Крестовина карданного вала
Крестовина карданного вала – шарнир, применяющийся для передачи крутящего момента к мосту в условиях меняющегося положения автомобиля в пространстве.
Присутствует в машинах заднеприводной компоновки, где для передачи усилий от двигателя к колесам используется карданный вал и мосты.Устройство крестовины
В состав карданного шарнира входит:
- две вилки;
- четыре шипа;
- игольчатые подшипники;
- стопорные кольца.
Геометрически крестовина представляет собой перпендикулярные оси, опирающиеся на подшипники игольчатого типа. Устройство изготавливается из легированной стали, проходит закалку и обладает высокой прочностью. Благодаря этому, крестовина способна длительное время выдерживать высокие нагрузки.
В процессе движения автомобиля крестовина карданного вала обеспечивает соосность крутящихся деталей, постоянно меняющих свое положение в пространстве. Помимо этого, агрегат способствует гашению динамических колебаний.
Возможные неисправности и их признаки
Ремонт карданной передачи в целом и крестовины кардана в частности необходимо производить при наличии следующих признаков:
- вибрация карданного вала;
- стуки при трогании;
- скрип при разгоне;
- ощущение биения в ходовой части.
Основные неисправности карданной передачи, требующие ее ремонта и сопровождающиеся вышеприведенными симптомами, заключаются в заклинивании или разрушении крестовины кардана, а также в ее значительной выработке.
Последнее приводит к появлению люфта. Неисправный карданный шарнир требует замены, после которой может возникнуть необходимость в том, чтобы отцентровать отремонтированный карданный вал.
Замена крестовины
Далее будет рассмотрены ремонтные работы на ВАЗ-2107 как наиболее распространенной модели авто, оснащенного карданным валом и, соответственно, имеющей шарнирную передачу крутящего момента.
Для работы потребуется:
- ключи на 12 и 13 рожкового типа;
- ключи на 13 и 27 накидного типа;
- молоток;
- надставка;
- съемник стопорного кольца или пассатижи;
- съемник навесного подшипника.
На заметку: за сутки до замены крестовину кардана обильно заливают жидкостью типа WD-40 для облегчения выкручивания болтов. Последние в процессе эксплуатации закисают настолько, что открутить их без предварительной подготовки удается не всегда.
Демонтаж
Замена крестовины карданного вала ВАЗ-2107 начинается с нанесения меток, с помощью которых отмечается взаимное расположение частей вала относительно друг друга. В некоторых случаях это позволяет избежать дальнейшей балансировки детали. Работу выполняют на подъемнике или эстакаде.
Работу начинают с демонтажа карданного вала. Перед тем, как снять кардан, рекомендуется легкими ударами молотка обстучать все имеющиеся резьбовые соединения. После этого ключом на 13 выкручивают болты крепления подвесного подшипника и гайки, крепящие вал к хвостовику. После этого деталь снимают с автомобиля.
Сняв с крестовины стопорные кольца, вал устанавливают таким образом, чтобы подлежащая замене деталь была на весу. После этого молотком и оправкой с крестовины сбивают чашки и извлекают элемент. В качестве оправки можно использовать отрезок трубы или ключ-головку подходящего диаметра. Чтобы облегчить извлечение крестовины, следует зачистить края посадочного места наждачной бумагой или напильником.
Монтаж
Перед тем, как собрать карданную передачу, следует тщательно очистить от загрязнений посадочные места крестовину и стопорных колец. Края отверстий можно обработать наждачной бумагой. Перед началом монтажа с новой крестовины необходимо снять чашечки, после чего не полностью вставить их в посадочные отверстия.
Сама крестовина вставляется в уже установленные чашечки, после чего они набиваются на нее до конца. Для удобства можно использовать мощную струбцину, позволяющую запрессовать элементы без ударных нагрузок. Аналогичным образом осуществляют монтаж крестовины с другой стороны. После этого устанавливаются стопорные кольца.
Совместно рекомендуется заменить и подвесной подшипник.
Замена подвесного подшипника карданного вала осуществляется следующим образом:
- ключом на 27 и воротком срывают и откручивают гайку крепления вилки хвостовика;
- съемников срывают подшипник, после чего сбивают его ударами молотка;
- очищают посадочное место;
- монтируют новый подшипник стопорным кольцом назад;
- надевают пылезащитную шайбу;
- надевают вилку;
- затягивают фиксирующую гайку.
Аналогичным образом осуществляется замена крестовины на автомобилях «Газель» и других заднеприводных моделях. Перед тем, как проверить правильность работ на ходу, следует завести авто и понаблюдать за ним. На холостых оборотах машина не должна вибрировать и издавать посторонних стуков.
Наличие вибрации может свидетельствовать о неправильной установке деталей относительно друг друга и необходимости балансировки карданного вала.
Балансировка карданного вала
Качественная балансировка в домашних условиях невозможна. Для этого требуется сложное диагностическое и балансировочное оборудование, которое можно найти только на заводах и в специализированных мастерских.
При необходимости дома можно произвести грубую балансировку, которая позволит некоторое время эксплуатировать автомобиль.
Чтобы отбалансировать кардан, автомобиль полностью вывешивают, запускают двигатель и включают 4-ю передачу. При этом вал начинает медленно вращаться. Для определения мест, в которых необходима балансировка, в 1 мм от вала фиксируют кусочек мела. Неотбалансированный вал будет слегка смещаться. При этом в местах биения останутся метки.
Уравновесить слишком легкие участки с тяжелыми можно путем наваривания на них небольшого количества металла. При этом после добавления каждого грамма веса следует проводить ходовые испытания, отмечая степень достигнутого эффекта. Процедуру прекращают тогда, когда вибрация автомобиля на ходу полностью или почти полностью исчезает.
Техническое обслуживание карданной передачи заключается в периодическом, раз в несколько месяцев, шприцевании крестовины.
Процедура представляет собой заведение в деталь смазки и выполняется на УАЗ-патриот и автомобилях иностранного производства. Отечественная «классика» в шприцевании кардана не нуждается. Для смазки применяют высокотемпературные пластичные составы класса вязкости NLGI-2, способные длительно сохранять свои качества в тяжелых условиях.
Своевременное обслуживание и диагностика карданного вала и крестовины позволяют сохранить в исправном состоянии мосты и коробку передач. В автомобилях заднеприводной конструкции поломка этих агрегатов часто становится следствием вибрации, возникающей при неисправностях кардана.
Что такое крестовина рулевого вала, и как она устроена?
Крестовина рулевого вала – это одна из главных составляющих карданного вала каждого автомобиля. Данный механизм выполняет функцию передачи крутящего момента от коробки на ведущий мост (как правило, задний) под постоянно меняющимся углом при вращении. Сегодня мы рассмотрим, как устроена крестовина рулевого вала, из чего изготовляется и как она работает.
Материал
Непосредственно корпус механизма изготовляется из высокопрочной легированной стали. При производстве механизма под названием крестовина рулевого вала происходит долгий этап термообработки, вследствие чего обеспечивается высокая поверхностная твердость шипов. В качестве материала для наружных обойм используется подшипниковая сталь. Также она применяется для производства иголок обойм, которые также являются составной частью крестовины.
Устройство, назначение, принцип работы
Сама крестовина рулевого вала («Тойота Прадо» в том числе) являет собой некий крестообразный шарнир, обеспечивающий соосность всех элементов, которые вращаются во время передачи крутящего момента. Шарнир карданного вала имеет две вилки, которые соединяются крестовиной. Концы данных устройств соединены с четырьмя шипами, а сами вилки крепятся к трубе «кардана». Таким образом, крестовина рулевого вала (ВАЗ-2113 в том числе) приводится в действие игольчатыми подшипниками, надетыми на 4 шипа (конца) всего механизма.
Также стоит отметить, что у каждой из двух вилок имеются специальные отверстия. В них и устанавливаются игольчатые подшипники. Надежность фиксации и защиту от смещения этих устройство обеспечивает стопорное кольцо. Его толщина зависит от допустимого осевого зазора. К слову, некоторые автолюбители меняют штатные стопорные кольца на устройства малых размеров с целью уменьшения люфта и вибраций.
Назначение крестовины заключается в обеспечении подвижного соединения, которое может менять свой угол при неровной дороге, благодаря которому карданный вал обеспечивает передачу крутящего момента на ведущие полуоси. Следует отметить, что крестовина рулевого вала также может гасить возникшие удары и колебания во время наезда автомобиля на неровность. Таким образом, эта маленькая деталь продлевает жизнь всему валу, беря на себя всю нагрузку и удары в месте соединения.
Размерность
Не все автомобили укомплектовываются одинаковой по размерам крестовиной. Каждая модель оснащается своим устройством, поэтому при покупке не стоит ориентироваться на выбор устройства для иной модели авто. Вот, например ГАЗель и «Волга», несмотря на то что имеют общий двигатель и даже устройство в целом, оснащаются совершенно разными по размерам крестовинами.
Срок службы
Крестовина рулевого вала имеет очень простую конструкцию, за счет чего так стойко выдерживает удары и может быть максимально долговечной. В среднем, данное устройство выходит из строя на 500-тысячном пробеге, поэтому оно считается одним из самых прочных и долговечных деталей во всей конструкции автомобиля. Единственное, в чем механизм нуждается, так это в периодической смазке. Если регулярно следить за состоянием крестовины, она прослужит даже больше вышеуказанного срока.
особенности работы, замена и диагностика крестовины заднего карданного вала
Крестовина заднего кардана — одна из важных деталей, поэтому владельцы машин готовы отдать немаленькую сумму для ее регламентной замены при наличии вибрирования, биения и шума в её районе. Это приспособление восстановить нельзя, на место испорченной детали устанавливается новая крестовина. Цена её — невысокая, однако, при её замене необходимо полностью снимать кардан, а оплачивать придётся полный день на СТО. Нужно быть готовым к этому.
Структура и функции такого механизма, как крестовина заднего кардана
Коробка передач соединяется с задним или передним мостом с помощью кардана. Роль – передача мосту крутящего момента от мотора. Центром связывания механизмов является шарнир.
Его основной элемент – крестовина. Выглядит она в виде креста. На конце находятся чаши с игольчатыми подшипниками, которые отделяются от корпуса прорезиненным или пластиковым кольцом. Деталь индивидуальна для каждой машины.
Когда производится замена крестовины заднего карданного вала
Важно! Крестовины заднего карданного вала– важные детали карданной передачи. Необходимо установить качественные и хорошие детали, ведь от этого зависит, насколько эффективно будет передано вращение от мотора, а также безопасность за рулём.
Если слышится стук, шум или ощущается вибрация во время передвижения автомобиля или при переключении передач, то необходимо проверить крестовину кардана, возможно, требуется замена. Стоит отметить, что задняя крестовина портится быстрее. Она имеет большую нагрузку. Но такие признаки могут говорить не только о поломке этих деталей, поэтому, прежде чем производить замену, необходимо выполнить диагностику.
Диагностика
Машина ставится на яму либо подъёмник. Передача устанавливается в нейтральное положение. Под автомобилем происходит осмотр механизма. Внимательно нужно изучить сальники крестовин. Необходимо зафиксировать эту деталь и начать вращать кардан. При отсутствии зазора и наличии посторонних звуков во момент вращения заменяется только смазка. Возможно, саму крестовину менять не придётся. Этих деталей в механизме две. Проверять стоит каждую крестовину. Особое внимание уделяют задней детали, на неё попадает больше грязи и воды во время передвижения.
Что может быть неисправно:
- Люфт детали.
- Игольчатый подшипник износился.
- Сама деталь пришла в негодность.
- Протечка смазки.
- Повреждение уплотнительного кольца.
- Посторонние звуки во время движения.
Факторы поломок
Каждая деталь вала подвержена поломке и изнашиванию. И крестовина заднего карданного вала — не исключение. Рассмотрим основные причины поломки:
- Деталь полностью отработала себя — это естественный фактор.
- Пренебрежение плановым техническим осмотром. Поскольку детали механизма постоянно вращаются, то их необходимо смазывать, а при отсутствии планового ТО, смазочные материалы не наносятся. А это уменьшает время жизни крестовины.
- Экономия и ремонт своими руками. Данная деталь уникальна для каждого автомобиля. При необходимой замене владельцы думают, как сэкономить, и занимаются ремонтом сами, а также покупают детали дешевле. Всё это увеличивает просвет и изменяет угол передачи крутящего момента.
Важно! Срок жизни детали снижается буквально до 20 дней, что приводит к повторной замене.
- Не стоит забывать и про качество дорог. Крестовина кардана всегда нагружена, подвесной подшипник снижает нагрузку, но плохая поверхность дорожного покрытия создаёт условия вибрации. Она ничем не компенсируется. Нагрузка на деталь увеличивается, вследствие чего происходит быстрый износ.
- Самое главное – качество детали. Крестовина может быть бракованной, из-за чего она также быстро изживёт себя.
Замена крестовины
Перед заменой снимается кардан. Но прежде чем разбирать, необходимо учесть ряд моментов:
- Для более лёгкого откручивания гаек их необходимо смазать ВД-40.
- Пометить зубилом фланца кардана и заднего моста для предотвращения вибрации.
- Для сохранения резьбы применяют изогнутый накидной ключ.
- При прокручивании болтов их фиксируют отвёрткой.
Начинается всё с отворачивания четырёх штифтов на механизме. Снимается крепление подвесного подшипника. Затем и кардан. Он достаётся из шлицевого соединения КПП. Этот фрагмент обматывают материей для предотвращения попадания песка.
Далее потребуются следующие инструменты: молоток, круглогубцы, широкая отвёртка и трубка соответствующего калибра. Механизм зажимается тисками. Крестовины снимаются специальными приспособлениями. После вынимаются стопорные кольца. Затем происходит выбивание чашки из проушин. Применяют молоток и проставку. Подготавливаем детали и устанавливаем крестовину.
Важно! Для улучшения качества починки необходимо произвести чистку проушины и вилки от грязи и удалить ржавчину.
Для этого применяются щётка с металлическим ворсинками и наждачная бумага. Поверхности внутри тоже стоит обработать и смазать, прежде чем проводить установку. Шилом или тонкой отвёрткой производится чистка колец. Крестовину отделяем от чашек и устанавливаем её между проушин. При снятии чаш стоит внимательно следить за иголками, чтобы те не рассыпались. После чего их возвращают на крестовину и топят до открытия стопорных канавок. Под конец заменяются кольца.
Установка кардана
Прежде чем проводить данную процедуру, необходимо знать следующее:
- Хорошо промазывать каждое соединение.
- Грязь не должна оказаться на движущихся деталях.
- Проверка сальников.
- Необходимо сделать так, чтобы наши метки совпали, иначе придется проводить балансировку.
Первым делом устанавливается шлицевая часть, после закрутки четырёх болтов — крепление подвесного подшипника. Болты должны быть туго затянуты.
В некоторых случаях ремонт не осуществляется. Достаточно будет произвести шприцевание. Для этого необходимы шприц больших размеров и смазка. Уделить внимание во время этого процесса стоит задней крестовине. Ведь она больше всех подвержена попаданию грязи. Некоторые крестовины имеют просветы для данной процедуры. Проводить нужно до того момента, пока смазка не начнёт вытекать.
Проверка работы
Произвести её можно по завершении установки механизма в машину. Проверяется тем же образом, что и при обнаружении люфта. Помимо этого, механизм исследуют на наличие подтёков масла и смазки. Внимательно осматривают и сальники. Помимо этого, проверяют и на дороге.
Обращают внимание на наличие или отсутствие посторонних звуков и ощущение вибрации. Стоит упомянуть, что проводить данные процедуры самостоятельно нельзя. Можно нарушить угол вращения, что приведёт к изнашиванию детали и её очередной замены. Лучше обратиться к квалифицированным специалистам, заплатить деньги и наслаждаться качественной работой мастеров.
