технология, время. Что нужно для вклейки лобового стекла?
Лобовое стекло – это один из важнейших компонентов любого автомобиля. Оно не только надежно защищает автовладельца от ветра и встречных воздушных потоков, но и помогает удерживать крышу, а также обеспечивает относительный уровень безопасности в случае небольших ДТП. Изготавливают ветровые стекла из специальных материалов, которые могут выдерживать серьезные повреждения. Из таких же материалов производят панорамные изделия, экстерьерные элементы многоэтажек.
Если автомобиль эксплуатируется интенсивно, ветровые стекла постоянно подвергаются различным опасностям. Стекла имеют свойство трескаться. И если с одним-двумя повреждениями еще как-то можно жить, то в случае с большим их количеством стекло приходится менять. Профессиональные автомеханики уверены, что вклейка лобового стекла – это трудное дело, которое не под силу рядовому автолюбителю. Позволим себе не согласиться с этими доводами. В процессе замены не возникнет трудностей, если пользоваться правильной технологией и нужными инструментами. Давайте рассмотрим, как правильно следует выполнять эту работу.
Необходимые инструменты и средства
Для замены, как и для восстановительных работ, необходим набор инструментов и химических средств. Можно купить все, что нужно для вклейки лобового стекла, в наборе или собрать по отдельности.
Понадобится тонкая струна либо специальный нож. С помощью этих инструментов можно без особых усилий избавиться от того, что осталось от старого стекла, а также от клея. Стоит подготовить обычный строительный нож. Он пригодится для прочистки места установки. Также подготовьте герметик вместе с пистолетом для него, обезжириватель, активатор. Дополнительно приобретают скотч – без него в этом процессе не обойтись. Не стоит забывать о молдинге или резинке. Ее надевают по периметру соединения. Вклейка лобового стекла без молдинга невозможна.Этапы работ
Данная операция никогда не выполняется просто так. Для этого всегда существует причина – старое стекло пришло в негодность. Поэтому первым этапом работ по замене будет демонтаж старого элемента или всего, что от него осталось.
Так будет подготовлено место для установки. Далее производится обезжиривание поверхности. А затем вклейка лобового стекла.Демонтаж
Струна или нож аккуратно заправляется в щель между стеклом и установочным пазом. Далее старый клей просто перерезается. Необходимо работать внимательно, особенно там, где стекло граничит с панелью, так как можно легко повредить пластик.
Подготавливаем место под новое стекло
При помощи строительного ножа срезаются остатки строго клея. Резинка-молдинг выйдет из строя, поэтому важно при покупке стекла не забыть о ней. Когда все будет счищено, новый элемент прикладывают к месту. Если есть необходимость, во время примерки делают небольшие пометки маркером или фломастером.
На некоторых моделях автомобилей есть упоры, которые не позволят установить стекло неправильно. Если нет подставки, тогда стоит подготовить место на капоте. Его необходимо застелить ветошью или крупным картоном.
Обезжиривание
Технология вклейки лобового стекла предусматривает обезжиривание поверхности, а также другие процессы. Для этого подойдет средство из набора для замены стекла или антисиликоновый обезжириватель.
Грунтование
Специалисты не рекомендуют наносить компонент на остатки старого клея. Грунтовочные составы накладывают одним слоем при помощи кисти или комплектного тампона. Компонент наносится непосредственно на место вклейки и на само стекло там, где будет контакт с пазом.
Сюда же можно отнести и обработку активатором. Состав поможет эффективно и полностью удалить все, что осталось от старого клея.Наносим герметик
Это самый важный момент во всем процессе. Специалисты для правильного и удобного нанесения герметика рекомендуют использовать пневматический пистолет, так как состав имеет высокую плотность. Кроме этого, можно применить и ручной аппарат. Клей необходимо наносить одной полосой, без разрывов. Слой должен быть равномерным. Теперь можно приложить лобовое стекло, совместив его с метками. Далее проходят по всему периметру элемента и плотно придавливают его так, чтобы клей хорошо лег. Таким образом мы обеспечим надежный контакт между пазом и стеклом. Если в определенных местах состав лезет наружу, убирать его сразу не стоит. Это можно выполнить и потом. Снять его будет легко. Далее лобовое стекло необходимо зафиксировать скотчем. Сначала его крепят к устанавливаемой части, а затем уже к кузову автомобиля.
Обратите внимание
Время вклейки лобового стекла занимает от 6 до 10 часов. В этот период нельзя пользоваться автомобилем. Не стоит открывать двери и хлопать ими. Лучше всего вообще не трогать машину. Еще важен температурный режим. При воздухе ниже 0 градусов клей не застынет, а при более высоких показателях процесс полимеризации пойдет значительно быстрее.
Полезные советы
Правильно сделанная вклейка лобового стекла – гарантия безопасности водителя и пассажиров. Это очень ответственная задача. Особое внимание следует уделить установке стекла в его посадочное место. При заказе материалов для замены стоит лишний раз убедиться, что точно указаны модель и марка авто. Это нужно для того, чтобы избежать ошибок и не докупать составляющие, теряя время и деньги. Вклейка лобовых стекол выполняется с применением специального герметика.
Нам не потребуется отдельный сорт клея, он универсален для всех марок автомобилей. Так как герметик будет держать тяжелый элемент на месте в самых разных условиях, при покупке нужно убедиться в его высоком качестве. Вклейка лобового стекла своими руками делается в закрытом помещении. Целое стекло без каких-либо повреждений никто менять не станет, а если имеются трещины, тогда от него можно ждать чего угодно. Стоит позаботиться о личной безопасности и надеть очки и перчатки. Следуйте строго инструкциям, которые указаны на обратной стороне упаковки с герметиком. Там же указывают, нужно ли разбавлять герметик дополнительным компонентом.Что можно и нельзя делать?
Рекомендуется избегать сильных хлопков дверями. Многие автомобили герметичны, поэтому сразу после вклейки лобового стекла давление вследствие хлопка может стать причиной нарушения уплотнителя, и стекло уйдет с посадочного места. Лучше после замены определенное время не посещать мойку. Мыть машину рекомендуется через двое суток. Нежелательны в этот период ни ручные, ни автоматические мойки. Следует избегать давления воздуха и воды. Если проигнорировать это, уплотнитель может повредиться. Также не следует ездить часто и далеко. Специалисты рекомендуют не эксплуатировать машину в течение часа-двух.
