Устройство замка зажигания: принцип работы
В современных автомобилях запуск двигателя водителем осуществляется разными способами. В некоторых машинах внедрен бесконтактный пуск мотора, а часть легковушек заводится после нажатия кнопки «Старт/Стоп». Однако подавляющее большинство автомобилей оснащено классическим замком зажигания, который замыкает провода после проворота ключа водителем.
Основные составляющие элементы замка
Прежде чем описывать устройство замка зажигания, необходимо знать, что появился данный узел в автомобиле не сразу. Так как он чаще всего используется для запуска стартера, который был внедрен в конструкцию авто не на ранних этапах. Первые машины заводились криволинейным рычагом, вставляемым в переднюю часть авто, и напрямую вращающие коленвал.
Замком зажигания принято называть базовый коммутирующий элемент, обеспечивающий подачу питания непосредственно на электрические системы и способствующий минимизации разрядки аккумуляторной батареи во время парковки либо стоянки транспорта.
Большинство моделей замков конструкционно поделены на механические и электрические блоки. Блок с механикой включает в себя личинку замка. В этом цилиндрическом устройстве скрывается механический «секрет», состоящий из цилиндров и пружинок, располагающихся в определенном порядке. Это обеспечивает необходимость использования уникального ключа для конкретного замка.
Второй блок наделен группой электрических контактов. Их соединение между собой осуществляется по определенному алгоритму, который зависит от того, насколько повернут ключ.
Встроенный замок кроме вращения модуля с контактами способствует блокировке руля. В данной операции задействован установленный в конструкцию блокировочный штекер. При установке в крайнюю первоначальную точку он выезжает из замочного корпуса и фиксируется в спецпазу, расположенном на рулевой колонке. В популярных ВАЗовских моделях завод-изготовить монтирует типы замков:
Конструкция замка зажигания предполагает наличие нескольких обязательных частей. Основными составляющими узлов являются элементы:
- кожух;
- скобка;
- контактный узел;
- «секрет» замка;
- оболочка;
- штифтовой фиксатор.
Секрет жестко взаимодействует с кабелем и монтируется внутри крупной пружины. Первый конец пружинки зафиксирован на замочном корпусе, а второй – на личинке. Благодаря вмонтированной пружине происходит сомопроизвольное возвращение замка в первоначальную позицию.
Конструкция замка рассчитана как на поворот, так и на фиксацию его в каком-либо из положений. На этот случай цилиндрический поводок оснащен сквозным радиальным каналом. По обе стороны на нем имеются подпружиненные шарики. После поворота на определенный угол шарики попадают в лунку, что позволяет зафиксировать конструкцию в такой позиции.
Контактный узел, разработанный инженерами, включает в себя два элемента: статичную колодку с установленными на ней соединительными контактами и вращающийся диск с вмонтированными пластинками. По пластинам пускается электричество, в момент вращения ключа водителем. Обычно на колодке располагается шесть или больше контактов с выходами к тыльной стороне. Большинство выпускаемых сейчас замков оснащено пластинными контактами с единственным разъемом. Входящая в состав замка и расположенная внутри корпуса группа контактов рассчитана на запуск следующих узлов:
- электростартер;
- система зажигания;
- сигнальные приборы.
Мониторинг работоспособности группы обычно осуществляют подключаемой контрольной лампой. Однако до этой операции специалисты рекомендуют тестировать подходящие к разъему кабели на возможные повреждения. При выявлении проблем с изоляцией необходимо их исправить.
Функционирование замка
Производители, разрабатывая принцип работы замка зажигания, предусмотрели возможность решения нескольких задач данным узлом. Основные из них следующие:
- подключение/отключение к АКБ автомобиля;
- переключение на генератор после запуска бортовой системы;
- замок помогает соединять контакты для запуска стартера;
- при отключенном моторе соединяются контакты, помогающие работе бортовой системы и подключенным к ней приборам;
- выполняет противоугонные функции, обеспечивая блокировку руля при выключенном моторе и изъятом ключе.
Так как работает замок зажигания в нескольких положениях, то производители обеспечивают 2–4 фиксированных рабочих позиции для замка. Исходя из конкретного угла поворота, удастся определить, какие системы питания запущены в данный момент.
Важно! Особая конструкция замка предполагает возможность изъятия ключа исключительно в одном первоначальном положении, когда выключен мотор и отключены приборы-потребители.
Фиксированные положения
Чтобы водители чувствовали себя комфортно в любом автомобиле, производители унифицировали работу замка зажигания. Последовательный проворот ключа обеспечит включение одного из режимов:
- «Включено». В отечественных машинах изначальное положение маркируется как «нулевое», но в некоторых моделях старых машин оно является «первым». Для современных авто не принято уже маркировать данную позицию.
- «Зажигание». Поворот по часовой стрелке до щелчка запустит режим зажигания, обозначенный на замке «ON» или «З».
- «Стартер». Очередное переключение маркируется подписью «Start» или номером позиции.
- «Стоянка». Иностранные автомобили при подобной позиции переходят в режим блокировки или стоянки. Он обозначен «Lock».
- «Допооборудование». Обычно российские машины не оснащены такой позицией замка. В иномарках используется обозначение «Acc».
После того, как водитель вставит ключ в скважину нашего авто и повернет его до первого щелчка («On»), появится возможность запуска световых приборов, «дворников», отопителя и пр. В иномарках сразу можно запускать и магнитолу, салонный свет и прикуриватель.
Один из дальнейших проворотов запустит стартер, но в таком положении ключ не получится удержать. Позиция является нефиксированной. После того как запустится мотор, замок отпружинится в предыдущее положение.
Правильное подключение замка
Когда контактные кабели собраны в единый пучок, завершающийся колодкой, то соединение не представляет сложностей. Достаточно правильно установить контакты. В том случае, когда приходится выбирать поконтактно, необходимо руководствоваться схемой с нумерованными клеммами:
- «50» – красный кабель для работы стартера;
- «15» – синий и черная полоса запускает обогрев салона, зажигание и пр.
- «30» – розовый кабель;
- «30/1» – коричневый кабель;
- «INT» – черный кабель, запускающий габариты и головные фары.
Важно контролировать не только правильность соединения проводки, но и качество соединения с электропитанием. В противном случае проявятся сбои в работе.
Заключение
Водителю рекомендуется следить за состоянием замка зажигания и ключа. Также не стоит оставлять его в машине без присмотра, что злоумышленники не угнали машину.
Интересное по теме:
загрузка…
Вконтакте
Одноклассники
Google+
что нужно знать при запуске авто?
Рад Вашему посещению, дорогой друг! Продолжаем изучать устройство автомобилей и сегодня у нас принцип работы замка зажигания. «Мал, да удал», — гласит пословица, и она как нельзя лучше описывает героя этой статьи. Речь, как вы поняли, о замке зажигания.
Каков же принцип работы замка зажигания?
Замок зажигания без сомнения является важным элементом, ведь без него двигатель не заведётся и машина не сдвинется с места. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что в ХХI веке он постепенно теряет актуальность, уступая место системам бесконтактного запуска и модным кнопкам «Старт».
Но о них в другой раз, а сейчас время поближе перейти к знакомству с замком зажигания, так как львиная доля авто, передвигающихся по нашим дорогам, оборудована именно им.
Всегда ли нужен был автомобилю ключ?
Наверняка, вам уже поскорее хочется узнать принцип работы замка зажигания, но об этом немного позже.
Начнём, как всегда, с небольшого экскурса в историю и теорию. Для чего мы поворачиваем ключ в этом устройстве?
Главная причина – желание запустить двигатель, который начинает работу при помощи стартера. Именно на это устройство подаётся электрический ток через ЗЗ, как через ворота, от аккумулятора.
На заре автомобилестроения стартеров не существовало, поэтому отсутствовала необходимость и в замках зажигания. Мотор заводили вручную специальным металлическим штырём, и, понятное дело, такой процесс вряд ли можно было назвать удобным и лёгким.
Кстати, как альтернатива, этот метод запуска силового агрегата был доступен на отечественных авто почти до 90-х годов минувшего столетия.
Что же касается электрических стартеров, то они начали появляться в начале ХХ века, а с ними и замки зажигания. Изначально ключи к ним были лишь формальностью, дающей возможность повернуть замок зажигания, но с ростом числа транспортных средств, росло и число людей, которые любили «покататься» на чужих авто.
Поэтому довольно скоро замки зажигания стали не только частью системы запуска машины, а ещё и противоугонным элементом.
Принцип работы замка зажигания ВАЗов: особенности и нюансы
Рассмотреть алгоритм работы ЗЗ проще всего на основе любимого нами отечественного автопрома. Принцип работы замка зажигания ВАЗ 2110 или какой-либо другой модели Волжского автозавода идентичны, меняется лишь схема устройства и то не радикально.
Как правило, ключ может находиться в трёх положениях:
- 0 – практически все потребители электроэнергии в машине отключены, только в этой позиции можно вынуть и вставить ключ;
- I – в этом положении к аккумулятору подключаются различные приборы, например, можно включить фары, магнитолу, дворники и прочее, ключ может находиться в этом положении фиксировано и не вынимается;
- II – наверное, самое главное положение, так как оно активирует стартер двигателя. При переводе в эту позицию, ключ затем сам возвращается в I.
В более старых моделях, так называемой «классике», может встречаться ещё одно положение замка, маркированное как «III». В нём происходит механическая блокировка рулевой колонки.
Как мы уже сказали, алгоритм работы ЗЗ у автомобилей ВАЗ очень похож. Так, к примеру, принцип работы замка зажигания Калины почти ничем не отличается от ВАЗ 2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112 и других.
Не лишним будет упомянуть о такой интересной фишке вышеупомянутых моделей, как блокировка повторного запуска стартера при работающем двигателе.
Причём принцип работы этой функции замка зажигания реализован так, что даже при неудачной попытке раскрутить мотор необходимо проделать дополнительные манипуляции – перевести замок в положение 0 и лишь потом можно вновь переключить в II.
Итак, дорогие наши читатели, вы уже наверняка поняли, что функция замка зажигания сведена к довольно простым действиям – коммутации различных групп электрических контактов, которые отвечают за свои потребители в автомобиле.
Конечно, этот краткий обзор данного узла не претендует на всеобъемлющий технический трактат, но всё же позволяет вникнуть в суть его конструкции.
До новых встреч!.
Контактная группа замка зажигания — устройство и замена
Запустить двигатель автомобиля? Казалось бы, чего проще? Поворот ключа в замке зажигания и ровный гул мотора свидетельствует о готовности транспортного средства к поездке. Однако не всегда этот процесс выглядит именно так. Подавляющее большинство владельцев классических моделей Волжского автозавода сталкивались с ситуацией, когда ответом на поворот ключа становится гробовое молчание силовой установки. И причина, как правило, одна – неисправность системы зажигания.
Контактная система зажигания, установленная на «классике», объединяет большое количество элементов, однако данная статья посвящена устройству, коммутирующему агрегаты, участвующие в процессе пуска и остановки силовой установки транспортного средства, или контактной группе замка зажигания. А о замене замка зажигания на ВАЗ мы уже писали в другом материале.
Контактной группой замка зажигания называют механизм, или соединительную систему, обеспечивающую замыкание контактов электрических проводов в установленной последовательности. Ее функциональное назначение заключается в распределении импульсов тока от источника (аккумуляторная батарея) к потребителям, включенным в электрическую систему автомобиля.
Конструкция и принцип работы контактной группы замка зажигания
Необходимость использования контактной группы в системе зажигания автомобиля продиктована, в первую очередь, удобством, надежностью соединения и группировкой проводов, входящих в электрическую цепь. Кроме того, использование контактной группы в качестве промежуточного звена между потребителем и замком зажигания обеспечивает повышение степени ремонтопригодности последнего.
Конструкция замка зажигания, установленного на классических моделях «ВАЗ», не что иное, как традиционный прерыватель тока электрической цепи. Ключ в данной конструкции играет роль регулятора положения контактов, способного выполнить несколько стандартных вариантов замыкания контактов, соответствующих определенным режимам эксплуатации транспортного средства:
- пуск силового агрегата;
- подключение питания электрических приборов;
- остановка силовой установки
Соединение проводов типа «розетка-вилка» обеспечивает высокую надежность контакта, а специальные крепления в пластиковом корпусе группы выполняют функции изолятора (разграничителя), препятствующего возникновению коротких замыканий. Таким образом, контактная группа замка зажигания, не что иное, как устройство, соединяющее посредством электрических проводов все потребители в единую систему (смотри рисунок).
Контактная система зажигания, применяемая на классических моделях «ВАЗовских» автомобилей, может быть двух типов: генераторной и батарейной. Отличие данных систем заключается в наличии у одной из них автономного источника питания (батарейная), что позволяет использовать электроприборы при неработающем двигателе.
В основу работы контактной группы замка зажигания положен следующий принцип. Поворотом ключа замыкается электрическая цепь от «-» клеммы аккумуляторной батареи через катушку зажигания на клемму «+» АКБ. Ток, проходящий через катушку, преобразуется в импульс высокого напряжения, генерирующий искровой разряд на электроде свечи зажигания. Следовательно, поворотом ключа инициируется пуск силового агрегата автомобиля. Включение других электрических цепей, обеспечивающих функционирование элементов электрического оборудования транспортного средства, производится установкой ключа зажигания в соответствующие положения, обуславливающие замыкание определенных групп контактов.
В зависимости от модели автомобиля одним и тем же позициям ключа в замке зажигания могут соответствовать разные группы контактов, а, следовательно, и разные режимы работы электрооборудования. Возможен вариант, при котором подача напряжения осуществляется в момент установки ключа в замок зажигания, то есть сам ключ замыкает цепь, подающую питающее напряжение. Подобным образом организовано функционирование противоугонных и сигнализационных систем, устройств, блокирующих двери автомобиля и т.д.
Замена контактной группы замка
Контактная группа замка зажигания – элемент, подвергающийся воздействию высоких температур, особенно в момент пуска силового агрегата транспортного средства. Происходит это в результате роста температуры проводника электропровода (вследствие резких скачков напряжения), провоцирующего выгорание изоляционного материала контактной группы.
Установка дополнительного разгрузочного реле, частично снимающего нагрузку в момент пуска двигателя, способно обезопасить контактную группу от возникновения дефекта, описанного выше. Тем не менее, явление это достаточно распространено среди «ВАЗовской» «классики». И единственным решением проблемы, гарантирующим дальнейшую бесперебойную эксплуатацию системы зажигания, является замена контактной группы.
Процесс замены контактной группы достаточно прост, причем это в равной степени относится и к техническим особенностям процедуры, и к обеспечению инструментом и обладанию навыками ремонта. Основным моментом, требующим определенного внимания и скрупулезности, является соблюдение схемы подключения контактов. Она должна быть абсолютно идентична старой. Кроме того, информация о схеме подключения размещена в эксплуатационной инструкции автомобиля.
Итак, меняем выгоревшую контактную группу замка зажигания:
- Отключаем клеммы аккумуляторной батареи.
- Откручиваем винты крепления пластикового кожуха рулевой колонки и снимаем его.
- Откручиваем винты (2 штуки), фиксирующие замок.
- Устанавливаем ключ в замке зажигания в положение «0», обеспечивающее отключение противоугонного устройства.
- При отключении замка от сети помечаем контакты проводов.
- Сняв стопорное кольцо, отсоединяем контактную группу от замка и производим ее замену.
- Сборка и установка замка на штатное место выполняется в порядке,обратном вышеописанному.
Видео — Как поменять замок зажигания на ВАЗ 2110-2112
После сборки и установки замка зажигания рекомендуется проверить свободу поворота ключа, а также четкость его фиксации в определенных положениях. При помощи шила отключаем кнопку фиксатора и вынимаем замок.
Контактная группа замка зажигания:неисправности, кнопка старт
Дать ответ на этот вопрос одним небольшим предложением довольно сложно. За тот длительный период, что прошёл от начала выпуска автомобилей, в устройство внесено много различных усовершенствований. Если первым транспортным средствам достаточно было замкнуть пару проводов для возможности начала движения, то современные системы коммутируют уже несколько проводов.
На первый взгляд кажется всё просто. Вставил ключ в выключатель зажигания, повернул его и поехал. Так думает большая часть водителей, но на деле это не так. Для возможности осуществления машиной движения задействовано несколько узлов и механизмов, работа которых нуждается в координации и управлении. Таким управляющим элементом является контактная группа замка зажигания.
Как она устроена
Группа контактов в замке зажигания, это система соединения проводов в нужной последовательности и очерёдности, для этого имеется положение старт, зажигание и стоянка. Этим достигается правильное распределение бортового напряжения от источника тока, коим в автомобиле является аккумуляторная батарея, к потребителям. Их в современном транспортном средстве много, к ним относят системы зажигания и пуска мотора, освещения, сигнализации, управления, контроля, охраны.
Контактная группа работает совместно с замком зажигания, в некоторых случаях, когда сломана личинка замка зажигания, существуют варианты её самостоятельной работы, или устанавливается дополнительная кнопка старт. Ниже показано как устроен замок зажигания ВАЗ 2101-2107.
1. Стержень защиты от угона; 2. Корпус изделия; 3. Вал со шлицами для проворачивания контактной группы; 4. Диск с контактами; 5. Втулка с контактами; 6. Контактный разъём.
Буквой «а» показан направляющий выступ правильной сборки узлов замка. Как видно из рисунка, схема устройства сравнивается с обычным прерывателем электрических контактов. Ключ в нём выполняет роль своеобразного регулятора очерёдности коммутации тех или иных цепей. Первые устройства включения зажигания были выполнены как одно целое, это упрощало и удешевляло их производство, но при этом имелся один существенный минус. Если вдруг происходило подгорание, поломка или окисление контактов, приходилось полностью менять замок. Поэтому была разработана конструкция легко меняемой контактной группы.
Несколько слов о принципе работы
Современные легковые и грузовые автомобили имеют батарейную систему зажигания, в которой источником тока служит аккумуляторная батарея. При повороте ключа напряжение питания подаётся на панель приборов машины, электронный блок управления и другие системы электросхемы автомобиля. Дальнейший поворот ключа, производит подключение через дополнительное реле стартер для пуска двигателя.
На рисунке показана электросхема замка зажигания, где видно принцип работы выключателя
Практически вся коммутация потребителей производится контактной группой замка. Разные модели машин имеют выключатели, отличающиеся друг от друга алгоритмом работы. Встречаются модели у которых уже только установка ключа, подаёт напряжение питание на отдельные системы. В последнее время получила распространение кнопка старт, а также кнопка стоп. Такая установка позволяет использовать её вместо замка, производится запуск силового агрегата и одновременно разгружается схема пуска. Применяемая кнопка не должна иметь фиксации включенного положения.
Такая же кнопка старт часто устанавливается автовладельцами самостоятельно, особенно теми, у которых отсутствует разгрузочное реле. Обычно кнопка с функцией старт имеет мощные силовые контакты, только они смогут разгрузить от пускового тока втягивающего реле стартера контактную группу. Коммутация цепей с большой силой тока, требует применения высококачественных материалов для изготовления устройства, способного выдержать высокую температуру от нагрева и иметь хорошие изоляционные качества.
Что нужно знать о неисправностях узла
Они встречаются двух разновидностей:
- Поломка замка или его личинки;
- Отказала контактная группа замка зажигания.
Поломка переключателя достаточно редкое явление для «фирменных» деталей, что нельзя сказать о «ширпотребе» из Китая или Гонконга, которые способны преподнести сюрпризы владельцам машин. Не будем рассматривать проблемы с выключателями, остановимся на неисправностях узла коммутации. О поломках свидетельствует также несколько факторов:
- Не включаются потребители электроэнергии машины;
- Не работает система запуска мотора.
В обоих случаях для принятия окончательного решения по устранению поломки, следует проверить исправность узла. Это нетрудно сделать, если имеется автомобильный тестер и сохранились знания из области электротехники. Для проверки нужна электросхема замка, которую сегодня легко можно отыскать в сетях Интернета. Если всё это имеется, приступают к работе.
На фото показан элемент проверки группы коммутации.
Для выполнения этой «затеи» нужно иметь доступ к её контактам или разъёму с проводами. В некоторых случаях придётся выполнить демонтаж прибора. Это в большей мере относится к машинам семейства автомобилей «Жигули». Ключ переводят в первое положение, а прибором измеряют сопротивление соответствующих контактов, об этом подскажет схема замка. Их сопротивление должно быть близким к нулю. Далее следует произвести измерение во втором положении ключа. В положении стоп питание должно подаваться на автомагнитолу, часы и другие устройства. Всё это также покажет схема. Если показания прибора приближаются к бесконечности, группу придётся заменить.
Помните! Очистка контактов при помощи мелкой наждачной бумаги восстановит работу на короткий промежуток времени.
Во времена СССР водители использовали для восстановления контактов монеты, покрытые серебром, это решало проблему на некоторое время. Можно и сегодня применить этот дедовский способ. Контактная группа замка вещь деликатная, поэтому следует относиться к ней с осторожностью.
Как продлить срок службы
Это легко осуществить на тех автомобилях, где отсутствуют реле на положение старт или стоп. Самостоятельная установка вспомогательных реле хорошо помогает этому.
На рисунке схема подключения. Обычно такие реле монтируют в цепи «30» и «15» замка, что практически одинаково для всех моделей. Исключение составят автомобили «Москвич», «Волга», выключатели которых выполнены несколько по-иному. В качестве вспомогательных реле подходят 30 амперные реле от ВАЗ 2108 или 50 Амперные от ВАЗ 2110. В «старых» моделях в основном используют кнопки старт. Подобным образом разгружается схема по цепи «30» — «50». Встречаются варианты самодельной модернизации, когда вместо одного реле устанавливают по параллельной схеме два прибора. Схема несколько усложняется, но срок службы реле продлевается.
Ещё несколько слов об этих устройствах
Уже несколько десятилетий замки совмещают с устройствами блокировки руля машины. Это делается с целью защиты от угона транспортного средства. Эти системы также непрерывно совершенствуются и примером такой модернизации может служить комплекс «Барракуда». Блокираторы этого типа предназначены для использования на автомобилях ВАЗ, ГАЗ, Москвич. Применение не даёт полную гарантию защиты от угона, но сильно противодействует этому. По мнению многих специалистов такие системы как «Барракуда» относятся к одним из самых эффективных устройств.
В комплекте предусмотрена кнопка старт, что становится очень модным в последнее время среди автолюбителей. Кожух устройства изготовлен из качественной стали, что даёт дополнительную защиту штатному изделию при силовой попытке взлома блокировки. Блокировка «Барракуда» срабатывает сразу после установки ключа в положение стоп, механизм блокировки разрабатывается конкретно под модель автомобиля.
На фотографии виден мощный защитный кожух устройства.
Механическая блокировка «Барракуда» никак не связана с электронными системами охраны и степенью зарядки аккумуляторной батареи. Кнопка старт устанавливается в любом месте по желанию владельца машины, схема монтажа устройства простая, времени для сборки потребуется около 15 минут. Предусмотрена защита от возможного высверливания крепёжных элементов и штифта личинки замка.
Производятся блокираторы этой системы для рычага переключения передач. Схема установки предусматривает использование штатных мест транспортного средства. Никаких сварочных или других дополнительных работ по подгонке не потребуется. Установка его не портит внешний вид интерьера, прост в обслуживании и удобен в эксплуатации.
как снять и заменить механизм?
Контактная группа замка зажигания (КГЗЗ) представляет собой систему соединения контактов проводов, позволяющая замыкать их в определенное последовательности. Это, в свою очередь, способствует подаче напряжения на электрооборудование автомобиля от источника питания. КГЗЗ представляет собой довольно прочный и надежный элемент, однако он имеет свойство изнашиваться со временем. Подробнее о его замене вы можете узнать из этой статьи.
Содержание
[ Раскрыть]
[ Скрыть]
Характеристика группы контактов
Для начала предлагаем узнать, зачем нужна контактная группа замка зажигания, какое ее устройство и принцип работы.
Предназначение и функции
По сути, КГЗЗ используется для обеспечения соединения всех без исключения электроцепей транспортного средства. То есть когда водитель поворачивает ключ в замке, КГЗЗ замыкает контакты, таким образом, позволяя использовать все без исключения электрические приборы.
Устройство
Схема устройства замкаСам по себе замок зажигания — это простой прерыватель электроцепи. При повороте ключа производится регулировка контактов, в результате чего осуществляется возможность запуска двигателя, питания оборудования, а также остановка силового агрегата. Если вы разберете корпус самого замка, то увидите, что внутри него расположено само устройство, а также большое количество проводов, соединенных между собой. Провода на замок идут от аккумуляторной батареи.
Непосредственно сама контактная группа замка зажигания выходит в место подключения этих электрических девайсов. Чтобы не допустить замыкания и разграничить сами контактные элементы, КГЗЗ монтируется в пластиковом корпусе.
Принцип работы
Автомобильная система зажигания может быть либо батарейной, либо генераторной. Их принципиальное различие заключается в том, что батарейное зажигание оснащается автономным источником питания, соответственно, все электрооборудование может быть включено без запуска двигателя. Что касается генераторной системы, то в данном случае активация электрооборудования возможна только после запуска двигателя.
Когда водитель поворачивает ключ в замке, происходит замыкание контактов электроцепи от минусовой клеммы на АКБ к катушке. При этом через проводку к замку начинает поступать напряжение, которое посредством контактов поступает на катушку, после чего возвращается на плюсовой выхода батареи.
В тот момент, когда напряжение проходит через катушку, в ней образуется очень высокое напряжение, которое впоследствии передается на свечи. В конечном итоге происходит замыкание контактов и запуск двигателя. Кроме самой цепи зажигания, в машине есть и другие электроцепи, проводящие напряжение от ключа к электроприборам. Каждый из проводов отвечает за подключение контактов друг с другом (автор видео — канал Ремонт и обслуживание авто).
Основные неисправности
Вкратце о причинах, по которым может потребоваться ремонт контактной группы замка зажигания:
- Перегрузка устройства, что может быть связано с установкой дополнительных приборов повышенной мощности, в результате чего через КГЗЗ будет проходить более высокое напряжение. В течение какого-то времени устройство может справляться с таким током, но со временем на нем начнет образовываться нагар. Следует отметить, что этот нагар, как правило, появляется именно внутри контакта, а не на его поверхности, то единственным выходом будет заменить контактную группу. Для предотвращения такой проблемы все дополнительные приборы должны подключаться через предохранители или реле.
- Короткое замыкание в электросети. Если произойдет замыкание, это также может стать причиной того, что через КГЗЗ пройдет напряжение высокой мощности, что опять же, спровоцирует ее выход из строя.
- Многие автолюбители, которые меняли КГЗЗ, сталкивались с проблемой истирания дорожек, а также самих контактов. Такая проблема, как правило, случается в результате износа замка, но в некоторых случаях причина может заключаться в браке.
- Механическая поломка контактных элементов, а также других составляющих группы.
- Перегрев устройства, который может привести к нарушению конструкции КГЗЗ. Перегрев, как правило, также происходит в результате повышенной нагрузки на устройство. При работе в условиях повышенных температур дорожки могут сдвинуться или вовсе сломаться (автор видео — АлексАвтоХлам).
Диагностика и замена
Процедура диагностики может быть совмещена с заменой устройства. Поменять КГЗЗ можно как в гаражных условиях, так и обратиться за помощью на СТО. Первый вариант в данном случае является более предпочтительным, поскольку замена контактной группы замка зажигания — не особо сложная задача, с которой сможет справиться практически каждый. Тем более, за это вам не придется платить.
Итак, как проверить и как заменить КГЗЗ (процедура может отличаться в зависимости от конструктивных особенностей автомобиля):
- Для начала необходимо демонтировать пластмассовую защитную накладку руля, как правило, она состоит из двух частей — верхней и нижней. С помощью отвертки (обычно с крестовым лезвием) необходимо выкрутить болты, которые фиксируют пластик, после чего аккуратно отсоединить части защиты.
- Сделав это, вы можете получить доступ к самому замку. Вам необходимо будет отсоединить разъем с кабелем от патрона с лампочкой подсветки.
- После демонтажа самого замка нужно будет отогнуть фиксатор, который крепит пластмассовую крышку. Для отсоединения можно использовать шлицевую отвертку. Сделав это, можно будет по очереди отсоединить все остальные фиксаторы.
- После того, как эти действия будут выполнены, нужно будет демонтировать пластиковую крышку с самого замка.
- Затем, когда сняли крышку, в ней также надо будет отсоединить еще два фиксатора, это позволит разобрать ее и получить доступ к КГЗЗ. На данном этапе также можно воспользоваться отверткой.
- Сделав это, вы можете произвести демонтаж самой КГЗЗ с диодным элементов из крышки. На источнике освещения расположены выпуклые контактные элементы, если они закислились или на них имеется нагар, от можно попытаться обработать их мелкозернистой наждачной бумагой. При необходимости производится полная замена КГЗЗ с дальнейшей установкой в замок. Процедура повторяется в обратном порядке.
Фотогалерея «Меняем КГЗЗ»
Загрузка …Видео «Пример самостоятельной замены КГЗЗ своими руками»
Какие нюансы учесть при замене и как в целом осуществляется эта процедура — пример ремонта приведен на видео ниже (автор — канал ГАРАЖ . 6 на 4).
замок зажигания. Устройство, принцип работы, правила установки, система зажигания, достоинства, недостатки и особенности эксплуатации
Работа замка зажигания (ЗЗ), в автомобиле «Лада-Калина», не слышна и малозаметна. Он не участвует в приготовлении рабочей смеси, не влияет на скорость движения и не способен продлить срок службы двигателя. Про него, как правило, забывают сразу после запуска силового агрегата. Однако любое повреждение замка, механическое или электрическое, делает невозможной дальнейшую эксплуатацию автомобиля. Его попросту нельзя завести. Поэтому необходимо иметь, хотя бы минимальные знания о конструкции замка зажигания «Калины», наиболее частых неисправностях и способах их устранения.
Общие сведения
Предназначение ЗЗ «Калины», ничем не отличается от других автомобилей, — включение зажигания и управление стартером двигателя. Он снабжен механической блокировкой и защитой от повторного включения стартера, без выключения зажигания. Это позволяет защитить венец маховика и бендикс от случайного поворота ключа. Имеется и электронная защита в виде иммобилайзера, антенна которого интегрирован в ЗЗ.
Замок зажигания «Калины» имеет 3 положения, каждое из которых расписано в таблице.
Положение | Потребители |
0 | Габаритные огни, магнитола, аварийная сигнализация, стоп-сигнал, лампа плафона |
1 | Система зажигания автомобиля, ближний и дальний свет, отопитель, омыватель и дворники, указатели поворота, бензонасос. |
2 | Стартер |
Ключ можно вытащить только в нулевом положении. Чтобы не забыть его в замке, при выключенном двигателе, предусмотрена звуковая сигнализация, включающаяся одновременно с открытием водительской двери.
Конструкция
Замок состоит из механической и электрической частей. Коротко о конструкции каждой из них:
- Механическая часть представляет цилиндрический механизм, повернуть который можно только предназначенным именно для него ключом. Кроме того, сюда можно отнести и противоугонную защелку, предотвращающую поворот руля.
- Электрическая часть состоит из клемм и контактов, соответственным образом замыкающихся при каждом повороте ключа. Для этого она соединена с механикой замка. Контактов всего три. На один из них, тридцатый, подается плюс, непосредственно от аккумулятора. Остальные два (15 и 50) предназначены для включения потребителей и стартера, соответственно. Для ограничения тока через пятидесятый контакт, в его цепь включено реле. Через его контакты, а не через замок зажигания «Калины» запитывается стартер.
Антенна иммобилайзера расположена в декоративном кольце прикрывающем ЗЗ. Она реагирует на транспондер ключа, вставленного в замок. Иммобилайзер распознает только свой, уникальный, сигнал и дает разрешение блоку управления на запуск двигателя.
Неисправности ЗЗ
Чаще всего повреждения замка зажигания «Калины» связаны с его механической частью. В этом случае невозможно повернуть ключ в нужное положение. Неисправность не возникает, что называется, на ровном месте. Как правило, в течение нескольких месяцев наблюдаются частые заедания ключа, которые устраняются его покачиванием в личинке.
Редко, но бывают случаи выхода из строя и электрической составляющей замка зажигания «Лады-Калины». В основном они сводятся к отсутствию контакта при включении. Характерно это только для замков с большим сроком эксплуатации. Правда существует еще одна распространенная причина подгорания контактов — сам автовладелец.
Устанавливая дополнительное оборудование, хозяин машины не учитывает, что максимально допустимая нагрузка на контакт 15, всего 19 ампер. Этого вполне хватает для штатных потребителей, но дополнительные световые и звуковые приборы, особенно установленные кустарно, замок уже не выдерживает. Контакты начинают искрить и со временем выходят из строя. Поэтому устанавливая дополнительное оборудование, нужно обязательно использовать для его питания, дополнительное реле.
Признаки неисправности
Основные симптомы повреждения ЗЗ чаще всего очевидны:
- Не поворачивается ключ замка зажигания «Калины». Не следует думать, что он может заклинить только в положении «0». Иногда наоборот, автомобиль невозможно заглушить, потому, что ключ не возвращается в нейтральное положение.
- Не работает ряд приборов, в том числе, не горят контрольные лампы на панели.
- Не крутит стартер.
- Появляются постоянные перебои при движении, с пропаданием показаний контрольных приборов.
- Лампы панели приборов загораются после нескольких оборотов поворотов ключа в одну и другую сторону.
Как и в случае с любой неисправностью, некоторые симптомы не обязательно безоговорочно указывают на замок. Поэтому прежде чем разбирать его, нужно исключить все другие варианты. Это часто можно сделать по косвенным признакам. К примеру, если не вращается стартер, но при повороте ключа в положение «2», щелкает реле, значит замок исправен.
Отремонтировать или купить новый
На этот вопрос нет однозначного ответа. Дело в том, что очень трудно найти новую контактную группу на ЗЗ «Калины», в отличие от классики, «Самары» и десятого семейства. Поэтому приходится ее ремонтировать, что без наличия опыта, навыков и желания — не самая лучшая затея. Чаще всего владельцы устанавливают новый ЗЗ, купив его в сборе.
В этом случае необходимо учесть, что замок зажигания «Калины» с иммобилайзером, который не будет реагировать на новый ключ и машину не удастся завести. Выход конечно есть. Можно переобучить иммобилайзер под новый ключ. При этом придется поменять еще и личинки на дверных замках.
Можно поступить проще — возить с собой два ключа. Правда непонятно, стоит ли их держать на одной связке. Поэтому самое разумное будет изготовить новое «жало» и установить его на старый ключ. Кстати говоря, оно может входить в комплект поставки нового замка.
Замена замка зажигания
Как всегда, если работа связана с электричеством, начинать ее нужно с отключения минусовой клеммы аккумулятора. Из инструмента потребуются фигурная отвертка и небольшое зубило. Необходимо заранее купить замок зажигания. При этом нужно учитывать наличие иммобилайзера. Если все готово, можно переходить к замене. Последовательность действий следующая:
- Открутив пять болтов, снимаем декоративный кожух рулевой колонки. Шурупы разные, поэтому лучше запомнить, какой, где стоял. Кроме того, чтобы снять кожух нужно опустить вниз рукоятку регулировки рулевой колонки.
- Замок зажигания закреплен на двух хомутах, стянутых болтами, которые невозможно открутить ключом. Поэтому придется воспользоваться зубилом. Его нужно упереть в шляпку и аккуратными, но довольно сильными ударами откручивать его до тех пор, пока не станет возможным делать это руками. То есть, зубилом нужно не срубать болт, а использовать его как аналог ключа.
- Таким образом, придется открутить все 4 шурупа.
- Замок останется висеть на проводах.
- Отключаем электрические разъемы, и замок зажигания легко снимается.
- Установка производится в обратной последовательности.
Стоит отметить, что данная последовательность действий аналогична для всех модификаций автомобиля, в том числе для замка зажигания «Калины 2», выпускаемой с 2013 г.
Заключение
Как и у всех автомобилей ВАЗ, замок зажигания «Калины» не нуждается в периодическом обслуживании и рассчитан на длительную работу. Правда справедливо это, только при соблюдении правил эксплуатации. Поэтому нужно предотвращать попадание в замок влаги и не превышать максимально допустимый ток через его контакты.
Как устроен замок зажигания — Зажигание — Статьи
Само собой, вы начинаете грешить на какие-либо составляющие, инсталлированные на автомобиль дополнительно. К тому же, после определенного количества попыток автомобиль все же заводится. Диагностика автомобиля не приносит никаких результатов. Диагностом ошибки не обнаруживаются даже при подключении прибора, а машина работает исправно. И какие бы жалобы ни были у клиента на судьбу, что, мол, автомобиль не работает по утрам, диагносту останется лишь развести руки в стороны, ведь все работает. И не редкость, когда диагност грешит на замок зажигания «Бастион», полагая, что все «глюки» из-за него. В этом случае как раз и нужно уяснить, как устроен замок «Гарант-Бастион».
Замок «Бастион».
В конструктивном отношении замок «Бастион» представляет собой аналог обычного выключателя зажигания. Главной его функцией, помимо функции блокировки рулевого управления, является включение зажигания и стартера. В замочной колодке имеется только 3 провода. Коричневый или розовый подает питание замку, поступающему прямиком с генератора и АКБ. С помощью голубо-черного включается зажигание. Красный служит для включения стартера. На этом все! Потому, если включились приборы, вспыхнули контрольные лампы, то включилось и зажигание. Если в случае нажатия на кнопку стартера (если говорить о замке Сингл) стартер вращается, то данная замочная цепь тоже работает. Если машина не заводится, то точно дело не в замке зажигания. Единственным, чему следует уделить внимание, является считывание кода ключа. При невозможности опознания ключа, а в качестве возможной причины этого может служить неисправность самого пульта, контролирующего штатную противоугонную сигнализацию, то спустя 5-6 секунд от момента включения зажигания на приборах зажжется мигающая лампа (желтое обрамление автомобиля и на его фоне – ключ). Если лампа так и не загорелась, что система распознала ключ, на этом вся работа выключателя зажигания выполнена. Если движок так и не завелся, то проблему надо искать везде, кроме замка зажигания «Бастион». Ниже представим информацию о штатном выключателе зажигания.
Автомобили Lada Priora оснащены замком зажигания 11180-3704010, имеющим угонное запорное устройство, блокировку повторов включения стартера без превентивного выключения зажигания, а также катушку для связи транспондера ключа зажигания с противоугонной системой автомобиля .
Проверяется верность замыкания контактов у замка зажигания при разных позициях ключа, работу противоугонного механизма и присутствие связи с противоугонной системой автомобиля. От аккумулятора и генератора напряжение подводят к контакту. Чтобы разгрузить контакты замка зажигания, внутри монтажного блока устанавливают специальное реле К4. У противоугонного устройства выдвигается запорный стержень при установке ключа в позицию «0» (выключено») и вынимании его из замка зажигания. Запорный стержень утапливают при повороте ключа из позиции «0» (выключено») в позицию «I» (зажигание»). Вынуть ключ из замка зажигания разрешается лишь в позиции «0».
Устройство блокировки повторного включения стартера не обязано допускать очередного поворота ключа из позиции «I» (зажигание) в позицию «II» (стартер). Поворачивание ключа зажигания в данную позицию должно стать возможным лишь при возврате ключа в позицию «0» (выключено).
Ну, а теперь пришла пора для снятия замка зажигания. Замок зажигания устроен так, что для его снятия и разборки нам будут нужны: зубило, молоток, отвертка имеющая плоское лезвие.
Далее отсоединяем от клеммы «минус» аккумулятора провод. Снимаем кожух рулевой колонки. Далее осуществляем отжим фиксатора. И отсоединяем колодку со всеми проводами выключателя зажигания от жгута с проводами приборной панели. Далее отсоединяем так же выполняем отсоединение колодки с проводами выключателя зажигания от жгута с проводами системы, осуществляющей управление иммобилизатором.
Далее выворачиваем при помощи молотка и зубила или высверливаем четыре болта, имеющих отрывные головки и снимаем выключатель зажигания с колонки руля.
Затем отгибаем фиксатор колодки жгута проводов выключателя зажигания и производим извлечение клеммы с проводами из колодки. После чего необходимо сжать защелки и снять с корпуса выключателя зажигания пластмассовую крышку. После выполненных процедур необходимо отогнуть две пластмассовые защелки. После чего надо вынуть из крышки замка контактную группу. Далее осматриваем контакты. Подгоревшие или же окисленные контакты необходимо зачистить с помощью мелкозернистой шлифованной шкурки. В случае серьезного повреждения контактов, необходимо заменить контактную группу или весь замок зажигания в сборе.
После того, как повреждение обнаружено, или, напротив, не обнаружено, необходимо выполнить сборку выключателя зажигания в порядке, противоположном снятию. В этом случае необходимо свое внимание обратить на то, в каком положении находятся клеммы с проводами в колодке, содержащей жгут проводов.
Далее ставим замок зажигания в обратном снятию порядке, изначально утопив запорный стержень устройства против угона. С этой целью вставляем ключ в замок и поворачиваем из позиции «0» в иную позицию.
При смене замка нужно сменить электронные кодовые компоненты (транспондеры) в головках ключей зажигания обновленного замка с помощью соответствующих кодовых элементов ключей от выключателя зажигания, который был снят с машины. Нет нужды в проведении процедуры обучения после данной замены.