Медицинский осмотр водителей в 2019 году
Действующее законодательство требует от работодателей в обязательном порядке проводить медицинский осмотр водителей в 2019 году. При этом порядок действий может сильно отличаться в зависимости от конкретных условий труда, о чем следует помнить как работникам, так и самим работодателям. О том, есть ли новые законы о медосмотре водителей, как проводится медицинский осмотр – предрейсовый и послерейсовый, и иные нюансы должны быть обязательно известны работодателю, ведь нарушение установленных норм может повлечь за собой привлечение к ответственности и уплату весьма значительных штрафов.
Медосмотр для водителей в 2019 году – какой положен
Учитывая повышенную опасность автомобильного транспорта, по отношению к его водителям применяются особые меры правового регулирования – в общегражданском праве это выражается в необходимости получения водительского удостоверения, для которого требуется предоставление медицинской справки. Однако регулярная трудовая деятельность, сопряженная с управлением автотранспортными средствами, является источником еще большей потенциальной опасности – в связи с этим законодательно устанавливаются дополнительные ограничения и нормативы, касающиеся таковых работников. В частности, к подобным мерам охраны труда и общества относятся и медосмотры водителей.
Правовое регулирование медицинского осмотра водителей закреплено в положениях статьи 213 Трудового кодекса, а также в положениях статьи 328 ТК РФ. Однако этот нормативный акт содержит лишь общие принципы медосмотра водителей в 2019 году. Наиболее полно рассматриваемый вопрос раскрывается положениями Приказа Минздрава №835н от 15.12.2014, а также Федерального закона №196 от 10.12.1995.
- Медосмотр при приеме на работу водителя. В отношении водителей всех без исключения транспортных средств, принимаемых на должность, связанную с непосредственным управлением движением транспорта, должен проводиться первичный или предварительный медосмотр.
- Периодические медосмотры водителей. Помимо медосмотра при трудоустройстве, необходимо водителям также проходить регулярные периодические медосмотры не реже, чем раз в два года.
- Внеочередные медосмотры. В отдельных ситуациях водители могут быть направлены на внеочередной медосмотр – причем это направление может быть как выдано работодателем, так и сам работник может направиться на него по собственной инициативе.
- Предрейсовые медосмотры. Водители, работающие на ежедневной основе, обязаны в соответствии с положениями действующего законодательства, проходить предрейсовые медосмотры перед каждым выездом.
- Послерейсовые медосмотры. В отношении некоторых категорий водителей могут применяться не только предрейсовые, но и приводящиеся после рейса медицинские осмотры.
Работодатель не имеет права допускать к работе водителя, не прошедшего медосмотр.
Медосмотр водителя при приеме на работу и периодические медицинские осмотры
При приеме водителя на работу, вне зависимости от наличия у него медицинской справки, полученной для водительского удостоверения, он обязан пройти медицинский осмотр. Российское законодательство в обязательном порядке устанавливает для водителей необходимость обследования у следующих врачей:
- Терапевт.
- Офтальмолог.
- Нарколог.
- Психотерапевт.
- Невролог и отоларинголог – для водителей категорий C, D и T, или же по направлению терапевта.
Обязательными обследованиями является лишь ЭЭГ по назначению невролога, а также сдача анализа мочи по направлению нарколога.
Периодичность прохождения медицинских осмотров для водителей составляет 2 года.
Послерейсовые и предрейсовые медицинские осмотры водителей в 2019 году – порядок и нормативы
Порядок проведения предрейсового медосмотра предполагает обязательное прохождение медицинского осмотра каждым водителем предприятия перед началом рабочего дня и непосредственным управлением транспортным средством для исполнения служебных обязанностей.
Сам по себе предрейсовый медосмотр является упрощенной процедурой, которая может быть проведена одним медработником и служит для предупреждения различных негативных воздействий на организм водителя, способных негативно сказаться на способности управления транспортным средством. Порядок проведения медосмотра является следующим:
- Рассмотрение жалоб о недомоганиях и состоянии здоровья обследуемого. Врач обязан выслушать водителя, если у того имеются какие-либо замечания относительно своего здоровья или недомогания.
- Проведение визуального осмотра и базовых измерений. Врач должен осмотреть водителя на наличие травм или иных повреждений, препятствующих исполнению трудовых обязанностей, а также измерить пульс, артериальное давление и температуру тела водителя.
- Проверка на опьянение. Врачу необходимо также проверить наличие признаков интоксикации алкогольного, наркотического или иного характера у водителя, для чего используются специальные приборы.
- Внесение результатов осмотра в документацию. Информация о прохождении водителем медосмотра перед рейсом вносится в путевой лист и в журнал проведения медосмотров на предприятии.
Водители экстренных служб могут осуществлять работу при необходимости без осуществления предрейсового медосмотра.
Послерейсовый медосмотр водителей не должен проводиться в обязательном порядке по отношению ко всем категориям водителей. Данная процедура является обязательной только для лиц, занятых в перевозках пассажиров или же особо опасных грузов. При этом общий порядок проведения таковых осмотров не отличается от предрейсовых, за исключением отсутствия необходимости фиксации осмотра в путевом листе работника – отметка о нем ставится только в журнале.
Правила проведения обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств
Правила проведения обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств
Глава 1 Общие положения
1. Настоящие Правила проведения обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (далее — Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 3) статьи 12 Закона Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года «О дорожном движении» и определяют порядок проведения обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) предрейсовый медицинский осмотр — установление или подтверждение наличия или отсутствия у физического лица заболевания, определения состояния здоровья, а также временной нетрудоспособности, профессиональной пригодности к работе в данную смену;
2) водитель – лицо, управляющее транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге скот, стадо, вьючных, упряжных или верховых животных;
3) механическое транспортное средство – самоходное дорожное транспортное средство, приводимое в движение двигателем, за исключением мопедов и рельсовых транспортных средств. Понятие распространяется также на тракторы и самоходные машины при их участии в дорожном движении;
3. Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр проходят водители механических транспортных средств, выполняющих перевозки пассажиров, грузов и оборудования.
4. Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры не входят в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи.
5. Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр проводится в организациях, осуществляющих эксплуатацию транспорта и оборудования штатным медицинским работником (со средним или высшим медицинским образованием) организации (прошедшим специальную подготовку в медицинских организациях образования и науки, реализующих образовательные учебные программы дополнительного образования), получившим сертификат специалиста о прохождении курсов повышения квалификации или медицинским работником медицинской организации по договору между организацией (индивидуальным предпринимателем).
6. Прохождение водителями предрейсового и послерейсового медицинского осмотра обеспечивает работодатель.
7. Медицинские работники анализируют причины отстранения лиц, работающих по указанной профессии, и на основе анализа формируют группы риска, куда включаются лица, склонные к злоупотреблению алкоголем и психоактивными веществами, длительно и часто болеющие (страдающие хроническими заболеваниями).
Глава 2. Порядок проведения предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств
8. Водитель проходит предрейсовый медицинский осмотр не ранее чем за тридцать минут до выхода в рейс или до начала работы при предъявлении им путевого листа или бортового журнала, а также документа, удостоверяющего личность.
9. При необходимости выполнения нескольких рейсов в течение дня предрейсовый медицинский осмотр проводится однократно перед первым рейсом.
10. Предрейсовый медицинский осмотр водителей проводится индивидуально и включает:
1) опрос, осмотр и оценку внешнего вида, походки, позы обследуемого, адекватности поведения и эмоциональных реакций, связанности и четкости речи, мимики, сознания, кожных покровов и видимых слизистых, окраски склер, величины зрачков, особенностей дыхания;
2) измерение и оценку артериального давления, частоты и качественных характеристик пульса, измерение температуры тела, осмотр зева. При наличии артериальной гипертонии в анамнезе заболевания водителя в индивидуальной карте предрейсового (предсменного) медицинского освидетельствования отмечаются допустимые параметры основных функциональных показателей водителя.
11. В случае выявления при проведении предрейсового медицинского осмотра водителя травм, признаков острого или обострение хронического заболевания, повышение артериального давления более, чем на 20 мм ртутного столба систолического и диастолического 10 мм ртутного столба выше нормальных или индивидуально допустимых параметров и менее 30 мм ртутного столба систолического и менее 20 мм ртутного столба диастолического ниже нормальных или индивидуальных допустимых параметров, брадикардии менее 55 ударов в минуту, тахикардии более 85 ударов в минуту (за исключением индивидуально допустимых параметров пульса водителя), симптомах артериальной гипертонии, острого инфекционного заболевания, болевом синдроме, обмороке и других нарушениях состояния здоровья, водители не допускаются к управлению транспортным средствам и направляются на прием к специалисту для лечения и экспертизы временной нетрудоспособности. При необходимости обеспечивается вызов скорой медицинской помощи.
12. При отсутствии жалоб, объективных признаков заболеваний и нарушений функционального состояния организма осмотренный допускается к управлению транспортными средствами.
13. Лица, в отношении которых имеются основания полагать, что они находятся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения (запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев, изменение окраски кожных покровов, положительное показание пробы алкотестера) не допускаются к управлению транспортными средствами.
14. В случае несогласия с данным заключением, эти лица направляются медицинским работником в сопровождении представителя работодателя на освидетельствование в ближайшую медицинскую организацию, уполномоченную проводить медицинское освидетельствование, для установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения согласно Кодекса Республики Казахстан от 5 июля 2014 года «Об административных правонарушениях».
15. В случае установления признаков временной нетрудоспособности в нерабочее для амбулаторно-поликлинических организаций время, заболевшему оказывается необходимая доврачебная медицинская помощь и оформляется направление к специалисту с обязательным указанием даты, времени осмотра, предполагаемого диагноза и объема оказанной медицинской помощи, которое является основанием для выдачи врачом листка нетрудоспособности в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
16. Результаты проведения предрейсового медицинского осмотра регистрируются в журнале, согласно приложению к Правилам.
17. Медицинский работник выдает заключение о пригодности водителя к управлению транспортными средствами на момент проведения предрейсового медицинского осмотра.
Глава 3. Порядок проведения послерейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств
18. Водитель проходит послерейсовый медицинский осмотр незамедлительно после завершения рейса.
19. Послерейсовый медицинский осмотр водителей проводится индивидуально и включает:
1) опрос, осмотр и оценку внешнего вида, походки, позы обследуемого, адекватности поведения и эмоциональных реакций, связанности и четкости речи, мимики, сознания, кожных покровов и видимых слизистых, окраски склер, величины зрачков, особенностей дыхания;
2) измерение и оценку артериального давления, частоты и качественных характеристик пульса, измерение температуры тела, осмотр зева. При наличии артериальной гипертонии в анамнезе заболевания водителя в индивидуальной карте послерейсового медицинского осмотра отмечаются допустимые параметры основных функциональных показателей водителя.
20. В случае выявления при проведении послерейсового медицинского осмотра водителя травм, признаков острого или обострение хронического заболевания, повышение артериального давления более, чем на 20 мм ртутного столба систолического и диастолического 10 мм ртутного столба выше нормальных или индивидуально допустимых параметров и менее 30 мм ртутного столба систолического и менее 20 мм ртутного столба диастолического ниже нормальных или индивидуальных допустимых параметров, брадикардии менее 55 ударов в минуту, тахикардии более 85 ударов в минуту (за исключением индивидуально допустимых параметров пульса водителя), симптомах артериальной гипертонии, острого инфекционного заболевания, болевом синдроме, обмороке и других нарушениях состояния здоровья, водители не допускаются к управлению транспортным средствам и направляются на прием к специалисту для лечения и экспертизы временной нетрудоспособности. При необходимости обеспечивается вызов скорой медицинской помощи.
21. В случае выявления признаков употребления алкоголя и других психоактивных, в том числе наркотических веществ после рейса, водитель направляется в сопровождении медицинского работника и представителя работодателя в медицинскую организацию для прохождения медицинского освидетельствования на установление факта употребления алкоголя и других психоактивных, в том числе наркотических веществ.
22. В случае выявления при проведении послерейсового медицинского осмотра у водителя признаков употребления алкоголя и других психоактивных, в том числе наркотических веществ, медицинский работник сообщает об этом работодателю. При подтверждении употребления водителем алкоголя и других психоактивных, в том числе наркотических веществ, работодатель по данному вопросу направляет сообщение в органы дорожной полиции для применения административных мер к данному водителю в соответствии с действующим законодательством.
23. Медицинский работник незамедлительно информирует работодателя о случаях отказа водителем от осмотра, об отстранении водителя от управления транспортными средствами при выявлении признаков, предусмотренных пунктами 16, 18 настоящих Правил.
24. В случае установления признаков временной нетрудоспособности в нерабочее для амбулаторно-поликлинических организаций время, заболевшему оказывается необходимая доврачебная медицинская помощь и оформляется направление к специалисту с обязательным указанием даты, времени осмотра, предполагаемого диагноза и объема оказанной медицинской помощи, которое является основанием для выдачи врачом листка нетрудоспособности в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
25. Результаты проведения послерейсового медицинского осмотра регистрируются в журнале, согласно приложению к Правилам.
26. Журнал заполняется медицинским работником, проводившим медицинский осмотр, и хранится в кабинете, где осуществляется медицинский осмотр.
Кто может проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей: организация и правила проведения
Предрейсовый медицинский осмотр — это обязательная процедура, и главная ее цель — это профилактика аварийных ситуаций на дорогах, но кто может проводить это мероприятие? Каковы цели проведения и что выявляет осмотр.
Цель проведения
Цель проведения предрейсового медосмотра
Основная цель проведения медосмотра перед выпуском водителя в рейс — это заключение о его состоянии здоровья, чтобы не было случаев переутомления в дороге, выявление возможного опьянения, в том числе наркотического, алкогольного или токсического.
Цель мероприятия заключается в следующем:
- безопасность на дорогах как пешеходов, так и водителей;
- определение состояния здоровья на предмет, сможет ли человек выдержать нагрузку (это тоже связано с безопасностью).
Специалисты, проводившие медосвидетельствование, возлагают на себя некую ответственность, поэтому осмотры проводятся по жестким критериям.
Требования законодательных документов обязательны для исполнения и поэтому каждый работодатель должен знать, что перед каждым рейсом необходимо организовывать проведение медицинского освидетельствования водителей.
На основании требований нормативных документов необходимо обеспечить:
- Проверку водителей перед рейсом, чтобы выявить содержание спирта в крови, наличие опасных препаратов, наркотических веществ. Одним словом, всех вредных составляющих, которые оказывают влияние на качество выполняемой работы.
- Финансирование данного мероприятия производится за счет средств работодателя.
Обследованием подобного рода занимаются квалифицированные специалисты, обладающие разрешительными документами, неважно, в штате организации они выполняют свои функции или на договорной основе.
По результатам проверок ведется запись в журнале. Обо всех возможных ситуациях доводят сведения до руководителей. В случае если выявлено, что у водителя обнаружено отклонение по состоянию здоровья, то его направляют в клинику для проведения обследования.
Ужесточение мер
За последние годы в законодательстве произошли изменения, и многие меры усилились, это связано с большим количеством аварийных ситуаций на дорогах, в том числе с гибелью людей.
В любом случае все данные о проведении медкомиссии необходимо зафиксировать в журнале. Этот документ является обязательным, так как в нем отражены все сведения о состоянии водителя. Он обязательно должен быть прошит и пронумерован.
Какие перемены произошли в недавнее время:
- В обязательном порядке стал проводиться предрейсовый медосмотр.
- Перед тем как выйти на смену стало необходимостью осматривать водителя непосредственно за рулем.
- Если рейс окончен, то и по его окончании тоже проводится осмотр.
- Даже по уходу со смены водителю необходимо пройти отметку у специалиста.
Хотя, по мнению многих, это довольно жесткие меры, но все же они обоснованы практической реальностью. Всем известно, что неважное состояние водителя может привести к непредсказуемым последствиям.
Внесены изменения в нормативные акты также по отношению к некоторым категориям сотрудников, то есть и они теперь тоже обязаны проходить медкомиссию. Медосмотр проходят водители, выполняющие перевозку пассажиров и опасных грузов.
Прохождение мероприятия необходимо не только водителям, но и директорам транспортного предприятия.
Приказом Министерства здравоохранения регламентируется следующее:
- Медосмотры проводятся перед тем, как начинается смена, это необходимо для идентификации вредных факторов при перевозке, так как последние могут существенно нарушить трудовую функцию.
- Финансирование производится за счет средств работодателя.
- Медосвидетельствование проводят квалифицированные работники, имеющие свидетельство.
Вопрос лишь заключается в том, как проходит сама процедура.
Порядок проведения
Результаты предрейсового медосмотра фиксируются в журнале
Новое законодательство определяет несколько составляющих проведения медосмотра:
- Какие жалобы на состояние здоровья поступают от самого водителя.
- Осмотр по мнению специалиста.
- Измерение показателей температуры тела, артериального давления и пульса.
- Имеются ли признаки опьянения.
- Принимал ли водитель вещества, влияющие на психику.
- Алкотестером измеряют процент содержания алкоголя в крови.
То есть практически производится осмотр кожного покрова, глазного яблока, рта, а также зрачков на реакцию. После водителю задается ряд вопросов о его самочувствии в данное время и какое психическое состояние на этот момент.
После производят замеры давления и пульса. При наличии у водителя гипертонического заболевания врачу необходимо указать рамки давления, согласно которых производится допуск в рейс.
Их несложно вычислить на основании данных из десяти дней, взятых как среднее арифметическое. Наличие алкоголя в крови выявляется с помощью алкотестера, а наркотические вещества в крови могут определиться лишь на основании лабораторных исследований.
По результатам медицинского осмотра перед рейсом выдаются заключения следующего характера:
- Вредных факторов не было выявлено, поэтому можно приступать к выполнению работы.
- Выявлены факторы, препятствующие допуску к работе.
Об этих данных следует проинформировать руководителя, наряду с этим должна быть отметка в путевом листе, где указана точная дата и время проведения мероприятия, а также подпись специалиста, проводившего обследование.
Какие требования предъявляются к кабинету
Чтобы проводился предрейсовый осмотр водителей, работодателю следует выделить специальное помещение, причем его площадь должна составлять не менее 12 м2.
В этом помещении должны быть:
- чемоданчик специалиста, оснащенный средствами для оказания первой медицинской помощи на случай, если сотруднику стало плохо;
- для проведения осмотра необходима кушетка;
- 2 стула для специалиста и пациента;
- гардероб для одежды;
- письменный стол;
- лампа настольная для обеспечения местного освещения;
- сейф для медика;
- алкотестер;
- тесты на определение алкогольного или наркотического опьянения;
- градусник;
- тонометр для измерения давления;
- шпатели;
- стол для приборов.
Немаловажно, чтобы помещение было отапливаемое, снабжено водой, а также освещение в нем должно быть в пределах норматива.
При отсутствии такового возможно выделение отдельного помещения для проведения проверки водителей перед выездом в рейс, работодатель может организовать выезд сотрудников в поликлинику на собственном транспорте.
Кто может проводить медосмотр
Кто имеет право проводить предрейсовый медосмотр
Проведение медицинского осмотра водителей не может выполнять организация, не имеющая лицензию по этому направлению. Медучреждение должно обладать всеми разрешительными документами на право заниматься этим видом деятельности. Причем медицинский персонал тоже должен быть обучен и иметь соответствующий сертификат.
Как получить сертификат? Во многих населенных пунктах имеются учреждения, занимающиеся выдачей данных документов. К ним могут относиться медицинские училища, факультеты университетов и центры повышения квалификации медиков.
Существует три варианта организации проведения медицинского осмотра предприятиями:
- Если в организации имеется штатный медицинский сотрудник, имеющий сертификат. В этом случае и лицензии не потребуется, так как оптимальные правила соблюдены.
- С привлечением иной организации, имеющей свидетельство на проведение таких осмотров, после заключения договорных отношений. Это могут быть поликлиники или больничные учреждения как государственной структуры, так и частной.
- Получение предприятием лицензии на проведение медосмотров. Этот вариант приемлем для крупных предприятий, так как имеется необходимость проводить работы оперативно.
Если осмотр проводит организация
При проведении предрейсового осмотра водителей в отдельной организации введены на законодательном уровне определенные требования. Главным, из которых является — наличие разрешительных документов.
Согласно действующему регламенту требуется:
- освидетельствование, проводимое перед рейсом;
- перечень оказываемых услуг;
- наличие отдельных кабинетов, необходимых для приема водителей;
- обеспечение комфорта для медиков;
- список критериев, согласно которым осуществляется допуск водителей к управлению транспортом;
- обязанности врачей.
Для перевозки водителей транспорт выделяется организацией.
Удаленный медосмотр
Как проводится дистанционный медосмотр
В законы вносятся изменения и дополнения. Так, в скором будущем осмотр водителей будет осуществляться дистанционно по специально разработанной схеме. В ходе такого медосмотра:
- проводится тестирование на состояние алкогольного или иного вида опьянения;
- проверяется работа наиболее важных для жизни органов;
- отмечается, какие заболевания имеются у водителя.
Врачи могут оставлять электронную подпись по результатам проведения медосмотра.
Автором такой инициативы является Минтранс. Это нововведение снижает риск оформления документов незаконно и предоставляет возможность сверки полученной информации о проведенном мероприятии.
Дистанционный осмотр предполагается проводить при помощи специальных устройств:
- измерять уровень давления;
- измерение температуры тела;
- брать биоматериал на анализ.
Транспортные компании должны будут произвести установку на своих территориях специализированных кабинетов. Кроме всего прочего изменения произойдут в нормативных актах, касающихся контроля за деятельностью медицинских организаций.
В основе остается бланк путевки, в котором отражаются сведения:
- о часах, которые водитель провел за рулем;
- каков показатель пробега авто;
- схема маршрута;
- допуск к работе, выданный специалистом.
При оформлении электронного документа необязательно присутствие врача. Так как пункт будет специально оборудован, то это исключит возможные ошибки специалистов, а врачи дистанционно проведут проверку водителей на допуск в рейс.
Семинар о предрейсовом осмотре водителей смотрите здесь:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Какой документ должен иметь медицинский работник, проводящий предрейсовый и послерейсовый осмотр? //
<b>Какой документ должен иметь медицинский работник, проводящий предрейсовый и послерейсовый осмотр: лицензию или сертификат (здравпункт организации лицензии на медицинские услуги не имеет)?</b>
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работник, состоящий в штате организации и проводящий предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, должен иметь медицинское образование (высшее и (или) среднее профессиональное), действующий сертификат специалиста, а также документ о прохождении им специального обучения по программе проведения предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 4, п. 5 ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей. Порядок проведения таких осмотров утвержден приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 N 835 (далее — Порядок).
Согласно п. 8 Порядка предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя), при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым).
В соответствии с п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию. Однако, как следует из п. 6 ст. 3 данного закона, лицензиатом может являться только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Таким образом, физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, не может иметь лицензию на медицинскую деятельность. Медицинский же персонал организаций, на основании п. 1 ч. 1 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», должен иметь сертификат специалиста. Кроме того, для проведения предрейсовых и послерейсовых осмотров медицинский работник должен пройти специальное обучение (введение к Методическим рекомендациям «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», утв. Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29.01.2002). Программа подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств утверждена приказом Минздрава РФ от 14.07.2003 N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (приложение N 8).
Таким образом, медицинский работник, состоящий в штате Вашей организации и проводящий предрейсовый и послерейсовый осмотры, должен иметь высшее и (или) среднее образование профессиональное образование, действующий сертификат специалиста и документ, подтверждающий прохождение специального обучения.
В то же время остается спорным вопрос о том, необходима ли лицензия организации, проводящей предрейсовые медосмотры силами собственных медработников. Законодательство о лицензировании не выделяет медицинскую деятельность, осуществляемую для собственных нужд организации, как не подлежащую лицензированию (как это установлено, например, для пассажирских перевозок, технического обслуживания медицинской техники). Это соответствует и нормам Закона N 99-ФЗ (ст. 2) и Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ст. 20, 23), согласно которым к лицензируемым отнесены виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, здоровью граждан (проведение предрейсовых медицинских осмотров является одним из основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения). Таким образом, из совокупности приведенных норм следует, что организация, осуществляющая процедуры по проведению медицинского осмотра (предрейсового, послерейсового), должна иметь соответствующую лицензию.
Однако до вступления в силу Порядка (с 1 мая 2015) сформировалась достаточно обширная судебная практика, согласно которой требование о необходимости получать лицензию на осуществление медицинской деятельности распространялось только на тех лиц, для которых деятельность по проведению предрейсовых медицинских осмотров является одной из основных. В случае же, если организация, эксплуатирующая автомобили, проводит предрейсовые осмотры только в отношении своих водителей и не оказывает этих услуг иным хозяйствующим субъектам, делать она это может силами собственных работников, имеющих соответствующую подготовку и необходимые сертификаты (постановления ФАС Московского округа от 17.03.2010 N КА-А40/2021-10, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2009 N Ф04-1311/2009(1741-А45-43), ФАС Северо-Кавказского округа от 05.08.2009 N А53-3470/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.08.2008 N А74-985/2008-Ф02-3737/2008, ФАС Волго-Вятского округа от 18.06.2008 N А31-6296/2007-13, ФАС Поволжского округа от 05.07.2007 N А12-2901/07, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2011 N 17АП-177/2011, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2009 N 06АП-747/2009, Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 N 03АП-2388/2009, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014 N 15АП-4847/14, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014 N 03АП-3973/14, постановление Саратовского областного суда от 23.04.2013 по делу N 7-235/13, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2013 N 06АП-4657/13).
В настоящее же время суды более склонны считать, что наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности в подобных организациях является обязательным (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10653/15 от 18.09.2015 г., апелляционное определение СК по административным делам Ростовского областного суда от 18 июня 2015 г. по делу N 33-9090/2015, решение Арбитражного суда Республики Алтай от 6 мая 2015 г. по делу N А02-621/2015, решение Арбитражного суда Смоленской области от 20 октября 2015 г. по делу N А62-6347/2015, постановление Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 октября 2015 г. по делу N 5-299/2015).
Полагаем, что в указанных обстоятельствах осуществление организацией соответствующей деятельности без получения лицензии влечет определенные риски: возможны претензии со стороны контролирующих органов (причем суды сейчас склонны поддерживать такие претензии) и как результат — привлечение к административной ответственности.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья
Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ
http://www.garant.ru