Клей должен уравновеситься с характеристиками влажности и температуры. Также профессионалы рекомендуют заменить дворники. Это механические устройства, а значит, есть вероятность того, что они нанесут вред покрытию. Могут появиться новые царапины. Профессионалы также советуют использовать специальную ленту. Она служит для крепления. Необходимо, чтобы эта лента была приклеена на лобовом стекле и провисела на нем не меньше суток. С ней можно уверенно ездить, и она никак не нарушает видимость. Однако если ее убрать, поддержка, так нужная сейчас стеклу, исчезнет.Резюме
Как видно, процесс замены и вклейки лобового стекла не так сложен, как кажется. Необходимо проявить аккуратность и точно следовать всем инструкциям и технологиям работы. Только так можно получить надежно приклеенное новое стекло, на котором больше не будет царапин и трещин. Это повысит безопасность водителя и пассажиров. Чтобы в дальнейшем стекло не трескалось, не используйте часто его обогрев и не включайте печку на максимальную мощность.
fb.ru
Замена лобового стекла своими руками
Приветствую Вас на блоге kuzov.info!
В этой статье мы рассмотрим как производится замена вклеенного лобового стёкла своими руками. Для начала немного теории.
Существует всего два типа автомобильных стёкол – ламинированное (триплекс) и закалённое (сталинит). Триплекс представляет собой сэндвич из двух тонких стёкол, между которыми находится прозрачный слой полимера. При повреждении на стекле могут появиться трещины, но оно останется цельным. Исключение составляет очень сильное повреждение.
Сталинит изготавливается при помощи нагрева цельного стекла и последующего быстрого и равномерного охлаждения. Таким образом, увеличивается прочность в несколько раз. При повреждении сталинит разрушается на мелкие нетравмоопасные сегменты.
В прошлом, лобовые стёкла делали из закалённого стекла и была распространена их установка при помощи резинового уплотнителя. Современные автомобили комплектуются лобовыми стеклами триплекс и вклеиваются в проём. Такой способ установки позволяет лобовому стеклу ложиться заподлицо с крышей. Это улучшает аэродинамику и снижает шум. Вклеенное стекло также увеличивает жёсткость кузова автомобиля, уменьшает скручивание и увеличивает безопасность при аварии.
Содержание статьи:
Какую функцию выполняет вклеенное лобовое стекло?
Рассмотрим более подробно, какую функцию выполняет вклеенное ламинированное лобовое стекло.
- Увеличивается жёсткость и прочность кузова из-за интеграции лобового стекла в структуру кузова. Отпадает необходимость в дополнительных поддерживающих структурных элементах кузова, из-за чего улучшается обзорность водителя. В частности, структурная прочность крыши увеличивается на 60%. Таким образом, лобовое стекло увеличивает защиту пассажиров при перевороте автомобиля.
- Улучшается аэродинамика автомобиля за счёт исключения выступающего резинового обрамления стекла.
- Лобовое стекло на современных автомобилях служит упором для сработанных передних подушек безопасности. Передние подушки безопасности спроектированы так, что при срабатывании и контакте с пассажирами, они опираются на лобовое стекло. Поэтому очень важно, чтобы лобовое стекло было правильно вклеено и не имело трещин. Оно должно оставаться в проёме при аварии.
- Вклеенное лобовое стекло предотвращает выброс пассажиров при аварии, тем самым, снижая их травмирование.
Инструмент для срезания клея
Для снятия вклеенного лобового стекла с автомобиля, нужно срезать клей-герметик, на котором держится стекло. Для этого применяются различные инструменты. Это может быть специальная режущая струна, специальный нож, а также пневмо- и электроинструменты .
Пневматический или электрический нож имеет сменные лезвия разной формы для среза герметика лобовых стёкол на машинах разных моделей.
Каждый инструмент для срезания клея имеет свои преимущества и недостатки. Пневматический нож с тонким лезвием предпочитают многие профессиональные установщики. Наиболее распространённым является метод среза клея при помощи специальной струны.
Метод среза клея-герметика при помощи струны
Всегда одевайте защитные очки и перчатки при проведении процедуры среза вклеенного лобового стекла.
Для реализации этого способа нужно:
- Защитить лакокрасочное покрытие
- Изнутри салона просунуть один конец струны через герметик примерно на 10 см ниже одного из верхних углов. Для этого применяется специальное шило, которое идёт в комплекте со струной.
- Привязать просунутый конец к ручке, а внутренний конец к инструменту. Вместе с помощником срезать герметик по периметру стекла.
- После демонтажа стекла, остатки частиц нужно убрать при помощи пылесоса. Проём нужно очистить и обезжирить.
Как менять? C частичным или с полным удалением старого клея?
Вклеенное стекло может быть заменено с полным удалением старого клеевого состава, либо часть старого клея остаётся не удалённой. Если остатки старого клеевого состава являются полиуретаном и хорошо держаться, то это может служить хорошей основой для нового клея.
Остатки герметика можно оставить в проёме перед установкой нового стекла когда:
- Это остатки полиуретанового герметика.
- Остатки хорошо держатся.
- Нет следов коррозии в проёме, куда будет устанавливаться стекло.
- Не возникло значительных повреждений во время процедуры демонтажа.
В остальных случаях нужно полностью удалять остатки старого герметика и, при необходимости, убирать коррозию и защищать повреждённые места от ржавчины.
Перед установкой нового стекла, если есть сомнения, что оно было приклеено не полиуретановым герметиком (может быть силикон), то все остатки, оставшиеся после среза, должны быть удалены, так как будут ухудшать адгезию полиуретанового герметика, используемого для установки нового стекла. Места, где после очистки появился голый металл, должны быть обработаны специальным грунтом.
Как определить, являются ли остатки срезанного герметика полиуретаном?
- Нажмите очень плотно ногтём на остатки герметика.
- Если это полиуретан, то не должно остаться следа (впадины) в материале.
- Если это силикон, то под нажимом этот материал легко деформируется вплоть до самого проёма.
- Для другого способа определить материал нужно срезать длинную полоску и растянуть её.
- Если это полиуретан, то потребуется значительное усилие, чтобы растянуть и порвать полоску.
- Если это силикон, то полоска легко растянется на большое расстояние.
Для чего нужна затемнённая область по краю вокруг стекла?
По краю современных лобовых стёкол нанесена керамическая краска чёрного цвета. Она устойчива к растворителям и ультрафиолетовому излучению. Стекло с нанесённой керамической краской называется фриттованное стекло. Такая технология используется не только при изготовлении автомобильных стёкол, но и в строительстве, при отделки фасадов зданий и дизайне.
Керамическая краска в заводских условиях наносится так, что часть краски въедается в стекло, а не просто находится на его поверхности. Фриттованная область изнутри обеспечивает стекло поверхностью с улучшенной адгезией для дальнейшего нанесения клея и установки стекла, а снаружи осуществляется защита клея от разрушительного воздействия ультрафиолетовых лучей. Кроме того, затемнённые края выполняют декоративную функцию. Некоторые люди сомневаются в ультрафиолетовой защите, которую даёт затемнённая область, просвечивая её насквозь, к примеру, лазерной указкой. Тем не менее, затемнение не обязательно должно полностью не пропускать лучи, чтобы защищать от ультрафиолетового спектра. К примеру, можно взять достаточно прозрачную тонировочную плёнку, которая даёт хорошую защиту от ультрафиолетовых лучей, а также средства для салонного пластика, защищающие его от выцветания, но не меняют его цвет. Тем не менее, если используете клей-герметик определённой фирмы, то нужно следовать технологии и использовать всю систему, которую она предлагает (очистители, активатор, специальный затемняющий и повышающий адгезию праймер для стекла). Активатор является усилителем адгезии, который подготавливает поверхность стекла к дальнейшему нанесению специального грунта или сразу клея.
Полиуретановый клей-герметик
Наиболее распространённым и качественным клеевым составом для лобовых стёкол на сегодняшний день является полиуретановый клей-герметик. Он представляет собой однокомпонентный состав, который застывает, реагируя с влажностью воздуха при комнатной температуре. При высокой температуре и влажности воздуха время затвердевания уменьшается. При температуре ниже +5 градусов по Цельсию, процесс застывания клея-герметика останавливается.
Перед применением поместите тубу с герметиком в воду с температурой примерно 60 градусов по Цельсию на 30 минут. Далее подготовьте клей-герметик к нанесению. Для этого нужно срезать определённым образом носик, убрать крышку с обратной стороны и вставить тубу в специальный пистолет, при помощи которого будет выдавливаться клей-герметик.
Носик срезается под углом 45 градусов буквой «V». Такая форма носика поможет нанести клей-герметик нужной формы и высоты. Клей, нанесённый полоской, имеющей закруглённую форму может после вклеивания стекла оставлять пропуски, что приведёт к протечкам. К тому же клей-герметик с круглой формой сложнее равномерно прижать, что также может привести к негерметичности и протечкам. Когда клей нанесён в форме буквы «V», то при прижатии стекла в нём не образуется пузырьков воздуха и он равномерно распределяется.
V‑образный вырез кончика носика клея-герметика должен быть того же размера или на 3 мм больше, чем расстояние между посадочным местом лобового стекла и плоскостью крыши. Для проверки правильности выреза, можно поместить кончик на посадочное место в верхней части проёма и посмотреть совпадает ли острая часть выреза буквой «V» с краем крыши. Если вырез получился короче, чем нужно, то можно его сделать немного больше. Правильный вырез даст нужную высоту клея при нанесении и стекло ляжет в проём на нужную глубину.
Если установка стекла требует использования второй упаковки клея, то лучше, чтобы дополнительный клей был заранее приготовлен, носик обрезан как нужно. Это исключит потерю времени, во время которого образуется плёнка на уже нанесённом клее.
Кклей-герметик нужно наносить под углом 80–90 градусов к поверхности. Так наносимый клей будет иметь нужную форму и высоту.Чем выше температура воздуха, тем быстрее застывает клей-герметик. Время, в течение которого нужно установить стекло с нанесённым клеем, может сократиться до 5 минут при высокой температуре окружающей среды.
Правильное нанесение клея-герметика предполагает расположение пистолета с тубой под углом 90 градусов к поверхности стекла. Если клей нанесён под меньшим углом (см. фото), то полоска не будет иметь правильную высоту, и не получится хорошего контакта между клеем и склеиваемыми поверхностями.
Полиуретановые клеи-герметики BETASEAL являются примером качественных продуктов, которые, при правильном применении, способны восстановить свойства вклеенного лобового стекла до оригинальных спецификаций. В линейке этой фирмы существуют быстросохнущие клеи, позволяющие безопасно начать движение на автомобиле с новым стеклом спустя 1 час после установки.
Куда наносить герметик, на стекло или в проём?
Если остатки полиуретанового клея после среза стекла неровные и, при нанесении на стекло, равномерное распределение нового клея будет проблематичным, то лучшим решением будет нанести полиуретановый клей на посадочное место, в проём. Если же остатки старого клея ровные, то новый клей лучше наносить на стекло. Главным преимуществом нанесения клея на стекло является то, что так гораздо удобнее при нанесении держать пистолет всегда под правильным (прямым) углом и, в целом, легче правильно нанести клей на стекло, лежащее перед установщиком, чем в проём. Таким образом, в большинстве случаев клей-герметик лучше наносить на стекло.
Порядок замены лобового стекла своими руками:
- Установку стекла следует производить при температуре от +10 до +35 градусов по Цельсию. Перед установкой лобового стекла нужно опустить стёкла передних дверей, чтобы при закрытии не создавать давления воздуха на лобовое стекло. Давление не выдавит стекло, но может стать причиной протечек. Начните с осмотра его целостности и примерки в проём. Лучше обнаружить какое-либо повреждение до установки и поменять стекло, при необходимости. Обклейте область вокруг проёма с заходом внутрь проёма малярной лентой. Это предотвратит случайное повреждение лакокрасочного покрытия при срезания клея-герметика.
- Подготовьте автомобиль к демонтажу лобового стекла. Для этого накройте капот с крыльями и передние сидения каким-нибудь укрывным материалом. Оклейте кузов вокруг лобового стекла малярной лентой, с заходом внутрь проёма. Это защитит лакокрасочное покрытие от случайного повреждения при срезании клея лобового стекла, а также от попадания герметика.
- Нужно снять все облицовочные панели вокруг лобового стекла, молдинг, дворники, кожух под дворниками (жабо), зеркало заднего вида.
- Далее нужно демонтировать лобовое стекло, срезав полиуретановый клей. Как было написано ранее, для этого существует множество инструментов. Самый известный и часто применяемый способ – использование специальной режущей струны, которая прикрепляется к ручкам. Для её использования требуется помощник. Один конец струны продевается сквозь клей между проёмом и стеклом, фиксируется на ручке, а другой конец с ручкой остаётся с обратной стороны стекла. Таким образом, делая движения вперёд-назад, как пилой срезается старый клей по всему периметру лобового стекла.
- Демонтируйте старое лобовое стекло и очистите проём от мусора и частичек стёкол при помощи щётки или пылесоса.
- Остатки герметика в проёме нужно срезать так, чтобы оставалось примерно 0.5–2 мм. Количество нового герметика долж Срезайте оставшийся полиуретановый клей-герметик так, чтобы остаток был по толщине 0.5–2 мм.
но быть достаточным, чтобы обеспечить герметичное, прочное приклеивание нового лобового стекла. Не нужно забывать, что вклеенное стекло обеспечивает дополнительную жёсткость кузову и должно оставаться на месте при аварийных повреждениях.
- Далее проём нужно очистить и обезжирить безворсовой салфеткой и специальным очистителем. Очистка и обезжиривание производится движениями в одном направлении.
- Если в проёме после среза клея остались повреждения лакокрасочного покрытия до металла, то их необходимо покрыть грунтом, который идёт с клеевой системой, которую Вы выбрали. Его нужно наносить с заходом за края повреждения. Для лучшей защиты лучше нанести два слоя с межслойной сушкой. Это предотвратит дальнейшее появление коррозии. Грунт сохнет 3–10 минут. Он не должен попадать на остатки полиуретанового клея. Это значительно снизит адгезию.
- Перед нанесением клея и установкой стекло нужно примерить по месту. При примерке стекла выставите его ровно и наклейте полоски малярной ленты в нескольких местах поперёк стекла. Одна часть ленты должна быть приклеена к кузову, а другая к стеклу. Далее ленту нужно срезать в местах стыка стекла с кузовом. Малярная лента послужит индикатором для ровного расположения стекла в проёме, когда герметик будет уже нанесён. Если есть уверенность в правильном расположении стекла, то можно обойтись и без ленты.
- Очистите новое стекло безворсовой салфеткой целиком сначала простым очистителем для стёкол, а потом специальным обезжиривателем по периметру, в местах, куда будет наноситься грунт и герметик. Лучше работать в нитриловых перчатках, чтобы не оставлять жирных отпечатков в зоне, куда будет наноситься герметик.
- Сначала нужно нанести специальный праймер на внутренний край стекла по всему периметру шириной 1–3 см. Праймер наносится за один раз, без растираний. Если есть необходимость нанести его повторно, то нужно подождать, когда нанесённый слой высохнет. Праймер наносится по краю стекла, куда будет наноситься клей.
- Праймер должен просохнуть определённое время, рекомендованное производителем. Он улучшает адгезию и защищает герметик от ультрафиолетовых лучей, которые разрушают полиуретан. Клей нужно наносить без разрывов и с одинаковой высотой. Клей-герметик наносится с середины нижней части стекла, по периметру одной сплошной полосой. Конец заводится с нахлёстом за начальную часть. Так как место соединения двух концов может быть неровным при соединении встык, то данный способ позволит исключить негерметичность в этом месте.
- Перед нанесением клея нужно установить на стекло молдинг, который, при необходимости, можно временно закрепить скотчем до момента полной установки стекла. Герметик наносится ровной продолжительной полоской рядом с краем лобового стекла. Нанесённый клей должен быть примерно 1 см в ширину и 12–16 мм в высоту. Полиуретановый клей наносится на край стекла, начиная с центра нижней части. Герметик должен наноситься так, чтобы при установке стекла он совпадал с остатками срезанного клея в проёме. Желательно установить стекло в течение 5 минут после нанесения клея.
- При нанесении герметика на края лобового стекла необходимо иметь специальные присоски с ручками для переноса его к месту и установки, либо переносить стекло с помощником, не касаясь клея. После нанесения герметика на стекло или в проём, должно пройти не более 5–10 минут (в зависимости от температуры и влажности воздуха) до момента установки стекла. После этого времени на герметике образуется тонкая плёнка, которая может препятствовать хорошей адгезии.
- После нанесения герметика, стекло переносится к проёму и прикладывается. Половинки разъединённой ленты, наклеенной ранее нужно совместить. Таким образом, стекло будет выставлено ровно. Далее присоски, установленные для переноса стекла, снимаются.
- Нажимать на стекло для плотного прилегания нужно поочерёдно в разные области. Стекло должно быть немного утоплено относительно крыши. Таким образом, молдинг будет находиться в нужном положении и не будет причиной повышенного шума ветра при движении. После установки больше нельзя двигать стекло.
- Для удержания стекла на месте сразу после установки, применяется специальная пластиковая лента. Это предотвращает сползание стекла. Также используют простой скотч, но его остатки не всегда просто убрать с лакокрасочного покрытия. Полоски, предотвращающие соскальзывание стекла приклеиваются на крышу и стекло на расстоянии 25 см от краёв.
После установки нового лобового стекла нельзя мыть машину в течение суток.
До того, как герметик полностью не высохнет, не рекомендуется домкратить или неравномерно нагружать машину. Это может повлиять на недавно установленное стекло.
Полное высыхание полиуретанового клея наступает после 24 часов. Ездить на машине с новым стеклом можно и раньше, но после этого периода времени лобовое стекло способно полностью выполнять свою защитную функцию при аварии.
[adsp-pro‑4]
Печатать статью
Ещё интересные статьи:
kuzov.info
Вклейка лобовых стекол — инструкция по замене и какой клей выбрать
Часто на дорогах возникают ситуации из-за которых вклейка лобовых стекол становится необходимостью.
Одна из них — нарушение целостности, при котором остекление теряет прочностные характеристики — это сколы и трещины. Камешки и вылетевшие шипы из зимних колес приводят к сколам, а трещины из них растут уже из-за температурных или механических напряжений в толще стекла.
Из-за непрофессионального автосервиса лобовое стекло может отклеиться. Это приводит к протеканию воды в салон. Бывает, что мастер с многолетним опытом не застрахован от подобных случаев. Даже скрупулезно соблюдая технологию можно применить клей, у которого был нарушен температурный режим хранения и он потерял свои свойства.
Разновидности автомобильного клея
Состав, применяемый для вклейки лобовых стекол, называется клей герметик. Для нанесения применяют специальный инструмент — ручной или электрический пистолет для герметика, так как усилие нужно приложить выше среднего. При замене может потребоваться клей для зеркала заднего вида, если новое стекло не было оборудовано крепежем. Тогда со снятого окна отделяют крепление и с помощью клея, который еще называют «зеркальный», переклеивают на новое.
И если задать в автомагазине продавцу вопрос «Чем приклеить зеркало?», то нужно уточнить какое именно. Потому что боковое зеркало можно прикрепить с помощью клея герметика, а внутреннее только специальным клеем для зеркал.
Клей для ремонта стекол еще называют полимером. Его состав позволяет застывать при ультрафиолетовом облучении.
Правила выбора клея для ремонта стекол
Стекольный клей имеет разную вязкость, следовательно, и разную прочность.
Низкая вязкость необходима для лучшего затекания в кончики лучей сколов и остановки трещин без сверления. Но прочность склеивания немного ниже.
Полимер со средней вязкостью универсален. С ним можно и скол отремонтировать и трещину заполнить. И прочность будет на хорошем уровне. Самый густой клей применяется для заполнения больших выбоин. При грамотном нанесении и последующей полировке скол после ремонта трудно заметить, если не знать его местонахождение.
Оптическая прозрачность составов близка светопроницаемости стекла, но некоторые производители выпускают полимеры с зеленоватым оттенком для точного соответствия распространенному цвету остекления автомобилей.
Ремонт скола
В мастерской по ремонту тонким сверлом с фрезой на конце проходят место скола, стараясь не углубляться до пленки между стеклами триплекса. Через отверстие клею легче заполнять полости. Применяя инжектор, создают давление и разряжение для качественного затекания полимера. Затем под лампой происходит полимеризация или сушка. Остатки клея срезают специальным мягким лезвием, чтобы не поцарапать стекло.
Ремонтируемое стекло сохнет столько, сколько нужно времени для каждого вида повреждения. Если скол небольшой, то достаточно и десяти минут, а при сложном ремонте время высыхания клея может затянуться и на полчаса.
Ремонт стекла будет качественным и быстрым, если не затягивать с посещением мастерской. Вода и омывающая жидкость попадая внутрь повреждения занесут грязь и оставят свой след навсегда.
Нужно заклеивать место повреждения прозрачным скотчем снаружи. Это не даст грязи доступ, и немного отложит визит к мастеру. А если скол находится ближе 15-ти сантиметров от кромки, то нужно искать ближайший сервис по ремонту. Иначе он перерастет в трещину из-за напряжений вклеенного стекла, возникающих вследствие кручения кузова.
Ремонт трещины
Чтобы устранить трещину, мастер должен выяснить наличие остаточного напряжения и снять его через искусственный скол на конце или залить кончик клеем для ремонта трещин с самой высокой текучестью и высушить с помощью лампы. Затем отремонтировать скол, ставший причиной и заполнить трещину по всей длине полимером со средней вязкостью.
Закрыть специальной пленкой полимер снаружи и высушить ультрафиолетом. Зачистить место ремонта.
Качественный стекольный клей гарантированно скрепит края трещины и визуально скроет ее из поля зрения.
Если нет опыта в ремонте стекол, то браться за это в целях экономии не стоит. Ведь если не получится, то даже профессионал не исправит последствия. Клей затвердеет и новый состав уже не проникнет во все полости. Проводя ремонт своими руками нужно понимать риски, которые могут привести к некачественному результату и последующей замене автостекла.
Герметики для замены стекол
Составы для вклейки стекол на основе полимеров различаются по производителям, времени «схватывания» (не путать со сроками полного высыхания клея), степени прочности и адгезии. Клей герметик имеет четко обозначенный диапазон температур хранения, применения и эксплуатации. Время застывания варьируется от 2-х до 8-и часов. Полимеризация происходит от края к центру нанесенного клея, поэтому после вклейки стекла в течение суток автомойку посещать нежелательно.
Этот герметик применяется также для крепления молдингов, вклеивания боковых и задних стекол и легких пластиковых накладок на кузов автомобиля.
Вклейка стекла
Проведя несложный финансовый расчет можно понять, стоит ли ремонтировать сколы и трещины или сразу переклеивать стекло. Но, принимая решение, нужно быть уверенным в мастере и применяемом клее.
- Старое стекло срезать специальной струной или угловым ножом. Затем зачистить рамку кузова от остатков герметика и нанести праймер на оголенный металл. Так как клей будет соприкасаться с железом, то адгезия будет слабеть и стекло начнет отходить от кузова и протекать. А праймер выступает связующим звеном между герметиком и металлической поверхностью.
- Хорошо обезжирить край и нанести герметик для вклейки стекла.
- Установить стекло на место и закрепить от сдвигов с помощью бумажного скотча.
- Обязательно выдержать время для застывания состава.
Ведь вклеенное стекло несет на себе определенную нагрузку от деформаций и вибрации автомобиля. А передает эти нагрузки слой клея между стеклом и кузовом. Можно только представлять, что выдерживает лобовое стекло и клей при диагональном вывешивании колес бюджетного авто, когда даже пластик в салоне начинает поскрипывать от кручения кузова.
Нагрузки передаются неравномерно по площади остекления, но максимально приходятся на периметр. Находящийся на краю стекла скол перерастает в трещину с долей вероятности 95%. И если с помощью набора для ремонта автостекол скол еще возможно починить своими руками, то трещину уже вряд ли.
Для профессионального ремонта и замены стекла необходим специальный инструмент, а именно:
- гравер или мини-дрель;
- мост с инжектором;
- ультрафиолетовая лампа;
- скребок с мягким лезвием;
- струна или угловой нож для срезки стекла;
- пистолет для герметика;
- аппликатор для нанесения праймера.
Как защитить лобовое стекло
Для предотвращения сколов существуют специальная пленка, наклеиваемая снаружи на всю поверхность стекла. Она защитит от небольших повреждений, но от крупных не спасет. И у этой пленки есть очень существенный недостаток. Она быстро затирается щетками стеклоочистителей. На наших дорогах еще недостаточно чисто и грязь на машинах не дает в этом усомниться. Она даже на стекле оставляет дугообразные разводы. Что тут говорить о пленке? Рекомендация одна — аккуратность в вождении. Не приближаться вплотную к автомобилю перед обгоном, а начинать манёвр на дистанции. На гравийной трассе разъезжаться со встречным транспортом проезжая ближе к своей обочине. И держаться подальше от грузовиков со щебнем…
Стекольного клея и герметика хватит на всех, но лучше не доводить автомобильное стекло до ремонта или замены.
В заключение
Лобовое стекло автомобиля — это расходный материал. К этому нужно привыкнуть. Как ни защищайся от сколов — они могут появиться. Иногда на новом автомобиле с пробегом в несколько километров может появиться скол и трещина. А после вклеивания нового автостекла нет гарантии от еще одного повреждения.
Поэтому нужно требовать гарантии от мастеров по ремонту или замене. Чтобы некачественный сервис или состав клея не добавлял головной боли к возникшей ситуации.
Подробную инструкцию про выбор клея и вклейку стекол, смотрите в видео:
vseprokley.ru
Как правильно вклеить лобовое стекло своими руками
Вклейка стекла достаточно трудоемкое дело, которое трудно осуществить без надлежащего опыта и специальных инструментов. Узнайте из нашей статьи обо всех этапах этого процесса и основных ошибках непрофессионалов. Опытные мастера автостанции Bitstop поделятся с вами секретами о том, как правильно вклеить лобовое стекло своими руками.
Этапы замены лобового стекла
Удаление поврежденного автостекла
Для удаления используют следующие инструменты:
♦ пневматический или электрический нож;
♦ струна.
Следует очень аккуратно проткнуть слой старого герметика между кузовом и автостеклом и пронизать струну в это отверстие. По обеим сторонам последней имеются ручки для удобства захвата при резке старого клеевого слоя. Движения струной похожи на то, как распиливают пилой дрова. Резать необходимо очень аккуратно, чтобы случайно не задеть детали интерьера внутри салона автомобиля и не испортить их.
Очистка рамы
Рама очищается от остатков клея, пыли, грязи. При необходимости высушивается от влаги. Для этого используют:
♦ специальный химический состав для обезжиривания поверхностей;
♦ нож для удаления остатков герметика;
♦ грунт;
♦ активатор.
Грунт наносят в местах, где отсутствует слой старого клея, который должен оставаться на раме толщиной около 1 мм для лучшей адгезии. Затем наносят активатор по всему периметру кузова. Активатор расконсервирует старый слой герметика и грунта для лучшей сцепляемости с нанесенным в последующем слоем клея.
Подготовка нового стекла
Перед установкой новое изделие осматривают на гладкость, наличие дефектов, пузырьков и т.д. Если все в порядке, его края обезжиривают. Затем наносят активатор, который активизирует уже нанесенный в заводских условиях грунт на автостекле.
Старые модели выпускались с завода без предварительной грунтовки. Так что на них надо наносить грунт с активатором.
Вклеивание лобового стекла
Теперь рассмотрим то, как правильно вклеивать лобовое стекло в кузов. На устанавливаемое изделие прикрепляют липучки-присоски с ручками. Это делается, чтобы в дальнейшем можно было с легкостью перенести его к кузову, не касаясь руками.
Затем аккуратно наносится новый клей по всему периметру изделия либо на кузов. В качестве материала и инструмента выступают:
♦ герметик;
♦ клеевой пистолет.
Слой клея должен быть везде одинаковый. Выбор его производится в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя автомобилей. Например, компания Renault-trucks советует использовать клей для лобового автостекла TEROSON. Также герметик можно подобрать из представленного в автомагазинах ассортимента. Например, приобрести сразу полный набор Teroson 8590 SET или Liquifast 1502 LIQUI MOLY. Он избавит вас от мучительного поиска всех компонентов в разных местах.
Сразу же после нанесения клея, автостекло быстро и аккуратно устанавливают. Так как герметик уже в момент вскрытия его упаковки начинает застывать. После склеивания изделия с кузовом, его дополнительно фиксируют бумажным, малярным скотчем или лентой, чтобы оно не сползло до момента полного застывания клея. Езда на автомобиле возможна только после полного высыхания нанесенного состава. Двери автомобиля необходимо оставлять открытыми еще около часа после вклейки.
Основные ошибки при вклейке стекол
Не думайте, что прочитав о процессе вклейки, вы уже знаете всё о том, как самому вклеить лобовое стекло. У непрофессионалов в этом деле часто встречаются ошибки. Приведем самые распространенные из них:
♦ некачественная очистка и обезжиривание оклеиваемых поверхностей;
♦ несоблюдение необходимого температурного режима и уровня влажности;
♦ применение средств с истекшим сроком годности;
♦ несоблюдение срока выдержки автомобиля в состоянии покоя до полного затвердевания состава.
Для качественной проклейки лобового автостекла необходимо поддерживать температуру воздуха не ниже +5°C. Оптимальной считается – от +15°C. Современные герметики высоковязкие и быстро полимеризующиеся. Благодаря этому через час после вклейки уже можно эксплуатировать машину, соблюдая элементарные меры предосторожности.
Проголосуйте первым!
вернуться в список записейwww.bitstop.ru
Клей для стекла автомобиля: какой выбрать и использовать
Автомобильные стекла – одно из самых уязвимых мест в автомобиле. Всегда существует высокая степень риска их повреждений, и при этом стоимость замены больно бьет по карману автовладельцам. У многих возникает вопрос – как приклеить поврежденное стекло на место и возможно ли это сделать самостоятельно?
Клей для автомобильного стекла
Любой небольшой скол, микротрещина и даже глубокие царапины, могут привести к дальнейшему разрушению поверхности стекла и замена станет неизбежной. Что же делать? Клей для стекла автомобиля – отличное решение возникших проблем. Что примечательно – все восстановительные работы можно выполнить самому.
Разновидности автомобильных клеев
Неопытные автовладельцы наивно полагают, что приклеить лобовое стекло проще простого – купить контактный суперклей, замазать им повреждение и придавить. Это колоссальная ошибка!
Как вклеить стекло
Работа с таким клеем приведет к следующим неприятностям:
- стекла станут менее прозрачными, останутся безобразные пятна;
- трещина продолжит увеличиваться, несмотря на нанесенный клей – суперклей предназначен исключительно для склеивания неподвижных предметов. Лобовые стекла не соответствуют этим требованиям – вибрация при езде, постоянный обдув ветра, воздействия влаги, высоких и низких температур. Для склеивания стеклянных поверхностей потребуется специальный клей, способный выдержать колоссальные нагрузки.
Более подробно можно узнать из видео:
Выбрать клей для стекла автомобиля выбрать достаточно непросто, потому что все зависит от размеров повреждения и вида восстановительных работ. Бывает всего два вида – полная замена поврежденного стекла на новое, и «местный» ремонт при помощи клея для вклейки.
