РазноеНалог на дороги сколько на дороги – Минфин: «Дорожный налог — это минимальный вклад автовладельцев”. Теперь придется платить еще и за парки, скверы и бульвары? — Реальный Брест

Налог на дороги сколько на дороги – Минфин: «Дорожный налог — это минимальный вклад автовладельцев”. Теперь придется платить еще и за парки, скверы и бульвары? — Реальный Брест

Содержание

размер платы за участие в дорожном движении с 1 января

Последнее заявление на тему пошлины сделано заместителем премьер-министра Владимиром Кухаревым 27.12.2019: «Над этим вопросом работают уже давно, рассматриваются различные варианты решения этой проблемы. А проблема на самом деле существует, ведь для того, чтобы избежать необходимости уплачивать налог, некоторые автовладельцы перестали проходить техосмотр, чем подвергают опасности не только свою жизнь, но и жизнь других. Окончательное решение по этому вопросу будет приниматься в начале следующего года».

Министерство финансов сообщало, что осуществляется подготовка проекта Указа Президента Республики Беларусь «О плате за пользование автомобильными дорогами Республики Беларусь и отдельными элементами улично-дорожной сети» — ссылка http://www.minfin.gov.by/public/ru/faq/

Новые правила могут заработать в начале 2020 года, но пока проект не подписан, действуют старые правила, которые указаны в этой статье. Если вы хотите быть в курсе, когда примут изменения, подпишитесь на комментарии к этой статье. Как только будут новости, я напишу комментарий и вам придет на почту письмо. На скриншоте ниже показал как это сделать:

Далеко не каждый владелец автомобиля воспринял как должное изменения, внесенные в 249-ую статью Налогового кодекса РБ после 31-ого декабря 2013 года. Согласно им, в стране появилась новая госпошлина — так называемый транспортный налог, как метко его сразу окрестили те, кто не представляет свою жизнь без «баранки». В чем его особенность и для чего он вообще нужен? Где и как можно оплатить этот налог, пошлину, или плату за участие, в 2020 году в Беларуси? Обо всем этом — в подробном материале ниже.

Что такое транспортный налог и зачем он нужен?

Еще в 2016-ом году на трое белорусов приходился как минимум 1 личный автомобиль. Примените эту нехитрую статистическую выкладку к общему количеству населения страны — и поймете, что ежедневно дорожные просторы Беларуси бороздят около 3 миллионов единиц автомобилей. И это принимаются в расчет только личные авто — к полученной цифре можно смело добавлять и те транспортные средства, которые числятся на балансе у различных предприятий.

Конечно, такой интенсивный трафик наносит непоправимый урон имеющимся дорогам, и правительство Беларуси как раз и попыталось решить этот вопрос введением вышеупомянутой государственной пошлины. Юридически она закреплена в Налоговом кодексе РБ в 249-ой статье – читайте пункт 1.64. Вырученные средства направляются в республиканский и местный бюджеты на строительство новых дорог и ремонт уже существующих.

Сам документ хранится на национальном интернет-портале: вы в любой момент можете с ним ознакомиться.

Да, с точки зрения законодательства, так называемый транспортный налог, или дорожный сбор — это упрощенное и распространенное обозначение «выдачи разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении».

Только после того, как вы уплатили пошлину, ваш автомобиль допускается к прохождению техосмотра. Именно эта привязка и вызвала возмущение у многих автовладельцев, для которых одновременная выплата нового налога и стоимости техосмотра стала ощутимым ударом по семейному бюджету.

Сколько надо платить (таблица)

Один из главных нюансов — это возраст автомобиля. Если ваше транспортное средств «моложе» 10 лет, то оплачивать транспортный налог нужно сразу на 2 года вперед. Это правило не распространяется на грузовики и автобусы.

Также в расчет принимается общая масса авто. Есть 4 общепринятые категории:

  • до 1,5 тонн;
  • от 1,5 до 2 тонн;
  • от 2 до 3 тонн;
  • более 3 тонн.

Ставки транспортного налога

Они прописаны в пункте 112 Закона Республики Беларусь №96-3 от 31 декабря 2013 года.

Самые актуальные ставки по всем существующим категориям для максимального удобства мы отразили в развернутой таблице.

Стоимость платы за участие в дорожном движении, которую планируется ввести для физлиц вместо пошлины, такая же. Но платить физическим лицам можно не сразу за год, а по месяцам. А при оплате за год и более — скидка 20%. Т.е. указанные суммы надо умножить на понижающий коэффициент 0,8. Чтобы рассчитать, сколько платить за месяц — разделить сумму на 12.

Таблица широкая, на смартфонах протягивайте ее влево для полной просмотра.

Ставки для юридических лиц:Ставки для физических лиц:
Максимально разрешенная массаКол-во базовых величинЦена за год, BYNМаксимально разрешенная массаКол-во базовых величинЦена за год, BYN
Автобус с числом посадочных мест
до 20 включительно1232412324
от 21 до 40 включительно1745917459
свыше 402259422594
Легковой автомобиль
не более 1 тонны7189не более 1,5 тонны381
более 1 тонны, но и не более 2 тонн9243более 1,5 тонны и не более 2 тонн6162
более 2 тонн, но не более 3 тонн112978216
более 3 тонн1437811297
Прицеп не более 0,75 тонны5135254
Прицеп более 0,75 тонны1232411297
Прицеп-дача (караван)71895135
Грузовой автомобиль
не более 2,5 тонны123248216
более 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны1745917459
более 3,5 тонны, но не более 12 тонн2259422594
более 12 тонн2567525675
Прочее
Мотоцикл381254
Седельный тягач20540независимо от разрешенной максимальной массы20540

Есть ли льготы?

Да, люди с 1 и 2 группами инвалидности оплачивают 50% от стоимости «дорожного налога». Некоторое время назад такая же льгота полагалась и пенсионерам, но с 2016 года она официально упразднена.

Способы оплаты

Если вы физическое лицо, то можете оплатить транспортный налог в любом банке или почтовом отделении. Отметим, что даже если вы зарегистрированы как индивидуальный предприниматель, вы все равно пользуетесь для оплаты тарифами для физических лиц.

А вот оплата налога юридическими лицами (организации) возможна только в банке.

Как заплатить через ЕРИП?

Продемонстрируем, как происходит оплата транспортного налога через ЕРИП. Использовать для этого можно как обычный инфокиоск, подключенный к Системе (РАСЧЕТ), так и любой интернет-банкинг, которым вы пользуетесь.

В нашем случае это будет программный продукт «Беларусбанка», но разницы нет никакой – «Дерево ЕРИП» имеет универсальную структуру и везде выглядит одинаково.

1. В главной ветке услуг открываем раздел «Прочие платежи».

2. Выбираем «Белтехосмотр».

3. Нажимаем на раздел «Госпошлина» (представлено и для физических, и для юридических лиц).

4. Для оплаты понадобится серия и номер техпаспорта транспортного средства.

После проведения оплаты можно сохранить электронный чек и распечатать его — он и будет служить официальным документом, подтверждающим вашу оплату транспортного налога. Впрочем, делать это и хранить чек вовсе необязательно — вся информация о платеже остается в базе ЕРИП, и работники «Белтехосмотра» без труда отыщут нужные сведения по номеру операции.

Важно: не путайте госпошлину на допуск к участию в дорожном движении с оплатой за непосредственно проведенный техосмотр.

Что будет, если не платить?

Так как транспортный налог в Беларуси на сегодняшний день по-прежнему привязан к техосмотру, то без его уплаты вы просто не сможете получить допуск к дорожному движению.

Конечно, всегда можно включить режим невозмутимого игнора и сесть за руль, но штрафы за отсутствие техосмотра в Беларуси  немаленькие.

С 1 апреля 2019, при отсутствии платы за участие в дорожном движении, с нарушителей будет взиматься плата в двойном размере. Планируется, что контроль уплаты будет проходить автоматически, с помощью камер видеофиксации.

Планируемые изменения в 2020 году

Еще 5 октября 2018 года премьер-министр Беларуси Сергей Румас на выступлении в Палате представителей заявил о том, что транспортный налог планируется отвязать от техосмотра.

Одно из ключевых изменений — возможность внесения помесячной оплаты через ЕРИП. Это решение кажется справедливым для тех водителей, которые не используют свой автомобиль целый год. Также разбивка на небольшие доли поможет решиться на оплату налога тем, кто не желает расставаться сразу с крупной для себя суммой.

Однако вопрос до сих пор в проработке.

Конечно, вопрос контроля над оплатой транспортного налога остается открытым: тот же Румас апеллировал к использованию баз фотофиксаторов для выявления уклоняющихся. Но, опять же, это все озвучивалось исключительно в плоскости гипотетических рассуждений, а какое будет принято решение в итоге, покажет только время.

Пока этот налог остается камнем преткновения между властями и автовладельцами. Аргументы обеих сторон предельно понятны и справедливы, дело за малым — грамотно «упаковать» их в юридические формулировки и представить в виде соответствующих положений. А пока что рекомендуем вам оплатить госпошлину за пользование дорогами, если вы этого еще не сделали — и получать от езды по Беларуси истинный комфорт и наслаждение.

Загрузка…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Дорожный налог отвяжут от прохождения техосмотра. Что изменится в уплате госпошлины

Дорожный налог отвяжут от прохождения техосмотра. Какие изменения грядут в уплате госпошлины, с помощью специалистов Минфина разбирался корреспондент агентства «Минск-Новости».

Почему хотят изменить принцип взимания налога?

Сейчас автовладельцы вынуждены уплачивать дорожный налог перед прохождением техосмотра. Собственники новых авто вносят госпошлину за два года вперед, а те, у кого возраст машин перевалил за 10 лет, – ежегодно. Это вызывает справедливые нарекания со стороны отдельных граждан. Например, возмущены пенсионеры и те, кто изредка эксплуатирует транспортные средства, в том числе мотоциклы и прицепы, поскольку такой порядок не учитывает интенсивность и сезонность использования дорог.

Что предлагает Минфин?

Минфин рассмотрел электронные обращения граждан, которые предлагали отменить с 1 октября 2019 г. госпошлину или установить ее ставку в размере 1 базовой величины.

Министерство готовит проекта Указа Президента «О плате за пользование автомобильными дорогами Республики Беларусь и отдельными элементами улично-дорожной сети». В нем предполагается отвязать уплату госпошлины физлицами от прохождения гостехосмотра. Она будет взиматься в виде платы за участие транспортных средств в дорожном движении и будет вноситься гражданами по заявительному принципу, а рассчитываться – самостоятельно. Достаточно определить, в какие месяцы будет эксплуатироваться транспортное средство.

Будут ли предусмотрены льготы?

Если гражданин не будет эксплуатировать транспортное средство (например, зимой), то эти месяцы не оплачиваются. Автолюбители, использующие транспортные средства круглогодично, могут сэкономить, оплатив госпошлину единовременно (за 12 и более месяцев подряд). В этом случае к ставкам платы будет применяться понижающий коэффициент 0,8.

Таким образом, размер месячной платы за легковой автомобиль в зависимости от разрешенной максимальной массы транспортного средства будет составлять от 0,25 до 0,91 базовой величины (от 6,3 до 23,2 рубля).

В проекте, опубликованном ранее, предполагалось к ставке платы применять понижающий коэффициент 0,5 для транспортных средств, собственники которых – ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды I или II группы, но при наличии медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей их годность к управлению механическими транспортными средствами. Сейчас такая строка исчезла. Появится ли льгота, в Минфине пока не комментируют, ссылаясь, что изменения будут обсуждать депутаты, которые рассмотрят предложенный проект и могут откорректировать его.

Как оплачивать?

Для удобства физлиц плата будет вноситься через систему ЕРИП в круглосуточном режиме (7/24/365), а также через кассы банков и отделения почтовой связи. Ее необходимо внести до начала участия транспортного средства в дорожном движении либо не позднее последнего числа месяца, в котором оно участвовало в дорожном движении.

Вернут ли уже уплаченную пошлину?

Не вернут. Уплаченная госпошлина до вступления в силу указа будет засчитываться в счет платы до истечения срока действия разрешения.

Когда заработает новый порядок уплаты?

Пока указ не подписан Президентом и не рассмотрен депутатами, поэтому в нем возможны изменения. Минфин предполагает, что документ в нынешнем виде заработает не ранее 1 января 2020 г.

Вячеслав Белуга, информационного агентства «Минск-Новости»

«Включить в цену топлива и сделать оплату по дням»: как белорусы обсуждают «дорожный налог»

«Чем больше ездишь — тем больше платишь за бензин; чем больше покупаешь бензина — тем больше твои отчисления на дороги», — такое мнение одно из самых популярных в обсуждении проекта указа «О платежах за участие в дорожном движении». Напомним, недавно Минфин предложил белорусам поговорить о новом механизме уплаты так называемого дорожного налога. Общественное обсуждение еще продолжается, а AUTO.TUT.BY посмотрел, с какими предложениями уже выступили белорусские водители.

Включить «налог» в цену бензина или привязать к пробегу по дорогам

Фото: Вадим Замировский, TUT.BYФото: Вадим Замировский, TUT.BY

Что предлагается в проекте указа: вместо госпошлины будет введена плата за участие транспортных средств в дорожном движении. Оплатить ее можно будет через ЕРИП.

Разумеется, самым предсказуемым (если не считать предложения вообще отменить сбор) был вариант включить «налог» в цену бензина. Такую идею белорусы высказывали еще несколько лет назад, когда только появился этот сбор.

— Я за месяц 500 км могу не наездить, а кто-то за день 500 намотает. Отдельной строкой включить в чек при покупке топлива и все. Все оплатят, и не придется вычислять при помощи фотофиксации, — рассуждает пользователь форума Лана.

— В тексте указа написано: «В целях совершенствован­ия порядка взимания платежей за участие транспортных средств в дорожном движении исходя из интенсивности использования дорог…». Но в самом указе зависимости от интенсивности использования дорог для физических лиц нет. Владельцы машин, проезжающие 5 тыс. км в год и 100 тыс. км, платят налог одинаково. Хотя используют дороги с абсолютно разной интенсивностью. Причем в проигрыше оказываются как раз мало использующие личный автомобиль. Затраты на налог на 1 км у них в 10−20 раз больше, чем у активных пользователей. Указ бьет в первую очередь по тем, кто на выходные едет к родителям в деревню, по магазинам… А это абсолютное большинство автовладельцев. Поэтому только включение данного сбора в цену топлива будет справедливо «исходя из интенсивности использования дорог», — считает пользователь Игорь и приводит свой расчет: — Владелец машины, проезжающий 5000 км в год при расходе 8 л/км, приобретает 400 л топлива. Уплатив налог, стоимость каждого литра бензина АИ-92 для него уже фактически составляет 2,175 рубля. Это и есть реальная стоимость топлива в РБ.

Правда, некоторые участники обсуждения эту схему тоже считают несправедливой: «Моя машина потребляет 15 литров, ваша — 8, а ездим мы одинаково по одинаковым дорогам. Почему я должен платить больше?».

— Этот сбор надо включить в страховку автомобиля и оплачивать на тот период, на который вы страхуете свой автомобиль. Сбор денег и перечисление их на счета казначейства возложить на страховые компании. Моя схема проста, понятна, есть возможность оплачивать хоть на 15 дней, нет проблем с дополнительными платежами. Наверняка кто-то скажет, что не будет платить за страховку и соответственно за дороги — платить будут, т.к. отсутствие страховки влечет за собой намного более сложные проблемы, — выступил с оригинальной идеей пользователь Валентин Буйнов.

Была предложена и еще более сложная схема. Например, привязать «налог» к пробегу: «За основу брать пробег предыдущего года, в следующем году корректировать по фактическому пробегу (компенсировать недопробег или доплатить за сверхпробег)».

— В каждый автомобиль устанавливать специально разработанный (у нас «ИТ-страна» :)) GPS-трекер (или навигатор), который отсчитывает, сколько и по каким дорогам ездит автомобиль. Дороги разбить по категориям в зависимости от качества и класса. В конце месяца водителю приходит отчет, сколько и по каким дорогам он проехал. Исходя из этого и выводить сумму платежа, — написал пользователь Николай.

Сделать более плавную шкалу платежей

Фото: Вадим Замировский, TUT.BYФото: Вадим Замировский, TUT.BY

Что предлагается в проекте указа: ставки платы для физлиц установлены в базовых величинах в зависимости от вида транспортного средства и (или) его разрешенной максимальной массы. Предусмотрены понижающие коэффициенты для тех, кто платит за длительный период сразу.

Одним из популярных недочетов проекта указа, по мнению водителей, стала предлагаемая шкала платежей в зависимости от массы автомобиля.

— Сейчас при массе автомобиля 1490 кг нужно платить 0,25 базовой, а при массе 1510 кг — сразу в 2 раза больше. Т.е. автомобиль всего на 20 кг тяжелее, а платежи удваиваются? — задался вопросом Александр.

— У меня максимальная масса по техпаспорту 2030 кг, почему я буду платить столько же, сколько и автомобиль с массой 2990 кг. Разница — почти тонна. И влияние на состояние дорог разное! Почему бы не сделать более плавную градацию исходя из максимальной массы авто, например, 1801−2000, 2001−2200, 2201−2400 и так далее, — предлагает Евгений Купреев.

— У меня авто-универсал, попадающий под категорию от 2−3 т (2050 кг). Размер платежей — 0,67 БВ в месяц. Пробег — около 10 000 в год. Возьмем в сравнение с моим авто легкий грузовик до 5 тонн — 1,67 БВ в месяц (7−8 тонн максимальная масса), автобус МАЗ 103 — 1,83 БВ в месяц (максимальная масса 18 тонн) и седельный тягач 1,67 БВ в месяц (8−9 тонн). Разница в весе с легким грузовиком и тягачом в 4 раза, с автобусом — в 9 раз. По платежам в месяц разница с легким грузовиком в 2,7 раза, с автобусом 2,7 раза, а с тягачом 2,5 раза. Если учесть пробеги в месяц, то они будут отличаться в разы, причем не в два и не в три… Разница в нагрузке на ось легкового авто и остальных транспортных средств в сравнении очень существенная, а получается, что я, проехав из дома на работу (6 км), нанес дорогам больше ущерба, чем грузовики и автобусы, проехавшись в день по городу 100−200 километров, — подсчитал пользователь Роман.

Льготы родителям детей-инвалидов и многодетным

Фото: Надежда Бужан, TUT.BYСнимок носит иллюстративный характер. Фото: Надежда Бужан, TUT.BY

Проект указа предусматривает категории, которые будут освобождены от платы за участие в дорожном движении, а также те, кому положена 50-процентная скидка (например, инвалиды I или II группы).

Белорусы предлагают список льготников расширить. Скидку предложили дать многодетным семьям, а также тем, кто воспитывает детей с инвалидностью.

— Очень хочется попросить предусмотреть скидку для родителей детей-инвалидов, на период инвалидности ребенка… Автобусы не во всех городах ходят с интервалом 5 минут. И не все дети, к сожалению, хорошо ходят. Нам чаще других нужно ехать то на массаж, то на ЛФК, на уколы, и т.д. Конечно, мы постоянно платим такой налог, но, думаю, если идет разговор про справедливость, то можно было бы сделать скидку. Поверьте, нам не легче, чем инвалиду за рулем. Водителей «Тесла» вроде освободили от налогов за дороги, к сожалению, на электромобиль у нас денег нет, — поделился мнением Михаил Гончарик.

— А почему не учтены дети-инвалиды? Почему для таких семей не предусмотрена скидка? На них априори не может быть зарегистрирован автомобиль. А возить ребенка надо. А пенсии у них ниже, чем у инвалидов. И родитель зачастую один работает в семье, — поддержала предложение Наталья.

Платить не только по месяцам, но и по дням

Фото: pixabay.comФото: pixabay.com

Что предлагается в проекте указа: минимальный срок, за который может быть внесен платеж, будет составлять один месяц, максимальный — два года.

— Человек должен иметь возможность платить за один день, за половину дня, за несколько часов, когда он пользуется авто. Как, например, мой отец-пенсионер, который весной должен приехать на дачу со всем скарбом, осенью уехать. Ну и, возможно, еще в течение лета у него 2−3 поездки в город — получить пенсию, — приводит пример пользователь Игорь.

— Я часто езжу в командировки на служебном автомобиле. Бывает, что 2−3 недели в месяц нахожусь в командировках. В итоге в выходные или неделю-две могу эксплуатировать свой личный автомобиль. Считаю несправедливой оплату за месяц, если я эксплуатирую свой личный автомобиль несколько недель, — добавляет Виталий.

Повысить штраф за езду без уплаты «налога»

Фото: Олег Киндар, TUT.BYФото: Олег Киндар, TUT.BY

Что предлагает проект указа: за участие транспортного средства в дорожном движении без внесения платы придется заплатить в двойном размере, причем «штраф» за один месяц могут выписать лишь единожды.

— Штраф за езду без общегражданки — 5 б.в., что сопоставимо с ее стоимостью на год. Кто сейчас ездит без страховки? Почему не платили налог? Потому что налог платят при прохождении ТО, а за езду без ТО — штраф не более 2 б.в., а обычно 0,5. Сделали бы 10 б.в. или хотя бы 5 б.в. — и все бы платили налог на дороги и проходили ТО. И с этим указом будет много проблем. Штраф за езду без уплаты налога должен быть больше 3−5 б.в. От этого указ лучше заработает, — считает пользователь Александр Гимпель.

Общественное обсуждение еще продолжается. Ожидается, что документ заработает уже с 1 апреля 2019 года.

Свои замечания и предложения можно высказать в специальной теме на Правовом форуме Беларуси или направить разработчику проекта на электронный адрес: [email protected].

Если рассмотреть предлагаемый вариант, то как минимум нужно сделать шкалу платежей в зависимости от массы автомобиля с большей частотой разбивки. А то сейчас при массе автомобиля 1490 кг нужно платить 0,25 базовой, а при массе 1510 кг — сразу в 2 раза больше. Т.е. автомобиль всего на 20 кг тяжелее, а платежи удваиваются ?

Источник: http://forumpravo.by/forums/npa.aspx?forum=15&topic=11873&page=28 — Правовой форум Беларуси

Если рассмотреть предлагаемый вариант, то как минимум нужно сделать шкалу платежей в зависимости от массы автомобиля с большей частотой разбивки. А то сейчас при массе автомобиля 1490 кг нужно платить 0,25 базовой, а при массе 1510 кг — сразу в 2 раза больше. Т.е. автомобиль всего на 20 кг тяжелее, а платежи удваиваются ?

Источник: http://forumpravo.by/forums/npa.aspx?forum=15&topic=11873&page=28 — Правовой форум Беларуси

Изменения в оплате «дорожного налога» обещают ввести через неделю. Все готовы?

Проект указа об изменении платежей за участие в дорожном движении сейчас находится на стадии подписания, поэтому документ вполне может заработать с 1 апреля, считает депутат Андрей Рыбак. Основное нововведение — оплата по месяцам, ее посчитали более справедливой, нежели плата за год. Из-за ее внедрения возникла проблема контроля. Ее собирались возложить на камеры фотофиксации. Возможен ли запуск системы через неделю?

Рыбак отметил, что перед членами рабочей группы, созданной распоряжением премьер-министра, стояла достаточно жесткая задача. «Нужно было согласовать не только подходы, но и все технические моменты: это и работа средств контроля, и ЕРИП по взиманию платежей за пользование дорогами, и вопросы синхронизации всех баз, которые существуют у МВД, „Белтехосмотра“, Минздрава и Минтруда в части льготников, людей с ограниченными возможностями, ветеранов Великой Отечественной войны», — цитирует депутата БЕЛТА.

Onliner обратился в СЗАО «Безопасные дороги Беларуси» — к оператору системы фотофиксации в стране. Потому как о полноценной работе новых правил «дорожного налога» можно говорить только после внедрения контроля. «Письмами счастья» о неуплаченном сборе пугают давно, насколько они приближены к воплощению в реальность?

«Конкретно на нашем уровне данный вопрос никаким образом не реализуется, — ответили в организации. — Никаких официальных предложений по нашему участию в проекте к нам не поступило. Насколько известно, ответственным за реализацию проекта является Минтранс. Сложно сказать, сколько времени потребуется для реализации такого проекта нашими силами. Чтобы называть сроки, необходимо видеть объем, масштаб задачи. Задача же излагается из конкретных требований: что, к какому сроку, в каком качестве. Тогда можно оценивать: способны или неспособны. Наша уже созданная инфраструктура в определенной степени упрощает задачу. Возможно, для реализации нам понадобится не так много времени. Но более конкретно можно говорить, имея предложение на руках. Пока же его нет, задачу мы не видим».

Как известно, с помощью «дорожного налога» частично финансируется дорожный фонд, средства которого идут на ремонт дорог. То есть прослеживается прямая связь между налогом и состоянием дорог. Вот что говорит на тему ремонтов покрытия Андрей Рыбак, с 2017 года выступавший за изменения в сборе госпошлины: «Проблему плохих дорог в Беларуси перераспределение средств дорожного фонда не решит. Нельзя сказать, что выход в том, чтобы переделать. Надо увеличивать этот фонд, увеличивать источники — в этом, я думаю, выход. Кроме того, необходимо работать с местной властью, чтобы решать вопросы эффективного расходования средств. Когда состояние отдельных автодорог в стране с каждым годом становится все хуже, другие дороги становятся лучше. Например, Р23, по которой я езжу в родной Солигорск».

Сегодня 50% собранных за счет дорожного сбора средств направляются на строительство, эксплуатацию и ремонт республиканских дорог, остальные 50% — на местные. Ранее депутаты обсуждали возможность направления на республиканские дороги только четверти суммы дорожного сбора.


Подробности об оплате «дорожного налога по-новому» можно прочитать здесь. Перечислим основные положения: госпошлина останется на ИП и других юрлицах, для физлиц — плата за участие ТС в дорожном движении. Ее можно вносить помесячно, автовладелец сам решает, за сколько месяцев платить. При плате за год — скидка в 20 процентов. Плату предлагают вносить до начала участия в дорожном движении либо не позднее последнего числа месяца, в котором ТС участвовало в дорожном движении. «Налог» может быть отвязан от техосмотра. Штрафная санкция за неуплату — плата в двойном размере без «административки».

О ставках «госпошлины» для разных моделей можно почитать здесь. Подавляющее большинство автомобилей на наших дорогах имеет полную массу от полутора до двух тонн. За них придется платить половину базовой величины в месяц. Это 12,75 рубля. При оплате за год со скидкой получится 122,4 рубля.

Наиболее полную информацию о том, что произойдет с пошлиной после 1 апреля, можно прочитать здесь.

Читайте также:

Наш канал в «Яндекс.Дзен»

Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Кто будет контролировать госпошлину за дороги? «Белтехосмотр»: «Сделайте отдельный налог — и не будет проблем с контролем»

    Белорусы говорят о дорожном налоге уже шесть лет — с тех пор, как его ввели в 2014 году и привязали к процедуре прохождения гостехосмотра. Взимание госпошлины за дороги многие называют несправедливым актом со стороны государства. В правительстве почувствовали возмущение народа. Так, в начале года появился проект Указа «О платежах за участие в дорожном движении». Автолюбители воспряли духом и затаились в ожидании перемен, которым, не суждено было сбыться.

    Между тем на изменение положения дел надеялись не только рядовые граждане: в УП «Белтехосмотр» радостных вестей из скупого эфира государственных СМИ дожидались не меньше. Причина тому — статистика, цифры которой указывали на весьма печальные результаты. Накануне 1 апреля на станциях ТО, бывало, в течение дня не появлялось ни одной живой души. Природа ждала тепла. Люди тоже ждали.

    Однако в каком виде и когда будет принят проект нашумевшего Указа, неизвестно до сих пор. И если отдельные скептики не поедут на техосмотр ни под каким предлогом, то большинство белорусов отчаянно верит, что преобразования могут произойти не иначе как в канун Нового года. В преддверии праздников AV.BY решил порасспрашивать о сложившейся ситуации вокруг дорожного сбора и техосмотра директора УП «Белтехосмотр» Ленчевского Юрия Станиславовича.

Ленчевский Юрий Станиславович, директор УП «Белтехосмотр»

    По традиции лучше всего начать со статистики. Какое количество разрешений на допуск к участию в дорожном движении было выдано в текущем году? Объективно ли данные цифры отражают картину того, сколько в действительности автомобилей в Беларуси передвигается без техосмотра?

    — По состоянию на 10 декабря 2019 года выдан 1 094 659 разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, что на 6,6% ниже уровня аналогичного периода прошлого года (1 172 451 разрешение). По информации, которой располагает наше предприятие, в республике зарегистрировано более 3 млн ТС. Необходимо отметить, что сравнение вышеназванных данных субъективно, если принять в расчет автомобили, которые получают разрешение на допуск на 6 месяцев (такси, маршрутки) или на 2 года (например, легковые авто общего назначения, с года выпуска которых прошло не более 10 лет). Кроме того, есть автомобили, которые уже не эксплуатируются, но их владельцы не заинтересованы в снятии подобных машин с учета.

С 1 января по 10 декабря 2019 г. выдано на 6,6% меньше разрешений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года

    С начала 2018 года диагностические станции имеют право переносить отметку о прохождении автомобилем техосмотра при его продаже и переоформлении на другого хозяина. Повторная оплата госпошлины при этом не требуется. Новый владелец оплачивает только стоимость административной процедуры в размере 0,3 б. в. С 1 января по 10 декабря всего перенесли 81 295 (70 256 — в связи со сменой собственника) отметок.

    — В каких регионах Беларуси меньше всего водителей получили сертификат ТО? А какие, напротив, более дисциплинированны?

    — Наименьшее количество выданных разрешений зафиксировано в Могилевской области (111 211) за период с января по 10 декабря текущего года. Наибольшее — в Минске (195 920). Однако нужно принимать во внимание, что количество зарегистрированного транспорта разнится в зависимости от области, района и города. Поэтому, на мой взгляд, чаще всего не проходят техосмотр все-таки в белорусской столице. В регионах, наоборот, более законопослушные автомобилисты, и это не раз отмечали наши сотрудники в совместных рейдах с ГАИ.

За непройденный техосмотр уже штрафуют из автомобиля ГАИ

    — Как часто стартуют декады «Гостехосмотр»? Влияют ли они на активность посещения станций гостехосмотра?

    — Мы регулярно инициируем проведение рейдов. Как только Госавтоинспекция решает провести декаду по проверке техосмотра, она информирует нас и предлагает принять участие. К примеру, последнее мероприятие проходило в августе, его анонсировали в СМИ — и мы почувствовали всплеск количества выданных разрешений в этот период.

    — Какая тенденция с прохождением техосмотра наблюдается с 2014 года и по настоящее время? Можно ли считать общий процент спада выданных разрешений катастрофичным? 

    — Начиная с 2014 года фиксируется ежегодный спад количества выданных разрешений в среднем на 10%, а в связи с тем, что последние два года в СМИ активно обсуждается возможность отвязки техосмотра от госпошлины, автовладельцы еще реже приезжают на станции диагностики, ожидая объявленных правительством изменений. Допустим, в марте был застой, так как белорусы предвкушали 1 апреля.

    Такую же ситуацию мы наблюдаем и сейчас, в ноябре и декабре. СМИ сообщали, якобы с 1 января госпошлину отвяжут от техосмотра, и это отложилось в памяти людей. Именно по данной причине мы переживаем в этом году самый серьезный спад. В настоящий момент делают более осторожные заявления и говорят, что это случится в 2020 году. Безусловно, на активность водителей влияет еще фактор сезонности: обычно она снижается в начале календарного года.

    Сложно судить об общем спаде в абсолютных цифрах, так как из поля зрения выпадает количество транспортных средств, которые поставлены или сняты с учета; сколько из них проходит техосмотр ежегодно, а сколько — на два года. Необходимо более серьезное взаимодействие с базой ГАИ. Осмелюсь предположить: половина зарегистрированных сегодня автомобилей передвигается без техосмотра! На мой взгляд, это критическая цифра, явно сигнализирующая — пора уже не говорить, а принимать конкретное решение по механизму оплаты госпошлины.

    В настоящее время в Беларуси функционирует сеть, состоящая из 230 диагностических станций. Полагаю, система достигла своеобразной точки насыщения. С 2014 года критического сокращения количества станций не произошло. К примеру, в 2019 году открылись две новые (г. Брест и поселок Энергетиков в Минской области). При этом три закрылись. По каким причинам — сложно сказать, так как такое решение принимает субъект хозяйствования (зачастую в связи с отсутствием рентабельности).

Сегодня в Беларуси насчитывается 230 диагностических станций

    — Разговоры об изменениях в уплате дорожного сбора ведутся уже не первый год. Это и оплата госпошлины по заявительному принципу на срок от месяца, и льготные условия при оплате на срок от 12 месяцев и больше (скидка 20%). На Ваш взгляд, подобные нововведения могут кардинально изменить ситуацию?

    — Не сразу, но со временем, думаю, да, однозначно. Причем в связке с действенной системой контроля за уплатой госпошлины. Должен быть комплекс мероприятий (не только стимулирующих, но и контролирующих).

    — В ноябре этого года сообщили, что фиксировать оплату дорожного сбора станут камеры. Как Вы считаете, ужесточение контроля заставит водителей платить дорожный налог? 

    — Наше предприятие не уполномочено следить за прохождением техосмотра, однако отсутствие действенного контроля тоже отражается на результатах нашей работы. Если не привлекать автовладельцев к ответственности за непройденный техосмотр, то у людей развивается правовой нигилизм. Это легко наблюдать на примере парковок в запрещенных местах, проезда на красный сигнал светофора и эксплуатации автомобилей без техосмотра в том числе. Некоторые водители даже считают, что дешевле заплатить штраф раз-два в год, чем внести госпошлину.

    Можно говорить о действенном контроле в случае, если есть видеокамеры. С одной стороны, некоторые белорусы отвыкли проходить техосмотр, с другой — часть транспорта находится в таком удручающем состоянии, которое не позволит получить разрешение, даже если владелец приедет на станцию. Если начнут приходить так называемые письма счастья в двукратном размере, все будут платить: механизм взыскания денег в государстве отработан, и в случае неуплаты еще и пеню начислят. А как иначе мотивировать людей проходить техосмотр? Наш основной стимул — это безопасность дорожного движения.

    — В 2019 году в РБ зарегистрировано 26 ДТП, непосредственной причиной которых стала техническая неисправность транспортного средства. Это менее 1 процента от общего числа произошедших аварий. Насколько, на Ваш взгляд, объективны данные цифры статистики?

    — У нас немного несовершенная система учета. Во многом это связано с тем, что в Беларуси автотехническая экспертиза не проводится при любом ДТП, а только при наличии погибших или пострадавших. Даже за такими размытыми формулировками, как «не справился с управлением» или «не выбрал безопасную дистанцию», могут скрываться серьезные неисправности автомобиля. Чем больше машин пройдет гостехосмотр, тем меньше будет случаться происшествий, связанных с их неудовлетворительным техническим состоянием.

    — Какие проблемы ТС чаще всего обнаруживаются по статистике? Почему до сих пор автомобили не диагностируют на работоспособность ABS или функционирование подушек безопасности?

    — Чаще всего обнаруживаются неисправности по подвеске, осветительным приборам, тормозной и выхлопной системам. Какой-либо статистики по причинам отказов в выдаче разрешений с первого раза у нас не ведется. Наша основная задача — проверять транспортные средства на их пригодность к участию в дорожном движении (полный список неисправностей изложен в Приложении 4 действующих ПДД). Нововведений (в том числе проверки ABS и исправности эйрбегов. — Прим. ред.) в 2020 году не предвидится.

    Могу сказать, что состояние автомобилей старых годов выпуска, в частности их внешний вид, оставляет желать лучшего. Игнорируя техосмотр, водители перестают следить за транспортным средством — как следствие, машины ржавеют. Не уверен, что с отвязкой госпошлины от техосмотра их владельцы сразу же отправятся на диагностику. Чтобы привести автомобили в надлежащий вид, нужно потратить определенную сумму денег. БОльшая вероятность того, что обладатели «свежих» машин на станции все-таки поедут и будут платить госпошлину по новым правилам.

    — Не раз велись разговоры и о том, чтобы включить дорожный сбор в стоимость топлива. Справедливо ли это, на Ваш взгляд?

    — Когда вводили госпошлину в 2013 году, никто не спрашивал мнения у людей, а сегодня автомобилисты чуть ли не предлагают ориентироваться на пробег. Должно быть принято политическое решение о том, что госпошлина станет взыскиваться так, а не как-то иначе. Еще пять лет назад на одной из рабочих встреч с представителями Министерства по налогам и сборам я предлагал сделать госпошлину отдельным налогом на транспортные средства, который будет оплачиваться до конкретной даты. За каждый день просрочки начисляется такая пеня, что люди начнут исправно платить, и не нужно никакой системы контроля. Опыт европейских стран, в частности Германии, тому подтверждение.

    Из-за сложности налогового законодательства РБ в правительстве побоялись назвать госпошлину налогом и начали изобретать велосипед. Тогда не нашли ничего проще, чем привязать этот сбор к техосмотру, не задумываясь о последствиях, а сегодня ломают копья, как его отвязать. Проблема в том, что на данный момент нет никакой системы контроля. Обсуждают то включение госпошлины в топливо, то контроль через камеры фотофиксации, хотя, повторюсь, я не вижу проблемы наладить тот же контроль через МНС. По сути, эта госпошлина и есть налог, как его ни называй.

    Включение в топливо тоже неплохой вариант. Здесь имеются свои преимущества и недостатки — прежде всего, такой подход существенно упрощает порядок уплаты сбора, но мы должны понимать, что те же перевозчики включат дополнительные расходы в свои затраты, а это отразится на росте общих цен в экономике.

    — С одной стороны, водители нередко бойкотируют техосмотр, ссылаясь на уплату госпошлины. Во время рейдов ГАИ даже приходилось слышать о том, якобы это «гражданская позиция». С другой стороны, есть категория автомобилистов, которая считает, что можно приехать на станцию диагностики, чтобы просто убедиться, имеются ли у машины какие-нибудь неисправности. Без уплаты налога и, соответственно, получения разрешения на допуск. Насколько это сегодня распространено?

    — Когда человек приезжает на станцию диагностики только для проверки технического состояния — это уже гражданская позиция. Но к такому водителю будут претензии со стороны законодательства, согласно которому он может принимать участие в дорожном движении только с получением разрешения на допуск к нему. Такие случаи имеют место. Иногда это связано с принципиальной точкой зрения автовладельца. Бывает, этим бравируют в соцсетях, мол, мой автомобиль исправен, а что еще вы от меня хотите? Иногда таким образом водитель желает проверить состояние машины после ремонта, чтобы удостовериться в исправности всех узлов и агрегатов. А ведь есть еще автовладельцы, которые просто не следят за своими транспортными средствами и подвергают опасности себя и других участников дорожного движения.

    Что касается целесообразности уплаты госпошлины, многие водители жалуются на отсутствие прозрачности в распределении средств, направленных на финансирование дорожной инфраструктуры. Чтобы понять, насколько плохи дела с ремонтом дорог, могу привести личный пример. Ежедневно проезжаю по Тимирязева в районе рынка Ждановичи. Если бы не скоростные ограничения, можно было бы оставить там подвеску машины. В то время как на проспекте Победителей латают каждую ямку. Естественно, люди это видят и задают резонный вопрос: «Почему мы должны платить за дороги, которых нет?» или «Куда идут деньги от госпошлины?» 

    Некоторые чиновники заявляют: раз человек смог купить новый автомобиль, то у него найдутся деньги и на оплату госпошлины. Я не соглашусь с таким утверждением. Ведь новые машины белорусы зачастую приобретают в кредит или лизинг, так как заплатить одномоментно большую сумму на два года вперед для них затруднительно с финансовой точки зрения.

    — Белорусы уже давно ждут изменений в механизме уплаты дорожного сбора. Все мы помним 1 апреля, когда автовладельцы массово не ехали на техосмотр. По каким причинам, на ваш взгляд, затягиваются сроки принятия изменений в правительстве?

    — Когда вступит в силу Указ, мы не знаем. Возможно, следующую дату анонсируют 1 сентября. Есть информация, что это может случиться в течение 2020 года. А может, и нет. Мы не принимаем участия в работе над этим проектом, единственная наша задача — передача данных о выданных разрешениях, то есть наша информационная система должна быть готова ко взаимодействию со всеми заинтересованными структурами.

    — Как вы считаете, количество ТС без техосмотра в РБ уже достигло своей критической точки? Какие радикальные меры способны переломить ситуацию?

    — Критический порог уже достигнут. Изначально это было непродуманное решение. Моя позиция всегда оставалась однозначной: госпошлина не должна быть никоим образом связана с процедурой гостехосмотра. Сложно сказать, какой логикой руководствовался тот человек, который принимал решение их связать шесть лет назад.

    Могу предположить, что они пошли по пути наименьшего сопротивления. Вместо того, чтобы ввести налог, уплату которого будет контролировать налоговая инспекция. На мой взгляд, так было бы проще всего. Хотя всегда найдутся те, кто против. Допустим, владельцы двух и более автомобилей могут спросить: «Почему я должен платить за каждый из них?» Но, с другой стороны, решилась бы другая проблема: владельцы «бесхозных» машин, с которыми ЖКХ не знает, что делать, сняли бы их с учета и освободили бы дворы. 

    В каком виде будет принят указ, решать не нам. В любом случае мы тоже ждем отвязки техосмотра от госпошлины, это будет хорошей новостью.

    ***

    Про систему контроля за уплатой дорожного сбора в этом году говорят больше всего, тем не менее никакой конкретики в этом вопросе нет до сих пор. Чтобы попробовать выяснить хоть что-то, мы обратились к ее возможным участникам. Среди них оператор системы BelToll, электронной системы сбора платы за проезд (протяженность платных дорог составляет 1 723,012 км), и СЗАО «Безопасные дороги Беларуси», которое является оператором Единой системы фотофиксации нарушений скоростного режима.

    Например, представитель компании «Капш Телематик Сервисиз» (оператор системы BelToll) ответил кратко и четко: «Мы не имеем никакого отношения к камерам фотофиксации, поэтому не можем ничего комментировать».

    А вот СЗАО «Безопасные дороги Беларуси», напротив, ранее проявляло желание участвовать в системе контроля за уплатой госпошлины.

    — Наверное, технически мы готовы. Наше оборудование нужно только немного переориентировать на новую функцию или задачу. Свои услуги мы предлагали, но решение принимает Минтранс. Насколько я знаю, он определяет, кто будет оператором системы контроля за транспортным налогом. Еще раз повторюсь, мы были желающими ввиду того, что обладаем всеми необходимыми ресурсами для реализации данной задачи, — рассказал нам Александр Хилькевич, пресс-секретарь СЗАО «Безопасные дороги Беларуси»

.

    Напомним, еще весной этого года оператором системы контроля законопроект называл Транспортную инспекцию, а сегодня она уже не фигурирует в последней версии обсуждаемого Указа. Эта графа сейчас пустует!

    — Изначально мы там были по причине того, что нам предоставляется информация о льготах. Такая формулировка была в предыдущей версии Указа. Видимо, в текущей эти сведения начнут учитываться в автоматическом режиме. Насколько я знаю, порядок контроля еще не определен. Будет ли он осуществляться через камеры или плату включат в топливо, пока неизвестно, — отметил в телефонном разговоре замначальника управления контроля на платных дорогах Александр Якшевич.

    В пресс-службе Министерства транспорта и коммуникаций РБ тоже не внесли какой-либо ясности:

    — Кто будет оператором системы контроля, что и когда примут, мы не можем рассказать в данный момент, так как проект Указа будет рассматриваться на уровне Администрации президента. 

От чего зависит уплата водителями налога на дороги?

Об этом могилевчан спросила корреспондент «НГ» Ирина Менделева 

Уже не один год идут жаркие споры вокруг того, как платить транспортный налог — госпошлину, взимаемую за право допуска автомобиля к участию в дорожном движении. Кто-то предлагает оставить все как есть — сохранить привязку налога к прохождению техосмотра. Не меньше горячих сторонников и у идеи включить налог в стоимость бензина и дизтоплива. Рассматриваются и другие варианты дорожных платежей. Так какое же тут может быть решение? 


Надежда Верховская, инженер: 

— Наверное, вполне оправданно включить дорожный налог в стоимость топлива. Получится справедливо: сколько ездит человек, столько и платит. Да и иностранцы, которые передвигаются по нашим дорогам, их амортизируют, тоже в этом случае примут участие в сборе средств на ремонт. С другой стороны, не пострадают ли при этом люди льготных категорий, для которых налог сейчас снижен? Есть ведь и полностью освобожденные от налога — как быть с ними? Так же некоторые используют топливо не для автомобилей, а для бензопил, газонокосилок — в отношении них тоже получится не совсем правильно. Хотя когда-то, еще во времена СССР, были, насколько я знаю, разные заправки для частного и общественного транспорта, можно вернуться к этой практике: открыть заправки с разными ценами на топливо. 

Елена Исакова, старший помощник прокурора Могилева: 

— Должна быть высокая правовая культура. Нужно с детства прививать людям уважение к законам: нравятся — не нравятся, а выполнять надо. А у нас сегодня обмануть, обойти порой считается чуть ли не нормой. Общество должно стать нетерпимым к хитрецам, и тогда все будут честно, в полном объеме платить налоги, в том числе и дорожный. 

Александр Лазарев, предприниматель: 

Сейчас, к сожалению, многие считают, что лучше не платить налог, а, если попадешься, отделаться штрафом — так, мол, выйдет дешевле. Я бы существенно повысил штрафы и еще создал удобную компьютерную базу данных, по которой отыскивать неплательщиков стало бы легче. Неотвратимость наказания заставит недобросовестных водителей пересмотреть свои взгляды. 

Оксана Громыко, дизайнер: 

— Думаю, надо продумать не только систему наказания неплательщиков, но и формы поощрения тех, кто своевременно платит. Пусть это будет хотя бы лотерея между законопослушными автовладельцами: в качестве выигрыша предлагаю возврат на карточку или мобильный телефон небольшой суммы денег — мелочь, а приятно. Можно также благодарить сознательных людей за оплату налога смс-сообщениями. Мало кто останется равнодушным к вниманию, уважению. 

Марина Сипайло, бухгалтер: 

— Считаю, пора начать применять к неплательщикам дорожного налога те же подходы, что и к юридическим лицам, предпринимателям: за несвоевременный расчет с бюджетом должна начисляться пеня, при которой с каждым днем неуплаченная сумма будет существенно расти. Только так, думаю, в людях можно воспитать честность, порядочность, ответственность. 

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

YouTube Instagram
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *