Свечи зажигания и калильное число
До знакомства со скутером у меня было слабое представление о свечах зажигания. Но тем не менее, свечу я купил одной из первых деталей для скутера. Тогда я ещё не разбирался в маркировке, и купил просто по названию «Свеча для Honda Tact». А потом в Интернете нашёл удобную таблицу для свечей NGK, посмотрев на которую, мне захотелось чуть подробнее разобраться в теме, и особенно – понять, что такое калильное число свечи. Ведь именно этот термин заинтересовал меня больше всего.
Чтобы правильно выбрать свечу, достаточно лишь посмотреть в руководство от скутера. У большинства распространённых свечей есть аналоги, выпускаемые несколькими фирмами. Хотя наибольшей популярностью пользуются свечи NGK благодаря своему качеству и разумной цене.
Таблица маркировки свечей NGK
Возьмём для примера штатную свечу Honda Dio – это свеча NGK с маркировкой BPR6HS.
Первые один или два символа обозначают посадочный диаметр резьбы и размер ключа.
- A – 18 мм (ключ-шестигранник 25,4 мм)
- B – 14 мм (ключ-шестигранник 20,8 мм)
- C – 10 мм (ключ-шестигранник 16,0 мм)
- D – 12 мм (ключ-шестигранник 18,0 мм)
- E – 8 мм (ключ-шестигранник 13,0 мм)
- G – PF 1/2 (ключ-шестигранник 23,8 мм)
- J – 12 мм (ключ-шестигранник 18,0 мм)
- AB – 18 мм (ключ-шестигранник 20,8 мм)
- BC – 14 мм (ключ-шестигранник 16,0 мм)
- BK – 14 мм (ключ-шестигранник 16,0 мм)
- DC – 12 мм (ключ-шестигранник 16,0 мм)
Следующие два символа обозначают особенности свечи.
- K – выступающий конец под ключ 3/8″
- L – компактный тип (Shorty)
- M – компактный тип (Bantam)
- P – выступающий изолятор
- R – резистор
- U – поверхностный или полуповерхностный разряд
- Z – индукционный резистор
Затем идёт цифра, указывающая калильное число. Может принимать значение от 2 до 12. Чем выше число, тем холоднее свеча.
- 6 – калильное число
Следующий символ обозначает длину резьбы.
- E – 19 мм
- H – 12,7 мм – стандарт для Honda Dio
- EH – резьба до половины: общая длина 19,0 мм и длина резьбы 12,7 мм
- FS – с коническим седлом 10,9 мм
- L – 11,2 мм
- S – 9,5 мм
- Z – 21,0 мм
Следующий символ обозначает форму и характеристики электродов.
- A – со специальным исполнением
- B – для двигателя типа CVCC
- C – боковой электрод с низким углом
- CM – компактный тип с косыми заземляющими электродами
- E – V-образный гофрированный электрод (только 14,0 мм) 1,5 мм изолятор
- ES – стандартная свеча с длинной резьбовой частью 2,5 мм с центральным расположением электрода
- F – с коническим седлом
- G – центральный электрод из тонкого сплава никеля
- G-G – медный электрод с заземлением
- GV – центральный электрод из золота-палладия
- J – два удлинённых боковых электрода
- K – два боковых электрода
- M – два боковых электрода, длина изолятора 18,5 мм
- T – три боковых электрода
- Q – четыре боковых электрода
- R – специальный электрод с заземлением
- S – стандартный центральный электрод из меди 2,5 мм
- P – центральный электрод из платины
- U – полуповерхностный разряд
- V – центральный электрод из золота-палладия
- VX – особый боковой электрод, центр. электрод из платины
- W – центральный электрод из вольфрама
- X – зазор для увеличения производительности
- Y – центральный электрод V-образный
- -L – промежуточный тепловой номинал
- -LM – компактный тип (длина изолятора 14,5 мм)
- -N – заземляющий электрод с особыми размерами
- IX – центральный электрод из иридия
- Z – толщина центрального электрода 2,9 мм
Маркировка свечи может заканчиваться цифрой, указывающей на зазор свечи в десятых долях миллиметра. Например, —11 обозначает зазор 1,1 мм.
