РазноеТанк т34 ру – Танк T-34

Танк т34 ру – Танк T-34

Т-34 Информ > Главная страница

Сайт Т-34 Информ посвящен истории создания и дальнейшего совершенствования лучшего среднего танка Второй мировой войны – танка Т-34 и машин, созданных на его базе. Все публикуемые материалы основаны на архивных документах, большая часть которых представлена в соответствующих разделах сайта.

На сайте Т-34 Информ размещена информация, полученная при изучении рассекреченных документов и материалов: Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Архива Президента Российской Федерации (АП РФ), Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ), Российского государственного военного архива (РГВА), Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), Российского государственного архива экономики (РГАЭ), Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники МО РФ, государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34″», а также историко-документальной, специальной технической литературы и чертежно-конструкторской документации.


Новости и обновления сайта



20 декабря 2019 г.
— В разделе «Публикации» добавлена 5 глава книги «Харьковские «тридцатьчетверки»», рассказывающая о полигонных испытаниях танка Т-34 № 311-25-3, проведенных на АНИОПе РККА в сентябре 1940 г. (в связи с публикацией этой главы нумерация ранее опубликованных глав отредактирована).

— В разделе «Документы» добавлены материалы, относящиеся к событиям, описанным в 5 главе книги «Харьковские «тридцатьчетверки»».

— В разделе «Фото и чертежи» добавлена подборка фотографий из отчета по обстрелу башни танка Т-34 № 311-25-3.



26 октября 2019 г.
— К 115-летию Александра Александровича Морозова в разделе «Публикации» добавлена статья «Выдающийся советский конструктор танков».

08 октября 2019 г.
— В разделе «Фото и чертежи» добавлен «Альбом фотографий танка Т-34 и его основных узлов», альбом составлен в апреле 1941 г. на заводе № 183.

— В разделе «Документы» добавлена подборка приказов НКТП за май 1942 г.



24 сентября 2019 г.
— В разделе «Публикации»
добавлена 11 глава книги «Харьковские «тридцатьчетверки»», рассказывающая о начале выпуска танков Т-34 с пушкой Ф-34, а также об опытно-конструкторских работах, проведенных на заводе № 183 в марте 1941 г.

— В разделе «Документы» добавлены материалы, относящиеся к событиям, описанным в 11 главе книги «Харьковские «тридцатьчетверки»».

— В разделе «Фото и чертежи» обновлен Альбом проекций опытных образцов танков А-20, Т-34 и серийных танков Т-34.



14 июля 2019 г.
— В разделе «Фото и чертежи» добавлена Подборка фотографий танков Т-34 с пушкой Л-11 из коллекций Ю. Пашолока и А. Макарова.

— В разделе

«Документы» добавлена подборка приказов НКТП за апрель 1942 г.



01 июля 2019 г.
— В разделе «Публикации» добавлена 10 глава книги «Харьковские «тридцатьчетверки»», рассказывающая о заключении договора между ГАБТУ КА и заводом № 183 на поставку танков Т-34 в 1941 г., а также о решениях, принятых относительно модернизации «тридцатьчетверки».

— В разделе «Документы» добавлены материалы, относящиеся к событиям, описанным в 10 главе книги «Харьковские «тридцатьчетверки»».

— В разделе «Фото и чертежи» обновлен Альбом проекций опытных образцов танков А-20, Т-34 и серийных танков Т-34.



19 мая 2019 г.
— В раздел «Справочник» добавлены Сведения о трудоемкости танков Т-34, Т-34-85, самоходных артиллерийских установок СУ-85, СУ-100 и дизелей семейства В-2.

01 мая 2019 г.
— В разделе «Фото и чертежи» добавлена Подборка фотографий из альбомов боевого пути 3-й гвардейской танковой армии и 6-го гвардейского танкового корпуса.

— В разделе «Документы» добавлена подборка приказов НКТП за март 1942 г. и статья инженера ЦНИИ-48 В.В. Ларченко «Поражаемость танков Т-34 в боях под Сталинградом и Орлом», опубликованная в журнале «Труды ЦНИИ-48 и танковой промышленности» № 15. Свердловск 1944 г.



14 апреля 2019 г.
— В разделе «Публикации» добавлена 9 глава книги «Харьковские «тридцатьчетверки»», рассказывающая о работе завода № 183 в январе 1941 г., в том числе и об опытных работах по гусеницам, главному фрикциону, смотровым приборам и укладке боекомплекта пушки танка Т-34.

— В разделе «Документы» добавлены материалы, относящиеся к событиям, описанным в 9 главе книги «Харьковские «тридцатьчетверки»».

— В разделе «Фото и чертежи» обновлен Альбом проекций опытных образцов танков А-20, Т-34 и серийных танков Т-34



17 марта 2019 г.
— В разделе «Фото и чертежи» добавлен адаптированный вариант «Альбома конструкции танка Т-34», выполненного оригинальным способом, разработанным НИИ полиграфической и издательской техники ОГИЗа при СНК РСФСР.

— В разделе «Документы» добавлена подборка приказов НКТП за период с ноября 1941 г. по февраль 1942 г. и отчет Московской группы ЦНИИ-48 о поражаемости танков Т-34 и причинах выхода их из строя (сентябрь – октябрь 1942 г.).



23 февраля 2019 г.
— В разделе «Публикации» добавлена 8 глава книги «Харьковские «тридцатьчетверки»», рассказывающая о начале работы КБ-520 по модернизации танка Т-34 и об итогах работы завода № 183 по танкостроению в 1940 г.

— В разделе «Документы» добавлены материалы, относящиеся к событиям, описанным в 8 главе книги «Харьковские «тридцатьчетверки»», в том числе и отчет военной приемки ГАБТУ КА на заводе № 183 – «Доклад по танкостроению на заводе № 183 за 1940 г.»

— В разделе «Фото и чертежи» обновлен Альбом проекций опытных образцов танков А-20, Т-34 и серийных танков Т-34



27 декабря 2018 г.
— В разделе «Фото и чертежи» добавлен альбом чертежей общих видов укладки ЗИП танков Т-34 и Т-34-85, с наступающим Новым годом!

23 декабря 2018 г.
— В раздел «Справочник» добавлено Руководство службы на танк Т-34 (Воениздат НКО СССР – 1941 г.).

— В разделе «Документы» добавлена

подборка приказов НКТП за январь 1942 г.



07 декабря 2018 г.
— В разделе «Публикации» добавлена 7 глава книги «Харьковские «тридцатьчетверки»», рассказывающая о принятии Постановления Комитета обороны при СНК СССР № 428сс, работах по повышению качества и боевых свойств танка Т-34 и о «борьбе с трещинами».

— В разделе «Документы» добавлены материалы, относящиеся к событиям, описанным в 7 главе книги «Харьковские «тридцатьчетверки»».



10 ноября 2018 г.
— К 120-летию Михаила Ильича Кошкина в разделе «Публикации» добавлена статья «Главный конструктор «тридцатьчетверки»».

— В разделе

«Документы» добавлена подборка приказов НКТП за декабрь 1941 г.

— В разделе «Фото и чертежи» добавлен альбом фотографий и чертежей танка Т-34, отправленный с завода № 183 народному комиссару среднего машиностроения СССР И.А. Лихачеву в сентябре 1940 г.



31 октября 2018 г.
— В разделе «Публикации» добавлена 6 глава книги «Харьковские «тридцатьчетверки»», рассказывающая об испытаниях трех серийных танков Т-34 длительным пробегом по маршруту Харьков – Кубинка – Смоленск – Киев – Харьков, проведеных в ноябре – декабре 1940 г.

— В разделе «Документы» добавлены материалы, относящиеся к событиям, описанным в 6 главе книги «Харьковские «тридцатьчетверки»».



07 октября 2018 г.
— В разделе «Публикации» добавлена 5 глава книги «Харьковские «тридцатьчетверки»», рассказывающая об оснащении танков Т-34 средствами связи.

— В разделе «Документы» добавлены материалы, относящиеся к событиям, описанным в 5 главе книги «Харьковские «тридцатьчетверки»».

— В раздел «Фото и чертежи» добавлены альбом фотографий из отчета по полигонным испытаниям радиостанции КРСТБ и альбом фотографий из отчета по полевым испытаниям радиооборудования танка Т-34.



08 сентября 2018 г.
— В разделе «Публикации» добавлена 4 глава книги «Харьковские «тридцатьчетверки»»
, рассказывающая о начале серийного выпуска танка Т-34 и о работах, проводимых заводом № 183 в июле — сентябре 1940 г. по улучшению его конструкции.

— В разделе «Документы» добавлены материалы, относящиеся к событиям, описанным в 4 главе книги «Харьковские «тридцатьчетверки»».

— В раздел «Справочник» добавлены Технические условия на сборку и приемку танков Т-34 выпуска 1940 г.



26 июля 2018 г.
— В разделе «Документы» в рубрике «Приказы Народного комиссариата танковой промышленности СССР» добавлена подборка приказов за октябрь и ноябрь 1941 г.

— В раздел «Фото и чертежи» добавлен альбом проекций опытных образцов танков А-20, А-32, Т-34 и серийных танков Т-34



03 июля 2018 г.
— В разделе «Публикации» добавлена 3 глава книги «Харьковские «тридцатьчетверки»», повествующая о работах по подготовке производственной базы завода № 183 к серийному выпуску танков Т-34, и об изготовлении первых танков Т-34 установочной партии.

— В разделе «Документы» добавлены материалы, относящиеся к событиям, описанным в 3 главе книги «Харьковские «тридцатьчетверки»».

— В раздел «Фото и чертежи» добавлена подборка фотографий танков Т-34 установочной партии.



16 июня 2018 г.
— В разделе «Публикации» добавлена 2 глава книги «Харьковские «тридцатьчетверки»», о проведенных в первой половине 1940 г. изменениях в системе вооружения и организационной структуре танковых войск Красной Армии.

— В разделе «Документы» добавлены материалы, относящиеся к событиям, описанным во 2 главе книги «Харьковские «тридцатьчетверки»».



05 июня 2018 г.
— В разделе «Публикации» добавлена первая глава новой книги «Мариупольские металлурги – харьковским танкостроителям», повествующая о подготовке производства Мариупольского завода им. Ильича к серийному выпуску броневых деталей для танков Т-34, и о начале исследовательских работ совместной бригады НИИ-48 и Мариупольского завода по литой броне.

— В разделе «Документы» добавлены материалы, относящиеся к событиям, описанным в 1 главе книги «Мариупольские металлурги – харьковским танкостроителям».



27 мая 2018 г.
— В разделе «Публикации» добавлена первая глава новой книги «Харьковские «тридцатьчетверки»», о работах по подготовке производства к выпуску установочной партии танков Т-34, проводившихся на заводе № 183 и Мариупольском заводе им. Ильича

— В разделе «Документы» добавлены материалы, относящиеся к событиям, описанным в 1 главе книги «Харьковские «тридцатьчетверки»».



30 апреля 2018 г.
— В раздел «Документы» добавлена рубрика «Приказы Народного комиссариата танковой промышленности СССР» с подборкой приказов НКТП за сентябрь 1941 г.

— В раздел «Фото и чертежи» добавлена подборка фотографий «Бронированные машины в объективе Бориса Кудоярова».



02 апреля 2018 г.
— В раздел «Публикации» добавлена заключительная, 14 глава книги «От легких танков БТ к среднему танку Т-34», о дальнейшем использовании опытных танков А-20, А-32 и А-34 в 1940 — 1941 гг.

29 марта 2018 г.
— В раздел «Публикации» добавлена 13 глава книги «От легких танков БТ к среднему танку Т-34», с описанием войсковых испытаний двух танков А-34.

— В разделах «Документы» и «Фото и чертежи» добавлены материалы, относящиеся к событиям, описанным в 13 главе книги «От легких танков БТ к среднему танку Т-34», в том числе отчет по войсковым испытаниям танков Т-34 с приложением № 1.



18 февраля 2018 г.
— В раздел «Публикации» добавлена 12 глава книги «От легких танков БТ к среднему танку Т-34», с описанием конструкции опытных образцов танка Т-34 — танков А-34.

— В рубрике «Приказы Народного комиссариата среднего машиностроения СССР» добавлены приказы НКСМ за период август — сентябрь 1941 г.



14 января 2018 г.
— В раздел «Фото и чертежи» добавлена подборка фотографий из альбома «Дела и люди 1-й Танковой Армии», 1943 г.

17 декабря 2017 г.
— В раздел «Публикации» добавлена 11 глава книги «От легких танков БТ к среднему танку Т-34», рассказывающая о проектировании и изготовлении опытных образцов танка Т-34 — двух танков А-34.

— В раздел «Документы» добавлена рубрика «Приказы Народного комиссариата среднего машиностроения СССР»

— В разделах «Документы» и «Фото и чертежи» добавлены материалы, в основном относящиеся к событиям, описанным в 11 главе книги «От легких танков БТ к среднему танку Т-34».



13 ноября 2017 г.
— В раздел «Публикации» добавлены 9 и 10 главы книги «От легких танков БТ к среднему танку Т-34».

— В главе 9 Хроника испытаний танков А-20 и А-32 рассказано о заводских и полигонных испытаниях этих машин, а также о выводах, сделанных комиссией по итогам испытаний.
— В главе 10 «Принять на вооружение РККА: …» рассмотрены вопросы, связанные с принятием на вооружение Красной Армии в конце 1939 года новых образцов танков, в том числе и среднего танка Т-34.

— В разделах «Документы» и «Фото и чертежи» добавлены материалы, в основном относящиеся к событиям, описанным в 9 и 10 главах книги «От легких танков БТ к среднему танку Т-34».



1 октября 2017 г.
— В разделе «Публикации» размещена статья о разработке противоснарядной брони высокой твердости для танков Т-34 «Новому танку – новую броню».

9 сентября 2017 г.
— В разделе «Фото и чертежи» добавлена галерея с чертежами колесно-гусеничного танка А-20.

8 сентября 2017 г.

Открытие сайта «Т-34 Информ»


— В разделе «Публикации» размещены 1 — 8 главы книги «От легких танков БТ к среднему танку Т-34», повествующие о создании опытных танков А-20 и А-32.

— В разделах «Документы» и «Фото и чертежи» размещены материалы, в основном относящиеся к теме развития системы бронетанкового вооружения РККА, а также к теме разработки и изготовления опытных танков А-20 и А-32.


t34inform.ru

Был ли Т-34 лучшим танком?


Дух танкиста — крепче стали!
Остальное все — фигня!
Нас учил товарищ Сталин,
Что — крепка у нас броня!

Бронированные гусеничные машины всегда занимали в советском обществе особое место. Танки в СССР делать умели, и ими гордились. Юркие и проворные «быстроходные телеги» БТ, гонявшие самураев при Халхин-Голе, мобильные крепости КВ и ИС, «зверобои» СУ/ИСУ-152, бескрайние арсеналы послевоенных Т-54/55, один из лучших танков ХХ века Т-72 «Урал»… Про танки слагали песни и снимали фильмы, они стояли на пьедесталах в каждом русском городе, и каждый гражданин Страны Советов знал, что «броня крепка, и танки наши быстры». Среди множества конструкций, рожденных советскими танкостроителями, особое место занимает «танк Победы» Т-34, чей приоритет безоговорочно признавали даже зарубежные специалисты:

«Исключительно высокие боевые качества. Мы ничего подобного не имели», — писал после первых встреч с Т-34 генерал-майор фон Мелентин. «Самый лучший танк в мире», — озвучил свое мнение генерал-фельдмаршал фон Клейст. «Получены тревожные донесения о качестве русских танков. Превосходство материальной части наших танковых сил, имевшее место до сих пор, было потеряно и перешло к противнику», — так отзывался о результатах танковых боев на Восточном фронте создатель танковых войск, генерал-полковник Гейнц Гудериан.

Не менее высокая оценка была дана Т-34 британскими специалистами: «Конструкция танка свидетельствует о четком понимании важнейших боевых качеств бронетехники и требований войны… Создание и серийное производство таких совершенных танков в столь огромном количестве представляет собой инженерно-техническое достижение самого высокого уровня…»

Кубок конструкторов

После всесторонних испытаний Т-34 на Абердинском полигоне американские военные не спешили рассыпаться в комплиментах и сделали вполне предсказуемые выводы, которые легли в основу феерического доклада начальника 2-го управления Главразведуправления Красной Армии генерал-майора В. Хлопова:


Средний танк T-34, после пробега в 343 км, полностью вышел из строя, его дальнейший ремонт невозможен…

Химический анализ брони показал, что броневые плиты советского танка имеют поверхностную закалку, основная масса броневой плиты представляет собой мягкую сталь. Американцы считают, что, качество брони можно улучшить, увеличив глубину закалки…
Неприятным открытием стала для них [американцев] водопроницаемость корпуса Т-34. В сильные дожди в танк через щели натекает много воды, что ведет к выходу из строя электрооборудования…

Тесное боевое отделение. Много претензий вызвал механизм поворота башни: электромотор слаб, перегружен и страшно искрит. Американцы рекомендуют заменить механизм поворота башни на гидравлическую систему или вообще на ручной привод…
Подвеска «Кристи» признана неудачной. Подвеска свечного типа была испытана в США еще в 30-е годы, и американская армия от нее отказалась…

Танк, с американской точки зрения, признан тихоходным (!) — Т-34 преодолевает препятствия хуже, чем любой из американских танков. Всему виной – неоптимальная трансмиссия. Несмотря на большую тяговооруженность танка, ходовая часть не позволяет реализовать весь заложенный потенциал.

Сварка бронеплит корпуса Т-34 грубая и небрежная. Мехобработка деталей, за редким исключением, очень плохая. Особенно американцев возмутила безобразная конструкция кулисы передач — после долгих мучений они заменили оригинальную конструкцию на собственную деталь. Было отмечено, что все механизмы танка требуют слишком много настроек и регулировок.


Был ли Т-34 лучшим танком?

Гонки по непроходимой грязи. Вперед вырвались «Шерман» и «Першинг» с более соврешенной трансмиссией.


В это же время, янки педантично отметили все положительные стороны танка Т-34, среди которых оказалось несколько неожиданных моментов:

Выбор углов наклона броневых листов корпуса и башни указывает на превосходную снарядостойкость…
Замечательные прицелы. Смотровые приборы не отделаны, но весьма удовлетворительные. Общие пределы обзорности хорошие.
Пушка Ф-34 очень понравилась, надежна, очень простой конструкции, легко устанавливается и удобна в обслуживании.
Алюминиевый дизель В-2 очень легок для своих размеров [еще бы! В-2 разработывался как авиационный двигатель]. Чувствуется стремление к компактности. Единственной проблемой двигателя назван преступно плохой воздухоочиститель — американцы назвали конструктора саботажником.

В США была отправлена машина из «особой серии» — один из пяти специально собранных «эталонных» Т-34, но американцы пришли в ужас от низкого качества деталей танка, обилия «детских болезней» и совершенного нелепых, на первый взгляд, конструкторских ошибок.
Чтож, это был продукт крупносерийного производства. В трудное военное время, в условиях эвакуации и всеобщего бардака, нехватки рабочих рук, оборудования и материалов. Настоящим достижением было не качество брони, а ее количество. Пятьдесят тысяч Т-34 – примерно столько танков наштамповали заводы СССР к моменту окончания Великой отечественной войны.

Был ли Т-34 лучшим танком?

Танки ждут на фронте!


Все достоинства и недостатки Т-34 были хорошо известны в СССР задолго до испытаний в США. Именно потому госприемка так долго отказывалась принимать «сырой» танк на вооружение, а на протяжении всей войны разрабатывались детальные проекты нового среднего танка: Т-34М, Т-43, Т-44, в которых шаг за шагом исправлялись недостатки оригинальной «тридцатьчетверки». Сам Т-34 в процессе производства тоже непрерывно модернизировался – в 1943 году появилась новая трехместная башня-«гайка», четырехступенчатую КПП заменили на пятиступенчатую – танк стал развивать на шоссе более 50 км/ч.
Увы, сдвинутая вперед башня не позволяла усилить лобовую броню, передние катки и так были перегружены. В результате Т-34-85 так и пробегали до конца войны с 45 мм лбом. Недостаток удалось исправить только в послевоенном Т-44: двигатель развернули поперек корпуса, боевое отделение сместилось ближе к центру, толщина лобовой брони сразу возросла до 100 мм.

В то же время, для 1941 года Т-34 был революционной машиной:
— длинноствольное 76 мм орудие (по сравнению с зарубежными образцами танкового вооружения)
— рациональные углы наклона брони
— тяговитый дизель мощностью 500 л.с.
— широкие гусеницы и отличная проходимость
Ни у одной армии мира тогда не было на вооружении столь совершенных боевых машин.

Боевой зачет

Средний танк T-III. Выпущено 5000 единиц.
Средний танк T-IV, самый массовый танк Вермахта. Выпущено 8600 единиц.
Средний танк Pz.Kpfw.38(t) производства Чехословакии. На вооружении Вермахта поступило 1400 единиц.
Танк «Пантера». Выпущено 6000 единиц.
Великий и ужасный «Тигр». Выпущено 1350 единиц.
Cчет «Королевских Тигров» шел на сотни: немцы успели выпустить всего 492 машины.
С точки зрения арифметики, на вооружении Вермахта находилось около 23 000 «настоящих» танков (я нарочно не учел танкетку Т-I, легкий танк Т-II с противопульной броней и 20 мм орудием и сверхтяжелый танк «Маус»).

Был ли Т-34 лучшим танком?

А на войне, как на войне…


С точки зрения обывателя, стальная лавина из 50 000 лучших в мире танков Т-34 должна была смести весь этот немецкий хлам и победоносно завершить войну 9 мая 1942 года (к слову, только в 1942 году советская промышленность произвела для фронта 15 тысяч Т-34). Увы, реальность оказалась обескураживающей – война продолжалась долгих четыре года и унесла миллионы жизней советских граждан. Что касается потерь нашей бронетехники, то историки приводят цифры от 70 до 95 тысяч танков и САУ.
Получается…Т-34 незаслуженно присвоено звание «лучшего танка»? Факты красноречиво свидетельствуют, что Т-34 не был «рабочей лошадкой» Красной Армии, Т-34 был «пушечным мясом»…
Что происходит, товарищи?

Погрешность в расчетах

Танки редко воюют с танками. Несмотря на красочные описания дуэлей «Т-34 vs Пантера» или «Тигр vs ИС-2», половина потерь бронетехники стали результатом работы противотанковой артиллерии. Легендарные советские«сорокопятки», 37 мм немецкие «колотушки», грозные 88 мм зенитки, с надписью на лафете «Стрелять только по КВ!» — вот они, настоящие истребители танков. Именно с этой позиции нужно смотреть на применение Т-34.

Был ли Т-34 лучшим танком?

Выстрелы к советскому 57 мм противотанковому орудию ЗИС-2. На все случаи жизни.


К концу войны положение танкистов стало катастрофическим – немцам удалось создать простое и дешевое противотанковое средство, идеальное для боя в городских условиях. Темп выпуска «Фаустпатронов» доходил до 1 миллиона в месяц! «Фаустпатрон» не являлся таким грозным оружием для нашего непревзойденного танка Т-34. Во время наступления я очень серьёзно разговаривал с личным составом и выяснил, что фаустпатрон являлся жупелом, которого отдельные танки боялись, но повторяю, что в Берлинской операции фаустпатрон не являлся таким страшным оружием, как представляют некоторые.»

Ценой хвастливым словам командующего 2-й гвардейской танковой армией маршала бронетанковых войск С.И. Богданова стали тысячи сгоревших танкистов, не доживших до Победы всего несколько дней. В наше время реактивный противотанковый гранатомет продолжает оставься одним из самых страшных противников бронетехники – чрезвычайно скрытное, мобильное и неуловимое оружие, которое, как показывает практика, способно уничтожить любой танк, несмотря на хитроумную многослойную защиту.

Был ли Т-34 лучшим танком?
Второй злейший враг танков – мины. На них подорвались 25% бронированных гусеничных машин. Часть машин были уничтожены огнем с воздуха. При знакомстве с цифрами статистики становится понятно, что танковое побоище под Прохоровкой всего лишь редкое стечение обстоятельств.

Фердинанд

Дискуссии о количестве немецкой бронетехники часто обходят стороной самоходные артиллерийские установки на шасси немецких танков. На самом деле, немцам удалось создать в этой области ряд эффективных противотанковых средств. Например, малоизвестный для широкой публики «Насхорн» (нем. носорог) – 88 мм пушка «Насхорна» пробивала любой советский танк на дистанции 1,5 километра. 500 САУ этого типа доставили немало бед Красной Армии – известны случаи, когда «Носорог» сжигал роту Т-34.

Вот выползает из укрытия одиозный «Фердинанд» — чудо немецкого гения, тяжелый истребитель танков массой 70 тонн. Огромная бронированная коробка с экипажем из шести человек не могла развернуться на тяжелом бездорожье и ползла на противника по прямой. Несмотря на насмешливое отношение к «Фердинанду», до конца войны так и не был решен вопрос с его 200 мм лбом – «Федя» не пробивался никакими обычными средствами. 90 машин превратились в настоящее пугало, каждая уничтоженная немецкая САУ отражалась в отчетах как «Фердинанд».

Все знают про 1400 чешских танков Pz.Kpfw.38(t). А многие ли знают об истребителе «Хетцер» на шасси этого танка? Ведь их было выпущено более 2000! Легкая, проворная машина, при массе 15 тонн обладала приемлемой защищенностью, подвижностью и огневой мощью. «Хетцер» был настолько крут, что его производство продолжалось после войны, и он стоял на вооружении Швейцарской армии до 1972 года.

Был ли Т-34 лучшим танком?

Хетцер


Среди многочисленных конструкций немецких САУ, самой совершенной и сбалансированной была «Ягдпантера». Несмотря на малое количество – всего 415 машин – «Ягдпантеры» задали жару и Красной Армии, и союзникам.
В итоге мы видим, что немцам для ведения боевых действий тоже требовалось огромное количество бронетехники, потери наших танкистов уже не кажутся столь невероятны. И с той, и с другой стороны для танков и САУ было достаточно задач: укрепления, техника, артиллерийские позиции, оборонительные рубежи, живая сила… Все это нужно было уничтожать, давить, разрушать, преодолевать, защищать, контратаковать и прикрывать.

Средние танки были чрезвычайно популярным видом боевой техники – они выгодно отличались умеренной массой и рациональным сочетанием боевых качеств. Аналогами «тридцатьчетверки» чаще всего называют немецкие танки Т-IV и Т-V «Пантера», а также американский М4 «Шерман». С него, пожалуй, и начнем.

Универсальный солдат

По характеристикам «Шерман» очень близок Т-34-85 – до сих пор не утихают жаркие споры о том, кто был лучше. Силуэт Т-34-85 ниже на 23 сантиметра. Зато у «Шермана» верхняя лобовая деталь корпуса толще на 6 мм… Стоп! Мы так ничего не добьемся, нужно подходить к делу аналитически.

Серьезные исследования говорят, что 76 мм пушка «Шермана» благодаря использованию БПС обладала большей бронепробиваемостью, но уступала 85 мм орудию Т-34 по фугасному воздействию. Паритет!
У Т-34 толще бортовая броня, бронелисты имеют рациональный угол наклона. С другой стороны, наклон бронелистов имеет смысл, когда калибр снаряда равен толщине брони. Потому 75 мм пушка «Пантеры» пробивала как фольгу и наклонный 45 мм борт нашего танка, и 38 мм прямой борт «американца». Я уже не говорю о «фаустпатронах»…
О боевых возможностях «Шерманов» ярче всего говорит тот факт, что ленд-лизовские «иномарки» поступали на вооружение только Гвардейских дивизий. Кроме комфортного боевого отделения, «Шерман» обладал менее известными достоинствами: например, в отличии от других средних танков, он был вооружен крупнокалиберным пулеметом. Танкистам нравился точный и удобный гидравлический привод башни – их выстрел всегда был первым. А еще «Шерман» был более тихим (Т-34 гремел так, что было слышно за километры).

Был ли Т-34 лучшим танком?
Кроме 49 тысяч танков, выпущенных во множестве модификаций (каждая — под конкретную задачу), на базе «Шерманов» было создано 2 типа реактивных систем залпового огня, 6 самоходных артиллерийских установок и 7 типов мостоукладчиков, тягачей и ремонтно-эвакуационных машин.
Т-34 тоже не прост: на шасси советского танка были созданы убойный истребитель танков СУ-100, мощное штурмовое орудие СУ-122, три вида тягачей, мостоукладчик ТМ-34 и самоходный кран СПК-5. Паритет!

Как мы видим, различия минимальны, каждый танк хорош по-своему. Единственное, чего нет у «Шермана» — той яркой и трагической боевой истории: африканская песочница, зимние забавы в Арденнах и ограниченное появление на Восточном фронте не могут сравниться с четырехлетней кровавой кашей, что выпала на долю сурового Т-34.

Рядовой Панцерваффе

Летом 1941 года у немецкого Т-IV все складывалось скверно – советские снаряды прошивали его 30-мм борта, как кусок картона. В то же время, «обрубок» его короткоствольного 75 мм орудия KwK.37 не мог пробить советский танк даже в упор.
Радиостанция и оптика Carl Zeiss это конечно хорошо, но что будет, если на Т-IV, например, грохнется трансмиссия? О, это будет вторая часть Марлезонского балета! Коробку передач будут вытаскивать через погон снятой башни. А вы говорите, у вас на работе проблемы…
У Т-34 таких фокусов не возникало – задняя часть танка разбиралась, открывая доступ в МТО.

Был ли Т-34 лучшим танком?
Справедливо будет отметить, что уже к 1942 г. техническое превосходство снова вернулось к немцам. С новой 75 мм пушкой KwK.40 и усиленной броней Т-IV превратился в грозного противника.
Увы, Т-IV совсем не подходит на звание лучшего. Какой лучший танк может быть без победоносной истории?! Да и собрали их слишком мало: супер-промышленность Третьего Рейха кое-как осилила 8686 танков за 7 лет серийного производства. Может быть, и правильно сделали…еще Суворов учил, что воевать нужно не числом, а умением.

Проект-катастрофа

Ну и напоследок, легендарная «Пантера». Скажем прямо: немецкая попытка создать новый средний танк в разгар войны полностью провалилась. «Пантера» получилось громоздкой и сложной, вследствие чего она потеряла главное качество Среднего танка – массовость. 5976 машин оказалось слишком мало для войны на два фронта.

Был ли Т-34 лучшим танком?
С технической точки зрения, «Пантера» на голову превосходила Т-34, но это было куплено слишком дорогой ценой – 45 тонн массы покоя и вечные эксплуатационные проблемы. При этом, по странному стечению обстоятельств, «Пантера» оказалась недовооружена: тощий ствол 75 мм орудия кажется явным диссонансом на фоне массивного корпуса танка. (Недостаток обещали исправить на «Пантере-II», установив нормальную 88 мм пушку).
Да, «Пантера» была сильна и опасна, но ее стоимость и трудоемкость производства приближались к параметрам танка «Тигр». При этом возможности остались на уровне обычного среднего танка.

Итоги

Лучшего танка, как вы уже поняли, не существует. Слишком много параметров и условий в этой задаче. Конструкция Т-34 безусловно несла в себе новизну, при этом, еще один Кубок конструкторов стоит вручить труженикам уральских заводов – они совершили подвиг, начав массовое (правильнее — сверхмассовое) производство танков в самые тяжелые времена для нашей Родины. Что касается боевой эффективности — тут Т-34 вряд ли попадет даже в десятку лучших. Любой «Насхорн» заткнет «тридцатьчетверку» за пояс по количеству нанесенного ущерба в расчете на один танк. Здесь безусловный лидер – непобедимый «Тигр».

Был ли Т-34 лучшим танком?

Т-34, Сербия, 1996 год.


Однако существует еще один, самый важный — стратегический зачет. Согласно этому конкурсу, каждый танк нужно рассматривать как элемент содействия успехам армии в геополитическом масштабе. И здесь Т-34 стремительно возносится на вершину – благодаря своим танкам Советский Союз победил фашизм, что определило дальнейшую историю всего мира.

topwar.ru

Танк Т-34 — характеристики

Советский средний танк Т-34 был и остается легендой. Это не только наиболее массовый танк Второй мировой войны, построенный в количестве 84000 (для сравнения танков Шерман было построено около 48966 единиц), но также и один из самых долго служащих танков, созданных за все время.

Многие Т-34 всё еще находятся на складах в Азии и Африке, некоторые активно использовались в течение 90-ых (например, в югославских войнах с 1991 по 1999 годы). Они были частью бесчисленных бронетанковых войск во всем мире с пятидесятых до восьмидесятых.

Танк Т-34Танк Т-34

Создание

Танк Т-34Танк Т-34

Базовая конструкция была опробована впервые в 1938 на A-32, будучи зарожденной на БТ-7, который, в свою очередь, был эволюцией американского танка Кристи.

Предшественниками Т-34 можно считать БТ-ИС, А-20, БТ-СВ и А-32 — танки с наклонной броней, первые из проектов которых появились в 1936 году, то есть, задолго до начала войны.

Главный инженер, Михаил Кошкин, обещал Сталину заменить серию БТ лучшим и более универсальным танком.

Он должен был обладать следующими чертами:

  • корпус с наклонной броней;
  • мощный и неприхотливый дизельный двигатель V-12, менее чувствительным к качеству топлива и условиям эксплуатации, чем высокооктановые бензиновые двигатели;
  • большая дальность действия;
  • меньшая пожароопасность, чем БТ-5 и БТ-7, которые показали свою горючесть во время Советско-Японской войны в Маньчжурии.

Первый опытный образец являлся улучшенным А-32 с утолщенной броней. Он успешно закончил свои испытания в Кубинке, после чего его конструкцию упростили для массового производства. Всё это произошло уже в начала 1939 года, во время перевооружения СССР.

Первые два опытных образца приняли участие в пробеге от своего завода в Харькове до Москвы и назад в 1940 году, под патронажем Сергея Орджоникидзе. С апреля до мая они подвергались большому количеству трудных испытаний, проехав в общей сложности около 2000 км от Харькова до линии Маннергейма в Финляндии и назад, на фабрику, через Москву.

Конструкция

Танк Т-34Танк Т-34

Наклонная броня была отличным решением и позволяла выдержать многие попадания, имея при этом приемлемую толщину и массу.

После окончания разработки и испытаний, новая серия танка была оборудована финальной версией 76,2 мм пушкой и стала основанием для создания всех последующих версий вплоть до 1944 года. Она была известна как Т-34-76, а, после замены пушки и башни, как Т-34-85.

Подвеска Кристи с цилиндрическими пружинами была приспособлена под фронтовые условия, так же, как и дизели V12 вместе с коробкой передач и сцеплением. Радиостанция 10-РТ-26 была заменена моделью 9-РМ, гусеницы немного расширены. Форма лобового бронирования была немного упрощена для облегчения массового производства, как и многие другие элементы.

Т-34 в течении своей продолжительной жизни был оборудован множеством разных люков и турельных установок, но почти все варианты оборудовались перилами наверху корпуса, которые позволяли советской пехоте передвигаться на танке, компенсируя нехватку транспортных средств.

Однако, ни один из Т-34 никогда не оборудовался противовоздушными средствами, из-за чего многие были потеряны под атаками Ju-87 «Штука».

Боевое применение

Танк Т-34Танк Т-34

Попав на фронт, Т-34 не имел аналогов в мире в мире. Это стало возможно благодаря объединению в волшебный треугольник скорости, бронирования и вооружения.

Первая версия Т-34-76 стала неприятным удивлением для самонадеянных немецких войск в 1941, когда она начала массово поступать в войска. У немцев не было ничего сопоставимого.

Мало того, что Т-34 был в состоянии справиться с грязью и снегом, обладая широкими гусеницами, так ещё и имел прекрасную комбинацию толстой брони под наклоном, эффективной пушки, хорошей скорости и автономности.

Кроме того, машина получилась очень надежной, прочной и лёгкий в производстве и обслуживании. Победителем в индустриальной войне и существенным скачком танкостроения в целом.

Первые боевые столкновения в июле 1941 доказали, что никакая немецкая техника не может поражать наверняка Т-34. К разочарованию немецкого офицерского состава их выстрелы просто отскакивали от этих хорошо бронированных машин.

Наклонная броня оказалась очень эффективной, что компенсировало не особо удачную пушку с относительно низкой скоростью полета снаряда, которая была примерно сравнима с вооружением Pz-3 и Pz-4 своего времени.

Дизель тридцатьчетвёрки не боялся любой погоды, широкие гусеницы были идеальны для любых условий, как для осенней распутицы, так и для снега зимой.

В производстве Т-34 также был проще, чем немецкие конкуренты, из-за чего многим немецким частям их враги казались попросту непобедимыми.

Конечно, можно было остановить отдельный танк точным выстрелом между гусеницей и колесом, или вовсе его уничтожить, но их было слишком много. И даже спокойно пробивающие с расстояния новые 88 миллиметровые немецкие пушки не спасали положение.

В конце 1942 на фронт начала поступать новая версия, с незначительными переделками для увеличения комфорта экипажа и улучшения обзора вокруг. 76 миллиметровая пушка получила зажигательные снаряды, которыми могла стрелять столь же хорошо, как и обычными бронебойными. Они были фатальны для всех вражеских танков кроме последних, наиболее сильно бронированных версий Pz-IV.

Ответ немцев

Танк Т-34Танк Т-34

Действуя совместно с медленными, но практически неуязвимыми КВ-1, Т-34 сметали всё на своём пути. Но немецкое командование, как и во Франции, оказалось на высоте, и, благодаря хорошо скоординированным действиям Ju-87 «Штука»совместно с применением новых 88 миллиметровых пушек смогло помешать танковой армии СССР уничтожить и смести свои войска.

Новый немецкий тяжёлый Тигр превосходил советский Т-34 по защите и огневой мощи, но был слишком дорогим и ненадёжным. Потребность в более дешёвом и массовом среднем танке с мощной пушкой и очень высокой скоростью полета снаряда дала толчок к появлению на свет такой машины как Пантера.

Во время Московской зимней кампании и, позже, в Сталинграде, Т-34 были впервые широко применены и продавили оборону. Немецкие танки не переносили похолодание. Резина от катков отслаивалась, двигатели часто отказывались запускаться и требовали постепенного прогрева, на что не было времени, пулеметы часто клинили, а сами танки практически не могли передвигаться, поскольку из-за узких гусениц Pz-3 и Pz-4 буквально проваливались в снег и не могли двигаться.

К тому же, сложные метеорологические условия сделали невозможной любую воздушную поддержку, лишив таким образом бронетанковые войска какой-либо значимой помощи от Люфтваффе. Однако, новая Пантера оказалась смертельно опасным соперником для Т-34 на дальних дистанциях, поскольку спокойно пробивала его броню с огромных дистанций, оставаясь при этом практически неуязвимой для ответного огня.

Но не техника, а тактика и массовость оказались основами в решающей битве на Курской дуге, когда неуязвимые издалека Пантеры с Тиграми, были поражены тысячами Т-34, наносящими удары с близкой дистанции со всех сторон. Точно так же, как и Шерманы, многие Т-34 были принесены в жертву ради того, чтобы другие сблизились с врагом и смогли нанести удар с близких дистанций по уязвимым местам.

Недостатки

Танк Т-34Танк Т-34

Т-34 не был настолько идеальным танком, насколько он казался в то время немцам. Сборка низкого качества, ненадежные и выходящие из строя детали, много других дефектов, вызванных очень тяжелыми производственными условиями и низкоквалифицированным персоналом, низкие навыки экипажей, ошибки командования привели к большим потерям в каждой дивизии, оснащенной Т-34. В некоторых из них небоевые потери были чуть ли не больше боевых, забирая техническими проблемами больше половины боевых единиц.

Дизели были очень чувствительны к пыли и песку, в то время как первые версии фильтров на них отличались низкой эффективностью, что приводило к частым поломкам. Коробка передач и сцепление часто вызывали сильные вибрации, заклинивали при переключениях и даже иногда разрушались.

Было вполне привычно увидеть танк, несущий везде, где только возможно, запасные передачи и прочие запчасти, например, между дополнительными топливными баками, рядом с брезентом, лопатой, топором, буксировочным тросом и, конечно, запасными секциями гусениц.

Ставшие привычной картиной Т-34, быстро перемещающиеся со взводами на своих корпусах, на самом деле проходили очень небольшие расстояния, или же вообще делали это для чистой пропаганды. Скудное материальное обеспечение сделало подобное применение Т-34, по крайней мере вначале, крайне нерациональным.

Конвейеры, из-за быстрого продвижения немецкой армии, были перемещены далеко на восток, в Дзержинский Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле и Челябинский тракторный завод, получивший позже название «Танкоград», где были далеко не лучшие условия для работы, например, производство начиналось под открытым небом, еще до создания крыши над ним. Но до окончания 1942, самым большим производством оставалось производство в восточной части Сталинграда. Оттуда Т-34 шли в бой чуть ли не из заводских ворот.

Эпилог

Танк Т-34Танк Т-34

Броня, огневая мощь, эргономичность уступали серийным вражеским Тиграм и Пантерам и экспериментальным монстрам вроде Маус, зато массовость и технологичность производства находились на высшем уровне.

Несмотря на это, советский средний танк Т-34 – легендарная машина, по праву ставшая символом победы в Великой Отечественной войне.

tanksdb.ru

Проект среднего танка А-44. Неудавшийся преемник Т-34

На момент начала Великой Отечественной войны советские танкостроители разрабатывали целый ряд перспективных проектов, однако ухудшение обстановки вскоре привело к остановке части таких работ. В частности, из-за невозможности продолжения разработки пришлось отказаться от оригинального проекта А-44. Он предлагал создание принципиально нового среднего танка, в дальнейшем способного стать основой для новой техники с разными возможностями.

От инициативы к проекту


Завершив проектные работы по танку Т-34, конструкторское бюро завода №183 (г. Харьков) во главе с А.А. Морозовым приступило к поиску принципиально новых конструкций, имеющих преимущества перед существующими. Не позднее марта 1941 года в КБ начались работы по проекту с индексом А-44. В течение нескольких недель проработка этого проекта шла в инициативном порядке, но вскоре появилось официальное техническое задание. Проект среднего танка А-44. Неудавшийся преемник Т-34
Реконструкция 36-тонной версии А-44

В апреле 1941-го КБ завода №183 подготовило сразу три эскизных проекта танка А-44 с разными характеристиками. Вскоре документацию и деревянные макеты показали заказчику и получили одобрение. Проект получил официальный статус, а кроме того, появилось техническое задание.

10 мая 1941 г. Наркомат среднего машиностроения выпустил приказ, задававший планы по производству новейших танков Т-34. В приложении к этому документу содержались тактико-технические требования к будущему А-44. Согласно ТЗ, танк должен был иметь массу не более 29,5 т, оснащаться броней толщиной до 75 мм и нести 57-мм либо 76-мм пушку. Вспомогательное вооружение определялось в виде пулеметов ДТ или танкового огнемета. Подвижность следовало обеспечить двигателем мощностью 600 л.с.

В соответствии с приказом, к 1 сентября следовало изготовить два комплекта броневых деталей, а к 15 октября – два опытных танка. На ноябрь запланировали испытания прототипов.

Нестандартная конструкция


От нового танка требовалось особое сочетание массы, защиты и вооружения. Для решения такой задачи и получения оптимальных характеристик предложили использовать нестандартные решения. Главным нововведением проекта А-44 являлась необычная для советских танков переднемоторная компоновка. С ней были связаны некоторые другие особенности машины. Кроме того, она давала существенный запас для модернизации: объемное боевое отделение могло вместить более мощные вооружения, чем предписывалось техническим заданием.

Корпус для А-44 предлагалось сваривать из бронелистов с установкой под рациональными углами. Лобовая броня имела толщину 75 мм (90 или 120 мм в других эскизных проектах), борта – 60 мм (75 или 100 мм). Крыша с надстройкой и днище – 30 мм (35-40 мм). За наклонной лобовой деталью слева помещалась поперечная рубка малой высоты.

Проект среднего танка А-44. Неудавшийся преемник Т-34
Макет танка с 75-мм броней и 57-мм пушкой, представленный военным

Башня, внешне схожая с агрегатом Т-34, должна была иметь защиту на уровне брони корпуса. На башне предусматривались лобовая амбразура, прикрытая маской, командирская башенка без люка и пара люков в крыше. На кормовой части имелся проем под пулеметную установку.

Нос корпуса отдавался под агрегаты механической трансмиссии. Вероятно, прорабатывался вопрос унификации А-44 с серийными машинами. У правого борта, сбоку от отделения управления, помещался моторный отсек. Там помещался дизельный двигатель В-5 мощностью 600 л.с. или 850-сильный В-6. На крыше корпуса расположили решетки для доступа воздуха, на борту – выхлопную трубу.

Ходовая часть получила по восемь опорных катков малого диаметра на борт. Катки имели торсионную подвеску и внутреннюю амортизацию. Предлагались передние ведущие колеса с цевочным зацеплением.

Изначально для А-44 рассматривались три варианта основного вооружения. В башне могла устанавливаться 57-мм пушка ЗИС-4, орудие 76-мм Ф-34 или 107-мм изделие Ф-42. По мере развития проекта, от системы наибольшего калибра отказались. В дальнейшем оптимальным оружием для танка признали пушку ЗИС-4 калибра 57 мм. Пушечное и пулеметное вооружение комплектовалось прицелами ТОД и ПТ-7.

В увеличенном боевом отделении помещался значительный боекомплект. В нем удалось разместить укладки на 160 унитарных выстрелов калибра 57 или 76 мм. Боекомплект для Ф-42 включал 60 снарядов. Даже при достаточно плотном размещении агрегатов и укладок получалось обеспечить приемлемое удобство работы экипажа.

Для пулеметов предназначались три установки. Одна из них находилась в рубке стрелка-радиста, вторая помещалась в корме башни, третья – на командирской башенке. На передней и кормовой установках помещались спарки пулеметов ДТ и ДС-39 нормального калибра либо крупнокалиберные ДШК (по одному на установке). Боекомплект пулеметов – до 2600 патронов.

Проект среднего танка А-44. Неудавшийся преемник Т-34
Тот же макет, вид с другого ракурса

Экипаж разместили в двух отсеках, внутри корпуса и под башней. В отделении управления находились места водителя (непосредственно за лобовой деталью) и стрелка-радиста (под рубкой). Наводчик и командир находились в башне слева от орудия; заряжающий помещался справа. Отделение управления и боевое отделение получили несколько люков. Внутренняя связь должна была обеспечиваться системой ТПУ-2, внешняя – радиостанцией 71-ТК-3.

Длина танка А-44 во всех трех эскизных проектах находилась в пределах 6,5 м. Ширина машины – 3,72 м, высота – не более 2,8 м. Танк с 75-мм лобовой броней должен был иметь массу 36 т. Два других проекта поднимали этот параметр до 40 и 50 т.

От массы зависела подвижность. Наиболее легкая модификация могла разгоняться до 65 км/ч, самая тяжелая – до 53 км/ч. Расчетный запас хода на местности достигал 250-300 км.

По объективным причинам


10 мая 1941 г. командование оценило проект А-44 и разрешило продолжать работы. Такому решению не помешал даже рост расчетной массы. Согласно техническому заданию, новый средний танк должен был весить не более 30 т, но проектная масса самой легкой его версии уже была выше – не говоря уже о тяжелой модификации.

Тем не менее, КБ завода №183 получило приказ о продолжении работ. К осени следовало завершить проектирование, а затем построить и испытать два опытных образца. По разным данным, прототипы должны были строиться по «легкому» проекту с 75-мм броней, 57-мм пушкой и боевой массой 36 т. Реализация двух других эскизных проектов, как минимум, откладывалась на неопределенный срок.

Проект среднего танка А-44. Неудавшийся преемник Т-34
Компоновка А-44 с 57-мм пушкой

Распоряжение о продолжении работ по танку А-44 массой 36 т поступило 10 мая. Всего через несколько недель, 22 июня началась Великая Отечественная война. Харьковский завод получил новые указания и занялся более приоритетными работами. Дальнейшая судьба нескольких новых проектов, в том числе всех версий танка А-44, оказалась под вопросом.

Вскоре реальные перспективы новых разработок прояснились. Началась эвакуация завода №183 на Урал, где ему предстояло восстановить массовый выпуск средних танков Т-34. Разработка новых проектов временно оказалась невозможной и нецелесообразной. Сразу несколько проектов пришлось заморозить и, по сути, остановить навсегда. Одной из «жертв» войны стал танк А-44.

К моменту вывоза завода на новое место все версии А-44 существовали только в виде комплекта документации. Самый легкий вариант перешел в стадию полноценного проектирования, тогда как два других оставались в эскизах. Из этих стадий они так и не вышли.

Несбывшиеся прогнозы


Проект А-44 представлял большой интерес с точки зрения техники и перспектив развития бронетанковых войск. Три предложенных танка имели определенные преимущества перед существующей техникой и вполне могли найти свое место в войсках – при условии завершения проектирования, проведения испытаний и постановки в серию.

Работы по А-44 остановились летом 1941 года. До ожидаемых сроков выкатки опытных образцов оставалось порядка 2-3 месяцев, а до старта серийного производства – чуть более полугода. Однако эти планы не были выполнены. В новых программах танкостроения, составленных в связи с началом войны, не нашлось места сразу для нескольких перспективных проектов. Т-34 сохранил статус основного и единственного среднего танка Красной Армии.

topwar.ru

Фотоэкскурсии: Музейный комплекс «История танка Т-34»

Фотоэкскурсии: Музейный комплекс «История танка Т-34»


Недалеко от Москвы, в деревне Шолохово Мытищинского района Московской области, расположен единственный в мире музей, полностью посвящённый танку Т-34 – истории создания, устройству и конструкторам этой машины.

Примечательно, что музей создан по частной инициативе. Лариса Николаевна Васильева – дочь одного из создателей Т-34 Николая Алексеевича Кучеренко – сначала написала книгу о своём отце, а позднее организовала небольшой музей на своей даче. Впоследствии из этой инициативы вырос полноценный музей, открытие которого состоялось 6 ноября 2001 года.

В музее представлены документы и фотографии, рассказывающие об истории разработки Т-34, а также детали и агрегаты танка. На открытой площадке у музея можно увидеть как Т-34, так и машины, которые можно считать его «потомками».

​Экспозиция музея размещена на открытой площадке и внутри здания. Перед зданием музея расположены танки и самоходное орудие - Фотоэкскурсии: Музейный комплекс «История танка Т-34» Экспозиция музея размещена на открытой площадке и внутри здания. Перед зданием музея расположены танки и самоходное орудие ​На площадке представлены машины, ставшие «наследниками» Т-34 - Фотоэкскурсии: Музейный комплекс «История танка Т-34» На площадке представлены машины, ставшие «наследниками» Т-34 ​Танк Т-34–85, модернизированный после войны - Фотоэкскурсии: Музейный комплекс «История танка Т-34» Танк Т-34–85, модернизированный после войны ​Т-54 – танк, выпускавшийся в 1947–1956 годах. В музее представлена машина, модернизированная до уровня Т-54Б в 1975 году - Фотоэкскурсии: Музейный комплекс «История танка Т-34» Т-54 – танк, выпускавшийся в 1947–1956 годах. В музее представлена машина, модернизированная до уровня Т-54Б в 1975 году ​Т-55 – танк, пришедший на смену Т-54. Производился в 1959–1963 годах. Первый в мире серийный танк с противоатомной защитой - Фотоэкскурсии: Музейный комплекс «История танка Т-34» Т-55 – танк, пришедший на смену Т-54. Производился в 1959–1963 годах. Первый в мире серийный танк с противоатомной защитой ​Танк Т-64АК. Разработан в 1969 году в Харькове, серийно выпускался с 1971 по 1983 год - Фотоэкскурсии: Музейный комплекс «История танка Т-34» Танк Т-64АК. Разработан в 1969 году в Харькове, серийно выпускался с 1971 по 1983 год ​Танк Т-72 – основной «конкурент» Т-64 в СССР. Разработан в Нижнем Тагиле, серийно выпускался с 1973 по 1980 год - Фотоэкскурсии: Музейный комплекс «История танка Т-34» Танк Т-72 – основной «конкурент» Т-64 в СССР. Разработан в Нижнем Тагиле, серийно выпускался с 1973 по 1980 год ​Танк Т-80Б, разработанный на Ленинградском Кировском заводе. Первый в мире танк с газотурбинной установкой и противоснарядной динамической защитой. Выпускался в 1978–1984 годах - Фотоэкскурсии: Музейный комплекс «История танка Т-34» Танк Т-80Б, разработанный на Ленинградском Кировском заводе. Первый в мире танк с газотурбинной установкой и противоснарядной динамической защитой. Выпускался в 1978–1984 годах ​Танк Т-34 с 76-мм пушкой и командирской башенкой. С танка демонтированы катки, сделан проём в его броне, показано устройство ходовой части. Кроме того, посетители музея могут заглянуть внутрь боевого отделения машины - Фотоэкскурсии: Музейный комплекс «История танка Т-34» Танк Т-34 с 76-мм пушкой и командирской башенкой. С танка демонтированы катки, сделан проём в его броне, показано устройство ходовой части. Кроме того, посетители музея могут заглянуть внутрь боевого отделения машины ​Устройство ходовой части танка Т-34 – балансиры, катки, траки - Фотоэкскурсии: Музейный комплекс «История танка Т-34» Устройство ходовой части танка Т-34 – балансиры, катки, траки ​Фрагменты танков Т-34, погибших в боях – борт башни (одна из ранних производственных серий), бандаж с разбитого катка - Фотоэкскурсии: Музейный комплекс «История танка Т-34» Фрагменты танков Т-34, погибших в боях – борт башни (одна из ранних производственных серий), бандаж с разбитого катка ​Верхний лобовой бронелист танка Т-34 с люком механика-водителя и курсовым пулемётом - Фотоэкскурсии: Музейный комплекс «История танка Т-34» Верхний лобовой бронелист танка Т-34 с люком механика-водителя и курсовым пулемётом ​Верхняя кормовая бронеплита танка Т-34, выпущенного в 1941 году. Найдена на месте гибели машины под Москвой (танк погиб в середине октября 1941 года) - Фотоэкскурсии: Музейный комплекс «История танка Т-34» Верхняя кормовая бронеплита танка Т-34, выпущенного в 1941 году. Найдена на месте гибели машины под Москвой (танк погиб в середине октября 1941 года) ​Разбитый двигатель танка Т-34 - Фотоэкскурсии: Музейный комплекс «История танка Т-34» Разбитый двигатель танка Т-34 ​Экспозиция, расположенная внутри здания музея, рассказывает о создании Т-34, конструкторах и истории производства машины. На фото – «родословная» танка Т-34 - Фотоэкскурсии: Музейный комплекс «История танка Т-34» Экспозиция, расположенная внутри здания музея, рассказывает о создании Т-34, конструкторах и истории производства машины. На фото – «родословная» танка Т-34 ​Подробный макет одного из первых Т-34 с пушкой Л-11 - Фотоэкскурсии: Музейный комплекс «История танка Т-34» Подробный макет одного из первых Т-34 с пушкой Л-11 ​Крышка люка механика-водителя танка Т-34, выпущенного в 1941 году. Найдена на местах боёв на Можайской линии обороны - Фотоэкскурсии: Музейный комплекс «История танка Т-34» Крышка люка механика-водителя танка Т-34, выпущенного в 1941 году. Найдена на местах боёв на Можайской линии обороны ​Фрагменты башни Т-34 (первая производственная серия). На схеме показано место их расположения в башне. Найдены на местах боёв 12-й танковой дивизии под Дубно. Машина погибла в июне 1941 года - Фотоэкскурсии: Музейный комплекс «История танка Т-34» Фрагменты башни Т-34 (первая производственная серия). На схеме показано место их расположения в башне. Найдены на местах боёв 12-й танковой дивизии под Дубно. Машина погибла в июне 1941 года ​Башенный люк танка Т-34 одной из ранних серий, найден на местах боёв. Посетители могут увидеть устройство люка и ощутить его вес - Фотоэкскурсии: Музейный комплекс «История танка Т-34» Башенный люк танка Т-34 одной из ранних серий, найден на местах боёв. Посетители могут увидеть устройство люка и ощутить его вес ​«Сердце» Т-34 – дизельный мотор В-2 - Фотоэкскурсии: Музейный комплекс «История танка Т-34» «Сердце» Т-34 – дизельный мотор В-2 ​Опорный каток с внутренней амортизацией - Фотоэкскурсии: Музейный комплекс «История танка Т-34» Опорный каток с внутренней амортизацией ​Разрез лобовой брони танка Т-34 выпуска 1943–1944 годов - Фотоэкскурсии: Музейный комплекс «История танка Т-34» Разрез лобовой брони танка Т-34 выпуска 1943–1944 годов ​Униформа и личные вещи танкистов разных лет - Фотоэкскурсии: Музейный комплекс «История танка Т-34» Униформа и личные вещи танкистов разных лет ​Диорама «Наступление на Лобню. 6 декабря 1941 года» - Фотоэкскурсии: Музейный комплекс «История танка Т-34» Диорама «Наступление на Лобню. 6 декабря 1941 года» ​Фрагменты советских и немецких танков, предметы экипировки и вооружения пехоты - Фотоэкскурсии: Музейный комплекс «История танка Т-34» Фрагменты советских и немецких танков, предметы экипировки и вооружения пехоты ​45-мм пушка 20К лёгкого танка БТ-7 - Фотоэкскурсии: Музейный комплекс «История танка Т-34» 45-мм пушка 20К лёгкого танка БТ-7 ​Памятный знак, посвящённый всем причастным к созданию, боевой службе и ремонту танков Т-34 – конструкторам, технологам, рабочим, танкистам, пехотинцам, ремонтникам и медсёстрам - Фотоэкскурсии: Музейный комплекс «История танка Т-34» Памятный знак, посвящённый всем причастным к созданию, боевой службе и ремонту танков Т-34 – конструкторам, технологам, рабочим, танкистам, пехотинцам, ремонтникам и медсёстрам

warspot.ru

Серийное производство танков Т-34

Помесячный выпуск танков Т-34-76 в 1941 — 1944 (по данным военной приемки на заводах).

Месяц выпуска Завод (и в каком городе расположен) Всего
№ 183 № 183 СТЗ № 112 ЧКЗ № 174 УЗТМ
Харьков Нижний Тагил Сталинград Горький Челябинск Омск Свердловск
1941 год
Январь 166 2 168
Февраль 85 28 113
Март 134 45 179
Апрель 160 63 223
Май 121 70 191
Июнь 170 86 256
Июль 209 93 302
Август 266 155 421
Сентябрь 228 165 5 398
Октябрь 41 124 20 185
Ноябрь 200 53 253
Декабрь 25 219 83 327
Итого за год 1580 25 1250 161 3016
1942 год
Январь 75 244 145 464
Февраль 140 250 131 521
Март 225 290 200 715
Апрель 380 300 64 744
Май 500 325 173 998
Июнь 500 300 164 9 973
Июль 564 421 250 28 1263
Август 600 250 300 30 55 1235
Сентябрь 610 14 350 220 55 15 1264
Октябрь 707 336 300 105 51 1499
Ноябрь 625 280 230 55 101 1291
Декабрь 758 325 275 110 100 1568
Итого за год 5684 2394 2718 1055 417 267 12535
1943 год
Январь 450 250 220 60 50 1030
Февраль 500 250 220 50 40 1060
Март 650 276 276 132 77 1411
Апрель 680 120 300 140 75 1315
Май 615 275 275 61 20 1246
Июнь 540 145 235 75 90 1085
Июль 675 225 315 100 78 1393
Август 667 235 332 132 9 1375
Сентябрь 667 255 340 141 1403
Октябрь 673 268 366 151 1458
Ноябрь 672 276 354 150 1452
Декабрь 677 276 360 155 1468
Итого за год 7466 2851 3593 1347 439 15696
1944 год
Январь 645 240 185 150 1220
Февраль 680 165 185 150 1180
Март 513 135 75 166 889
Апрель 176 176
Май 186 186
Июнь 177 177
Июль 102 102
Август 154 154
Сентябрь 2 2
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Итого за год 1838 540 455 1263 4086

 

Помесячный выпуск танков Т-34-85 в 1944 — 1945 (по данным военной приемки на заводах)

Месяц выпуска Завод (и в каком городе расположен) Всего
№ 183 № 112 № 174
Нижний Тагил Горький Омск
1944 год
Январь 25 25
Февраль 75 75
Март 150 178 328
Апрель 696 296 992
Май 701 300 1001
Июнь 706 315 13 1034
Июль 711 315 93 1119
Август 714 315 146 1175
Сентябрь 723 315 198 1236
Октябрь 724 315 200 1239
Ноябрь 727 315 200 1242
Декабрь 731 315 150 1196
Итого за год 6583 3079 1000 10662
1945 год
Январь 750 300 140 1190
Февраль 750 300 150 1200
Март 740 315 200 1255
Апрель 730 315 175 1220
Май 715 315 200 1230
Июнь        
Июль        
Август        
Сентябрь        
Октябрь        
Ноябрь        
Декабрь        
Итого за год 7356 3255 1940 12551

 

 

tankfront.ru

T-34-1: обзор, характеристики, сравнение параметров

В 1954 году китайским руководством рассматривались планы производства в Китае танка Т-34-85. Одновременно китайские инженеры разработали альтернативный проект модернизированной машины Т-34-1. В результате перекомпоновки моторно-трансмиссионной группы и подвески предполагалось уменьшить массу танка и высоту корпуса. В 1954 году было разработано несколько эскизных проектов новой машины с различными башнями и вооружением, однако опытный образец так и не был выпущен.

Нация Китай Китай

Уровень Уровень VII

Тип Средний танк Средний танк

Стоимость Кредиты 1 400 000 Опыт 49 000

worldoftanks.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *