Неисправности двигателя ВАЗ-2123
В статье рассммотрим причины неисправности двигателя и способы их устранения
— Причина неисправности
Способ устранения
Двигатель не пускается
Нет давления топлива в рампе:
— засорены топливопроводы;
— неисправен топливный насос; засорен топливный фильтр; неисправен регулятор давления топлива
промойте и продуйте топливный бак и топливопроводы; замените насос; замените фильтр;
проверьте регулятор, неисправный замените
— Неисправна система зажигания
См. «Особенности системы управления двигателем Нива Шевролет»
Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу
— Недостаточно давление топлива в топливопроводе двигателя («рампе»)
См. «Двигатель не пускается»
— Неисправен регулятор холостого хода
Замените регулятор холостого хода Регулятор холостого хода Нива Шевролет
— Подсос воздуха через шланги вентиляции картера двигателя и шланг, соединяющий впускной трубопровод с вакуумным усилителем тормозов
Подтяните хомуты крепления, поврежденные шланги замените
— Нарушены зазоры между рычагами и кулачками распределительного вала
Проверьте гидроопоры, неисправные замените
— Неисправна система зажигания
См. «Датчики ЭСУД Нива Шевролет»
Двигатель не развивает полной мощности и не обладает достаточной приемистостью
— Неполное открытие дроссельной заслонки
Отрегулируйте приводы дроссельной заслонки
— Неисправен датчик положения дроссельной заслонки
Замените датчик
— Недостаточно давление топлива в топливопроводе двигателя («рампе»)
См. «Двигатель не пускается»
— Загрязнен воздушный фильтр
Замените фильтрующий элемент
— Неисправна система зажигания
См. «Система управления двигателем»
— Нарушены зазоры между рычагами и кулачками распределительного вала
Проверьте гидроопоры, не исправные замените
— Недостаточная компрессия — ниже 1 МПа (10 кгс/см2):
пробита прокладка головки блока цилиндров;
прогорание поршней, поломка или залегание поршневых колец; плохое прилегание клапанов к седлам;
чрезмерный износ цилиндров и поршневых колец
Выполните следующее: замените прокладку;
очистите кольца и канавки поршней от нагара, поврежденные кольца и поршень замените; замените поврежденные клапаны, отшлифуйте седла; замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры
Стук коренных подшипников коленчатого вала
Обычно стук глухого тона, металлический. Обнаруживается при резком открытии дроссельной заслонки на холостом ходу. Частота его увеличивается с повышением частоты вращения коленчатого вала.
Чрезмерный осевой зазор коленчатого вала вызывает стук более резкий с неравномерными промежутками, особенно заметными при плавном увеличении и уменьшении частоты вращения коленчатого вала
— Недостаточное давление масла
См. «Недостаточное давление масла на холостом ходу»
— Ослаблены болты крепления маховика
Затяните болты рекомендуемым моментом
— Увеличенный зазор между шейками и вкладышами коренных подшипников
Прошлифуйте шейки и замените вкладыши
— Увеличенный зазор между упорными полукольцами и коленчатым валом
Замените упорные полукольца новыми или увеличенной толщины
Стук шатунных подшипников
Обычно стук шатунных подшипников резче стука коренных. Он прослушивается на холостом ходу двигателя при резком открытии дроссельной заслонки. Место стука легко определить, отключая по очереди свечи зажигания
— Недостаточное давление масла
См. «Недостаточное давление масла на холостом ходу»
— Чрезмерный зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами
Замените вкладыши и прошлифуйте шейки
Стук поршней
Этот стук обычно не звонкий, приглушенный; вызывается «биением» поршня в цилиндре. Лучше всего он прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала и под нагрузкой
-Увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами
Замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры
— Чрезмерный зазор между поршневыми кольцами и канавками на поршне
Замените кольца или поршни с кольцами
Стук впускных и выпускных клапанов
Работа с увеличенными зазорами в клапанном механизме вызывает характерный стук, обычно с равномерными интервалами; частота его меньше любого другого стука в двигателе, так как клапаны приводятся в действие от распределительного вала, частота вращения которого в два раза меньше частоты вращения коленчатого вала
— Увеличенные зазоры между рычагами и кулачками распределительного вала
Проверьте гидроопоры, неисправные замените
— Поломка клапанной пружины
Замените пружину
— Чрезмерный зазор между стержнем и направляющей клапана
Замените изношенные детали
— Износ кулачков распределительного вала
Замените распределительный вал и рычаги клапанов
Чрезмерный шум цепи привода распределительного вала
Из общего шума двигателя шум цепи привода распределительного вала выделяется при появлении зазоров между элементами зацепления и четко прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала
— Ослабла цепь вследствие износа
Замените цепь
— Поломка башмака натяжителя цепи или успокоителя
Замените башмак натяжителя или успокоитель Успокоитель Нива Шевролет замена
— Неисправен гидронатяжитель цепи
Замените гидронатяжитель Замена натяжителя Нива Шевролет
Недостаточное давление масла на холостом ходу на прогретом двигателе
— Попадание под редукционный клапан давления масла посторонних частиц
Очистите клапан от посторонних частиц и заусенцев, промойте масляный насос
— Изношены шестерни масляного насоса
Отремонтируйте масляный насос
— Чрезмерный зазор между вкладышами и коренными шейками коленчатого вала
Прошлифуйте шейки и замените вкладыши
Чрезмерное давление масла на прогретом двигателе
— Заедание редукционного клапана давления масла
Замените клапан
Повышенный расход масла
— Подтекание масла через уплотнения двигателя
Подтяните крепления или замените прокладки и сальники
— Износ поршневых колец и поршней или цилиндров двигателя
Расточите цилиндры и замените поршни и кольца
— Поломка поршневых колец
Замените кольца
— Закоксовывание маслосъемных колец или прорезей в канавках поршней
Очистите прорези и кольца от нагара
— Износ или повреждение маслосъемных колпачков клапанов
Замените маслосъемные колпачки
— Повышенный износ стержней клапанов или направляющих втулок
Замените клапаны, отремонтируйте головку блока цилиндров
Повышенный расход топлива
— Повышенное сопротивление движению автомобиля
Проверьте и отрегулируйте давление в шинах, тормозную систему, углы установки колес
— Неисправна система зажигания
См. «Система управления двигателем»
— Неисправны форсунки
См. «Проверка и замена форсунок Нива Шевролет»
— Подтекание топлива в соединениях трубопроводов
Подтяните соединения трубопроводов
— Использование низкокачественного топлива
Залейте рекомендуемое топливо
Перегрев двигателя
— Слабое натяжение ремня привода насоса и генератора
Отрегулируйте натяжение ремня
— Недостаточное количество жидкости в системе охлаждения
Долейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения
— Сильно загрязнена наружная поверхность радиатора
Очистите наружную поверхность радиатора струей воды
— Неисправен термостат
Замените термостат
— Неисправен клапан пробки радиатора, давление открытия меньше 0,05 МПа (0,5 кгс/см2)
Замените пробку
Неисправен насос охлаждающей жидкости
Проверьте работу насоса, замените его или отремонтируйте
Быстрое падение уровня жидкости в расширительном бачке
— Поврежден радиатор
Отремонтируйте радиатор или замените
— Повреждение шлангов или прокладок в соединениях трубопроводов
Замените поврежденные шланги или прокладки
— Подтекание жидкости из крана отопителя
Замените кран
— Слабо затянуты хомуты шлангов
Подтяните хомуты
— Подтекание жидкости через сальник насоса охлаждающей жидкости
Замените сальник
— Повреждена пробка или прокладка пробки радиатора
Замените пробку
— Повреждена прокладка головки блока цилиндров
Замените прокладку
— Подтекание жидкости через микротрещины в блоке или в головке блока цилиндров
Проверьте герметичность блока и головки блока цилиндров, при обнаружении трещин замените поврежденные детали
— Подтекание жидкости через микротрещины в корпусе или крышке насоса охлаждающей жидкости, расширительном бачке или впускной трубе
Проверьте герметичность, при обнаружении трещин поврежденные детали замените; незначительную течь допускается устранить добавкой в охлаждающую жидкость герметизатора типа НИИСС-1
Ремонт Chevrolet Niva 2002+: перебои в работе двигателя
При перебоях двигатель неровно работает на холостом ходу, не развивает достаточную мощность, повышенно расходует бензин. Перебои, как правило, объясняются неисправностью форсунок или электробензонасоса (подробнее см. «Система управления двигателем»), неисправностью свечи зажигания одного из цилиндров, подсосом воздуха в один из цилиндров. Нужно найти неисправность и по возможности ее устранить.
1. Пустите двигатель и оставьте его работать на холостом ходу. Подойдите к выхлопной трубе и прислушайтесь к звуку выхлопа. Можно поднести руку к срезу выхлопной трубы – так перебои ощущаются лучше. Звук должен быть ровный, «мягкий», одного тона. Хлопки из выхлопной трубы через регулярные промежутки времени свидетельствуют о том, что один цилиндр не работает из-за выхода из строя свечи, отсутствия искры на ней, об отказе форсунки, о сильном подсосе воздуха в один цилиндр или значительном снижении компрессии в нем. Хлопки через нерегулярные промежутки времени возникают по причине загрязнения распылителей форсунок, сильного износа или загрязнения свечей зажигания. Если хлопки происходят через неравные промежутки времени, можно попробовать самостоятельно заменить весь комплект свечей независимо от пробега и внешнего вида, однако лучше это делать после обращения на автосервис для диагностики и ремонта системы управления двигателем. | 2. Если хлопки регулярны, остановите двигатель и откройте капот. Проверьте состояние проводов системы зажигания. Высоковольтные провода не должны иметь повреждений изоляции, а их наконечники не должны быть окислены. Если есть повреждения проводов, замените неисправный провод. |
3. Снимите наконечники высоковольтных проводов… | 4. …и выверните свечи свечным ключом. |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ При снятии наконечников высоковольтных проводов никогда не тяните за сам провод. Возьмитесь рукой непосредственно за наконечник и перед снятием поверните его из стороны в сторону, а затем потяните. |
Внимательно осмотрите свечи и сравните их внешний вид с приведенными в конце подраздела фотографиями. Зазор между электродами свечи должен быть 0,8–0,9 мм. Если свеча черная и влажная, ее можно выбросить.
5. Если все свечи выглядят исправными, установите их на место и подсоедините высоковольтные провода. Порядок работы цилиндров 1–3–4–2, нумерация цилиндров (1, 2, 3, 4-й) производится от шкива коленчатого вала двигателя. |
6. Возьмите запасную свечу. Любым способом зафиксируйте ее на двигателе. |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Не фиксируйте свечу на маслоналивной горловине, маслоизмерительном щупе, топливных шлангах. |
Надежный контакт корпуса или резьбовой части свечи с «массой» необязателен, но желателен. Подсоедините высоковольтный провод с 1-го цилиндра к запасной свече. Пустите двигатель. Если перебои двигателя не усилились, замените свечу в 1-м цилиндре заведомо исправной. Наденьте высоковольтный провод и пустите двигатель. Если перебои усилились, последовательно повторяйте процедуру п. 6 со всеми цилиндрами, чтобы выявить неисправную свечу.
Если в результате принятых мер перебои двигателя не устраняются, обратитесь на автосервис для диагностики системы зажигания на стенде или диагностики двигателя – замера компрессии. Нормальная компрессия – более 1,1 МПа (11 кгс/ см 2), отличие более 0,1 МПа (1 кгс/ см 2) в одном цилиндре свидетельствует о необходимости ремонта двигателя.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ Если диагностика выявила неисправность 3-го цилиндра, снимите шланг, соединяющий вакуумный усилитель тормозов с двигателем, надежно заглушите его и пустите двигатель. |
Если перебои в работе двигателя прекратились, требуется диагностика и замена вакуумного усилителя тормозов (см. разд. 8 «Тормозная система»).
Если перебои в работе двигателя продолжаются, попробуйте жидкостью типа WD-40 облить шланг снаружи. Если перебои в работе двигателя хотя бы на короткий промежуток времени прекратились, попробуйте заменить шланг – возможно, в нем есть разрыв.
Диагностика состояния двигателя по внешнему виду свечей зажигания
1. Нормальная свеча. |
Коричневый или серовато-желтоватый цвет и небольшой износ электродов. Точное тепловое значение для двигателя и рабочих условий.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ При замене свечей на новые устанавливайте свечи с теми же характеристиками. |
2. Отложения сажи. |
Отложение сухой копоти указывает на богатую топливно-воздушную смесь или позднее зажигание. Вызывает пропуски зажигания, затрудненный пуск двигателя и неустойчивую работу двигателя. Проверьте, не забит ли воздушный фильтр, исправны ли датчики температуры охлаждающей жидкости и поступающего воздуха.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ Используйте более «горячую» свечу (удлиненный изолятор с центральным электродом). |
3. Масляные отложения. |
Замасленные электроды и изолятор свечи. Причина – попадание масла в камеру сгорания. Масло попадает в камеру сгорания через направляющие клапанов или через поршневые кольца. Вызывает затрудненный пуск, пропуски в работе цилиндра и подергивания работающего двигателя. Необходим ремонт головки цилиндров и поршневой группы двигателя. Замените свечи зажигания.
4. Перегрев. |
Причинами могут быть: несоответствие типа свечи зажигания рекомендуемому для двигателя вашего автомобиля, раннее зажигание, бедная смесь, подсос воздуха во впускной трубопровод. Проверьте уровень охлаждающей жидкости и не забит ли радиатор.
5. Раннее зажигание. |
Оплавленные электроды. Изолятор белый, но может быть загрязнен из-за пропусков искры и попадающих на него отложений из камеры сгорания. Может приводить к повреждению двигателя. Необходимо проверить соответствие типа свечи зажигания, исправность датчика детонации, чистоту распылителей форсунок и топливного фильтра, работу систем охлаждения и смазки.
6. Глазурь. |
Изолятор желтоватый, покрытый глазурью. Указывает на то, что температура в камере сгорания неожиданно поднимается во время резкого ускорения автомобиля. Нормальные отложения превращаются в токопроводящие. Вызывает пропуски в искрообразовании при высоких скоростях.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ После установки новых свечей поменяйте манеру вождения. Если не хотите этого делать, попробуйте установить более «холодные» свечи. |
7. Мостик между электродами. |
Отложения из камеры сгорания попадают между электродами. «Тяжелые» отложения собираются в зазоре между электродами и образуют мостик. Свеча перестает работать и цилиндр выключается из работы. Выявите неисправную свечу и удалите отложения между электродами.
8. Пепельные отложения. |
Светло-коричневые отложения, покрывающие коркой центральный и боковой электроды. Выделяются из присадок к маслу или бензину. Большое их количество может привести к изоляции электродов свечи, вызывая пропуски в искрообразовании и перебои при разгоне. Если чрезмерные отложения образуются за короткое время или при небольшом пробеге, замените маслосъемные колпачки направляющих клапанов, чтобы предотвратить попадание масла в камеру сгорания.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ Если отложения стабильно образуются при длительном пробеге, причина в качестве бензина – смените место заправки. |
9. Износ. |
Закругленные электроды с небольшим количеством отложений на рабочих концах. Нормальный цвет. Вызывает трудный пуск в холодную или влажную погоду и плохую топливную экономичность. Замените свечи новыми с теми же характеристиками.
10. Детонация. |
Изолятор может быть растрескавшимся или со сколами. Это может привести к повреждению поршня. Убедитесь, что октановое число бензина соответствует требуемому. Проверьте исправность датчика детонации.
11. Пятнистые отложения. |
Нагар, который отложился в камере сгорания, после правильной регулировки начинает выгорать и при больших оборотах двигателя отрывается от поршня и прилипает к изолятору свечи, вызывая отдельные пропуски в ее работе. Замените свечи новыми или очистите старые.
12. Механические повреждения. |
Повреждения могут быть вызваны инородными предметами, попавшими в камеру сгорания, а в случае использования слишком длинной свечи ее электроды может зацепить поршень. Это приводит к разрушению свечи, отключению цилиндра и может повредить поршень. Удалите инородный предмет из цилиндра и (или) замените свечу.
Коды ошибок Нива Шевроле: расшифровка и описание значений
Популярная модель российского производства сильно распространена на территории стран СНГ по причине оптимальной стоимости и повышенной проходимости, что критически важно в условиях отечественной эксплуатации. Автомобилисты покупают машины для поездок по бездорожью и небольшим городам, где качество дорог оставляет желать лучшего.
К минусам автомобиля относится слабая проводка – при увеличении нагрузки до расчетного предела, бортовые электронные системы нередко дают сбой, что становится причиной появления программных сбоев. Коды ошибок Шеви Нива появляются на дисплее приборки или обнаруживаются при помощи специального оборудования, но общим является то, что все они показывают на неисправность определенного узла.
Диагностика ошибок Шевроле Нива
Самым надежным способом выявить, что с машиной не так является диагностика электроприборов и оборудования. Процедура позволяет с точностью выявить поломки и быстро починить авто.
В автомобиле имеется два способа обнаружить проблему.
Самодиагностика ВАЗ 2123
Простейшая процедура предоставляет автомобилисту самостоятельно установить поврежденный участок и устранить поломку. Благодаря удачной прошивке бортового компьютера некоторые ошибки выводятся на штатный дисплей. При этом, самостоятельно ничего не происходит – потребуется выполнить несколько действий вручную:
- заглушить двигатель и выключить зажигание;
- найти на приборке клавишу сброса суточного пробега и нажать ее;
- одновременно с этим провернуть ключ в личинке пуска;
- если все сделано правильно, все индикаторы на приборке загорятся, а стрелки приборов сделают полный круг и вернутся на место;
- при этом на встроенном дисплее отразится версия прошивки бортового компьютера;
- следующее нажатие на клавишу выведет на экран ошибку сети.
При верных манипуляциях, на дисплее высветится один из указанных кодов, при этом каждый номер ошибки Нива Шевроле, будет отвечать за собственный участок магистрали:
- 0 – ошибка 0 Нива Шевроле свидетельствует о том, что проблемы в бортовых цепях полностью отсутствуют, скорее всего, поломка носит чисто механический характер;
- 1 – стандартная ошибка ЭБУ Нива Шевроле – процессор работает неправильно;
- 2 – у Шевроле Нива ошибка 2 говорит об отсутствии питания на поплавке бензобака;
- 4 – нарушение работы АКБ или генератора, в бортовых цепях обнаружено критическое превышение номинального напряжения свыше 16 вольт;
- 8 – имеет противоположное значение, на Шевроле Нива ошибка 8 говорит о чрезмерном падении напряжения в проводке по причине глубокого разряда аккумуляторной батареи или неисправности генератора;
- 12 – ошибка 12 Шевроле Нива сообщает о поломке контрольного индикатора;
- 13 – нарушена передача сигнала от лямбда-зонда, требуется проверить устройство и магистральные линии питания;
- 14 – на Нива Шевроле ошибка 14 говорит о критической температуре антифриза, системе требуется охлаждение, в противном случае возможно закипание силового агрегата;
- 15 – мотор слишком холодный для возможности нормальной работы, обычно ошибка исчезает после хорошего прогрева или замены датчика;
- 19 – сбой в работе ДПКВ, кодировка выдает неправильную частоту вращения узла;
- 21/22 – положение дроссельной заслонки отличается от расчетных показателей в большую/меньшую сторону;
- 23/25 – воздушная смесь на впускном коллекторе чрезмерно остужена или перегрета;
- 24 – обрыв цепи спидометра, сопровождается отсутствием реакции стрелки прибора на манипуляции водителя;
- 33/34 – ДМРВ, завышены или занижены показатели прибора, относительно фактического состояния системы;
- 35 – неправильная работа мотора на холостых оборотах, требуется проверить правильность настроек смесеобразования;
- 41 – датчик фазораспределения или ДПРВ обнаружен обрыв цепи или получаемые данные ошибочны;
- 42 – обнаружены множественные пропуски зажигания, система отключила подачу топлива в поврежденные цилиндры;
- 43 – сенсор канала детонации выдает ошибку;
- 44/45 – слишком обогащенная/обедненная горючая смесь, требуется проверить топливные магистрали на предмет механических повреждений;
- 51 – ПЗУ отказал, либо имеется пробой силовых кабелей;
- 52 – ОЗУ работает некорректно, повреждено, обесточено;
- 53 – клапан продувки адсорбера неисправен;
- 54 – контроллер октан-корректора обесточен или сломан;
- 55 – расчтеная нагрузка на ДВС отличается от установленной;
- 61 – контроллер количества кислорода в системе впуска передает неверные данные на ЭБУ.
При этом нужно с точностью понимать что, к примеру, когда на дисплее находится ошибка 10, Нива Шевроле говорит водителю о наличии нескольких проблем (стандартные, однозначные коды суммируются).
Также следует знать, что ошибки самодиагностики Нива Шевроле не отображают точного расположения поломки. Кодировки могут показать только участок проводки, где требуется искать причину неисправности. Также, указанные шифровки могут стать следствием программного сбоя после неудачной мойки или отключения аккумуляторной батареи. Для получения более точных данных пользователю необходимо подключить специальный диагностический сканер.
Диагностика при помощи стороннего оборудования
Более точно на Шеви Нива ошибки можно выявить при помощи подключения дополнительного оборудования. Методика более сложна в техническом плане, но позволяет с минимальной погрешностью установить причину поломки или сбоя. При этом последовательность действий следующая:
- заглушить двигатель;
- найти под приборной доской контактный разъем, фишка расположена снизу рулевой колонки;
- подключить настроенный компьютер к выходу ЭБУ;
- включить зажигание;
- следовать инструкции программы.
Если все действия выполнены правильно, в окне рабочего стола высветится вся доступная информация и имеющиеся ошибки в виде зашифрованных кодов.
Также существуют специализированные сканеры, предназначенные конкретно для Chevrolet NIVA. Дилерские устройства подключаются на место штатного блока сигнализаторов через выведенный шлейф.
Отдельно следует выделить современные девайсы, предназначенные для присоединения смартфона к автомобилю, при этом считывание кодировок и управление режимами работы происходит непосредственно с дисплея гаджета.
При этом следует знать, что значат кодировки, высвечиваемые при диагностике. Код состоит из нескольких элементов.
Первая часть:
- Р – электроника мотора дала сбой;
- С – имеются проблемы с шасси;
- В – внутреннее пространство салона, обнаружена проблема;
- U – имеются проблемы при установке сопряжения бортовых систем.
Следующим элементом выступает однозначная цифра:
- 0 – ОВD 2;
- 1-2 – стандартный код предприятия изготовителя;
- 3 – резервная часть электрооборудования.
Следующая цифра определяет точный порядковый номер магистрали, в которой обнаружен дефект:
- 0 – устройство выхлопной системы;
- 1-2 – нарушение устройства подачи топлива или воздуха в двигатель;
- 3 – зажигание работает некорректно;
- 4 – дополнительный контроль оборудования;
- 5 – контроль состояния холостого хода двигателя;
- 7-8 – устройство трансмиссии и ходовой части.
Самые популярные ошибки Нива 21214 и методы их устранения.
Коды ошибок двигателя (Р0000)
Примечание! Ошибки бортового компьютера Шевроле Нива, найденные таким способом отображают наиболее точное положение дел в текущий момент времени.
- 0102/103 – слишком низкий или высокий импульс от ДМРВ, возможно повреждение устройства или его проводки;
- 0112-0113 – аналогичные показатели от устройства измерителя фактической температуры впускного коллектора;
- 0116 – уровень сигнала ДТОЖ вышел за допустимые пределы, требуется срочная диагностика системы;
- 0117/0118 – отвечает за вышеуказанный элемент и говорит о слишком низком/высоком уровне сигнала, также необходимо проверить сам датчик;
- 0122/0213 – чрезмерно слабый или сильный импульс от ДПДЗ, может помочь прочистка механической части устройства или замена сенсора;
- 0130-0132 – неправильная передача данных от ДК1, установленного до каталитического нейтрализатора, возможно следует заменить или почистить деталь;
- 0133 – отвечает за вышеуказанный элемент и говорит о замедленном отклике устройства на команды водителя;
- 0134/0135 – обрыв силовой магистрали/поломка нагревателя ДК1;
- 0136 – КЗ с касанием на минусовой провод ДК2;
- 0137/138 – критический просад/превышение допустимой нормы сигнала датчика кислорода, установленного после нейтрализатора выхлопных газов;
- 0140/0141 – обрыв цепи проводки или поломка самого ДК2;
- 0171/0172 – нарушение в работе устройства подачи топлива смесь чрезмерно бедная или богатая, необходимо проверить топливные магистрали на предмет повреждений, также следует продиагностировать бензонасос и его реле;
- 0201-204 – повреждение проводки управления драйвера форсунки для каждого цилиндра мотора последовательно;
- 0261/0264/0267/0270 – КЗ на кузов для проводки драйвера каждой форсунки последовательно;
- 0262/0265/0268/0271 – аналогично, только с касанием на бортовую проводку автомобиля, для каждого цилиндра соответственно;
- 0300 – электронный блок управления обнаружил множественные пропуски зажигания, подача бензина отключена;
- 0301-0304 – аналогично наблюдаются пропуски зажигания для каждой рабочей камеры соответственно, контроллер отсек поступление топлива на поврежденный модуль;
- 0327-0328 – датчик детонации работает некорректно, обнаружена подача слабого или слишком высокого сигнала;
- 0335 – ДПКВ вышел из строя или повреждена его проводка, следует немедленно выполнить физическую диагностику датчика;
- 0336 – этот же сенсор работает некорректно;
- 0337/0338 – короткое замыкание на кузов/обрыв проводки ДПКВ;
- 0340 – следовательно, ошибка р0340 Нива показывает, что присутствуют проблемы в цепи вышеуказанного сенсора;
- 0342 – критическое снижение допустимого импульса от ДПКВ;
- 0343 – ошибка 0343 Нива предупреждает, что фактический импульс от ДПКВ выше допустимого предела;
- 0422 – обнаружена непроходимость каталитического нейтрализатора, требуется заменить устройство;
- 0441 – фактическое значение расходометра отличается от расчетных показателей;
- 0443 – клапан продувки адсорбера неисправен или имеются серьезные повреждения силовых кабелей;
- 0480/481 – отказ или повреждение проводки реле вентилятора №1/2 системы охлаждения;
- 0500 – сенсор спидометра показывает неверные данные;
- 0503 – ДСА прерывается импульс или коротит проводка;
- 0506/507 – регулятор ХХ силовой установки заблокирован, обнаружен малый или большой уровень оборотов;
- 0560 – работоспособность бортовых систем ограничена по причине критического падения напряжения, обычно причиной является глубокий разряд аккумуляторной батареи;
- 0562/563 – имеются скачки напряжения бортовой сети в большую или меньшую сторону от эталонного значения;
- 0601 – ошибка записи или считывания информации для постоянного записывающего устройства;
- 0603/604 – аналогично для оперативной памяти;
- 0615 – на реле стартера нет питания, требуется проверить предохранительную вставку, проводку;
- 0616/617 – КЗ на бортовую сеть либо на кузов автомобиля проводки реле стартера;
- 1135 – перебой или некорректная работа управляющей проводки ДК1;
- 1140 – ошибка ДМРВ измеренная величина отличается от расчетной;
- 1141 – нарушение работы силовых магистралей ДК2;
- 1386 – неверный сигнал от датчика длины канала детонации смеси;
- 1410 – КЗ линий клапана продувки адсорбера с касанием на другие провода;
- 1425 – аналогично, только с контактом на кузов авто;
- 1426 – полный обрыв магистралей клапана продувки адсорбера – отсутствует импульс;
- 1501/02 – присутствует короткое замыкание управляющих и силовых магистралей главного бензонасоса с касанием на штатную проводку или кузов соответственно;
- 1509 – критическая перегрузка реле управления холостыми оборотами силовой установки;
- 1513/514 – КЗ вышеуказанного модуля с контактом на провода или кузов машины;
- 1541 – управление электробензонасосом утеряно, имеется разрыв кабелей;
- 1570 – АПС не отвечает, возможно повреждены элементы управления, контрольные линии;
- 1602 – ошибка 1602 Нива говорит о том, что в контроллере отсутствует питание;
- 1606 – датчик неровной дороги барахлит;
- 1616/617 – слишком слабый или сильный импульс от ДНД;
- 1640 – ошибка записи или чтения системы EEPROM;
- 1689 – ложные данные в памяти ошибок, требуется сбросить систему;
- 2188 – ошибка 2188 Нива предупреждает пользователя о том, что в двигатель подается чрезмерно богатая топливная смесь на холостых оборотах (мотор захлебывается).
Шевроле Нива сброс ошибок
Стандартная процедура обнуления контроллера происходит только после полного исправления всех поломок, в противном случае, назойливые шифровки появятся вновь. Процедура выполняется двумя доступными способами.
- Отключение аккумулятора от бортовой сети на 10-15 минут. Контроллер полностью перезагрузится и вернется на заводские настройки по умолчанию.
- В меню БК войти в сервис «ошибки», вдавить кнопку сброса суточного пробега и дождаться звукового сигнала от машины, при этом на дисплее должны появиться горизонтальные черточки.
Итог
Самые распространенные ошибки компьютера Нива Шевроле обнаруживаются в 90% случаев диагностики автомобиля. Также присутствует большое количество редких сбоев, не вошедших в список по причине их малой распространенности.
Chevrolet Niva | Поиск и устранение неисправностей в работе двигателя
Введение
С помощью приведенных методик поиска и устранения неисправностей в работе двигателя можно обнаружить наиболее вероятные причины неисправностей в работе двигателя. Эти операции охватывают компоненты топливной системы, системы зажигания и механические системы, которые могут стать причиной данной конкретной неисправности, а затем приведены в логической последовательности способы устранения этих неисправностей.
Важным признаком, сигнализирующим о неисправности двигателя во время движения, служит постоянно горящая или кратковременно зажигающаяся контрольная лампа «Двигатель скоро потребует обслуживания». При этом необходимо проверить код неисправности, хранящийся в компьютерной системе управления двигателем либо в электронной системе диагностики. В руководстве приводится описание признаков каждой неисправности и на основании обнаруженных неисправностей необходимо выбрать правильный признак. Признак неисправности приводится вместе с описанием неисправностей.
В некоторых случаях используемые термины могут оказаться незнакомыми и потому, что многие из них являются взаимозаменяемыми, необходимо проанализировать наиболее частое употребление каждого термина и затем определить его значение. Если значение термина не будет понятно и конкретный признак не ясен, то процедурой поиска и устранения неисправностей невозможно будет воспользоваться. Важно помнить о следующих двух фактах.
1. Процедуры поиска и устранения неисправностей приведены для диагностики неисправностей двигателя, который некоторое время работал нормально, а затем старение и износ создали новую ситуацию.
2. Невозможно охватить все возможные причины неисправностей, особенно те, которые влияют на содержание выбросов вредных веществ. Если выполнение действий по устранению неисправностей не приводит к исчезновению неисправности, значит либо был выбран неправильный признак, либо необходимо провести более детальный анализ. Практически все из приведенных признаков неисправностей могут быть вызваны изношенными или неисправными деталями, такими как свечи зажигания, провода системы зажигания, крышка и ротор распределителя системы зажигания, а также топливный и воздушный фильтры.
Поиски устранения механических неисправностей
Приводимая ниже информация по диагностике охватывает обычно встречающиеся механические неисправности и способы их устранения. При правильной диагностике неисправность может быть устранена путем регулировки, ремонта или замены деталей. Необходимая для этого последовательность действия приведена в соответствующей главе данного руководства.
Повышенный расход масла
Повышенный расход масла может быть вызван одной из следующих причин:
– негерметичностью системы смазки. Затяните резьбовые соединения и/или замените, если это необходимо, прокладки и уплотнительные кольца;
– неправильные измерения уровня моторного масла с помощью указателя уровня масла. При определении уровня масла поставьте автомобиль на ровную горизонтальную площадку и подождите достаточное время, чтобы масло стекло в поддон;
– слишком низкая частота вращения коленчатого вала на холостом ходу. Если частота вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу не контролируется электронным блоком, отрегулируйте частоту вращения холостого хода в соответствии с требованиями;
– не соответствует тип установленного датчика давления или неисправен датчик давления;
– неправильный тип установленного манометра или неисправный манометр, который необходимо заменить;
– несоответствующая вязкость моторного масла или жидкое масло. Залейте масло для соответствующего сезона, или замените масло, разжиженное из-за попадания влаги или несгоревшей топливной смеси;
– изношенный или загрязненный масляный насос. Замените масляный насос;
– загрязненный масляный фильтр. Замените масляный фильтр;
– отвинтился или забит сетчатый фильтр на приемном патрубке масляного насоса. Очистите и/или промойте сетчатый фильтр;
– боковое отверстие в приемном патрубке масляного насоса. Замените патрубок;
– вязкость моторного масла не соответствует спецификации. Используйте масло стандарта SAE для соответствующих температур эксплуатации;
– длительное движение на больших скоростях или с прицепом обычно приводит к повышению расхода масла;
– неисправность в системе принудительной вентиляции картера;
– износ маслоотражательных колпачков и/или направляющих втулок клапанов или отсутствие маслоотражательных клапанов. Расточите направляющие втулки и установите клапана ремонтного размера и/или новые маслоотражательные колпачки;
– плохо приработанные, изношенные или сломанные поршневые кольца. Дайте новым поршневым кольцам притереться в течение некоторого времени. При необходимости замените сломанные или изношенные поршневые кольца;
– неправильная установка поршня или неправильный его размер.
Низкое давление масла
Низкое давление масла может быть вызвано следующими причинами:
– увеличенный зазор в подшипниках. При необходимости замените подшипник;
– трещины, поры или пробки в каналах блока цилиндров. Отремонтируйте или замените блок цилиндров;
– отсутствуют или неправильно установлены заглушки системы смазки. Установите заглушки или при необходимости замените.
Шум в газораспределительном механизме
Шум в газораспределительном механизме может быть вызван любой из перечисленных ниже причин:
– низкое давление масла. Устраните причину;
– ослабление крепления рычагов клапанов. Проверьте и при необходимости устраните;
– изношенный рычаг и/или толкатель клапана;
– поломка пружин клапана;
– заедание клапанов;
– изношенные, грязные или неисправные толкатели клапанов. Очистите от грязи, проверьте и при необходимости замените;
– изношенный или с дефектами распределительный вал. Замените распределительный вал;
– изношены направляющие клапанов.
Поиск и устранение причин, вызывающих стук в двигателе
Стуки в холодном двигателе, продолжающиеся 2–3 мин и/или усиливающиеся при возрастании нагрузки
• Маховик задевает за кожух. Отрегулируйте установку кожуха.
• Отвинтился или сломался балансир или шкив привода.
• Увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами. Расточите цилиндр и отхонингуйте под ремонтный размер и замените поршни. Стук поршней на холодном двигателе обычно исчезает после притирки. Стук поршней холодного двигателя, исчезающий через 1,5 мин, является допустимым.
• Погнут шатун.
Сильный стук прогретого двигателя, возникающий под нагрузкой
• Сломан балансир или ступица шкива. При необходимости замените.
• Ослабление болтов крепления автоматической коробки передач.
• Перетянуты ремни привода вспомогательного оборудования. Замените или отрегулируйте натяжение.
• Выхлопная труба касается поверхности дороги. Закрепите выхлопную трубу.
• Трещина в маховике.
• Увеличенный зазор в коренных подшипниках. При необходимости замените.
• Увеличенный зазор в шатунных подшипниках. При необходимости замените.
Легкий стук при работе прогретого двигателя
• Детонация в цилиндрах двигателя.
• Проверьте установку угла опережения зажигания и качество топлива.
• Ослабление болтов крепления автоматической коробки передач.
• Нарушение герметичности выпускного коллектора. Затяните болты и/или замените прокладку.
• Увеличены зазоры шатунных подшипников. При необходимости замените подшипники.
Стуки при пуске двигателя, длящиеся всего несколько секунд
• Масло несоответствующей вязкости.
• Залейте масло, вязкость которого соответствует условиям эксплуатации.
При неработающем двигателе некоторые клапана будут находиться в открытом положении. Давление пружины на гидравлический механизм регулировки зазора клапана будет приводить к уменьшению гидростатического давления. Ремонт требуется, только если этот дефект присутствует постоянно.
• Увеличен осевой люфт коленчатого вала – замените упорный подшипник.
• Увеличен зазор в переднем коренном подшипнике. Замените изношенные детали.
Стуки прогретого двигателя на холостом ходу
• Недостаточное натяжение или износ приводных ремней. При необходимости натяните и/или замените ремни.
• Поврежден подшипник компрессора кондиционера или генератора. При необходимости замените.
• Неисправности в газораспределительном механизме. При необходимости замените вышедшие из строя детали.
• Вязкость моторного масла не соответствует требованиям. Залейте масло с вязкостью, соответствующей сезону эксплуатации автомобиля.
• Увеличен зазор в поршневом пальце. Замените поршневой палец и поршень.
• Увеличен зазор шатуна. Проверьте зазоры и при необходимости замените шатун.
• Недостаточный зазор между цилиндром и поршнем. Отхонингуйте цилиндр и установите новый поршень.
• Отвинтился противовес коленчатого вала. Затяните и/или замените изношенные детали.
• Поршневой палец смещен сторону от оси. Установите поршень правильно.
Двигатель перегревается
1. Негерметичность системы охлаждения двигателя, негерметичность в системе охлаждения трансмиссионного масла. Проверьте на наличие течи и устраните ее. Проверьте расширительный бачок, шланг и пробку горловины радиатора.
2. Приводной ремень проскальзывает или поврежден. При необходимости заменить ремень или натяжитель.
3. Термостат не открывается. Проверьте и при необходимости замените.
4. Нарушена работа электрического вентилятора радиатора.
5. Течь через прокладку головки цилиндров. Проверьте и при необходимости устраните.
При работе двигателя на холостом ходу горит контрольная лампа низкого давления моторного масла
1. Загрязнен трубопровод циркуляции охладителя масла или трубопровод охладителя.
2. Низкое давление, создаваемое масляным насосом.
Проверка компрессии
Приводимая ниже проверка проводится перед разборкой двигателя. Она используется для подтверждения необходимости разборки и капитального ремонта двигателя и восстановления его параметров.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Отсоедините разъем ВАТ от распределителя зажигания или блока зажигания.
Результаты проверки компрессии в цилиндрах двигателя позволяют судить о состоянии группы деталей в верхней части двигателя (поршней, поршневых колец, клапанов и прокладки головки блока цилиндров). А именно, уменьшение компрессии может быть обусловлено негерметичностью камер сгорания вследствие износа поршневых колец, повреждения тарелок и седел клапанов, прогорания прокладки головки блока цилиндров.
Очистите участки рядом со свечами зажигания, для чего продуйте сжатым воздухом (при отсутствии компрессора продуйте участки автомобильным или даже велосипедным, насосом). Это необходимо для того, чтобы исключить попадание грязи в цилиндры при измерении компрессии.
При проверке компрессии двигатель должен иметь нормальную рабочую температуру, дроссельная заслонка должна быть открыта, все свечи зажигания вывернуты, а аккумуляторная батарея – полностью или почти полностью заряжена.
Вставьте компрессометр в отверстие для свечи.
Включите стартер и проверните коленчатый вал как минимум на семь тактов сжатия, следя за показаниями компрессометра. Минимальное показание манометра должно быть не менее 689 кПа.
На исправном двигателе давление должно нарастать быстро. Низкое давление после первого хода поршня и медленное нарастание при последующих тактах сжатия указывает на износ поршневых колец. Если после первого хода поршня давление низкое и при последующих тактах сжатия не возрастает, то причиной является утечка в клапанах или негерметичность прокладки головки блока цилиндров (причиной также может являться образование трещин в головке). Снижение компрессии может также быть вызвано отложениями нагара на обратных сторонах тарелок клапанов. Запишите наибольшее значение компрессии.
Повторите процедуру измерения для остальных цилиндров и сравните результаты с техническими данными.
Если компрессия в цилиндрах ниже минимально допустимого значения, через отверстие для свечи введите в каждый цилиндр немного моторного масла, затем повторите проверку. Если после введения масла компрессия повысилась, то можно сделать однозначный вывод о том, что изношены поршневые кольца. Если компрессия увеличилась незначительно, то утечка происходит через клапаны или прокладку головки блока цилиндров. Утечка через клапаны может быть вызвана прогоранием седел и/или рабочих кромок клапанов, а также деформацией стержней клапанов или образованием на них трещин.
Если компрессия одинаково низкая только в двух соседних цилиндрах, то наиболее вероятной причиной является прогорание прокладки между этими цилиндрами. В качестве подтверждения возможно появление в камерах сгорания или масляном поддоне следов охлаждающей жидкости.
Если значение компрессии превышает номинальное значение, значит, камера сгорания покрыта отложениями нагара. В данном случае головку блока цилиндров надо снять и удалить нагар.
Chevrolet Niva | Перебои в работе двигателя
При перебоях двигатель неровно работает на холостом ходу, не развивает достаточную мощность, повышенно расходует бензин. Перебои, как правило, объясняются неисправностью форсунок или электробензонасоса (подробнее см. «Система управления двигателем»), неисправностью свечи зажигания одного из цилиндров, подсосом воздуха в один из цилиндров. Нужно найти неисправность и по возможности ее устранить.
1. Пустите двигатель и оставьте его работать на холостом ходу. Подойдите к выхлопной трубе и прислушайтесь к звуку выхлопа. Можно поднести руку к срезу выхлопной трубы – так перебои ощущаются лучше. Звук должен быть ровный, «мягкий», одного тона. Хлопки из выхлопной трубы через регулярные промежутки времени свидетельствуют о том, что один цилиндр не работает из-за выхода из строя свечи, отсутствия искры на ней, об отказе форсунки, о сильном подсосе воздуха в один цилиндр или значительном снижении компрессии в нем. Хлопки через нерегулярные промежутки времени возникают по причине загрязнения распылителей форсунок, сильного износа или загрязнения свечей зажигания. Если хлопки происходят через неравные промежутки времени, можно попробовать самостоятельно заменить весь комплект свечей независимо от пробега и внешнего вида, однако лучше это делать после обращения на автосервис для диагностики и ремонта системы управления двигателем. |
2. Если хлопки регулярны, остановите двигатель и откройте капот. Проверьте состояние проводов системы зажигания. Высоковольтные провода не должны иметь повреждений изоляции, а их наконечники не должны быть окислены. Если есть повреждения проводов, замените неисправный провод. |
3. Снимите наконечники высоковольтных проводов… |
4. …и выверните свечи свечным ключом. |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ При снятии наконечников высоковольтных проводов никогда не тяните за сам провод. Возьмитесь рукой непосредственно за наконечник и перед снятием поверните его из стороны в сторону, а затем потяните. |
Внимательно осмотрите свечи и сравните их внешний вид с приведенными в конце подраздела фотографиями. Зазор между электродами свечи должен быть 0,8–0,9 мм. Если свеча черная и влажная, ее можно выбросить.
5. Если все свечи выглядят исправными, установите их на место и подсоедините высоковольтные провода. Порядок работы цилиндров 1–3–4–2, нумерация цилиндров (1, 2, 3, 4-й) производится от шкива коленчатого вала двигателя. |
6. Возьмите запасную свечу. Любым способом зафиксируйте ее на двигателе. |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Не фиксируйте свечу на маслоналивной горловине, маслоизмерительном щупе, топливных шлангах. |
Надежный контакт корпуса или резьбовой части свечи с «массой» необязателен, но желателен. Подсоедините высоковольтный провод с 1-го цилиндра к запасной свече. Пустите двигатель. Если перебои двигателя не усилились, замените свечу в 1-м цилиндре заведомо исправной. Наденьте высоковольтный провод и пустите двигатель. Если перебои усилились, последовательно повторяйте процедуру п. 6 со всеми цилиндрами, чтобы выявить неисправную свечу.
Если в результате принятых мер перебои двигателя не устраняются, обратитесь на автосервис для диагностики системы зажигания на стенде или диагностики двигателя – замера компрессии. Нормальная компрессия – более 1,1 МПа (11 кгс/см2), отличие более 0,1 МПа (1 кгс/см2) в одном цилиндре свидетельствует о необходимости ремонта двигателя.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ Если диагностика выявила неисправность 3-го цилиндра, снимите шланг, соединяющий вакуумный усилитель тормозов с двигателем, надежно заглушите его и пустите двигатель. |
Если перебои в работе двигателя прекратились, требуется диагностика и замена вакуумного усилителя тормозов (см. разд. 8 «Тормозная система»).
Если перебои в работе двигателя продолжаются, попробуйте жидкостью типа WD-40 облить шланг снаружи. Если перебои в работе двигателя хотя бы на короткий промежуток времени прекратились, попробуйте заменить шланг – возможно, в нем есть разрыв.
Диагностика состояния двигателя по внешнему виду свечей зажигания
1. Нормальная свеча. |
Коричневый или серовато-желтоватый цвет и небольшой износ электродов. Точное тепловое значение для двигателя и рабочих условий.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ При замене свечей на новые устанавливайте свечи с теми же характеристиками. |
2. Отложения сажи. |
Отложение сухой копоти указывает на богатую топливно-воздушную смесь или позднее зажигание. Вызывает пропуски зажигания, затрудненный пуск двигателя и неустойчивую работу двигателя. Проверьте, не забит ли воздушный фильтр, исправны ли датчики температуры охлаждающей жидкости и поступающего воздуха.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ Используйте более «горячую» свечу (удлиненный изолятор с центральным электродом). |
3. Масляные отложения. |
Замасленные электроды и изолятор свечи. Причина – попадание масла в камеру сгорания. Масло попадает в камеру сгорания через направляющие клапанов или через поршневые кольца. Вызывает затрудненный пуск, пропуски в работе цилиндра и подергивания работающего двигателя. Необходим ремонт головки цилиндров и поршневой группы двигателя. Замените свечи зажигания.
4. Перегрев. |
Причинами могут быть: несоответствие типа свечи зажигания рекомендуемому для двигателя вашего автомобиля, раннее зажигание, бедная смесь, подсос воздуха во впускной трубопровод. Проверьте уровень охлаждающей жидкости и не забит ли радиатор.
5. Раннее зажигание. |
Оплавленные электроды. Изолятор белый, но может быть загрязнен из-за пропусков искры и попадающих на него отложений из камеры сгорания. Может приводить к повреждению двигателя. Необходимо проверить соответствие типа свечи зажигания, исправность датчика детонации, чистоту распылителей форсунок и топливного фильтра, работу систем охлаждения и смазки.
6. Глазурь. |
Изолятор желтоватый, покрытый глазурью. Указывает на то, что температура в камере сгорания неожиданно поднимается во время резкого ускорения автомобиля. Нормальные отложения превращаются в токопроводящие. Вызывает пропуски в искрообразовании при высоких скоростях.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ После установки новых свечей поменяйте манеру вождения. Если не хотите этого делать, попробуйте установить более «холодные» свечи. |
7. Мостик между электродами. |
Отложения из камеры сгорания попадают между электродами. «Тяжелые» отложения собираются в зазоре между электродами и образуют мостик. Свеча перестает работать и цилиндр выключается из работы. Выявите неисправную свечу и удалите отложения между электродами.
8. Пепельные отложения. |
Светло-коричневые отложения, покрывающие коркой центральный и боковой электроды. Выделяются из присадок к маслу или бензину. Большое их количество может привести к изоляции электродов свечи, вызывая пропуски в искрообразовании и перебои при разгоне. Если чрезмерные отложения образуются за короткое время или при небольшом пробеге, замените маслосъемные колпачки направляющих клапанов, чтобы предотвратить попадание масла в камеру сгорания.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ Если отложения стабильно образуются при длительном пробеге, причина в качестве бензина – смените место заправки. |
9. Износ. |
Закругленные электроды с небольшим количеством отложений на рабочих концах. Нормальный цвет. Вызывает трудный пуск в холодную или влажную погоду и плохую топливную экономичность. Замените свечи новыми с теми же характеристиками.
10. Детонация. |
Изолятор может быть растрескавшимся или со сколами. Это может привести к повреждению поршня. Убедитесь, что октановое число бензина соответствует требуемому. Проверьте исправность датчика детонации.
11. Пятнистые отложения. |
Нагар, который отложился в камере сгорания, после правильной регулировки начинает выгорать и при больших оборотах двигателя отрывается от поршня и прилипает к изолятору свечи, вызывая отдельные пропуски в ее работе. Замените свечи новыми или очистите старые.
12. Механические повреждения. |
Повреждения могут быть вызваны инородными предметами, попавшими в камеру сгорания, а в случае использования слишком длинной свечи ее электроды может зацепить поршень. Это приводит к разрушению свечи, отключению цилиндра и может повредить поршень. Удалите инородный предмет из цилиндра и (или) замените свечу.
Chevrolet Niva | Перебои в работе двигателя
При перебоях двигатель неровно работает на холостом ходу, не развивает достаточную мощность, повышенно расходует бензин. Перебои, как правило, объясняются неисправностью форсунок или электробензонасоса (подробнее см. «Система управления двигателем»), неисправностью свечи зажигания одного из цилиндров, подсосом воздуха в один из цилиндров. Нужно найти неисправность и по возможности ее устранить.
1. Пустите двигатель и оставьте его работать на холостом ходу. Подойдите к выхлопной трубе и прислушайтесь к звуку выхлопа. Можно поднести руку к срезу выхлопной трубы – так перебои ощущаются лучше. Звук должен быть ровный, «мягкий», одного тона. Хлопки из выхлопной трубы через регулярные промежутки времени свидетельствуют о том, что один цилиндр не работает из-за выхода из строя свечи, отсутствия искры на ней, об отказе форсунки, о сильном подсосе воздуха в один цилиндр или значительном снижении компрессии в нем. Хлопки через нерегулярные промежутки времени возникают по причине загрязнения распылителей форсунок, сильного износа или загрязнения свечей зажигания. Если хлопки происходят через неравные промежутки времени, можно попробовать самостоятельно заменить весь комплект свечей независимо от пробега и внешнего вида, однако лучше это делать после обращения на автосервис для диагностики и ремонта системы управления двигателем. |
2. Если хлопки регулярны, остановите двигатель и откройте капот. Проверьте состояние проводов системы зажигания. Высоковольтные провода не должны иметь повреждений изоляции, а их наконечники не должны быть окислены. Если есть повреждения проводов, замените неисправный провод. |
3. Снимите наконечники высоковольтных проводов… |
4. …и выверните свечи свечным ключом. |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ При снятии наконечников высоковольтных проводов никогда не тяните за сам провод. Возьмитесь рукой непосредственно за наконечник и перед снятием поверните его из стороны в сторону, а затем потяните. |
Внимательно осмотрите свечи и сравните их внешний вид с приведенными в конце подраздела фотографиями. Зазор между электродами свечи должен быть 0,8–0,9 мм. Если свеча черная и влажная, ее можно выбросить.
5. Если все свечи выглядят исправными, установите их на место и подсоедините высоковольтные провода. Порядок работы цилиндров 1–3–4–2, нумерация цилиндров (1, 2, 3, 4-й) производится от шкива коленчатого вала двигателя. |
6. Возьмите запасную свечу. Любым способом зафиксируйте ее на двигателе. |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Не фиксируйте свечу на маслоналивной горловине, маслоизмерительном щупе, топливных шлангах. |
Надежный контакт корпуса или резьбовой части свечи с «массой» необязателен, но желателен. Подсоедините высоковольтный провод с 1-го цилиндра к запасной свече. Пустите двигатель. Если перебои двигателя не усилились, замените свечу в 1-м цилиндре заведомо исправной. Наденьте высоковольтный провод и пустите двигатель. Если перебои усилились, последовательно повторяйте процедуру п. 6 со всеми цилиндрами, чтобы выявить неисправную свечу.
Если в результате принятых мер перебои двигателя не устраняются, обратитесь на автосервис для диагностики системы зажигания на стенде или диагностики двигателя – замера компрессии. Нормальная компрессия – более 1,1 МПа (11 кгс/см2), отличие более 0,1 МПа (1 кгс/см2) в одном цилиндре свидетельствует о необходимости ремонта двигателя.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ Если диагностика выявила неисправность 3-го цилиндра, снимите шланг, соединяющий вакуумный усилитель тормозов с двигателем, надежно заглушите его и пустите двигатель. |
Если перебои в работе двигателя прекратились, требуется диагностика и замена вакуумного усилителя тормозов (см. разд. 8 «Тормозная система»).
Если перебои в работе двигателя продолжаются, попробуйте жидкостью типа WD-40 облить шланг снаружи. Если перебои в работе двигателя хотя бы на короткий промежуток времени прекратились, попробуйте заменить шланг – возможно, в нем есть разрыв.
Диагностика состояния двигателя по внешнему виду свечей зажигания
1. Нормальная свеча. |
Коричневый или серовато-желтоватый цвет и небольшой износ электродов. Точное тепловое значение для двигателя и рабочих условий.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ При замене свечей на новые устанавливайте свечи с теми же характеристиками. |
2. Отложения сажи. |
Отложение сухой копоти указывает на богатую топливно-воздушную смесь или позднее зажигание. Вызывает пропуски зажигания, затрудненный пуск двигателя и неустойчивую работу двигателя. Проверьте, не забит ли воздушный фильтр, исправны ли датчики температуры охлаждающей жидкости и поступающего воздуха.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ Используйте более «горячую» свечу (удлиненный изолятор с центральным электродом). |
3. Масляные отложения. |
Замасленные электроды и изолятор свечи. Причина – попадание масла в камеру сгорания. Масло попадает в камеру сгорания через направляющие клапанов или через поршневые кольца. Вызывает затрудненный пуск, пропуски в работе цилиндра и подергивания работающего двигателя. Необходим ремонт головки цилиндров и поршневой группы двигателя. Замените свечи зажигания.
4. Перегрев. |
Причинами могут быть: несоответствие типа свечи зажигания рекомендуемому для двигателя вашего автомобиля, раннее зажигание, бедная смесь, подсос воздуха во впускной трубопровод. Проверьте уровень охлаждающей жидкости и не забит ли радиатор.
5. Раннее зажигание. |
Оплавленные электроды. Изолятор белый, но может быть загрязнен из-за пропусков искры и попадающих на него отложений из камеры сгорания. Может приводить к повреждению двигателя. Необходимо проверить соответствие типа свечи зажигания, исправность датчика детонации, чистоту распылителей форсунок и топливного фильтра, работу систем охлаждения и смазки.
6. Глазурь. |
Изолятор желтоватый, покрытый глазурью. Указывает на то, что температура в камере сгорания неожиданно поднимается во время резкого ускорения автомобиля. Нормальные отложения превращаются в токопроводящие. Вызывает пропуски в искрообразовании при высоких скоростях.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ После установки новых свечей поменяйте манеру вождения. Если не хотите этого делать, попробуйте установить более «холодные» свечи. |
7. Мостик между электродами. |
Отложения из камеры сгорания попадают между электродами. «Тяжелые» отложения собираются в зазоре между электродами и образуют мостик. Свеча перестает работать и цилиндр выключается из работы. Выявите неисправную свечу и удалите отложения между электродами.
8. Пепельные отложения. |
Светло-коричневые отложения, покрывающие коркой центральный и боковой электроды. Выделяются из присадок к маслу или бензину. Большое их количество может привести к изоляции электродов свечи, вызывая пропуски в искрообразовании и перебои при разгоне. Если чрезмерные отложения образуются за короткое время или при небольшом пробеге, замените маслосъемные колпачки направляющих клапанов, чтобы предотвратить попадание масла в камеру сгорания.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ Если отложения стабильно образуются при длительном пробеге, причина в качестве бензина – смените место заправки. |
9. Износ. |
Закругленные электроды с небольшим количеством отложений на рабочих концах. Нормальный цвет. Вызывает трудный пуск в холодную или влажную погоду и плохую топливную экономичность. Замените свечи новыми с теми же характеристиками.
10. Детонация. |
Изолятор может быть растрескавшимся или со сколами. Это может привести к повреждению поршня. Убедитесь, что октановое число бензина соответствует требуемому. Проверьте исправность датчика детонации.
11. Пятнистые отложения. |
Нагар, который отложился в камере сгорания, после правильной регулировки начинает выгорать и при больших оборотах двигателя отрывается от поршня и прилипает к изолятору свечи, вызывая отдельные пропуски в ее работе. Замените свечи новыми или очистите старые.
12. Механические повреждения. |
Повреждения могут быть вызваны инородными предметами, попавшими в камеру сгорания, а в случае использования слишком длинной свечи ее электроды может зацепить поршень. Это приводит к разрушению свечи, отключению цилиндра и может повредить поршень. Удалите инородный предмет из цилиндра и (или) замените свечу.
Троит двигатель на Шевроле Нива: решение проблемы
Каждый опытный автолюбитель знает, что если троит двигатель – значит, не работает один из цилиндров. Эту неисправность нужно срочно устранять, ведь эксплуатация машины в таком режиме приводит к снижению мощности и перерасходу топлива. Если не выявить причину, вскоре потребуется дорогостоящий ремонт.
На автомобиле Шевроле Нива может появляться такая неисправность по нескольким причинам. Опытные мастера делят их на четыре категории: нечем поджечь топливно-воздушную смесь, нехватка или переизбыток подачи воздуха в камеру сгорания или низкая компрессия в цилиндре.
«Нечем поджечь»
Самая распространенная причина – это сбой в системе зажигания, которая отвечает за своевременную подачу искры и воспламенение в цилиндрах.
Если какой-то один цилиндр не работает, следует предположить выход из строя одного из звеньев цепи:
- Вышла из строя свеча зажигания – выкрутите их и осмотрите. Если увидите сильный нагар, почистите его мелкой наждачной бумагой и прокалите, либо замените свечу на новую.
- Поломка катушки зажигания – определить эту неисправность может диагност. Наладить работу двигателя можно только заменой запчасти.
- Повреждение высоковольтного провода – по регламенту они должны меняться каждые 30-40 тыс. км. Заметить пробой несложно по звуку или искре во время работы двигателя.
Если у вас регулярно загрязняются свечи, желательно посетить диагноста для выявления причины.
Недостаточно воздуха — троит двигатель
При поступлении в камеру сгорания недостаточного количества воздуха получается богатая смесь, которая может не всегда или не полностью прогорать в одном из цилиндров. Это впоследствии приводит к нестабильной работе двигателя.
Возможных причин три:
- Забит воздушный фильтр – снимите крышку и осмотрите его рабочую поверхность. При сильной загрязненности замените элемент.
- Вышел из строя регулятор холостого хода или датчик дроссельной заслонки – эту неисправность покажет только компьютерная диагностика. Если у вас есть в наличии запчасти, установите их вместо штатных.
- Засорение дроссельной заслонки – снимите впускной патрубок и осмотрите заслонку. Если на ней есть грязь и масло, это приводит к ее частичному заклиниванию. Снимите весь узел и почистите специальной жидкостью.
Во впускном коллекторе двигателя Нива Шевроле стоит пластмассовый патрубок. Часто он отваливается и сильно перекрывает подачу воздуха, провоцируя троение.
Много воздуха, поэтому троит двигатель
Если наблюдается подсос воздуха, компьютер «не понимает», насколько нужно открывать дроссельную заслонку В таком режиме акселератор начинает работать нестабильно.
Такую поломку могут спровоцировать три причины:
- Повреждение воздушных патрубков или вакуумного усилителя тормозов – внимательно осмотрите элементы. Если обнаружите трещины, замените шланги на новые, надежно затянув хомуты.
- Вышел из строя ДМРВ – компьютерная диагностика может показать износ датчика массового расхода воздуха. При его замене обороты выравниваются, возвращается мощность.
- Повреждение впускного коллектора – осмотрите все прокладки и корпус на наличие трещин. При необходимости побрызгайте жидкостью для очистки карбюратора или дросселя, так вы сразу заметите подсос воздуха по выравниванию оборотов.
Отсутствие компрессии
Самая неприятная причина – это снижение компрессии в одном из цилиндров.
Такую неполадку можно определить и устранить только в профессиональной мастерской:
- прогорание клапанов – давление снижается из-за негерметичного прилегания клапана к седлу;
- выход из строя гидрокомпенсаторов – при их заклинивании клапана могут «зависать», из-за чего и снижается компрессия;
- износ цилиндро-поршневой группы – определяется специальным инструментом, который измеряет зазор между цилиндром и поршневыми кольцами.
Опередить износ цилиндро-поршневой группы можно по быстрому замасливанию дроссельной заслонки и воздушного фильтра после чистки, характерному голубому дыму из выхлопной трубы.
Восстановить компрессию можно только в специализированном автосервисе, где есть соответствующее оборудование. Чтобы решить, нужно ли ехать к мастеру, лучше заранее замерить показатель при помощи компрессометра.
Подведем итоги
Двигатель Шевроле Нива может троить при перебоях в работе системы зажигания, и плохой трансмиссии, а также из-за проблем при подаче воздуха.
В большинстве случаев неполадки можно устранить самостоятельно при последовательном осмотре каждой детали. Поиск неисправностей лучше начинать от самых простых к более сложным.