РазноеСхема десульфатора – причины сульфатации пластин, способы восстановления автомобильной аккумуляторной батареи

Схема десульфатора – причины сульфатации пластин, способы восстановления автомобильной аккумуляторной батареи

Содержание

О десульфатации автомобильных аккумуляторов

Навеяно темой «Десульфатор — устройство для «лечения» аккумуляторов» и недавними событиями в своей жизни. Начну издалека.
…Когда-то, давным-давно, подходит ко мне старый приятель, стройный и кучерявый владелец и одновременно работник маленькой, на два работника, СТО, и просит слепить десульфатор (далее ДС) по принесенной им схеме. Я посмотрел на схемку, скривился и отказался. Он не стал уговаривать, а пнул ногой по принесенной им сумке, там звякнуло и я взялся за паяльник.

…На днях подъезжает на белом джипе тот самый приятель, толстый и лысый владелец СТО, АЗС и гостиницы для дальнобоев, и просит слепить еще очередной ДС, по старому фура проехала. Я начал отбиваться, он не стал уговаривать, только пошуршал зелеными бумажками, и я взялся за паяльник.

Мораль – профессиональному автомобилисту с огромным опытом и стажем работы эта штука нужна, значит, работает, и, скорее всего, неплохо.

Итак, как это работает (сборка цитат).

Принцип работы ДС


ДС питается от батареи, которую восстанавливает. По этой же цепи питания он генерирует обратные короткие мощные импульсы. В пике эти импульсы достигают 30 В при силе тока 15-25 А, это на клеммах самой батареи, и разрушают оксидные пленки. Конечно, у этого метода восстановления есть и минусы: не все АКБ поддаются восстановлению, а только порядка 85%. Ещё одним минусов является очень длительный процесс протекания восстановления, которой может длиться от суток до месяца.

Процесс восстановления аккумуляторной батареи


Перед восстановлением желательно полностью зарядить батарею. Если же собираетесь восстанавливать АКБ, стоящую на машине, то обязательно скиньте одну клемму питания автомобиля, чтобы не повредить электронику своего авто.

Далее подключаем ДС и ждем. Время ожидания всегда индивидуально. Требуется только периодический контроль батареи – замер напряжения, чтобы не допустить полного разряда. Замер напряжения необходимо производить при отключенном ДС, это обязательно.
Хотя устройство автономно, не рекомендуется его оставлять без присмотра.

О схеме устройства.
Оригинал схемы с сайта «Радиокот», приведен и далее доработан Бородачем (borodach) и немного мной.

Там генератор собран на 555 таймере, его под рукой не оказалось, поэтому, как у Пугачевой: «Я его слепила из того, что было…», на 561ЛА7 по схеме с возможностью ШИМ регулирования.

О десульфатации автомобильных аккумуляторов
О десульфатации автомобильных аккумуляторов
Процесс отработки схемы на макете.
Результат.
О десульфатации автомобильных аккумуляторов

ШИМа работает. Для чего такой огород? Схема, которую мы рассмотрим позже, работает сл. образом – во время открытия ключа на полевом транзисторе (далее ПТ) через индуктивности протекает ток и в них накапливается энергия, которая в момент закрывания ПТ (резкого!) выделяется в виде высоковольтного (относительно) выброса, приложенного к АКБ. Регулировка скважности позволяет оптимизировать эти вещи. Как – не знаю. Аккумуляторщик, который этим занимается, что то бурчит про импульсный вольтметр и токовые клещи, но, по моему, он этим занимается с помощью великого мастера ТЫКа.
А вот и вся схема
О десульфатации автомобильных аккумуляторов

Генератор на К561ЛА7 с ШИМ регулированием, драйвер на КТ630, ключ на полевике, все понятно.

Инструменты и материалы.


О десульфатации автомобильных аккумуляторов
Обычный слесарно-монтажный инструмент.
О деталях все ясно по схеме, моточные примерно подобраны из обломков импульсных блоков питания с помощью измерителя индуктивности.
Конструктивное оформление начинается с выбора корпуса.
О десульфатации автомобильных аккумуляторов

Для единичного изделия разрабатывать и изготавливать печатную плату (ПП) нет смысла, это рабочая лошадка, а не выставочный экземпляр, собираем на макетке.

О десульфатации автомобильных аккумуляторов
ПП на стадии сборки. Дальнейшие фото частично пропущены из-за малой информативности.
Пробуем ставить в корпус.
О десульфатации автомобильных аккумуляторов

Заготовка задней платы еще не обрезана.

И наконец — собрано, проверяем.

О десульфатации автомобильных аккумуляторов
Испытали устройство на аккумуляторе от моего(!) шуруповерта, отчего тот к утру необратимо сдох. Ес-но, моя антипатия к этому устройству только усилилась.

Судьба изделия. Корпус хозяин замотал скотчем, посетовал, что выходные провода тоненькие, надо было в мизинец толщиной, прицепил тяжеленные латунные клеммы. Через пару дней после того, как он забрал ДС, звоню узнать подробности. Ответ – все хорошо, все работает, не мешай.

И маленькое дополнение.
Когда то, когда зарядные устройства делали на галетниках и транзисторах, была незаслуженно забытая схема с функциями зарядки и десульфатации.

О десульфатации автомобильных аккумуляторов

Здесь выпрямитель собран по схеме двухполярного, но за общий принят минусовой провод. Получился двухуровневый выпрямитель, от меньшего напряжения (можно без сглаживания) запитано обычное зарядное, в т.ч. возможно тиристорное, от большего — ДС. Мощность импульсов ДС определяется вторым конденсатором (ну и, ес-но, напряжением на нем). Генератор – обычный мультивибратор с усиленным выходом, диф. цепочка С2, R2 формирует короткие импульсы, которые через ключ П210Ш подаются на АКБ.

Ну вот и все, комментируйте.

О десульфатации автомобильных аккумуляторов Доставка новых самоделок на почту

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Десульфатор для аккумулятора своими руками

Десульфатация аккумулятора или как самому восстановить емкость и еще кататься какое-то время.

Оказывается можно сделать все своими руками и обычным зарядником.

в сов. время мы чистили АКБ физически… Делали выбраковку, приваривали на место новые пластины, ставилось обратно в банки и замазывали герметиком. АКБ ходили более 10 лет и более… и то, как правило бились банки.

А есть разница как разряжать аккумулятор, обратным Током зарядника, или нагрузкой лампочкой? В одном случае разряд идёт принудительно, а при нагрузке разряд естественный. При естественной нагрузке по моему десулфатации не происходит. Аккумулятор же при работе всегда разряжается естественно и при этом происходит сульфатация пластин.

Видео познавательное и полезное. Но способы правильно обозвать — 1. Механический 2. Химический 3. Электрический)

16:00 везде пишут, что нельзя разряжать кислотники ниже 10.5 В

ладно у друзей взял норм зарядник с десульфатацией спасибо, мужиу!

А если кипит и при 500мА?

Какой идеален режим десульфации зарядка-розрядка? скока А зарядка и время, когда 55W лампа на розрядке и время? АКБ должен бить заряжен перед такой процедурой? Спасибо)))

Этот метод подходит для кальциевых аккумуляторов? Ведь в вашем видео про зарядку кальциевых аккумуляторов говорится что их нужно заряжать 16.1V? У меня Вымпел 55 я теперь запутался какие алгоритмы, токи , вольты ставить при дисульфатации а какие при зарядке? Напишите пожалуйста!

это дисульфотация тоже самое что КТЦ — контрольно тренировочный цикл. я обычно делаю физический разбираю полностью отделяю + и — мою дис.водой сепараторы тоже мою, очещаю на дне банки активную массу т.е. грязь. и собираю обрано спаеваю между собой и заливаю электролит 1.27 и на зарядку.

можно ли использовать эту технологию для кальциевых аккумуляторов? я имею ввиду разряд до 9в и зарядка 14в

Здравствуйте. Есть агм 13г. 68ач. Был в глубоком разряде. Заряжается только до 12в, далее только греется. Ток по анализатору 650а. Все банки по 2вольта.

Восстанови две АКБ правда быстрее за двое суток плотность поднялась с 1,13 до нормы 1,27

Присоединяюсь к ПРОСЬБЕ Ваших подписчиков. Пожалуйста снимите видео о десульфатации с помощью зарядного устройства Вымпел — 55.

