Штраф за превышение на 20 км/ч — это массовое заблуждение!
Оказывается, ненаказуемое превышение скорости в России составляет вовсе не 20 км/ч, как принято считать, а больше. Дело в том, что у любых, даже самых высокоточных приборов существует погрешность измерений. Она учитывается и при вынесении наказаний за превышение скорости. ЗР объясняет, можно ли благодаря этой погрешности смягчить наказание или вовсе его избежать.
Материалы по теме
В «письмах счастья» за все нарушения содержатся фотографии, доказывающие факт проступка. Когда речь идет об автобусной полосе, разметке или сигналах светофора, все понятно. Но штрафам за превышение скорости приходится верить «на слово»: результат измерений сертифицированного и прошедшего поверку радара или камеры считается точным по умолчанию.Для начала вспомним КоАП. Во всех пунктах статьи 12.9 диапазоны начинаются со слова «свыше». Таким образом, за превышение ровно на 20 км/ч штраф не предусмотрен. За пренебрежение разрешенным лимитом ровно на 40 км/ч штраф последует по пункту за превышение на 21–40 км/ч, так как следующий пункт карает начиная с «лишнего» 41 км/ч.
Материалы по теме
Без погрешности, даже минимальной, не работает ни один прибор. Есть она и у комплексов, измеряющих скорость. Их производители обычно заявляют точность 1–2 км/ч или 1–2%. Таким образом, при лимите 60 км/ч штраф за движение на скорости 81 км/ч не пришлют: это может быть погрешность радара. При измерении прибором, который обеспечивает точность до одного километра в час, минимально в постановлении может значиться 82 км/ч.Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter
www.zr.ru
Погрешности и допуски измерения скорости радарами в Европе
СОДЕРЖАНИЕ
ссылки для быстрого переходаНе нашли нужную информацию?
Допуски измерения скорости полицейскими радарами в Европе
Эта заметка посвящена вопросу настройки полицейских радаров (систем контроля скорости) в различных странах Европы, а также вопросу о том, как эти настройки можно учитывать при выполнении поездок по Европе.
Как и любое средство измерения, полицейский радар (камера контроля скорости) имеет некую погрешность измерений (допуск). Эта погрешность учитывается полицией (зачастую, но не везде), при определении величины превышения скорости.
Допуски (или погрешности) измерения скорости полицейскими радарами — разные по странам Европы, и определяются внутренним законодательством конкретного государства.
Иногда допуски устанавливаются в зависимости от типа радара и измеренной им скорости, а иногда устанавливается единый допуск для всех типов радаров и любых скоростей.
В некоторых случаях, (для упрощения) величина применяемого допуска изменяется только в зависимости от измеренной радаром скорости, вне зависимости от конкретного типа радара — здесь все зависит от местного законодательства.
Величина установленного допуска вычитается из скорости определенной радаром, после чего определяется величина превышения, на основании которой и выписывается штраф, подробнее остановлюсь на этом ниже.
Например:
Выше на рисунке представлена штрафная квитанция за превышение скорости в Швейцарии. Следите за цифрами в колонке:
123 км/ч — скорость измеренная радаром;
100 км/ч — разрешенная скорость на участке;
6 км/ч — погрешность измерения скорости радаром;
17 км/ч (= 123 — 100 — 6) — величина превышения разрешенной скорости.
Ну, а ниже идет уже ссылка на статью, краткое описание нарушения (превышение скорости на 16-20 км/ч) и сумма штрафа, в данном случае — 180 швейцарских франков (что примерно равно 180 евро).
На примере видно, как происходит учет допуска (или погрешности) полицейского радара при определении величины превышения скорости и суммы штрафа.
В этой части заметки приводятся данные принятых погрешностей (допусков) измерений скорости по разным странам Европы, данные о которых известны (опубликованы). Надо отметить, что не все страны охотно раскрывают подобную информацию.
Когда я собирал материал для данной заметки, (перечитывая кучу форумов иностранных автовладельцев, а также сайты дорожной полиции различных стран, новостные сайты и т.п.), то обнаружил, что подход в раскрытии допусков (погрешностей радаров) применяемых при измерении скорости дорожной полицией, весьма разный.
По некоторым странам, официальная информация о погрешностях применяемых при определении величины превышения скорости получалась с одного-двух кликов, а по другим — приходилось тратить пару (и больше) часов, чтобы докопаться до истины.
Больше всего, «шифруются» датчане. На конкретный вопрос к дорожной полиции (заданный местным водителем на сайте этой самой полиции): «какой допуск применяется при определении превышения камерами контроля скорости?», полиция дает ответ: «вам не следует ездить слишком быстро».
Вот прямо-таки, хороший ответ. По существу. Но я все-таки нашел правильную цифру в одном из интервью.
В некоторых странах (Португалия, Греция, Македония), сами водители толком не знают, на какую величину можно превышать скорость «бесплатно». Нет такой информации.
В Португалии, например, местные водители на специализированных форумах сходятся на том, что «
Хотя обычно (в других странах), на таких форумах находится один-другой знаток, дающий ссылку на какой-нибудь местный закон в котором указаны конкретные цифры.
Но это явно не про Португалию (и не про Грецию с Черногорией, Македонией и Албанией). По этим пяти странам, внятной информации обнаружить мне так и не удалось.
Допуски измерения скорости по странам Европы
На самом деле, радары меряют скорость точнее, чем указано ниже (с точностью ±1,5-2,5% от измеренной скорости), в зависимости от типа радара, и способа его применения (стационарный, мобильный и т.п.).
Для того, чтобы учесть все возможные нюансы, как правило, властями страны законодательно устанавливается учитываемая при измерении скорости погрешность, которая перекрывает реальную (физическую) погрешность радара с запасом, чтобы избежать возможных прений в судах и т.п.
Итак, цифры приведенные ниже, представляют собой установленную государством погрешность измерения скорости полицейскими радарами, при проведении контроля соблюдения скоростного режима на дорогах во всех странах Европы.
Но прежде, пара абзацев для лучшего понимания того, о чем идет речь ниже.
Любой радар измеряет скорость с какой-то погрешностью, то есть, он может как завысить, так и занизить измеренную им скорость относительно реальной на какую-то величину. Это называется физическая погрешность радара (и эта величина публикуется его производителем в документации к радару).
Чтобы учесть все моменты, законодатели (в каждой стране), устанавливают некие общие погрешности измерений скорости радарами, которые местная полиция должна учитывать при выполнении контроля скорости.
Законодательно установленная погрешность включает в себя физическую погрешность измерений скорости радаром (как правило, перекрывая ее в пару раз).
При определении величины превышения скорости (и, соответственно, суммы штрафа), физическая погрешность радара отдельно не учитывается. Предполагается, что она учтена в той величине, которую установил законодатель для всех случаев:
Например, если при ограничении скорости 50 км/ч, стационарный лазерный радар в Австрии (установленная законом погрешность — 3 км/ч) определил скорость автомобиля равную 58 км/ч, то штраф будет выписан за превышение скорости на 5 км/ч:
58 км/ч (скорость измеренная радаром) — 3 км/ч (установленная погрешность) = 55 км/ч — 50 км/ч (ограничение скорости на данном участке) = 5 км/ч (превышение скорости).
Полиция, при установке средства контроля скорости, учитывает эти данные (установленные законом погрешности) при его настройке.
На участке с ограничением скорости 50 км/ч (в городе, например), стационарный лазерный радар (установленная погрешность 3 км/ч) будет настроен полицией на фиксацию нарушений со скорости 54 км/ч, а обычный радар (установленная погрешность 5 км/ч) в таком случае будет установлен на фиксацию нарушений, начиная с измеренной им скорости 56 км/ч.
О настройке радаров и о том, как можно использовать эти данные на практике, при выполнении поездок по Европе, будет рассказано ниже.
Апеллировать, например, в суде к тому, что, мол, радар мог завысить скорость, так давайте от измеренной им скорости отнимем еще и его физическую погрешность (установленную производителем) — не выйдет.
Предполагается, что законодательно установленная погрешность перекрывает (и включает в себя) погрешность физическую. По-моему, и у нас в России сейчас так сделали (не интересовался этим вопросом отдельно).
АВСТРИЯ
Измеренная скорость до 100 км/ч:
- 3 км/ч стационарный лазерный радар;
- 5 км/ч стационарный радиолокационный радар;
- 7 км/ч мобильный радар.
Измеренная скорость свыше 100 км/ч:
- 3% стационарный лазерный радар;
- 5% стационарный радиолокационный радар;
- 7% мобильный радар.
АЛБАНИЯ
Нет никаких данных, и даже намеков на них. Хотя, полицейских с радарами я там видел (стационарных там практически не было ни в 2015 году, ни в 2018-м — когда я там ездил), а вот на дорогах сотрудники с камерами встречались достаточно регулярно. Скорее всего, 10 км/ч, но не знаю. Не нашел ни малейшей информации на эту тему.
АНДОРРА
Измеренная скорость:
- до 100 км/ч — 5 км/ч для всех видов радаров.
Это по непроверенным (неофициальным данным). Дорог, позволяющих ехать со скоростью более 90 км/ч в Андорре нет. В принципе, величина допуска «бьется» с той же величиной в соседней Франции (т.е. информация выглядит правдоподобно).
БЕЛЬГИЯ
ИТАЛИЯ
МОНАКО
САН-МАРИНО
ФРАНЦИЯ
Измеренная скорость:
- до 100 км/ч — 5 км/ч для всех видов радаров.
- свыше 100 км/ч — 5% для всех видов радаров.
БЕЛОРУССИЯ
БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА
ЛАТВИЯ
ЛИТВА
ПОЛЬША
- 10 км/ч для всех видов радаров и для всех скоростей.
БОЛГАРИЯ
ВЕНГРИЯ
ГЕРМАНИЯ
ЛИХТЕНШТЕЙН
ЛЮКСЕМБУРГ
НИДЕРЛАНДЫ
НОРВЕГИЯ
СЕРБИЯ
СЛОВАКИЯ
ФИНЛЯНДИЯ
ЧЕХИЯ
ШВЕЦИЯ
Измеренная скорость:
- до 100 км/ч — 3 км/ч для всех видов радаров.
- свыше 100 км/ч — 3% для всех видов радаров.
В Сербии, с 2017 года установлен режим «нулевой толерантности» к нарушениям по превышению скорости, поэтому, штраф выписывается с превышения 1 км/ч (без учета погрешности радара).
Кроме того, с 1 сентября 2017 года, Сербия приступила к внедрению электронного контроля над средней скоростью движения на автомагистралях в стране.
Суть этого способа проста. Когда вы получаете талон при въезде на платный участок дороги, на нем обозначено время его получения. Когда вы подъезжаете к пункту оплаты и вставляете талон, система вычисляет разницу во времени (за сколько вы проехали данный участок), и вашу среднюю скорость на нем (расстояние между пунктами известно).
Если средняя скорость по расчету превышает 121 км/ч, то, к плате за дорогу, автоматически прибавляется сумма штрафа. Полиция дежурит там же, и выписывает штраф на месте. Минимальная сумма штрафа — около 25 евро (за среднюю скорость от 121 до 140 км/ч).
В Нидерландах, на автомагистралях (при разрешенной скорости 130 км/ч), штрафы начинаются с превышения скорости на 2 км/ч, а на остальных дорогах, при ограничении скорости до 100 км/ч — с превышения на 4 км/ч, при ограничении от 100 до 120 км/ч с превышения на 5 км/ч (это с учетом указанной выше погрешности радара).
В Финляндии, превышение скорости на 3-6 км/ч не приводит к штрафу, за такое нарушение предусмотрено предупреждение. Штрафы начинаются с превышения на 7 км/ч и более, с учетом погрешности радара.
Цитаты: «Sen mukaan 3-6 kilometrin ylinopeudesta seurauksena on kaikilla nopeusrajoitusalueilla huomautus. Sakko seuraa kaikilla nopeurajoitusalueilla jo 7 kilometrin ylinopeudesta.
Käytännössä poliisi vähentää mitatusta nopeudesta mahdolliseen mittausvirheeseen perustuen 3km/h, jolloin sakkoon merkitty nopeus on mitattua nopeutta pienempi. Esimerkiksi jos ajat 60 km/h nopeusrajoitusalueella 70 km/h, niin saat rikesakon etkä huomautusta ja sakkoon merkitään nopeudeksi 67km/h. Mikäli ajaisit alueella 69 km/h, ylinopeutesi olisi varmuusvähennyksen jälkeen 6 km/h jolloin selviäisit huomautuksella.»
ГРЕЦИЯ
Точных данных обнаружить не удалось, но за превышение на 6 км/ч уже приходят штрафы (самая нижняя цифра, которую удалось обнаружить на форумах тамошних водителей).
Разумным будет принять допущение, что погрешность измерения скорости, принята как и в большинстве стран Европы — 3 км/ч / 3%.
ДАНИЯ
- 8 км/ч для всех видов радаров и всех скоростей.
Пришлось потрудиться, чтобы найти эти данные. Помог один словоохотливый сотрудник полиции, дававший интервью какой-то местной газете. Цитата сотрудника полиции:
«- Hvis vi skal måle et sted, hvor det er tilladt med 50 km/t, så sætter vi udstyret til at måle dem, der kører 59 km/t, siger Peter Stryhn.»
Конечно, для скоростей 100 и выше км/ч, там может быть установлен и более высокий допуск, но не стоит с этим экспериментировать, штрафы там тоже высоки. Поэтому, разумным будет принять его равным 8 км/ч для всех радаров и скоростей.
ИСПАНИЯ
Измеренная скорость:
- до 100 км/ч — 7 км/ч для всех видов радаров.
- свыше 100 км/ч — 7% для всех видов радаров.
МАКЕДОНИЯ
Точные данные не опубликованы. Из материалов судебных разбирательств местных водителей с дорожной полицией выясняется, что местный суд признает погрешность измерения скорости равной ±1 км/ч. Глупо, конечно, но другой информации я не нашел.
ПОРТУГАЛИЯ
Точные данные официально не опубликованы. Со слов местных водителей на тематических форумах, превышение до 20 км/ч — без проблем. Что, в принципе, подтверждается моими личными наблюдениями за их поведением (скоростью) на тамошних магистралях.
РУМЫНИЯ
МОЛДАВИЯ
- 9 км/ч для всех видов радаров и для всех скоростей.
СЛОВЕНИЯ
Измеренная скорость:
- до 100 км/ч — 5 км/ч для всех видов радаров.
- свыше 100 км/ч — 7 км/ч для всех видов радаров.
ТУРЦИЯ
- 9% для всех видов радаров и всех скоростей.
За превышение скорости на 10% и более от установленного ограничения, выписывается штраф.
ХОРВАТИЯ
Измеренная скорость:
- до 100 км/ч — 10 км/ч для всех видов радаров.
- свыше 100 км/ч — 10% для всех видов радаров.
ШВЕЙЦАРИЯ
Измеренная скорость до 100 км/ч:
- 3 км/ч стационарный лазерный радар;
- 5 км/ч стационарный радиолокационный радар;
- 10 км/ч мобильный радар.
Измеренная скорость свыше 100 км/ч:
- 4 км/ч стационарный лазерный радар;
- 6 км/ч стационарный радиолокационный радар;
- 10% мобильный радар.
ЭСТОНИЯ
- 4 км/ч для всех видов радаров и для всех скоростей.
Штраф за превышение скорости выписывается при превышении скорости ограничения на 3 км/ч и более.
Как учитывать погрешность измерения скорости радаром, на практике
Каким образом можно использовать информацию о величине погрешности измерения скорости радаром, и зачем?
Если допуск установлен достаточно большой, то если его учесть (при желании и возможности — т.е. при наличии информации о нем), то можно передвигаться по дорогам немного быстрее, чем основная масса водителей, не нарушая ПДД (и не получая штрафов).
Если при этом учесть еще и погрешность спидометра (а ее нужно учитывать при выполнении поездок на дальние расстояния, да и не только), то общая скорость движения увеличивается еще больше.
Про то, как определить погрешность спидометра для своего автомобиля, откуда и почему она возникает, и почему исправный спидометр всегда показывает скорость выше, чем GPS — рассказано в отдельной заметке.Здесь же будет рассказано, как учесть погрешности спидометра и радара при выполнении поездки по Европе (можно учитывать их при движении по России, в принципе разницы нет).
Но перед этим нужно знать, как вообще настраиваются радары службами дорожной полиции.
Как настраиваются радары в Европе
Предоставлю слово сотрудникам эстонской полиции (цитата):
«В зоне, где разрешена скорость 90 км в час, камеры установлены на фиксирование нарушения ограничения скорости с 97 км в час. Из этой скорости вычитаются 4 км в час допустимой погрешности измерения камерой, так что штраф следует за превышение максимально допустимой скорости на 3 км в час.»
Четыре километра в час — это погрешность (или установленный допуск) измерения скорости радаром принятый в Эстонии (в других странах он отличается, см. информацию выше).
Два километра в час — это допустимое по правилам превышение скорости в Эстонии (бесплатное), а штраф там назначается с превышения скорости на 3 км/ч и более.
То есть, эстонцы настраивают радары так:
97 км/ч (настройка радара) — 4 км/ч (погрешность радара) = 93 км/ч. Начиная с этой скорости выписывается штраф (превышение на 3 км/ч).
Если радар измерит скорость 96 км/ч, то из его показаний будет вычтена погрешность 4 км/ч, и будет считаться, что ваша скорость была 92 км/ч (штраф не положен). Поэтому, в Эстонии радары начинают фиксировать скорость от 97 км/ч и выше.
По аналогичному принципу настраивает свои радары полицейские в тех странах, где принято (установлено законом) учитывать погрешность измерения камеры контроля скорости.
Полная таблица настройки радаров полицией разных стран Европы (с учетом законодательно установленных погрешностей измерения скорости в каждой стране), приведена в отдельной заметке, про ограничения скорости в Европе.Здесь же, разберемся с общими формулами настроек радаров полицией (кому неинтересно, эту часть можно пропустить).
Скорость, на которую радар настраивается на срабатывание (фиксацию нарушения) вычисляется по формуле:
Vрадар = Vогр. + ΔV (км/ч)+ Vдоп. км/ч
Или, если допуск в измерениях скорости выражен в процентах, то:
Vрадар = (Vогр. + Vдоп. ) / (0,01×(100 — ΔV%)) + Vдоп. км/ч
полученное значение округляется вверх, до целого.
Где:
Vрадар — скорость, при которой сработает камера;
Vогр. — ограничение скорости на данном этапе;
ΔV — принятая (установленная законом в данной стране) погрешность измерения скорости, принимаемая в расчет при определении величины превышения скорости;
Vдоп. — допустимая скорость превышения — величина, с которой начинается нарушение (превышение).
Допустимая скорость превышения ограничения скорости, при которой начинается административная ответственность, в большинстве стран составляет 1 (один) км/ч (с учетом погрешности радара).
(За исключением Нидерландов, Финляндии и Эстонии — там эти величины отличаются — см. информацию по странам выше).
То есть, в общем случае, ответственность за превышение скорости начнется с превышения скорости на 1 км/ч и более с учетом всех зазоров и допусков.
Превышение скорости, для определения суммы штрафа, вычисляется по простой формуле:
Vпрев. = Vрадар — ΔV (в км/ч или в %) — Vогр. км/ч
Где:
Vпрев. — величина превышения скорости (в км/ч), за которую будет выписан штраф;
Vогр. — величина ограничения скорости на данном отрезке дороги.
Остальные величины описаны выше.
Если величина превышения скорости (Vпрев. ) больше или равна максимальной допустимой скорости превышения (Vдоп. ) установленной в данной стране, то автовладельцу выписывается штраф.
Например, в Польше установлен «зазор» (допуск) величиной 10 км/ч. Соответственно, и все радары настроены на фиксацию нарушения скорости по формуле «знак+11 км/ч». То есть, превышение до 10 км/ч ими не учитывается.
Если превышение скорости зафиксировано на 11 км/ч, то штраф выписывается за превышение на 1 км/ч, и уже без дополнительных скидок на физическую погрешность измерения (подразумевается, что вышеозначенные 10 км/ч перекрывают все возможные погрешности измерений), это то, о чем говорилось в начале заметки.
Реальная погрешность радара
При этом, надо принимать во внимание тот факт, что любой радар обязательно имеет некую реальную погрешность измерения скорости (которая, впрочем, всегда меньше, чем допуск установленный государством).
Ниже приведен рисунок, который поясняет о чем идет речь, на примере Испании. Допуск (или принятая погрешность) измерения скорости радаром при ограничениях до 100 км/ч, в этой стране принята равной 7 км/ч, а штраф начинаются с превышения скорости на 1 км/ч или больше:
Допустим, что ограничение скорости на данном участке дороги равно 90 км/ч. Полицейские настроят радар на срабатывание (на фиксацию нарушения), при определении им скорости 98 км/ч и выше.
То есть, если передвигаться с реальной (не по спидометру, а с реальной) скоростью 97,9 км/ч, то нарушения зафиксировано не будет. Да, это было бы так, если бы радар не имел бы собственной погрешности измерения (т.е. в идеальном случае).
Если же для данного радара погрешность определения скорости равна, допустим, ±2,5 км/ч, то он может определить вашу скорость равную 98 км/ч (и, соответственно, зафиксировать нарушение), как на реальной скорости 95,5 км/ч, так и на скорости 100,5 км/ч.
Если радар ошибется в сторону занижения измеренной им скорости от реальной, это хорошо, проблем не будет. А вот если он немного (в пределах своего допуска) завысит измеренную скорость, то появятся проблемы. Этот момент отображен на рисунке подписью «Может быть штраф — Может быть бесплатно».
И никогда не угадаешь в какую сторону ошибется радар. Вывод простой: не нужно использовать этот «зазор» полностью, даже если он установлен. Всегда оставляйте запас 3-5 км/ч на реальную ошибку радара (чем выше скорость — тем больше запас).
В странах же, где законом не установлен учет погрешностей радара при осуществлении контроля скорости, полицейские просто настраивают радар на 1 км/ч выше ограничения скорости установленного на данном участке (что, конечно, методологически неверно, но… dura lex sed lex).
Как ездить быстрее всех, не нарушая ПДД
Быстрее всех можно ехать, если при выдерживании скорости при поездке, учитывать поправку к скорости спидометра, и точность измерения скорости радаром. Как это сделать — рассказано ниже.
Исправный спидометр на всех машинах, всегда чуть-чуть (на 3-10%) завышает скорость. Зависит это от производителя и конкретной модели автомобиля. Например, спидометр на моем автомобиле завышает показания скорости на 5%.
Это значит, что при движении со скоростью ровно 100 км/ч по спидометру, реальная скорость движения будет равна 95 км/ч. Величина ошибки спидометра обычно не озвучивается производителем, но ее можно вычислить и самостоятельно.
Подробную информацию о том, почему спидометр всегда завышает скорость, (показывает всегда больше, чем GPS), и что точнее, и как определить поправку спидометра для своего автомобиля, можно прочитать в заметке по ссылке.Как можно использовать эту информацию?
Например, при движении по магистралям в Европе разрешенная скорость — 130 км/ч (в большинстве стран). Но спидометр завышает показания скорости, поэтому, когда по его показаниям скорость выдерживается ровно 130 км/ч, реальная скорость будет немного ниже.
Например, для моего автомобиля (спидометр завышает показания на 5%), реальная скорость будет не 130 км/ч, а:
130 (скорость по спидометру) — 5% (погрешность) = 123,5 км/ч.
Во-о-от… а можно ехать 130 км/ч. Значит, по спидометру можно держать скорость выше на 6,5 км/ч (136,5 км/ч), и штрафа не будет, поскольку реальная скорость при этом будет равна 130 км/ч. Уже веселее.
Зная особенности местных ПДД, можно выбрать этот «зазор» еще больше, учтя допустимую погрешность измерения скорости радаром, установленную в конкретной стране.
Например, в Хорватии разрешенная скорость при движении по магистрали — 130 км/ч, а принятая погрешность измерений скорости радаром — 10% на скоростях выше 100 км/ч (см. данные выше).
То есть, при измерении скорости на магистрали, хорватские полицейские настраивают радары на фиксацию нарушения скорости от 146 км/ч:
146 км/ч — 10% = 131 км/ч.
То есть, при определении радаром скорости 146 км/ч, в квитанции укажут величину измеренной скорости равную 131 км/ч, а превышение скорости, за которое будет выписан штраф, будет равно 1 км/ч.
Исходя из вышесказанного, со скоростью 145 км/ч вполне можно двигаться и не бояться получить штраф. Но если мой спидометр завышает скорость на 5%, то реальная скорость 145 км/ч, будет достигнута на скорости по спидометру:
145 + 5% = 152 км/ч
Таким образом, в Хорватии по магистрали можно идти по спидометру 152 км/ч (на моей, конкретной машине), и никаких проблем не будет. В то время как большинство водителей, (которые не заморачиваются подобными подробностями), будут идти там 130-135 км/ч, и вы будете их всех спокойно обгонять не нарушая при этом правил (заметьте!).
НО! Как всегда есть одно маленькое, но важное «но», которое следует учитывать, и о котором уже говорилось выше. Дело в том, что погрешность радара бывает как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». И это может сработать и не в вашу пользу.
Допустим, погрешность радара контролирующего скорость (реальная, в фактических условиях, а не установленная правилами) составляет 2,5% от измеренной им скорости. Что это значит?
Это значит, что при замере скорости, радар может как «угадать» ее точно, так и завысить или занизить измеренное значение в пределах этой погрешности, от реальной скорости. Причем, никогда неизвестно, когда он завысит измеренное значение, а когда занизит.
То есть, (возвращаясь к примеру выше), если вы идете по трассе в Хорватии с реальной скоростью ровно 145 км/ч, то радар может определить вашу скорость как ровно 145 км/ч (т.е. без ошибки), может занизить ее на величину до 2,5% (т.е. определить ее как 145-2,5%=141 км/ч), а может и завысить на величину погрешности, т.е. определить ее как 145+2,5%=148,5 км/ч — а вот это уже будет штраф (он же настроен на фиксацию нарушений от 146 км/ч и выше).
Мораль проста, если вы будете использовать методику изложенную выше, то:
Никогда не выбирайте «зазоры» по скорости полностью, до последнего километра в час.
Всегда оставляйте 3-5 км/ч на реальную погрешность радара (она всегда присутствует).
И чем больше скорость — тем больше должен быть этот запас. То есть, не нужно все-таки ехать со скоростью 152 км/ч по спидометру по магистралям Хорватии. Поставьте на нем скорость 145-146 км/ч, и будет вам счастье, а штрафов точно не будет (в Хорватии).
То же относится ко всем другим странам, данные по которым известны. В тех странах, где погрешность измерения скорости радаром принята минимальной (3%, допустим) вообще не стоит сильно шалить со скоростью, можно учесть при движении только поправку спидометра, а погрешность радара не трогать.
Например, по Чехии (допуск 3% на скорости выше 100 км/ч, разрешенная на магистрали — 130 км/ч), по магистрали я иду по спидометру 136-138 км/ч (это соответствует реальной скорости 129-131 км/ч, что подтверждается GPS), а радары у чехов настроены на 135 км/ч (135-3%=131 км/ч) — это уже штраф.
Таким образом, я оставляю запас 4-6 км/ч на реальную погрешность радара (и на свои ошибки: чуть педаль придавил — скорость превысил), и чувствую себя спокойно. Во всяком случае, о каких-либо претензиях со стороны местной полиции ко мне, мне неизвестно.
* * * * *
На этом, заметку о допусках и погрешностях измерения скорости полицейскими радарами в странах Европы, а также о том, как этой информацией можно пользоваться при выполнении поездки по Европе на автомобиле, я закончу.
Надо ли вам использовать эту информацию, и как ее использовать — решать, как всегда, только вам. Но я использую, и ничего, жив, цел и штрафов не имею. : )
А вы — думайте сами.
СВЯЗАННЫЕ ЗАМЕТКИ
krass56.ru
Не сбавляя скорости: в Госдуме отклонили возврат к норме +10 км/ч | ГИБДД | Авто
В комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству не поступал законопроект от МВД, предписывающий отказаться отсуществующей нормы допустимой погрешности измерения скорости «+20 км/ч». Об этом АиФ.ru рассказал первый зампред комитета Вячеслав Лысаков. Напомним, что накануне ряд СМИ опубликовали информацию, согласно которой действующая норма погрешности автоматических средств фиксации вскоре может быть снижена до «+10 км/ч», так как в Госдуму направлена соответствующая законодательная инициатива от Министерства внутренних дел.
«Я не слышал про подобный законопроект от МВД, он не поступал к нам на рассмотрение, — заявил парламентарий. — Однако хочу отметить, что в среду мы рассмотрели аналогичный по смыслу законопроект, подготовленный ивановской областной Думой — и отклонили его. На наш взгляд, пока нет достаточных оснований для того, чтобы менять федеральное законодательство».
Только недавно появилась статистика ДТП за восемь месяцев, прошедших с момента вступления в силу погрешности «+20», продолжил Лысаков. Её необходимо внимательно проанализировать, а потом уже делать выводы и готовить какие-то изменения. Если власти определённого региона уже сейчас видят, что аварийность возросла, они могут самостоятельно снижать скоростной режим на местных трассах. «Хотите, чтобы водители ездили 60 км/ч, ставьте знак 40. А требовать изменений федерального законодательства „на живую нитку“ совершенно ни к чему», — подчеркнул депутат.
Напомним, что такая большая погрешность («+20 км/ч») — была закреплена в федеральном законодательстве практически случайно. Планировалось, что она станет компенсационной мерой при введении балльной системы подсчета нарушений. Согласно задумке, все штрафы, в том числе и выписанные дорожными камерами, переводились бы в штрафные баллы. Набрав 200 баллов, водитель автоматически бы лишался прав на год. Чтобы количество «лишенцев» не зашкалило, было предложено не начислять баллы за небольшие нарушения вроде небольшого превышения скорости. Таким образом, возникла «либеральная» погрешность измерений. В конце-концов, из-за технических и юридических проблем от реализации балльной системы депутаты отказались. А вот поправка, принятая в первом пакете изменений 12 главы КоАП, сохранилась.
С тех пор она пережила немало нападок от депутатов, справедливо считающих её законодательным казусом. Однако стоит ли от неё отказываться — вопрос дискуссионный. Председатель движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов считает, что подобная погрешность «расшатывает» ПДД: «Только в России водители, завидев знак 60, начинают думать — сколько они могут безнаказанно прибавить сверху. В Германии, например, оштрафуют и за +1 км/ч. Если мы хотим двигаться по пути развитых стран, необходимо обеспечить неукоснительное выполнение законов. А у нас вся страна решает, какие пункты ПДД обязательны к исполнению, а какие можно игнорировать. Узаконенное превышение установленной скорости — нонсенс».
При этом эксперт так же отрицательно отнёсся к идее вернуть старую погрешность «+10 км/ч»: «Эта норма родом из социалистического прошлого и давно устарела: сегодня измерительные приборы уже не имеют такой большой погрешности. В ряде стран допускается +5 км/ч к установленной скорости. Кроме того, на мой взгляд, нет ничего хорошего в том, чтобы разрешать водителю ездить в городе 70 км/ч. Я вообще считаю, что скорость необходимо снизить до 50 км/ч. Это общеевропейская норма: при 80 км/ч вероятность летального исхода при наезде на пешехода — 100 %; при 60 км/ч — 80 %. Поэтому везде в европейских городах действует ограничение 50 км/ч, а в Париже рассматривается возможность снизить скорость до 30 км/ч».
Положительным моментом является то, что действующая норма нивелирует устаревший загородный скоростной режим — 90 км/ч. Такого мнения придерживается руководитель Гоночной академии Антон Захаров: «Существующая дельта „+20 км/ч“ очень подходит для загородных шоссе и скоростных городских магистралей, так как существующее ограничение скорости в 90 км/ч очевидно устарело. А вот в городе скорость необходимо снижать до 50 км/ч. Но, опять-таки, не нужно „чесать“ все улицы под одну гребенку. На городских магистралях вроде ТТК спокойно можно разрешить ехать 80 км/ч. А вот на узких улицах в центре, в жилой зоне можно снизить скорость движения и до 50, и до 30 км/ч».
Вполне возможно, что законодатели так и поступят. Зампред комитета по госстроительсву Вячеслав Лысаков не исключил, что в будущем норма «+20 км/ч» всё же будет пересмотрена в сторону уменьшения — но только для города. «На улице небольшое превышение скорости может быть критическим. А вот на трассе даже заметить сложно, как прибавил лишние 10 километров, и это не так опасно. Так что, возможно, в городе эта погрешность будет заменена, а вот на трассе она останется», — отметил он.
Смотрите также:
aif.ru
В МВД поддержали понижение допустимого порога превышения скорости
2019-09-25T13:54+0300
2019-09-25T13:54+0300
https://ria.ru/20190925/1559108142.html
В МВД поддержали понижение допустимого порога превышения скорости
https://cdn23.img.ria.ru/images/152383/14/1523831439_0:116:3230:1933_1036x0_80_0_0_a5981611c86fdb739d90e83ed8fb8f08.jpg
РИА Новости
https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png
РИА Новости
https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png
МОСКВА, 25 сен — РИА Новости. В МВД поддерживают идею снизить нештрафуемый порог превышения скорости с 20 до 10 километров в час, заявил в эфире «Авторадио» замруководителя Госавтоинспекции генерал-майор полиции Владимир Кузин.Он подчеркнул, что у современных дорожных камер очень маленький процент погрешности при фиксировании превышения скорости.
27 августа, 09:12
Автовладельцы смогут обжаловать штрафы онлайнПоправки могут внести в новую редакцию Кодекса об административных правонарушениях, которую готовят в правительстве, Госдума может рассмотреть документ в начале следующего года.
В середине декабря прошлого года правительственная комиссия по безопасности дорожного движения поручила МВД и Минтрансу разработать предложения по введению штрафа за превышение скорости на 10-20 километров в час.
Нужны предварительные меры
Первый зампред комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков заявил журналистам, что перед снижением нештрафуемого порога необходимо провести ряд подготовительных мероприятий.
Депутат призвал провести «ревизию улично-дорожной сети, убрать оттуда «кормушки-ловушки», а также привести скоростной режим в соответствие с категориями дорог.
18 сентября, 14:55
Эксперт оценил инициативу о списании штрафов за вождение в пьяном виде«Почему я еду по трассе М9 до Белоруссии со скоростью 90 километров в час, приезжаю в Белоруссию, там такого же качества дорога, а там — 120? Но 120 плюс десять это 130, а 90 плюс 10 будет 100. Почему мы должны на 30 километров ехать меньше, чем наши белорусские братья и мы там же?» — заключил депутат.
«На безопасность не повлияет»
Опрошенные РИА Новости автомобильные эксперты разошлись в оценке предложенной инициативы.
Так, руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев считает, что понижение порога «выгодно только тем, кто устанавливает и обслуживает камеры фото- и видеофиксации».
Эксперт уверен, что эта мера, если будет применена, никак не повлияет на безопасность.
Канаев добавил, что порог в 20 км/ч удобен для обгона без превышения скорости.
7 августа, 09:26
«Ъ»: в Москве начали проверять наличие ОСАГО при помощи дорожных камерВ свою очередь, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин отметил, что любая мера должна иметь под собой обоснование в виде социологического или статистического исследования, но они отсутствуют.
«Совершенно очевидно, что превышение скорости где-то в этом диапазоне до 20 (километров в час) — это самое распространенное явление. Мало, кто ездит под 300 километров в час по Ленинскому проспекту. Если уж превышают, то на 10, на 20 километров в основной своей массе. Поэтому понятно, что это очень денежное для государства нарушение», — заключил Травин.
«Приведет к росту штрафов»
Лидер движения «Сильная Россия» Антон Цветков считает, что предложение МВД не приведет к снижению аварийности.
«Мы всегда выступали против введения подобного закона. Это приведет лишь к увеличению числа штрафов для водителей, а не к реальному снижению аварийности. Никакого другого смысла, кроме дополнительного сбора денег, в этом я не вижу. Бороться нужно в первую очередь с лихачами, причем законодательно», — заявил Цветков РИА Новости.
5 августа, 16:58
Каждый пятый водитель считает, что лихачей не остановят никакие мерыОн подчеркнул, что штрафы лихачей не останавливают, с ними эффективнее бороться при помощи административного ареста на 15 суток.
«Надо снизить еще больше»
В свою очередь, эксперт движения «Сильная Россия» по вопросам транспорта, директор Транспортной ассоциации Московской агломерации, доктор технических наук Норайр Блудян заявил РИА Новости, что максимально допустимое превышение скорости лучше снизить до пяти километров в час.
«Двадцать километров в час — это слишком большой диапазон, теряется смысл ограничения. Чем больше эта дельта, тем менее результативно работает это ограничение», — заключил собеседник агентства.
26 июля, 10:20
Водителю, чья машина «превысила скорость» на эвакуаторе, отменили штрафria.ru
В России собираются снизить допустимое превышение скорости с 20 до 10 километров в час. Почему это важно
В МВД поддержали снижение в России допустимого порога превышения скорости с 20 до 10 километров в час, пишет РБК со ссылкой на слова замначальника ГИБДД России Владимира Кузина в эфире «Авторадио». «Сноб» разбирается, почему это важно
Кузин обратил внимание, что ограничение в 10 километров в час действовало до введения нынешней нормы в 20 километров в час. По его словам, эту норму могут прописать в новом кодексе об административных правонарушениях, который готовит правительство и уже в начале 2020 году могут внести на обсуждение в Госдуму. Он также добавил, что порог может быть изменен для всех дорог, в том числе для автомагистралей.
Что еще известно:
В конце 2019 года предложение о возвращении штрафов за превышение скорости от 10 до 20 километров в час поручили разработать Минтрансу и МВД. В феврале против снижения порога выступила партия «Единая Россия». По словам координатора проекта «Безопасные дороги», председателя комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимира Афонского, доводы представителей профильных министерств «не убедили» его в необходимости снижения ненаказуемого порога.
«О какой справедливости можно говорить, если у гражданина нет возможности оспорить предъявляемое нарушение. И ведь у камер есть погрешность, камеры неквалифицированно установлены, просто некорректно работают, а гражданин не может защититься», — заявил Афонский.
В марте вице-премьера Максим Акимов в интервью РБК Акимов назвал пересмотр действующих скоростных режимов «дискуссионным вопросом». Он считает, что в городских условиях порог превышения в 20 километров в час потенциально опасен для пешеходов и пассажиров автотранспорта, но «на магистральной трассе на 80 километрах в час есть пространство увернуться», добавил он.
Почему это важно:
В современной России большинство ДТП происходят из-за превышения скорости участниками дорожного движения. Всего в 2018 году из-за ДТП на дорогах России погибли более 18,2 тысячи человек.
Как рассказал «Снобу» урбанист, автор блога «Город для людей» Аркадий Гершман, Россия — одна из немногих стран мира, где сегодня можно безнаказанно превышать допустимую скорость сразу на 20 километров в час, а зачастую такого «буферного» промежутка нет вовсе.
«В мире норма скорости для городских улиц — 50 километров в час, в жилой зоне — 30 километров в час. Почему так? Потому что люди ошибаются, а ошибка на высокой скорости приводит к жертвам. Авария на 80 километрах в час гарантированно убьет пешехода. Снижение скорости — страховка на случай ошибки. Так хотя бы будет больше шансов затормозить и не убить человека. Чем выше скорость, тем больше влияет на нас тоннельная обзорность — когда водитель не замечает, что происходит по сторонам, из-за этого могут пострадать пешеходы, дети, велосипедисты», — говорит Гершман.
Он уверен, что в России нужно «радикально снижать» предельно допустимую скорость, при этом «»буферную» зону надо снизить до пяти километров в час или отменять вовсе». «Погрешности в современных спидометрах нет, многие современные производители автомобилей даже настраивают их так, чтобы они показывали скорость чуть большую, чем на самом деле — это тоже страховка», — добавил эксперт.
О других странах:
Сейчас почти все европейские страны имеют меньший порог допустимого превышения скорости. Например, в Белоруссии водителя могут оштрафовать за превышение больше, чем на 10 километров в час. Однако если нарушение зафиксировала не камера, а сотрудник ГАИ, то допустимого превышения нет вовсе.
В Финляндии с 2016 года действует система штрафов, согласно которой допустимо превышение скорости максимум на шесть километров в час. В Германии допустимая погрешность — три километра в час. Во Франции штрафы назначают в зависимости от того, где произошло нарушение: на городских дорогах допустимого превышения нет, а для загородных дорог — 10 процентов от разрешенной скорости.
В Великобритании без штрафа останется водитель, который превысил скорость на 10 процентов и еще две мили в час. В Швеции допустимое превышение скорости отсутствует.
snob.ru
Штраф за превышение скорости в Казахстане: на 10км/ч, на 20 км/ч, на 40км/ч и более, а также допустимое превышение
Штраф за превышение скорости в Казахстане на 10-20 км/ч составляет 5 МРП (12625 тенге), штраф за превышение скорости на 20-40 км/ч составляет 10 МРП (25250 тенге), штраф за превышение скорости на 40 и более км/ч – 20 МРП (50500 тенге). Повторное превышение скорости на 20 км/ч и более влечёт ответственность в виде штрафа 30 МРП (75750 тенге) согласно статье 592 кодекса об административных правонарушениях КоАП РК.
Читайте о штрафах в РКПревышение скорости менее чем на 10 км/ч включительно правонарушением не считается и списывается на погрешность скоростомера. Пограничные значения трактуются в пользу правонарушителя.
Единственной мерой наказания за превышение скоростного режима является штраф. Лишение права управления транспортным средством за данное правонарушение не предусмотрено (п.8 ст.795 КоАП РК). За что полагается лишение прав написано здесь.
Также за правонарушение не полагается эвакуация на штрафстоянку. Штрафстоянка может применяться в случае, когда автовладелец отказывается являться в суд или уполномоченный орган для рассмотрения дела об административном правонарушении (в данном случае превышения скорости). При наступлении подобных обстоятельств рекомендуем ознакомиться со статьёй «Машину забрали на штрафстоянку: почему, что делать, какие нужны документы в РК?».
Правонарушение может быть зафиксировано сотрудником полиции (должностным лицом) или видеокамерой (средством видеофиксации).
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
shtrafy.kz
Камеры видеофиксации: непогрешимая погрешность | 59.ru
Автоматическая камера, по показаниям которой водителей привлекают к ответственности за превышение скорости, ставится под углом к краю проезжей части, причем угол установки жестко нормирован. Внимание, вопрос: насколько можно отклонить камеру вправо или влево от нормированного угла? Вы будете смеяться. Всего 0,3°. Чтобы у вас не возникало сомнений, повторяю: ноль целых, три десятых градуса. Чтобы понять, о чем идет речь, возьмите в руки обычный школьный транспортир. А теперь попробуйте по нему отмерить 0,3°. Получилось?
Но обо всем по порядку
Вас никогда не удивляло, что по КоАП доказательствами могут служить только данные с приборов, на которые имеются какие-то «соответствующие сертификаты» и которые «прошли метрологическую поверку»? В действительности на каждый прибор вместо сертификатов подсовывают «Свидетельство об утверждении типа средства измерений», к которому прилагают «Свидетельство о поверке». В чем дело? А дело в том, что при применении приборов положения КоАП мало кого интересуют. Есть закон «Об обеспечении единства средств измерений», которому ни один другой закон, включая КоАП, не может противоречить и под который попадает обеспечение безопасности дорожного движения.
Во исполнение положений данного закона министр внутренних дел генерал-полковник Колокольцев А. В. издал целый приказ, в котором перечислил все измерения, производимые полицейскими, попадающие в сферу ГРОЕИ – государственного регулировании обеспечения единства измерений.
Что касается метрологов, то во исполнение требований закона они издали неимоверное количество стандартов, рекомендаций и просто популярной литературы. Метрология настолько зарегулирована, что шаг вправо или влево невозможен.
Для ГАИ и приравненных к ней контор все было бы хорошо, но любые измерения разрешается проводить только в соответствии с описанными в «Руководстве по эксплуатации» методикам, причем методики должны обеспечивать измерения с заданной точностью. Улавливаете? Если министр Колокольцев А. В. сказал, что погрешность измерения радарами не должна быть больше ±3 км/ч, то ни один прибор с большей погрешностью на вооружение ГАИ и не примут.
Дошли и до углов установки фоторадарных датчиков. Допустим, производитель написал, что погрешность прибора ±1 км/ч. По стандартам погрешность методики и оператора не должна превышать 15% от погрешности прибора, то есть в нашем случае погрешность не должна выйти за рамки ±0,15 км/ч. В пересчете на угол установки камеры для самой популярной скорости превышения по городу 82 км/ч мы и получаем, что угол установки камеры не должен отклоняться больше, чем на 0,3°.
Как производители решают проблему выставления заданного угла в полевых условиях? Сверху на фоторадарный датчик приклепана тоненькая полоска железа – так называемая «реперная метка». Ее нужно сориентировать вдоль края проезжей части, и заданный угол будет соблюден. Как можно полоской в несколько миллиметров по неровному краю проезжей части «словить» 0,3°, да еще в ситуации, когда водители автомобилей постоянно перестраиваются, обгоняют и подруливают, для меня остается загадкой.
Воистину: отмеряй микрометром, отмечай мелом, отрубай топором (из законов Мерфи).
Да бог с ними, с 0,3°. Пусть несуразица в погрешности прибора и методике его применения остается на совести производителя и ВНИИФТРИ, утвердившего какую-то ерунду в качестве измерительного прибора.
Когда автоматический радар фиксирует скорость, важно, чтобы из-за угла установки камеры погрешность измерения не выскочила за пределы погрешности прибора. Если погрешность измерения будет выше погрешности прибора, то необходимо делать вычисления – ручками. А это уже не автоматический режим, и инспекторы ГАИ выносить постановление в отношении собственника не имеют права.
Производитель «Крис-П» и не скрывает методику. Соотношение ширины и высоты регистрационного знака постоянно. Ширина – 520 мм, высота – 112 мм. 112/520 = 0,215. По фотографии в постановлении измеряем ширину (х) и высоту (y) знака. Высота от угла установки камеры не зависит, а уменьшение ширины на фотографии позволяет вычислить угол установки по формуле: Угол = arccos(0,215 * x/y))
И что интересно, производитель пишет: «В случае, если в центре обработки данных по изображению будет выявлен неправильный угол установки, такое изображение будет отбраковано и штраф выписан не будет». Вы думаете, что инспекторы лезут с линейкой к экрану? Я вас умоляю. За месяц инспектор отслеживает десятки, если не сотни тысяч фотографий. Наметанный взгляд безо всякой линейки по внешнему виду автомобиля определит, нормальный угол установки или нет? Только покажите мне того честного инспектора, который пойдет к своему начальнику и скажет: «Товарищ майор, а у нас тут косяк – камеру неправильно поставили, методика измерений нарушена, и показания прибора в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП доказательствами по делу не являются».
А водители «схавают». Для водителя главное что? Главное ПДД! Скажи ему о каком-нибудь еще законе или произнеси аббревиатуру «ГРОЕИ» – впадет в ступор. Или, еще лучше, станет доказывать, что он – мужик, а потому за свои ошибки заплатит сам. Ошибки не его?! Все равно он заплатит!!!
Что делать? Включать мозги
Я понимаю, что выполнить несколько измерений регистрационного знака на фотографии, чтобы получить среднее значение высоты и ширины, вычислить СКО, вычислить вклад каждой неопределенности, просуммировать их с приведенной погрешностью прибора, а затем вычислить итоговую погрешность с вероятностью 95% – задача на первый раз сложная. Зато потом – только подставляй значения длины и ширины знака и обжалуй постановления. (Да простят меня метрологи за вольности с терминами – РМГ29-2013 я уже чуть ли не наизусть знаю.)
Лиха беда начало. Ликбез от очень уважаемого автора – ссылка.
Предполагаю, что энтузиасты воплотят несложную методику в сайты с анкетами. Заполняешь свои данные, пишешь номер и дату постановления, загружаешь снимок автомобиля из постановления, и на выходе – готовая жалоба в ГАИ.
В детективах частенько описывают ситуации, когда из благородных побуждений полицейские подбрасывают плохим дядям наркотики или патроны, а потом их арестовывают. Или наоборот, плохие дяди подбрасывают аналогичные предметы полицейским, а потом их «подставляют». Данные сюжеты у меня ассоциируются с применением автоматических камер. В ГАИ отлично понимают, что их применение не совсем законно, лучше сказать, совсем незаконно. Но применяют их в благородных целях, а потому любые незаконности оправданы.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель–инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.
59.ru