Внимание! Заднее и боковые стекла невозможно отремонтировать – стекла начинают рассыпаться на мелкие кубики.
В современной практике самостоятельного ремонта автостекол существует два вида клея:
- монтажный клей для вклейки. Резиновые прокладки канули в лету – настало время полиуретанового клея, с помощью которого вставляются стекла на современных авто. Применение такого клея позволяет повысить уровень герметичности и надежности всех соединений. Такой шаг привел к тому, что стекло не вылетает даже в случае страшного происшествия на дороге;
- ремонтный или оптический герметик для вклейки стекол. Такой вид герметика полностью соответствует свойствам стекла, которое подвергается ремонту.
Итак, мы разобрались с разновидностями клеящего состава. Теперь рассмотрим основные критерии лучшего ремонтного клея.
Герметик для вклейки стекол – оптимальный вариант
Клей для лобового стекла автомобиля должен не просто «залепить» трещину, а иметь отличные характеристики
плотности, эластичности и амортизации (последние помогут погасить вибрации и сохранят целостность отремонтированной поверхности).
Основа качественного и надежного клея – полиуретан. Для вклейки лобового стекла применяют такой состав, потому что он отлично переносит резкие перепады температур и не боится влаги. Единственный минус клея – боязнь ультрафиолета, но данная проблема легко решаемая, путем нанесения праймера (черная защитная полоса, закрывающая клей от прямого попадания солнечных лучей).
Можно использовать герметик
Качество склеивания лобовых стекол напрямую зависит от подготовки рабочей поверхности (необходимо снять старый клеевой слой, снять возможную коррозию, грязь, избавиться от сырости).
Обратите особенное внимание! Заклеить лобовое стекло клеем на полиуретановой основе не получится, если поверхность испачкана битумом – состав плохо совместим с данным материалом.
Прежде чем ответить на вопрос, как вклеить лобовое стекло, следует указать на тот факт, что от длительности склеивания зависит надежность. Чем дольше будет длиться процесс, тем качественней получится ремонт. Но опять же, при длительном склеивании, лобовое стекло должно находиться в статичном положении, в помещение с умеренной температурой и уровнем влажности.
На видео можно узнать более подробно:
В случае, если такого помещения попросту нет, стекла заклеивают быстрозастывающим клеем. В сфере специалистов по ремонту автостекол, наибольшим спросом пользуются следующие марки: Dinitrol, BetaSeal, Wellvis, Henkel и др.
Правила выбора клея для ремонта стекол
Лобовые стекла вклеиваются клеем, способным обеспечить высокий уровень прочности и наименьшую пластичность. Также, не стоит забывать про такие параметры, как прозрачность, проникающие качества, стойкость к агрессивной внешней среде (ультрафиолет, мороз, вибрация).
Внимание! Для установки лобового стекла самостоятельно применяют клей высокой плотности. Для получения наилучшего результата монтажа, рекомендуется использовать специальный пистолет (механика или пневматика).
Специалисты клеили различными видами герметика – это обусловлено бурным развитием рынка в данной сфере. Кстати, если приклеенное лобовое стекло было смонтировано при помощи состава, на основе бальзамина или бальзамина М, то могут остаться легкие потеки, заметные невооруженным глазом.
Разновидности клея
Среди прочих видов клея, следует выделить несколько наиболее интересных вариантов:
- бальзам – стекловидная масса для крепления вклеенных элементов лобового стекла. В основе состава имеется пихтовая живица;
- бальзамин – жидкость желтого цвета, с помощью которой заклеенные элементы держаться намного лучше. Но ввиду своего оттенка попросту непригодна для ремонта;
- бальзамин М – модифицированная версия бальзамина, которая отличается высокими показателями прочности, прозрачностью и не деформируется при высыхании. Устанавливаем стекло, клеем, и все. Лобовое стекло прослужит еще не один сезон;
Виды клея для автостекла
- УФ-клей – еще одно современное ноу-хау, имеющее потрясающие свойства. Единственное условие, которое необходимо соблюсти для затвердения поверхности – воздействие на клей лучами ультрафиолета;
- акриловые составы – данный состав хорош своими вязкими качествами. Единственный минус в том, что процесс высыхания происходит очень долго (полное затвердение происходит через 3 дня).
Ну вот, теперь вы знаете про клей для ремонта лобового стекла все.
Теперь вы знаете как правильно выбрать клей, на что обратить внимание при ремонте и про вклеивающиеся составы. Надеемся, статья поможет вам в восстановлении мелких трещин, которые портят облик вашего автомобиля и заставляют в последствии тратить значительные суммы на замену ветрового стекла. Проще воспользоваться вклеивающимися средствами и значительно сэкономить.
kleygid.ru
Как вклеить стекло в авто – Поделки для авто
Всем, привет. Меня давно просили рассказать о том, как вклеить, переклеить, поменять лобовое, заднее, боковое стекло. Так называемое “в клей”. Рассказчик из меня не очень. Но так как никто на эту тему не пишет, то возьмусь я за это пожалуй.
Расскажу на примере, недавно пригнанной, очередной “битки”.
Сами понимаете, для замены крыла, необходимо вырезать стекло. Можно использовать множество, предназначенных для этого, буржуинских приспособлений
Или хотя бы иметь такой вот чемодан.
Но мы-то люди простые, нам бы попроще чего-нибудь. Мы же не меняем по десятку стёкол в день. Поэтому берём обычную струну и режем, совершая движения “вперёд-назад”, ну или “туда-сюда”, кому как удобнее. Да и не забываем перед этим снять лишние (мешающиеся) салонные детали, которые в процессе могут быть испорчены, испачканы.
Только аккуратно. Потому как если совершать возвратно-поступательные движения слишком быстро, то может порваться… струна конечно. Ну или от нагрева лопнет стекло.
В общем, вырезали
Готовим поверхности. Удаляем с кузова и стёкол старый клей.
Как говорит мануал : оставляем 1-2 мм. клея на поверхности. И перепрыгнув один этап, наносим клей… Не. У нас другой случай. Мы же железяку кузовную меняем. Пропускаем замену железа и грунт, и покраску. И приступаем к стеклу.
Клей удалён. Оставлено 0.5 мм. Стекло моем, чистим. Кто-то ещё и затонирует. И цепляем инструмент для переноски. Нам он мешать не будет.
Клеим по краю стекла (в конкретном случае) установочно-регулировочную “поролонку”. Она нужна, чтобы стекло не провалилось в проём слишком глубоко и стояло вровень с кузовной панелью.
Далее имеем такой вот набор.
У меня такой
Берём первый, чистый аппликатор. Окунаем в обезжириватель и … обезжириваем поверхности. Не вазюкаем туда-сюда, а проводим по периметру один раз, в одну сторону. То есть собираем на аппликатор всё “каку”. После этого, ни в коем случае не дотрагиваемся до клеевой “зоны” .
Далее. Берём второй аппликатор. Окунаем в праймер (грунт). И снова, точно также, проводим по поверхности, оставляя красивую, черную полосу.
Чет некрасиво как-то)) Сушим минут… я сушу минут пятнадцать. Всё. Главный этап. Наносим клей. Куда правильно его наносить, на кузов или на стекло, не скажу. Я наношу на стекло. Берём супер-пупер пневмо-пистолет
Но он дорог и не у каждого имеется. Поэтому бежим в ближайший строймаркет и покупаем пистолет для нанесения герметиков.
Ну и наносим клей (наконец-то) на поверхность, опять же не вазюкая. Одним движением, не останавливаясь и не разрывая валик клея. Таким острым треугольником. Чтобы получился именно треугольник, конец трубки-сопла уже обрезан.
Всё. Клей нанесён. Теперь, не теряя времени на чай и разговоры, хватаем стекло за заранее приготовленные “переноски” (помните, мы их прицепили в самом начале?). И собственно, легко и непринуждённо, вставляем (прикладываем) стекло на место.
Прижимаем, пока есть возможность — выравниваем в проёме и фиксируем. Можно бумажным скотчем.
Всё. Идём пить чай. Или нервно курим в сторонке, в ожидании. Выжидаем три-четыре часа и эксплуатируем автомобиль. Во время ожидания не передвигаем автомобиль, не хлопаем дверьми. Лично я, стараюсь вклеивать стёкла на ночь, чтобы клей нормально “встал”.
Автор; Максим Евдокимов Подпорожье, Ленинградская область
Похожие статьи:
xn—-7sbgjfsnhxbk7a.xn--p1ai
Технология вклейки ветровых стекол — Рефиниш-Авто
Как и для любого клеевого соединения, на прочность соединения стекла с кузовом в общем случае оказывают влияние как силы когезии, так и силы адгезии. При использовании однокомпонентного полиуретанового клея прочность склеивания преимущественно определяется адгезией, то есть силой взаимодействия клея с обеими склеиваемыми поверхностями.
Если поверхности стекла и кузова, в месте нанесения герметика, не подвергнуть тщательной очистке и не покрыть специальным составом для повышения адгезии — праймером, обеспечить надлежащую прочность вклеивания стекла вряд ли удастся.
Это справедливо и для ситуации, когда недостаточно тщательно удалены остатки клея, выгоревшие во время резания. Порядок подготовки поверхностей к склеиванию указывается на упаковке соответствующего ремонтного материала.
Подготовка стекла к вклеиванию
Подготовка стекла для вклейки заключается в тщательном обезжиривании и нанесении праймера на периметр стекла , по которому будет проходить клеевой шов. Праймеру необходимо дать просохнуть минут 10-15 перед нанесением герметика ( или вставкой в проём ).
Подготовка рамки ветрового стекла к вклеиванию
Подготовка рамки ветрового стекла заключается в тщательной очистки от всех загрязнений, после чего необходимо подрезать оставшийся после удаления старого стекла герметик так , чтобы остался слой толщиной 0,5-1 мм ( нет необходимости удалять его полностью — свежий герметик прекрасно схватывается со свежим срезом старого ). Обрабатывать срез герметика праймером нерекомендуется! Если проводились кузовные работы , которые повлекли удаление заводского слоя герметика , и последующую окраску рамки , то ее необходимо обработать праймером ( естественно после тщательной очистки и обезжиривания ). Так же необходимо покрыть праймером места где, в процессе демонтажа стекла, ЛКП повреждено до металла.
Нанесение клеевого герметика
По завершении подготовки склеиваемых поверхностей на кромки стекла ( а в большинстве случаев на рамку ветрового стекла) из гильзы выдавливают клей. Предварительно на наконечнике гильзы делают вырез такой конфигурации, чтобы выдавливаемый валик клея имел треугольное сечение, причем высота этого треугольника должна составлять примерно 10-15 мм ( необходимо примерить стекло перед нанесением материалов — в идеале стекло должно точно повторять все изгибы рамки , ну в крайнем случае погрешность не должна превышать 3-5 мм . Это особенно актуально для неоригинальных стекол.) .
Внимание! Если клей из гильзы выдавливается с трудом, то, возможно, он хранился слишком долго; поэтому следует проверить, не просрочен ли указанный на гильзе срок хранения. Если он не истек, гильзу следует на 5 мин погрузить в горячую воду, после чего клей выдавливать гораздо легче.
Не позднее 10 минут после нанесения клея, стекло вставляют в рамку кузова, удерживая вакуумными захватами. Стекло необходимо аккуратно осадить таким образом , чтобы толщина клеевого шва составила 3-5 мм ( контролируется визуально с внутренней стороны стекла ). Поскольку для полного отверждения клея требуется от 12 до 24 ч (следует непременно учитывать рекомендации изготовителя клея), стекло следует зафиксировать с помощью клиньев и вставок. Не допускается нагревать стекло для сокращения времени отверждения. Если автомобиль должен быть передан клиенту прежде, чем клей отвердится, стык кузова и стекла следует оклеить широкой липкой лентой, что предотвратит выпадение стекла, что возможно при резком торможении.
Для чего нужна шелкография на лобовом стекле
Края рамки кузова снабжены отпечатанной трафаретным способом сплошной черной полосой шириной около 3 см, которая ближе к кромке переходит в черные точки. Необходимость в нанесении такой полосы обусловлена тем, что, когда стекло с нанесенным на его края валиком клея прижимают к рамке кузова, клей распределяется неравномерно. Поскольку стекло прозрачно, при отсутствии черного фона сквозь него было бы хорошо видно, что толщина клеевого слоя неравномерна. Благодаря черной окраске кромок рамки этот дефект становится незаметным. Во избежание чересчур контрастного перехода от черной окраски рамки к прозрачному стеклу в переходной зоне на рамку наносят черные точки.
refinish-auto.ru