Крестовина кардана
Назначение крестовины кардана и история создания
Необходимость применения подвижных соединений возникла по той причине, что оси валов автомобиля не всегда располагаются на одной прямой. Во время движении машины они меняют положение в пространстве. При этом изменяется и их межосевое расстояние в разных горизонтальных и вертикальных плоскостях.
Передачу крутящего момента от коробки передач к ведущим мостам выполняет карданное соединение. Впервые принцип такой конструкции описал итальянский инженер Дж. Кардано. Его работы и послужили основой для построения карданной передачи, применяемой в трансмиссиях автомобилей.
Крестовина карданного вала является гибким соединением двигателя автомобиля с ведущим мостом
В ее состав входят карданные валы и шарниры, промежуточные опоры и соединительные устройства. У крестовины в этой системе особая роль. Именно она обеспечивает передачу крутящего момента от коробки передач на мост при постоянно меняющихся углах во время движения машины.
Устройство и принцип работы крестовины кардана
Крестовина карданного вала – это, как понятно из названия, крестообразный шарнир, который обеспечивает соосность всех вращающихся элементов. Он соединяет две вилки, которые входят в состав карданного шарнира. Концы вилок присоединяются к четырем концам, или шипам, крестовины. Труба карданного вала и одна вилка имеют между собой жесткое крепление.
Карданный вал.Движение шарнира осуществляется при помощи игольчатых подшипников, надетых на шипы крестовины. Эти подшипники устанавливаются в отверстия, расположенные на вилках и фиксируются стопорными кольцами, чтобы предотвратить возможность их смещения. Толщина стопорных колец зависит от размера допустимого осевого зазора.
Таким образом, крестовина карданного вала является гибким соединением двигателя автомобиля с ведущим мостом. Конструктивно она представляет собой взаимно перпендикулярные оси, которые опираются на игольчатые подшипники, установленные в вилках карданного вала.
Функциональное назначение крестовины заключается в обеспечении подвижного соединения, гашении динамической деформации карданного соединения и передаче крутящего усилия на колеса.
Корпус крестовины изготавливается из легированной стали и проходит термообработку, которая обеспечивает высокую поверхностную твердость шипов
Крестовины отличаются по размеру. Размер может зависить от разных факторов: марки автомобиля, его габаритов, мощности двигателя и, как следствие, величины крутящего момента.
Корпус этой важной детали изготавливается из легированной стали и проходит термообработку, которая обеспечивает высокую поверхностную твердость шипов. Для производства наружных обойм подшипников и самих иголок применяется специальная подшипниковая сталь и соответствующая термическая обработка.
Высокий КПД передачи и долговечность шарниров обеспечивает применение на шипах корпуса герметизированных игольчатых подшипников. Для надежности подобной герметизации узлов крестовины кардана в изготовлении уплотнений подшипников используется бензомаслостойкая резина.
Достоинства и недостатки крестовины кардана
Сама по себе крестовина карданного вала является простым, надежным и долговечным элементом автомобиля.
Главные условия, необходимые для нормальной работы этого узла, – это качество материалов, используемых при его изготовлении, и наличие смазки в местах соприкосновения с другими элементами. Теоретический ресурс работы крестовины кардана составляет 500,000 км.
При несоосном расположении валов, карданное соединение является практически единственным эффективным способом передачи вращения. Основной его минус заключается в том, что при возникновении большого угла между соединенными валами их вращение становится неравномерным. В результате, во время передачи происходит большая потеря мощности и возрастает износ узлов соединения. Особо заметной неравномерность вращения валов становится, когда угол между ними превышает 10 градусов.
Другие виды подвижных соединений и их сочетания
Одним из альтернативных видов подвижного соединения для передачи крутящего момента является шарнир раных угловых скоростей, или ШРУС. Это соединение помогает избежать неравномерного вращения соединенных валов, когда угол между сопряженными деталями составляет более 20 градусов — от 30 до 70.
Передачу крутящего момента в ситуации большой несоосности осуществляет промежуточный вал. В его состав входят эластичная муфта, фланец и шарнир равных угловых скоростей. Подвижность соединения несоосных элементов в такой конструкции обеспечивает эластичная муфта. Она представляет собой конструкцию из стальных вкладышей и резиновых перемычек, соединенных воедино. Рывки трансмиссии автомобиля гасятся за счет упругости муфты. В конструкции вала применены и карданные соединения, так как между валами, которые объединяет промвал, существует большая несоосность.
Промежуточный вал применяется, к примеру, в конструкции трансмиссии полноприводных автомобилей ВАЗ (21213, 21214, 2131) семейств Нива — Lada 4×4. При этом в автомобилях текущей модели ВАЗ 21214 карданные соединения промвала заменены шрусовыми — менее шумными и не требующими регулировки соосности.
назначение, а также подбор крестовины карданного вала
Карданная передача автомобилей, имеющих привод на задние колеса, является важнейшей частью для передачи вращения от двигателя к заднему мосту. Это справедливо для любой техники, имеющей задний или полный привод.
Карданная передача устанавливается на легковые, грузовые автомобили и сельхозтехнику и состоит из:
- кардана, конструктивно выполненного в виде полой трубы. Она должна быть обязательно сбалансирована;
- скользящей муфты, позволяющей скомпенсировать продольное перемещение;
- вилки с крестовиной, образующей карданный шарнир.
Крестовины для карданов: карданный шарнир
Шарнир обеспечивает гибкое соединение кардана с ведущим мостом транспортного средства, который служит для передачи вращения от одного вала к другому при постоянно меняющемся положении в пространстве. Ведущим элементом шарнира служит крестовина.
Она представляет собой главный узел карданной передачи. Он является основным при передаче крутящего момента от коробки передач к ведущему мосту, на который воздействуют не только усилия по передаче вращения, но и внешние факторы: песок, грязь, вода, химические реагенты и т.п. Также она способна к гашению деформации, возникающей в кардане.
Устройство крестовины
Важно! Вопреки таким экстремальным эксплуатационным условиям, узел является наиболее надежным элементом автомобиля. Его изготавливают из высоколегированной стали с последующей термической обработкой.
Он состоит из:
- собственно, крестовины;
- уплотнительных колец;
- сальников;
- игольчатых подшипников;
- крышек подшипников;
- стопорных колец.
Для смазывания подшипников применяется тавотница.
Правильный подбор крестовины карданного вала
Важно! Если появилась необходимость в замене крестовины, самый оптимальный вариант в этом случае – предоставить ремонт специалистам автосервиса.
Владелец транспортного средства должен знать, по каким параметрам следует подбирать новую крестовину. Самое простое решение – по децимальному номеру.
Но, на практике, часто не бывает необходимой запчасти, или номер соответствует, а размеры не те. Поэтому специалисты автосервиса в первую очередь подбирают диаметр чашки.
Также обращают внимание на крепление. Оно может быть:
- кернение или развальцовка;
- внутреннее крепление с помощью стопорных колец;
- крепление внешними кольцами.
Если нужного размера крестовины нет, то можно взять меньшую по длине.
Важно! Разница в длине должна быть равна двум. Это необходимо для подбора шайб, чтобы скомпенсировать возникшую разницу. Иногда шайбы заменяют монетками.
Они имеют стандартные величину и вес. А это уменьшает вероятность дисбаланса.
При подборе обращают внимание на качество изготовления детали. Она не должна иметь следы грубой обработки, литье должно быть симметричным.
Стаканы не должны иметь заусенцы. Если деталь вызывает подозрение, лучше отказаться от приобретения. Аналогичным образом происходит подбор и для других технических средств, имеющих карданную передачу.
Важно! Опасайтесь покупать запчасти в случайных автосервисах. Вы можете получить непредсказуемый результат. Самое малое – это дисбаланс карданной передачи. А установка поддельной запасной части может привести к серьезному ДТП. Поэтому экономия может обернуться значительными тратами при дальнейшей эксплуатации транспортного средства. Техническое обслуживание, подбор и ремонт выполняйте на проверенных автосервисах, которые предоставляют гарантийные обязательства на все оказываемые услуги.
Симптомы неисправности
Сложные условия эксплуатации, а также естественный износ приводят к неисправностям крестовины. Их можно определить по следующим признакам:
- шум и скрежет;
- металлический звук при переключении скоростей или начале движения;
- стук при движении по бездорожью;
- возникновение вибрации на определенных скоростях;
- периодически возникающий свист.
Все эти звуки происходят под днищем автомобиля в районе соединения кардана с задним мостом.
Как только появляются первые признаки неисправности, необходимо сразу предоставит автомобиль в автосервис для проведения диагностики отказавшего узла.
Важно! Не следует самому делать заключения, т.к. похожие симптомы бывают при выходе из строя заднего моста. Только специалист в состоянии правильно определить неисправность.
Причины неисправности
Неисправная крестовина может привести к выходу из строя других частей или стать причиной аварийной ситуации. Поэтому не следует тянуть с ее заменой. Основными неисправностями являются:
- ослабление крепления карданного шарнира;
- выработка или разрушение игольчатых подшипников.
Ослабленные соединения подтягивают, а крестовина восстановлению не подлежит, ее заменяют новой.
Факторы, влияющие на повреждение
На выход из строя игольчатых подшипников оказывает действие:
- применение смазки, не предназначенной для этого механизма;
- высыхание или отсутствие смазки. Нерегулярно или вообще не проводились профилактические работы;
- разрушение сальников и уплотнительных колец. В результате происходит попадание песка и грязи в подшипник.
Крестовина работает в крайне неблагоприятных условиях, от чего и зависит ее износ.
Наиболее эффективна работа шарнира при взаимном расположении угла валов от нуля до десяти градусов. Если угол превышает десять градусов, то на него резко повышается нагрузка и уменьшается передаваемое усилие.
Важно! Крайне неблагоприятные условия работы при углах больше двадцати градусов – в системе нарушается баланс, появляется опасность разрушения системы.
Рекомендации, позволяющие продлить срок эксплуатации
Для предотвращения нежелательных последствий необходимо с большой осторожностью ездить по бездорожью. При преодолении препятствий следует двигаться без резких ускорений и не допускать соприкосновения грунта с днищем машины.
После каждой поездки по пересеченной местности или каждых десяти тысяч километров пробега рекомендуется проверять наличие люфтов. Обязательно через тавотницу смазывать игольчатые подшипники.
Важно! При обслуживании применяют только специальную смазку. Нельзя использовать смазочные материалы, предназначенные для других целей. В результате может произойти вытекание масла, или оно станет очень густым, что в неблагоприятных погодных условиях привет к выходу подшипников из строя.
При регулярном проведении технического обслуживания карданный шарнир прослужит длительное время без замены.
В перекрестье карданных валов — журнал За рулем
РЫНОК
/ЭКСПЕРТИЗА
В ПЕРЕКРЕСТЬЕ КАРДАННЫХ ВАЛОВ
ИССЛЕДУЕМ ШАРНИРЫ КАРДАННОГО ВАЛА «КЛАССИКИ»
ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЕРЫГИН, МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН
Примерно четверть века назад по совершенно необъяснимым причинам «жигулевская» крестовина заняла одну из лидирующих позиций среди дефицитных элементов. Распредвалы, задние тормозные цилиндры и — они, крестовины…
Чего только не придумывали умельцы, чтобы продлить жизнь капризной детальке… И переворачивали ее периодически, чтобы равномерно изнашивалась, и пресс-масленки пытались к ней присобачить, и на «москвичовские» да «волговские» внимательно посматривали — те всегда в продаже были. Однако проблема закончилась так же неожиданно, как и возникла, — крестовины появились на прилавках и не исчезают с них по сей день.
Количество обеспечено, а как насчет качества? Чтобы выяснить, как обстоят дела, приобрели в магазинах семь крестовин от различных производителей. Могли купить и больше, но что делать с грудой безымянных изделий? Даже из этой небольшой группы пять деталей «обратного адреса» не имеют, а потому их названия даны условно, исключительно со слов продавца. Будем считать, что немецкому шарниру GKN и французскому SBR противостоят два самарских изделия («обычное» и «усиленное»), а также «Аксайкардандеталь», «Ростов» и «Кедр». Последнее — явная подделка «под Миасс». ЗАО «Кедр» официально сообщило, что подобных деталей не производило и не производит…
Спрогнозировать поведение приобретенных крестовин на автомобиле мы попросили лабораторию сцеплений, карданных передач и нагрузочных режимов трансмиссий НАМИ. На ресурсные испытания замахиваться не стали (это крайне сложно), а вот «снять мерку» с каждого шарнира и сравнить полученные цифры с вазовскими требованиями — это уже любопытно.
Результаты кропотливой работы метрологов даны в таблице, а разобраться «что где находится» поможет рисунок. Каждый табличный параметр условно обозначен одной из букв алфавита: если, например, захочется понять, что такое «размер по торцам шипов», нужно найти на рисунке букву «Б» — только и всего.
Интересно, что формально в вазовские требования полностью не уложился ни один из купленных шарниров. Не будем считать это недостатком — вполне возможно, что каждый производитель находит для себя возможным отклоняться от «догмы» в обоснованных случаях — взять хотя бы такой параметр, как диаметр шипов крестовины. Один делает побольше шипы, но поменьше ролики, другой — наоборот. Имеют право. А вот насколько эти шипы одинаковы — дело другое: по разбросу можно судить о технологических возможностях предприятия.
Наименьший разброс этих размеров (1–2 мкм) имеют GKN и, представьте себе, «обычное» самарское изделие. Напротив, вольготнее всех чувствуют себя те, кто создал изделие «а-ля Кедр», — их «ворота» составляют аж 62 мкм. Причем один из «кедровых» шипов отличается не только размером, но и формой, весьма далекой от требуемой цилиндрической.
Конечно же, крестовина — деталь симметричная. Вернее, должна быть такой. Однако измерения расстояний от центра крестовины до ее торцов еще раз показали — технология кое-где хромает: в этой номинации аутсайдерами оказались оба гостя из Самары. Что касается размеров по торцам шипов, то здесь не в лучшую сторону отличились «а-ля Кедр», «Аксайкардандеталь» и усиленный «самарец» — к большому разбросу данных добавилась явная непараллельность торцевых поверхностей.
Измерения твердости различных участков шарниров выявили значительную «мягкотелость» у липового «Кедра» и «Аксайкардандетали» — это совсем нехорошо. Не лучшим образом выглядели также усиленная самарская крестовина (здесь недокалили, там перекалили), а также «ростовчанин» и, как ни странно, SBR, от которого ждали образцовых параметров по всем статьям.
Наружный диаметр подшипника оказался за пределами допуска только у самарского «усиленного» варианта.
Один из немаловажных параметров для установки — размер в сборе с подшипником по торцам, здесь самодеятельность уже не приветствуется. В поле допуска оказались только GKN и «Аксайкардандеталь». Наконец, важнейший параметр — радиальный зазор в подшипнике. Его неожиданно провалила крестовина SBR. Не лучшим образом выступили «простая самара», так называемый «Кедр» и «Аксайкардандеталь» — последней до нормы не хватило всего пары микрометров.
Расставить оценки в итоге оказалось совсем несложно. Безоговорочную победу с оценкой «отлично» одержала крестовина GKN — несмотря на то, что ее делали явно не под ВАЗ, перед нами истинно качественное изделие. Нелишне напомнить, что именно эта деталь продавалась в упаковке. Второе место с оценкой «хорошо» довольно неожиданно досталось ростовскому изделию — в целом выглядело оно неплохо. Изделие от SBR получает «удовлетворительно» — от него ждали большего. Остальные же… Конечно, «Жигули» стерпят все, но зачем?
Крестовина и ее «антропометрия».