сетке.

6. Для речных судов подойдет VEGA VG-304.

7. Для морского судоходства лучшей рацией станет Icom IC-M304.

Друзьям это тоже будет интересно

 

 

Хочешь получать актуальные рейтинги и советы по выбору? Подпишись на наш Telegram.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

vyboroved.ru

Автомобильные антенны для трассы и города, есть ли разница?

В интернете бытует несколько точек зрения на функциональное предназначение антенн гражданского диапазона. Один утверждают, что в городе или на трассе нужна длинная антенна, другие, что короткая, третьи, что все должно быть наоборот. Давайте разберемся с этим вопросом. Посмотрим, какие си-би антенны вообще бывают, что это значит для нас, и что с этим делать.

Читая различные форумы и паблики посвященные гражданской радиосвязи, невольно даешься диву, сколько разнообразных и зачастую противоречащих друг другу мнений может находится в головах у людей. В итоге, эти мысли обличенные в слова и набитые на клавиатуре ПК или смартфона отправляются на ресурсы всемирной паутины, где своим появлением и длительным существованием способны внести смуту в неподготовленные умы неофитов гражданской радиосвязи. О чем собственно речь? А речь о вопросах, какая антенна лучше, длинная или короткая, какая лучше в городе или на трассе?  Давайте разбираться.

Вообще, изначально статья задумывалась как краткое объяснение почему та или иная антенна лучше и в каких условиях, но потом плохоконтролируемый творческий порыв автора превратил короткую заметку в большой ликбез. 🙂

Длинные или короткие?

Для начала давайте проклассифицируем антенны по размеру. Автомобильные антенны для гражданского диапазона существуют самого разного размера. От 20см в длину до 2,7м. Всем известно, что длина волны гражданского си-би диапазона составляет 11 метров. Наиболее эффективными считаются антенны длиной 5/8 длины волны (6,8м), 1/2 длины волны (5.5м), это стационарные варианты. На автомобиль их особенно не поставишь, разве что только на стоянке (есть и такие варианты).

Фото взято с drive2 от товарища alnair

Далее у нас идет 1/4 длины волны (2.7м) это самая длинная си-би антенна которую человек разумный (а может уже и не очень :-)) способен установить на свой автомобиль. Соответственно эта антенна является самой эффективной из тех, что можно установить на машину.

Фото взято с drive2 от товарища BogES. Красной стрелкой указан кончик антенны

Четверть же является самой широкополосной из всех автомобильных си-би антенн (полоса по КСВ=2 около 4-5МГц), что позволяет использовать весь потенциал современных радиостанций на 100%.

Однако не все являются энтузиастами связи, и городить на крыше машины «троллейбусные рога» под два с половиной метра нужно далеко не всем. Тем более, что с практической точки зрения это не всегда удобно, такая длинная антенна будет задевать все нижние ветки деревьев, мосты, ж-д переезды и прочие низко висящие предметы даже будучи установленной на легковом автомобиле. И если энтузиастам нужна максимально эффективная связь, и они готовы мириться с грохотом в салоне от бренчащей по веткам антенны, обычные пользователи зачастую к этому совсем не готовы.

Спрос рождает предложение. Производители, маркетологи и разработчики антенн которые не прогуливали в школе физику, задумались, можно ли уменьшить размеры антенны? Оказывается, можно, но есть нюанс. При уменьшении размера антенны падает ее эффективность, а также уменьшается ширина рабочей полосы частот. Это та самая плата за уменьшение размера. Допустим, что обычному, законопослушному гражданину не требуется ширина полосы сверх разрешенных 440 кГц (26.965 – 27.405 МГц). Но как быть с эффективностью? Она в любом случае будет уменьшатся и тем больше, чем дальше мы отдаляемся от резонансного размера антенны в 1/4 длины волны. Все это относится именно к верхнему участку коротких волн, где и находится си-би диапазон. Сильно ли будет падать эффективность? Да, сильно и причем это будет происходить не линейно (уменьшили антенну в два раза, эффективность упала в два раза), а по характеристике близкой к экспоненциальной.

Кратко упомянем и УКВ, поскольку многие задают вопрос, почему у полиции и других служб антенны такие короткие, а связь такая хорошая?

Так вот для УКВ все намного проще и удобнее, поскольку длина волны на УКВ значительно меньше чем на Си-Би. Если мы возьмем, скажем, длину волны 2 м (~150 МГц) или 70 см (~430 МГц), то там антенны в 1/4 длины волны (длина антенны 50 см и 17 см) или даже в 5/8 длины волны (длина антенны 125 см и 43 см) – обычное дело, поскольку размеры антенного полотна будут не столь велики для установки на автомобиле, и в таком случае можно не жертвовать эффективностью, сверх меры укорачивая полотно антенны. С более короткими длинами волн есть свои нюансы и особенности, но про них как-нибудь в другой раз. Кстати, на УКВ тоже есть гражданские диапазоны, это LPD и PMR.

Ширина полосы

У широкополосных и у узкополосных антенн есть свои преимущества. Широкополосные антенны хорошо принимают и передают сигналы во всем диапазоне частот радиостанции, это же качество является их минусом, поскольку такая антенна на вход радиостанции подает больше шумов и помех с соседних, смежных, частот входящих в рабочий диапазон антенны. А если учесть, что динамический диапазон си-бишек довольно мал, на сильно зашумленном эфире это будет сказываться негативно на общем качестве приема, так что в уменьшении ширины полосы есть и свои плюсы. Уменьшение полосы благотворно сказывается на поведении радиостанции за счет того, что узкополосная антенна выполняет роль т.н. преселектора сигнала, своеобразного фильтра и не гребет помехи с эфира в диапазоне 5МГц, что повышает качество принимаемого сигнала на частотах настройки. Но узкополосные си-бишные антенны, как правило, низкоэффективные и имеют большие потери, как на прием, так и на передачу. И если на прием, этот недостаток в какой-то степени может скомпенсировать система автоматической регулировки усиления приемника радиостанции, то на передачу это можно скомпенсировать только увеличением выходной мощности передатчика, что не всегда возможно.

В любом случае, старое радиолюбительское правило до сих пор верно: лучший усилитель, это антенна!

Каким образом уменьшают размеры антенн

Конструкций си-бишных, да и не только си-бишных, антенн существует великое множество. Однако надо выделить несколько основных групп по типу уменьшения излучателя. Суть тут в том, что часть антенны длиной 1/4 длины волны скручивают в спираль тем самым уменьшая физический размер антенны, сохраняя при этом электрический. Проще всего среди автомобильных антенн выделить 4 типа:

  1. Антенны с удлиняющей катушкой в основании (обычное согласование и автотрансформаторное)
  2. Антенны с удлиняющей катушкой в центре антенного полотна
  3. Антенны спиральные
  4. Антенны емкостного типа

Антенны с удлиняющей катушкой в основании. Т.н. Bottom Loaded CB Antennas. Самый распространенный вариант укорочения штыревых антенн, к таким антеннам относится, например: Lemm AT-2001 Turbo, Alan 9+, Sirio P-1000, Optim ML-145 им подобные.

Суть в том, что удлиняющая катушка находится в основании антенны, такой вариант обладает меньшей эффективностью по сравнению с антеннами, у которых удлиняющая катушка находится в центре полотна, но он более надежен и прочен в повседневной эксплуатации. Антенны обладают достаточно широкой рабочей полосой частот. Внутри этого типа антенн можно выделить еще два подтипа по способу согласования, это антенны с автотрансформаторным согласованием и без, но про это ниже.

Антенны с удлиняющей катушкой в центре антенного полотна. Т.н. Center Load CB Antennas. Не распространенный у нас вариант антенн. Такие антенны наиболее популярны у водителей грузовиков в США. У этих антенн удлиняющая катушка находится в центре антенного полотна или немного смещена в нижнюю часть.

