РазноеКак заряжать гелевый аккумулятор – Устройство и Принцип Работы АКБ, Как Правильно Заряжать Зарядным Устройством, Обслуживание и Восстановление на Авто и Мото

Как заряжать гелевый аккумулятор – Устройство и Принцип Работы АКБ, Как Правильно Заряжать Зарядным Устройством, Обслуживание и Восстановление на Авто и Мото

Содержание

Как зарядить гелевый аккумулятор? Всё про Зарядное устройство

Что такое гелевый АКБ?

Для современного человека аккумулятор на основе гелевого электролита это не новшество, не революция в сфере автостроения, не переворот в индустрии батарей. Это скорее следующий шаг в развитии данного оборудования. В силу постоянного проведения исследований и опытов уже на протяжении последних нескольких столетий конструкторы и ученые пытаются повысить срок службы, технические характеристики, время выдержки заряда у кислотных батарей. Проблемы устранялись постепенно и далеко не в полном объеме. На сегодня все еще наблюдается процесс выкипания воды, изменения состава электролита, разрушения пластин.

Одним из успешных опытов было изобретение электролита в форме геля. Это позволяло сохранять раствору влагу более длительное время, как следствие – заряд держится дольше на необходимом уровне. В силу конструктивных особенностей аккумулятора, так как сохранились свинцовые электроды и кислотный наполнитель, принцип его действия не поменялся. Сегодня гелевые батареи производятся по двум технологиям:

  • AGM – электролит абсорбируется стекловолокном, которое одновременно выполняет функции сепаратора;
  • GEL – используется микропористый сепаратор и силикагель.

Продукция, в основе строения которой лежит данная технология, широко используется в системах с потребностью бесперебойного питания техники, судостроении, автомобильной промышленности. Для установки в автомобиль данные АКБ применяются изредка, а для менее мощных транспортных средств, например мопедов или скутеров, это оптимальный вариант. Владельцам транспорта, который ездит благодаря аккумулятору с гелевым наполнением, необходимо знать все нюансы зарядки и обслуживания этого оборудования.

Многими производителями указываются среди преимуществ батарей на основе гелеобразного электролита длительный срок службы, составляющий от 12 до 14 лет. Также можно встреть возможность переворачивания устройства и функционирование в любом расположении в пространстве. Со свинцово-кислотными аналогами на жидком электролите такие манипуляции недопустимы.

Можно ли заряжать гелевый АКБ обычной зарядкой?

Можно ли заряжать гелевый АКБ обычной зарядкой?

При прямом подключении, как у обычного аккумулятора на жидком электролите, в гелевом аналоге происходят необратимые процессы. В результате пропускания больших напряжений и токов непосредственно при стандартной для кислотных батарей методе, гель сильно нагревается и переходит в жидкую форму. Этот процесс отличается необратимостью даже при частичном повреждении гелеобразной массы за счет расплавления, никакие последующие восстановительные работы в прежнюю работоспособность оборудование не вернут. Наличие малого количества разжиженного геля будет инициировать переход в такое состояние всей остальной массы. Останется только ждать полной гибели батареи.

Иные проблемы, возникающие при неправильной зарядке аккумулятора на гелеобразном электролите, следующие:

  • По окончании зарядки до нужных емкостных показателей процесс прерывается незамедлительно. Нельзя допускать хоть малейший нагрев АКБ;
  • Отсутствие достаточного количества информации об особенностях гелевых батарей, принципах функционирования, особенностях зарядки, хранения, эксплуатации на просторах нашей страны;
  • Следует хорошо знать специфику, порядок, условия зарядки гелевых АКБ;
  • Обычная зарядка для свинцового аккумулятора с жидким электролитом недопустима для использования с гелевым аналогом, поскольку рассчитана на более высокие силы тока и показатели напряжения, что разрушает гелеобразную структуру;
  • При наличии настраиваемого пускового устройства заряд от гелевого АКБ получить сложно;
  • Если осуществлять подзарядку от батареи уже имеющей полную емкость, расплавление геля наблюдаться не будет, но аккумулятором не будет извлекаться заряд.

При наблюдении повышения температуры элемента питания необходимо сменить зарядное устройство, поскольку в большинстве случаев это возникает из-за несоответствия параметров подаваемого тока. Если допустить хоть малейшее образование жидкости в гелевой массе, то дальнейшие разрушительные процессы прекратить или замедлить будет невозможно. Уже имеющаяся водичка будет превращать остальной состав в жидкое состояние. При подключении для эксплуатации элемент питания несомненно нагреется, провоцируя переход фазы остального наполнителя. Частые скачки температуры, ощутимые при прикосновении к корпусу батареи сигнализируют о приближающей смерти аккумулятора.

Принцип работы специальных ЗУ для гелевых АКБ

В последние годы во многих интернет-магазинах начали появляться специальные зарядки, поддерживающие работоспособность гелевого АКБ. У этих устройств пока еще нет никакого сертификата или иной документации, что не позволяет производить распространение открыто, предлагать товар с полок магазинов. По сравнению со стандартными зарядками для аккумуляторов на жидком электролите для гелевого аналога устройства обладают некоторыми отличиями в принципе работы. Стадии зарядки аккумулятора на гелеобразном составе будут следующими:

  • Включить аккумулятор и замерить выдаваемую им силу тока, чтобы выбрать для режима зарядки оптимальный вариант;
  • Зарядка запускается автоматически на тех параметрах силы тока, которые автоматически устанавливаются после этого;
  • Отключать гелевую АКБ необходимо через определенный промежуток времени до момента нагрева;
  • После остывания электролитического гелеобразного состава и электродов, на что потребуется определенное время, производится повторное подключение батареи на иных показателях напряжения и силы тока;
  • Обязательно нужно между каждой такой операцией производить соответствующие замеры на батарее ампер и вольтажа;
  • При постоянном показателе силы тока устройство получает сигнал о необходимости завершения зарядки, отключается самостоятельно;
  • Прекращение работы устройства наблюдается на соответствии вольтамперной характеристики батареи.

Очень важно определить момент завершения зарядки, поскольку последующее заряжение аккумулятора приводит к нагреванию электролита. Это плохо сказывается на консистенции геля, провоцируя его разрушение. Необходимо своевременно определять окончание процесса, отсоединять от зарядки устройство.

Каким током заряжать гелевый аккумулятор

Каким током заряжать гелевый аккумулятор

Максимальное значение допустимого для процесса зарядки гелевой АКБ напряжения составляет 14,3-14,4 В. Перед началом манипуляций следует изучить особенности имеющегося устройства и установить точные показатели. Информация об этом располагается, как правило, на страницах технического паспорта оборудования или наносится на корпус с обозначением «cycle use». Не стоит путать со значением «standby use», которое описывает напряжение и параметры работы устройства, чтобы поддерживать его работоспособность.

Чаще всего рабочий вольтаж составляет 6,7-6,9 В. Означает необходимый уровень напряжения, который требуется для поддержки АКБ в рабочем состоянии. Чтобы найти число, соответствующее току зарядки, на корпусе или в документах следует разыскать параметр «max initial current». Часто для гелевых батарей это значение не превышает 16,5 А.

Для человека, который производит зарядку батареи на гелеобразном электролите, необходимо учитывать недопустимость превышения максимального напряжения, указанного для конкретной модели батареи. В противном случае аккумулятор будет после резкого скачка безвозвратно поврежден.

Для определения тока зарядки АКБ необходимо произвести следующие расчеты:

Ток зарядки = емкость аккумулятора / 10

На батарее значение емкости прибора обозначается «Ач». Например, если емкость указывается 650 Ач, то для выбора тока зарядки следует устанавливать значение 0,65 мА.

Сколько заряжать гелевый аккумулятор

Частота зарядки батареи на гелевом электролите не должна производиться чаще 1-2 раз в году. Самое важное при зарядке батареи – полностью его довести до завершения. Если этого не сделать, то существует большая вероятность снижения при эксплуатации емкости прибора и сложность в дальнейшем ее восстановления к предыдущему показателю. Это явление даже получило название «Эффекта памяти». Для вычисления длительности самого процесса зарядки нужно провести следующие расчеты:

Длительность зарядки (часов) = емкость батареи / ток заряда АКБ

В случае, если емкость составляет 6,5 Ач, а вычисленный ток зарядки 0,65 А, то примерная длительность процесса составит 10 часов.

При использовании специального зарядного устройства, по истечении примерно этого времени, оборудование подаст соответствующий сигнал.

Порядок зарядки гелевого АКБ

Порядок зарядки гелевого АКБ

Для правильной зарядки аккумулятора на основе гелевого электролита следует выполнить такие действия:

  1. При наличии значка на АКБ «обслуживаемый», то перед зарядкой следует откручивать со всех банок пробки;
  2. Настроить режим нулевого тока и «cycle use» на зарядном устройстве;
  3. С соблюдением полярности произвести подключение клемм зарядного устройства к батарее;
  4. Предварительно вычислить нужный ток зарядки для конкретного устройства, установить этот показатель, проверять процесс на протяжении всего времени.

По мере зарядки будет наблюдаться постоянный рост напряжения до значения «cycle use». Если оно данный показатель превышает, следует силу тока уменьшить до тех пор, пока не установится нужный режим и не устранится нагрев геля. При выдерживании данных условий полное время для зарядки батареи составит примерно 10-12 часов.

По мнению некоторых специалистов более целесообразно для аккумуляторов на основе гелеобразного электролита использовать для зарядки вдвое меньшие показатели силы тока и при этом увеличить длительность до суток. При таком режиме увеличивается эксплуатационный срок оборудования.

В продаже иногда встречаются зарядные устройства для гелевых батарей, которые обладают способностью отслеживать самостоятельно величину напряжения и корректировать в соответствии с этим силу подаваемого тока. Другие приборы могут в зависимости от температурного режима геля компенсировать значение напряжения.

Заключение

Гелевые АКБ на сегодня являются далеко не широкого распространения и популярности. Однако они все чаще начинают встречаться на мопедах, скутерах, некоторых заграничных автомобилях или в отдельных машинах, владельцы которых захотели установить такую батарею. По принципу работы устройство ничем не отличается от своего сородича, работающего на жидком электролите, однако требует более бережного отношения при зарядке.

Важно помнить, что любое повышение тока или напряжения, превышение времени зарядки, иных неблагоприятных процессов, провоцирующих нагрев геля, приводит к выходу батареи из строя. Даже при частичном преобразовании гелевой массы в жидкость со временем аккумулятор постигнет гибель.

Как зарядить гелевый аккумулятор: советы по обслуживанию

Гелевые аккумуляторы в последние годы быстро набирают популярность. Основное их отличие от типичных АКБ свинцово-кислотной разновидности состоит в том, что жидкая электролитная среда в них заменена гелем. То есть благодаря добавке кремния в электролит он превратился в желеобразную массу, а само оборудование приобрело ряд преимуществ:

  • способность к безотказной работе даже при низких температурах воздуха;
  • возможность выдавать высокие пусковые токи, достаточные для запуска двигателя, даже при значительной разрядке;
  • не нуждаются в обслуживании.

Конечно, высокая цена в сравнении с предшественниками пока тормозит рост потребительского спроса на них, но стоит отметить, что их эксплуатационные возможности вполне её оправдывают.

Таким образом, хоть это и гелевый, но всё же источник энергии, который так же, как и обычная АКБ, время от времени нуждается в подзарядке.

Как правильно производить зарядку гелевой АКБ

Конструктивные особенности гелевых аккумуляторов предъявляют и особые требования к их зарядке. С чем это связано? А дело в том, что при повышении температуры внутри батареи в результате зарядного процесса электролит не закипает, как обычно, а плавится. Вернуть ему первоначальное состояние после охлаждения невозможно, следовательно, оборудование легко может выйти из строя.

Чтобы избежать такой неприятности, необходимо правильно выбирать зарядное устройство и метод осуществления зарядки.

Для зарядки гелевого аккумулятора следует приобрести специализированное ЗУ.

Приборы, с помощью которых производят зарядку АКБ

Для сохранения функциональности гелевой АКБ и продления срока службы её рекомендовано подзаряжать не реже одного – двух раз в течение года. Стоит обратить внимание, что процесс следует проводить поэтапно, что позволит обеспечить полное восстановление утраченной на протяжении эксплуатации ёмкости.

Чем и как лучше заряжать гелевый аккумулятор? Производители этого необычного оборудования рекомендуют использовать особые ЗУ, которые соответствуют следующим критериям:

  1. Автоматический режим зарядки.
  2. Наличие возможности регулировки основных параметров зарядки: тока и напряжения.
  3. Обязательно должна быть функция температурной компенсации.
  4. Хорошо, если будет выносной термометр и способность устройства самостоятельно отключаться непосредственно по завершении процесса.

Прежде чем приступить к зарядке батареи, внимательно ознакомьтесь с её паспортом, в котором указано значение порогового напряжения. Его превышать ни в коем случае нельзя во избежание вывода прибора из строя без возможности восстановления его функциональности.

При выборе ЗУ и метода зарядки гелевых АКБ стоит строго следовать рекомендациям производителя – исправить допущенную при этом ошибку невозможно.

Параметры зарядки

Что касается выбора оптимальных параметров для зарядки гелевых батарей, то в особом контроле нуждается в основном напряжение, для которого производитель устанавливает пороговое значение.

Величина же тока зарядки на первоначальном этапе определяется аналогично с другими разновидностями АКБ: 10 % от номинала ёмкости, указанной на маркировке корпуса.

На втором этапе изначальное значение токовой характеристики снижается вдвое, а на завершающей стадии устанавливается минимальный показатель, рекомендованный производителем.

В исключительных случаях допускается экспресс-подзарядка, при которой параметр тока может достигать 20–30 % от номинальной ёмкости, но при строжайшем контроле за температурными параметрами батареи.

Особенности зарядки

Чтобы правильно и безопасно зарядить гелевый аккумулятор, процесс следует проводить в три этапа, строго следуя инструкции:

1 этап:

  1. Соблюдая полярность, подключить ЗУ к клеммам батареи.
  2. Оптимальные величины силы тока и напряжения определятся автоматически.
  3. Внимательно следим за напряжением – оно будет расти.

    Не допускайте превышения порогового значения, указанного в паспорте!

  4. При достижении допустимого значения напряжения зарядку прерываем, даём АКБ остыть.

2 этап:

  1. Снижаем величину силы тока примерно вдвое, а напряжение оставляем постоянным.
  2. Следим за изменениями токовой характеристики, она будет постепенно снижаться.
  3. Как только ёмкость батареи достигнет оптимального значения, зарядное устройство отключится автоматически.

3 этап (особо необходим в тех случаях, когда аккумулятор планируется поставить на длительное хранение):

  1. Позволяет источнику энергии остыть.
  2. Выставляем минимально возможные параметры тока и напряжения и осуществляем окончательную дозарядку.
  3. Процесс завершится автоматически, как только ёмкость АКБ дойдёт до максимально возможного предела.

В исключительных случаях возможно использование обычной зарядки для гелевых аккумуляторов, но подключённой по специальной схеме с применением дополнительного оборудования, как описано ниже.

Итак, как зарядить гелевый аккумулятор, не причинив ему вреда, имея под рукой лишь обычное зарядное устройство? Для выполнения надёжной и безопасной зарядки необходимо, кроме разряженной гелевой АКБ, подготовить ещё одну батарею – новую или выработавшую свой ресурс, независимо от её разновидности: тоже гелевую или типичную свинцово-кислотную. Суть метода заключается в правильном подключении между собой всех подготовленных компонентов схемы: двух источников энергии и ЗУ.

Алгоритм действий предполагает следующие шаги:

  1. Подключаем зарядное устройство к батарее, выполняющей функции посредника.
  2. Соединяем между собой клеммы двух батарей: гелевой, нуждающейся в зарядке, и посредника, строго соблюдая полярность.
  3. Включите ЗУ в сеть и посмотрите, поступает ли заряд к устройствам.
  4. Через некоторое время потрогайте корпус заряжаемой гелевой АКБ: если он тёплый – процесс протекает в нормальном режиме, горячий – устройство не пригодно к дальнейшей эксплуатации.
  5. Проверять температуру корпуса рекомендуется регулярно на протяжении всего зарядного процесса.
  6. После завершения зарядки, когда ёмкость батареи достигнет максимально возможного уровня в данной ситуации, отключите ЗУ от сети, разберите схему.

Аккумулятор-посредник необходим в данном случае для приёма всей нагрузки на себя (играет роль трансформатора), что позволяет заряжаемой батарее получать оптимальную зарядку.

Время зарядки

Продолжительность зарядного процесса определяется выбранным способом, степенью разрядки, состоянием источника энергии.

При использовании специального ЗУ и трёхступенчатого метода зарядки, а также имея существенно разряженную АКБ:

  1. На первоначальном этапе потребуется 10–12 часов для достижения допустимого значения напряжения.
  2. На втором шаге примерно столько же.
  3. А завершающий этап, как правило, требует намного меньше времени.

Зарядное устройство будет отключаться автоматически как на втором, так и на третьем этапе.

Что касается экспресс-зарядки, то тут вполне достаточно 1–2 часов. При осуществлении зарядного процесса с использованием обычного ЗУ процедура обычно длится 4–6 часов.

Обслуживание гелевых АКБ

Обслуживание гелевых аккумуляторов, как и их зарядка, имеет ряд особенностей. Как правило, используются гелевые батареи необслуживаемого типа. Следовательно, обслуживать их несложно, но делать это нужно правильно, с учётом особенностей их конструктивного устройства.

Как бы это ни звучало странно, но основное обслуживание гелевых АКБ заключается в их своевременной подзарядке. Проводить данную процедуру можно один, а реже – два раза в год. Этого вполне достаточно, так как данное оборудование отличается практически отсутствием способности к саморазряду.

Особенности обслуживания:

  1. Оптимально в полном соответствии с рекомендациями производителя выбрать подходящее ЗУ и способ зарядки.
  2. Заряжать гелевый аккумулятор необходимо правильно – обязательно до конца, то есть до полного восстановления ёмкости, так как этот источник энергии обладает «эффектом памяти». Последний характеризуется тем, что прибор запоминает уровень ёмкости, при котором была прекращена зарядка. В дальнейшем зарядный процесс будет всегда останавливаться именно при достижении этого предела, и вернуть номинал ёмкостной характеристики уже не удастся. Следовательно, несоблюдение технологии зарядки способно привести к потере части мощности устройства и, как следствие, к снижению продолжительности эксплуатационного периода.
  3. Зарядку производить в три этапа, не допуская превышения порогового значения напряжения, указанного в паспорте на АКБ.

Ответы специалиста на часто задаваемые вопросы

Приобретение гелевых батарей вызывает множество вопросов по их эксплуатации. Это связано с тем, что из-за малой востребованности подобных АКБ в нашей стране сегодня нет и наработанной практики по их применению. Во многих регионах отсутствуют пока сервисные центры по обслуживанию и диагностике. Получается, что автовладельцы сталкиваются с множеством ситуаций, которые не всегда удаётся самостоятельно разрешить.

Больше всего вопросов возникает по поводу зарядки: как правильно заряжать гелевые аккумуляторы, чтобы сразу же не вывести их из строя? И это понятно – оборудование достаточно дорогое, хочется, чтобы и служило оно долго и надёжно. Именно в процессе зарядки, которая является и основным видом обслуживания, возникает множество проблем, варианты решения которых представлены далее.

Гелевый аккумулятор не берёт зарядку

Такая ситуация возможна при высыхании гелеобразного электролита. В этом случае необходимо добавить в банки батареи немного дистиллированной воды. Но, учитывая тот факт, что гелевые АКБ, как правило, необслуживаемые, а значит, их корпус герметичен, сначала придётся сделать следующее:

  1. Снять приклеенную крышку и клапаны-колпачки.
  2. Долить воду в таком количестве, чтобы она слегка покрывала пластины.
  3. Подождать в течение часа и осмотреть внутреннее содержимое батареи: необходимое для смачивания количество жидкости за это время уже впитается, а избыток воды нужно удалить.
  4. Вернуть колпачки на место.
  5. После этого поставить крышку, надёжно придавив чем-нибудь тяжёлым (зафиксировать её на своём месте можно будет и после завершения зарядного процесса).

Теперь приступаем к зарядке.

Для оживления засохшей батареи напряжение первоначально требуется подать повышенное – не менее 15 В и внимательно следить за тем, как устройство потребляет ток, чтобы не допустить его сильного нагрева.

Если прошло не менее полусуток, а АКБ так и не начала потреблять ток, то следует повысить напряжение до 20 В. Теперь уже нельзя оставлять батарею без присмотра вообще – если произойдёт её восстановление, то значение тока, протекающего через неё, в разы превысит допустимое. А это, в свою очередь, способно не только спровоцировать перегрев аккумулятора, но и привести к взрыву.

Как только аккумуляторная батарея начнёт брать зарядку, величину напряжения следует снизить, приведя в соответствие с допустимыми пределами.

Можно ли заряжать гелевый аккумулятор

Заряжать гелевую АКБ не только можно, но и нужно. Это источник тока, имеющий отличительные особенности конструкции, но нуждающийся в восстановлении утраченной ёмкости. Единственное отличие устройства от других разновидностей – нельзя заряжать его слишком часто.

Как правильно заряжать гелевые аккумуляторы

Технический прогресс предъявляет все новые требования к современным авто, их отдельным узлам и агрегатам. Традиционные аккумуляторы с жидким кислотным электролитом постепенно вытесняются гелевыми агрегатами с улучшенными характеристиками.

Несмотря на отличные эксплуатационные свойства, их важно правильно использовать. Особого внимания требует зарядка, поскольку некорректные нагрузки могут нанести батареи непоправимый урон.

Особенности устройства

АКБ, созданные по новой технологии, характеризуются безопасностью по отношению к окружающей среде, экономичностью. Их кислотный электролит находится в гелеобразном виде, не вытекает при переворачивании. Кроме того, при зарядке не выделяется взрывоопасный водород.

Такие аккумуляторы изготавливаются на базе двух технологий. Одна из них под названием GEL использует силикагель, микропористые сепараторы, а другая – стекловолоконные пластины, которые абсорбируют, разделяют электролит.

Технология GEL

Таким образом, за выработку электричества в таких устройствах отвечает загущенный прозрачно-белый электролит, пронизанный микротрещинами, которые улавливают пары водорода и кислорода. За счет этого происходит естественное увлажнение геля.

Кроме того, с помощью рекомбинации около 99% вредных взрывоопасных испарений остаются внутри корпуса батареи. Только при перезаряде излишки газов выходят через защитные клапаны. Поэтому, если зарядку гелевых АКБ проводить правильно, то опасность даже для жилых помещений отсутствует. Следует помнить, что агрегаты такого типа категорически нельзя хранить в разряженном состоянии.

Читайте также

Технология GEL

Почему не стоит покупать б/у аккумулятор — ответ автоэлектрика
Автомобильный стартерный аккумулятор предназначен, в первую очередь, для запуска холодного двигателя. Кроме того,…

 

Принцип накопления и отдачи заряда

Такие устройства характеризуются очень низким саморазрядом, поэтому могут храниться без подзарядки на протяжении длительного времени. Даже при низком заряде генератора аккумулятор подает электричество, необходимое для работы автомобиля.

Отличительной чертой гелевых агрегатов является большой ресурс. Их срок службы при правильной эксплуатации может превышать время работы стандартных АКБ в 3 раза.

Устройство гелевого аккумулятора

При этом важно соблюдать инструкцию по эксплуатации. Максимально допустимое напряжение заряда должно находиться в пределах 14,3-14,4 Вольт. На корпусе конкретного аккумулятора эти данные отображены под надписью «cycleuse».

Для поддержания батареи в рабочем состоянии на протяжении хранения требуется периодически подавать определенное напряжение. Его среднее значение составляет 6,75-6,9 Вольт.

На АКБ эти данные можно увидеть под названием «standbyuse». В инструкции, на корпусе агрегатов есть надпись «initialcurrent», которая обозначает максимально допустимый ток зарядки.

Для стационарных разновидностей этот параметр составляет 25% емкости. Стартерные батареи требуют 1/10 от емкости аккумулятора.

Читайте также

Устройство гелевого аккумулятора

Какой уровень электролита должен быть в аккумуляторе
В процессе эксплуатации любое транспортное средство нуждается в регулярном обслуживании. Каждый водитель должен…

 

Пошаговая инструкция зарядки

На первых порах эксплуатации требуется особая осторожность в обращении с гелевой АКБ.

Рекомендуется заряжать ее малыми токами на протяжении более длительного времени. По мере протекания процесса зарядный ток должен уменьшаться.

Проверка заряда гелевого аккумулятора

Процедуру зарядки нужно проводить в соответствии со следующим алгоритмом:

  • вначале выставить на зарядном устройстве напряжение согласно рекомендуемым значениям «cycle use» и нулевую силу тока;
  • подключить строго последовательно положительную, а затем отрицательную клемму АКБ;
  • установить требуемый ток зарядки, включить устройство;
  • следить за напряжением в процессе зарядки.

По мере принятия заряда аккумуляторной батареей напряжение будет расти. Если его значение будет превышать рекомендованное, то нужно уменьшить силу тока. Обычно полная процедура занимает 10-12 часов.

Зарядка гелевого аккумулятора

Читайте также

Зарядка гелевого аккумулятора

Можно ли зарядить прямо в машине севший аккумулятор?
Каждый владелец автомобиля хотя бы раз сталкивался с проблемой частично или полностью севшего аккумулятора – одной из…

 

Таким образом, несмотря на явные преимущества этого типа батарей, с ними нужно обращаться технически правильно. Особого внимания требует процедура зарядки, поскольку нарушения правил могут принести существенный ущерб АКБ.

Зарядка гелевого аккумулятора

Гелевые АКБ и особенности их зарядки зарядным устройством

Хоть на рынке автомобильных аккумуляторных батарей основной сегмент занимают обычные кислотные аккумуляторы, все больше появляется так называемых гелевых аккумуляторов. Достоинств у таких аккумуляторов значительно больше, чем у привычных кислотных, они менее требовательны в эксплуатации и обслуживании. Но все по порядку.

Конструкция

Содержание статьи

Итак, гелевая батарея по конструкции мало отличается от кислотной. Внутри имеются секции, с размещенными внутри пакетами свинцовых пластин. Каждый из пакетов состоит из отрицательных и положительных пластин. Все пакеты между собой соединены и наружу из корпуса выходит два вывода – «плюсовой» и «минусовой», к которым и подключаются клеммы автомобильной бортовой сети.

Но гелевые аккумуляторы заполнены, в отличие от обычных кислотных АКБ, электролитом, который находится в гелеобразном состоянии, отсюда и называние батареи.

Эти батареи полностью необслуживаемые, корпус у них полностью герметичен. Поскольку электролит находится в виде геля, то батарею можно располагать любым способом, электролит будет держаться на пластинах и стекание перетекание его при наклонах или переворотах аккумулятора не произойдет.

Достоинства

Электролит, находящийся в виде гелеобразного вещества, не вытечет даже при повреждении корпуса, что позволяет еще использовать батарею в дальнейшем, но недлительное время.

К тому же процесс испарения внутри гелевой АКБ значительно ниже, чем у кислотных, что позволило всю конструкцию расположить в герметичный корпус. Пары, которые образуются внутри аккумулятора, поглощаются гелевым электролитом и снова участвуют в реакции.

Основным же достоинством гелевого АКБ является обеспечение пусковых токов высоких значений, даже когда батарея несколько посажена. Указывается, что она способна обеспечить высокий пусковой ток даже при уровне заряда всего в 30% от номинального. При этом такие глубокие разряды для гелевой батареи не так губительны, как для кислотной батареи.

У этой батареи также ток саморязряда значительно ниже. При годичном простое она потеряет не более 10% своего заряда. К тому же она способна храниться даже в разряженном состоянии, без потери работоспособности. При надобности достаточно будет только ее полностью зарядить, чтобы начать использовать дальше.

Если правильно производить подзарядку данной батареи, то она практически не теряет своей емкости. Это обеспечивает ей способность выдерживать до 700 циклов заряда-разряда, что обеспечивает значительный срок эксплуатации.

Еще одним важным достоинством гелевых АКБ является меньшая восприимчивость к низким температурам. При таких температурах пусковой ток хоть и снижается, но в меньшей степени, чем как у обычных кислотных батарей.

Недостатки

Все это делает привлекательным использование данного типа батарей на автомобилях. Но имеются у них и недостатки. Их меньше, чем положительных качеств, но они тоже существенны.

Одна из таких – стоимость батареи. Она обойдется значительно больше, чем кислотная, и хоть срок ее эксплуатации больше, но неправильная эксплуатация обслуживание могут значительно сократить время «жизни» батареи.

А сократить «жизнь» ей может напряжение. Данная батарея очень чувствительна к напряжению. Оптимальным для нее является напряжение в 14,2-14,4 В. Превышение данного значения приведет к отслаиванию гелевого электролита от пластин, переход геля в газообразное состояние. Причем количество газа будет значительным, и снова преобразовать ее в гель уже не получится. Данный эффект уже получил название «таяние» геля. А учитывая, что регуляторы напряжения на автомобилях зачастую не имеют определенного значения, а работают в диапазоне 13-16 В, то выход из строя такой батареи – лишь дело времени.

Хотя на авто использовать такую батарею вполне можно, но только перед приобретением такого АКБ следует провести диагностику бортовой сети и настройку регулятора напряжения так, чтобы он не выдавал больше 14 В.

Способы зарядки гелевых АКБ

Эта батарея, хоть и является необслуживаемой, но периодическая подзарядка АКБ все же требуется. Частота проведения подзарядки, если эта батарея используется на авто, зависит от срока ее эксплуатации. Рекомендуется подзаряжать гелевый АКБ не чаще 1-2 раза в год.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Видео: AGM и Гелевый аккумулятор. Зарядка гелевого и AGM аккумулятора

Для подзарядки должно применяться специальное зарядное устройство, рассчитанное на работу только с гелевыми аккумуляторами. Такие устройства даже никогда не превысит напряжение, которое может навредить АКБ. Некоторые виды таких устройств выполняют подзарядку по определенному алгоритму, с периодической сменой силы тока и напряжения.

Но встречаются такие зарядные устройства пока еще не часто, да и далеко не все СТО берутся за зарядку гелевых батарея из-за отсутствия в своем распоряжении таких устройств.

Но в домашних условиях можно подзарядить гелевый аккумулятор и при помощи обычного зарядного устройства. Но применять автоматические устройства не рекомендуется, поскольку они сами регулируют напряжение и силу тока, при этом в процессе зарядки они могут превысить напряжение выше значения, которое является для такой АКБ критическим.

А вот если зарядное устройство позволяет в ручном режиме установить напряжение и силу тока, то подзарядить гелевую батарею вполне возможно.

Как зарядить гелевый аккумулятор зарядным устройством

Перед началом зарядки обязательно нужно выставить напряжение чуть ниже значения, которое является критическим для батареи. Данное значение обычно указывается производителем и составляет оно примерно 14 В +/- 0,4 В.

Видео: Зарядка гелевого аккумулятора — как зарядить!

Также нужно правильно установить силу тока. Оптимальным считается значение в 10% от номинальной емкости гелевой АКБ. К примеру, АКБ обладает емкостью в 60 Ач, значит, сила тока заряда должна быть не выше 6 А.

Важно также знать время зарядки.

Чтобы высчитать время зарядки гелевого аккумулятора, следует поделить значение емкости на силу тока. К примеру, емкость – 60 Ач, а сила тока выставлена уровне 5 А, в таком случае время заряда будет составлять 12 ч.

Но если имеется время, то можно произвести подзарядку с силой тока в 5% от емкости. Для указанной батареи при параметр будет составлять 3 А, а время подзарядки возрастет до 24 ч. Но при таком режиме процесс пройдет более лучше и АКБ полностью воспримет заряд.

Обязательно следует соблюдать последовательность подключения. Сначала подсоединяются зажимы зарядного устройства к клеммам аккумулятора (важно не перепутать полярность), а после уже включать устройство в сеть. Периодически во время процесса следует контролировать параметры напряжения и силы тока.

Категорически запрещается преждевременно прекращать зарядку. Дело в том, что такие гелевые аккумуляторы обладают так называемым «эффектом памяти». Если в процессе прервать подзарядку преждевременно, к примеру, батарея смогла восстановить заряд только на 80%, то в следующий раз она не сможет взять заряд больше, чем на эти 80%. То есть, от недозаряда АКБ потеряет часть своей емкости и восстановить ее уже не получится.

Как зарядить гелевый аккумулятор для скутера: инструкция для новичков

Гелевый аккумулятор скутера по многим параметрам заметно выигрывает у обычных свинцово-кислотных батарей. Благодаря густой консистенции его электролита, такой аккумулятор можно устанавливать под сильным наклоном (но не вверх ногами), и он не боится вибраций. Кроме того, гелевый АКБ поддерживает стабильно высокий ток в цепи, продолжает эффективно работать даже при низком уровне заряда, а также имеет заметно больший эксплуатационный период. К тому же, выбор гелевых аккумуляторов сейчас весьма неплох.

  Гелевый аккумулятор для скутераГелевый аккумулятор для скутера

Но, в связи с тем, что эта технология относительно новая, многие владельцы мотоциклов, скутеров и atv перед их покупкой задаются вопросом: а можно ли заряжать гелевый аккумулятор? Отвечаем на этот вопрос вполне уверенно – можно и даже нужно. Более того, при правильной эксплуатации один качественный фирменный гелевый аккумулятор может выдерживать до 1000 подзарядок.
Впрочем, не стоит забывать, что гелевые аккумуляторы по принципу своей работы заметно отличаются от свинцово-кислотных. Поэтому их эксплуатация и процедура зарядки несколько отличаются от привычных нам.

Гелевый аккумулятор: зарядка и обслуживание

Есть 2 основный правила эксплуатации гелевого аккумулятора скутера:

  1. Нельзя допускать его полной разрядки. Заражать необходимо еще при «живой» батарее, иначе вы рискуете заметно «подточить» ее объем. Гелевые аккумуляторы выдают потрясающий КПД даже при уровне заряда в 20-30%, поэтому доехать до места подзарядки вы всегда успеете.
  2. Всегда нужно следить за уровнем зарядки вашего гелевого аккумулятора. Делается это с помощью мультиметра, специального прибора для измерения напряжения в различных устройствах. Если вы решили купить гелевый аккумулятор, стоит озаботиться и покупкой мультиметра.

Клеммы аккумулятора скутераКлеммы аккумулятора скутера

Непосредственно зарядка гелевого аккумулятора должна проводиться только специальным зарядным устройством для гелевых аккумуляторов 12В. Не вздумайте делать это автомобильным зарядным! Это практически гарантированная смерть для гелевой АКБ.

В процессе зарядки самое важное – это следить за поступающим на аккумулятор напряжением. Напряжение зарядки гелевого аккумулятора от зарядного устройства не должно превышать пороговое (чаще всего оно составляет 14,2-14,4 В). Если это правило нарушается, гелеобразный электролит начнет переходить в газообразное состояние и испаряться. А пополнение объема электролита в гелевой батарее не предусмотрено.

Заряжать аккумуляторы можно в любом помещении. Главное, чтобы было обеспечено бесперебойное питание устройства. Рекомендуется проводить эту процедуру не реже одного раза в сезон.

Зарядное устройство для гелевых аккумуляторов

Как уже писалось выше, для зарядки гелевых АКБ требуется специальное устройство. Благодаря тому, что эта технология набирает все большую популярность, сегодня купить зарядное устройство для гелевого аккумулятора несложно (некоторые умельцы даже умудряются собрать его в домашних условиях). Их отличительная особенность – возможность регулировать напряжение. Перед зарядкой необходимо установить его на отметке в 10% от мощности аккумулятора (она указывается непосредственно на корпусе батареи).

Сколько заряжать гелевый аккумулятор для скутера

Для полной зарядки гелевой батареи в домашних условиях требуется, как правило, не менее 12 часов.

Зарядное устройство для аккумуляторов мотоциклов и скутеровЗарядное устройство для аккумуляторов мотоциклов и скутеров

К сожалению, использование специальных зарядных устройств для гелевых аккумуляторов еще распространено не повсеместно. Даже на некоторых сервисных центрах еще не знают, как заряжать гелевые АКБ правильно. Поэтому, если вы решили не обременять себя зарядкой своими руками, рекомендуем проследить, чтобы специалисты СТО использовали именно правильное зарядное устройство.

Как продлить срок службы гелевого аккумулятора

Чтобы продлить эксплуатационный период вашего гелевого аккумулятора, достаточно снизить выходное напряжение на зарядном устройстве до 0,3 А. Из-за этого срок полной зарядки увеличится до 24 часов, однако потери объема аккумулятора будут сведены к абсолютному минимуму. При этом важно, чтобы электрическое напряжение в процессе не превышало 15 вольт (иначе гелевый аккумулятор просто вспучит изнутри). Этот же способ можно применять для реанимации и восстановления гелевой АКБ скутера после ее полного разряда (которой, как мы уже писали выше, стоит всячески избегать).

Как правильно заряжать гелевый аккумулятор

Содержание:

Автор: Сергей Хилик

Эксперт категории «Автотовары»

Автомобильные гель-аккумуляторы становятся все более популярными на рынке. Их быстрее забирают с полок магазинов, чем классические модели с жидким наполнителем.

Покупая такой аккумулятор, рекомендуем изучить не только его характеристики и преимущества, но еще узнать о всех нюансах работы с ним. 

Устройства с гель-электролитом заряжаются по определенной схеме, отклонение от которой плохо отражается на его работоспособности.

Многие считают это недостатком, но я уверен, что разумно один раз понять процесс и проблем не возникнет.

В этой статье я подробно разберу особенности зарядки гелевых аккумуляторов, но сначала предлагаю освежить память и сделать небольшой экскурс по основным понятиям об АКБ с загущенным наполнителем. 

 GEL-аккумуляторы, технологии их производства и сфера применения

Первый АКБ появился несколько столетий назад. С того времени постоянно ведутся работы над его улучшением. Сниженная механическая прочность свинцовых пластин требовала поисков совершенствования их состава. В изменениях нуждалось также химическое строение наполнителя.  

Результатом длительных разработок и испытаний стало появление АКБ, в которых вместо жидкостного электролита используется сгущенный. По принципу действия они идентичны. Отличия коснулись только физического состояния накопителя, что позволило исключить его механическую потерю.

Гель-аккумуляторы – это те самые свинцово-кислотные  устройства только с гелеобразным наполнителем.

На сегодня существует две технологии по которым их производят:

как устроен и как заряжать

Здравствуйте, дорогие друзья! Снова говорим об интересных и, надеюсь, полезных для вас вещах. Темой сегодняшнего разговора будет гелевый аккумулятор. Если вы решили купить себе такое устройство, советую поступить правильно. То есть сначала понять, что это за агрегат, какие у него характеристики, плюс и минусы. После этого вы сможете сделать объективный вывод о том, подходит ли АКБ для вашего автомобиля.

Многим приходится искать соответствующие АКБ для скутера, для мопеда или другой мото техники, либо же тяговый вид батареи для лодочных электромоторов, к примеру.

аккумулятор под капотом

Применяются подобные батареи пока не так часто. Отзывы наглядно демонстрируют, что гелевые АКБ достаточно спорные, потому на ряд вопросов предлагаю вам ответить. Начнем? Отлично, поехали!

Первое знакомство

Тот факт, что автомобильный и даже лодочный двигатель обязательно оснащаются аккумуляторными батареями. При этом его задача заключается в том, чтобы оживить все системы и механизмы, обеспечить подачу электрического тока.

Будет говорить преимущественно про обычные машины. В состав их электрооборудования входит аккумулятор. Когда двигатель запущен, работу по электрообеспечению берет на себя уже генератор. Но когда мотор не работает, тогда отключается генератор и источником электричества остается АКБ.

гелевый аккумулятор

АКБ питает бортовую цель. Энергия вырабатывается и накапливается за счет химических реакций внутри устройства. Это многоразовые агрегаты, которые обычно служат на машине несколько лет. Большую часть своего заряда батарея отдает при запуске двигателя, но потом генератор его компенсирует.

Большинство из вас, когда говорят про автомобильные АКБ, подразумевают какие агрегаты? Верно, кислотные. Ну не аккумулятор холода же там работает, который разве что поможет сохранить пиво холодным при выезде на природу. Свинцово-кислотные устройства используют электролит, то есть смесь воды и кислоты. У подобных батарей достаточно много недостатков, среди которых даже вредные испарения, опасные для здоровья человека. Они выделяются, когда происходит зарядка АКБ.

Относительно новый игрок на рынке автомобильных аккумуляторов — это гелевые устройства. Принцип действия у них одинаковый, но гелевый считается лучше. Разница заключается в используемом электролите. В гелевом добавляют компоненты, придающие составу гелевую структуру. Другими словами, внутри коробки скрывается желеобразная жидкость.

Виды

Можно долго размышлять над необходимостью выбрать себе АКБ, а можно просто изучить их и решить, выбирать себе кислотно-свинцовый или кислотный. А далее все пойдет по стандартной схеме, устанавливая, обслуживая и думая, как заряжать его и как восстановить при длительном простое без работы.

Если говорить про гелевые агрегаты, то здесь их делят на два типа.

  1. Первые обозначают GEL. Электролит таких батарей желеобразный, что достигается путем добавления вещества, которое называется двуокись кремния. У них внушительный циклический ресурс. В ходе испытаний некоторые модели продемонстрировали возможность пережить порядка 800 зарядок-разрядок, не теряя свою энергоемкость. Ну тут скажу сразу, что для получения таких характеристик нужно брать хорошие бренды типа Дельта или всем известную фирму Bosch.
  2. AGM. Это вторая разновидность гелевых аккумуляторных батарей. Хотя электролит здесь кислотный, состав находится в специальном сепараторе. Материалом изготовления служит стекловолокно. С помощью сепаратора удерживается внутри короба электролит и не допускает его растекание. Преимуществом AGM является защита от испарений и возможность выдержки более 400 циклов зарядки и разрядки.

AGM аккумулятор

Номинально для них используется подаваемое напряжение с параметрами 12 Вольт (12 v) при этом превышать значение в 14,4 В настоятельно не рекомендуется. Это я постепенно приближаю вас к основным моментам, которые касаются истинных возможностей подобных аккумуляторных батарей.

Преимущества и недостатки

В принципе, лично я для себя сделал выводы относительно подобных аккумуляторов. Будет интересно, какого мнения придерживаетесь вы после прочтения сильных и слабых сторон гелевых АКБ. Обязательно напишите об этом в комментариях, обсудим.

преимущества и недостатки

Начнем с положительного. Плюсы гелевых аккумуляторных батарей действительно заслуживают уважения и повышенного внимания как альтернативы привычным кислотным устройствам.

  • Конструкция. У них запаян корпус, отсутствуют технологические отверстия. Это хорошо, поскольку конструктивно гелевые выигрывают у кислотных аналогов, не требуя технического обслуживания.
  • Если в корпусе гелевого аккумулятора возникает трещина, жидкость не вытекает через нее. Это к вопросу безопасности кислотных конкурентов.
  • В процессе зарядки не выделяются опасные для человека пары, потому вы спокойно можете присутствовать в гараже или другом помещении, пока АКБ заряжается.
  • Срок службы. За счет внушительного количества циклов зарядки и разрядки, гелевые батареи демонстрируют внушительную длительность службы. При соблюдении всех правил, аккумулятор прослужит 10-12 лет. То есть вы спокойно сможете снять его даже со старой машины и поставить на новую. Устройство работает дольше, чем у большинства людей служат сами машины.
  • Отсутствие необходимости в срочной подзарядке, если батарея сильно разряжена. Здесь не будут осыпаться пластины, как на кислотных агрегатах.
  • Низкая скорость потери заряда. Если вы снимите батареи и оставите ее на хранение, терять заряд устройство будет постепенно. Испытания показали, что за год простоя уходит примерно 10-20% от начального уровня заряда. То есть когда батарея просто лежит зимой, ожидая возможности вновь оказаться в машине, вас вряд ли будет ждать неприятный сюрприз весной в виде полностью севшей АКБ.

Это выглядит все хорошо. Не требуется обслуживание, зарядить его достаточно просто, схемы хранения элементарные и не предъявляют повышенных требований. Но не все так безоблачно, как кажется на первый взгляд.

Я как-то решил расспросить человека, который занимался продажами гелевых батарей. Он описал все примерно так, как я. А когда я спросил про недостатки, ничего особо плохого от него не услышал. Но, видимо, его задачей было продать устройство. Конечно, ведь цена его выше, чем обычного кислотного (на 20-30% в среднем). Да и популярностью гелевые АКБ пока не пользуются.

гель акб

Но ради вас я решил копаться дальше. Если есть плюсы, то должны быть минусы. Я их нашел. Вот они, собственной персоной.

  1. Чувствительность. Речь идет о чувствительности к напряжению заряда. По всем правилам этот показатель не должен превышать значение в 14,4В, о чем я уже говорил. Если же вы превысите данный параметр, тогда желеобразный состав внутри устройства начнет разрушаться, что приведет к необратимым последствиям. Грубо говоря, желе тает, и ни о каком восстановлении речи не идет. И тут главная загвоздка. На многих машинах ведь не 6 Вольт, а примерно 13-16 В. То есть крайне пограничное значение. Так что не советую брать гелевую батарею, если бортовая сеть выдает более 13В.
  2. Низкие температуры. Гелевый электролит их не любит, как я в детстве манную кашу. То есть кушать как бы можно, но совершенно не хочется. Если температура падает сильно низко, желе уже не тает, а застывает. От этого страдают характеристики аккумулятора, снижающиеся примерно в 2-3 раза. Так что в регионах с сильными морозами вы рискуете попросту не запустить свое авто, если под его капотом будет стоять гелевая аккумуляторная батарея.
  3. Короткое замыкание. Еще один большой страх гелевых устройств. При даже незначительных и непродолжительных замыканиях есть риск полностью испортить агрегат. Учитывая склонность ряда машин к КЗ, ставить на них дорогие гелевые аккумуляторы будет напрасной тратой денег.

Как видите, для автомобиля такая батарея может не подойти, если он не соответствует требованиям гелевого электролита и его слабым сторонам.

Да, на некоторых моделях максимальный ток заряда превышает 12 ампер и легко достигает 30 А. Это неплохо, а порой даже очень хорошо. Вообще нужно грамотно учитывать технические характеристики и потребности своего автомобиля. Чем больше у вас различных потребителей электроэнергии, тем качественнее и мощнее должна быть батарея.

амперы

Зарядка

Еще один важный вопрос, который интересует потенциальных покупателей гелевых АКБ. Вы же берете их не для солнечных батарей, а для машины. Разрядка в любом случае рано или поздно происходит. Нужно быть к этому готовым и понимать, что делать, как зарядить свою BMW (БМВ) и не оставить машину с нерабочей аккумуляторной батареей.

Делать это все можно своими руками, не обязательно для машины или для мотоцикла посещать сервисные центры, где вам могут вернуть АКБ прежний рабочий уровень заряда.

Тут главное приобрести зарядное устройство. Многие говорят, что не стоит тратиться на зарядные аппараты, специально разработанные для гелевых батарей, а можно обойтись стандартным агрегатом. Как по мне, это категорически неправильный совет.

Специализированные ЗУ (зарядные устройства) на то и специализированные, что адаптированы под особенности работы и технические характеристики коробок к желеобразным электролитом. Особенностью данных ЗУ является функция автоматической поддержки входного напряжения, которое составляет 14 Вольт. Передержать или переполнить зарядом через такие устройства невозможно.

зу для акб

Справедливости ради добавим про зарядки, которые используют для кислотных аккумуляторных батарей. В принципе, заряжать ими гелевые АКБ можно. Здесь требуется внимательно следить за напряжением. Да, некоторые ЗУ оснащаются специальными регуляторами, потому настроить нужные параметры работы будет не сложно. Призывать вас к тому или иному методу я не стану. Вы парни взрослые, сами все решите.

Дам лишь несколько советов касательно процесса зарядки гелевых аккумуляторов. Можете посмотреть видео, которое даст дополнительную информацию.

  1. Быстрая зарядка большим зарядом тока. Теоретически можно, но не нужно. Подобный метод актуален только в экстренных ситуациях, когда необходимо максимально быстро подзарядить аккумулятор. Во всех остальных случаях откажитесь от быстрой зарядки.
  2. Устанавливайте на ЗУ оптимальные показатели силы тока, через которые будет происходить максимально безопасная, правильная и эффективная зарядка.
  3. Для АКБ оптимальными показателями считаются 10% от номинальной энергоемкости. То есть посмотрите, какая энергоемкость гелевой батареи и выставьте на ЗУ силу тока, равную 10% от нее.
  4. На зарядку должно уходить примерно 24 часа. Это нормальное время, за которое батарея заряжается постепенно и с наименьшим ущербом для ресурса устройства.
  5. Всегда доводите заряд до максимума. Нельзя выключать ЗУ, даже если батарея успела получить 60-90% от полного уровня заряженности. Только 100%. Если вы будете прерывать процесс и оставлять устройство незаряженным, в дальнейшем зарядиться выше этого порога агрегат не сможет.

аккумуляторы

Что сказать про эти виды аккумуляторов? Да, они во многом хороши и демонстрируют неплохие технические характеристики. Их предлагает Россия, Украина, ряд зарубежных стран. Но пока широкого распространения они не получили. Требуются определенные доработки, устранение существенных недостатков. Ведь именно они мешают гелевым АКБ полноценно вытеснить опасные, менее эффективные и проблемные, но все еще лидирующие кислотные батареи.

А что вы думаете насчет таких АКБ? Обязательно пишите в комментариях, если использовали их на машине. Делитесь впечатлениями. Будет очень интересно услышать занимательные истории от наших читателей.

Приглашайте своих друзей, подписывайтесь и оставайтесь с нами!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *