Как работает гибрид Toyota — Автоцентр.ua
Гибрид модели Toyota Prius за три ее поколения успели настолько усовершенствовать, что сегодня этот силовой агрегат можно встретить и в ряде более популярных массовых моделях Toyota. Так в чем же конструктивные ноу-хау тойотовского гибрида?
Гибридный силовой агрегат Toyota включает в себя ДВС, два электромотора и планетарный механизм.
Конструкция
Гибридная силовая установка Toyota Prius представляет собой последовательно-параллельную конструкцию (комбинированная), в которой крутящий момент на колеса может передаваться от двигателя внутреннего сгорания напрямую и от тягового электромотора в любых пропорциях. Для реализации работы по такой схеме в конструкцию силовой установки был внедрен, так называемый, делитель мощности. Это планетарный механизм с четырьмя шестернями-сателлитами. К наружной шестерне этого механизма подключен тяговый электродвигатель. Так же она непосредственно связана с главной передачей, которая передает крутящий момент к межколесному дифференциалу и далее на колеса. Четыре сателлита в этой конструкции подключены к двигателю внутреннего сгорания, т.е. их оси вращаются вокруг оси центральной солнечной шестерни. Последняя, в свою очередь, связана с управляющим мотор-генератором. Чтобы понять, как эта конструкция работает, следует по отдельности рассмотреть режимы ее работы.
Расположение основных и вспомогательных элементов гибридной силовой установки Toyota Prius.
Общий принцип работы
Начальный разгон машине обеспечивает тяговый электромотор-генератор MG2. Он вращает внешнюю шестерню планетарной передачи, через которую момент передается на колеса. Когда мощности тягового электромотора становится недостаточно, в работу вступает бензиновый двигатель. При этом он работает в самом экономичном режиме. Вращая шестерни сателлиты, приводятся в действие как наружная шестерня, так и внутренняя, солнечная, которой управляет мотор-генератор MG1. И именно от поведения MG1 зависит на сколько усилие ДВС передастся на колеса, иными словами это называется «формирование передаточного числа трансмиссии».
Очень гибкое распределение крутящего момента в гибридной силовой установке Toyota обеспечивает планетарный механизм.
Так же MG1 отвечает за подзарядку батареи в любом режиме (даже стоя на месте) и за запуск двигателя, что делает систему очень гибкой, вне зависимости от режима эксплуатации. Благодаря этому инженерам Toyota удалось получить универсальную систему распределения крутящего момента, которая максимально оптимально распределяет энергию, полученную при сгорании топлива в ДВС. Эта система так же обладает уникальной механической надежностью, поскольку управление крутящим моментом происходит по проводам, минуя традиционное множество сложнейших механических и гидравлических узлов.
ДВС
Делая эко-мобиль с очень умной силовой установкой инженеры Toyota серьезно подошли и к выбору двигателя внутреннего сгорания. Он, как и в целом автомобиль, разработан для максимальной экономии топлива. А так как эта характеристика напрямую зависит от коэффициента полезного действия мотора, т.е. от эффективности использования теплоты сгораемого топлива, было принято решение создавать ДВС, работающие по циклу Аткинсона. В данном моторе, в отличии от двигателей, работающих по циклу Отто, сжатие начинается не в начале хода поршня вверх, а чуть позже, поэтому часть топливо-воздушной смеси выталкивается обратно во впускной коллектор. Благодаря этому удается увеличить рабочий ход, чем увеличивают время использования энергии давления расширяющихся газов, т.е. повышают КПД мотора с соответствующим снижением расхода топлива. Цикл Аткинсона в гибридах более актуален по причине работы ДВС в данной конструкции в более узком диапазоне оборотов.
Во время торможения один из электродвигателей начинает работать в режиме генератора, подзаряжая АКБ.
