Наименование точки смазывания |
Кол. точек |
Кол. смазоч. материала |
Наименование смазки, масла |
Периодичность |
Выполняемые работы |
||
|
|
|
|
ТО-1 |
ТО-2 |
СО |
|
Система смазки двигателя |
1 |
6 л |
См. табл. 11. 5 |
+ |
+ |
— |
Сменить масло и фильтрующий элемент масляного фильтра (см. раздел 4.1) — ЗМЗ-4025, 4026. Сменить масло и масляный фильтр — двигатели 4215, ЗМЗ-4061, 4063. |
Втулка ротора датчика-распределителя зажигания (421 ЗМЗ-4025, 4026) |
1 |
|
Масло для двигателя |
|
+ |
— |
Смазать 4-5 каплями втулку ротора |
Картер коробки передач |
1 |
1,2 л |
При температуре от -25° С до +40° С масло «Супер Т-3″. Дублирующие масла: ТСп-15К, «Уфалюб унитранс», «Девон СуперТ». При температуре от -40° С до +20° С масло «Лукойл ТМ-5» SAE 75W90 |
— — |
+ +++ |
— — |
Проверить уровень и, при необходимости долить до уровня нижней кромки заливного отверстия (для пробки, расположенной с правой стороны) или на 7 мм ниже уровня нижней кромки заливного отверстия (для пробки, расположенной с левой стороны). Сменить масло, очистить магнитную сливную пробку. |
Игольчатые подшипники карданных шарниров |
3 |
60 г |
Масло «Супер Т-3». Дублирующие масла: «Уфалюб Унитрас», «Девон Супер Т» |
— |
+ |
— |
Сменить через пресс-масленки до выхода свежей смазки из-под всех уплотнений |
Втулки и опорные подшипники шкворней поворотных кулаков |
2 |
25 г |
Солидол С Дублирующая смазка Солидол Ж |
+ |
+ |
— |
Смазать через пресс-масленку до появления смазки из-под уплотнителя опорного подшипника и из зазора между верхней бобышкой кулака и балкой. В случае выхода смазки из-под крышки шкворня необходимо подтянуть болты крепления крышки и промыть шкворневое соединение смесью трансмиссионного масла с керосином в соотношении 1:1 через пресс-масленку |
Картер заднего моста |
1 |
3,0 л (2,2* л) |
При температуре от -25° С до +40° С масло «Супер Т-3″. Дублирующие масла: «Уфалюб унитранс», «Девон СуперТ». При температуре от -40° С до +20° С масло «Лукойл ТМ5» SAE 75W90 |
— — |
+ +++ |
— — |
Проверить уровень и, при необходимости, долить до уровня контрольной пробки. Сменить масло, очистить магнитную сливную пробку после эксплуатации при низких температурах на масле с добавлением дизельного топлива, сменить масло весной |
Подшипники ступиц задних колес |
4 |
66 г |
При температуре от -25° С до +40° С масло «Супер Т-3″. Дублирующие масла: «Уфалюб унитранс», «Девон СуперТ». При температуре от -40° С до +20° С масло «Лукойл ТМ5» SAE 75W90 |
— |
+++ |
— |
При смене масла в заднем мосту снять ступицы, промыть их керосином, просушить, заложить по 15 г смазки в каждый подшипник и в полость между рабочими кромками манжет на 2/3 объема. Смазать рабочие кромки манжеты тонким слоем смазки. |
Подшипники ступиц передних колес |
4 |
270 г |
Литол-24. Дублирующая смазка ЛИТА |
— |
+++ |
— |
Снять ступицы, промыть керосином, просушить заложить свежую смазку по 15 г во внутренние подшипники, по 10 г в наружные подшипники, по 110 г в полости ступиц и в полость между рабочими кромками манжет, смазав кромки тонким слоем смазки. Установить ступицы и произвести регулировку подшипников |
Амортизаторы |
4 |
0,28х4=112 г |
АЖ-12Т. Дублирующая жидкость — веретенное масло АУ |
— |
— |
— |
Сменить, при необходимости, жидкость |
Картер рулевого механизма |
1 |
0,45-0,5 л |
Масло «Супер Т-3» Дублирующие масла: «Уфалюб Унитранс», «Девон Супер Т» |
— |
+ |
— |
Проверить уровень и, при необходимости, долить. Уровень масла должен быть в пределах 15 мм вниз от нижней кромки заливного отверстия |
Уплотнитель рулевого вала |
1 |
5 г |
Смазка Литол-24. Дублирующая смазка ЛИТА |
— |
— |
+ |
Сдвинуть кромку уплотнителя и смазать рабочую поверхность вала |
Карданные шарниры рулевого привода |
4 |
7 г |
Литол-24. Дублирующие смазки: Солидол С, Солидол Ж |
— |
— |
+ |
Смазать через пресс-масленку до появления свежей смазки |
Пополнительный бачок главного тормозного цилиндра |
1 |
0,52 л |
Тормозная жидкость «РОСДОТ». Дублирующая жидкость «Томь» |
— |
— |
+ |
Сменить жидкость два раза в год (весной) |
Бачок главного цилиндра гидропривода выключения сцепления |
1 |
0,2 л |
Тормозная жидкость «РОСДОТ». Дублирующая жидкость «Томь» |
— |
— |
+ |
Сменить жидкость два раза в год (весной) |
Клеммы аккумуляторной батареи |
2 |
10 г |
Пластичная смазка ПВК или солидол |
— |
— |
+ |
Смазать тонким слоем |
Замки и приводы замков дверей (наружный и внутренний) |
28 |
40 г |
Масло ВМГЗ или МГЕ10А |
— |
+ |
+ |
|
Выключатели замков дверей |
4 |
8 г |
Литол-24. Дублирующая смазка ЛИТА |
— |
— |
+ |
Перед смазкой промыть |
Ограничители дверей кабины |
2 |
2 г |
Литол-24. Дублирующая смазка ЛИТА |
— |
— |
+ |
Смазать рычаг по мере необходимости при появлении скрипа |
Трущиеся поверхности направляющих боковой двери |
3 |
30 г |
Литол-24. Дублирующая смазка ЛИТА |
— |
+ |
— |
Перед смазкой протереть |
Замок капота |
1 |
1 г |
Масло ВМГЗ или МГЕ10А |
|
|
|
При необходимости, при заедании щеколды |
Привод замка капота |
1 |
15 г |
Литол-24. Дублирующая смазка ЛИТА |
— |
— |
+ |
Перед смазкой промыть. Смазать трущиеся поверхности тонким слоем |
Петли капота |
2 |
2 г |
Масло ВМГЗ или МГЕ10А |
— |
— |
+ |
Смазать при необходимости, при появлении скрипа |
Подшипник верхнего ролика боковой двери автофургонов и автобусов |
1 |
20 г |
Литол-24, ЛИТА или ЦИАТИМ-201 |
+ |
+ |
— |
Заложить смазку |
Система охлаждения двигателя |
1 |
9,7** л 11,5*** л |
Охлаждающие жидкости ТОСОЛ-А40М, ОЖ-40, «Лена», «Термосол», Марка А-40 |
— |
— |
+ |
Проверить плотность при сезонном обслуживании |
Chevrolet Niva | Особенности конструкции системы смазки
На автомобилях UAZ Hunter, оснащенных двигателями ЗМЗ-514, применена многофункциональная комбинированная система смазки: разбрызгиванием и под давлением. Система смазки применяется также для охлаждения поршней и подшипников турбокомпрессора, а также приводит в рабочее состояние гидроопоры рычагов привода клапанов и гидронатяжители цепей.
Рис. 5.16. Схема системы смазки: 1 – форсунка охлаждения поршня; 2 – главная масляная магистраль; 3 – жидкостно-масляный теплообменник; 4 – масляный фильтр; 5 – калиброванное отверстие подачи масла на шестерни привода масляного насоса; 6 – шланг подвода масла к вакуумному насосу; 7 – шланг слива масла из вакуумного насоса; 8 – подвод масла к верхнему подшипнику валика привода масляного насоса; 9 – вакуумный насос; 10 – подача масла к втулкам промежуточного вала; 11 – подвод масла к гидроопоре; 12 – верхний гидронатяжитель цепи; 13 – крышка маслоналивной горловины; 14 – рукоятка указателя уровня масла; 15 – подвод масла к опорной шейке распределительного вала; 16 – датчик сигнальной лампы аварийного падения давления масла; 17 – турбокомпрессор; 18 – нагнетательная трубка масла в турбокомпрессор; 19 – шатунный подшипник; 20 – шланг слива масла из турбокомпрессора; 21 – коренной подшипник; 22 – указатель уровня масла; 23 – метка «П» верхнего уровня масла; 24 – метка «0» нижнего уровня масла; 25 – пробка маслосливного отверстия; 26 – маслоприемник с сеткой; 27 – масляный насос; 28 – масляный картер; 29 – датчик указателя давления масла |
Масляный насос 27 (рис. 5.16) засасывает масло из картера 28 и через канал в блоке цилиндров подводит его к жидкостно-масляному теплообменнику 3, а затем к полнопоточному фильтру 4. В случае превышения давления 450 кПа (4,5 кгс/см2) плунжер редукционного клапана в масляном насосе открывает перепускное отверстие, через которое масло перетекает в зону всасывания масляного насоса.
После прохождения через фильтр масло поступает в главную масляную магистраль 2 и через каналы в блоке цилиндров смазывает коренные подшипники 21, подшипники промежуточного вала, верхний подшипник валика привода масляного насоса и подводится к гидронатяжителю цепи первой ступени привода распределительных валов.
Шатунные подшипники 19 смазываются маслом, поступающим через внутренние каналы коленчатого вала от коренных подшипников. Верхние головки шатунов и поршневые пальцы смазываются разбрызгиванием. Для смазки опорной поверхности ведомой шестерни привода и нижнего подшипника валика масло подается от верхнего подшипника валика привода масляного насоса через поперечные отверстия и внутреннюю полость валика.
Рис. 5.17. Схема работы форсунки охлаждения поршня: 1 – корпус клапана; 2 – корпус форсунки; 3 – трубка; 4 – поршень |
В подшипниковый узел турбокомпрессора 17 через специальные отверстия в блоке масло под давлением поступает по нагнетательной трубке 18, после чего отработанное масло стекает в масляный картер двигателя по шлангу 20.
В системе смазки двигателя установлены датчики сигнальной лампы аварийного падения давления масла 16 и указателя давления масла 29. Сигнальная лампа аварийного падения давления масла загорается при давлении масла 40–80 кПа (0,4–0,8 кгс/см2).
Моющие средства для чистки |
Chevrolet Niva | Система смазки двигателя
4.1. Снятие и установка поддона картера
4.2. Масляный насос
4.2.1. Снятие и установка
4.2.2. Ремонт масляного насоса
4.3. Масляный фильтр
4.4. Проверка давления масла
4.5. Масляный радиатор
4.6. Замена масла в двигателе
Система смазки двигателя служит для подачи масла ко всем трущимся деталям двигателя при его работе, вследствие чего снижаются потери мощности на трение между деталями и уменьшается износ трущихся поверхностей. Кроме того, масло, проходя между трущимися деталями двигателя, охлаждает их и уносит продукты износа.
Двигатель VR6
Система смазки комбинированная: под давлением, за счет работы масляного насоса и разбрызгиванием.
Рис. 165. Детали масляного насоса: 1 — блок цилиндров; 2 — болт, 10 Н·м; 3 — крышка привода масляного насоса; 4 — O-образное уплотнительное кольцо, всегда на замену; 5 — ведущая шестеренка; 6 — вал привода насоса; 7 — промежуточный вал; 8 — регулировочная шайба; 9 — болт, 25 Н·м; 10 — масляный насос; 11 — болт, 10 Н·м |
Масляный фильтр на двигателе VR6 разборный и состоит из корпуса фильтра, внутри которого расположен съемный фильтрующий элемент. При замене масла в двигатель заливается всего 5,5 л моторного масла, из них 5,0 л масла находится в двигателе и примерно 0,5 л — в масляном фильтре. При замене масла следует помнить об этом, особенно в том случае, если сам фильтр не заменяется.
Масло из поддона картера насосом нагнетается в масляный фильтр, из которого оно подается в главную магистраль, расположенную в блоке цилиндров, откуда масло отводится по поперечным каналам к подшипникам коленчатого и распределительного валов и далее к другим точкам смазывания.
В блоке цилиндров расположены клапан для отвода масла и жиклеры для смазки кривошипно-шатунного механизма. Это единственные части системы смазки двигателя, которые можно заменить, только сняв двигатель с автомобиля. Все другие части системы смазки можно заменять на установленном двигателе.
Двухлитровый двигатель
Двигатель также смазывается маслом, циркулирующим под давлением.
Рис. 166. Система смазки 2,0-литрового двигателя: 1 — прокладка, замените на новую; 2 — крышка маслоналивной горловины; 3 — щуп для проверки уровня масла; 4 — направляющая трубка щупа для проверки уровня масла; 5 — переключатель давления масла на 25 кПа; 6 — переключатель давления масла на 180 кПа; 7 — обратный клапан, 5 Н·м; 8 — заглушки; 9 — гайка, 25 Н·м; 10 — основание масляного фильтра; 11 — O-образное уплотнительное кольцо, всегда на замену; 12 — масляный радиатор; 13 — масляный фильтр; 14 — шестерня масляного насоса; 15 — крышка масляного насоса с редукционным клапаном; 16 — болт, 10 Н·м; 17 — болт, 20 Н·м; 18 — болт крепления масляного картера; 19 — уплотнительное кольцо, замените; 20 — пробка отверстия для слива масла; 21 — масляный поддон; 22 — прокладка, замените на новую; 23 — маслоприемник; 24 — масляный направляющий щиток; 25 — прокладка, замените на новую |
Масляный радиатор жидкостного охлаждения установлен между основанием 10 масляного фильтра и масляным фильтром 13. При замене масла в двигатель заливается 4,7 л моторного масла, из них 4,2 л масла находится в двигателе и 0,5 л в масляном фильтре.
Chevrolet Niva | Система смазки
3.1.2.5. Система смазки
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Система смазки
1 – масляный насос, 2 – масляный поддон, 3 – масляный фильтр, 4 – указатель уровня масла |
Контур смазки двигателя
Установка трубопровода подачи масла к подшипникам распредвала
Масляный насос забирает моторное масло из картера и под давлением подает его через короткий канал к полнопроточному масляному фильтру. Находящийся в насосе предохранительный клапан регулирует максимальное давление создаваемое насосом. При превышении давления создаваемого насосом, клапан открывается и перепускает масло в картер. Очищенное масло через фильтр поступает в главную масляную магистраль. В случае засорения фильтра открывается редукционный клапан и часть масла, без очистки, направляет в главную магистраль.
От главной магистрали масло по пяти маленьким каналам поступает к коренным шейкам коленчатого вала. Через диагональные отверстия в коленчатом валу масло поступает к шатунным шейкам и далее разбрызгивается на стенки цилиндров.
С главной магистрали масло поступает к промежуточному валу и далее к распределителю зажигания. Одновременно, моторное масло через три маслопровода подается непосредственно к подшипникам распредвала. Со среднего подшипника, через распылительные маслопроводы масло подается на все кулачки и рычаги.
Проверка давления масла
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||||||||
|
Замена масляного фильтра
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||
|
Ремонт масляного насоса
Крепление масляного насоса
1 – болты крепления насоса, 2 – насос, 3 – трубка маслоприемника |
Масляный насос
1 – корпус, 2 – наружная шестерня, 3 – внутренняя шестерня, 4 – крышка, 5 – сетка маслоприемника, 6 – трубка маслоприемника, 7 – прокладка, 8 – предохранительный клапан |
Проверка зазора между внешним ротором и корпусом масляного насоса
Проверка осевого люфта ротора масляного насоса
Предупреждение
Шестерни масляного насоса подобраны парами и в случае необходимости следует заменять обе шестерни.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||||||||||||||||
|
Chevrolet Niva | Система смазки
5.1. Введение
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Детали системы смазки
1. Масляный картер |
8. Нижняя крышка блока цилиндра 9. Ведущая шестерня масляного насоса 10. Ведомая шестерня масляного насоса 11. Крышка масляного насоса 12. Редукционный клапан 13. Форсунки для охлаждения днища поршня 14. Маслосливная пробка |
Схема смазочной системы двигателя 4D56T
Проверка зазоров в масляном насосе
1. Проверка зазора между наружным диаметром ведущей шестерни и раточкой корпуса насоса 2. Проверка зазора между наружным диаметром ведомой шестерни и расточкой корпуса насоса 3. Проверка зазора между зубьями шестерен и разделительным серпом 4. Проверка зазора между торцами шестерен и плоскостью корпуса насоса |
Двигатель имеет систему смазки под давлением, создаваемым шестеренчатым насосом с приводом непосредственно от коленчатого вала (cм. рис. Детали системы смазки). Кроме масляного насоса, в состав системы смазки включены масляный фильтр и масляный радиатор, а также форсунки, установленные в основании каждого цилиндра, через которые разбрызгивается масло для охлаждения днищ поршней.
Масляный насос шестеренчатого типа с внутренним зацеплением.
Давление масла на холостом ходу, кгс/см2 – 2.
Давление срабатывания датчика контрольной лампы давления масла, кгс/ см2 – 0,3.
Давление открытия клапанов форсунок для охлаждения днищ поршней, кгс/ см2 – 2.
Предупреждение
На двигателях 4D56Т вместо шестеренчатого масляного насоса применяется насос с трохоидальным зацеплением, обеспечивающий более высокую производительность.
Давление открытия редукционного клапана масляного фильтра, кгс/ см2 – 1,5.
Ход клапана термостат масляного радиатора, мм:
– при температуре окружающего воздуха: 34,5;
– погруженного в масло, нагретое до 100° С: 40.
Температура открытия системы охлаждения масла: 80° С.
Сменный фильтрующий элемент снабжен встроенным перепускным клапаном.
При эксплуатации в нормальных условиях фильтрующий элемент подлежит замене через
каждые 10000 км пробега, при эксплуатации в тяжелых условиях – через каждые
6000 км пробега.
Давление открытия перепускного клапана, кгс/см2 – 5,5.
Марка фильтрующего элемента: Mitsubishi.
Предупреждение
На двигателях 4D56Т устанавливается новый масляный фильтр с двумя ступенями очистки марки Mitsubishi.
Масляный радиатор пластинчатого типа установлен перед радиатором системы охлаждения двигателя 4D56Т.
Охлаждающая способность, кДж/ч: 12,98.
Система смазки включает в себя отводную магистраль с перепускным клапаном, направляющим
масло к масляному радиатору (см. рис. Схема смазочной системы двигателя 4D56T).
Благодаря этому обеспечивается непрерывный подвод масла к трущимся деталям двигателя в случае засорения и непроходимости масляного радиатора. Открытие перепускного клапана, установленного на боковой стороне двигателя, определяется только температурой масла. При открытом клапане это позволяет сократить время, необходимое для разогрева масла при запуске холодного двигателя.
Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||
|
Сборка
Сборка масляного насоса производится в порядке, обратном разборке, соблюдая
метки, нанесенные при разборке на шестернях.
Chevrolet Niva | Система смазки — общая информация
Система смазки — общая информация
Устройство и принцип функционированияДвигатели SOHC
Масляный насос роторного типа состоит из корпуса, внутри которого расположены
внутренняя и наружная шестерни. За счет вращения шестерен обеспечивается подача
масла к узлам двигателя. Внутренняя шестерня (ротор) сопряжена непосредственно
с цапфой коленчатого вала и, в свою очередь обеспечивает привод наружной шестерни
(ротора). Напор обеспечивается за счет изменения в ходе вращения объема межроторной
полости и поддерживается на требуемом уровне при помощи редукционного клапана,
возвращающего избыток масла обратно на вход насосной сборки.
Контур системы смазки двигателя SOHC
Из насоса масло по каналу, расположенному в нижней части правого полублока, поступает в полнопоточный масляный фильтр, откуда подается в главную масляную галерею правого полублока и распределяется по внутренним компонентам двигателя.
Помимо блока, масло под давлением подается также в головки цилиндров для смазывания компонентов клапанных механизмов. Количество поступающего масла регулируется посредством установленных в масляных каналах распылителей. В оси коромысел привода клапанов вмонтированы редукционные клапаны, обеспечивающие удержание давления масла в заданных пределах, гарантирующих исправность функционирования гидравлических корректоров клапанных зазоров.
Поддон картера двигателя снабжен маслоотражательной пластиной, обеспечивающей стабилизацию расходной характеристики масляного насоса.
Двигатели DOHC
В отличие от двигателей SOHC, на данных двигателях масло подается из насоса сначала в маслоохладитель и лишь затем в полнопоточный фильтр.
Контур системы смазки двигателя DOHC
Из фильтра масло поступает в главные масляные галереи левого и правого полублоков.
Редукционные клапаны, регулирующие давление в магистралях головок цилиндров расположены в отдельных маслотоках, соединяющих гнезда гидрокорректоров клапанных зазоров.
Передние подшипники распределительных валов смазываются маслом, поступающим по каналам, проложенным внутри собственно валов.
Полнопоточный масляный фильтр
Полнопоточный масляный фильтр имеет неразборную конструкцию.
Конструкция полнопоточного масляного фильтра
Фильтрующий элемент выполнен из гофрированного картона, внутрь сборки вмонтирован перепускной клапан.
Поддон картера и маслозаборник
Поддон картера крепится к блоку двигателя снизу, сопрягаемая поверхность уплотняется
жидким герметиком. Маслозаборник оборудован сетчатым фильтром, предотвращающим
попадание в систему смазки опилок и других твердых посторонних частиц. Приемный
узел маслозаборника помещается в центральной части поддона картера. По соединительной
трубке масло всасывается из поддона в расположенный в левом полублоке масляный
насос.
Маслоотражательные перегородки, установленные в поддоне и нижней части картера двигателя, служат для стабилизации уровня масла, а также обеспечивают дополнительную жесткость поддону.
Датчик давления масла
Конструкция датчика аварийного давления масла
Датчик аварийного давления масла расположен в верхней части блока цилиндров. Конструкция датчика представлена на сопроводительной иллюстрации.
При включении зажигании, пока не обеспечивается требуемый подъем давления масла, диафрагма датчика под действием пружины перемещается в сторону блока цилиндров и замыкает электрические контакты сборки, в результате чего происходит срабатывание вмонтированной в комбинацию приборов контрольной лампы.
После запуска двигателя, когда давление масла превышает значение 14.7 кПа, диафрагма датчика перемещается в противоположную сторону, в результате чего контакты размыкаются и контрольная лампа гаснет.