Такой вариант компоновки обладает меньшими потерями на прием и передачу, по сути, это самый эффективный вариант укорочения антенны после четвертьволновой антенны, но при этом такие антенны обладают меньшей прочностью в повседневной эксплуатации и требуют особого подхода в установке. К таким антеннам относятся: Monkey Made MM-9, Wilson 2000, Hustler Trucker CB Antenna, Cobra High Gear и им подобные. У нас практически не встречаются. Исключение составляет Optim CB-60. Эти антенны также обладают достаточно широкой рабочей полосой частот.

Антенны спиральные. У этих си-бишных антенн излучатель целиком выполнен в виде манганиновой спирали намотанной на стеклопластиковое или гибкое основание.

Такие антенны обладают достаточно низкой эффективностью в силу больших потерь (большая часть подаваемой в антенну энергии выделяется в виде тепла, по сути, на передачу мы греем воздух), но такие антенны обладают узкой полосой и могут выступать в качестве хорошего преселектора-фильтра. Также к плюсам этих антенн можно отнести их физический размер от 20 до 100см. А таким антеннам  относятся: всем известная Sirio T3-27, Optim CB-82, Sirio DELTA 27, Fire Stik Antenna и им подобные. Такие антенны обладают узкой полосой частот, до 0,5МГц, что позитивно сказывается на качестве приема, но из-за низкой эффективности это преимущество не всегда очевидно.

Антенны емкостного типа. Самый, пожалуй, не распространенный вариант антенн для си-би связи, представляет из себя открытый колебательный контур возбуждающий кузов автомобиля на резонансной частоте.

Такая антенна обладает самыми компактными размерами, сверх узкой полосой рабочих частот, но очень капризна в настройке, которая довольно быстро сбивается от вибраций, что ведет к быстрому росту КСВ и уходу рабочей частоты. К качественной связи отношения не имеют, но тем-не менее как-то работают, создавая у хозяев ощущения наличия связи. Зато их собратья с диапазонов 2м и 70см, вполне имеют право на жизнь. К таким антеннам относятся си-бишные антенны фирмы Триада.

Надеюсь, что внес некоторую ясность в то, что в общем виде из себя представляют си-бишные автомобильные антенны. Безусловно, я сознательно исключил из этой классификации ряд моментов дабы не расширять и без того огромное многообразие параметров. Антенны также можно проклассифицировать по типу согласования, по типу связи с противовесом и ряду других параметров которые также влияют на эффективность, но с ними мы разберёмся попозже.

Магнитка или врезка?

Если коротко, то, что касается антенн на магните, бытует мнение, что они работают хуже, чем антенны врезные. В общем виде это действительно так. Магнитки предназначены для временной радиофикации автомобиля! И, скажем, если вам связь нужна пару раз в год, съездить на юг или еще куда, то антенна на магните это Ваш выбор. Если связь нужна чаще, то тут стоит задуматься о врезке в кузов автомобиля или об установке врезной антенны на кронштейн.

Что до эффективности и помехозащищенности магниток, то здесь сказывается отсутствие гальванической связи (прямого контакта) с кузовом автомобиля. Дело в том, что антенны на магнитном основании сообщаются с кузовом автомобиля через емкостную связь. Емкость образуется между крышей автомобиля и магнитной подошвой антенны, тем самым обеспечивается связь с т.н. «массой» или противовесом. Также важным параметром является длина кабеля антенны (~3.9м) который менять крайне не желательно. И все это работает, но такая система в большей степени подвержена влиянию помех порождаемых бортовой сетью автомобиля или какими-то внешними факторами. Фактически антенна на магните собирает больше шумов, чем аналогичная врезная антенна. Зависимость эта ситуативная, в разных обстоятельствах может проявляться в большей или меньшей степени, все индивидуально. На передачу эффективность исправной антенны на магнитном основании и аналогичной врезной антенны отличаются незначительно.

Эффективность антенн

Теперь, разобравшись с общей классификацией, давайте посмотрим, что влияет на эффективность работы антенн.

Главным образом, при прочих равных условиях, эффективность антенн страдает из-за потерь в системах согласования. И чем более замороченная эта система (говоря простым языком), тем ниже эффективность. По эффективности, и исходя из списка выше, антенны можно проклассифицировать так (классификация приблизительная и основана на моем опыте):

  1. Четверть (1/4 длины волны) 2.7м
  2. Антенны штыревые более 2м и 2м включительно с катушкой по центру полотна (для РФ редкость)
  3. Антенны штыревые до 2м с катушкой в основании
  4. Антенны штыревые до 1,5м с катушкой по центру полотна (для РФ редкость)
  5. Антенны штыревые до 1,5м с катушкой в основании
  6. Антенны штыревые до 1м с катушкой в основании
  7. Антенны спиральные до 1м
  8. Антенны штыревые до 70см с катушкой в основании
  9. Антенны спиральные до 70см
  10. Антенны спиральные до 50см

То есть, в общем виде можно утверждать, что чем длиннее антенна, тем лучше одна работает. Однако не все так просто и встречаются исключения. Есть ряд нюансов влияющих на поведение антенн и зачастую не видимых для обычного пользователя. Зачастую эти моменты встречаются в сегменте самых дешевых антенн. Так, например, среди антенн длиной 1,5-1,8м встречаются антенны, у которых эффективность ниже антенн длиной 1м вследствие того, что согласующая катушка этих антенн намотана очень тонким проводом, который сводит эффект от наличия длинного полотна на нет. Вроде бы и антенна длинная, а толком не работает.

Также встречается, что в дешевых антеннах оплетка комплектного кабеля выполнена не из меди, а из омедненной стали (притягивается магнитом), что тоже влияет на общее количество потерь и эффективность не позитивно.  Качество дешевых антенн, пусть и длиной 1,5м оставляет желать лучшего. Они иногда ломаются в руках, долго в принципе не ходят. И, кстати, именно эти антенны приносят наибольшую прибыль производителям, поскольку подобные сломанные антенны никто не чинит, поскольку чинить там, как правило, нечего, а идут в магазин за новой проклиная чертов Китай.

Система согласования

Также надо отметить, что антенны с автотрансформатроной системой согласования (с двумя катушками «холодной» в основании антенны и «горячей» в основании штыря) работают лучше аналогичных по длине антенн с обычной  системой согласования из-за того, что у них как раз-таки присутствует вторая, холодная, катушка в основании антенны замыкающая антенну на кузов по постоянному току, что при правильной установке стабилизирует антенную систему и защищает ее от статики.

Антенны с автотрансформатроной системой согласования более эффективны, но более требовательны к точке установке и настройке, в отличие от антенн с «одной катушкой», которые менее требовательны к точке размещения и часто их можно согласовать хоть с мусорным бачком. 🙂 В отличие от антенн с двумя катушками, «однокатушечные» антенны собирают статику из атмосферы и боятся касания контактной сети троллейбусов и трамваев. Касание такой антенной контактной сети неминуемо приведет к выходу из строя радиостанции.

Так что эффективность антенн, штука весьма многофакторная и не такая простая, как может показаться на первый взгляд, что, часто для простого обывателя затрудняет анализ информации при выборе антенны, а также порождает кучу разных «авторитетных» мнений на форумах.

Город или трасса

Собственно, с чего и была начата статья, какая же антенна лучше для города или для трассы? Длинная или короткая? Вопрос тоже не так прост, как может показаться на первый взгляд. Длину и эффективность антенны следует выбирать из задач, которые мы будем решать при помощи радиосвязи.

Город

Давайте подумаем, какие факторы могут нам помочь или наоборот помешать работать в эфире находясь в городской черте. Если вы собрались в большей степени слушать эфир и меньше выходить на передачу, то с точки зрения наличия в городе большего количества помех, лучше иметь короткую антенну, поскольку она обладает меньшей рабочей полосой частот, и не будет собирать много лишнего эфирного мусора, вследствие чего нам будет комфортнее слушать эфир. Обладая достаточно низкой эффективностью такая антенна будет собирать меньше шумов и меньше действовать на нервы постоянными открытиями шумоподавителей. Также короткая антенна удобна при заездах на паркинги, в гараж и прочие помещения с низкими потолками. Однако, также надо помнить, что наличие в эфире вредных помех и не эффективной антенны делает затруднительным передачу сигналов и получается, что мы вроде бы отгородились от вредных помех узкой полосой и слышим немного лучше, но передать информацию нам стало довольно трудно, если вдруг нам это потребовалось. В принципе, в городе это не страшно, поскольку оперативная радиосвязь в условиях цивилизации простому гражданину обычно не нужна. Также надо помнить, что в городе явление интерференции гораздо более выражено, нежели на трассе и наличие эффективной антенны может помочь, хоть и не значительно, вытаскивать слабые сигналы из эфира, поэтому длинная и эффективная антенна в городе вполне себе имеет место быть. И если ваша задача не только слушать, но еще и говорить что-то в эфире (например, общаться в авторадиоклубе), то длинная антенна это ваш выбор, опять же с поправкой на некоторые неудобства. За все приходится платить.

Трасса

Что касается трассы, то тут тоже все довольно неоднозначно, поскольку на трассе люди при помощи связи зачастую решают разные задачи, но каждый почему-то думает, что его задачи самые важные и являются приоритетными для всех, поэтому вот такие вот антенны для моих задач подходят, а другие не существенны, отсюда и полярные мнения на форумах и в пабликах.

На трассе, как правило, уровень помех достаточно низкий, сказывается удаленность от города и промышленных зон (не берем периоды высокой солнечной активности или какие-то техногенные помехи), поэтому специально отгораживаться узкой полосой которую нам обеспечит короткая антенна, смысла нет.

Если мы говорим о грузовиках, то надо сказать, что короткие врезные антенны, настроенные на один канал (условно), на трассе, будучи установленными на высоких кабинах работают довольно не плохо. Аналогичные же по размеру короткие антенны, установленные на легковушку, работают куда как хуже, главным образом из-за высоты установки. Поэтому на грузовики имеет смысл ставить короткие спиральные антенны с врезкой в крышу, т.е. максимально высоко поднимая их над дорогой. А на легковые автомобили имеет смысл устанавливать длинные антенны, опять же для компенсации низкой точки установки. Длинная антенна на грузовике будет работать роскошно, но до первого низколетящего бревна, пролета моста или еще какого-нибудь твердого препятствия. 🙂 Подробнее о требованиях к установке антенн можно почитать тут.

Какие задачи можно решать на трассе с помошью связи?

Ну, во-первых, и даже, наверное, в главных, это оперативная радиосвязь (опять же не берем крайности типа: «топливо продать и на х#й послать», хотя для кого-то это тоже актуальные задачи). Напомню, что гражданская радиосвязь в автомобиле, это связь обеспечивающая обмен оперативной информацией о том, что происходит на дороге. Я уже неоднократно писал, но повторюсь, оперативной радиосвязью можно назвать связь на 5-8км! Почему это так? Все очень просто. Получая такую информацию у вас должно быть время ее обдумать (почесать попу, поковырять в носу)  и принять решение.

Давайте разберем пару ситуаций, в которых связь на 5-8 километров куда как выгоднее, чем на более короткие дистанции.

  1. Двигаясь по трассе со скоростью, допустим, 100км/ч, мы проезжаем километр примерно за полторы минуты. То есть, допустим, услышав информацию о пробке за 2-3 км у нас будет примерно 4 минуты на принятие решения. Фактически мы просто не успеем среагировать и с высокой вероятностью упремся в эту самую пробку не успев ничего сделать. С другой стороны, если бы мы услышали информацию о пробке за 8 километров, у нас было бы гораздо больше пространства для маневра и времени около 12 минут. Есть разница?
  2. Вторая ситуация связана с менее приятными обстоятельствами. Допустим у нас что-то случилось с машиной, и мы встали на трассе в какой-нибудь глухой местности. На оживлённых трассах это не столь критично, а вот в глуши или на северах очень даже. Хорошая связь в таких условиях это не прихоть, а способ выжить. И если нас будут слышать за 2-3 километра, то не факт, что этого будет достаточно для того чтобы позвать на помощь или сообщить о происшествии.

И таких примеров можно привести массу. Поэтому, все заявления о том, что мне связь нужна по принципу «кого вижу того и слышу», «я затянул шумодав чтобы слышать только тех кто рядом» или на 2-3км, это цифры, что называется, «не от хорошей жизни», а от личного раздоблайства шоферов, и «притрассовых радистов», а также отсутствия производственной дисциплины ставшей на трассе, уже, увы нормой. Многие водители не следят за состоянием своего связного оборудования, антенны, радиостанции. Как-то работает и ладно. Явление это носит настолько массовый характер, что приобрело статус нормального. Также масла в огонь этого безобразия подливает засилье рекламы в эфире и раз в 8-11 лет активация дальних прохождений (про это  можно послушать и почитать тут). Многие просто не хотят слушать рекламу или шумы и затягивают шумодавы ну или ставят, как это не парадоксально, короткие антенны, дабы не слышать все это за 10 километров, поскольку рекламщики ставят базовые антенны с усилителями перекричать которые зачастую просто невозможно. Так вот, господа, это не нормально!!! Начиная от раздолбайства и заканчивая рекламой (с дальними прохождениями, увы, ничего не поделаешь, природа-с).

Итого

Если резюмировать все вышеизложенное, то лично мое мнение на данный момент таково и обычно я даю вот такие рекомендации:

  1. Если вы обычный водитель легковушки и связь вам нужна пару раз в год, съездить по трассе на юг и быть в курсе того, что происходит на дороге дальше пределов видимости, то ваш выбор это антенна на магните длиной 1,5м. Например Big Optim или Sirio ML-145 (список можно продолжить).
  2. Если вы обычный водитель легковушки и связь вам нужна чаще чем 2-3 раза в год, то имеет смысл задуматься над установкой врезной антенны (отверстие в крыше или кронштейн, это по ситуации). Антенны при этом желательно ставить тоже не короткие от 1,5м. Например Optim CB-1000, Union CB Phobos, Sirio Performer P-800, P-1000, P-5000 (Turbo), Optim CB-2001 (список можно продолжить).
  3. Если вы водитель легковушки и хотите временно радиофицировать своего товарища для связи в колонне для совместной поездки куда-нибудь, то используйте короткие спиральные антенну на магните типа T3-27 и им подобные.
  4. Если вы водитель грузовика и вам нужна нормальная радиосвязь, то используйте антенны короткие спиральные, типа Т3-27 врезав их в крышу! На магните такие антенны работают хуже, почему так, я писал выше. Также допускается, в силу особенностей конструкции кабины практически любого грузовика, устанавливать антенны с обычной системой согласования, одной катушкой (помня о требованиях к размещению антенны), например Alan 9+ и им подобные. Таким образом, связь будет не самая лучшая из возможных, но она будет.
  5. Если вы водитель грузовика, но вам нужна самая лучшая радиосвязь, то ставьте антенну длиной 1,5 метра и больше с автотрансформаторной системой согласования в соответствии с требованиями, но все ветки и ограничители высоты, а также провода контактной сети троллейбусов и трамваев будут вашими. 🙂 Бояться касания контактной линии не стоит, если вы используете антенну с автотрансформаторной системой согласования!

Также не стоит связываться с дешевыми антеннами младших моделей (не гонялся бы ты поп за дешевизной). Почему так, я писал выше, ничего кроме «геморроя» вы с ними не получите.

Дорогая же антенна прослужит вам годы при правильной подготовке, установке, настройке и уходе. По моим представлениям, дешевые антенны стоит покупать, только для временной радиофикации, когда совсем уж ничего нет, или нужно срочно радиофицировать машину и продать ее с рацией.

Стоит также помнить, что любые антенны перед установкой следует подготовить, дабы существенно увеличить сроки их службы. Почитать про это можно тут.

Также надо понимать, что любая установка оборудования связи на автомобиль, как показывает практика, уникальна, поскольку зачастую все упирается во внутренний монолог водителя не особенно соображающего в области радиосвязи. Примерно так:

«Я не хочу ставить антенну так, я поставлю ее вот так, так тоже можно? За кабину запихну, между фурой и кабиной, у дафов вон с завода так. Так можно? Низко? Не настроится, будет плохо работать? Надо ставить выше? Не, ну как вы говорите я не хочу, это некрасиво (неудобно, непрактично … Что? Плохо будет? Рация сгорит? А может не сгорит? Ну и ладно, зато будет удобно и я не буду как (троллейбус, трамвай, сумасшедший Вася радиолюбитель). Связь будет кого вижу того и слышу? Ну, это меня устраивает, у нас все так катаются и ничего».

Соответоственно результаты работы подобной установки тоже будут отличаться друг от друга и иногда весьма радикально!

Немного о проверке качества связи

Этому можно было бы посвятить отдельную статью, но в коротком варианте я распишу рекомендации здесь.

  • Для проверки качества связи после установки и настройки НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ 15 КАНАЛ! Это, казалось бы, самое очевидное, проверять связь там, где она будет использоваться, но в текущих условиях, и на данный момент это не правильно и вот почему! На данный момент, это равносильно проверке слуха в функционирующем кузнечном цехе. Почему это так, я рассказывал здесь.
  • Попросите товарища, или найдите кого-нибудь в 15 канале и договоритесь отойти его на любой другой не занятый канал. При выборе канала ориентируйтесь по количеству помех (по S-метру или на слух), чем их будет меньше, тем лучше.
  • Переключитесь сами и попросите корреспондента переключиться в частотную модуляцию (FM) и только после этого можете тестировать связь. После проверки в FM переключитесь в AM и проверьте качество связи в AM. Уверяю, если вы все сделали правильно, результат вас порадует. Суть тут в том, что отходя на другой канал вы, во-первых, никому не помешаете, а во-вторых никто не помешает вам. На других каналах редко кто сидит, там нет рекламы и вредных помех там, как правило, меньше.
  • Убедившись, что все работает в другом канале, возвращаемся в 15 канал и проверяем связь там. Понимаем, что в 15 канале все хуже, чем в другом, успокаиваемся и работаем, понимая, что мы все сделали правильно, а остальное уже не в наших силах.

Фактически в 15 канале проверять связь последнее дело, поскольку никто вам толком не ответит, люди работают, им некогда, либо ответят, что слышат на пятерочку (что несет в себе смысловой нагрузки чуть больше чем нифига).

Надеюсь, что мой труд не пропадет зря и в этой статьей я внес некоторую ясность в этот вопрос. Можно ли с этим что-то сделать? Да, но это тема для другой статьи.

PS: В статье использованы изображения с разных источников. Где-то поставил ссылки, где-то не смог найти первоисточник (графики), если узнаете, напишите в комментариях, укажу. Если найдете грамматические ошибки,  тоже пишите, поправлю, давно не писал статей. 😉 Возможно пора вернуться к этому формату.

Всем удачи, 55, 73!

Нашли что-то полезное? Поделитесь с друзьями!

radiochief.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о