В последнем 4-м поколении Toyota Prius используется 1,8-литровый бензиновый двигатель, мощностью 98 л.с.. В Toyota Yaris Hybrid применен 1,5-литровый двигатель, мощностью 75 л.с., в модели Auris – 1,8-литровый 99-сильный ДВС, и в последней новинке Toyota RAV4 Hybrid использован 2,5-литровый ДВС мощностью 155 л.с. Суммарная мощность силовых установок этих гибридов составляет, соответственно, 122 л.с., 100 л.с., 136 л.с., 197 л.с.
Стоит отметить, что инженеры Toyota продолжают совершенствовать конструкцию ДВС, работающего по циклу Аткинсона. На данный момент уже выпускаются моторы с тепловым КПД (коэффициент полезного действия), который достигает 40%. Ранее этот показатель для данных моторов составлял 38 %, а для ДВС, работающих по циклу Отто – еще меньше. Более высокий коэффициент полезного действия означает более эффективное использование тепла, выделяемого при сгорании топлива. Соответственно, удельная мощность и экономичность новых гибридных агрегатов Toyota стали еще выше.
Кстати, понятие «холостого хода двигателя» у гибридов Тойота отсутствует. Если блок управления запустил мотор, это означает что: либо заряжается батарея, либо прогревается ДВС, либо обогревается салон, либо автомобиль движется.
Электромоторы
В конструкции гибридной силовой установки Toyota используется два электромотора – управляющий мотор-генератор (MG1) и тяговый мотор-генератор (MG2). Мощность тягового электромотора:
Yaris Hybrid – 45 кВт, 169 Нм;
Auris Hybrid – 60 кВт, 207 Нм;
Prius – 56 кВт, 163 Нм;
RAV4 Hybrid – 105 кВт, 270 Нм; задний электромотор – 50 кВт, 139 Нм;
Кстати, управляющий мотор-генератор в данной конструкции выполняет и функцию стартера. Это позволило исключить из конструкции ДВС классический стартер, которые в случае с ДВС, работающими по циклу Аткинсона не могут запускаться на низких оборотах (у обычных ДВС Отто – 250 об/мин). Данный агрегат для запуска нужно «раскрутить» до оборотов не менее 1000, что и делает управляющий мотор-генератор.
Электроника
За обеспечение работы гибридной силовой установки Toyota отвечают еще ряд систем. Это преобразователь напряжения (инвертор), 520В / 600В / 650В. В него входит бустер, инвертор преобразователь постоянного тока в постоянный ток 14 вольт (для питания бортовой сети, DC/DC) и жидкостная система охлаждения. Последняя нужна для создания наиболее благоприятных условий работы электроники. Она работает с наибольшей производительностью и наименьшими потерями при комнатной температуре (порядка 20 градусов Цельсия). Поскольку инвертор оборудован мощными каскадами транзисторов – они требуют быстрого отвода тепла. Этого же требуют и электромоторы в трансмиссии. Для этого к инвертору и трансмиссии подведена жидкостная система охлаждения, температурный диапазон которой гораздо ниже, чем нормальный температурный диапазон двигателя внутреннего сгорания.
Аккумуляторы
На борту гибридов Toyota установлено два типа аккумуляторных батарей. Одна основная никель-металл-гидридная, которая в разных моделях может иметь разную характеристику:
Yaris Hybrid – 120 ячеек, напряжение – 144 В, емкость – 6,5 А/ч;
Auris Hybrid – 168 ячеек, напряжение – 201,6 В, емкость – 6,5 А/ч;
Prius – 168 ячеек, напряжение – 201,6 В, емкость – 6,5 А/ч;
RAV4 Hybrid – 204 ячейки, напряжение – 244,8 В, емкость – 6,5 А/ч;
Батарея имеет собственную систему охлаждения.
У подзаряжаемых гибридов (имеется ввиду Prius PHV) применяется литий-ионная батарея на 95 ячеек с напряжением 351,5 вольт и емкостью 25 А*ч и вспомогательная на 12 вольт (35 А/ч, 45 А/ч, 51 А/ч).
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
www.autocentre.ua
ТОП-10 плагин-гибридов с наибольшим запасом хода на электротяге — рейтинг PHEV
На сегодняшний день плагин-гибриды это наилучшая альтернатива топливным автомобилям, которая поможет сохранить привычный комфорт передвижения на любые расстояния, сократив при этом потребление топлива и выбросы вредных веществ. Однако современные плагин-гибриды любят еще за одну особенность —
С этой целью мы решили представить топ-рейтинг плагин-гибридов с самыми высокими показателями дистанции чистого электро пробега.
Рейтинг сформирован по восходящей, единственный критерий оценки — запас хода в километрах на чистом электричестве по стандарту «Американского агентства по защите окружающей среды» — EPA.
Ford Fusion Energy Plug-in Hybrid
Подзаряжаемый гибрид Ford Fusion — это довольно большой седан, который предлагает характерное для подобных габаритов пространство в салоне, с удобной посадкой пассажиров на обоих рядах сидений, с достаточным запасом места для ног и над головой. Комфорт передвижения удачно сочетается с экономичностью трансмиссии состоящей из электрического и бензинового двигателя, которые совместными усилиями сокращают потребление топлива на 70% в сравнении с обычным Fusion. В чистом электрическом режиме Ford Fusion Energy Plug-in Hybrid способен преодолевать 33 километра, что не так уж и мало для автомобиля его размеров.
Mitsubishi Outlander PHEV
Данная автомобиль — это первый подключаемый к электросети внедорожник, который доказал что данная технология эффективна и работает на отлично. Он долго оставался ориентиром для других производителей кроссоверов и продолжает быть актуальным уже спустя несколько лет после премьеры.
Это большой автомобиль, габариты которого позволили разместить гибридную трансмиссию без ущерба для пассажирского и грузового пространства. Гибридный силовой агрегат Mitsubishi Outlander PHEV более совершенен, чем дизельные аналоги, как по производительности, так и по эффективности эксплуатации.
Toyota Prius Prime
Toyota Prius четвертого поколения в версии плагин-гибрида — один из самых убедительных подключаемых автомобилей на рынке, благодаря своему дизайну, улучшенным техническим характеристикам и низким эксплуатационным расходам. Даже несмотря на то, что соперники предлагают больший запас хода, Toyota Prius Prime способна использовать весь потенциал АКБ фактически без ограничения скорости для езды на чистой электрике. Автомобиль может проезжать все доступные 40 километров на скорости до 135 км/ч, при этом разные режимы привода позволяют вам устанавливать приоритет заряда батареи и заряжать ее с помощью топливного двигателя. Доступная в опциях крыша из солнечных панелей, в погожий день дополнительно увеличивает запас хода на 5 километров.
Kia Niro Plug-in Hybrid
Kia Niro Plug-in Hybrid обладает довольно впечатляющими характеристиками эффективности и производительности. Обладая чистым диапазоном пробега на уровне 42 километров, в общей сложности этот небольшой кроссовер способен предложить 900 километров запаса хода в режиме полный бак + 100% АКБ. Ко всему автомобиль отлично управляется, предлагает современное техническое оснащение, просторный салон, вместительный багажник.
Hyundai Sonata PHEV
Тип кузова | Седан |
Мощность электродвигателя | 50 кВт |
Емкость аккумулятора | 9.8 кВт•ч |
Запас хода на электротяге (ЕРА) | 43 км |
Разгон 0-100 км/ч | 7.7 c |
Максимальная скорость | 198 км/ч |
Данный автомобиль отличный вариант для тех, кто ищет седан, способный предложить больше внутреннего пространства и комфорта, чем модель Hyundai Ioniq.
Sonata — это премиальная категория авто, для людей привыкших к автомобилям ее габаритов. Плагин-гибридная модификация предлагает солидный уровень технического оснащения и качества отделки с возможностью существенно сократить потребление топлива и выбросы вредных веществ.
Kia Optima Plug-In Hybrid
Тип кузова | Седан |
Мощность электродвигателя | 50 кВт |
Емкость аккумулятора | 9.8 кВт•ч |
Запас хода на электротяге (ЕРА) | 46 км |
Разгон 0-100 км/ч | 8 c |
Максимальная скорость | 200 км/ч |
Плагин-гибридная модификация популярного седана Kia Optima доказывает, что подключаемые к сети аналоги популярных моделей отличаются лучшей эффективностью и большей производительность. Экономия на потребляемом топливе, вполне окупает разницу в цене плагина и топливной версии, при этом немаловажную роль играет и экологическая составляющая, которая позволяет использовать автомобиль в условиях постоянно растущих ограничений по использованию топливных видов транспорта на определенной территории.
Hyundai Ioniq Plug-in Hybrid
Плагин-гибрид Hyundai Ioniq — один из лучших автомобилей всего нашего рейтинга. Это новая модель, которая изначально разрабатывалась, как экологичный автомобиль с расчетом на массового потребителя. Производитель вложил в нее максимум доступных ресурсов и технологий, чтобы сделать ее наиболее конкурентоспособной. Hyundai Ioniq Plug-in Hybrid предлагает 47 километров чистого электро пробега в комплекте с прекрасной управляемостью, качественной сборкой и отделкой интерьера. Это возможно лучший вариант вложить свои средства в плагин-гибридный автомобиль.
Chrysler Pacifica Hybrid
Chrysler — первый автопроизводитель, который выпустил на рынок гибридный минивэн. Chrysler Pacifica Hybrid оснащен 3,6-литровым двигателем V6, двумя электромоторами и аккумулятором емкостью 16 кВт•ч. Трансмиссия автомобиля — это настоящая удача Pacifica Hybrid, поскольку впервые удалось добиться столь низкого потребления топлива и огромного запаса хода на одном баке во всем классе минивэнов. Силовой агрегат автомобиля был отмечен в качестве лучшего двигателя в своем сегменте, при этом сам автомобиль абсолютно не потерял в практичности и даже немного повысил свой статус.
Honda Clarity PHEV
Тип кузова | Седан |
Мощность электродвигателя | 181 л.с. |
Емкость аккумулятора | 17 кВт•ч |
Запас хода на электротяге (ЕРА) | 77 км |
Разгон 0-100 км/ч | 7.6 c |
Максимальная скорость | 177 км/ч |
В случае с Honda, данный плагин-гибрид возможно лучшая интерпретация платформы Clarity для большинства потребителей. Также, это возможно один из лучших плагин-гибридных автомобилей на рынке, чей 77 километровый запас хода на электротяге предлагает фактически полную экологичность использования данного автомобиля в городских условиях. Экономия топлива Honda Clarity PHEV делает автомобиль отличным вложением средств, с быстрой окупаемостью использования.
Chevrolet Volt
Тип кузова | Хэтчбек |
Мощность электродвигателя | 111 кВт |
Емкость аккумулятора | 18.4 кВт•ч |
Запас хода на электротяге (ЕРА) | 85 км |
Разгон 0-100 км/ч | 8.4 c |
Максимальная скорость | 157 км/ч |
Описание Chevrolet Volt → | |
Фотографии Chevrolet Volt → |
На рынке пока нет плагин-гибрида с таким же запасом хода, как у Chevrolet Volt. По оценкам компании GM, владельцы автомобиля проезжают более 1000 километров в промежутках посещения АЗС. В «чистом» электрическом режиме Chevrolet Volt способен преодолеть расстояние в 85 километров, которого вполне достаточно для ежедневного использования автомобиля по одному и тому же маршруту. Кроме того автомобиль отличается исключительной безопасностью и низкими эксплуатационными расходами.
Как видим из представленного рейтинга, модельный ряд плагин-гибридов предлагает отличные варианты сменить свой топливный автомобиль на более экологичное, а главное экономичное авто. К тому же отдельные модификации плагин-гибридов, это модифицированные версии популярных топливных моделей, которые существенно добавили в практичности и производительности эксплуатации.
Автор: hevcars.com.ua
Еще интересное пишут по теме
HEVCARS 🔌 Автор
Читайте самые интересные новости и статьи о электрокарах в Telegram и Facebook!hevcars.com.ua
характеристики, внешность, салон, 30, 50, обзор, габариты
Выпуск гибридной модели Toyota Prius PHV начался в 2012 году. Конструктивное исполнение гибридной установки позволяло использовать внешние источники питания для подзарядки аккумуляторной батареи. Электромотор предназначен для работы в городском режиме езды, бензиновый силовой агрегат включается в работу в процессе движения по трассам вне города.
Сборка Prius PHV осуществлялась на японском предприятии Tsutsumi Plant до июня 2015 года. За период производства Тойота Приус phv было продано более ста тысяч машин. Начиная с 2017 года, налажен выпуск второго поколения Prius PHV.
Первое поколение
Модели Toyota PHV могли проехать путь длиной в 25 км, исключительно на электрическом моторе. При скорости движения в пределах 80 км/ч. По окончании заряда АКБ, происходило автоматическое включение в работу ДВС. Визуально Prius PHV1 повторяет идентичные черты кузова на базе Приус третьего поколения.
Первое поколение Prius PHV внешне сложно отличить от обычного Prius 30
Внешность и салон
Кузов хэтчбека Тойота ZVW35 практически не отличается от Приус 30. Можно выделить следующие детали:
- с правой стороны смонтирован люк с разъемом для подключения зарядного устройства;
- хромированные дверные ручки;
- на передней и задней части кузова установлены блестящие накладки;
- оттенок стекол на фарах приобрел дымчатый, голубоватый цвет.
Салон Prius PHV первого поколения идентичен салону Prius 30
Салон имеет пять посадочных мест, включая водителя. Передняя панель оснащена информационным монитором, расположенным в центральной части. Помимо стандартных показателей можно получить данные о работе электромотора, уровне заряда аккумуляторной батареи и оставшийся запас километража на электрической тяге. Водитель может следить за моментом включения ДВС по графическому отображению. Также имелся восьми дюймовый дисплей для мультимедийной системы.
Техническая часть
Гибридный силовой агрегат Prius PHV первого поколения состоял из бензинового мотора марки 2ZR-FXE и электромотора с запасом хода только на электрической энергии в 26.4 км. Мощность электродвигателя составляла 60 кВт. Для обеспечения его работы использовалась литий-ионная аккумуляторная батарея.
АКБ устанавливалась под пол багажника, что позволяло сохранить его объем в 443 литра. При складывании задних сидений показатель увеличивался до 1120 литров. Объем занимаемого пространства батареей равняется 87 л, при массе в восемьдесят килограмм. Мощность ВВБ 4.4 кВт*ч способствовала быстрому набору заряда.
Конструкторами разработана система, позволяющая отказаться от использования запасного колеса. На его стандартном месте в багажном отделении монтировался компрессор и баллон с герметиком. При обнаружении прокола, система подключает к поврежденному колесу подачу специальной воздушной смеси. Она восстанавливает требуемое давление в шине и герметизирует образовавшуюся дырку.
Под капотом Prius PHV 35
Объем ДВС составлял 1797 куб. см. Максимальная отдача мощности ДВС в 99 лошадиных сил проявлялась при 5200 об/мин. Наибольший крутящий момент мотора 142 Н*м. Для двигателя допускается использовать бензин марок АИ-92 и АИ-95. Для этого предусмотрен топливный бак вместительностью 45 литров.
Габариты кузова хэтчбека Тойота ZVW35:
- ширина – 1745 мм;
- высота – 1490 мм;
- длина – 4480 мм;
- колесная база – 2700 мм;
- клиренс – 140 мм.
При этом размер салона имеет следующие значения: Д x Ш x В – 1905 x 1470 x 1225 мм. В нем предусмотрено два ряда сидений, с пятью отдельными местами.
Багажник Prius PHV приличного размера
Второе поколение
Модифицированная версия Toyota Prius PHV выпущенная в 2017 году и изготавливаемая по настоящее время, была оснащена АКБ с увеличенной ёмкостью. Это позволило увеличить работу гибрида на электротяге без подзарядки до 68 км. При значении скорости не более 135 км/ч. Для зарядки аккумуляторной батареи можно использовать следующие варианты:
Prius PHV (52)
- специализированные станции ускоренной подзарядки, позволяют довести уровень заряда ВВБ до восьмидесяти процентов за двадцать минут;
- питающую сеть напряжением 220 В, для набора полного заряда потребуется три часа;
- источник питания напряжением 120 В – понадобится ожидать 5,5 часа.
Экстерьер и интерьер
Автомобили Prius PHV второго поколения выпускались с обновленным дизайном кузова. За счёт использования крупных элементов сформирована защитная решетка радиатора охлаждения и внешние части переднего бампера. Предусматривалась установка дневных ходовых огней вертикального расположения. Поверх крыльев установлены компактные блоки светодиодных фар.
Длина кузова увеличилась на 16 см, задний спойлер опущен ниже, новые двухцветные диски. Вогнутое стекло крышки багажника является продолжением формы спойлера. При этом дверь багажника изготовлена из углепластика, что сопровождается значительным уменьшением веса. Обтекаемая форма задних фонарей охватывает всю длину нижней кромки багажника.
Незначительные изменения произошли в интерьере новой версии Prius PHV. Заднее сиденье формировалось из двух отдельных посадочных мест, разделенных консолью.
Технические характеристики
На автомобилях Toyota Prius PHV второго поколения использовался более мощный аккумулятор, что сопровождалось увеличением его габаритов. Объем занимаемого батареей пространства составил 145 литров. Для монтажа АКБ был приподнят пол багажника на 16 см, что привело к сокращению вместимости до 360 литров. Емкость литий-ионного аккумулятора составляла 8.8 кВт*ч, при массе 122 кг. Полного заряда АКБ хватало для того, чтобы обеспечить ход только на электрической энергии на расстояние до 68 километров.
Силовой агрегат и шасси Prius PHV
Для обеспечения интенсивного разгона в процессе движения на электротяге (EV mode) и резком нажатии на педаль газа, предусмотрено автоматическое переключение генератора в тяговый режим. Это сопровождается работой двух электромоторов (Dual Motor EV) на вращение колес. Предусмотрен городской режим (City mode), который позволяет увеличить время работы гибрида на электротяге, за счет ограничения мощности электрического двигателя. Для использования стандартной схемы работы гибридной установки достаточно нажать кнопку HV/EV. Для принудительного запуска генератора на подзарядку АКБ, в процессе движения машины понадобиться зажать кнопку HV/EV на пару секунд.
Кузов Prius PHV
В состав гибридной установки входил электродвигатель мощностью 53 кВт и бензиновый мотор марки 2ZR-FXE (98 л.с.) с наибольшим крутящим моментом 142 Н*м. Объем ДВС составлял 1797 куб. см. Максимальная отдача ДВС зафиксирована при 5200 оборотах в минуту. Для обеспечения стабильной работы двигателя требуется использовать марки бензина АИ-92 или АИ-95. Вместительность топливного бака составляет 45 литров.
Разделенный консолью второй ряд Prius PHV
Размер салона имеет следующие показатели: Д x Ш x В – 2110 x 1490 x 1195 мм. А габариты кузова: Д x Ш x В – 4685 x 1760 x 1470 мм.
Колесная база величиной в 270 сантиметров, обеспечивает минимальный радиус разворота в 5.4 м. Значение клиренса составляет 125 мм.
На Prius PHV второго поколения, также использовалась система автоматического устранения прокола колеса.
Подушки безопасности Prius PHV
Заключение
Модели Toyota Prius PHV сделали значительный шаг вперед по увеличению расстояния проходимого исключительно на электротяге. Это привело к повышению экологичности и уменьшению расхода топлива. Внешний дизайн машины оставляет двоякое мнение у автолюбителей. Главным недостатком Prius PHV является высокая стоимость.
Видео
toyota-camry-corolla.ru