«Волга» ГАЗ 24-10 и двигатель V6: mexanizm — LiveJournal
Машина, на которой впервые в жизни проехал за рулём, навсегда останется для человека особой машиной, в моем случае такой машиной является «Волга» 24-10, именно на этой машине я, еще будучи ребенком, гордо сидел за рулём, катясь по безлюдной поселковой улице. Это была дедушкина машина, и она сама по себе была редкой – переходная модель, двери были от двадцать четвертой, с выступающими дверными ручками с кнопками, панель приборов была тоже от двадцать четверки, салон уже от 24-10, по двигателю мне сложно сейчас сказать, какой там был, точно помню что воздушный фильтр был с капроновой ниткой и масляным поддоном, но вентиляция картера была уже через фильтр а не через маслозаливную пробку…
У переходной модели салон остался от предшественницы.У переходной модели салон остался от предшественницы.
Вот подкапотное пространство такой «Волги», точь в точь.
Особо рассказывать про эту машину нечего. Изначально вообще не предполагался такой вариант рестайлинга базовой двадцать четвертой, на смену ей должна была прийти новая модель – 3102, представлявшая собой глубокую в техническом плане модернизацию той же ГАЗ-24, но что-то пошло не так. 3102 начала сходить с конвейера, но ограниченным тиражом.
Поговаривают, что в планы завода вмешалось неадекватное мнение партии, посчитавшей «Волгу» 3102 слишком пафосной для обычного автовладельца, и 24-10 стала таким себе симбиозом базового кузова от ГАЗ-24 и некоторых решений от 3102.
У новой «Волги для народа» остались всё те же архаичные и вялые тормоза, правда вместо малоэффективного гидроваккумного усилителя тормозов появился нормальный – ваккумный, рулевое управление осталось таким же, редуктор червяк-ролик, без усилителя, хотя на 3102 изначально предполагалась установка ГУР, но и на ней он не появился. Не появилось и шаровых опор в передней подвеске, она осталась всё с теми же архаичными шкворнями. Задняя рессорная подвеска тоже никуда не делась, но к ней в то время вопросов не возникало, простая и мягкая рессорная подвеска идеально подходила в те времена «Волге».
В редукторе заднего моста было изменено передаточное число с 4,1 до 3,9 что увеличило экономичность машины, увеличило ресурс двигателя, а вот коробка передач осталась такой же, механической четырёхступенчатой.
Салон полноценной «Волги» 24-10Салон полноценной «Волги» 24-10
В наследство от двадцать четвертой достался и слабый-овощной четырёхцилиндровый двигатель после ряда модернизаций. Шестицилиндровый двигатель, которым изначально планировалось оснащать базовую двадцать четвертую «Волгу» так и не появился под капотом, хотя в виде опытных образцов он был построен. О нем и расскажу подробнее.
ГАЗ 24-14
В 60-х годах разработку двигателя V6 для новой «Волги» вели параллельно на ГАЗе и в НАМИ. В НАМИ пошли по упрощенному пути – укоротили двигатель от «Чайки» V8 до V6. Во многом двигатель оставался тем же, с углом развала 90 градусов. На ГАЗе же V6 сконструировали с нуля, блок цилиндров имел развал 60 градусов, более подходящий для подкапотного пространства «Волги», блок двигателя был чугунный со сменными «мокрыми» гильзами, нижним расположением распредвала, карбюраторный. Своей архитектурой двигатель напоминал европейский Ford Essex V6, такой же компактный двигатель, свободно располагавшийся под капотом «Волги», в отличии от варианта НАМИ, который в подкапотное пространство входил впритык.
Ford Essex V6
ГАЗ 24-14ГАЗ 24-14
ГАЗ 24-14ГАЗ 24-14
ГАЗ 24-14ГАЗ 24-14
Экспериментальные двигатели имели индексы 24-16 и 24-14, отличавшиеся мощностью, судя по документации, этот двигатель предполагалось ставить и на ГАЗ-52, вместо старой и слабой устаревшей рядной нижнеклапанной шестерки. К концу 60-х двигатели были готовы к серийному производству, но увы, как и в случае с многими другими разработками в СССР, в производство они так и не пошли. Один из моторов 24-14 был установлен на гоночный болид МАДИ-01 и отлично себя зарекомендовал даже в этом качестве.
Один из сохранившихся образцов двигателя 24-14 находится в музее ГАЗа, (он на фото) судьба остальных неизвестна…
Все фото взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Двигатели V6 для 24-й «Волги»
Автомобиль ГАЗ-24 «Волга» выпускался Горьковским автозаводом с 1970 по 1984 год практически без изменений в конструкции. Рассматриваемая модель оставалась востребованной более 10-ти лет, а спрос на ГАЗ-24 у частных покупателей был все время. С 1985 по 1992 год автомобиль выпускали в модернизированном варианте. Не многие знают, что изначально его разрабатывали под четыре разных двигателя, начиная от рядного мотора R4 и заканчивая 5-литровым бензиновым V8. А самым массовым вариантом должен был стать двигатель V6, рабочий объем которого составлял 2,99 л.
Собственно, двигателей V6 для «Волги» было разработано два. В одном из них использовался чугунный блок цилиндров, во втором – алюминиевый. Силовой агрегат с чугунным блоком предназначался для автомобилей ГАЗ-24-14 и развивал 136 л.с. Когда серийное производство новой модели было начато, двигатели V6 на заводе ГАЗ еще не выпускали. Переоборудовать цеха под новое производство должны были параллельно с выпуском «Волг» первых товарных партий. Только вот, в начале 70-х годов нефть подорожала, и применение 3-литровых силовых агрегатов сочли нецелесообразным.
Немного истории
Моторы 24-14 были выпущены небольшой серией, но в «Волги» они так и не попали. Силовые агрегаты указанной модели проверяли на стендах, тестировали. Большое их количество затем оказалось в гоночных автомобилях. Ну а двигатели 24-18 с алюминиевым блоком серийно не производились. Таким образом, седаны ГАЗ-24-14 и ГАЗ-24-18 остались всего лишь опытными образцами. Ходили слухи, что рабочий экземпляр мотора 24-18 был обнаружен в старом Ford Mustang, купленном под восстановление. Правда это или нет, сказать сложно.
Рядные четырехцилиндровые двигатели должны были использоваться в автомобилях-такси, тогда как массовые модификации машин планировали оборудовать V-образной «шестеркой». Однако, уже в начале 70-х годов журнал «За рулем» пишет: старт производства моторов V6 откладывается. Причиной подобного события в издании называют «нехватку производственных площадей».
Технические характеристики
Мотор «ЗМЗ 24-14» при 2200 оборотах в минуту развивал 230 Н*м крутящего момента. От двигателей 24Д, 402 и подобных им бензиновых «четверок» он отличался в лучшую сторону. Как известно, моторы двух указанных моделей не могут развивать крутящий момент, превышающий 186 Н*м. Один из экземпляров силового агрегата 24-14 хранится в заводском музее, так что все желающие могут посмотреть на него.
Издалека «Волга»… — журнал За рулем
Окинем взглядом неосуществленные проекты «Волги». Построенные в единичных экземплярах и небольших партиях, эти модели могли направить всенародную любимицу по другому, более полноводному руслу. Увы, задумкам дизайнеров и инженеров не дали жизни
ГАЗ-3103
Переднеприводный ГАЗ-3103 проектировался параллельно с моделью 3111 — это легко понять по облику обеих машин. В отличие от последней, которая все же удостоилась собственного мини-конвейера и небольшой серии, ГАЗ-3103 так и остался красивой опытной разработкой
ГАЗ-24-95 «Волга»
Полноприводный ГАЗ-24-95 «Волга» для охотничьего заказника «Завидово». Использованы раздаточная коробка, приводные валы и рессоры УАЗ-469. В 1974 году построена партия из пяти машин. Одной из них пользовался Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев на отдыхе в Завидово. Уцелел один экземпляр, находившийся все это время в Горьком и сегодня выдаваемый за брежневский.
«Волга» ГАЗ-24-14
Предсерийная «Волга» ГАЗ-24-14, ходовой образец №4, с V-образным 6-цилиндровым мотором ГАЗ-24-14 рабочим объемом 2,99 л и мощностью 104 л.с., 1965 год. Работы над «шестерками» с карбюраторами и электронным впрыском, алюминиевым или чугунным блоком, а также дизелями проводились на ГАЗе с 1961 по 1971 год, однако серийные ГАЗ-24 получили слабенький 4-цилиндровый мотор. Фото: www.autowp.ru
ГАЗ-21 «Волга»
Проект обновления внешнего вида ГАЗ-21 «Волга» художника-конструктора НАМИ Эдуарда Молчанова. Облицовку с горизонтальными планками в декабре 1960 года предлагало для «Волги» итальянское ателье Ghia, выполняя заказ бельгийского импортера «Волг», фирмы Scaldia-Volga. Однако решетку с частым вертикальным «китовым усом» на ГАЗ-21 сохранят. Она станет приметой и ГАЗ-24. Иллюстрация: ФГУП «НАМИ»
Только не такси!
В 1973 году по заданию техсовета Министерства автомобильной промышленности СССР ГАЗ разработал проект автомобиля-такси для выпуска на ЗАЗе. Из трех проектов (ЗАЗ, НАМИ и ГАЗ) работу горьковчан признали лучшей. Причем настолько, что министерство пожелало развернуть производство таксомотора в том числе и на самом ГАЗе. Завод отбился от нерентабельного заказа. ГАЗ-такси так и не был построен и существовал только в эскизах, компоновках и в производственном проекте.
ГАЗ
ГАЗ-31013
Взамен «Чайки», снятой с производства по приказу «сверху», в 1987 году ГАЗ предложил «Волги» с улучшенной отделкой и моторами V8: ГАЗ-31013 с 5,53 л V8 («чайковским») и ГАЗ-31011 с 4,25 л V8 (от грузовика ГАЗ-53). Внешне образцы выглядели одинаково. Увы, они так и остались прототипами.
ГАЗ-3101
В начале 1970-х по заказу Министерства обороны ГАЗ приступает к разработке ГАЗ-3101, твердо намереваясь внедрить моторы V6 (бензиновый с впрыском и дизель), а также автоматическую трансмиссию. Первый образец по эскизам дизайнера Николая Киреева построен 15 декабря 1973 года. Из этой модели получится ГАЗ-3102 (в серии с 1981 года).
ГАЗ
После того как Генсек КПСС Михаил Горбачев в приказном порядке свернул производство «Чайки», встал вопрос о равноценной замене. Свое предложение сделал и НАМИ. В 1988 году этот проект демонстрировался в закрытой секции выставки автомобильного дизайна на ВДНХ. Однако не был признан удачным.
Агрегаты обогнали кузов
На смену дорогой «Чайке» должна была прийти новая «Волга». В 1986 году ГАЗ построил «мул» — полноприводный образец ГАЗ-3106М с кузовом от 3102, но с колесной базой и колеей как у будущего ГАЗ-3105. Временный номер 3106М пришлось присвоить, поскольку образцы кузовов ГАЗ-3105 появились только в конце 1987 года. В ГАЗ-3106М почти все, кроме кузова, от ГАЗ-3105.
ГАЗ-3105
В конце 1987 года было построено четыре опытных образца ГАЗ-3105 (белого, черного, золотистого и темно-вишневого цвета). Дизайнер — Игорь Безродных. Вклеенные верхние стекла не опускались, и нижним секциям доверили функцию форточек. Якобы это решение не понравилось Раисе Максимовне Горбачевой, потому что через низкие форточки снаружи видны коленки. Скорее всего, это байка, и от мудреной конструкции отказались по практическим соображениям. Под капотом стоял V8 с электронным впрыском. У автомобиля был постоянный полный привод всех колес, подвеска — МакФерсон, рулевой механизм — реечный, тормоза — дисковые с АБС. Интерьеры для опытных образцов взяли от Saab 9000.
ГАЗ-3105
На первый взгляд — серийный ГАЗ-3105, а на самом деле — построенный на его укороченном шасси прототип ГАЗ-3104, оснащенный гидропневматическими стойками подвески с электронной системой изменения параметров жесткости в режиме реального времени и изменяемым клиренсом. Тема проводилась совместно с авиационным ОКБ им. П.О.Сухого. Под капотом вместо V8 — рядный 4-цилиндровый мотор. Фото предоставлено В.Н. Носаковым.
ГАЗ-3106М
ГАЗ-24 Волга первой серии! — журнал За рулем
Купить такой автомобиль могли только избранные. Даже при наличии нужных средств — а стоила она немало. К сожалению, до сегодняшних дней дожили далеко не все «двадцать четвертые». Но в наши руки попал автомобиль так называемой первой серии — 1972 года выпуска, в цвете антрацит. Да еще и с красным салоном — настоящее сокровище!
Материалы по теме
Хотя за время производства Волгу неоднократно улучшали, условно модель можно разделить на первую и вторую серии. У машины второй серии появились указатели поворотов на передних крыльях, клыки на бамперах.
Усевшись за руль, поражаешься, насколько легко и сочно открывается и закрывается водительская дверь. Буквально пальцем. На остальных советских автомобилях такой номер не прокатит.
В салоне отличий между первой и второй серией больше, чем снаружи — у ранних машин иная отделка передней панели, другой радиоприемник, другая конструкция замков поворотных форточек и, конечно же, ленточный спидометр. Это был особый шик! Красная полоса-указатель двигается по шкале по мере набора скорости. Жаль, что спидометр такой конструкции оказался довольно капризным и красная лента со временем начинала дергаться. Потому от такого прибора и отказались в пользу обычного стрелочного.
Посадка очень удобная — все под рукой. Руль — гигантский. Места в салоне очень много, особенно по ширине. А строгая плоская передняя панель только усиливает это ощущение.
Изначально 24-я Волга официально считалась шестиместной. Между передними сиденьями был откидной подлокотник, служивший и дополнительным местом. Но, при введении обязательных ремней безопасности автомобиль стал формально пятиместным. Да и без этого ехать третьим пассажиром спереди было сложно и неудобно. Не только из-за посадки. В отличие от 21-й Волги, у новой машины рычаг КПП переехал с рулевой колонки на центральный тоннель.
Приборная панель была проста по форме и лаконична по оформлению. Верхняя часть была отделана мягким пластиком. А вот снизу долгое время был оголенный металл.Приборная панель была проста по форме и лаконична по оформлению. Верхняя часть была отделана мягким пластиком. А вот снизу долгое время был оголенный металл.
Радиоприемник АТ-66 был базовым оборудованием. Правда кнопки со временем оплавляются на солнце.
Особый шик ранних машин — ленточный спидометр. Очень красивое решение. Но конструкция оказалась сложной и ненадежной.Особый шик ранних машин — ленточный спидометр. Очень красивое решение. Но конструкция оказалась сложной и ненадежной.
Еще больше простора в Волге сзади. Хотя чаще всего, при наличии персонального водителя, главный пассажир предпочитал место впереди. Дело в том, что задний диван — очень мягкий, как и сама подвеска. Потому пассажиров часто укачивало.
Подлокотник между передними сиденьями в сложенном состоянии превращался в дополнительное место. Но с введением ремней безопасности Волга официально стала пятиместной.Подлокотник между передними сиденьями в сложенном состоянии превращался в дополнительное место. Но с введением ремней безопасности Волга официально стала пятиместной.