Двигатель Subaru Forester устройство, технические характеристики, фото
Горизонтально-оппозитный двигатель Субару Форестер, это довольно интересный силовой агрегат и в то же время уникальная фишка всех моделей Subaru. Кстати, японские инженеры не единственные, кто делают моторы такого типа, подобные оппозитники можно встретить и на некоторых спортивных марках, таких как Порше.
Так в чем же особенность мотора Subaru Forester? Все мы привыкли видеть под капотом вертикально стоящий блок цилиндров, где поршни ходят вверх вниз. Есть еще V образные моторы, где поршни ходят вверх-вниз, но уже под некоторым углом. В горизонтально оппозитном двигателе Субару поршни ходят влево-вправо, а сам блок цилиндров лежит. Что бы наглядно продемонстрировать эту особенность, посмотрите схематичную картинку 4 цилиндрового оппозитного двигателя Subaru.
Такая конструкция силового агрегата Форестера делает двигатель более компактным, а оппозитное расположение цилиндров позволяет снимать с 4 цилиндрового мотора гораздо больше крутящего момента. В сравнении с мотором того же объема, но с вертикально расположенным, рядным блоком цилиндров. Второй важный плюс такой конструкции, центр тяжести всего автомобиля расположен гораздо ниже, чем у других автомобилей этого класса. Ведь двигатель под капотом просто лежит между передними колесами делая управляемость машиной незабываемой.
Далее смотрим подробное видео об оппозитных двигателях Субару –
Обслуживание такого двигателя имеет ряд особенностей. Например радиатор охлаждения находится сверху, над лежачим двигателем. Генератор, навесные агрегаты, масляный фильтр, так же расположены сверху над мотором. Так что при покупке Субару поинтересуйтесь у дилера, сколько будет стоить обслуживание такого силового агрегата.
Автоматическая трансмиссия Subaru Forester, это бесступенчатый вариатор Lineartronic. Принцип работы вариаторов существенно отличается от механики, роботизированных коробок и обычных гидротрансформаторов (классических автоматов).
Если у механики и робота есть четкие передаточные числа. То у вариатора есть диапазоны, от одного числа к другому. То есть это более эластичное переключение с пониженной скорости на повышенную. Предлагаем вашему вниманию короткий видеоролик, о том как устроена любая бесступенчатая вариаторная коробка передач. Именно по такому принципу и работает автоматическая трансмиссия Субару Форестер Lineartronic CVT. Смотрим видео.
Управление такой трансмиссией осуществляется электронным образом. Компьютерная программа сама определяет какую передачу включать исходя из оборотов мотора и скорости движения. Есть у вариаторов и еще один плюс, это возможность ручного переключения передач. Главным достоинством вариатора CVT, перед обычным автоматом, является уменьшенный расход топлива.
Кстати, электронные системы могут помочь улучшить динамику, но в итоге расход бензина возрастет. В Субару Форестер эта система называется SI-Drive
Вот теперь пора поговорить о динамике и расходе топлива Субару Форестер. В России покупателям японского кроссовера доступны три типа двигателя. Это базовый 4-цилиндровый объемом 2 литра, еще один мотор объемом 2.5 литра и самый мощный турбомотор 2 л. Далее более подробные характеристики этих двигателей Форестер с различной трансмиссией.
Двигатель Subaru Forester 2.0, расход топлива, динамика
- Тип двигателя – горизонтально-оппозитный, четырехтактный, бензиновый
- Топливная система – многоточечный последовательный распределенный впрыск
- Рабочий объем – 1995 см3
- Количество цилиндров/клапанов – 4/16
- Диаметр цилиндра – 84,0 мм
- Ход поршня – 90,0 мм
- Мощность л.с./кВт – 150/110 при 6200 оборотах в минуту
- Крутящий момент – 198 Нм при 4200 оборотах в минуту
- Максимальная скорость – 190 км/ч (6МКПП), 192 км/ч (CVT)
- Разгон до первой сотни – 10.6 секунд (6МКПП), 11.8 секунд (CVT)
- Расход топлива по городу – 10.4 литров (6МКПП), 10.6 литров (CVT)
- Расход топлива в смешанном цикле – 8.0 литров (6МКПП), 7.9 литров (CVT)
- Расход топлива по трассе – 6.7 литров (6МКПП), 6.3 литров (CVT)
Двигатель Subaru Forester 2.5, расход топлива, динамика
- Тип двигателя – горизонтально-оппозитный, четырехтактный, бензиновый
- Топливная система – многоточечный последовательный распределенный впрыск
- Рабочий объем – 2498 см3
- Количество цилиндров/клапанов – 4/16
- Диаметр цилиндра – 94,0 мм
- Ход поршня – 90,0 мм
- Мощность л.с./кВт – 171/126 при 5800 оборотах в минуту
- Крутящий момент – 235 Нм при 4100 оборотах в минуту
- Максимальная скорость – 196 км/ч (CVT)
- Разгон до первой сотни – 9.9 секунд (CVT)
- Расход топлива по городу – 10.9 литров (CVT)
- Расход топлива в смешанном цикле – 8.2 литров (CVT)
- Расход топлива по трассе – 6.7 литров (CVT)
Двигатель Subaru Forester 2.0 turbo, расход топлива, динамика
- Тип двигателя – горизонтально-оппозитный, четырехтактный, бензиновый c турбонаддувом
- Топливная система – непосредственный впрыск топлива
- Рабочий объем – 1998 см3
- Количество цилиндров/клапанов – 4/16
- Диаметр цилиндра – 86,0 мм
- Ход поршня – 86,0 мм
- Мощность л.с./кВт – 241/177 при 5600 оборотах в минуту
- Крутящий момент – 350 Нм при 2400-3600 оборотах в минуту
- Максимальная скорость – 221 км/ч (CVT)
- Разгон до первой сотни – 7.5 секунд (CVT)
- Расход топлива по городу – 11.2 литров (CVT)
- Расход топлива в смешанном цикле – 8.5 литров (CVT)
- Расход топлива по трассе – 7 литров (CVT)
Самый мощный турбомотор объемом 2 литра превращает 1,5 тонный
О двигателях для Subaru Forester
Мотор состоит из алюминиевого оппозитного блока на четыре цилиндра 201 мм в высоту и сухими гильзами из чугуна. В верхней части располагаются две ГБЦ с одним распредвалом на каждой. Распределительные валы приводил в движение ременной привод, который требовал замены каждые 100 тысяч километров.
С 1998 года двигатель получил открытый блок, а назывался одновальный мотор EJ201/Ej202 и относился к серии Phase II. Такую модификацию оснастили новыми ГБЦ, облегченными поршнями и низовым коллектором впуска.
Двигатель EJ203 уже получил ДМРВ и электронную заслонку дросселя, а EJ204 отличает наличие 2-вальной ГБЦ и системы изменения фаз распределения газа на распределительном валу впуска.
К проблемам EJ20 причисляют стуки в четвертом цилиндре и объясняются его высокой температурой и слабым остыванием, что в итоге приводит к капремонту мотора.
Течь масла чаще всего обусловлена дефектами сальников распредвалов и прокладок крышек клапанов.
На высокое потребление масла оказывает влияние залегание колец поршней, а причина в несвоевременной замене расходника. 4+
Двигатель Subaru EJ25 2.5 л
Самый габаритный мотор из семейства EJ выпустили в 1995 году и обозначили EJ25. Позже данная модификация двигателя получила широкое распространение на основных авто бренда Subaru. В моторе использован тот же алюминиевый БЦ с сухими гильзами из чугуна, но уже с расширенным диаметром цилиндров. Также изменился ход поршня коленвала, при этом длина шатунов сохранилась, а компрессионная высота поршня понизилась. Такие изменения позволили увеличить объем двигателя до 2,5 литров.
С 2004-05 гг. стали выпускать турбированный двигатель EJ255 для моделей Forester, Impreza WRX и Legacy. В этой модификации блок был полузакрыт, появились системы ИФГР на валах впуска AVCS и DOHC ГБЦ.
Степень сжатия на EJ255 снижена и применена турбина TD04L, что дает возможность мотору генерировать 210 лошадиных сил. Для модели Forester STI на мотор EJ255 поставили турбину VF41.
Недостатки двигателя практически полностью совпадают с недочетами агрегата EJ20, но за счет того, что стенки цилиндров стали тоньше, двигатель перегревается, что становится причиной деформации головок и последующих протеканий прокладок ГБЦ.
Также отмечено проворачивание вкладышей на версиях EJ257 и EJ255. 4
Двигатель Subaru FB20 2.0 л.
В 2010 году был запущен в производство последователь атмосферника EJ204 — FB20, который имел все тот же рабочий объем на 2,0 литра, открытый алюминиевый БЦ с гильзами из чугуна, но диаметр цилиндров сократился до 84 мм, а ход поршня вырос до 90 мм и получился длинноходный мотор. В FB20 усовершенствовали систему охлаждения, применили облегченные поршни и ассиметричные шатуны.
На двухслойных прокладках из стали разместили две алюминиевых ГБЦ с парой распредвалов и двумя парами клапанов на каждый цилиндр. На модификации силового агрегата FB20 применена система ИФГР AVCS на впуске и выпуске распределительных валов, которые действуют при помощи цепного привода ГРМ.
На впуске стоит пластиковый коллектор с заслонками TGV, что повышает экономичность мотора. На базе FB20 был разработан и более крупный агрегат FB25 рабочим объемом в 2,5 литра.
К недостаткам причисляют большой расход масла, который возникает из-за закокосованности маслосъемных колец и кривых БЦ.
Чтобы не вышел из строя катализатор нужно лить только качественный бензин и следить за уровнем масла. Причем последнее должно быть то, которое рекомендует изготовитель и менять его нужно каждые 7,5 тысяч километров. 4
Двигатель Subaru FA20 2.0 л
Совместная модель Subaru и Toyota вышла в 2012 году, и специально для нее был разработан новый спортивный атмосферник FA20. Двигатель базируется на БЦ от FB20, но переделан под квадратную геометрию. Новом агрегате применены другие поршни и новый коленвал, а степень сжатия увеличена до 12,5.
Головки блока цилиндров в FA20 получили систему прямого впрыска Toyota D4S, систему ИФГР на распредвалах впуска и выпуска.
Также была выпущена турбо-версия FA20F/FA20E с ГБЦ лучшей продувки, модернизированными камерами сгорания и распределительными валами. На впуске турбо-мотора установили пластиковый коллектор с заслонками TGV на впуске и турбированный коллектор на выпуске.
Проблемными местами Subaru FA20 являются неровный ХХ, тряска на низких оборотах, что обусловлено дефектами прошивки БУ.
При проблемах с шестеренкой распредвала двигатель глохнет и падает давление масла. 4
Subaru EJ20 2.0 л | EJ25 2.5 л | FB20 2.0 л | FA20 2.0 л | |
Производство | Gunma Oizumi Plant | Gunma Oizumi Plant | Gunma Oizumi Plant | Gunma Oizumi Plant |
Марка двигателя | EJ20 | EJ25 | FB20 | FA20 |
Годы выпуска | 1989-н.в. | 1996-н.в. | 2010-н.в. | 2012-н.в. |
Материал блока цилиндров | алюминий | алюминий | алюминий | алюминий |
Система питания | инжектор | инжектор | инжектор | инжектор |
Тип | оппозитный | оппозитный | Оппозитный | оппозитный |
Количество цилиндров | 4 | 4 | 4 | 4 |
Клапанов на цилиндр | 4 | 4 | 4 | 4 |
Ход поршня, мм | 75 | 79 | 90 | 86 |
Диаметр цилиндра, мм | 92 | 99,5 | 84 | 86 |
Степень сжатия | 8.0 (EJ205 WRX/EJ207/EJ20G/EJ20K) | 8.2 (EJ257) | 10,5 | 10.6 |
Объем двигателя, куб.см | 1994 | 2457 | 1995 | 1998 |
Мощность двигателя, л.с./об.мин | 125/5500 | 155/5600 | 148/6000 | 200/7000 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 172/4500 | 190/2800 | 196/4200 | 205/6400-6600 |
Топливо | 95-98 | 95-98 | 95 | 95-98 |
Экологические нормы | — | — | — | Евро 5 |
Вес двигателя, кг | 147 (EJ20G) | ~120 | — | — |
Расход топлива, л/100 км (для Impreza WRX STI GD) |
| 14.0 |
|
|
Расход масла, гр./1000 км | до 1000 | до 1000 | до 1000 | до 1000 |
Масло в двигатель | 0W-30 | 0W-30 | 0W-20 | 0W-20 |
Сколько масла в двигателе, л | 4.0 (1993-2007) | 4.0 (EJ25D, EJ25 2007+) | 4.8 | 6.3 |
Замена масла проводится, км | 15000 | 15000 | 15000 | 15000 |
Ресурс двигателя, тыс. км |
| — |
| — |
Тюнинг |
| 350+ | — |
|
Двигатель устанавливался | Subaru Impreza (WRX/STI) Subaru Forester | Subaru Impreza (WRX/STI) | Subaru Forester | Subaru Forester |
- Вместе весело шагать. Тест-драйв кроссовера DFM 580
Смотреть все фото новости >>
Поделиться Сообщить об ошибкеВыделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Просмотров: 357820 | Источник: car.ru | Автор: Плотников Д. А.
Двигатель Субару Форестер FA20: характеристики, неисправности и тюнинг
В 2012 году японский автопроизводитель, компания Subaru, представил уже четвертое по счёту поколение своего популярного кроссовера Subaru Forester, который получил в свое распоряжение обновленный бензиновый атмосферный двигатель увеличенной мощности. Наибольшей популярностью стал пользоваться двигатель Субару с двумя литрами объема и мощностью 253 лошадиных силы. Этот мотор получил индекс FA20 и зарекомендовал себя исключительно с положительной стороны.
Технические характеристики
Двигатель Субару Форестер FA20 имеет следующие характеристики:
Скачать .xls-файл
Скачать картинку
Отправить на email
ПАРАМЕТРЫ | ЗНАЧЕНИЯ |
---|---|
Годы выпуска | 2012 — |
Вес | Н. д. |
Материал блока цилиндров | алюминий |
Система питания мотора | инжектор |
Тип расположения цилиндров | оппозитный |
Рабочий объем мотора | 2,0 литра |
Мощность двигателя | 253 л. с. |
Количество цилиндров | Четыре |
Количество клапанов | Четыре |
Ход поршня | 86 миллиметров |
Диаметр цилиндров | 86 миллиметров |
Степень сжатия | 10.6 |
Крутящий момент Нм/об.мин | 350 Нм/3000 |
Экологические нормы | ЕВРО 5 |
Топливо | бензин |
Расход топлива | 7,8/100 км |
Масло | 0W-20 |
Объем масла в картере | 6.3 литра |
При замене лить | 6 литра |
Замена масла проводится | Каждые 8 тысяч км |
Ресурс мотора | |
— по данным завода | н. д. |
— на практике | 200 |
Мотор устанавливается на Subaru Forester, Legecy, WRX.
Особенности
Характерной особенностью двигателей Subaru является их оппозитный тип, при котором цилиндры располагаются с углом развала в 180 градусов. Подобная компоновка позволяет с четырехцилиндрового двухлитрового атмосферного мотора снять мощность 253 лошадиных силы.
При обычной V-образной или рядной компоновке двигателя получить такую мощность без турбонагнетателя было бы невозможно. Тогда как в этом силовом агрегате отсутствует компрессор и турбина, что положительно сказывается на показателях надежности.
Отметим, что в 2014 году на базе этой модификации силового агрегата был выпущен мотор с турбокомпрессором, получивший индекс FA20 DIT. Этот двигатель Субару развивал мощность 272 лошадиных силы, однако популярностью у покупателей он не пользовался, так как FA20 DIT с установленной турбиной имел выраженные провалы на низких оборотах.
FA20 – совершенно новый двухлитровый мотор, имеющий алюминиевый блок цилиндров. Он отличается компактностью и занимает минимум места в подкапотном пространстве. При своих показателях мощности этот мотор потребляет минимум топлива, имея показатели топливной экономичности в смешанном режиме на уровне в 7,8 литров на 100 километров. Для среднеразмерного кроссовера такие показатели расхода топлива являются едва ли не рекордными.
Этот мотор использует надежный инжектор с системой прямого впрыска топлива, что обеспечивает максимально полное и качественное сгорание топливной смеси в цилиндрах.
При разработке своего нового мотора компания Subaru активно сотрудничала со специалистами из Тойота, поэтому отдельные системы устанавливаются на этот двигатель по лицензии Тойоты. Например, на двигатели Subaru устанавливается система непосредственного впрыска, которая установлена также на новых модификациях силовых агрегатов от Toyota.
Отметим наличие специальной системы изменения газораспределения на выпускных и впускных распредвалах. Тем самым обеспечивается максимальная эластичность работы силового агрегата, а также улучшаются его показатели экологичности.
Необходимо отметить, что двигатель Субару изначально был разработан под использование высокооктанового топлива. Поэтому в обязательном порядке необходимо использовать качественный 98 бензин, что будет являться залогом беспроблемной эксплуатации этого силового агрегата. А вот попытки сэкономить и заливать в бензобак 92 или 95 бензин приводят к быстрому прогоранию колец и проблемам с клапанной системой.
Отметим также критичность этого мотора к качеству и регулярности проводимого сервисного обслуживания. Именно поэтому замену масла и другие сервисные работы с двигателем необходимо выполнять в полном соответствии с требованиями производителя. В противном случае автовладелец столкнется с необходимостью проведения дорогостоящего сложного ремонта.
У данной модификации двигателя используется цепной привод ГРМ, что упрощает эксплуатацию автомобиля. Однако даже такая надежная система с цепью потребует соответствующего обслуживания. Рекомендуется по прошествии 250-300 тысяч километров пробега проводить замену цепи, которая к этому времени может растянуться, что сопровождается характерными стуками при наборе скорости.
Новые моторы имеют полностью автоматическую систему управления, которая управляет всеми режимами работы двигателя, улучшая его поведение на низких оборотах. Это позволило решить характерную для всех оппозитных двигателей проблему, когда на низких оборотах отмечался провал тяги. Использование такой полностью автоматической системы управления позволяет гарантировать соответствие экологическим нормам Euro 5 и улучшает показатели топливной экономичности.
В целом этот двигатель Субару получился достаточно надежным и при правильном обслуживании не доставляет своим владельцам каких-либо хлопот. Необходимо лишь помнить об обязательном условии использования 98 бензина и оригинального высококачественного масла. Причём проводить замену смазки рекомендуется в два раза чаще, нежели, чем в технической документации к этому автомобилю. То есть, проводить такие сервисные работы следует каждые восемь тысяч километров пробега.
Неисправности
НЕИСПРАВНОСТЬ | ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ |
---|---|
Появление вибрации на низких холостых оборотах. | Проблема кроется в прошивке блока управления, которую необходимо перепрошить новым программным обеспечением. |
Автомобиль часто глохнет. | Возможная причина – это выход из строя шестерни распредвала, что приводит к недостаточному давлению масла. |
Появление выраженных металлических звуков и шелест в моторе Subaru. | Растянулась цепь ГРМ, которая требует замены. |
Появляются характерные звуки стучащих клапанов. | К проблемам с клапанной системой и инжектором приводит использование некачественного бензина. Необходимо вскрыть мотор и после определения конкретных поломок провести замену вышедших из строя деталей. |
Тюнинг
- Самым простым способом увеличения мощности этого силового агрегата является перепрошивка блока управления или же так называемый чип-тюнинг, когда устанавливают новый спортивный блок управления двигателем. Подобные работы позволяют получить порядка 15-20 дополнительных лошадиных сил. Отметим, что такой чип-тюнинг при правильном проведении никоим образом не сказывается на ресурсе двигателя.
- Установка интеркулера, турбины или компрессора позволит поднять мощность выше 400 лошадиных сил. Подобный тюнинг популярен у любителей стритрейсинга, которые получили возможность снять с небольшого по литражу мотора максимально возможную мощность. В то же время следует учитывать тот факт, что установка турбокомпрессора на такой форсированный оппозитный двигатель приведет к существенному снижению надежности силового агрегата. Даже при использовании качественных Turbo-китов капитальный ремонт или замену двигателя Subaru придется выполнять с завидной регулярностью.
Двигатель Субару FB20 | Масло, ресурс, характеристики
Характеристики двигателя Субару FB20
Производство | Gunma Oizumi Plant |
Марка двигателя | FB20 |
Годы выпуска | 2010-н.в. |
Материал блока цилиндров | алюминий |
Система питания | инжектор |
Тип | оппозитный |
Количество цилиндров | 4 |
Клапанов на цилиндр | 4 |
Ход поршня, мм | 90 |
Диаметр цилиндра, мм | 84 |
Степень сжатия | 10.5 |
Объем двигателя, куб.см | 1995 |
Мощность двигателя, л.с./об.мин | 148/6000 150/6200 162/6000 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 196/4200 197/4200 221/4200 |
Топливо | 95 |
Экологические нормы | — |
Вес двигателя, кг | — |
Расход топлива, л/100 км (для Forester) — город — трасса — смешан. | 10.4 6.7 8.0 |
Расход масла, гр./1000 км | до 1000 |
Масло в двигатель | 0W-20 5W-20 5W-30 5W-40 |
Сколько масла в двигателе, л | 4.8 |
Замена масла проводится, км | 15000 (лучше 7500) |
Рабочая температура двигателя, град. | — |
Ресурс двигателя, тыс. км — по данным завода — на практике | — 200+ |
Тюнинг — потенциал — без потери ресурса | — — |
Двигатель устанавливался | Subaru Forester Subaru Impreza/XV |
Неисправности и ремонт двигателя Subaru FB20
В 2010 году был выпущен совершенно новый наследник атмосферного EJ204. Этот мотор остался все таким же оппозитным 4-х цилиндровым с рабочим объемом 2 литра. Блок цилиндров FB20 алюминиевый, открытый, с чугунными гильзами, диаметр цилиндров уменьшился до 84 мм, но ход поршня увеличился до 90 мм и теперь это длинноходный мотор. Также была улучшена система охлаждения, применены новые легкие поршни, облегченные асимметричные шатуны.
На стальных двухслойных прокладках ГБЦ, располагаются две алюминиевые ГБЦ с двумя распредвалами и 4-мя клапанами на цилиндр. На FB20 используется система изменения фаз газораспределения AVCS на впускных и выпускных распредвалах. Эти распредвалы приводятся в действие при помощи цепи ГРМ, которая, по заявлению завода изготовителя, необслуживаемая. На впуске установлен пластиковый впускной коллектор с TGV заслонками, для улучшения экологических показателей. На выпуске использовался новый коллектор и более прямая выхлопная система.
Этот мотор обычно называют FB20B и он показывал 150 л.с. при 6200 об/мин, а крутящий момент достиг 197 Нм при 4200 об/мин.
В 2013 году была показана Subaru XV Hybrid, которая использовала мотор FB20X. Его отличие в использовании дополнительного электромотора, что в сумме увеличивает мощность до 162 л.с. при 6000 об/мин, а крутящий момент до 221 Нм при 2000 об/мин.
Также на базе FB20 был создан более крупный 2.5-литровый FB25.
Проблемы и недостатки двигателей Субару FB20
1. Большой расход масла. Это иногда встречается на FB20 до 2013 года. Проблема, зачастую, в закоксованных маслосъемных кольцах, а также в кривых дефектных блоках цилиндров. Если блок оказался кривой, тогда придется купить блок цилиндров, на этот раз ровный. Кольца же можно попробовать раскоксовать, это поможет на непродолжительное время. В дальнейшем замена, со всеми вытекающими.
Кроме того, чтобы не убить катализатор, нужно использовать хороший бензин, также следите за уровнем масла, это важно для данного движка. Более того, лейте именно то масло в FB20, что рекомендует завод изготовитель, если не хотите получить проблемы с AVCS, с проворотом шатунных вкладышей, с жором масла и преждевременной капиталкой. Меняйте масло чаще, чем рекомендуется, через каждые 5000-7500 км. Чтобы увеличить ресурс FB20, не стоит агрессивно его эксплуатировать, спокойная езда позволит существенно снизить риск нарваться на неприятность.
Тюнинг двигателя Subaru FB20
Чип-тюнинг
FB20 это типичный современный мотор, созданный, прежде всего, как экономичный и экологичный силовой агрегат. Кроме того, мотор термонагруженный, имеет склонность к жору масла, поэтому не нужно строить иллюзий по поводу тюнинга. Вы можете чуть агрессивней прошить блок управления, поставить выхлоп погромче и получить приятное субаровское звуковое сопровождение. Больше ничего делать не стоит, тем более FB20 турбо, лучше купите другой автомобиль.
РЕЙТИНГ ДВИГАТЕЛЯ: 4
<<НАЗАД