кстати физическим способом пользовались при ссср жизнь застовляла сам видал

Здравствуйте.Как писал раньше свой АКБ восстановил этим методом.Сейчас воюю с АКБ друга. Возник такой вопрос.При разряде лампой как правильно мерить просадку напряжения? При подключений лампе разряжаю до 9в, снимаю лампу АКБ почти сразу показывает 11в. Правильно как мерить при подключенной лампе или без лампы?

почему тогда пишут, что падение до 11,5 В это своеобразная «клиническая смерть» кальциевой батареи, из которой без потерь емкости выйти нельзя, а здесь советуют разрядить до 9 В?

Не много не согласен, у меня аккумулятор живет уже 9 лет) и заводит в сильные морозы, я не раз проводил данную процедуру, причем просто, в качестве профилактики. Но я доливаю электролит! да да да… ты что кислота разъесть пластины» да не разъесть! при плотности в 1,27 г/см³ это где то 32,5% серной кислоты, если брать за 100% 1,8356 г/см. а у меня в аккуме при полной зарядки 1,35г на см в кубе, это 42 процента. » какой ужас? не правда ли ?» зато заводит в любой мороз) и пока, ничего не разъело.

здравствуйте. у меня акк 60А, в заряженном состоянии показывает 13,4 в, плотность 1,25 . Пару дней не ездил на машине ( было примерно -15,-18 градусов) и машину уже не смог завести, занес акк домой, когда акк до комнатной температуры нагрелся, проверил напряжение, было 12,5 в. Что мне делать, зарядить и поднять плотность концетратом электролита или десульфатацию попробовать сделать? Спасибо.

а если объеденить физический и химический ? т е вскрыть крышку ака и промыть Етим самым трилоном бето тогда вероятность попадания осадка меж пластин значительно уменьшиться

Пожалуйста снимите видео о десульфатации с помощью зарядного устройства Вымпел — 55. Очень мало информации на эту тему.

все хорошо, но! одновременно выставить ток и напряжение у тебя не выйдет ни как) либо регулировать ток, либо напряжение. т.к величины эти взаимосвязаны. выставив в начале ток в 1А или меньше, хрена там будет 14 вольт и т.д. так что манипуляции я так полагаю только с током

Забрал в избранное

Заряд малым током использую больше 40 лет! Действительно помогает всегда, в большей или меньшей степени!

Умница ! Всё объяснил доходчиво ! Помоему не поймёт только дурак…и то врятли!

спасибо авторутакую методику не пробовалбуду пробовать

Нужные ролики. Спасибо. А те, в комментах, кто предлогает вручную копать поля, не понимают как люди живут за МКАДом…

В мою бытность когда я только начинал работать водителем это в 80м году ,аккумуляторы были в большом дефицыте. И в автобазах на складах были отдельно пластины. И аккумуляторщики брали убитые аккумуляторы и делали из них новые перепаивали пластины ,в итоге от старого акб оставалась только одна коробка, остальное все новое. И ходилиэти самоделки по 2-3 и более лет.

Спасибо за интересный метод. Этим методом восстановил свой немного подбитый аккумулятор.Сначала зарядил как обычно, получилось при 12,7-12,8в плотность 1,10.Разрядил до 10в и начал играться данным методом. Ни чего не доливал, уровень был в норме. Благо время позволяло. Игрался потому что я аж 3 недели в декабре,но всё получилось. Правде последний день с плотности 1,25-1,26 добивал Кедром с лампочкой в режиме цикл.Сейчас играюсь с аккумулятором товарища,уже с доливом воды. Пока вроде палёт нормальный, правда только первая неделя идёт!

время -деньги и проще заработать и купить новый чем тратить столько времени на восстановление старого…

Здравствуйте! Очень интересен вопрос по десульфатации АКБ на который нигде не могу найти ответ: Улучшится ли десульфатация по следующей схеме — вначале десульфатируем на старом электролите, затем сливаем и заменяем на дисцилированную воду и снова проводим десульфатацию (Суть в том, что не снявшийся осевший сульфид на пластинах в дисцилированную воду должен переходить лучше, чем в насыщенную им кислоту . ) Дальше сливаем из банок жидкость и заливаем нормальный электролит.Я знаю, что не желательно переворачивать АКБ. Речь идёт о глубоко засульфатированных АКБ с чистым электролитом. (Заметил, что в своём большинстве сильно засульфатированные АКБ это как раз дорогие необслуживаемые АКБ, потерявшие ёмкость. У них и электролит чистый и осадка нет).Подытожу весь вопрос: десульфатация будет лучше протекать в кислоте или дисцилированной воде?

Отличное видео. Спасибо.

Если я не ошибаюсь то десульфатация проводится на уже заряженной батарее и ток заряда и разряда должны быть одинаковый, чтобы аккумулятор не заряжался и не разражался, а стоял на месте и десульфатация проходила, иначе он пойдёт или в разряд если разрядный ток больше будет , или в перезаряд так как зарядный ток превышает разрядный.

агм аккумулятор ексайд ек 600 .купил новый ,заряд был 12,2 вольта после установки на авто поднялся до 12,4 вольта, больше не подымает. нужно ли его заряжать зарядным для поднятия вольтажа. И можно ли ему сделать цыкл заряд разряд для профилактики?

Уважаемый Avto-Blogger.ru. Решил скорректировать плотность электролита с 1.26 до 1.27 добавив в каждую банку по 30 мл корректирующего электролита плотностью 1.34 г/куб см замещая старый электролит.Двигатель заводиться при — 23*С , будет ли заводиться при -27….-30*С не знаю. Уменьшил ли я этим действием срок службы своей АКБ?

а если з.у.без регулировки напряжения,с одним амперметром,то годится ли такое?

Подняли тему, которую уже давно забыли. Оригинально. У меня стоит зарядка с функцией снятия сульфатации, которой лет 40, не меньше! А работает она по принципу, высокий, но короткий импульс по времени, а далее низкий, но более продолжительный разрядный импульс. Пропорции уже не помню. И всё это привязано к частоте сети 50гц. Схема довольно простая и не дорогая. Сделано в СССР. А вот схему я потерял за эти годы.

А про переполюсовку покажеш ?!

не лучше ли за это время заработать денег и купить новый акум?

1 способ во времена дифицита когда даже иномарок не было приминялся даже сами пластины частично менялись и перепаивались это метод действительно дикий но он существовал …

—утвержадеш (говариш) что кристалы сульфата растапливаются при заряде..—также есть мнение что кристалы нарастают при постоянном перезаряде..проесни эту разнецу поделись мыслями если не сложно..)))

примерно также только что ожила мерсовская agm батарейка, симптомы точь в точь как у вас. 2 недели мурыжил…

Десульфатация аккумулятора

Срок эксплуатации аккумуляторной батареи напрямую зависит от величины отложений сернокислого свинца на поверхности пластин. Сульфатация является неизбежным процессом во время работы АКБ, но с этим явлением можно не только бороться, но и значительно уменьшить толщину этого диэлектрика.

Что такое десульфатация АКБ и для чего её делают

Десульфатацией принято называть работу, направленную на очищение пластин аккумулятора от сульфата свинца. После очищения пластин будет значительно увеличена емкости батареи.

Восстановление проводимости пластин позволит добиться уверенного запуска автомобиля при любой температуре окружающего воздуха, а срок эксплуатации батареи значительно увеличится. Выполнить разрушение плёнки из сернокислого свинца можно самостоятельно в домашних условиях.

Методы десульфатация аккумулятора

Существует большое количество различных методик восстановления емкости аккумулятора, но наиболее часто для этой цели применяется электрический ток или химические реагенты. Простым вариантом очищения пластин от сернокислой плёнки является использования зарядного электрического тока. Для проведения работы потребуется приобрести или изготовить самостоятельно устройство, позволяющее регулировать напряжение и силу тока.

Для химического метода не нужно использовать какие-либо устройства или механизмы, но для выполнения очистки этим способом необходимо будет выполнить большее количество операций.

С помощью зарядного устройства

С помощью зарядного устройства очистить пластины от сернокислого свинца можно двумя способами:

  1. К аккумулятору подключается зарядное устройство. Ток заряда должен составлять 0,04% от номинальной ёмкости АКБ. Напряжение выставляется до отметки 14 В при зарядке обычной АКБ и до 16В — при восстановлении кальциевой батареи. Продолжительность процедуры должна составить около 8 часов, после чего необходимо сделать паузу 12 – 14 часов. После перерыва следует снова повторить цикл зарядки с теми же показателями силы тока и напряжения. Таким образом, для эффективной очистки свинцовых пластин потребуется провести 4 – 5 полных цикла.
  2. Второй вариант восстановления ёмкости можно осуществить только на обслуживаемом аккумуляторе. Для проведения процесса очистки пластин от сернокислого свинца необходимо:
    • Зарядить АКБ током равным 10% от её ёмкости.
    • Слить электролит.
    • Залить дистиллированную воду.
    • Заряжать батарею в течение 10 дней. Во время зарядки следует экспериментально установить напряжение, при котором процесс газообразования практически не образуется.
    • По истечении 10 – дневного срока электролит сливается и в аккумулятор снова наполняется чистой дистиллированной водой.
    • АКБ снова заряжается в течение 10 дней.
    • По окончании цикла вода сливается, и батарея наполняется новым электролитом.

После заливки электролита, аккумулятор снова заряжается током в 10% от ёмкости и напряжением 14 В. Такой режим восстановления батареи будет особенно эффективен, если циклы зарядки АКБ с чистой водой будут повторятся до тех пор, пока по истечение 10 – дневного срока её плотность не будет увеличиваться.

Десульфатация батареи своими руками

Не менее эффективным способом очистки от сернокислого свинца является промывка банок химически активными веществами. Как известно, кислотные соединения вступают в реакцию с щёлочью, поэтому для проведения десульфатации своими руками с использованием химии потребуется приобрести подходящий реагент. С задачей расщепления сернокислого налёта поможет справиться пищевая сода. Для проведения процедуры необходимо:

  1. Слить электролит с АКБ.
  2. Растворить щёлочь в дистиллированной воде в соотношении 1 к 3.
  3. Нагреть смесь до кипения.
  4. Залить горячий щелочной раствор в банки аккумулятора на 30 – 40 минут.
  5. Слить щелочной раствор.
  6. Промыть аккумулятор не менее 3 раз чистой горячей водой.
  7. Залить электролит в банки.

Если процедура химической десульфатации пластин выполнялась аккуратно, то ёмкость АКБ существенно увеличится. Ее можно будет использовать продолжительное время, пока на пластинах снова не образуется налет.

Какое выбрать устройство с десульфатацией

Несмотря на то, что процесс десульфатации можно осуществить с помощью простого зарядника, большей эффективности, при меньших временных затратах, можно достичь, если использовать специальные ЗУ. Наиболее качественными зарядными устройствами, оснащёнными функцией десульфатации являются:

  1. «Вымпел 55» — относительно недорогое ЗУ оснащённое, которое имеет встроенные программы зарядки различных АКБ, а также функцией десульфатации аккумуляторных пластин.
  2. «Полюс-912Т» — устройство также оснащено циклической программой, которая позволит легко восстанавливать старые, покрытые оксидной плёнкой, аккумуляторы. Устройство идеально подходит для десульфатации необслуживаемых батарей, ведь весь процесс восстановления пластин осуществляется в автоматическом режиме.
  3. «OptiMate PRO 8» — профессиональная зарядная станция с функцией восстановления аккумуляторов. Позволяет одновременно заряжать до 8 аккумуляторных батарей напряжением 6 или 12 вольт. Устройство может быть эффективно использовано для зарядки не только автомобильных АКБ, но и для восстановления заряда стационарных устройств большой мощности работающих в системах бесперебойного питания.

Кроме использования заводских моделей зарядных устройств, оснащённых функцией десульфатации, можно изготовить самодельное ЗУ из трансформатора, реле сигналов поворота и мощной 12 – вольтовой лампочки. Такая моргалка для десульфатации будет не менее эффективной, а стоимость изготовления – минимальной.

Как снизить сульфатацию?

Как известно, болезнь проще предотвратить, чем впоследствии заниматься её лечением. Процесс покрытия пластин сернокислым свинцом является естественным, но при определённых условиях интенсивность сульфатации может возрастать многократно. Чтобы подобных ситуаций во время эксплуатации АКБ не возникало, необходимо:

  1. Осуществлять хранение батареи только в заряженном состоянии.
  2. В летнее время, на обслуживаемых аккумуляторах, следует проводить периодическую проверку уровня электролита.
  3. Не допускать глубоких разрядов во время эксплуатации.

Выполнение этих несложных правил позволит прослужить свинцовой батареи не менее 5 лет, при этом её основные показатели эффективности работы будут уменьшаться постепенно.

Проводим десульфатацию аккумулятора

Автопром не стоит на месте, и сегодня автомобиль требует минимального технического обслуживания. Если раньше за работой автоаккумулятора приходилось пристально следить, то сейчас многие автовладельцы вспоминают о нем только в случае каких-либо неполадок или во время планового прохождения техосмотра. Однако такие приемы, как, например, десульфатация аккумулятора своими руками, могут существенно продлить срок его службы. При должном уходе он прослужит значительно дольше, а значит, ваше авто вас не подведет.

Почему происходит сульфатация аккумулятора?

Если аккумуляторная батарея часто используется во время неполной зарядки, то постепенно она теряет емкость из-за такого явления, как сульфатация пластин, но что это такое и что значит для аккумулятора, знают не все. Рассмотрим химические реакции, протекающие в процессе сульфатации.

При эксплуатации на пластины аккумуляторов оседает сульфат свинца. Постепенная потеря заряда характеризуется такой химической реакцией: Pb + 2h3SO4 + PbO2 → 2PbSO4 + 2h3O. Это означает, что свинцовые пластины с оксидом свинца на поверхности вступают в контакт друг с другом, и в этой реакции участвует также серная кислота. В итоге образуется сульфат свинца, а также вода.

Во время подключения к «Вымпел 55» или другому зарядному устройству батареи реакция происходит с точностью до наоборот, и сульфат свинца исчезает, а плотность электролита повышается. Но не всегда до конца, он может так и остаться на пластинах, особенно если аккумулятор далеко не новый. Таким образом, полезная поверхность аккумулятора загрязняется и уменьшается. Сульфат свинца имеет плохую электропроводимость, и емкость сульфатированной АКБ уменьшается.

Из-за чего сульфатация может происходить быстрее и чаще:

  • автомобиль долго простаивает без использования ;
  • аккумулятор редко заряжают от сети , таким образом уменьшая количество обратных реакций;
  • АКБ долго хранится в состоянии полной разрядки ;
  • разрядка «в ноль» — современные кальциевые аккумуляторы таковы, что их электроды в этом случае покрываются сульфатом кальция и перестают заряжаться до конца;
  • наоборот, перезаряд аккумулятора — длительное поддержание аккумулятора подключенным к сети;
  • работа в «городском режиме» — частые запуски и короткие периоды в движении;
  • работа в «экстремальных» условиях — слишком низкой или слишком высокой (от +40 о С) температуре воздуха.

Как определить, что пластины сульфатированы? В первую очередь это замечают, когда аккумулятор начинает терять емкость. Начав исследовать причины этого, можно обнаружить на пластинах АКБ специфический белый налет, по виду напоминающий снег. Другие признаки — нагрев пластин, кипение аккумулятора при зарядке раньше времени, слишком высокий потенциал на электродах. Все это означает, что наступило время для десульфатации — если, конечно, вы хотите избежать полной замены аккумулятора авто.

Производим десульфатацию без автосервиса

Человеку, плохо знакомому с химией, может прийти в голову идея долить серной кислоты в надежде «оживить» батарею. Но такие вещи нельзя делать ни в коем случае, так как при этом станет только хуже — потерявшие активность сульфатированные пластины уже не сработают так, как раньше, и в результате АКБ придется выбрасывать — на этот раз без возможности ее оживить.

Правильно и быстро произвести десульфатацию поможет аммиачный раствор Трилона Б. Другое его название — этилендиаминтетрауксуснокислый натрий. Как правило, Трилона Б содержится в этой смеси 2%, аммиака — 5%. Использование этого реактива идеально для правильного устранения сульфата свинца, но есть проблема — раздобыть раствор очень сложно, разве только обратившись в лабораторию. Тем не менее, опишем здесь этот способ.

Для начала нужно полностью зарядить аккумулятор и убрать (слить) из него электролит. После этого пару-тройку раз промойте АКБ дистиллированной водой. Затем залейте ее упомянутым аммиачным раствором и оставьте все в таком состоянии на час. Будьте готовы к тому, что начнут выделяться газы и брызги. Вы увидите, когда реакция с газовыделением прекратится, и тогда можно будет сливать раствор. Перед заливкой электролита обратно еще два раза произведите промывку устройства дистиллированной водой.

Десульфатация автомобильного аккумулятора электрическим током

Устранить сульфат свинца можно также при помощи электричества. Народные умельцы-автолюбители собирают собственные устройства для таких целей. В интернете легко находится схема и видео, как сделать их из ЗУ, используя трансформатор и выпрямитель. Основой является импульсный ток, который приводит в действие электроны, удаляющие с поверхности пластин все «ненужное». Но для правильной сборки таких инструментов нужно быть хоть чуть-чуть электриком и разбираться в этой сфере. В противном случае, не зная всех тонкостей, можно даже случайно уменьшить емкость АКБ. Поэтому данные способы мы здесь описывать не будем.

Использовать электроток для избавления аккумуляторов от сульфата свинца можно и без собирания сложных устройств. Не нужно особых навыков — только время, работающую домашнюю розетку и ареометр, чтобы он снимал показания плотности.

Повторите операцию от трех до пяти раз, в зависимости от наличия времени и степени сульфатации. Затем осмотрите пластины и измерьте плотность электролита. Белый налет должен уменьшиться, а плотность — увеличиться.

Если у вас есть возможность оставить авто без аккумулятора на длительное время, можно использовать еще один способ борьбы с сульфатом свинца, для которого потребуется «Вымпел 55» или другой зарядник.

Сначала просто зарядите аккумулятор полностью, как вы обычно это делаете. Затем слейте электролит и залейте дистиллированную воду. В таком виде подключите его к «Вымпел 55» на напряжении 14 В. Должно быть выделение газов, но слабое. Если же оно сильное, то надо понемногу снижать напряжение до достижения нужного эффекта.

После того, как вы с помощью вышеописанных способов уберете сульфат свинца с АКБ, то есть будет произведена десульфатация, то наверняка задумаетесь, что проще было бы свести к минимуму сульфатацию в будущем.

Как ее предотвратить:

  • регулярно проверяйте плотность электролита ареометром, а также его количество в банках ;
  • не оставляйте автомобиль в мороз на улице или неотапливаемой парковке ;
  • ток при зарядке должен быть не выше 1/10 от емкости аккумулятора, этот параметр легко выставить на ЗУ «Вымпел 55», как и на любом другом .

Соблюдая правила эксплуатации, вовремя занимаясь обслуживанием аккумулятора можно существенно продлить его срок службы.

Десульфатор для кислотных аккумуляторов

В статье описывается устройство для десульфатации аккумуляторов с напряжением 3…12 В и емкостью 0,5…55 А·ч.

Как бы хозяин аккумулятора не заботился о нем, он все равно служит не так долго, как бы хотелось. Причина — суль­фитация его пластин. Поскольку сульфат свинца плохой про­водник тока, внутреннее сопротивление аккумулятора увеличивается, а отдаваемый ими ток уменьшается. Однако есть метод, который позволяет про­вести десульфатацию пластин электрическим методом. Если приложить короткие импульсы напряжения с высокой амплиту­дой к аккумулятору, то возбуж­денные у поверхности пластин ионы разрушают осадок сульфа­та свинца.

Принципиальная электриче­ская схема десульфататора показана на рис.1. Генератор импульсов выполнен на интег­ральном таймере NE555 [1]. Он вырабатывает короткие импуль­сы с частотой нескольких килогерц. Частота колебаний ре­гулируется резистором R2, а длительность импульса — рези­стором R3. На микросхеме DA2 выполнен инвертирующий триггер Шмитта, который управляет работой полевого тран­зистора VT1. Используется полевой транзистор IRL2505 ти­па, который имеет пороговое напряжение 1,5 В и управ­ляется логическими уровнями.

Использование интегрального таймера DA2 в качестве инвертирующего триггера Шмитта позволяет улучшить рабо­ту устройства. Затвор транзистора VT1 подключен к выведу 7 DA2, что позволяет шунтировать затвор напрямую к обще­му проводу при низком выходном уровне (уровень лог. «0»), что улучшает стабильность работы устройства. Да и сам триг­гер DA2 имеет гистерезис входных напряжений в 1/3 и 2/3 от величины напряжения питания.

Когда транзистор VT1 на короткое время открывается, на­чинает протекать ток через индуктивность L1. В магнитном поле этой индуктивности запасается энергия, которая после окончания действия импульса создает высоковольтный им­пульс напряжения (его величина определяется скоростью из­менения тока в индуктивности). «Плюс» этого импульса по­дается на «плюс» аккумулятора, а «минус» через конденса­торы С3, С4 подается на общий провод устройства («минус» аккумулятора). Если конденсаторы качественные и имеют низ­кое эквивалентное последовательное сопротивление, а про­вода от устройства до аккумулятора короткие, то пиковый ток в импульсе может достигать около 10 А. При этом потребля­емый от аккумулятора ток составляет порядка 50 мА.

Конструкция и детали

Диод VD2 должен быть быстродействующим. Дроссели L1, L2 выполнены на основе дросселя типа ДРТ1 от цветных те­левизоров 3-5 УСЦТ.

В качестве L2 используется дроссель ДРТ1 без измене­ний. Дроссель L1 надо перемотать. Для этого с дросселя ДРТ1 разматывают провод, а затем сложенный втрое этот же провод наматывают на исходный сердечник. Если необходи­мо десульфетировать аккумуляторы емкостью более 55 А·ч, то необходимо намотать дроссели более толстым прово­дом. От омического сопротивления индуктивности L1 за­висит энергия импульсов, осуществляющих десульфатацию аккумулятора.

Диод VD1 защищает транзистор VT1 от высоковольтных импульсов и ограничивает их на уровне 30 В. Вместо него можно использовать стабилитрон типа Д816В, Г-Д817А.

Транзистор VT1 устанавливают на радиатор с площадью не менее 100 см 2 .

Печатная схема устройства имеет размеры 100×54 мм.

Работа с устройством

Для подключения к аккумулятору следует использовать ко­роткие провода сечением 2,5…4 мм 2 . Если аккумулятор силь­но разряжен, то десульфататор и зарядное устройство подклю­чают параллельно аккумулятору, при этом зарядное устройст­во подключают через развязывающий резистор (лампу нака­ливания на соответствующее напряжение, скажем, на 24 В).

Десульфататор подсоединяют к аккумулятору и на нём, с помощью осциллографа, наблюдают картину: на постоянном уровне напряжения, равном напряжению аккумулятора, дей­ствуют острые пики напряжения с десульфататора. У хоро­шего аккумулятора амплитуда этих пиков составляет милли­вольты, у аккумулятора с сильной сульфатацией — до 30 В.

С помощью резисторов R2, R3 настраивают период сле­дования импульсов и максимальное значение их амплитуды. Частоту генератора на ИМС DA1 необходимо выбрать таким образом, чтобы процесс рекомбинации возбужденных ионов успевал закончиться до начала действия следующего импуль­са возбуждения. Т.е. на осциллограмме экспонента разряд­ного напряжения должна достичь напряжения аккумулятора раньше начала следующего импульса.

Как только при работе с устройством амплитуда этих импульсов достигнет милливольт — аккумулятор десульфатирован. Если у вас нет осциллографа, то можно использовать вольтметр переменного тока. Емкость аккумулятора влияет на продолжительность десульфатации.

Десульфататор можно использовать и для низковольтных аккумуляторов, например, от фонариков, поскольку таймер NE555 может работать от питающего напряжения 3…18 В.

Автор: Вячеслав Калашник, г. Воронеж

Статья написана по материалам сайтов: istochnikipitaniy.ru, batteryk.com, meandr.org.

«

Отличная статья 0

из чего состоит десульфататор, что можно увидеть на 555-ой микросхеме

Процесс очистки аккумулятораАккумулятор — важная деталь любого транспортного средства, обеспечивающая его эффективную работу. Поэтому каждый автомобилист хочет, чтобы его аккумулятор работал как можно дольше. Однако рано или поздно даже самая хорошая аккумуляторная батарея выходит из строя, но это не повод выбрасывать её. В большинстве случаев проблему поможет решить десульфататор.

Процесс сульфатации

Высокая стоимость аккумулятора, известность производителя, надлежащий уход — все это не является гарантией того, что, проработав некоторое время, аккумуляторная батарея не выйдет из строя. Частой причиной этого служит сульфатация пластин кислотно-свинцовой АКБ. Процесс загрязнения пластин труднорастворимыми осадками можно представить в виде химической формулы: Pb + 2h3SO4 + PbO2 → 2PbSO4 + 2h3O.

Эта формула демонстрирует, как молекулы свинца, содержащиеся в пластине аккумулятора, взаимодействуют с оксидом второй пластины. Наличие серной кислоты приводит к образованию сульфата свинца и воды. Электрический ток, поступающий в аккумулятор во время зарядки, способствует запуску аналогичной химической реакции в обратном порядке.

Очистка аккумулятора десульфататор на 555

В теории такое обратное соединение должно обеспечивать многократную зарядку батареи. Но на деле сульфат не полностью растворяется в воде, частично оседая на пластинах. Плохая проводимость сульфата свинца повышает сопротивление пластины, подвергнутой окислению. Сочетание высокого сопротивления и низкого уровня заряда вызывает поломку аккумулятора, которую до недавних пор можно было исправить только весьма небезопасными для человека разъедающими веществами сильной концентрации. Дополнительная сложность их применения была связана с тем, что испорченные пластины скрывались под прочным корпусом, затрудняющим доступ к ним.

Польза десульфатации

Абсолютно другая методика — десульфатация — позволяет провести очищение быстрее, безопаснее и эффективнее. Она заключается в использовании коротких высокоамплитудных импульсов. Прибор, способствующий разрушению труднорастворимого сульфатного осадка, называется десульфататор. На 555-ой схеме можно увидеть его основные составляющие:

  • Очистка пластинок аккумулятораГенератор (DA1). В определённой последовательности задаёт короткие импульсы, частота которых укладывается в диапазон от 1 до 3 кГц.
  • Резисторы (R2 и R3). Регулируют частоту колебаний и длительность импульса соответственно.
  • Полевой транзистор (VT1). Работает за счёт логических уровней, имеет напряжение 1,5 В.
  • Инвертирующий триггер Шмитта (DA2). Обеспечивает функционирование полевого транзистора. Для триггера характерно отставание напряжения, составляющее 1/3 и 2/3 от напряжения питания.
  • Диод (VD1). Предохраняет транзистор от действия высоковольтных импульсов и удерживает их на уровне 30 В. Аналогом такого диода может выступать стабилитрон типа Д816 В, Г-Д817А. Дополнением к нему является быстродействующий диод (VD2).
  • Дроссели (L1, L2).

Подключение транзистора к выводу триггера позволяет соединить затвор с общим проводом напрямую, сохранив низкий выходной уровень, и сделать процесс работы более стабильным.

Принцип работы устройства

Все перечисленные устройства, соединённые в один прибор, образуют электрический десульфататор. Схема не только демонстрирует его основные составляющие, но и позволяет понять принцип работы. Он состоит из нескольких этапов:

  1. Десульфататор схемаОткрывается транзистор.
  2. Через индуктивность L1 начинает поступать электрический ток. Энергия копится в её магнитном поле.
  3. Возникает импульс высокого напряжения. По полюсам он подаётся на аккумулятор и общий провод устройства. В процессе передачи задействуются конденсаторы. При надлежащем качестве конденсаторов и их последовательном соединении максимальная величина тока в импульсе может доходить до 10 А (величина тока, потребляемого аккумуляторной батареей, при этом будет находиться в пределе всего лишь 50 мА).

В процессе очистки может быть настроена периодичность, с которой будут следовать импульсы, и определена их наибольшая амплитуда. Настройки частоты генератора должны быть такими, чтобы рекомбинация ионов завершалась до старта следующего импульса.

Очистка аккумулятора десульфататоромЧтобы с помощью десульфататора наладить работу неисправной аккумуляторной батареи, оба устройства нужно подключить друг к другу, используя для этого провода небольшой длины сечением от 2,5 до 4 мм². При минимальном уровне заряда аккумулятора допускается параллельное подключение десульфататора и зарядного устройства к батарее с применением развязывающего резистора. Таким резистором может служить лампа накаливания, имеющая необходимое напряжение.

Когда прибор будет подключён к АКБ, ход его работы можно будет отслеживать при помощи осциллографа или вольтметра переменного тока. Он покажет острые пики напряжения. О сильной сульфатации батареи будет свидетельствовать показатель около 30 В. Как только он снизится до нескольких милли­вольт, это будет означать, что осадок расщеплён, аккумуляторная батарея восстановлена и пригодна к работе. Длительность десульфатации напрямую зависит от ёмкости АКБ.

cxema.org — Десульфатор для автомобильного аккумулятора

Десульфатор для автомобильного аккумулятора

Любой автолюбитель сталкивался с явлением, когда аккумулятор пролежав некоторое время без дела перестает отдавать свою номинальную емкость, крутит стартер пол секунды, затем задыхается, но напряжение на нем нормальное — 12 вольт.

С этим может столкнуться каждый, но почему это происходит. Автомобильный аккумулятор состоит из свинцовых пластин, находящихся в растворе электролита — в данном случае электролитом является серная кислота.

Десульфатор для автомобильного аккумулятора

Процесс заряда и разряда аккумулятора ничто иное как окислительно восстановительный процесс, протекает химическая реакция, в ходе которой свинцовая пластина вступает в реакцию с оксидами на соседней пластине. В ходе данной реакции образуются сульфаты, которыми со временем обрастают пластины. Сульфаты препятствуют протеканию тока, так, как являются плохим проводником и со временем аккумулятор теряет емкость и не способен отдавать большой ток для работы стартера.

Если ваш аккумулятор заряжается и разряжается быстрее, чем раньше, не имея при том механических повреждений, скорее всего он вышел из строя именно из-за сульфатации пластин.

Предлагаемое устройство (десульфатор) создает короткие импульсы высокой амплитуды и частоты. Импульс десульфатации длиться определенное время, затем простой, затем снова импульс. Такие ударные процессы могут разрушить слой сульфата, и в теории это возможно, на практике не все аккумуляторы удается восстановить из-за конструктивных особенностей  последних, но судя по статистике около 85% старых аккумуляторов подлежат восстановлению, естественно если причиной неработоспособности является сульфатация, а не обрыв свинцовых пластин или иное механическое повреждение.

Как пользоваться устройством?

Данный вариант является зарядно-десульфатирующим устройством, обычный десульфатор питается от аккумулятора, который он десульфатирует и постепенно разряжает его, в этом же случае устройство заряжает аккумулятор короткими всплесками высокого напряжения высокой частоты.

Десульфатор для автомобильного аккумулятора, принципиальная схема

Данную схему можно использовать и для зарядки низковольтных свинцовых аккумуляторов с номинальным напряжением в 4-6 вольт, такие ставят в китайские фонарики, в детские электрокары и так далее.

Схема изначально создана для зарядки аккумуляторов малой емкости, но её можно использовать и для десульфатации автомобильных аккумуляторов. Перед тем, как начать процесс заряда с десульфатацией аккумулятор нужно слегка подзарядить.

Десульфатор для автомобильного аккумулятора, принципиальная схема

Для  начала нужно найти любой источник питания с напряжением от 8 до 12 Вольт и подключить его на вход десульфатора, но не напрямую, а через лампу накаливания 12 Вольт с мощностью в 21 ватт, чтобы не превысить ток заряда, в конце об этом более подробно поговорим. К выходу прибора подключается аккумулятор, который нужно восстановить. Так, как прибор работает в звуковом диапазоне вы скорее всего услышите слабый свист, силовые компоненты схемы слегка должны нагреваться.

Как работает схема?

Напряженние с зарядного устройство через предохранитель и диод поступает на схему десульфатора. Для маломощной части схемы питание подается через токоограничивающий резистор, затем сглаживается небольшим электролитическим конденсатором.

На микросхеме NE555 собран генератор прямоугольных импульсов, частота этих импульсов около 1кГц. Коэффициент заполнения около 90%. Микросхема CD4049 инвертирует и усиливает этот сигнал, превращая его в импульсы с заполнения около 10 %. С выхода инверторов импульсы поступают на затвор полевого транзистора VT1. Открываясь, он замыкает дроссель на массу питания, в дросселе накапливается энергиея,  когда транзистор  закрываетсят, цепь разрывается, за счет явление самоиндукции, которое свойственно индуктивным нагрузкам, дроссель отдает накопленную энергию. Это кратковременный всплеск напряжения с высокой амплитудой, притом напряжение самоиндукции в разы выше напряжения питания. Этот всплеск напряжения выпрямляется и подается на аккумулятор.
Процесс происходит больше тысячи раз в секунду, то есть на аккумулятор подаются кратковременные импульсы высокого напряжения с высокой частотой, именно это и разрушает сульфатную пленку.

В схеме задействован предохранитель и  еще один выпрямительный диод. Предохранитель защитит десульфатор при случайных коротких замыканиях на выходе, а диод выполняет несколько функций — во первых защищает схему если вы случайно ее подключите к зарядному устройству неправильно и во вторых защищает зарядное устройство от возможных импульсных помех и всплесков напряжения, которые образуются на плате десульфатора.

О компонентах

Полевой транзистор IRF3205, или любые другие N-канальные  с напряжением от 60 до 200 вольт и током от 30 Ампер, транзистор советую установить на небольшой радиатор.

Десульфатор для автомобильного аккумулятора, дроссельДесульфатор для автомобильного аккумулятора, предохранитель

Дроссель имеет индуктивность около 200 микрогенри, намотан на кольце из порошкового железа, такие можно найти в компьютерных бп. Обмотка намотана проводом 1мм, количество витков 60, в моем случае провода не хватило и индуктивность получилась слегка меньше, но устройство работает хорошо.

Размеры кольца особо не критичны, главное соблюдать индуктивность и мотать обмотку проводом 1-1,2мм.

Конденсатор — на 100-220 мкФ очень желательно взять с низким внутренним сопротивлением, так, как схема генератора фактически питается от данного конденсатора, а значит он постоянно будет накапливать и отдавать энергию, даже слегка греется.

Оба диода нужно взять с током в 5-10 Ампер, можно обычные, но желательно взять импульсные диоды.

Десульфатор для автомобильного аккумулятора, CD4049, NE555Десульфатор для автомобильного аккумулятора, печатная плата

На самом зарядном нужно выставить ток не более двух ампер, иначе сгорит предохранитель на плате десульфатора. Кто -то скажет —  2 ампера зарядного тока это мало, да согласен, но не забываем, что у нас в большей мере не зарядка, а десульфатация.

Десульфатор для автомобильного аккумулятора, плата в сбореДесульфатор для автомобильного аккумулятора,  плата в сборе

В холостую прибор потребляет от источника питания ток всего в 100мА. Его можно подключить к любому зарядному устройству с напряжением 12-15 Вольт и ограничить ток на уровне 2-х ампер. Ограничение можно сделать мощным резистором или лампочкой накаливания соответствующей мощности подключенной  в разрыв плюса питания.

Можно использовать и более низковольтные блоки питания с напряжением 8-10 Вольт, так, как наша схема все равно повышает начальное питание до нескольких десятков вольт.

Сколько должен длиться процесс десульфатации — автор данной схемы говорит, что в течении 2-х недель регулярной зарядки полностью можно восстановить старый аккумулятор.

Печатная плата тут 

РадиоКот :: Десульфататор свинцово-кислотных аккумуляторов

РадиоКот >Схемы >Питание >Зарядные устройства >

Десульфататор свинцово-кислотных аккумуляторов

Многим автолюбителям и не только известно, что свинцово-кислотные аккумуляторы подвержены сульфатации во время разряда, которая впоследствии приводит к выходу из строя аккумулятора. Сульфатация – это процесс образования труднорастворимых кристаллов сульфата свинца на пластинах аккумулятора. Часто это происходит, если аккумулятор не полностью разряжается или заряжается. Сульфатация пластин приводит к увеличению внутреннего сопротивления и уменьшению емкости аккумулятора.
Для устранения сульфатации применяют специализированные десульфатирующие зарядные устройсва, либо отдельные устройства – десульфататоры. Их принцип основан на разрушении кристаллов сульфата свинца генерацией коротких импульсов высокой амплитуды, приложенных к аккумулятору.

С целью создания подобного устройства ко мне за помощью обратился один знакомый. Т.к. я не имел понятия о физике и химии десульфатации, то обратился за вдохновением в просторы интернета. За основу была взята широко распространенная схема, часто встречающаяся на сайтах посвященных радиоэлектроники, в том числе на страницах Радиокота [1]. Схема представляет собой импульсный преобразователь в котором энергия запасается индуктивностью и отдается в аккумулятор в виде импульсов высокой амплитуды. Работой десульфататора управляет асинхронный мультивибратор на интегральном таймере КР1006ВИ1 (NE555).
Десульфатирующую часть я решил оставить без изменения, а генератор построить на современной элементной базе, поймав несколько мышей одновременно.

 

 

 

Схема генератора, а также вольтметра построена на микроконтроллере семейства AVR (DD1), тактируемом от внешнего кварцевого резонатора (ZQ1) с частотой 8 МГц. Применение микроконтроллера обусловлено обеспечением гибкой перестройки десульфататора путем изменения программы без вмешательства в схему. Информация о работе десульфататора отображается на 3-х разрядном 7-сегментном индикаторе (HG1) с общим анодом. Т.к. ток на ножках микроконтроллера ограничен 20 мА, управление анодами индикатора осуществляется с помощью транзисторных ключей VT1 – VT3. Резисторы R14, R15 образуют делитель напряжения с коэффициентом деления 10 на входе АЦП (вход PC2), а стабилитрон VD1 защищает вход от превышения напряжения. Управление работой десульфататора осуществляется с помощью энкодера B1. Диоды VD2, VD3 обеспечивают развязку порта PB3, к которому подключена кнопка энкодера и электронного выключателя для исключения ложного срабатывания кнопки. Для управления питанием десульфататора на резисторах R16, R17, R18, R19, транзисторах VT4, VT5 собрана схема электронного выключателя питания. Цифровая часть схемы запитана от линейного стабилизатора DA1. Разъем XP2 необходим для питания схемы, минуя электронный выключатель во время отладки и программирования. Резисторы R20, R21, R22, R23, транзисторы VT6, VT7 образуют драйвер полевого n-канального транзистора VT8. Супрессор VD5 защищает от высоковольтных импульсов, опасных для человека.

Управляющая программа написана на языке Си в среде WinAVR. Исходные файлы с подробными комментариями приложены в конце статьи. В качестве драйвера 7-сегментного индикатора использована библиотека Pashgan [2], за что ему огромное спасибо. Для отладки цифровая часть схемы и электронный выключатель были смоделированы в среде Proteus.

 

Включение десульфататора осуществляется кратковременным нажатием кнопки энкодера. При это сигнал низкого уровня через диод VD3 открывает транзистор VT4, напряжение 12В с аккумулятора поступает на стабилизатор DA1. С выхода стабилизатора 5В приходит в микроконтроллер DD1. После инициализации микроконтроллера, на выходе PB2 появляется сигнал высокого уровня, который транзистором VT5 блокирует транзистор VT4, не давая ему закрыться. На индикаторе отображается заставка и в течение нескольких секунд высвечивается напряжение на аккумуляторе. Затем десульфататор переходит в режим запуска десульфатации.

 

 

Переключение между режимами осуществляется вращением ручки энкодера «вправо» или «влево». Для изменения параметров необходимо кратковременно нажать кнопку энкодера. При этом изменяемый параметр начнет мигать. Подтверждение изменений также осуществляется нажатием кнопки. Все измененные параметры сохраняются в энергонезависимой памяти микроконтроллера.
Включение генерации осуществляется в режиме запуска десульфатации. При этом основной индикатор отключается, а работа десульфататора контролируется с помощью светодиода. Пока полевой транзистор закрыт, конденсаторы C15, C17 заряжаются через дроссель L4 до напряжения аккумулятора. Затем транзистор открывается на время выставленной длительности накопления энергии. Конденсаторы C15, C17 мгновенно разряжаются через него и дроссель L3, через который начинает протекать ток. Дроссель L3 накапливает энергию. После закрытия полевого транзистора VT8 ток через дроссель не прекращается мгновенно, а продолжает протекать высвобождая накопленную энергию в виде импульса высокой амплитуды через диод VD4 и конденсаторы C15, C17 в аккумулятор. Цикл повторяется с установленной в настройках частотой.

 

 

В оригинальной схеме [1] емкость конденсатора равна 100 – 200 мкф. В процессе экспериментов я увеличил емкость в 10 раз и получил значительно большую амплитуду импульсов.
Если во время запущенной десульфатации повернуть ручку энкодера «вправо» или «влево», на индикаторе в течение примерно 20 сек отобразится пиковая амплитуда импульса, отданная в аккумулятор. По амплитуде импульса можно определить степень сульфатации аккумулятора – чем выше амплитуда, тем больше внутреннее сопротивление и тем сильнее аккумулятор сульфатирован. Напряжение импульса зависит от частоты десульфатации и длительности накопления заряда. Эти значения подбираются экспериментально для каждого аккумулятора.
Внимание! Т.к. десульфататор работает на частоте звукового диапазона, во время десульфатации слышен характерный писк дросселя.
Для защиты аккумулятора от глубокого разряда в десульфататоре предусмотрена функция автоматического отключения питания, порог напряжения которой выставляется пользователем.
Для выключения питания десульфататора вручную необходимо длительно нажать кнопку энкодера в любом режиме работы.

 

 

Конструкция в первую очередь собиралась из деталей, имеющихся в наличии. Десульфататор собран на двух печатных платах, установленных в алюминиевый корпус подходящих размеров, выполняющий роль экрана и радиатора для транзистора VT8 и диода VD4.

 

 

 

 

 

В схеме установлен микроконтроллер ATmega8-16PU в корпусе DIP28. Возможна замена на ATmega8L. В качестве индикатора HG1 используется 3-х разрядный светодиодный 7-сегментный индикатор красного свечения с общим анодом, размер символа индикатора 14,2 мм (0,56”). В схеме применен китайский аналог HS31056K.
Резисторы R14, R15 делителя напряжения имеют точность 2%. Диоды VD2, VD3 – любые кремниевые. Транзистор VT4 – структуры p-n-p с током коллектора не менее 300 мА. Остальные биполярные – любые структуры n-p-n и p-n-p. Транзистор VT8 и диод VD4 должны быть рассчитаны на ток не менее 5А и напряжение 100В. Диод VD4 должен быть быстродействующим. В качестве стабилизатора напряжения DA1 можно применить КР142ЕН5А или аналог. Дроссель L2 – ферритовый фильтр, представляющий собой проводник, продетый через ферритовый стержень. Дроссель L3 — 40 витков (3 слоя) проводом ПЭВ — 1,0 на каркасе B65816N1012D001, сердечник RM12 N41 250 с зазором 1 мм. В качестве дросселя L3 можно применить готовый индуктивностью 100 – 330 мкГн из расчета, чем больше, тем лучше, на ток не менее 3-х Ампер. Дроссель L4 — 46 витков (4 слоя) проводом ПЭВ — 0,8 на каркасе B65814-C1512-T1, сердечник RM10 N47 с искусственным зазором 0,3 мм. Зазор необходим для предотвращения насыщения магнитопровода. В качестве дросселя L4 можно применить входной фильтр от импульсных источников питания, рассчитанный на ток 1 Ампер, необходимо использовать одну из обмоток фильтра. Индуктивность L4 должна быть минимум в 3 раза больше, чем индуктивность L3. Конденсатор С15 должен быть с низким эквивалентным последовательным сопротивлением (Low ESR).

Файлы:
Прошивка
Файлы PCAD
Файлы Proteus
Файлы WinAVR
Схема
Инструкция

Все вопросы в Форум.


Как вам эта статья?

Заработало ли это устройство у вас?

Электронный десульфатор своими руками

Каждый, кто хоть раз задавался вопросом «почему выходит из строя аккумуляторная батарея», знает, что большинство батарей выходит из строя именно из-за сульфатации пластин. Этому явлению подвержены все свинцово-кислотные аккумуляторы.Электронный десульфатор схемаЯ был удивлен простотой работы по восстановлению аккумулятора электронным десульфатором. Фактически все манипуляции сводились к тому, чтобы подключить чудо устройство к батарее и восстановление засульфатированных пластин начнется. Причем аккумулятор даже не нужно было снимать с автомобиля, откручивать пробки банок для отвода лишнего газа и производить ещё какие-то действия. Даже подключения зарядного устройства не требуется. Да и контроля особого практически не нужно – накинул клеммы и иди занимайся своим делом, а устройство все само сделает.

Благодаря устройству о котором пойдет речь, вы сможете не только восстановить свою батарею, но и провести профилактику у аккумуляторов, которые ещё находятся в строю. Тем самым вы продлите их службу на годы.

Принцип работы десульфатора

Десульфатор питается от батареи, которую восстанавливает. По этой же цепи питания он генерирует обратные короткие мощные импульсы высокой частоты. Давно известно, что такие импульсы вводят в резонанс молекулы сульфата свинца, в результате происходит обратный процесс – десульфатации и аккумулятор восстанавливает свою емкость и сопротивление.

Конечно, у этого метода восстановления есть и минусы: не все АКБ поддаются восстановлению, а порядка 85 процентов. И это, я вам скажу, очень хорошая вероятность чтобы попробовать данный способ. Ещё одним минусов является очень длительный процесс протекания восстановления, которой может длиться от суток до месяца.

Схема десульфатора


Электронный десульфатор схема
На микросхеме 555 собран задающий генератор, которой генерирует короткие импульсы частотой 1-3 кГц. Элементы C1 и R3 фильтруют напряжение, обеспечивая нормальную работу генератора. Выход микросхемы нагружен на транзистор, который коммутирует индуктивности. В катушке L1 как раз и возникает мощный короткий импульс после закрытия транзистора. Этот импульс возвращается обратно в батарею через диод D1 и конденсатор C4.

Детали:

С1, С4 – емкость указана в микрофарадах. С1 лучше брать не на 30 мкФ, а на 300 мкФ. С4 лучше делать составным, соединив параллельно 4 конденсатора по 22 мкФ, так как на него возлагается очень большая нагрузка.

Индуктивности L1 и L2 намотаны на ферритовых кольцах. Тут все зависит от проницаемости магнитного сердечника и диаметра кольца. L1 у меня содержит примерно 45 висков провода 0,8 мм, а катушка L2 70 витков такого провода. Вообще, я рекомендую пользоваться тестером с замером индуктивности, при намотке катушек. Кольца можно взять от ненужных компьютерных блоков питания.

D1 – любой мощный на 15-25 А.

Сборка десульфатора


Электронный десульфатор

Схему я собрал на макетной плате, снизу запаял перемычки кусками провода. Транзистор установил на небольшой теплоотвод. Затем установил эту плату в самодельный корпус. Конечно размеры завышены и устройство можно сделать гораздо компактнее.


Электронный десульфатор

Проверка работы десульфатора

Десульфатор желательно подключать к аккумулятору через предохранитель, ампера так на два. Хотя сила импульсов там гораздо больше, но длительности их не хватит, чтобы вывести предохранитель из строя. После подключения устройства, вы должны услышать слабый писк, свидетельствующий о нормальной работе устройства.


Электронный десульфатор

Ну и окончательную проверку можно провести только с помощью осциллографа. Для этого сначала подключаем щупы на вход транзистора (зеленая диаграмма). Убедившись в работе генератора можно подключить щупы параллельно выходу устройства (желтая диаграмма). И вы увидите периодические пикообразные импульсы, свидетельствующие о нормальной работе десульфатора. В пике эти импульсы достигают 30 В, причем на клеммах самой батареи. А сила тока колеблется в промежутке 15-25 А.

Процесс восстановления аккумуляторной батареи

Перед восстановление желательно полностью зарядить батарею. Если же вы собираетесь восстанавливать АКБ стоящую на машине, то обязательно скиньте одну клемму питания автомобиля, чтобы не повредить электронику своего авто.

Далее подключаем десульфатор и ждем. Время ожидания всегда индивидуально. От вас требуется только периодический контроль батареи – замер напряжения, чтобы не допустить полного разряда. Замер напряжения необходимо производить при отключенном десульфаторе, это обязательно.

Максимальный результат можно получить только по истечению 4 недель непрерывной эксплуатации десульфатора.

Хотя устройство автономно, я не рекомендую его оставлять без присмотра.

Китайский десульфатор


Электронный десульфатор
Электронный десульфатор

Смотрите видео по сборке китайского комплекта

Смотрите видео восстановления аккумулятора десульфатором


Источник

ДЕСУЛЬФАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ АККУМУЛЯТОРОВ

   Очень большой процент свинцовых автомобильных аккумуляторов выходит из строя из-за явления сульфатации. Она представляет собой обрастание кристаллами внутренних электродов и, как следствие, не возможность АКБ давать электричество. Чтоб разрушить эти кристаллы — требуется специальное устройство. Данная схема устройства для десульфатации как раз и помогает вернуть к полноценной жизни даже почти полностью вышедшие из строя аккумуляторы. Была выбрана схема использующая микросхему таймер NE555P, полевой N –канальный транзистор IRF44V, две катушки, конденсаторы с низким ESR, быстровосстанавливающийся импульсный диод FR602. Стоит отметить удачное решение использовать N-канальный полевой транзистор вместо дефицитного P-канального. Вариант аналогичного устройства, но с биполярным транзистором, смотрите здесь. Эта схема может быть использована тремя способами:

  • как автономное устройство; 
  • в качестве автономного устройства, но используемого параллельно с зарядным устройством; 
  • или быть встроенным в зарядное устройство.

   Выбрал третий вариант, но добавил переключатель, так что могу использовать устройство и самостоятельно. Только имейте в виду, что независимо от того, какую конфигурацию бы не выбрали, десульфатор питается от заряжаемого аккумулятора и если вы используете его без зарядного устройства необходимо соблюдать осторожность, чтобы избежать глубокого разряда аккумулятора.

Схема десульфатора

Схема десульфатора

   Обратите внимание, что C4, 100 мкФ х 25V электролитический конденсатор, должен быть с хорошим ESR. Если вы решите использовать потенциометры вместо постоянных резисторов R2 и R4, как это сделано тут, будьте осторожны с регулировками, ибо C4, D2, L1 и L2 могут сильно греться. Светодиод может быть любой стандартный, будет включаться, когда на выходе присутствуют импульсы. S1 должен выдерживать, по крайней мере, ток 3А. Выключатель S2, на выходе микросхемы NE555, изолирует её от выходного каскада и позволяет вносить коррективы без риска перегрева Q1, D2, C4 или индукторов. Дроссели выбрал указанные на схеме внизу. D2 — это быстро реагирующий эпитаксиальный диод, проще говоря фаст. Если будет греться используйте два поставленных параллельно.

Сборка простого десульфатора

   Указанный полевой транзистор Q1 работает хорошо, только необходимо поставить на него радиатор. Имейте в виду, что металлический язычок на транзисторе прикреплен к отводу «сток», поэтому при подключении транзистора к радиатору необходимо изолировать его от остальной схемы. Также решил использовать «расширение цепи», показано схематично как К2, D3, и R5, так как она помогает работе транзистора. При использовании этих деталей не используйте C2 и R3.

Плата под десульфатор

   Не стал проектировать печатные платы. Отсюда расположение деталей сохранилось примерно в том же порядке, как и на схеме, помогает визуализировать верхнюю и нижнюю части платы.

Схема десульфатора на 12В и его детали

   Для тех, кто использовал потенциометры вместо фиксированных резисторов R2 и R4: Во-первых, выключите S2, поставьте м\с NE555 в панельку и 2 А предохранитель в держатель. Установите потенциометры на средний уровень, прикрепите плюс цепи к плюсовому контакту батареи 12 В. Соедините провод заземления с минусовым щупом мультиметра и установите мультиметр на предел в 10 А переменного тока. Быстро коснитесь плюсовым щупом тестера  минусовой клеммы аккумулятора. Проверьте дымление. Нет дыма? Хорошо! Увеличьте время соединения до 5, затем 10 секунд. По-прежнему нет дыма? Здорово! Проверьте исправность NE555. Отрегулируйте R4 для максимальной мощности около 1000 Гц.

   Теперь проверьте выходной каскад. Включите S2 и быстро коснитесь плюсовым щупом минуса клеммы аккумулятора. Вы должны увидеть маленькую искру и услышать слабый звук — 1000 Гц пришло с катушек. Светодиод включится при наличии выходных импульсов. Если это не так, но вы слышите звук, то индикатор может быть установлен в обратном направлении. Если Вы не слышите звук, но увидели дым, необходимо проверить выходной каскад электропроводки. 

   Если предохранитель сгорел, попробуйте повернуть R2 немного вниз (направление поворота зависит от того, как он у вас установлен). Если получите показания ниже 0,8 А — вы почти у цели! Пальцем проверьте катушки, C4, D2. Если все не сильно нагрелось после 30 минут работы, можно немного увеличить ширину импульса, пока ток в цепи не достигнет примерно 1 А. Я держу его около 0,7 А. При 1 А за ночь всё слишком нагревается.

Прибор для ДЕСУЛЬФАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ АККУМУЛЯТОРОВ

   Для тех, кто применил значения резистора как в схеме: Во-первых, выключите S2, установите NE555 и 2 А предохранитель в держатель. Прикрепите плюс цепи к плюсовому контакту батареи 12В. Прикрепите зажим провода заземления на минусовой щуп мультиметра, и установите мультиметр на 10А переменного тока. Быстро коснитесь плюсовым  щупом тестера минусовой клеммы аккумулятора. Проверьте дым. Нет дыма? Хорошо! Попробуйте держать в течение 5, затем 10 секунд. По-прежнему нет дыма? Здорово! 

   Проверьте  исправность NE555. Проверьте наличие импульсов на м\с. Если их нет, проверьте провода идущие к NE555. Далее проверить выходной каскад. Включите S2 и быстро коснитесь плюсом тестера минусовой клеммы аккумулятора. Вы должны увидеть проскочившую искру и услышать слабый звук — 1000 Гц пришло с катушек. Светодиод включится при наличии выходных импульсов. Если это не так, но вы слышали звук, индикатор может быть установлен в обратном направлении. Если не слышите звук или увидели дым, необходимо проверить выходной каскад электропроводки.

   Если вы слышали звук, следует оставить аккумулятор подключенным немного дольше и пальцем проверить все выходные компоненты, чтобы убедиться, что они не слишком горячие. Если они после 30 минут не нагрелись, то схема работает нормально. Показания амперметра должны быть что-то под 1 А. Если он показывает больше — отрегулировать значение R2, чтобы получить выходной ток ниже. 

   На данный момент моя схема в эксплуатации несколько дней, работает с аккумулятором автомобиля. Он был полностью разряжен. Напряжение холостого хода поднялось на несколько десятых вольта за эти дни, что считаю хорошим знаком.

ДЕСУЛЬФАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ АККУМУЛЯТОРОВ

   Прошло более месяца, и теперь рад сообщить, что десульфатор работает хорошо! Моя батарея теперь имеет 13,4 вольт после полного заряда. Перед десульфацией она не поднималась выше 12,7 вольт. Это очень хороший показатель, означающий, что пластины аккумулятора сейчас намного чище и электролит контактирует со всей  площадью поверхности пластин. 

Замечания по схеме

  1. Во время тестирования обнаружил, что зарядное устройство не имеет реального режима контроля за полнотой зарядки аккумулятора. Возможно преждевременное отключение недозаряженного аккумулятора. Это нужно контролировать.
  2. Из-за потерь в кабелях, идущих к аккумулятору, наблюдается заметное падение импульса пикового напряжения. Можно сократить эти потери, если сохраняя толщину кабелей сделать их короче. 
  3. Использование проволочных петель для удержания катушек будет неправильным, лучше всего использовать пластиковые или нейлоновые стяжки.

   Форум по зарядным устройствам

   Схемы для авто
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *