РазноеКлассификация моторных масел по илсак: Классификация моторных масел ILSAC | oilday.ru – 403 — Доступ запрещён

Классификация моторных масел по илсак: Классификация моторных масел ILSAC | oilday.ru – 403 — Доступ запрещён

Классификация моторных масел по системе ILSAC

Строго говоря, моторные масла классифицируются по вязкостно-температурным свойствам и по уровню качества. В первом случае надо говорить о системе классификации SAE, которая является общепринятой во всем мире. Но если пытаться разделять масла по классам качества, тут все выглядит не совсем однозначно. Один из вновь создаваемых стандартов качества получил наименование ILSAC, и его мы рассмотрим далее. Отметим, что данный стандарт разрабатывают американские и японские производители авто под руководством Международного комитета по стандартизации смазочных материалов (ILSAC).

Как и в американской системе API, в стандарте ILSAC различаются материалы, предназначенные для бензиновых моторов и для «дизелей». Но требования, разработанные сейчас, имеют отношение только к бензиновым двигателям. Не нужно удивляться, увидев на этикетке надпись «For gasoline», тогда как по API материал соответствует классу SJ/CF, имеющему отношение к «дизелям» и бензиновым ДВС одновременно. О том, какая из современных систем классификации является более точной (API, ILSAC, ГОСТ), мы рассуждать не будем. Заметим только, что чем позже стандарт был разработан, тем он актуальнее.

Что же это такое?

Всего в стандарте ILSAC предусмотрено пять классов качества, от GF-1 до GF-5. Отметим, что если моторное масло соответствует одному из указанных классов, оно подходит для эксплуатации с бензиновым двигателем. Но это не значит, что его нельзя эксплуатировать с дизельными моторами. В стандарте ILSAC не рассматриваются требования, предъявляемые к маслу для «дизеля», что иногда может сбивать с толку при выборе.

Классификация моторных масел по системе ILSAC

Как этим пользоваться

Чем выше класс масла по ILSAC, тем оно лучше и современнее. Например, класс GF-2 – то же самое, что API SJ, но при условии, что материал соответствует одному из перечисленных классов вязкости по SAE: от 0W-X до 10W-X, где X равен 30-60, а также 0W-20 и 5W-20. Самый «качественный» класс по ILSAC соответствует классу качества API SM. Но требования стандарта API здесь дополнены следующими пунктами:

  • Динамическая вязкость должна находиться в пределах 2,6-2,9 мПа*с;
  • Материал должен обладать низкими показателями пенообразования, летучести, хорошей фильтруемостью при низких температурах;
  • Регламентируется малое содержание фосфора, что при эксплуатации ДВС с прямым впрыском помогает сберечь иридиевый катализатор.

Как видим, система ILSAC является более современной, чем API. Требования жестче, значит, доверия больше. Масла, соответствующие требованиям класса GF-4, выпускает в том числе «Лукойл». Выбирайте для своего автомобиля самое лучшее!

(1 голос, среднее: 5 из 5)

Классификация моторных масел

Классификация моторных масел.

Классификация моторных масел. API ACEA ILSAC

Первые стандарты и классификации моторных масел появились уже в началае ХХ века – во времена легендарного Ford T. В процессе развития и совершенствования автомобильных двигателей, изменялись и требования к маслам, которые отражались в соответствующих спецификациях. Сегодня в автомобильном мире существует два общих стандарта классификации моторных масел – американский API и европейский ACEA, а также множество фирменных допусков автопроизводителей.

Стандарт ACEA применяется для классификации моторных масел в Европе. Ввиду наличия множества фирменных допусков автопроизводителей, является достаточно общим и во многом базовым для них. Используется азиатскими автопроизводителями, работающими на европейском рынке. В Северной Америке не применяется.

Стандарт API (American Petroleum Institute) является действующим стандартом классификации моторных масел в Северной Америке. Разработан совместно с ASTM (American Society for Testing and Materials) и SAE (Society of Automobile Engineers). Свое распространение в Азии получил благодаря истории развития японского, корейского и китайского автомобилестроения. В Европе не применяется.

Стандарт ILSAC действующий стандарт, внедренный и развиваемый международным комитетом по стандартизации и апробации моторных масел (ILSAC- International Lubricant Standardization and Approval Committee). Комитет был создан американской и японской ассоциями производителей автомобилей ААМА и JAMA. Распространен у американских, японских и корейских автопроизводителей.

В связи с тем, что в Европе и Америке применяются различные, хотя и во многом очень схожие сегодня стандарты, масла для европейского рынка зачастую не имеют действующих омологаций API, а масла для американского рынка – омологаций ACEA даже если продукт в действительности соответствует или превосходит требования стандарта.

Классификация ACEA
Европейский стандарт ACEA предъявляет более высокие требования к маслам, нежели стандарт API тех же лет. Согласно классификации ACEA, моторные масла делятся на три класса. Класс A/B: для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей и легкой коммерческой техники; Класс C: масла со сниженной зольностью (Low SAPS — Sulfated Ash, Phosphorus, Sulphur) для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей и легкой коммерческой техники с дополнительными системами нейтрализции отработанных газов, в том числе с системами EGR, многоступенчатыми катализаторами, сажевыми фильтрами; Класс E: для тяжелых грузовых автомобилей, строительной техники и т.п. В классификации ACEA, в отличии от американской API, название класса масла не меняется при изменении требований к свойствам масел или методике тестирования. Изменения отражаются в маркировке класса по годам (например, A3-04/B4-04).

Отличие бензиновых и дизельных масел
В легких бензиновых и дизельных двигателях применяются одинаковые масла поэтому масла классов A и B (для легких бензиновых и легких дизельных двигателей) объединены в один класс и идут в паре (A/B).

Масла класса ACEA A/B для бензиновых и дизельных двигателей

 Класс 
Применение

А1/В1

Маловязкие энергосберегающие масла со сниженной вязкостью HTHS (HTHS >2,6 мПа*с для масел вязкостью SAE xW-20 и от 2,9 до 3,5 мПа*с для остальных классов вязкости)
Такими маслами являются: Aral HighTronic F 5W-30

А3/В3

Для двигателей, работающих в тяжелых условиях либо с удлиненными межсервисными интервалами, в том числе с турбонаддувом.  Стандартная вязкость HTHS >3,5 мПа*с.
Такими маслами являются: Aral MegaTronic 10W-60  Aral HighTronic M 5W-40  Aral SuperTronic G 0W-30

А3/В4

Для двигателей, работающих в тяжелых условиях либо с удлиненными межсервисными интервалами, в том числе с турбонаддувом и непосредственным впрыска топлива, насос-форсунками или системой Common Rail. Стандартная вязкость HTHS >3,5 мПа*с.
Такими маслами являются: Aral HighTronic 5W-40  Aral HighTronic M 5W-40 

 Aral SuperTronic G 0W-30  Aral SuperSynth 0W-40  Aral BlueTronic 10W-40

А5/В5

Маловязкие энергосберегающие масла для двигателей, работающих в тяжелых условиях либо с удлиненными межсервисными интервалами, в том числе с турбонаддувом. Пониженная вязкость HTHS 2,9 – 3,5 мПа*с.
Такими маслами являются: Aral SuperTronic E 0W-30  Aral HighTronic F 5W-30

Масла класса ACEA С со сниженной зольностью для бензиновых и дизельных двигателей

Класс 
Применение

C1

Маловязкие энергосберегающие масла со сниженным показателем вязкости HTHS от 2,9 мПа*с. Низкая зольность. Для двигателей с современными системами нейтрализации отработанных газов.
Такими маслами являются: Aral HighTronic C 5W-30

C2

Маловязкие энергосберегающие масла со сниженной HTHS. Средняя зольность. Для двигателей с современными системами нейтрализации отработанных газов.  Пониженная вязкость HTHS от 2,9 мПа*с.
Такими маслами являются: Aral SuperTronic 0W-40 

Aral HighTronic J 5W-30

C3

Для двигателей современными системами нейтрализации отработанных газов, работающих в тяжелых условиях либо с удлиненными межсервисными интервалами, в том числе с турбонаддувом. Низкая и средняя зольность. Стандартная вязкость HTHS >3,5 мПа*с.
Такими маслами являются: Aral SuperTronic 0W-40  Aral SuperTronic Longlife III 5W-30  Aral HighTronic G 5W-30

C4

Для двигателей с современными системами нейтрализации отработанных газов, в том числе с турбонаддувом. Низкая зольность. Стандартная вязкость HTHS >3,5 мПа*с.
Такими маслами являются: Aral HighTronic R 5W-30

Масла класса АСЕА Е для грузовых автомобилей

 Класс 
Применение

E1

Для дизельных двигателей без турбонаддува, работающих в легких условиях со стандартными интервалами замены. По свойствам соответствуют спецификации MB 227.1;
Класс отменен в 1998 году.

E2

Для слабонагруженных дизельных двигателей без сажевых фильтров, систем рециркуляции со стандартными интервалами замены. По свойствам соответствует спецификациям MB 228.1, MAN 271.
Класс отменен в 2007 году.
Таким маслом является:
Aral Traktoral 10W-40

E3

Для дизельных двигателей без сажевых фильтров и систем рециркуляции, работающих, в том числе, в тяжелых условиях и с удлиненными интервалами замены.
Класс отменен в 2002 году

Е4

Для высокооборотистых дизельных двигателей экологических классов Euro I, Euro II и Euro III (без сажевых фильтров), работающих, в том числе, в тяжелых условиях и с удлиненными интервалами замены. Высокая зольность, хорошие антиокислительные свойства.
Такими маслами являются: Aral SuperTurboral 5W-30  Aral MegaTurboral 10W-40

E5

Для высокооборотистых дизельных двигателей экологических классов Euro I, Euro II и Euro III (без сажевых фильтров), работающих, в том числе, в тяжелых условиях и с удлиненными интервалами замены. От масел класса Е4 отличается соответствием более строгим требованиям, выдвигаемым американскими стандартами API.
Класс отменен в 2002 году
Таким маслом является: Aral Turboral 10W-40

Е6

Соответствует классу E4, однако, с ограничениями по зольности. Для дизельных двигателей экологических классов Euro I — Euro V, в том числе оснащенных системами рециркуляции EGR, снижения выбросов оксидов азота и сажевыми фильтрами.
Такими маслами являются: Aral SuperTurboral LA 5W-30  Aral MegaTurboral LA 10W-40

Е7

Для дизельных высокооборотистых двигателей экологических классов Euro I — Euro IV с системами рециркуляции (EGR) и снижения выбросов оксидов азота, без сажевых фильтров, работающих, в том числе, в тяжелых условиях и с удлиненными интервалами замены. Улучшенные антиокислительные и моющие свойства.
Такими маслами являются: Aral SuperTurboral 5W-30  Aral SuperTurboral LA 5W-30  Aral MegaTurboral 10W-40  Aral MegaTurboral LA 10W-40  Aral MegaTurboral S 10W-40

Е9

Соответствует классу E7, однако, с ограничениями по зольности. Для дизельных двигателей экологических классов Euro I — Euro V, в том числе оснащенных системами рециркуляции EGR и снижения выбросов оксидов азота, а также сажевыми фильтрами.
Такими маслами являются: Aral MegaTurboral VR 10W-40

Классификация API
Исторически в Америке легковые автомобили и легкие грузовики (траки) комплектуются исключительно бензиновыми двигателями. Дизеля же являются уделом исключительно тяжелой техники. Поэтому в классификации API моторные масла разделяются на две крупные категории: S (Service) для бензиновых двигателей и C (Commercial) для дизельных моторов коммерческой техники.

Масла стандарта API S для бензиновых двигателей

 Класс 
Статус
Применение

SN

 Действующий 

Представлен в октябре 2010 года.
Основные характеристики: улучшенная защита поршней от высокотемпературных отложений, более строгие требования к шламообразованию, улучшенная совместимость с уплотняющими деталями двигателя, ограничение содержания фосфора.
Требования к энергосберегающим (FE- fuel economy) маслам класса API SN соответствуют требованиям стандарта ILSAC GF-5: лучшая топливная экономичность, защита турбонагнетателей, систем уменьшения токсичности выхлопа, повышенная стойкость при использовании в двигателях на этанол-содержащем бензине вплоть до E85.
Масла API SN близки по свойствам  с маслами АСЕА С с поправкой на высокотемпературную вязкость HTHS.
Такими маслами являются: Aral HighTronic 5W-40  Aral HighTronic M 5W-40  Aral SuperTronic 0W-40 • Aral HighTronic G 5W-30

SM

Действующий

Введен в 2004 году. В сравнении с предыдущим накладывает дополнительные требования на антиокислительные, моющие свойства масла и его ресурс. Появляется понятие энергосберегающих масел.
Для двигателей, выпущенных до 2010 года.

SL

Действующий

Введен в 2001 году. Основные характеристики: повышенная (в сравнении с SJ) защита от износа, улучшение топливной экономичности, снижение количества выброса вредных веществ, увеличенные сервисные интервалы. Ужесточены методики тестирования. Для двигателей, выпущенных до 2004 года.
Такими маслами являются: Aral SuperTronic E 0W-30 • Aral SuperTronic G 0W-30 • Aral HighTronic F 5W-30 • Aral BlueTronic 10W-40 • Aral Turboral 10W-40

SJ

Действующий

Введен в 1996 году. Более жесткие требования (в сравнении с SH) к выбросам вредных веществ.
Для двигателей, выпущенных до 2001 года.

SH

Устаревший

Введен в 1993 году. Основные требования соответствуют классу SG, однако ужесточена методика тестирования.
Для двигателей, выпущенных до 1996 года.

SG

Устаревший

Масла не предназначены для применения в большинстве бензиновых двигателей, выпущенных после 1993 года. Могут не обеспечивать необходимую защиту от износа, шламообразования, имеют сниженное противодействие окислению.

SF

Устаревший

Масла не предназначены для применения в большинстве бензиновых двигателей, выпущенных после 1988 года. Могут не обеспечивать необходимую защиту от шламообразования.

SE

Устаревший

Масла не предназначены для применения в большинстве бензиновых двигателей, выпущенных после 1979 года.

SD

Устаревший

Масла не предназначены для применения в большинстве бензиновых двигателей, выпущенных после 1971 года. Применение в современных двигателях может привести к падению характеристик и повреждению двигателя.

SC

Устаревший

Масла не предназначены для применения в большинстве бензиновых двигателей, выпущенных после 1967 года. Применение в современных двигателях может привести к падению характеристик и повреждению двигателя.

SB

Устаревший

Масла не предназначены для применения в большинстве бензиновых двигателей, выпущенных после 1951 года. Применение в современных двигателях может привести к падению характеристик и повреждению двигателя.

SA

Устаревший

Масла не содержат присадок. Масла не предназначены для применения в большинстве бензиновых двигателей, выпущенных после 1930 года. Применение в современных двигателях приведет к падению характеристик и повреждению двигателя.

Масла стандарта API C для дизельных двигателей

 Класс 
Статус
Применение

CJ-4

 Действующий 

Для высокооборотистых 4-тактных двигателей, соответствующих дорожному стандарту экологичности 2010 года и внедорожному стандарту Tier 4. Масла для применения в автомобилях с современными системами нейтрализации отработанных газов (в том числе сажевыми фильтрами DPF). Содержание серы в топливе менее 0,05% (500 ppm). Применение масел этого класса с топливом с содержанием серы более 0,0015% (15 ppm) не рекомендуется. Повышенные защита от износа и отложений на поршнях, термостабильность, улучшенные антиокислительные свойства.
Превосходят масла классов API CI-4, CI-4 PLUS, CH-4, CG-4 и CF-4.
Таким маслом является: Aral MegaTurboral VR 10W-40

CI-4

Действующий

Представлен в 2002 году. Для высокооборотистых 4-тактных двигателей, соответствующих стандарту экологичности 2004 года (представлен в 2002 году). Для использования в двигателях с системой рециркуляции отработанных газов (EGR). Содержание серы в топливе менее 0,5%. Превосходят масла классов CD, CE, CF-4, CG-4 и CH-4. Некоторые масла класса CI-4 также соответствуют классу CI-4 PLUS.
Такими маслами являются: Aral SuperTurboral LA 5W-30  Aral MegaTurboral LA 10W-40  Aral Turboral 10W-40

CH-4

Действующий

Представлен в 1998 году. Для высокооборотистых 4-тактных двигателей, соответствующих стандарту экологичности 1998 года. Содержание серы в топливе менее 0,5%. Превосходят масла классов CD, CE, CF-4 и CG-4.
Такими маслами являются: Aral MegaTurboral S 10W-40

CG-4

Устаревший

Представлен в 1995 году. Для высокооборотистых 4-тактных двигателей, работающих в тяжелых условиях и соответствующих экологическим нормам 1994 года. Содержание серы в топливе менее 0,5%. Превосходят масла классов CD, CE и CF-4.

CF-4

Устаревший

Представлен в 1990 году. Для высокооборотистых 4-тактных двигателей, в том числе с турбонаддувом. Масла этого класса могут применяться вместо масел классов CD и CE.
Таким маслом является: Aral Traktoral 10W-40

CF-2

Устаревший

Представлен в 1994 году. Для 2-тактных дизельных двигателей, работающих в тяжелых условиях. Масла этого класса могут применяться вместо масел класса CD-II.

CF

Устаревший

Представлен в 1994 году. Для форкамерных двигателей, двигателей, работающих в тяжелых условиях и на топливе с содержанием серы более 0,5%. Масла этого класса могут применяться вместо масел класса CD.

CE

Устаревший

Масла не предназначены для применения в большинстве дизельных двигателей, выпущенных после 1994 года. Применение в современных двигателях может привести к падению характеристик и повреждению двигателя.

CD-II

Устаревший

Масла не предназначены для применения в большинстве дизельных двигателей, выпущенных после 1994 года. Применение в современных двигателях может привести к падению характеристик и повреждению двигателя.

CD

Устаревший

Масла не предназначены для применения в большинстве дизельных двигателей, выпущенных после 1994 года. Применение в современных двигателях может привести к падению характеристик и повреждению двигателя.

CC

Устаревший

Масла не предназначены для применения в большинстве дизельных двигателей, выпущенных после 1990 года. Применение в современных двигателях может привести к падению характеристик и повреждению двигателя.

CB

Устаревший

Масла не предназначены для применения в большинстве дизельных двигателей, выпущенных после 1961 года. Применение в современных двигателях может привести к падению характеристик и повреждению двигателя.

CA

Устаревший

Масла не предназначены для применения в большинстве дизельных двигателей, выпущенных после 1959 года. Применение в современных двигателях может привести к падению характеристик и повреждению двигателя.

Масла стандарта ILSAC
Стандарт ILSAC был разработан совместно американскими и японскими автопроизводителями для классификации маловязких моторных масел, применяемых в современных бензиновых двигателях. Все масла класса ILSAC имеют сниженную высокотемпературную вязкость HTHS. На сегодняшний день масла класса ILSAC разделены на 6 классов. Каждый следующий класс предъявляет к свойствам масел новые более строгие требования либо расширяет диапазон возможных вязкостей (как правило, в сторону более жидких масел).

Масла стандарта ILSAC

 Класс 

Статус

Применение

GF-6

Будущий

Класс GF-6 должен быть представлен в 2017 году. Ожидается, что GF-6  будет разделен на два подкласса: ILSAC GF-6A и ILSAC GF-6B.
Масла класса GF-6A будут обеспечивать лучшие защиту двигателя, топливную экономичность и стабильность характеристик по сравнению с GF-5. Значение HTHS от 2.6 мПа*с.
Масла класса GF-6B по комплексу характеристик обеспечат те же свойства, что и GF-6A, однако будут обладать еще более низкой высокотемпературной вязкостью HTHS. Также появятся масла вязкостью ниже 0W-20.

GF-5

Действующий

Представлен в 2010 году. Масла стандарта GF-5 должны обеспечивать лучшую защиту поршней от высокотемпературных отложений и лучшую защиту турбонагнетателей, иметь более высокую совместимость с уплотняющими деталями двигателя, повышенную стойкость при использовании в двигателях на этанол-содержащем бензине вплоть до E85. Также более строгие требования к шламообразованию. Превосходит GF-1, GF-2, GF-3 и GF-4.

GF-4

Устаревший

Стандарт GF-4 идентичен API SM, но требует прохождения дополнительных тестов на топливную экономичность VIB Fuel Economy Test (ASTM D6837).
Превосходит GF-1, GF-2 и GF-3.
Таким маслом является: Aral HighTronic F

GF-3

Устаревший

Масла стандарта GF-3 должны соответствовать требованиям стандарта API SL и директивы EC-II. Дополнительные требования к стойкости пакета присадок, противодействию угару, склонности к отложениям в двигателе, влиянию масла на системы нейтрализации отработанных газов, топливной экономичности.
Превосходит GF-1 и GF-2.

GF-2

Устаревший

Представлен в 1996 году. Масла стандарта GF-2 должны соответствовать требованиям стандарта API SJ и директивы EC-II. Дополнительные требования к зольности, низкотемпературным свойствам, высокотемпературной стабильности и пенообразованию. Допустимые вязкости: 0W-30, 0W-40, 5W-20, 5W-30, 5W-40, 5W-50, 10W-30, 10W-40 и 10W-50.
Превосходит GF-1.

GF-1

Устаревший

Представлен в 1990 году, в 1992 году были внесены правки. Масла стандарта GF-1 должны соответствовать требованиям стандарта API SH и директивы Energy Conserving II (EC-II). Представляет собой базовые требования к маслам для американских и японских автопроизводителей.

Подробно о классификации моторных масел по SAE с ILSAC и ACEA и другим видам

В двигателях внутреннего сгорания для смазывания трущихся поверхностей применяют моторные масла. Независимо от классификации автомасел они должны выполнять такие функции:

  • обеспечить трущиеся поверхности прочным слоем исключающим контакт;
  • удалять отложения с поверхности элементов;
  • защищать двигатель от окисления;
  • удерживать продукты износа и загрязнения;
  • сохранять свои свойства при различных температурах.

Требования, применяемые к моторным маслам, достаточно суровые. Чтобы оно отвечало им, в базу вводят добавки, которые повышают эксплуатационные характеристики. Количество присадок может достигать 30 процентов и более.

к содержанию ↑

Классификация смазывающих материалов для ДВС по различным параметрам

Такую классификацию можно разделить на несколько групп, в зависимости от сравнительно-оценочной базы, а проще — что берется за основу в классификации. Обычно делят на три группы:

  • по составу;
  • по вязкости;
  • по свойствам.

В этих группах присутствует множество правил, но есть основные, распространенные по всему миру.

Классификация моторных масел в зависимости от состава определяется по базе, применяемой изготовителем. Все смазки производят из базовых масел. Для улучшения свойств вводят пакет добавок. Они бывают:

  • минеральные — продукт переработки нефти;
  • синтетические — синтезированные в лабораторных условиях;
  • частично синтетические — получены в результате смешивания.

Последние часто именуют полусинтетическими. Синтетика ощутимо превосходит минералку по всем свойствам.

к содержанию ↑

Классификация моторных масел по вязкости

Существует единственная признанная везде классификация — это SAE.

Главенствующим качеством масла считается показатель вязкости в широком диапазоне рабочих температур. Самое подробное описание таких качеств отображено и зафиксировано в правиле SAE J300. Оно выделяет двенадцать видов:

  • 0W-25W с шагом 5 называется зимним;
  • 20-60 с шагом 10 считается летним.

Литера W информирует, что такой продукт подходит для использования при минусовых температурах. У них, помимо необходимой вязкости при температуре 100°C, устанавливается граница продавливаемости смазочного материала в минусовую температуру. Оно показывает границу отрицательных температур применения, когда маслонасос сможет прокачать масло. Такая температура считается граничной, ниже нее запуск может быть небезопасным.

Продукция, допускающая всесезонное использование, маркируется двойным номером, например, SAE 10W-50. Одна часть регламентирует значения вязкости при минусовой температуре и обеспечивает необходимые условия, когда температура окружающей среды ниже ноля. Другая часть — показывает соответствующие этому классу значения вязкости при рабочих температурах от 100°С до 150°С.

Практически все выпускаемые масла сегодня относятся к всесезонным. Они обладают нужными параметрами вязкости как для низких, так и для высоких температур. Для разных моторов вязкостные диапазоны по SAE отличаются. Это зависит от условий эксплуатации, конструкции и пробега мотора. Подробно, как выбрать хорошее масло.

к содержанию ↑

Автомобильные масла их классификация по свойствам

В этом разделении существует огромное множество спецификаций. Некоторые уже отменены, а некоторые применяются только в нескольких странах.
Стандарт API создан в семидесятых годах двадцатого века и был плодом общего труда и исследований трех институтов SAE, ASTM и API. Все условия и значения полностью выложены в стандарте ASTM D 4485.

Оно предусматривает разделение на группы в зависимости от сферы использования и некоторых качеств:

  • S — присваивается смазкам, используемым в бензиновых ДВС. Для каждого появляющегося нового требования присваивается буква, начиная с A. Чем дальше буква по алфавиту , тем новее. Новейшее на сегодня обозначение — Обозначение A-G больше не применяются, так как они устарели. Хотя в некоторых странах выпуск таких масел продолжается;
  • C — присваивается смазкам используемым в бензиновых ДВС. Добавочная буква как и для «S», в более новых вариантах еще добавляют цифру, например CH-4. Категории A-D больше не применяются, так как они устарели.
  • EC – для бензиновых ДВС. Это категория новых продуктов, обладающих энергосберегающим эффектом. Туда входят маловязкие смазки, снижающие расход горючего за счет снижения трения. Маркируются, например, так SJ/EC, должны давать экономию бензина до 2,5.

Многие продукты являются многоцелевыми и подходят для любых ДВС, вне зависимости от потребляемого топлива. Обозначаются двумя допусками через дробь, например, SL/CF.

Масла, подходящие под спецификации и выдержавшие испытания API, маркируют специальным круглым знаком «Service Symbol». В нем указывается допуск по API и вязкостная принадлежность по SAE. Если продукт прошел сертификацию и имеет допуск API, а еще соответствуют допускам и классификации ILSAC, тогда ставится маркер «Звездный взрыв». Он присваивается исключительно продукции с высокими энергосберегающими свойствами.

к содержанию ↑

Масла моторные классификация ACEA

Используется взамен утратившей актуальность системы CCMC, начиная с середины 90-х годов. Разделяет все смазки на три группы — A ,B, E. Все они подразделяются на подкатегории, маркируются цифрой и, через тире, годом принятия в действие или переиздания стандарта:

А — ДВС работающие на бензине, например A3;

В — ДВС низкой мощности в качестве топлива использующие дизель, например B2;

Е — дизельные ДВС высокой мощности, например E5.

Расшифровка классификация ACEA

Цифра после литеры указывает на «ширину» допуска. Чем выше цифра, тем количество спецтребований выше. Это правило не применяется к А1 и В1, туда относятся все маловязкие энергосберегающие масла. В 2004 году обновились многие категории стандартизации ACEA. Главные отличия новых подкатегорий:

  • А и В объединены, например A5/B5-04;
  • введен новый стандарт С, подразумевающий совместимость с каталитическими нейтрализаторами и сажевыми фильтрами;
  • стандарт Е покинули подкатегории Е2-96 и Е4-99, добавлены Е6 и Е7.

Эти изменения обусловлены ужесточением Euro-4 по отношению к токсичности выхлопа и применением увеличенных интервалов смены масла.

к содержанию ↑

Классификация автомобильных масел ILSAC

Классификатор качественных характеристик ILSAC был разработан благодаря совместным исследованиям японского института JAMA и американского AAMA (Chrysler, GM, FORD). Целью создания дополнительного стандарта было усиление контроля за соблюдением требований при производстве моторных масел для бензиновых ДВС. ILSAC иногда считают отдельной категорией классификации API, но это не совсем верно.

Введением своего стандарта ILSAC добились от производителей таких улучшенных характеристик:

  • высокий уровень энергосбережения и экономичный расход топлива. Проверено испытаниями ASTM;
  • снижение вязкостных свойств при t=150°C;
  • испытания ASTM и NOACK утверждают о снижении темпа испаряемости;
  • тестированием на заводах GM было отмечено улучшение фильтрации при низких температурах;
  • повышена устойчивость к вспениванию;
  • возросли показатели стабильности на сдвиг;
  • благодаря снижению количества фосфора в составе снижена токсичность выхлопных газов.

К 2014 году ILSAC разработали 5 категорий, подготавливают шестую.

  1. Категория GF5: повышена защита поршня и турбокомпрессора от образования отложений при больших нагревах. Рассчитана на применение бензина с этанолом в составе, включая Е85. Интервалы смены продлены.
  2. Категория GF4: акцент сделан на топливную экономичность. Требования аналогичны API SM.
  3. Категория GF3: возросла стабильность присадок и снижен угар масла в течение всего эксплуатационного срока.
  4. Категория GF2: полностью повторяет стандарт SJ и энергосбережению EC2. Представителями этой категории являются классы SAE 0W30, 0W40, 5W20, 5W30, 5W40, с содержанием фосфора в составе не более одной тысячной доли.
  5. Категория GF1: удовлетворяет требованиям SH и EC2. Минимально допустимые требования которые применяются на рынке автомобилей американского или японского производства.
к содержанию ↑

Классификация автомасел JASO

Разработано и применяется для двигателей, выпускающихся только японскими концернами. Автор методики — «Организация автомобильных стандартов Японии JASO». Ею была внедрена индивидуальная процедура проверки и выдачи сертификатов соответствия. Необходимость особого классификатора имела веские причины:

  • использование масла в «дизелях», в состав которого входило большое количество дисперсантов, например CG4, становилось причиной быстрой изнашиваемости всех элементов клапанных механизмов;
  • конструктивные особенности японских моторов предусматривают расположение верхнего кольца существенно ниже, чем в агрегатах, произведенных в других странах, поэтому температурные показатели в области этих колец отличаются в меньшую сторону. Этим обусловлено нарастание отложений на поршневом механизме;
  • революционная в свое время разработка повторного сжигания остатков топлива (система EGR «ExhaustGasRecirculation») и ее последующее массовое внедрение в японском автопроме показали ощутимое усиление коррозийного процесса внутри двигателя из-за роста кислотности.

Ни в одной из разработанных на тот момент классификации масел не были учтены одновременно все эти специфические требования. А если добавить к этому еще и ежегодное ужесточение экологических норм Японии, становится понятной причина выведения обособленного классификатора качества.

Отличие масла автомобильные классификация JASO:

  1. Для 2-х тактных двигателей: FA, FB, FC, FD. Последний вид с повышенными чистящими и противодымными свойствами соответствует всем новейшим требованиям в Японии.
  2. Для 4-х тактных ДВС: МА1, МА2 и МВ. Для четырехтактных двигателей мотоциклов применяют обычные бензиновые, кроме энергосберегающих и маловязких.

Для дизельных моторов DL1, Dh3, Dh2. Последние изменения были внесены в 2008году (JASO М355/2008), пересмотрены нормативы по количеству хлора в составе. Все дизельные смазки любого класса предотвращают износ, коррозию и высокотемпературное окисление, существенно снизив сажеобразование.

к содержанию ↑

ГОСТ

Производство масел в СНГ подлежит классификации по ГОСТ 17479/1-85 (Обозначение нефтепродуктов. Масла моторные). Он предусматривает маркировку разных видов, по которой потребитель сможет получить базовую информацию о характеристиках продукта и специфике его применения. Типичная маркировка состоит из следующих знаков:

  1. Буква «М» значит, что этот продукт предназначено для использования в двигателях.
  2. Правилами маркировки установлено, что вторым пунктом должен идти класс вязкости, измеренный в мм2/с или сСт при t=100°С. К примеру, 6 или 8. Добавочный индекс «з» (4з/6) говорит о наличии загущающих присадок, зависимость вязкости от температуры снижена, а использовать можно всесезонно.
  3. Под буквами от «А» до «Е» можно расшифровать эксплуатационные характеристики и мощность мотора: А — нефорсированные; Б — малофорсированные; В — среднефорсированные; Г — сильнофорсированные; Д — дизельные сильнофорсированные, условия работы тяжелые; Е — низкооборотистые дизели, топливо с сернистостью до 3.5%.
  4. Следующий знак группирует продукцию по типу ДВС. «1» — означает применимость в бензиновых моторах, например, В1. «2» — для дизельных двигателей. Отсутствие такого индекса в маркировке означает универсальность, оно подойдет для любого мотора.
  5. Масла сгруппированы правилами стандарта и по количеству присадок в составе. Группа А содержит 3.5%, Б — до 6%, В — до 10%, Г — до 12.5%, Д — до 22.

В мире не получил широкого распространения и признания.

к содержанию ↑

Спецификации производителей оригинального оборудования

Автопроизводители часто требуют более высоких характеристик для смазывания. Они не ждут, пока выйдет очередная международная классификация автомобильных масел, а выпускают свои оригинальные требования. Этим они компенсируют разницу между конструктивным прогрессом моторов и задержкой принятия общемировых требований по смазывающим материалам. Их требования, в последствии, учитываются во время выхода новых. Если автопроизводитель подтверждает соответствие своим требованиям, производитель масла наносит на этикетку обозначение этих спецификаций.

При выборе масла желательно ориентироваться на требования именно автопроизводителя, тогда срок службы мотора будет максимальным.

Видео:

Видео:

Видео:

Видео:

Классификация моторных масел по API

Знак API и SAE на моторных маслах в виде двух кругов, в центральном надпись SAE 5W-30, а между первым и вторым кругом надпись: API service SLAPI (American Petroleum Institute) система классификации моторных масел по областям применения и эксплуатационным свойствам. Спецификация делит все моторные масла на две категории: S — масла для бензиновых и C — для дизельных двигателей. Каждому классу присваивается буква по алфавиту начиная с A: API SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ… Аналогично и с категорией С. Что надо помнить при выборе масла с учетом классификации API — чем выше класс, тем масло более современное и подходящее вашему мотору. Например, если в руководстве указан класс SJ, то вашему автомобилю точно подойдет класс SM приняты позже, но при этом никак нельзя применять масло соответствующее классу SH принятому ранее вашему классу SM.

Класс API Область применения моторного масла
Категория S(Service) для бензиновых двигателей
SN Октябрь 2010 года. Для бензиновых автомобилей 2011 года и выше. Моторное масло с ограниченным содержанием фосфора для совместимости с современными системами нейтрализации выхлопных газов, а также комплексное энергосбережение. Масла, категории SN, приблизительно будет соответствовать АСЕА С2, С3, С4, без поправки на высокотемпературную вязкость.
SM Введена в ноябре 2004 года. Дополнение категории SJ —>улучшенные антиокислительные, противоизносные, низкотемпературные свойства.
SL Для бензиновых двигателей, выпущенных с 2001 по 2004 года. Отличительные характеристики: улучшенные антиокислительные, противоизносные, моющие и энергосберегающие свойства.
SJ Для моторов выпущенных с 1997 по 2001 год. Полностью отвечает требованиям всех ранее действовавших классов категории S. Высокий уровень эксплуатационных свойств. Отвечает высоким требованиям в отношении расхода масла, энергосберегающих свойств и способности выдерживать высокие температуры без образования отложений. Возможна сертификация по категории энергосбережения API SJ/EC.
SH Для бензиновых двигателей 1996 модельного года и старше. В наши дни категория является условно действующей и может быть сертифицирована только как дополнительная к категориям API C ( API СF-4/SH). По основным требованиям соответствует категории ILSAC GF-1, но без обязательного энергосбережения. Энергосберегающим маслам в зависимости от степени экономии топлива присваивались категории API SH/EC и API SH/ECII.
SG для бензиновых двигателей моделей 1993 года и старше. Соответствует требованиям, выдвигаемым к автомобильным маслам для дизельных моторов категории API CC и API CD. Имеют более высокую термическую и противоокислительную стабильность, улучшенные противоизносные свойства, уменьшенную склонность к образованию отложений и шлама.
Замена API SG категорий SF, SE, SF/CC и SE/CC.
SF для двигателей моделей 1988 года и старше. Топливо — этилированный бензин. Они имеют более эффективные, чем предыдущие категории, противоокислительные, противоизносные, антикоррозийные свойства и обладают меньшей склонностью к образованию высоко- и низкотемпературных отложений и шлака.
Замена API SF категорий SC, SD и SE.
SE Высокофорсированные двигатели, работающие в тяжелых условиях
SD Среднефорсированные двигатели, работающие в тяжелых условиях
SC для моторов работающих с повышенными нагрузками
SB Для работающих при умеренных нагрузках, используется только по требованию производителя
SA Двигатели, работающие в легких условиях, используется только по требованию производителя
Категория C(Commercial) для дизельных двигателей
CJ-4 Введена в 2006. Для быстроходных четырёхтактных двигателей, проектируемых для удовлетворения норм по токсичности отработавших газов 2007 года на магистральных дорогах. Масла CJ-4 допускают использование топлива с содержанием серы вплоть до 0,05% масс. Однако работа с топливом, в котором содержание серы превышает 0,0015% масс, может сказаться на работоспособности систем очистки выхлопных газов и/или интервалах замены масла.
Масла CJ-4 рекомендованы для двигателей, оборудованных дизельными сажевыми фильтрами и другими системами обработки выхлопных газов. На масла CJ-4 вводятся лимиты по некоторым показателям: зольность меньше чем 1,0%, сера 0,4%, фосфор 0,12%. Масла CJ-4 превышают рабочие свойства и заменяет масла класса CH-4, CG-4, CI-4 Plus, CF-4.
СI-4 Введена в 2002 году. Для быстроходных четырёхтактных дизельных двигателей грузовых автомобилей и дорожной техники, проектируемых для удовлетворения нормам по токсичности отработавших газов, оборудованных системой рециркуляции отработанных газов (EGR). Полностью заменяет  масла всех ранее действовавших спецификаций CH-4, СG-4 и CF-4.
В 2004 году была введена дополнительная категория API CI-4 PLUS. Ужесточены требования к образованию сажи, отложениям, вязкостным показателям, ограничение значения TBN.
СH-4 Введена в 1998 году. Для быстроходных четырёхтактных двигателей, удовлетворяющих требования по токсичности выхлопных газов, введенных в США с 1998 года. Масла СН-4 позволяют использовать топливо с содержанием серы вплоть до 0,5% от массы. Можно использовать вместо CD, СЕ, CF-4 и CG-4 масел.
СG-4 Введена в 1995 году. Для двигателей быстроходной дизельной техники, работающей на топливе с содержанием серы менее чем 0,5%. Масла CG-4 для двигателей, выполняющих требования по токсичности отработанных газов, введенные в США с 1994 года. Заменяет масла CD, СЕ и CF-4 категорий.
СF-4 Введена в 1990 году. Для быстроходных четырехтактных дизельных двигателей с турбонаддувом и без него. Можно применять вместо CD и СЕ масел.
СF-2 Для двухтактных дизельных двигателей. Заменяет масла класса CD-II для двухтактных двигателей. Улучшенные моющие и противоизносные свойства.
СF Для внедорожной техники, двигателей с разделительным впрыском, в том числе работающих на топливе с повышенным содержанием серы — 0,5% и более. Заменяет масла по классу CD.
СE Высокофорсированные перспективные дизельные двигатели с высоким турбонаддувом, работающие в тяжелых условиях, может использоваться вместо масел классов CC и CD
СD Для скоростных дизельных двигателей с турбонаддувом и высокой удельной мощностью, работающих на больших скоростях и при высоких давлениях и требующих повышенных противоиносных свойств и предотвращения образования нагара
СC Высокофорсированные двигатели (в том числе с умеренным наддувом), работающие в тяжелых условиях
СB Среднефорсированные двигатели без наддува, работающие при повышенных нагрузках на сернистом топливе
СA Для работающих при умеренных нагрузках на малосернистом топливе

Универсальные масла для бензиновых и дизельных двигателей имеют обозначения обеих категорий, например API SG/CD, SJ/CF.

Классы дизельных масел подразделяются дополнительно для двухтактных (CD-2, CF-2) и четырехтактных дизелей (CF-4, CG-4, СН-4).

Категории API: SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, CA, CB, CC, CD, CE, CF — на сегодняшний день устаревшие, однако в некоторых странах масла этих категорий еще выпускаются, категория API SH является «условно действующей» и может использоваться только как дополнительная, например API CG-4/SH.

ASTM D 4485 «Стандартная спецификация на качество эксплуатационных свойств моторных масел» (Standart Performance Specification for Performance of Engine Oils)

SAE J183 APR96 «Качество эксплуатационных свойств моторных масел и эксплуатационные классификации двигателей (за исключением энергосберегающих масел)» (Engine Oil Performance and Engine Service Classifications (Other than «Energy Conserving»).

ЛУКОЙЛ — Классификация моторного масла

Новый качественный шаг в развитии качества и классификации моторных масел был сделан в 1983-1992 годах, когда под руководством API и участии представителей производителей автомобилей (ААМА), двигателей (ЕМА) и технических союзов (ASTM и SAE) была создана и развита «Система лицензирования и сертификации моторных масел EOLCS» (Engine Oil Licensing and Certification System, API Publication No. 1509). Эта система постоянно совершенствуется. В настоящее время аттестация моторных масел проводится согласно требованиям EOLCS и «Свода правил СМА» (СМА Code of Practice).

По системе API (ASTM D 4485, SAE J183 APR96) установлены три эксплуатационные категории (три ряда) назначения и качества моторных масел:

S (Service) — состоит из категорий качества моторных масел для бензиновых двигателей, идущих в хронологическом порядке. Для каждой новой генерации присваивается дополнительная буква по алфавиту:
API SA, API SB, API SC, API SD, API SE, API SF, API SG, API SH и API SJ (категория SI — намеренно пропущена API, для исключения путаницы с Международной системой мер).

Категории API SA, API SB, API SC, API SD, API SE, API SF, API SG на сегодняшний день признаны недействительными, как устаревшие, однако в некоторых странах масла этих категорий еще выпускаются, категория API SH является «условно действующей» и может использоваться только как дополнительная, например API CG-4/SH.

Класс SL введен 2001 г. и отличается от SJ существенно лучшими антиокислительными, противоизносными, противопенными свойствами, а также меньшей испаряемостью;

C (Commercial) — состоит из категорий качества и назначения масел для дизельных двигателей, идущих в хронологическом порядке. Для каждой новой генерации присваивается дополнительная буква по алфавиту:
API СA, API СB, API СC, API СD, API СD-II, API CE, API CF, API CF-2, API CF-4, API CG-4 и API CH-4.
Категории API СA, API СB, API СC, API СD, API СD-II на сегодняшний день признаны недействительными, как устаревшие, однако в некоторых странах масла этих категорий еще выпускаются;

EC (Energy Conserving) — энергосберегающие масла — новый ряд высококачественных масел, состоящий из маловязких, легкотекущих масел, уменьшающих расход топлива по результатам тестов на бензиновых двигателях.

Моторные масла, отличающиеся низкой вязкостью как при низкой, так и при высокой температуре могут быть сертифицированы на соответствие категории API EC «энергосберегающее» масло («Energy Conserving» Oil). Ранее энергосбережение определялось по методике Последовательности VI (Sequence VI, ASTM RR D02 1204). Данная методика использовалась для сертификации масел категории API SH на уровни (степени) энергосбережения: API SH/EC — 1,5% экономии топлива и API SH/ECII — 2,7% экономии топлива, по сравнению с эталонным маслом SAE 20w-30. Римские цифры после букв ЕС указывают уровень получаемой экономии топлива (ЕС II — 2,5%).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.