РазноеТуарег ветер – народ Сахары, в котором правят только женщины

Туарег ветер – народ Сахары, в котором правят только женщины

Ветра

Иногда можно услышать выражение «каким ветром тебя надуло сюда?», как будто ветер обладает силой убеждения, и человек повинуется ему. В своё время я обратил внимание на несколько интересных особенностей ветров, которые при более близком исследовании буквально поразили меня. Про какой-то ветер я слышал, что он так сильно влияет на настроение человека, что суды выносят более мягкие вердикты, если преступление оказалось совершено в сезон этого ветра. Подчас даже можно испытать ощущение, что ветра – одушевлённые. И такое подозрение подтвердит древняя мифология. Но самое удивительное для меня заключается в том, что как только начинаешь читать о ветрах, сразу же возникают невероятные, самые неожиданные и пикантные подробности, связанные, казалось бы, с простыми воздушными течениями. Так что же в них такого замечательного, что они надули сегодняшнюю статью? Попробуем разобраться.

 

Четыре древнегреческих ветра

Помнится, в школе я никак не мог запомнить названия четырёх основных ветров в древнегреческой мифологии. В сусеках памяти смутно распознавался то ли Пушкин, то ли Жуковский и стихотворение «Солнце и борей». Настало время, пускай и с таким запозданием, наверстать упущенное. Итак, в Древней Греции бытовало представление о четырёх основных ветрах:

1)    северный – борей

2)    южный – нот

3)    западный – зефир

4)    восточный – эвр

Данные названия упоминаются уже у Гесиода и Гомера, то есть ещё в период греческой архаики. При этом сами ветра – анемои – являются если не богами, то одушевлёнными, скажем так, отголосками богов, поскольку прямо происходят от них. Всевозможных ветров как греки, так и римляне знали множество. Даже всем известная «аура» – это на самом деле лёгкий ветерок в персонифицированном виде.

Но вот если борей где-то в подкорке таился и как ветер, и вообще как отсылка к северу – мне, как аквариумофилу, вспоминался альбом «Гиперборея», – то ветер зефир практически полностью застилался одноимённой сладостью. Причём ветра уже начали свою занятную игру. В поисках фамилии композитора, чью мелодию я, пока безуспешно, напеваю уже несколько месяцев, я нашёл несколько понравившихся вещей Клаудио Монтеверди. Одна из них называлась по-итальянски “Zefiro torna”, то есть «зефир возвращается».

Зефир с картины Боттичелли «Рождение Венеры» (1485) 

Удивление, думаю, станет ещё больше, если я скажу, что в честь различных ветров названы:

  • практически все модели Volkswagen
  • французские вертолётоносцы, за которые судится Россия
  • Австрия и Африка
  • компания по производству популярнейших компьютерных игр
  • и, наконец, самое очевидное – фен! Который на самом деле «фён».

Вот теперь, надеюсь, я вас заинтриговал.

 

Ветра Фольксвагена

Все модели Фольксвагена названы в честь ветров? Да что за бред! – скажут некоторые. Но, во-первых, никто не говорил, что все. А, во-вторых, – да, есть исключения. Это Phaeton, Touareg, Golf… Постойте-ка! Фаэтон и Туарег – да, но вот по поводу Гольфа некоторые, предполагаю, будут удивлены. Конечно же, название модели ассоциируется, в первую очередь, с соответствующей игрой – гольфом. И многие объясняют этим компактность автомобиля, особенно первых поколений: такой маленький, что разве что клюшки для гольфа можно перевозить. Боюсь показаться несколько грубым, но клюшки для гольфа перевозят в Porsche 911, а название Volkswagen Golf происходит от… гольфстрима!

Да, имя Volkswagen Golf дал гольфстрим, точнее – высотный ветер над гольфстримом, который дует со скоростью 150 км/ч. Сегодня этой цифрой уже никого не удивишь, но когда первый Гольф появлялся на свет, идти сто пятьдесят по автобану было всё равно что лететь птицей над океаном. Если говорить о России, то быстрее гольфстрима нестись даже по магистрали позволяют себе не все. Для тех же, кто любит погонять, Фольксваген приготовил ветерок погорячее – Джетту.

Jetta – это, как его называют, «авиационный» ветер. Он дует над Тихим океаном и значительно влияет на движение самолётов. Поэтому если у вас возникли ассоциации с самолётами Jet, то всё верно – у них единый корень. Протяжённость воздушного потока от jet-stream может достигать 4-5 тысяч километров – расстояние, которое даже при попутном ветре на машине не проедешь ни за день, ни за два.

Впрочем, если говорить об ассоциациях с ветрами, то в приложении к Фольксвагену на ум в первую очередь приходит, конечно же, Passat – ветер, дующий на протяжении всего года в постоянном направлении. Кстати, с весьма небольшой скоростью – 20-30 км/ч. Не в сравнении с четырёхколёсными Пассатами, которые способны превосходить этот показатель десятикратно.

Volkswagen Bora также назван в честь ветра. Бора – это, по сути, тот самый борей, о котором знали ещё древние греки. Бора – чрезвычайно холодный и сильный ветер, который в течение нескольких дней стремительно проносится с высокогорья на равнины. В 1993 году бора в Новороссийске стала причин нескольких крупных кораблекрушений.

А вот сантана, в честь которого назван Volkswagen Santana, напротив, ветер очень даже жаркий. Он дует из пустынь через море Кортеса, оно же – Калифорнийский залив. Очевидно, модель предназначалась для американского рынка. Далее, название Vento происходит от испанского прилагательного «дующий», «ветреный», а Corrado – от испанского же глагола «мчаться», «бежать». Притом что первоначально модель хотели назвать Taifun.

Модель, чьё возрождение мы сегодня наблюдаем, Volkswagen Scirocco, тоже поначалу планировали назвать иначе – Blizzard. Речь о близзарде ещё впереди, поэтому расскажем о scirocco. Сирокко – это ветер из пустыни Сахара, который дует в Европу через Средиземное море. Что хорошо отражает предназначение автомобиля – неспешно ехать с открытым верхом где-нибудь вдоль Лазурного берега.

Кузов автомобиля с откидным верхом, кстати говоря, обозначался термином «фаэтон», которым ещё раньше называли лёгкую коляску с тем же убирающимся устройством крыши. В некоторых диалектах фаэтоном называли также наёмного извозчика. Что имели в виду создатели модели – тип кузова или сына Гелиоса Фаэтона (или сразу оба варианта), сказать сложно, но в приложении к нашей теме очевидно, что к ветру это не имеет никакого отношения. Хотя физические явления здесь имеют место быть.

Согласно древнегреческому мифу, Фаэтон испросил у своего отца Гелиоса, бога солнца, огненную колесницу, которой не умел управлять. В результате он чуть не спалил целый мир, за что был поражён Зевсом молнией. А в астрономии фаэтоном называют предполагаемую планету солнечной системы, взрыв которой породил рой малых планет – астероидов.

Владельцы и приверженцы Фольксвагена вспомнят также Touareg, Amarok и Polo, которые тоже не имеют отношение к ветрам. Скажу, что интерес к теме модельного ряда «народного автомобиля» может перерасти в новую статью из цикла «Автобренды». Пока же – время двигаться дальше. И следующим пунктом на нашем пути являются ставшие для России злополучными «Мистрали».

 

Мистраль, беда Прованса и не только… Вертолётоносец и ветер

Недавно я наткнулся в магазине на крупу марки «Мистраль». Ещё полгода назад я бы даже не обратил внимания – подумаешь, придумали звучное слово. Но сегодня «мистраль» на слуху у всех, даже у меня, который интересуется политикой два-три раза в год. И теперь всем известно, что «мистраль» не выдуманное слово. Точнее, его, как и все слова, в определённом смысле выдумали, но только явно не производители круп и точно не русские.

Мистраль – французское имя холодного северно-западного ветра, который наносит серьёзный урон сельскому хозяйству бассейна реки Роны. Ветер образуется при встрече атлантического антициклона и североморского циклона и бывает настолько сильным, что способен с корнем вырывать деревья. Александр Дюма назвал мистраль бичом Прованса. Впрочем, не единственным. Во второй части «Графа Монте-Кристо» Дюма пишет об оливках и смоковницах, что «все эти деревья, большие и малые, искривлены от природы и кренятся в ту сторону, в которую дует мистраль – один из трёх бичей Прованса; двумя другими, как известно, или как, может быть, неизвестно, считают Дюранса [приток Роны] и парламент» (глава V, «Трактир “Гарский мост”»).

А Ирвинг Стоун в романе «Жажда жизни» расписал мистраль ещё более устрашающе: «Мистраль, словно бич, обрушивается на город и не стихает двести дней в году. Если вы пытаетесь пройти по улице, мистраль швыряет вас, прижимая к стенам домов. Если вы в открытом поле, он валит вас с ног и вдавливает в землю. Он переворачивает вам все кишки, – вам уже кажется, что вот-вот всему конец, крышка. Я видел, как этот дьявольский ветер вырывает оконные рамы, выворачивает с корнями деревья, рушит изгороди, хлещет людей и животных так, что, того и гляди, разорвёт их в клочья».

Вряд ли Дюма и Ирвинг могли представить, что мистраль станет отчасти ещё и русским бичом. После событий на Украине ситуация вокруг поставки французских кораблей-вертолётоносцев «Мистраль» в Россию до сих пор продолжает оставаться в центре внимания отечественных СМИ. Даже мне, посмотревшему телевизор в ушедшем году раза два, слово «Мистраль» успело поднадоесть, хотя статью про эти корабли в википедии я прочёл непосредственно при написании данного материала. Тем не менее, в двух словах перескажу суть дела.

В 2010 году Россия и Франция заключили соглашение о строительстве двух вертолётоносцев «Мистраль» для военно-морского флота России. В 2012 году были озвучены их имена – «Владивосток» и «Севастополь». Понятно, черноморский флот и всё такое, но по факту (из разряда «казалось бы…») второй корабль планировали назвать в честь украинского города. Но! Все мы знаем, что в 2014 году Крым вернулся к России, и маленькая неувязочка разрешилась сама собой. Однако на её место пришла неувязка большая.

В сентябре истекшего года президент Франции Франсуа Олланд заявил о приостановке поставки «Мистралей» до прекращения участия России в войне на Украине. А так как Россия не участвует в войне на Украине, то фактически речь идёт об отказе поставок, санкционированном, очевидно, под давлением США и Германии. В итоге в ноябре 2014 года, как намечалось, передачи первого корабля «Владивосток» не состоялось. Российская сторона потребовала неустойку в 3 миллиарда евро, так как в декабре было озвучено французское решение не поставлять корабли в принципе, никогда. Вот так мистраль надул недоброго воздуха не только в Прованс, но и от Севастополя до Владивостока…

 

Австр и Африк, или тоска по югу

Что общего между австралопитеком и Süddeutschland Zeitung? Правильно, в обоих названиях используется корень, обозначающий юг. Греческое austral и немецкое süd так и переводятся – «юг». Впрочем, немецкий оказался вплетён красного словца ради, а вот Австралия и, кстати говоря, Африка – вполне уместны. Так как оба этих континента переводятся как «южные» и оба обозначают ветра. Которые называются соответственно австр и африк. Австр, как порывистый южный ветер, упоминал ещё Боэций, в комментариях к первой книги «Утешения философией».

Чтобы убедиться том, что упомянутые ветра не плод воображения, достаточно заглянуть в «Словарь ветров» Л.З. Проха, вышедшем в ленинградском «Гидрометеоиздате» в 1983 году. Леонид Зусийович Прох (1921 – 1983) – украинский метеоролог-исследователь, педагог и популяризатор метеорологических знаний, внёсший значительный вклад в изучение механизмов зарождения погодных явлений, таких, как штормовые ветры, шквалы и смерчи. Его словарь, надо отметить, просто замечательный. А о количестве собранных ветров и вовсе говорить не приходится. Одних только ветров на букву «а» здесь, кажется, добрая сотня. Так что если интересно – штудируйте! А мы идём дальше. И от юга, о котором приходится только тосковать, переходим к суровому северу.

 

Ледяной Blizzard и огненный DiabloII

Единственная компьютерная игра, которая меня по-настоящему увлекла в пору юности, называлась Diablo-II. В заставке к этой игре появлялось название её производителя – компании Blizzard. Сопутствующая метель со снегом, откровенно говоря, не навевала никаких ассоциаций, пока из упомянутого словаря Проха я не узнал, что близзард, собственно, и есть метель со снегом. Вот такой краткий и самодостаточный абзац.

 

Трамонтана и фён

На десерт – немного музыки и литературы. Известно, что ветра упоминаются в творчестве Бориса Гребенщикова. «По улицам провинций метёт суховей, // Моя родина, как свинья, жрёт своих сыновей» – гласит рэп от БГ в песне «500». Но есть произведение, которое прямо названо в честь ветра, – «Трамонтана» с рефреном «Сейчас ты в дамках, но чтобы ты запляшешь, когда из-за гор начнёт дуть трамонтана».

Собственно, в самом тексте всё и переводится: trans montana на латыни означает «через горы», «из-за гор». В итальянской правопреемной версии два слова слились в одно – трамонтана. Надо сказать, трамонтана представляет собой разновидность боры. Это северо-восточный ветер, который возникает вследствие разницы давлений на материке и в Средиземном море на побережьях Италии, Испании, Франции и Хорватии. Преодолевая горы, трамонтана стремительно несётся вниз со скоростью до 150 км/ч! Маркетологам из Volkswagen на заметку…

Опасность трамонтаны определяется ещё и тем, что обычно она дует зимой. Всё бы ничего, но психологи утверждают, что трамонтана может вызвать нервозность и даже глубокую депрессию. Обыватели поговаривают даже, что этот ветер способен лишить рассудка или превратить талант в гений. А Габриэль Гарсиа Маркес и вовсе аллегорил, что трамонтана «несёт в себе микробы безумия».

В 2003 году доктор Кончита Рохо провела исследование о влиянии трамонтаны на человеческую психику. В её наблюдениях приняло участие более трёхсот пациентов, и у двух третей из них заметно менялось поведение вследствие дующего несколько дней подряд ветра. «Климатические явления, – пришла к выводу Рохо, – отражаются на состоянии нейронов головного мозга. Трамонтана может вызвать депрессию и истощение или же, напротив, оказать, стимулирующее воздействие, сходное с эффектом от нескольких чашек кофе или антидепрессантов».

При этом характерно, что влиянию трамонтаны в наибольшей степени подвержены женщины и дети, а также любители сладкого. А вот сообщения о волнах самоубийствах в периоды трамонтаны научного подтверждения не нашли.

В Германии же, в противоположность Испании и Италии, дует тёплый, иногда даже горячий ветер – фён. Если вам на ум пришёл бытовой фен, дующий горячим воздухом, – всё верно, это именно то слово. Но правильно произносить его через «ё» – «фён». Ибо – föhn. Как это часто бывает, мы произносим так, как нам удобно или привычно. В 1908 году одноимённая немецкая компания начала выпуск сушителей для волос, но в России они почему-то стали «фенами». И есть у меня большое подозрение, что виноваты в этом авторы и издатели, которые вместо «ё» в нарушение законов совести ставят «е». В этой связи удивительным покажется выживший с законнорожденным «ё» Гёте.

Но вернёмся к фёну-ветру. Впервые я столкнулся с упоминанием фёна в детективном романе Филипа Керра «Друг от друга» из серии «Лекарство от скуки», выпускаемой под патронажем Бориса Акунина. В книге фён, как и трамонтана, также влиял на человеческое настроение. А вообще фён – порывистый тёплый сухой ветер, который обрушивается на равнины с гор. Быстро опускаясь с высокогорий, ветер нагревается адиабатически, на 1 градус Цельсия каждые 100 метров. Спустился на километр – вот тебе +10°C к уличной температуре, с трёх – плюс 30°C! И дуть фён может до пяти дней подряд. А так как обычно это происходит весной, то женщины могут сушить волосы прямо на улице, используя естественный фён.

 

Поэтому когда вас в следующий раз спросят: «Каким ветром тебя сюда занесло?», – вам будет что ответить. Пришли с холода – борой занесло, вернулись из бани – фёном. А также можно шутить, что гнали на «Сирокко» под «Трамонтану» от мистраля. Только предварительно убедитесь, что в компании, куда вы пришли, есть географ противоположного пола – отличное первое впечатление будет обеспечено!

Надеюсь, до скорой встречи в статье «Автобренды: Volkswagen».

В «Автоответчик»

Туареги — Википедия

Targui.jpg

Туаре́ги (араб. طوارق‎, самоназвание — имощаг, имошаг[10]) — народ группы берберов в Мали, Нигере, Буркина-Фасо, Алжире и Ливии.

Первое научное исследование туарегов провёл Анри Дюверье.

У туарегов есть легенда, что корни их идут от легендарной праматери и великой правительницы, царицы Сахары — Тин-Хинан, которая была амазонкой и пришла в Хоггар со своей служанкой из южной области нынешнего Марокко, называвшегося Тафилалет. В 1925 году в районе древнего укрепления Абалессы в Ахаггаре нашли богатое захоронение женщины. Многие туареги верят, что это именно Тин-Хинан[11].

Первые письменные описания туарегов появились в ранних арабских текстах, включая произведения Ибн Хаукаля в X веке, Аль Бакри в XI веке, и более подробные — Ибн Баттуты и Ибн Хальдуна в XIV веке и Льва Африканского в XVI веке. Эти путешественники пересекли Сахару, следуя по чётко проложенным маршрутам караванов, которые способствовали распространению ислама в данном районе, начиная с VII века[12].

Средние века[править | править код]

Targui.jpg Основной район проживания туарегов

В XI веке арабские завоеватели вторглись на территорию расселения туарегов в Северной Африке, вновь сместив ареал туарегов в западном направлении. В этот период туареги подверглись исламизации и арабизации, а так же женщины начали носить обручальные кольца на указательных пальцах рук и ног[источник не указан 88 дней].

В Средние века туареги были заняты в транссахарской торговле, создали несколько просуществовавших недолго государственных образований, такие как Султанат Агадес; контролировали важные перевалочные торговые пункты, как например Такедда.

Колониальная эпоха[править | править код]

Во время колониальной эры туареги оказались включены во Французскую Западную Африку. В отличие от многих других народов туареги на протяжении долгого времени оказывали сопротивление новой власти. Так, например, колониальная власть в колонии Нигер смогла подчинить туарегские племена только к 1923 г. Французская колониальная власть управляла туарегами через клановых лидеров, стараясь использовать межклановые противоречия.

Постколониальный период[править | править код]

В результате колониального правления Франции туареги потеряли возможность доминировать над оседлыми земледельцами. Эта причина, а также отстранение от политики другими этническими группами, ухудшение экономического положения в результате засух 1970—1980-х гг. привели к открытому вооружённому сопротивлению в Нигере, в Алжире и в Мали. Туареги выступили за создание государства Азавад.

Росту напряжённости на севере Нигера способствовал инцидент в городе Чин-Табарадене в 1990 году.

В 2012 году туареги подняли восстание в Мали; на начало апреля они контролировали значительную часть севера страны[13].

Язык туарегов тамашек относится к берберским языкам, хотя внешне туареги сильно отличаются от берберов Атласских гор. При этом у туарегов существует особое письмо тифинаг (на языке тамашек), происходящее от древнего ливийского письма. В XX веке в ряде стран для тамашека были введены системы письменности на основе латиницы.

Современное украшение, созданное туарегом из Мали (резьба по дереву)

По религии туареги — мусульмане-сунниты. Однако они сохранили много доисламских традиций, как например, матрилинейную родовую организацию, матрилокальное брачное поселение и матрилатеральный ортокузенный брак. Несмотря на то, что туареги исповедуют ислам, где разрешено многоженство, настоящий туарег женится только один раз в жизни.

Женщины пользуются уважением в туарегском обществе. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, мужчине же позволительно быть неграмотным. Традиционная туарегская письменность тифинаг, по мнению ряда ученых, восходит к древнеливийскому письму[14].

Основное занятие — мотыжное земледелие (зерновые, бобовые, овощи), совмещаемое с разведением мелкого рогатого скота. Часть туарегов, населяющая Алжирскую Сахару и пустыню Тенере, кочует со стадами верблюдов и коз.

Туареги славятся своими ювелирными украшениями: браслетами, ожерельями, кольцами и т. д. Украшения, сделанные туарегами, популярны не только в странах арабского мира, но и Европы и даже в Индонезии[15].

Targui.jpg Женщина-туарег.

Одеты благородные обычно в рубашку без рукавов и широкие штаны. Поверх надета накидка синего цвета. На груди перекрещиваются две широкие ленты, сплетенные из разноцветных шелковых шнурочков, на концах которых — кисти. Мужчины покрывают голову белым или синим платком, которым закрывается лицо, открытыми остаются только глаза. Волосы заплетают в косы. На ногах сандалии из кожи. Благородный носит каменный браслет, иногда — простое серебряное кольцо на пальце в качестве украшений.

У туарегской женщины-аристократки волосы заплетены в косички. Одета она в белую длинную рубашку и платок синего цвета. На шее у женщины украшения из серебра, кольца на руках. По праздникам женщины и мужчины красят брови и веки сурьмой[16].

Когда юноше исполняется 18 лет, его семья устраивает праздник, на котором туарегу дарят синий или белый платок — «тагельмуст» (шаш-араб.) или лисам, длина которого может доходить до 40 метров. С этого момента он считается взрослым, показываться на людях без лисама ему уже неприлично, и только во время трапезы позволительно спускать лисам до подбородка. В былые времена увидевшего лицо туарега ждала незавидная участь быть убитым им. В случае, если таковое сделать не удавалось, то туарег обязан был покончить жизнь самоубийством. Поэтому до сих пор встретить туарега, например, в тунисской Сахаре считается плохой приметой. В то время как женщины туарегов лица не закрывают.

Туареги сохраняют племенное деление и значительные элементы патриархального строя: народ делится на племенные или «барабанные» группы, во главе каждой стоит предводитель, власть которого символизирует барабан. А над всеми группами стоит вождь.

Крупнейшие группы племен — Юллемиден, Ифорас, Кель Ахаггар и Кель Адджер (юг Алжира), Кель Адрар (север Мали), Кель Аир (север Нигера), Кель Герес (Грес) (равнинные области), Аллеммеден Кель Деннек на востоке, Аллеммеден Кель Ататам на западе[чего?].

Глава — вождь, аменокаль. Власть вождя не безгранична, большинство решений принимается собранием предводителей «барабанных» групп, а мать аменокаля может наложить запрет на выполнение любого решения.

  • Вождь — аменокаль
  • Мать аменокаля
  • Собрания предводителей «барабанных» групп
  • Предводитель «барабанной» группы
  • Племенная или «барабанная» группа

Взаимодействие мужчин и женщин относительно свободное, женщины владеют собственностью с правом наследования[17].

Targui.jpg Свадьба туарегов

Традиционное туарегское социальное деление ещё включает в себя деление на касты. Касты:

Рабы и кузнецы не имеют никакого отношения к туарегам высших каст. Они как правило темнокожие, тогда как сами туареги светлокожие и высоки ростом, худощавы. Туареги совершали набеги на соседние племена, захватывая людей в рабство. Представители касты рабов являются «рабами» по происхождению, они давно отправлены на свободу. А кузнецы жили рядом с туарегами по своей воле. Традиции запрещают туарегам из высших каст заниматься каким-либо ремеслом, а женщины туарегов освоили выделку кож.

Во время циклических передвижений и торговли солью туареги переходят от одного оазиса к другому, хотя между ними иногда расстояние в пять дней пути. У каждого оазиса они тоже торгуют или пополняют запасы своего каравана продуктами, которыми их снабжают сервы — земледельцы-харатины[en], — это главным образом сорго[18].

  1. ↑ Niger — People Groups. Tuareg Arabized, Tuareg Hoggar, Tuareg Air, Tuareg Algerian, Tuareg Asben, Tuareg Tamajaq (неопр.).
  2. ↑ Mali — People Groups. Tuareg Tamajaq & Tuareg Tamasheq (неопр.).
  3. ↑ Algeria — People Groups. Tuareg Hoggar, Tuareg Algerian (неопр.).
  4. ↑ Tuareg Tamasheq in Mauritania (неопр.).
  5. ↑ Tuareg Tamasheq in Burkina Faso (неопр.).
  6. ↑ Tuareg Tamajaq in Nigeria (неопр.).
  7. ↑ Tuareg Tamajaq in France (неопр.).
  8. ↑ Libya — People Groups. Tuareg Algerian (неопр.).
  9. ↑ Libya — People Groups. Tuareg Hoggar (неопр.).
  10. ↑ Introduction (англ.). Communities Comparisons Connections. Universiteit Gent. Дата обращения 4 июня 2013. Архивировано 5 июня 2013 года.
  11. ↑ Хозяева Сахары Архивная копия от 31 декабря 2010 на Wayback Machine Клуб Путешественников «Ветер Свободы»
  12. ↑ «Seligman T. K.» Art of Being Tuareg Sahara Nomads in a Modern World// African Arts, Vol. 39, No. 3 (Autumn, 2006), pp. 58.
  13. ↑ Свергнутый президент Мали подал прошение об отставке, NEWSru.com (9 апреля 2012). Дата обращения 10 апреля 2012.
  14. ↑ Гаудио А. Цивилизации Сахары. Десять тысячелетий истории, культуры и торговли.
  15. ↑ Kristyne Loughran.Jewelry, Fashion, and Identity: The Tuareg Example. African Arts.Spring. 2003. Vol. 36. No. 1.Memorial to Roy Sieber. Part 1. Pp. 52-65+93.
  16. ↑ Население Сахары. Народы Сахары
  17. ↑ «Rasmussen S. J.» Between Ritual, Theater, and Play: Blacksmith Praise at Tuareg Marriage//The Journal of American Folklore, Vol. 110, No. 435 (Winter, 1997), p. 4.
  18. ↑ Колин М. Тернбул. Человек в Африке
  • James A. Standifer.The Tuareg: Their Music and Dances. // The Black Perspective in Music. 1988. Vol. 16. No.1. pp. 45–62.  (англ.)
  • Clarke J.H. The Search for Timbuctoo. // The Journal of Negro Education. 1964. Vol. 33. No. 2. pp. 125–130.  (англ.)
  • Rasmussen S. J. Between Ritual, Theater, and Play: Blacksmith Praise at Tuareg Marriage//The Journal of American Folklore, Vol. 110, No. 435 (Winter, 1997), pp. 3–27.  (англ.)
  • Seligman T. K. Art of Being Tuareg Sahara Nomads in a Modern World// African Arts, Vol. 39, No. 3 (Autumn, 2006), pp. 56–79.  (англ.)
  • Standifer J. A. The Tuareg: Their Music and Dances. // The Black Perspective in Music. Vol. 16. No. 1. 1988. pp. 45–62.  (англ.)
  • Loughran Kristyne. Jewelry, Fashion, and Identity: The Tuareg Example. // African Arts. 2003. Vol. 36. No. 1. Memorial to Roy Sieber. Part 1. pp. 52–65+93.

народ Сахары, в котором правят только женщины

Живёт в пустыне Сахара таинственный народ — туареги. И хотя это наименование можно часто встретить в хронике западных СМИ, на деле же об их культуре и жизни известно не так уж и много. Одним из первых, кто собрал достоверную информацию о туарегах был французский публицист и этнограф Анри Лот. Позже он полученные знания изложил в книге «Туареги Ахаггара».

Редакция Интересно знать предлагает познакомиться с некоторыми фактами о материальной и духовной жизни туарегов: от одежды, жилищ и способов ведения хозяйства, до отношений между мужчинами и женщинами, родителем и ребенком.

Туареги разительно отличаются от  всех других народов Африканского континента, да и в целом всего мира. В первую очередь тем, что это единственный народ, в котором не женщины, а мужчины обязаны прикрывать лицо повязкой-покрывалом.

Мужчины в день своего совершеннолетия получают в подарок от отца два предмета: острый меч и лицевое покрывало, за которым они и будут прятать лицо всю жизнь. Ее не снимают даже дома во время приема пищи и сна.

Появляться на людях с неприкрытым лицом у  туарегов считается верхом неприличия. Лицо свое мужчины имеют право показывать лишь жене и любовнице.

Женщины же в племенах туарегов не только ходят с неприкрытыми лицами, но и обладают сексуальной свободой и до замужества вольны иметь столько сексуальных партнеров, сколько пожелают. Правда, есть одна условность, соблюдение которой требует традиция: мужчина должен подъехать к шатру после наступления темноты и покинуть его до восхода солнца.

Во многих исследованиях туарегов называют «синим народом». Дело в том, что традиционная одежда туарегов синего и голубого цветов.

Мужчины в совершенстве владеют боевыми искусствами, из-за чего их стали называть бесстрашными воинами. Туареги, кстати, еще и замечательные торговцы.

Женщин обучают грамоте с самого детства. Именно на них лежит ответственность за сохранение традиций, фольклора и культурного наследия.

Женщины, помимо прочих привилегий, обладают еще одной — они являются собственницами всего семейного имущества. Им принадлежит как жилье, так и весь скот. В случае же развода женщина сама решает, как будет поделено накопленное богатство. Нередко мужчине после расторжения супружеских отношений достается лишь верблюд.

Но без него, кстати, в пустыне не выжить. Сами туареги на протяжении веков выживали в Сахаре именно благодаря тому, что имели верблюдов и возможность перегонять их с одного пастбища на другое.

Женщины в племени ценятся в том числе и как хорошие советчицы. Потому мужчины нередко могут обратиться к матери или жене за помощью в решении каких-либо проблем.

Предположительно в Африке проживают порядка 3 миллионов туарегов. Большинство из них исповедуют ислам.

А вот матриархальный строй общества у туарегов был еще с древних времен. Исследователи считают, что туареги являются потомками берберов — зенага, европеоидной расы, частично смешавшейся с африканским и арабским населением Африки. Именно с этим и связывают тот факт, что среди представителей туарегов есть голубоглазые представители со светлым оттенком кожи и слабоволнистыми волосами. Другими словами, многие туареги обладают типичной внешностью жителя Средиземноморья.

Лусине Кочарян

Понравилось? Расскажи друзьям:

Туареги — Вспомнить, подумать… — LiveJournal

Девушка из туарегов написала о безответной любви:

Не хочу, чтобы видел ты слезы мои,
чтоб узнал, как томлюсь и горю от любви.
Я на шумном ахале тоскую, дрожу
и амзад выпадает из рук.
Как охотник в засаде, я тихо сижу,
жду, когда ты появишься, друг.
Ты еще попадешься, хоть ты и хитер,
Ты потянешься сердцем в мой тихий шатер,
Хочешь пить? Я источник в пустыне безводной.
Ты озяб? Я тебя отогрею, холодный.
Сердце девушки, сердце влюбленной—
словно в полдень песок раскаленный.

Синие люди — их называют «синие люди» из-за цвета (индиго) их головных уборов «шеш».

Живёт в пустыне Сахара и в прилегающих к ней странах таинственный народ – туареги. И хотя это слово часто мелькает на страницах иностранной хроники, на самом деле об этом народе, его истории и культуре не так много известно. И в то же время туареги разительно отличаются от всех других народов Африки.

Многие туареги – светлокожие, высокие ростом, голубоглазые, со слабоволнистыми волосами, то есть обладают типичной внешностью жителей Средиземноморья.

Современный ареал расселения и численность

Район основного обитания туарегов

Всего: 5,2 млн человек: Нигер — 1,72 млн. чел, Мали — 1,44 млн. чел.,
Алжир — 1,025 млн чел., Буркина Фасо — 600 тыс. чел., Ливия — 557 тыс. чел

Язык: арабский, французский, тамашек
Религия : Ислам

Туареги считаются потомками берберов-зенага (европеоидная раса), смешавшимися с африканским и арабским населением Северной Африки.
Все туареги темнокожие, в отличие от окружающих их народов в Тунисе и в Ливии. Берберы-зенага занимались земледелием в южной части Аравийского полуострова, однако в VIII в. были вытеснены арабскими завоевателями в Северную Африку, где перешли к кочевому образу жизни, сохранив при этом берберский язык и культуру.

В XI в. арабские завоеватели вторглись на территорию расселения туарегов в Северной Африке, вновь сместив ареал расселения туарегов в западном направлении. В этот период туареги подверглись исламизации и арабизации.

Во время колониальной эры туареги оказались включены во Французскую Западную Африку. В отличие от многих других народов туареги на протяжении долгого времени оказывали сопротивление новой власти.. Французская колониальная власть управляла туарегами через клановых лидеров, стараясь использовать межклановые противоречия.

В результате колониального правления Франции туареги потеряли возможность доминировать над оседлыми земледельцами. Эта причина, а также отстранение от политики другими этническими группами, ухудшение экономического положения в результате засух 1970—1980-х гг. привели к открытому вооружённому сопротивлению в Нигере, в Алжире и в Мали. Туареги выступили за создание государства Азавад.

У таурегов бытуют разные легенды о их происхождении:

— родиной туарегов был остров в Атлантическом океане, после исчезновения которого в результате природного катаклизма вместе с населявшими его людьми остались только купцы, торговцы и сопровождавшие их люди, которые расселились потом по Африке;

— основоположницей всех племён туарегов была великая царица Тин Хинан, которая прибыла из территории, которую занимает сейчас Марокко, вместе со служанкой. От Тин Хинан, по легенде, произошла главная группа туарегов, а от её служанки – подчинённые племена. (Судя по соотношению между высшими племенами туарегов и племенами, им подчинёнными, последние оказались более плодовитыми). Слава Тин Хинан была так велика, что туареги до сих пор называют её «наша матушка».
И что самое интересное, в ходе археологических раскопок была найдена неразграбленная гробница Тин Хинан, о чём свидетельствуют найденные там надписи. Теперь всё, что нашли в гробнице, помещено в музеи, а сама гробница восстановлена и стала местом поклонения;

— другая легендарная правительница туарегов – Кахина – организовала очень продолжительное и крайне ожесточённое сопротивление арабским завоевателям, она погибла в бою. Это, кстати, дало основание поместить мифическое царство амазонок на земли туарегов. А туареги так и не подчинились арабам – они просто ушли. И до сих пор кочевые туареги называют себя «имишаг» или «имощаг» – вольные люди. Они кочуют по Сахаре и прилежащим к ней странам, не обращая внимания на границы.

Язык туарегов тамашек относится к берберским языкам, хотя внешне туареги сильно отличаются от берберов Атласских гор. При этом у туарегов существует особое «женское» письмо тифинаг (на языке тамашек), происходящее от древнего ливийского письма. Мужчины пользуются арабским алфавитом.

По религии туареги — мусульмане-сунниты. Однако они сохранили много доисламских традиций. есмотря на то, что туареги мусульмане, где принято многоженство, настоящий туарег женится только один раз в жизни.

Женщины пользуются уважением в туарегском обществе. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, а мужчине позволительно быть неграмотным. Основное занятие — мотыжное земледелие (зерновые, бобовые, овощи), совмещаемое с разведением мелкого рогатого скота. Часть туарегов, населяющая Алжирскую Сахару и пустыню Тенере, кочует со стадами верблюдов и коз.

Туареги – единственный в мире народ, у которого не женщины, а мужчины закрывают лицо повязкой-покрывалом, из-за чего они и родственные им племена называют их «тигель муст» – народ покрывала. И до сих пор юноша, достигший зрелости, получает в знак этого от отца две вещи – обоюдоострый меч и лицевое покрывало.

Показаться кому бы то ни было без повязки считается верхом неприличия, как у нас – голым на людях. Повязку не снимают даже дома, во время еды и сна.

Когда юноше исполняется 18 лет, его семья устраивает праздник, на котором туарегу дарят синий или белый платок — «лисам». С этого момента он считается взрослым, показываться на людях без лисама ему уже неприлично, и только за едой позволительно спускать лисам до подбородка. А женщины туарегов, в отличие от мусульманок, лица не закрывают.

Главную и значительную часть рациона питания у туарегов составляют молоко и молочные продукты. Кроме того, в питании используется просо, иногда – пшеница. Важную роль в питании туарегов играют сушёные финики (не вяленые, которые продают у нас, а сушеные, как камешки). Финики толкут и едят с верблюжьим молоком. Хотя все считают туарегов животноводами, мясо они потребляют в пищу только в исключительных случаях – на семейных торжествах, в дни религиозных праздников, а также при опасности массового падежа скота от бескормицы (лучше съесть, чем пропадёт).

При еде туареги, в отличие от большинства мусульманских народов, пользуются ложками, что характерно только для них. Пьют они воду и молоко, а с начала прошлого века, когда в в Африке стали выращивать чайные кусты, туареги стали пить зелёный чай, заимствовав этот обычай у арабов.

И, наконец, самое интересное – о роли и месте женщин в обществе туарегов. У туарегов муж приходит в семью жены, а не наоборот, как у других африканских народов. Поэтому, в частности, чтобы уберечь род жены от духов, обитающих в голове пришлого чужака, все выходы из этой головы – рот, нос и уши – у него должны быть плотно прикрыты. У туарегов именно женщины владеют землями и семейными ценностями, и исключительно они имеют право на развод. Дом туарегов называют по имени хозяйки – его главы.

В случае развода муж покидает дом, оставляя там жену и детей. Мужчина может повысить свой статус, женившись на женщине с более высокой социальной ступени. Но при этом он сам должен быть знатного рода. Женщины сами выбирают себе мужа. Мужчины-туареги считаются самыми сильными и безжалостными воинами, лучшими торговцами, то есть они достаточно независимы. И при этом, не имея семейных владений, муж обязан содержать семью.

Женщины туарегов играют важную роль в накоплении и хранении культурной информации. Они владеют грамотой, сочиняют и поют песни под аккомпанемент однострунного смычкового музыкального инструмента под названием «амзад».

Амулеты туарегов туарегский крест Туареги считали крест очень сильным талисманом, его почитали и в других племенах. Обычно крест изготавливали из серебра, очень уважаемого туарегами. Туареги обычно не носили золото, так как считали, что этот металл приносит людям несчастья. Часто названия городов-оазисов были так или иначе связаны с понятием креста.

Современное украшение, созданное туарегом из Мали (резьба по дереву)

. До 30 лет женщины-туареги отказываются выйти замуж. Они считают признаком плохого тона соблюдать верность мужу. Такой обычай одобряется и родителями девушки, и всеми мужчинами. Но женщины могут жить только с мужчинами своего племени и при этом равного с ними положения. Те женщины, которые нарушают эти два правила, обрекают себя на позор и бесчестие.

Когда женщина из племени туарегов, наконец, выходит замуж, супруг обязан считать ее единственной законной женой. В отличии от других мусульманских народов здесь отсутствует многоженство. Муж может иметь наложниц, но вход в семейный шатер для них закрыт. В период итальянского правления оккупанты привлекали различных ливиек к занятию проституцией, но только не из туарегов.

Украшения таурегов

Если у туарега рождался сын от чёрной рабыни, его отпускали на свободу, он не мог стать полноправным туарегом, хотя и имел право на отцовское наследство. А вот женщинам из племени туарегов запрещалось вступать в связь с чёрными рабами, иначе их подвергали публичному осмеянию и с позором выгоняли из племени.

Туареги сохраняют племенное деление и значительные элементы патриархального строя: народ делится на племенные или «барабанные» группы, во главе каждой стоит предводитель, власть которого символизирует барабан. А над всеми группами стоит вождь.

Глава — вождь. Власть вождя не безгранична, большинство решений принимается собранием предводителей «барабанных» групп, а мать аменокаля может наложить запрет на выполнение любого решения.
Вождь — аменокаль
Мать-аменокаля

Традиционное туарегское социальное деление ещё включает в себя деление на касты. Касты:
Благородные или знать — владеют стадами верблюдов.
Блюстители веры или духовные наставники — инеслемены.
вассалы — имгады, занимающиеся разведением коз.
рабы — икланы.
кузнецы — инедены.

Рабы и кузнецы не имеют никакого отношения к туарегам высших каст. Они как правило темнокожие, тогда как сами туареги светлокожие и высоки ростом, худощавы.

Про разбойничьи набеги «синих людей» в Сахаре существует множество историй и легенд, туареги нередко этим промышляли. Эдьен — разбойничье нападение, можно объяснить воинственным нравом туарегов. Эдьен совершался не только с целью грабежа, захвата продовольствия и колодцев, и даже не ради мести или подчинения своей власти других племён, а просто чтобы отличиться перед женщинами, принести в дар своим дамам богатую добычу. Желание проявить себя, показав мужество и отвагу, находило у женщин полное одобрение.

Понятие кража у туарегов отсутствует напрочь. Тихая кража это позор, тогда как Эдьен, имевший место ещё 100 лет назад, предмет гордых рассказов. Когда набегу подвергались скотоводы или торговцы верблюдами, то нападавшие ограничивались уводом скота. Но если разграблению подвергался лагерь, то туареги брали в плен африканцев, превращая их в своих слуг или рабов. (Здесь грань очень тонкая, обычно рабами становились только чёрные африканцы)

Туареги презирали физический труд и рабы — ремесленники в оазисах играли огромную роль в их жизни.
Жизнь туарегов сильно изменилась с приходом в Сахару автомобиля.

Грузовики нанесли верблюжьим караванам смертельный удар. Тысячу лет туареги были хозяевами пустыни и никогда не работали. Арабы и негры вытеснили из торговли «синих людей», которые сильно обеднели.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о