Итак, наша свеча BPR6HS имеет такие особенности:
- B – резьба 14 мм под стандартный ключ 21 мм
- P – с выступающим изолятором
- R – с резистором
- 6 – с калильным числом 6
- H – с резьбой длиной 12,7 мм
- S – со стандартным центральным электродом
Главное при подборке аналога – это соответствие физических характеристик свечи и калильного числа. А форма и тип электродов второстепенны.
Калильное число свечи
Калильное число – величина условная. Раньше она обозначала время (в секундах), по истечении которого свеча прогревалась до состояния, при котором начиналось калильное зажигание (когда топливо воспламеняется не от искры, а от раскалённых рабочих частей свечи). Сейчас калильное число – это среднее индикаторное давление, при котором начинается калильное зажигание. Чем калильное число выше, тем дольше свеча препятствует перегреву. Следовательно, тем холоднее она. Свеча с меньшим калильным числом – горячая.
Нормальная температура рабочей части свечи – 500-600 °C. При этом свеча самоочищается и работает правильно. Если температура ниже, то на рабочих частях свечи скапливается нагар, из-за которого происходит утечка тока, вследствие чего двигатель неустойчиво запускается и работает с перебоями. Если же температура поднимается до 800 °C, то возникает опасность калильного зажигания, и смесь воспламеняется раньше положенного момента, что приводит к потере мощности и высокому потреблению бензина.
Если вы пользуетесь скутером для коротких поездок, то лучше использовать более горячую свечу (например, с числом 5 или 6), она будет наиболее эффективной. А если ездите на большие расстояния, либо при большой загрузке, тут подойдёт холодная свеча (с калильным числом 7 или 8) чтобы избежать калильного зажигания – ведь при интенсивной работе свеча склонна к перегреву.
Точно такого же правила можно придерживаться и в отношении сезонного использования скутера. Далеко не все скутеристы ставят своего коня зимой в гараж. Если вы продолжаете ездить на скутере на морозе, имеет смысл поставить свечу погорячее. А жарким летом будет правильно ездить на холодной свече.
По виду свечи условно можно определить, правильно ли подобрано калильное число. Нормальный цвет изолятора должен быть светло-коричневым. Если изолятор очень светлый или даже белый, значит, свеча слишком горяча для данного двигателя. Если же изолятор, напротив, покрыт чёрным нагаром, надо поставить свечу погорячее. Конечно, такой условный способ работает только при правильно настроенном карбюраторе.
Внимание: данная статья и изображения в ней являются объектами авторского права. Частичное или полное воспроизведение на других ресурсах без согласования запрещено.
Калильное число свечи зажигания
Транспортное средство своим устройством напоминает организм человека. Отсутствие чего-либо не дает возможности жить, определенные сбои создают определенного рода проблемы. Если придерживаться данной аналогии, то мотору отводится сердечная функция, топливу, кровеносная система, свечам зажигания – клапаны сердца, от качественного ритма которых зависит многое. Хоть свечи и представляют собой расходный материал, от правильности их выбора и зрительного диагностирования могут улучшиться многие функции машины.
Содержание:
- Что такое «калильное число»?
- Классификация свечей по разнице калильного числа
- Признаки отказа свечи
- Мнение специалистов
Что такое «калильное число»?
Одной из важнейших характеристик является калильное число. Физический смысл термина — отрезок времени, за который свеча достигает рабочей температуры, которая, как известно, составляет от 400 до 850 градусов Цельсия. Имеющие небольшое число свечи называются «горячими», их чаще всего применяют в слабофорсированных моторах, отличающихся невысоким уровнем сжатия и работающих на топливе с низким октановым числом.
Чем калильное значение выше, тем свеча «холоднее». Ее используют в форсированных «движках», в которые необходимо подавать для нормальной работы высокооктановое топливо.
Классификация свечей по разнице калильного числа
Все виды моторов, работающих на бензине, отличаются индивидуальностью характеристик температурных параметров рабочего режима движка. От количества выделяемой тепловой энергии будет зависеть максимальная температура, воздействующая на свечи. Калильный показатель считается величиной условной, каждый мотор отличается своим приемлемым температурным значением.
Рационализация процесса сгорания бензина и эффект от теплового режима дали возможность определить свечной ассортимент по значению калильных показаний:
- от 11 до 14 – горячие;
- от 17 до 19 – умеренные;
- от 20 и более – холодные;
- свечи от 11 до 20 считаются унифицированными.
Чем выше показатель, тем свеча считается холоднее. Отличительные признаки обуславливаются разными объемами изолирующей поверхности и зон, служащих для отведения тепла. Это значит, что калильное значение напрямую зависит от эксплуатационного режима транспортного средства, возрастных показателей мотора и иных особенностей индивидуального характера.
Если предполагается активная эксплуатация мотора в сложном режиме, то свечи зажигания должны устанавливаться максимально холодные. Горячие рекомендованы для городских дорог, где присутствуют постоянные пробки.
Но и эти условия нельзя считать однозначными. И наиболее качественные свечи, правильно выбранные и установленные на двигатель, способны утратить работоспособность из-за топлива низкого качества, неисправного состояния проводки либо катушки зажигания.
Признаки отказа свечи
По внешнему состоянию можно не только узнать о работе свечи, но и о работопригодности системы подачи топлива и других агрегатов машины.
Чтобы водитель понимал, как узнать по поведению машины, что свечи нуждаются в замене, следует знать основные признаки их выхода из строя. Этому могут свидетельствовать характерный запах топлива, его увеличенный расход, ухудшенная динамика, калильное значение зажигания, коричневатый оттенок и трещинки в нижней части изоляторного корпуса.
Состояние свечи можно определить по ее оплавленности, оттенку нагара, корродированности электродов. Рекомендуется при выходе из строя хоть одной свечи полностью заменить весь комплект.
Мнение специалистов
Чтобы обеспечить правильную работу мотора, рекомендуется иметь пару свечных комплектов системы зажигания, не принимая в расчет запас. В зимний сезон, когда температурный режим понижен, советуют пользоваться свечами с низким калильным показателем. Ими же следует пользоваться, когда транспортное средство используется на небольших расстояниях со средним скоростным режимом.
Для точного уточнения калильного показателя разных свечей необходимо просто воспользоваться специальной таблицей приведенных значений либо уточнить информацию от изготовителя, нанесенную на упаковке.
Читайте также:
Что такое калильное число свечи зажигания мотоцикла
Калильное число величина условная! Она показывает, как скоро при работе данной свечи на эталонном двигателе (который стоит на стенде и служит эталоном для двигателей той же конструкции) температура наиболее нагретых ее элементов становится такой , что воспламенение смеси произойдет уже не от искры, а от этих элементов. Чем быстрее будет достигнуто это состояние, тем хреновее: свеча хуже отдает тепло, тем меньше её калильное число, тем свеча «горячее», то есть смесь сгорает (как выше сказано. но повторюсь) за счет большого нагрева! И наоборот: чем больше свеча работает за счет искры, тем лучше она охлаждается и отводит тепло — тем больше калильное число. тем она «холоднее».
В процессе работы на всех температурных режимах электродов и теплового конуса (это тот край, которым вкручиваете в камеру сгорания)))))) должны находиться в определенных пределах. Но они сами по себе ограничены: с одной стороны, температурой самоочищения свечи от продуктов сгорания (500…550ºс), св другой — температурой калильного зажигания (850…900ºС). причина появления нагара на свече зажигания становится явной — значит не появляется соответствующий нагрев свечечки! Этот вопрос я уже как то описывал в посте на сайте!
Когда же электрическое сопротивление слоя нагара падает до определенной величины — где то 1МОм, у вас начнуться проблемы с искрообразованием из-за сильной утечки тока на «массу» по поверхности теплового конуса. Это приводит к пропускам рабочих ходов двигателя, что тоже чревато нехорошими последствиями. ну а когда нагара на свечке ваще много то ей (извините) жопа!
Теперь посмотрим на случай, когда у нас температура выше калильной: тогда из-за преждевременного воспламенения рабочей смеси нагрузка на движок повышается и все узлы перегреваются, появляются дополнительные нагрузки на детали, появляется детонация (тоже нездоровая херня)((.
Поэтому судя из высше сказанного делаем вывод. что для каждого двигла подбирайте свечи тщательно. благодаря этому он послужит вам лучше и дольше + съэкономите точно…
P.S Зимой. когда холодно писец, рекомендуется «штатные» свечи заменить иными. с меньшим калильным числом . стоящим левее в тепловом ряду; летом же, когда жара пипец или в районах с особо жарким климатом , — наоборот!
Удачи на дорогах и полного бака……
Что такое калильное число в автомобильных свечах? Спасибо!
Калильное число – условная величина, пропорциональная среднему давлению газов на поршень в течение полного цикла, при котором во время испытаний свечи на специальной моторной установке появляется калильное зажигание, т. е. зажигание не от искры, а от раскаленных элементов свечи, находящихся в камере сгорания. У нормально работающей свечи юбочка изолятора нагревается до 600-800 С и масло, попадающее на детали свечи, сгорает полностью, почти не оставляя нагара – она, как говорят, самоочищается. Тепловой конус изолятора сухой, цвет от светло-серого до коричневого. Указанная температура свечи устанавливается в результате теплообмена между свечой, головкой цилиндра, камерой сгорания и внешней средой. Чем более форсирован двигатель по степени сжатия, литровой мощности, числу оборотов, тем больше теплоты воспринимают детали свечи, находящиеся в камере сгорания. Значит тем лучше должна быть теплопередача от свечи к менее нагретым деталям, и тем больше окажется ее калильное число, то есть необходимо большее давление в цилиндрах для появления калильного зажигания – свечу называют «холодной». И наоборот, в малофорсированном двигателе тепловой поток к деталям свечи сравнительно мал, следовательно, и интенсивность теплопередачи от свечи должна быть меньше, чтобы ее детали были нагреты до температуры 600-700 С. Такая свеча имеет сравнительно небольшое калильное число и ее называют » горячей «. Если в форсированный двигатель установить «горячие» свечи (например, от грузовика) , то на средних и больших нагрузках свеча быстро разогреется до температуры значительно большей 1000 С и возникает калильное зажигание. Элементы свечи оплавляются, а при сравнительно длительной работе на этом режиме двигателю наносятся серьезные повреждения (клапана, поршни, кольца) . Если в малофорсированный двигатель установить «холодные» свечи, то температура их деталей в процессе работы не превышает 400 С, попадающее на эти детали масло не выгорает полностью и образуется слой сажистых токопроводящих отложений. Свеча блокируется и в конце концов прекращает работу. Таким образом, тепловые характеристики свечи должны строго соответствовать условиям в камере сгорания двигателя (давлению, температуре, оборотам) . Как указывалось выше тепловой конус нормально работающей свечи должен быть сухим и иметь цвет от полусерого до коричневого.
а тебе это очень надо
Оно пропорционально среднему давлению, при котором в процессе испытаний свечи на моторной тарировочной установке в ее цилиндре начинает появляться калильное зажигание (неуправляемый процесс воспламенения рабочей смеси от раскаленных элементов свечи) . Свечи с небольшим калильным числом называют горячими. Их тепловой конус нагревается до температуры 900°С (температура начала калильного зажигания) при относительно небольшой тепловой нагрузке. Такие свечи применяются на малофорсированных двигателях с небольшими степенями сжатия. У холодных свечей калильное зажигание возникает при больших тепловых нагрузках, и они используются на высокофорсированных двигателях.
молодцы. хоть вики умеют пользоваться в отличие от автора вопроса
Калильное зажигание причины, свечи зажигания калильное число
Многие водители, наверное, слышали о таком явлении, как калильное зажигание, да что там слышали — знают, что это такое не понаслышке.
Причины калильного зажигания и методы устранения
Какие же бывают основные причины калильного зажигания? Давайте выясним:
1. Оно характеризуется тем, что топливо – воздушная смесь в цилиндрах двигателя воспламеняется не с помощью искры свечи зажигания в точно заданный момент, а произвольно, например, от раскаленных частичек нагара или от перегретого корпуса свечи, вернее, ее изолятора.
2. Также, появление калильного зажигания бывает от применения низкооктанового числа топлива и сбитого угла опережения зажигания.
Существуют конструкции двигателей внутреннего сгорания, в которых используется не искровая система зажигания, а именно калильное зажигание. Свечи в таких двигателях так и называются – свечи накаливания.
Правда, такие схемы встречаются довольно редко, а для традиционного двигателя возникновение калильного зажигания чревато самыми негативными последствиями и серьезными поломками двигателя, из-за неуправляемого процесса воспламенения смеси.
Хорошо если просто рассыпается изолятор свечи или сгорит электрод, а если случится задир поршня или он прогорит.
Так что лучше заранее предотвращать возникновение калильного зажигания. Для этого следует заправлять топливо с рекомендованным октановым числом для конкретного мотора, почаще проверять установку зажигания и эксплуатировать двигатель автомобиля с рекомендованными свечами зажигания.
Калильное число свечей зажигания
Чтобы избежать возникновения такого негативного явления, необходимо строго подбирать свечи по так называемому калильному числу, в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля.
Калильное число свечей зажигания, показывает их тепловую характеристику. Известно, что свеча может нормально работать, если её изолятор имеет температуру около 600°С. Если температура свечи будет выше и приблизится к 900 градусам, может возникнуть калильное зажигание.
В свою очередь, недостаточный нагрев свечи также нежелателен, так как при низкой температуре свеча утрачивает способность самоочищаться от нагара и тогда отложившийся на электродах свечи нагар, помешает искрообразованию, и свеча перестанет нормально работать.
Так как двигатели имеют разную конструкцию и режимы работы, то температурный режим в камерах сгорания у них также будет отличаться. В соответствии с этим тепловые характеристики используемых в двигателях свечей, то есть их калильные числа так же отличаются.
Обычно свечи принято делить на горячие, у которых калильное число лежит в пределах 11 – 14, средние с калильным числом от 17 до 19 и холодные от 20. Можно считать, что чем больше калильное число свечи, тем она «холоднее».
Горячие свечи используются в тихоходных, малооборотистых и малофорсированных моторах, с относительно невысокой температурой в камерах сгорания, в свою очередь, холодные свечи рассчитаны на использование в высокофорсированных, высокооборотистых двигателях с большой температурой в камерах сгорания.
Нельзя самостоятельно «экспериментировать» с подбором свечей зажигания по калильному числу для двигателя автомобиля — в этом вопросе нужно руководствоваться только инструкцией по эксплуатации автомобиля, где указывается рекомендуемых тип свечей.
В случае работы двигателя при выключенном зажигании, необходимо включить вторую передачу, затормозить автомобиль с помощью тормоза и отпустить плавно педаль сцепления. Таким способом вы избавитесь от (дизелинга), такая неисправность возникает от самовоспламенения рабочей смеси и это не калильное зажигание, как думают ошибочно многие.
Потому что калильное зажигание может быть только у двигателя, который работает под нагрузкой, то есть, при высокой частоте оборотов.
Загрузка…что означает, на что влияет
Всем привет! Обладая автомобилем с бензиновым двигателем рано или поздно вам дорогие друзья, придется столкнуться с приобретением свечи зажигания. И вот здесь продавец автомагазина может застать вас врасплох одни вопросом – «Свеча с каким калильным числом интересует?». Не опытный водитель после такого поворота и вовсе может быстро покинуть заведение, так ничего и не купив. Да что уж там новички, если даже для некоторых бывалых подобное значение, как таблица умножения для первоклашек. А ведь именно эта цифра, является основным параметром любой свечи и игнорировать ее при покупке – себе дороже! Таблица калильных чисел свечей зажигания, которую вы найдете далее, определенно поможет при выборе, но все же рекомендую читать внимательно, важно уловить суть и понять, что это такое!
Содержание
Что такое калильное зажигание?
По большему счету калильное число это ни что иное, как определенный температурный предел для конкретной свечи зажигания. Вы наверняка слышали, а может даже и видели первые двигатели внутреннего сгорания, их называли полудизелями. Система зажигания на уже допотопных моторах выглядела немножко по-другому, искра как таковая отсутствовала вовсе. Воспламенение горючего происходило от горячей головки цилиндров. За ее нагрев отвечала свеча накала, которая после запуска двигателя автоматически отключалась, дальше мотор функционировал без нее.
Сегодня же, каждый современный автомобиль оснащен прерывистой системой зажигания, то есть, свеча включается при попадании топлива в цилиндр, воспламеняет его и соответственно отключается. Однако, для того чтобы все так слаженно работало, инженером пришлось изрядно поломать голову для создания свечи в ее теперешнем виде. Дело вот в чем, даже в таком режиме работы, деталь все-равно продолжала нагреваться. С одной стороны – это здорово, ведь при достижении определенной температуры, она способна самоочищаться от нагара. Но с другой – такая тенденция могла запросто погубить силовой агрегат эффектом, который и прозвали калильным зажиганием.
На заметку: подбор свечи зажигания для ГБО, ничуть не отличается от бензиновых модификаций.
Что это означает? Смотрите, даже если подача искры прекращена, нагретая свеча ведет себя как «молодые годы». То есть воспламенение топлива будет продолжаться беспрерывно! Остановить данный процесс можно всего двумя способами:
- Перекрыть подачу горючего.
- Дождаться полного ее остывания.
В обратном случае, нагретая свеча то и дело будет пытаться сместить момент зажигания, что обязательно приведет к сильному рывку коленчатого вала в обратную сторону, а это в свою очередь – к разрыву силового агрегата. Дабы избежать таких последствий, специалисты нашли идеальное калильное число свечей зажигания, при котором они будут нагреваться исключительно до температуры самоочищения. А как вы сами понимаете, при таких обстоятельствах двигателю ничего не грозит. Вот скажите друзья, много у вас знакомых чей мотор пострадал из-за такой мелочи? Уверен, нет! А значит теории инженеров оказалась верной, что ж нам это только на руку!
Разновидности свечей зажигания
Помните в прошлой статья речь шла о том, как расшифровать маркировку на свече зажигания? Если ту публикацию вы пропустили, обязательно отыщите ее и прочтите, так вы узнаете, как определить деталь с нужными характеристиками. Так вот, тогда я кажется уже говорил – в мире нет четких стандартов касательно маркировки, что существенно усложняет жизнь неопытному автовладельцу. То же самое можно сказать и о калильном числе. Все модели иностранных производителей типа NGK, «Денсо» или «Чемпиона», можно разделить на четыре типа:
- Холодные – калильное число от 20 и выше.
- Средние – от 17 до 19.
- Горячие – от 11 до 17.
- Унифицированные – от 11 до 20.
В отечественной промышленности напротив есть определенные стандарты! Так, абсолютно все производители выпускают свечи зажигания исключительно с такими величинами: 8, 11, 14, 17, 20, 23 и 26. Холодными считаются числа большего значения, горячими – малого.
Таблица совместимости
Рисунок расположенный выше данных строк поможет нам разобраться какое калильное число подходит для определенного типа транспорта.
- Горячие – применяются в повседневных автомобилях, то есть в тех на которых большая часть из нас ездит).
- Средние – используются в двигателях не пригодных для форсирования.
- Холодные – подходят исключительно для мощных моторов, встречаются в основном на спортивных авто.
Однако, эта схема не решает вопрос совместимости зарубежных моделей свечей с отечественными аналогами. Как узнать существующую альтернативу, например, старой доброй модели «А10Н»? Спокойней, ниже я предлагаю ознакомится с еще одной таблицей! Она уж точно ответит на все ваши вопросы!
Еще немного о калильном числе и последствиях неправильного его подбора
Как специалисты настолько точно определяют калильное число каждой конкретной свечи, не з головы ведь они его берут. Сам же отвечу на свой же вопрос! Нет, не с головы, все намного проще! Любой российский завод специализирующийся на выпуске подобной продукции, обладает специальной тестовой установкой. По сути это обычный цилиндр с надувом! Так вот, искусственно повышая давления в нем, инженеры фиксируют момент возгорания горючего от корпуса. На основании этих данных и выводится число, названное калильным. Тут главное понимать, что на значение этой величины оказывают влияние такие характеристики двигателя, как:
- Частота вращения коленвала;
- Степень сжатия;
- Мощность;
- Объем мотора.
В заключение, хотелось бы поговорить о последствиях калильного зажигания. Если вы в замешательстве, свечи зажигания заливает, почему не понятно? В первую очередь убедитесь, что все провода зажигания на свечу одеты плотно, нет никаких разрывов. Проверьте собственно саму свечу, если она не исправна, вам в раздел «Все о замене свечей зажигания». Но в том то и загвоздка – свеча может быть абсолютно рабочей, но всего лишь неправильно подобранна.
Казалось бы, мелочь правда, а последствия могут быть самые серьезные. Увеличенный расход, пропуски в работе цилиндров, слабая искра – все это серьезные признаки неприятностей с вашим автомобилем, а источник проблем маленькая свеча. Не стоит недооценивать ее, лень вникать во все это? Не проблема, тут поможет интернет! О том, как подобрать свечи зажигания по марке машины, узнаете здесь. Что ж мне пора удалиться, всех благ!
Что такое калильное число свечей зажигания
Данная статья призвана объяснить начинающему автолюбителю значение термина «калильное зажигание», причины возникновения такого явления и характер процессов, его сопровождающих. Итак, «калильным зажиганием» называют процесс, в ходе которого топливная смесь воспламеняется от нагретой до высоких температур поверхности одного из элементов камеры сгорания.
Центром процесса воспламенения топливной смеси является свеча зажигания, между контактами которой и возникает искра, вызывающая воспламенение. Несмотря на небольшие размеры и простоту конструкции, свеча – это элемент, отсутствие или неисправность которого, приводит к невозможности эксплуатации всего силового агрегата транспортного средства. А, главным эксплуатационным параметром, кардинально влияющим на работоспособность автомобильного двигателя, является не что иное, как калильное число свечей зажигания. Более детально данную характеристику мы рассмотрим во второй части нашей статьи, а сейчас проанализируем причины возникновения и последствия «калильного зажигания».
Причины калильного зажигания
Физическая картина данного явления выглядит следующим образом. Процесс сгорания топливной смеси аналогичен процессу сгорания характерному для искрового режима работы свечи, однако ее (смеси) воспламенение происходит до момента возникновения искрения между электродами, либо после него. Эффект, создающийся при этом, идентичен несанкционированному росту угла опережения зажигания, что приводит к внезапному и резкому падению мощности силового агрегата. В этом случае рекомендуется незамедлительно снизить уровень нагрузки на автомобильный двигатель. В противном случае вам вряд ли удастся избежать повреждения деталей, подвергшихся перегреву.
Основные причины возникновения «калильного зажигания»:
Перегрев свечей зажигания. Это наиболее типичная причина создания данного процесса и предшествует ей, как правило, установка, так называемых, «горячих» свечей. То есть, свечей, обладающих минимальными значениями калильного числа и применяемых при эксплуатации транспортного средства в условиях низких температур.
Нагрев свечи зажигания в процессе функционирования двигателя абсолютно неизбежен и обусловлен достаточно высокой температурой сгорания топливной смеси и искровым режимом ее (свечи) работы. В этом существуют, как положительный момент, так и отрицательный.
Плюс заключается в том, что нагрев свечи до определенной температуры способствует удалению нагара, образующегося в процессе сгорания масла и примесей, содержащихся в автомобильном топливе.
А отрицательный момент заключается как раз в том, что в результате чрезмерного нагрева свеча становится источником возникновения «калильного зажигания».
Очень раннее зажигание. Некорректная настройка зажигания приводит, в том числе, и к перегреву элементов силового агрегата.
Продолжительная эксплуатация силовой установки в режиме максимальных оборотов, что обуславливает недостаточность охлаждения блока цилиндров и обогащение используемой топливная смеси.
Перегрев поршня или выпускного клапана. Возникновение этого процесса предопределено, как правило, некорректной регулировкой механизма газораспределения, в результате которого происходит нарушение герметичности при закрытии отверстия выпуска отработанных газов. Ввиду большой площади поверхности этих элементов, эффект «калильного зажигания» возникает при температуре, значительно меньшей, нежели температура свечи зажигания.
Последствия калильного зажигания
Основная опасность «калильного зажигания» заключается в неуправляемости процесса воспламенения и последующего сгорания топливной смеси. В результате преждевременного возгорания топлива возрастает уровень давления и температуры в камере сгорания, что способствует смещению фазы (в сторону более раннего) воспламенения в последующих циклах работы силового агрегата.
При непринятии адекватных мер к прекращению этого процесса элементы двигателя получают механические повреждения и выходят из строя.
Вот перечень основных неисправностей, возникающих в результате долговременного воздействия «калильного зажигания»:
нарушение целостности изолятора или электрода свечей зажигания;
образование задиров поршня или зеркала цилиндра;
прогорание днища поршня;
заклинивание элементов поршневой группы силовой установки.
Калильное число свечей зажигания
После анализа вышесказанного, у большинства автолюбителей возникнет логичный вопрос: «Как избежать возникновения этого негативного процесса?». Ответ на этот вопрос заинтересовал и производителей силовых установок внутреннего сгорания и ими были предприняты определенные шаги для создания свечи, нагревающейся до температуры, обеспечивающей процесс самоочищения, но недостаточной для возникновения эффекта «калильного зажигания».
Главной характеристикой такой свечи стало калильное число. В физическом плане это термин означает промежуток времени, необходимый для возникновения «калильного зажигания» на свече, находящейся в специальных условиях работы. Оно увеличивается пропорционально величине нагрузки, испытываемой автомобильным двигателем.
Отечественная методика определения калильного числа устанавливает равенство его значения и величине среднего индикаторного давления цикла, вызывающего «калильное зажигание».
Калильное число свечей зажигания позволяет достаточно точно определить степень соответствия свечи силовому агрегату. Выглядит это примерно так (отечественная маркировка):
С 11 до 14 – диапазон калильного числа «горячих» свечей, применяемых на дефорсированных и маломощных силовых агрегатов.
Калильное число от 17 до 19 указывает на принадлежность свечи к группе «средних» элементов зажигания, устанавливаемых на двигателях, конструктивное исполнение которых не предусматривает их форсирования.
С 20 до 26 единиц – калильное число «холодных» свечей, рекомендованных к применению на форсированных и высокооборотистых автомобильных двигателях.