РазноеРечевое развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Как игра способствует речевому развитию дошкольников. Какие виды игр наиболее эффективны для развития речи детей 5-7 лет. Какие речевые навыки формируются у старших дошкольников в процессе игровой деятельности. Каковы особенности организации игр для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст (5-7 лет) — это период активного речевого развития ребенка. В этом возрасте происходят значительные изменения во всех сторонах речи дошкольника:

  • Существенно увеличивается словарный запас (до 3000-3500 слов)
  • Развивается связная речь
  • Совершенствуется звуковая сторона речи
  • Формируется грамматический строй речи
  • Развивается регулирующая и планирующая функции речи

К 6-7 годам речь становится основным средством общения и познания. Дети начинают активно использовать все части речи, демонстрируют богатый словарный запас и развернутую фразовую речь.


Роль игры в речевом развитии детей дошкольного возраста

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Она оказывает огромное влияние на развитие всех психических процессов ребенка, в том числе и на формирование речи. В процессе игры:

  • Активизируется и обогащается словарный запас
  • Формируется грамматический строй речи
  • Развивается связная речь
  • Совершенствуется звуковая культура речи
  • Формируются коммуникативные навыки

Игровая деятельность создает благоприятные условия для развития речи, так как в игре ребенок испытывает потребность в речевом общении.

Виды игр, способствующих речевому развитию дошкольников

Для речевого развития детей старшего дошкольного возраста эффективны следующие виды игр:

Сюжетно-ролевые игры

Это наиболее сложный и интересный для детей вид игры. В процессе сюжетно-ролевой игры дошкольники:

  • Активно используют диалогическую речь
  • Пополняют словарный запас
  • Учатся выражать свои мысли
  • Развивают связную речь

Дидактические игры

Специально созданные игры для решения определенных дидактических задач. Они эффективны для:


  • Расширения словарного запаса
  • Формирования грамматического строя речи
  • Развития фонематического слуха
  • Совершенствования звукопроизношения

Подвижные игры

Сочетают в себе физическую активность и речевое сопровождение. Способствуют:

  • Развитию речевого дыхания
  • Формированию умения соотносить речь с движением
  • Развитию фонематического слуха

Особенности организации игр для речевого развития старших дошкольников

При организации игр, направленных на речевое развитие детей 5-7 лет, следует учитывать следующие моменты:

  • Игры должны соответствовать возрасту и уровню развития детей
  • Необходимо создавать ситуации, стимулирующие речевую активность
  • Важно обеспечить речевую среду (использование новых слов, грамматических конструкций)
  • Следует поощрять инициативу детей в общении
  • Нужно предоставлять детям возможность выбора игр и партнеров по игре

Речевые навыки, формируемые в игровой деятельности

В процессе разнообразных игр у детей старшего дошкольного возраста формируются следующие речевые навыки:


  • Умение вести диалог
  • Способность выражать свои мысли связно и последовательно
  • Навыки словообразования и словоизменения
  • Умение использовать в речи различные части речи
  • Способность правильно произносить все звуки родного языка
  • Умение пользоваться интонационными средствами выразительности

Влияние игровой деятельности на развитие связной речи дошкольников

Игровая деятельность оказывает значительное влияние на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. В процессе игры дети учатся:

  • Составлять описательные рассказы (описывая игрушки, предметы)
  • Пересказывать небольшие тексты
  • Составлять рассказы по картинкам
  • Придумывать собственные истории

Игра создает естественную ситуацию общения, в которой дети охотно делятся своими мыслями, впечатлениями, что способствует развитию связной речи.

Роль взрослого в организации игр для речевого развития дошкольников

Взрослый (педагог или родитель) играет важную роль в организации игр, направленных на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. Его задачи:


  • Создавать развивающую предметно-пространственную среду
  • Подбирать игры в соответствии с задачами речевого развития
  • Стимулировать речевую активность детей в процессе игры
  • Помогать детям в случае затруднений
  • Быть речевым образцом для детей
  • Оценивать результаты игровой деятельности

Оценка эффективности игровой деятельности для речевого развития дошкольников

Для оценки эффективности игровой деятельности в плане речевого развития детей старшего дошкольного возраста можно использовать следующие критерии:

  • Увеличение словарного запаса
  • Улучшение грамматического строя речи
  • Развитие связной речи
  • Совершенствование звукопроизношения
  • Повышение речевой активности
  • Улучшение коммуникативных навыков

Регулярное проведение игр, направленных на речевое развитие, позволяет достичь значительных результатов в формировании речи детей старшего дошкольного возраста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *