Газовые форсунки: что это и как работает? Отличия газовых форсунок от бензиновых
Одним из самых главных элементов ГБО являются газовые форсунки, задача которых обеспечить своевременную подачу распыленного газа в камеру сгорания. Хотя и существует оборудование, где для впрыска газа в сжиженном состоянии служат штатные, бензиновые форсунки, но его мало, и предназначено оно для суперсовременных двигателей. Гораздо чаще сейчас используются системы, в которых газовые форсунки устанавливают в паре с бензиновыми.
Форсунки
Вообще, форсунка – устройство, позволяющее расщеплять основной поток вещества на несколько направленных второстепенных потоков. Топливная форсунка предназначена для направленного распыления топлива, что способствует его лучшему сгоранию. Кроме того, она дозирует количество распыляемого топлива, и этот процесс принято называть впрыском. Происходит это за счет действия электромагнитного клапана, который открывает и закрывает подачу топлива согласно электрическому сигналу — импульсу.
Газовые форсунки
Задача газовых форсунок – распылять и дозировать газ. Чтобы хорошо себе представить, что такое газовые форсунки, достаточно посмотреть на обычный душ с сильным напором, только, если бы вместо воды был газ.
Так как все форсунки работают по одинаковому принципу, то отличия газовых форсунок от обычных касаются в основном нюансов:
• Проходные сечения у них больше;
• Электрическое сопротивление — меньше;
• Скорость работы газовых форсунок ниже.
Схематично процесс происходит так: из баллона газ попадает в редуктор-испаритель; преобразовавшись в пар, газ подается на форсунку, где клапан по сигналу ЭБУ то открывает, то закрывает подачу газа на жиклер и далее, в камеру сгорания. Так как работают газовые форсунки в этот момент вместо бензиновых, то ЭБУ, благодаря нужным прошивкам, полностью контролирует весь процесс. Монтируют газовые форсунки под капотом, где для них подбирают место с учетом их конфигурации.
Какие бывают газовые форсунки
На рынке представлен широкий ассортимент газовых форсунок, которые можно разделить на две основные группы – ремонтопригодные и ремонтонепригодные. Форсунки обоих групп бывают регулируемые и нерегулируемые, одиночные и в планку, а также — иметь корпус из разных материалов. Кроме того, они делятся по мощности двигателя. Делая выбор газовых форсунок, следует в первую очередь ориентироваться на скорость их работы – это главное. Чем ближе к показателям скорости работы штатных бензиновых форсунок, тем лучше.
Источник: Сайт о газобаллонном оборудовании — ГБОшник.
gboshnik.ru
какие лучше выбрать для авто (разновидность, устройство, характеристики)?
Начиная с третьей версии газобаллонного оборудования, функцию подачи топлива (метан, пропан-бутановая смесь) в камеры сгорания двигателя стали выполнять специальные инжекторы механического типа. Газовые форсунки ГБО 4 поколения – совершенно иной уровень. Благодаря электронному управлению и тонким настройкам, появилась возможность более эффективного применения газовых систем на авто.
Газовый комплект для монтажа на машину часто собирается из набора деталей разных производителей. Какие форсунки лучше поставить и как их выбрать, а также правильно установить расскажем в данной статье.
Виды и устройство
Разновидность форсунок по техническим характеристикам, а также по производителям велика. Существуют экземпляры с редким устройством (к примеру, «лепестковые» инжектор фирмы Matrix), но основных типа два:
Устройство рейки АЕБ
мембранного (тарельчатые), популярные представители AEB (АЕБ) ECO/EVO, Landi Renzo (Лэнди Рензо) GIRS 12;
Устройство форсунки Барракуды
штоковые – Valtak (Вальтек) type 30 и множество им подобных, например Rail (Реил). В этом же ряду такие образцы как Barracuda (Барракуда).
Принцип работы газовых инжекторов по сути один и тот же, сигналы (кратковременные электрические импульсы) от ЭБУ оборудования поступают на катушку электромагнита. В ходе чего прорезиненный сердечник/поршень в штоке или тарелка внутри форсунки, перемещается, открывая отверстие седла для выхода газа. Закрытие происходит под воздействием возвратной пружины.
Так как топливо на выходе из редуктора находится уже в испарённом состоянии, его распыление, как в бензиновом варианте, не требуется. Объём подаваемого газа кратно превышает количество бензина (около 200 раз). Для этого сечение дозирующих отверстий газовых инжекторов сделано намного больше, а также в отличии от бензиновых форсунок сопротивление катушки, у газовой детали 1-3 Ом, т.к. процесс управления происходит в результате широтно-импульсной модуляции (ШИМ). У бензиновой 15-16 Ом.
Характеристики для подбора форсунок
Основные параметры, по которым нужно выбирать газовые форсунки:
- Производительность. Данный показатель, как правило, на многих форсунках, возможно скорректировать в ту или иную сторону, подобрав диаметр жиклёров (часто идут в комплектах) или рассверлив их. Размеры дюз/сопел по мощности на один цилиндр двигателя в л/с, обычно прилагаются производителем в документации.
- Скорость срабатывания инжектора (открытие/закрытие клапана дозировки). Отлично если известно время впрыска бензиновой системы, чем ближе этот показатель к газовым форсункам, тем точнее будет работать оборудование. Скорострельные форсунки считаются — Keihin (Кейхин), Barracuda (Барракуда), BRC (БРС), Hana (Хана), Poletron (политрон).
- Ремонтопригодность. Вышеуказанные модели вообще неразборные и не имеют регулировочных винтов, а вот, например бюджетные «Вальтеки» или их клоны, а также АЕБ, Ленди Рензо ремонтируются достаточно просто. В продаже имеются множество вариантов ремкомплектов, от качественных оригинальных (с плунжерами/диафрагмами или только одними уплотнителями), до откровенных подделок, но не всегда плохого качества.
Здесь стоит отметить, что ресурс популярных форсунок ГБО Барракуда и им подобных (в этом же ряду мембранные), производители заявляют куда выше, нежели их оппоненты. Что и подтверждается многочисленными отзывами водителей. Но Valtek всегда берёт ценой, хоть их срок службы редко превышает 60 тыс. км.
- Неравномерность работы и необходимость частой калибровки. Производительность всей рампы должна быть равномерной. Не редко после покупки штоковых форсунок, якобы откалиброванных на заводе, из-за нестабильности работы, приходится регулировать их заново. Вдобавок детали такого вида инжекторов, особенно дешёвых, подвержены температурной деформации, относительно скорому износу металлических и уплотнительных элементов из-за веса сердечника. К тому же их разработчики рекомендуют настройку каждые 20 тысяч км. пробега авто.
- Варианты установки. Для удобства монтажа и необходимости соблюдения норм при установке оборудования в подкапотном пространстве (например, V-образные или оппозитные ДВС), у модели Барракуда предусмотрены различные варианты конструирования: рейка/рампа, сборка в общую гребёнку («расчёску»), с разнесением друг от друга при помощи монтажных уголков и тройников. Мембранные и штоковые системы не имеют такой возможности.
Также, вальтекоподобные устройства необходимо монтировать строго вертикально, для предотвращения скапливания отложений находящихся в газе и дальнейшего залипания клапана, или его износа. Расположение Барракуды и подобных им, допускается размещать практически горизонтально.
Существуют ещё встраиваемые непосредственно во впускной коллектор одиночные форсунки ГБО, такие как GFI. Этот вариант был бы идеален (если бы не их цена), так как известно, что чем короче длинна шланга от инжектора до коллектора, тем лучше. К слову допустимая длинна трубки не более 20 см.
Встраиваемая форсунка Джи Эф Ай
На вопрос, какие газовые форсунки лучше выбрать для газового оборудования того или иного автомобиля, нет однозначного ответа. Рынок наполнен компонентами самой различной стоимости и с разбросом параметров. Покупать желательно оригинальные детали с отличительными знаками и маркировкой, у официальных поставщиков. Также целесообразно прибегнуть к помощи опытного специалиста-установщика.
Стоит заметить, что такие сравнительно дешёвые модели как Вальтек, хоть не являются самыми быстрыми и точными, также могут послужить очень достойно при должном своевременном обслуживании и правильном монтаже. Ко всему прочему они разборные, а выполнить их ремонт сможет даже самый не подготовленный водитель.
Краткий обзор популярных моделей газовых форсунок для ГБО
Рейка Вальтек тип 30
Valtek/Rail тип 30
Материал рейки: алюминий
Максимальное давление/рабочее: 4,5 бар/0,5-2 бар
Рабочая температура: -45 +120 C
Минимальное время открытия: 3,6 мс
Время закрытия: 2,2 мс
Максимальная мощность на 1 цилиндр: 40 л/с
Регулировочная высота подъёма штока: 0,45 мм
Ток потребления (2/3 Ом): 4/6 Ампер
Ресурс: 40 тыс. км.
Замена рем/комплекта: 20 тыс. км
Вход: 10/12 мм
Винт регулировки: 4 мм под шестигранник
Диаметр выходного сопла: 5/6 мм
Сопротивление катушки (красного цвета): 3 Ом
Диаметр жиклёров/дюз: от 1,5-3,5 мм с шагом 0,25
Комплектация: на 2-4 цилиндра
Вид газа: CNG/LPG
Преимущества: высокая ремонтопригодность, доступность запасных частей; работают с газом низкого качества; низкая стоимость.
Недостатки: требуется частая регулировка; относительно не большой ресурс; не точная дозировка в сравнении с аналогичными конкурентами.
Рейка ОМВЛ РЕГ ФАСТ
OMVL (ОМВЛ) REG FAST
Материал рейки: пластик
Рабочее давление: 0,6-4,5 бар
Рабочая температура: -40 +120 C
Время открытия: 2,8 мс
Максимальная мощность на 1 цилиндр: 42 л/с
Материал сердечника электроклапана: ферросплав
Вход: 12 мм
Сопротивление катушки: 3 Ом
Диаметр жиклёров/дюз: 2/2,3/2,5 мм
Комплектация: на 2-4 цилиндра
Вид газа: CNG/LPG
Преимущества: высокая ремонтопригодность, доступность запасных частей; работают с газом низкого качества; низкая стоимость; более быстрая работа и повышенная надёжность клапанов (в сравнении с Вальтек).
Недостатки: относительно не большой ресурс.
Форсунки Кеихин в сборке
Keihin (Кейхин) ими комплектуется премиального класса газовое оборудование Prins
Материал рейки: пластик/металл
Рабочее давление: 0,2-4,2 бар
Рабочая температура: -20 +120 C
Максимальная мощность на 1 цилиндр: 50 л/с
Время открытия: 1,6 мс
Время закрытия: 1,2 мс
Сопротивление катушки: 1,25 Ом
Вид газа: CNG/LPG
Срок службы: более 200 тыс. км
Преимущества: надёжность; быстродействие; не нуждаются в калибровке; не требовательны к качеству газа; большой ресурс; абсолютная линейность работы и качество изготовления (практически «неубиваемые»).
Недостатки: высокая цена.
Сборка форсунок Баракуда
Barracuda (Барракуда) они же digitronic (диджитроник)
Материал рейки: пластик/металл
Рабочее давление: 0,2-4,2 бар
Рабочая температура: -20 +120 C
Максимальная мощность на 1 цилиндр: 50 л/с
Время открытия: 1,9 мс
Время закрытия: 1,2 мс
Гарантия: 100 тыс. км.
Максимальный диаметр жиклёра: 2,8 мм
Сопротивление катушки: 1,9 Ом
Максимальная амплитуда тока: 4 Ампер
Вид газа: CNG/LPG
Срок службы: более 500 миллионов циклов
Преимущества: надёжность; быстродействие; не нуждаются в калибровке.
Недостатки: высокая цена; чувствительны к качеству топлива.
Газовый инжектор Хана
Hana (Хана)
Материал рейки: пластик/металл
Рабочее давление: 0,2-4,2 бар
Рабочая температура: -20 +120 C
Максимальная мощность на 1 цилиндр в л/с:
- Черные — 20-30
- Красные — 26-39
- Зеленые — 33-50
- Синие — до 60
Время открытия: от 2,3-2,8 мс
Время закрытия: 1,2 мс
Гарантийный срок службы: 100 тыс. км.
Сопротивление катушки: 1,9 Ом
Вход: 12 мм
Диаметр выходного сопла: 5 мм
Максимальная амплитуда тока: 4 Ампер
Вид газа: CNG/LPG
Срок службы: более 500 миллионов циклов
Преимущества: надёжность; быстродействие; точность работы.
Недостатки: высокая цена; чувствительны к качеству топлива.
Рейка АЕБ
AEB (АЕБ)
Материал рейки: полимер
Рабочая температура: -20 +120 C
Минимальное время открытия: 2,6 мс
Срок службы: более 1 миллиона циклов или 100 тыс. км
Вход: 10/12/14 мм
Диаметр выходного сопла: 5 мм
Сопротивление катушки: 2 Ом
Диаметр жиклёров/дюз: 1,6 – красные (стандарт), 1,8 – жёлтые, 2 — зелёные, 2,2 – чёрные, 2,4 – белые, 2,6 – серые
Мощность на один цилиндр в л/с: свыше 34
Комплектация: на 2,3,4 цилиндра
Вид газа: CNG/LPG
Преимущества: надёжность; быстродействие; способность работы с некачественным газом.
Недостатки: высокая цена.
Рейтинг по скорости срабатывания (отклика) газовых форсунок (видео):
gbomotor.ru
Форсунки ГБО 4 поколения: какие лучше
С учетом постоянно растущих цен на топливо установка ГБО в ряде случаев становится полностью оправданным и рациональным решением. Поэтапное усовершенствование газобаллонного оборудования позволило создать комплексные продукты, подходящие для различных типов бензиновых двигателей. При этом стоит отметить, что комплекты ГБО, которые представлены в свободной продаже, зачастую являются наборами из различных элементов, которые были произведены разными производителями. Другими словами, составные детали ГБО не являются готовым продуктом только одной фирмы. Данный подход позволяет гибко менять цены, взаимозаменять отдельные компоненты с учетом качества и т.д.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое ГБО. Из этой статьи вы узнаете о разных поколениях газобаллонного оборудования (I, II, III и т.д.), чем отличается ГБО одного поколения от другого, конструктивных особенностях и принципах работы.Одними из наиболее часто обсуждаемых компонентов такого оборудования являются газовые форсунки. Дело в том, что от качества и эффективности их работы напрямую зависит работа двигателя на газу. Добавим, что данные элементы от различных производителей несколько отличаются по ряду параметров. В этой статье мы поговорим о том, какие особенности имеют форсунки для газа, а также какие форсунки лучше ставить на ГБО.
Читайте в этой статье
Форсунки ГБО 4 поколения: принцип работы и особенности
Начнем с того, что по своей конструкции детали для впрыска газа имеют много общего с бензиновыми инжекторами. Следует отметить, что встречаются также отдельные разработки с серьезными отличиями от большинства аналогов, но подобные изделия достаточно редкие. При этом общая схожесть по конструкции еще не означает, что бензиновые и газовые форсунки похожи по своим рабочим параметрам.
Дело в том, что после испарения в редукторе, на форсунки подается в 250 раз больше газа по сравнению с аналогичным количеством бензина. Это значит, что инжектор под газ имеет намного большее сечение проходных отверстий для улучшения пропускной способности. Также следует отметить, что форсунки для ГБО отличаются от бензиновых сниженным электрическим сопротивлением (от 1 до 3 Ом для газовых форсунок против 16 или 17 Ом для бензиновых). Необходимость снижать сопротивление продиктована тем, что элементу нужно пропустить намного больший объем топлива по сравнению с бензиновым инжектором.
По указанной причине управление газовыми форсунками реализовано иначе. Если бензиновая форсунка открывается посредством подачи на нее электроимпульса 12 В, то подача аналогичного импульса на газовую форсунку выведет элемент из строя. Низкое сопротивление обмотки приведет к тому, что деталь при импульсе в 12В попросту перегорит.
Для решения задачи открытие газовой форсунки реализовано посредством особого способа (широтно-импульсная модуляция). Простыми словами, происходит подача начального импульса на элемент, что приводит к открытию, но затем импульс прерывается и возникает снова. Такое прерывание осуществляется с высокой скоростью, то есть форсунка не успевает закрыться, при этом не происходит перегрева ее обмотки.
Основные параметры при выборе газовых форсунок
Использование газовых форсунок исключает необходимость наличия распылителей, так как газ подается на форсунку уже испаренным. Получается, необходим только штуцер, который будет установлен во впускном коллекторе. Местом установки является область рядом с бензиновым инжектором.
Как уже было сказано выше, инжектор ГБО имеет ряд параметров, которые влияют на стабильность работы ДВС, мощность, расход газа и т.д. Главным параметром принято считать линейность, с которой работают форсунки. Например, открытие форсунки на 3 миллисекунды означает, что за это время через устройство пройдет строго определенное количество газа. При этом если элемент открыть уже на 6 миллисекунд, тогда объем пропущенного газа должен увеличиться вдвое. Но таковыми являются идеальные условия, что на практике встречается редко, особенно при использовании доступных по цене массовых решений. Другими словами, дешевые форсунки не отличаются линейной производительностью. В результате происходит существенный перерасход газа, двигатель на газу теряет мощность, работает нестабильно, нарушается температурный режим работы ДВС и т.д. В итоге возникают проблемы с катализатором, происходит прогар клапанов и появляется ряд других неисправностей.
Добавим, что крайне желательно, чтобы форсунки на двигателе подавали на каждый цилиндр равное количество газа, то есть их производительность была одинаковой. В бюджетном сегменте часто встречаются изделия из одного комплекта, которые имеют заметные отличия друг от друга по данному показателю. С учетом того, что газовые инжекторы работают в условиях значительной разницы температур (на холодном моторе этот показатель может быть на отметке около -20 градусов по Цельсию, в то время как после прогрева показатель может превысить отметку в +100 градусов и более), форсунки должны обеспечивать стабильность базовых параметров в любых условиях.
Если проще, при разных температурах конструктивные элементы в устройстве форсунки изменяют свои физические размеры при нагреве и остывании. Чем меньше изменений, тем лучше. Это зависит от качества материалов, использованных при изготовлении. В качестве примера можно рассмотреть дозирующий плунжер форсунки. В более дорогих изделиях для его изготовления используется металл, который обладает минимальным коэффициентом температурного расширения.
Если учесть, что длина хода плунжера составляет всего 0.5 мм, становится понятно, почему недопустимо увеличение данного элемента под воздействием температур. Если плунжер станет больше по длине, это приведет к его уменьшенному открытию. В результате производительность форсунки снизится, пропадет мощность мотора и вырастет расход.
Бюджетные форсунки отличаются тем, что ход плунжера под воздействием температуры может быть уменьшен на 15-20 процентов и даже более. Также следует учитывать и стабильность сохранения рабочих параметров с учетом износа форсунки в процессе эксплуатации. Дело в том, что плунжер является механическим элементом, который во время работы форсунки подвержен естественному износу. Получается, по мере износа производительность также может изменяться. Качественное изделие должно обеспечивать ухудшение производительности не более чем на 5% на протяжении всего расчетного ресурса.
Какие газовые форсунки лучше
На рынке комплектующих для ГБО сегодня представлено большое количество продуктов. Что касается газовых форсунок, можно выделить продукцию Valtek, Hana, OMVL, Barracuda, Keihin, Matrix. Указанные решения относятся к начальному и среднему ценовому сегменту, что позволяет им пользоваться широкой популярностью. Практическая эксплуатация позволяет определить ряд преимуществ и недостатков форсунок той или иной фирмы.
- Например, Barracuda имеет достаточно стабильную производительность в рамках около 300 миллионов циклов, что составляет около 250 тыс. пройденных километров.
- Также водители и установщики ГБО хорошо отзываются о газовых форсунках Hana, срок службы которых без существенной потери производительности составляет около 200 тыс. км.
- Более доступные по цене Valtek служат около 60–80 тыс. пройденных километров.
При этом важно помнить, что как и бензиновые аналоги газовые форсунки также нуждаются в чистке. Дело в том, что в газе содержится ряд дополнительных примесей, собирается газовый маслоподобный конденсат и т.д. Например, скопление такого конденсата в холодное время года приводит к тому, что электромагнитная катушка некоторых моделей форсунок не способна оторвать лепесток от седла, в результате чего сгорает обмотка форсунки.
Что касается времени срабатывания, лучшими в списке можно считать Keihin. Также неплохо показывают себя Baraccuda, а вот Matrix достаточно долго выключаются. В результате качество дозирования порции газа у последних значительно уступает конкурентам. Приблизительно на одной линии с данным вариантом стоит и Valtek. Чуть лучше показывают себя форсунки Hana, которые вполне можно считать добротным уверенным середнячком. Получается, Keihin занимает лидирующую позицию, Barracuda практически не уступает фавориту, затем идет Hana, далее можно на одну условную ступень поставить Valtek, Matrix и OMVL. Следует добавить, что Keihin, Barracuda и продукт от Hana конструктивно похожи на бензиновые форсунки, что обеспечивает соответствие необходимым параметрам и приемлемый срок службы.
Подведем итоги
Итак, если вы решили установить на свой автомобиль ГБО или пришло время поменять форсунки, тогда к выбору данных элементов стоит подходить с повышенным вниманием. Прежде всего, необходимо учитывать, что форсунки обычно не ремонтируются, то есть от их начального качества будет зависеть общий срок службы газовых инжекторов.
Также следует помнить, что своевременная замена фильтров и плановое обслуживание ГБО каждые 10 тыс. км. позволяет максимально продлить ресурс форсунок для газа. Не лишней будет и периодическая чистка газовых форсунок, которые прочищают ультразвуком и другими способами аналогично бензиновым инжекторам. После очистки некоторые форсунки также нуждаются в дополнительной тарировке (калибровка газовых форсунок).
Напоследок добавим, что соблюдение приведенных выше рекомендаций в сочетании с грамотной профессиональной установкой ГБО позволяет форсункам среднего уровня (например, Hana) проработать около 200 тыс. км. без потери производительности и других существенных отклонений от нормы.
Читайте также
krutimotor.ru
Как работает устройство газовой форсунки 4 поколения
По сути своей, газовая форсунка для автомобиля – это клапан, работающий по электромагнитному принципу. Его назначение – обеспечивать в системе ГБО пропуск газа в двигатель автомобиля, а точнее, в его впускной коллектор. Конструкция этого устройства проста, но если работа элемента перестает быть корректной, то это влияет на многие важные для машины факторы.
Форсунки ГБО 4 поколения: принцип работы и особенности
Газовые форсунки евро 4 для ГБО по принципу своей работы схожи с конструкцией, работающей в бензиновых инжекторах. Но схожесть этой детали не говорит о том, что они одинаково работают.
Особенность работы этой детали в том, что после того, как топливо испаряется в редукторе, на устройство газовой форсунки ГБО 4 поколения газа подается в 250 раз больше, чем это было бы в случае с бензином. Это говорит о том, что проходное сечение отверстий намного больше – это нужно для того, чтобы пропускная способность была лучше.
Еще одна особенность – это сниженное сопротивление в электроцепях:
- для газовых – от 1 до 3 ОМ;
- для бензиновых – от 15 до 17 ОМ.
Это продиктовано тем, что деталям элемента необходимо за короткий срок пропустить несравнимо больший объем пропана или метана в отличие от бензина.
Поэтому реализация управления форсунками в ГБО устроена иначе. В случае с бензином деталь совершает открытие, если импульс равен 12 В, но если пустить такое напряжение на газовую деталь, то она выйдет из строя, а попросту, перегорит.
После того, как происходит первая подача импульса, осуществляется открытие, и импульс сразу прерывается, но затем, через краткий перерыв, возобновляется. Прерывание снимает сильную нагрузку с обмотки, и она не успевает перегорать, но перерыв такой короткий, что она не успевает закрыться.
В этом и состоит особенность работы.
Чем руководствоваться при выборе газовых форсунок
Газовые форсунки 4 поколения, прежде всего, отличает цена. Но также есть многие другие технические характеристики, на которые стоит обращать внимание.
Принципы выбора:
- совместимость с силовым агрегатом транспортного средства;
- срок службы;
- пригодны ли они к ремонту;
- время открытия принимающего элемента и маневренность конкретного двигателя;
- выносливость.
Итак, прежде чем решить, какие лучше газовые форсунки 4 поколения, стоит посмотреть на обзор и рейтинги этих деталей.
Рейтинг газовых форсунок
- Итальянская компания Valtek TYPE 30 делает эти детали в виде своеобразных пластин из нескольких форсунок. Особенность их заключается в том, что у них есть сменный жиклер, который, при необходимости, можно расширить под нужный размер. Поэтому их можно ставить в авто с агрегатами разной мощности. Эти элементы для ГБО идут с металлическим штоком и оканчиваются резиновыми закрепками.
- Фирма OMVL, тоже из Италии. Они предлагают потребителю детали, где корпус выполнен из композитного пластмассового материла. Это позволяет устанавливать систему подачи газа с двух сторон. Жиклер здесь можно менять, поэтому они подходят для большинства авто на ГБО.
- Корейские специалисты фирмы HANA делают эти детали в металлическом корпусе, причем клапан игольчатого типа выгодно отличается высокоточной дозировкой при подаче топлива.
На нашем сайте есть статьи про газовые форсунки фирм:
Удобство также состоит в том, что по цвету элемента можно определить его мощность.
- черная – от 20 до 35 л. с.;
- красная – это от 28 до 38 л. с.;
- зеленая – от 34 до 48 л. с.;
- синяя – это от 41 до 58 л. с.
При выборе этой детали для ГБО необходимо также ознакомиться со следующими вопросами, реализация которых на практике может отличаться, в зависимости от фирмы производителя.
- как почистить форсунки ГБО 4 поколения;
- как правильно установить этот элемент;
- совместимость силового агрегата и детали.
gazblog.ru
Газовые форсунки ГБО, описание, виды, производители, монтаж
На сегодняшний день системы газобаллонного оборудования автомобиля становятся достаточно популярными в виду более экономичной стоимости топлива. Начиная с четвертого поколения, в систему входят электромагнитные газовые форсунки. Проведем сравнительный анализ этих элементов ГБО отдельных производителей для понимания какие же форсунки подойдут именно вам.
Общие понятия
Газобаллонное или газовое оборудование (утвержденная аббревиатура — ГБО) – это дополнительное оборудование для автомобиля, назначение которого заключается в хранении и подаче в двигатель внутреннего сгорания топлива в газообразном состоянии.
К такому виду топлива относится метан и смесь бутана с пропаном.
Различают шесть поколений газового оборудования. Разница поколений ГБО в системах подачи и регулировке газа (инжектор, карбюратор).
Форсунки ГБО 4-го поколения – это узел оборудования, который используется в параллельном или распределенном последовательном впрыскивании смеси в двигатель. Его задача осуществлять дозировку топлива.
Принцип действия
За управление работой газовых форсунок отвечает газовый блок, который обрабатывает сигналы бензинового электронного блока для бензиновых форсунок. Объем газа для подачи в ДВС (двигатель внутреннего сгорания) рассчитывается, исходя из температур газа и редуктора, давления газовой смеси и прочих параметров.
Технология впрыскивания с помощью газовой форсунки ГБО пересекается с идеей бензиновых инжекторов. Необходим электромагнит (электромагнитный клапан), который перемещает деталь (шток) для открывания потока топлива от редуктора, испаряющего смесь, до впускного коллектора. Характер топлива влияет на сечение каналов форсунок – для газа сечение больше, потому что объем газовой смеси превышает аналогичную дозу бензина (примерно в 250 раз) и необходима большая пропускная способность.
Для обеспечения таких задач газовая форсунка ГБО имеет сниженное электрическое сопротивление. Бензиновые инжекторы имеют сопротивление 16 – 17 Ом, тогда как для газа это 1 -3 Ом.
Важным является то, что для обеспечения скорости работы газового инжектора нужны электромагнитные катушки большей мощности, чем для бензиновых форсунок.
Есть и другие конструктивные отличия. Открытие бензинового инжектора происходит при импульсе в 12В. Подача такого напряжения в случае газовой смеси выведет из строя открывающийся элемент. Поэтому форсунка ГБО 4-го поколения открывается благодаря действию кратковременного импульса, скорость прерывания которого достаточно высокая. В результате чего обмотка детали не перегревается и не перегорает. Такой способ называется широтно-импульсной модуляцией.
Параметры
Основной характеристикой для газового инжектора является ее производительность, которая измеряется в лошадиных силах на цилиндр. За этот параметр отвечают различные факторы.
В газобаллонном оборудовании 4-го поколения не используются высокоточные распылители. Потому что подача газа на открывающуюся деталь осуществляется уже в испаренном состоянии (газ в жидком виде испаряется на редукторе). По этой причине на выпускной коллектор устанавливается штуцер (элемент, напоминающий втулку, по сути, часть выхлопной трубы) возле бензиновой форсунки.
Штуцер позволяет проводить более тонкую настройку в зависимости от конкретного двигателя. Поэтому очень важно подобрать детали соответствующего размера в комплексе со всеми элементами оборудования.
Так, например, на точность дозы газовой смеси будет сказываться:
- Угол, под которым установлены штуцеры, по отношению к углу движения потока воздуха
- Длина шлангов между подающим штуцером и форсункой ГБО 4-го поколения
- Место, в которое устанавливается штуцер в зависимости от головки блока цилиндров
Следующим фактором, влияющим на производительность является линейность работы конструкции. Это означает, что объем газа, который пропускается через клапан, увеличивается во столько же раз, во сколько увеличилось время открытия элемента в миллисекундах.
При отклонении в линейной производительности происходит потеря мощности и нарушение в температурном режиме двигателя, неравномерный расход газа.
Для корректной работы важно, чтобы закрытие клапана форсунки происходила в кратчайшее время после подачи импульса. Точная реакция форсунки на сигнал влияет на качество работы системы в целом.
Материал
Существенным параметров выступает материал изделия.
Функционирование всех объектов оборудования осуществляется в различных температурных колебаниях: от -200C при холодном моторе до +1000C после прогрева.
В самом газовом топливе содержаться примеси (например, парафин или масло), которые приводят к загрязнению деталей.
В этих условиях металл будет деформироваться, что не приемлемо. Например, одним из элементов форсунки является плунжер, который создает давление топлива. Он совершает поступательные движения, при этом длина хода – 0,5 мм. Любое изменение физических размеров будет оказывать влияние на работоспособность системы. Поэтому желательно, чтобы материал имел минимальный коэффициент температурного расширения.
В бюджетных вариантах инжекторов возможно уменьшение хода плунжера до 15-20%. Это сокращает срок службы форсунки, повышая ее износ.
Что такое эмулятор форсунок
Для двигателей внутреннего сгорания на газе 2-го поколения устанавливается электронный прибор для имитации бензиновых инжекторов. Такое устройство называется эмулятор форсунок ГБО. Для 3-го и 4-го поколения он встраивается в электронный газовый блок управления.
Эмуляторы зависят от количества цилиндров двигателя, потому что необходимо считывать сигнал подачи соответствующего топлива на каждый цилиндр с помощью переключателя на приборной панели.
Такое устройство позволяет задавать интервал перехода с бензина на газовую смесь. Можно установить задержку в диапазоне 0-5 секунд.
Задача эмулятора при отключении бензиновых форсунок передавать на блок управления сигналы, которые имитируют работу инжекторов.
Виды по производителям
Какие газовые форсунки ГБО лучше? Выбор за владельцем автомобиля. Есть дешевые варианты, есть более дорогие. У каждой модели есть свои плюсы и минусы.
Инжекторы разных производителей отличаются своими конструкциями. Рассмотрим некоторые из них.
Штоковые газовые форсунки
Самые распространенные и бюджетные – штоковые газовые форсунки. Их представители:
- Rail Type 30,
- Valtek Type 30,
- Rail IG1-IG5-IG9.
Преимущества данной модели:
- Стоимость
- Работают даже при отклонениях в стехиометрическом соотношении газовой смеси
- Подлежат ремонту
Основа изделия – электромагнитный клапан.
Конструкция предполагает подачу газа к штоку через отверстие, расположенное близко к седлу, перпендикулярно запорной части. В результате чего нет возможности продуть шток соленоида, он подвержен температурным нагрузкам и легко может быть закоксован грязью.
При этом штоки относительно тяжелые, что приводит к более быстрому износу отбойников из резины. При этом скорость открытия клапана не менее 2 миллисекунд, что является низкой производительностью.
Такие форсунки нуждаются в ремонте через 20-50 тысяч километров и изнашиваются на 70 тысячах. Есть отдельные случаи более длительной работы, но это не частое явление.
Ремонт
Порядок действий для ремонта штоковых форсунок ГБО несложен:
- Нужно снять и разобрать рампу
- Очистить изнутри
- Заменить элементы (резиновый отбойник, шток)
- Собрать конструкцию
- Провести калибровку хода штока до 0,45 мм с помощью микрометра
Однако рекомендуется осуществлять диагностику на СТО. Не всегда можно сразу определить, что именно нужно ремонтировать в инжекторе. Например, причиной перерасхода газовой смеси может быть как перегрев топлива, влияющий на физические параметры деталей, так и нагар на форсунке.
Очистить форсунку можно только на стенде в специальной среде под давлением. При промывании непосредственно в подкапотном пространстве есть высокий риск, что все загрязнение останется на цилиндрах и прочих деталях.
Корректировка хода штока происходит вместе с диагностикой всех узлов оборудования.
Проверка результатов ремонта осуществляется на стенде. При этом фиксируется работа каждого узла.
Более продвинутой моделью является OMVL. Облегчение конструкции произведено за счет использования композитного пластика. Шток лучше реагирует на магнитные импульсы за счет специального сплава. Это позволила более точно дозировать впрыск топлива. Срок службы таких форсунок достигает 100 тысячи километров.
Игольчатые форсунки
Еще один тип игольчатые газовые форсунки. Такие элементы, например, производят в Японии Keihin, в Корее Hana, в Польше Barracuda.
Эти форсунки дорогие и не подлежат ремонту. На их износостойкость влияет своевременная замена фильтров фазы для парообразного состояния газов (примерно через каждые 10000 километров).
Конструкция предполагает возможность продува форсунки самостоятельно. В некоторых случаях допустимо промыть инжектор на бензиновом стенде.
Игольчатые инжекторы работают длительный период. Износ наступает после 150 – 200 тысяч километров. Двигатели с использованием деталей Hana проходили более 300 тысяч километров.
Torelli Rapido производят форсунки с неразборной конструкцией типа «поршень». Благодаря подводу газа сверху, инжектор самоочищается. Помимо этих особенностей, добавлены планки, с помощью которых можно соединить 3-4 форсунки вместе.
Материал изделия – нержавеющий металл. В этом случае при подаче маленького тока на выходе будет увеличение магнитной индукции. Как результат – хорошее время отклика. Такая форсунка откроет клапан за 1,9 миллисекунд. Закрывается она на протяжении 1,2 миллисекунды.
Гарантия от производителя составляет 100 тысяч километров пробега.
Мембранные газовые форсунки
Следующий тип инжекторов – мембранные. Производитель – BRC. Такие изделия не подлежат ремонту и дорогостоящие. Мембрана повреждается при проникновении внутрь агрессивной среды.
Но конструктивная идея разделять электромагнитную часть от запорного механизма мембраной приводит к более длительному сроку службы (до 200 тысяч километров). Эта особенность не позволяет попадающей грязи заклинивать детали и слипаться.
Монтаж
Установка форсунок ГБО имеет большое влияние на стабильность работы системы.
Положение в пространстве зависит от конкретной модели. Связано это с тем, с какой стороны подается газ к штоку. При неправильном креплении форсунки будет скапливаться грязь, что приведет к потере работоспособности.
Еще один нюанс – на что крепить сам инжектор. Некоторые специалисты допускают крепление на пластиковые стяжки. Это не соответствует стандартам. Металлические кронштейны более предпочтительны. Важно установить форсунку так, чтобы ее рампа избегала излишней вибрации при соприкосновении с различными деталями в подкапотном пространстве. Пластиковые стяжки могут быстрее деформироваться, что будет влиять на качество работы форсунки.
Как было сказано выше о неремонтопригодных инжекторах, необходимым элементом в сохранении производительности являются фильтры паровой фазы.
Фильтры бывают различных типов и изготовлены из разных материалов. Наиболее удобные – это сепараторные фильтры. В отстойниках таких фильтров есть специальные каналы, в которых газ движется по спирали. Возникает эффект центрифуги, благодаря чему отделяются тяжелые фракции газа и остаются на дне конструкции.
Итоги
Газовые форсунки подразделяются, по сути, на дешевый пригодный ремонту вариант и дорогостоящий, без ремонта, но с более длительным сроком службы. Важно правильное крепление, материал деталей и использование фильтров. Последние необходимо менять для продолжения срока службы инжектора.
Помимо этого время от времени необходимо проводить диагностику ГБО для калибровки форсунок или очистки их ультразвуком.
Газовые форсунки ГБО
4 (80%) 5 vote[s]
gbo4auto.ru
что это такое и какие лучше
Сегодня газобаллонное оборудование всё чаще ставится на автомобиль в целях экономии топлива. Цена на бензин неуклонно растёт и альтернативное газовое топливо позволяет сэкономить семейный бюджет. Важно выбирать оптимальные комплекты ГБО, ориентируясь на соотношение цены и качества, предложенные производителями.
В связи с этим автовладельцы решают задачу: как выбрать форсунки ГБО 4 поколения, какие лучше подойдут для определённой модели автомобиля?
Роль форсунок в ГБО
Комплекты газобаллонного оборудования включают составляющие, которые аккумулируют и подают в ДВС автомобиля горючее. Различается не только вид газового топлива (природный метановый и пропан-бутановая смесь), но и разная организация системы его подачи в двигатель.
Есть несколько поколений ГБО, предназначенных для инжекторных и карбюраторных машин. Разница заключается в схемах подачи и регулировки топлива. В ГБО4 появились газовые форсунки. Они играют важную роль для параллельного или распределённого последовательного впрыска топливной смеси в двигатель автомобиля. Это последнее и очень важное звено топливного аппарата ГБО.
Форсунки ГБО осуществляют дозировку расхода газового топлива. Управляет ими газовый ЭБУ, куда поступает информация с бензинового электронного блока управления. В случае необходимости для измерения магнитного зазора используется адаптер.
Расчёт объёмов газа, необходимый для двигателя, зависит от температуры газа, редуктора-смесителя, уровня давления газовой смеси, мощности ДВС и других показателей.
Как работают форсунки?
Для того, чтобы понять, что такое форсунки, нужно разобраться в принципе работы газового инжектора, который схож с бензиновым. Электромагнитный клапан воздействует на шток, который, перемещаясь, даёт возможность топливной струе идти от редуктора ГБО на впускной коллектор. Скорость открытия электромагнитного клапана прямо пропорциональна длительности сигнала. Так форсунка выполняет свою функцию впрыскивать в двигатель автомобиля требуемое количество газа.
Большинство выпускаемых газовых форсунок — штоковые. Представителями таких моделей являются Rail ig1-ig5-ig9. Слабое место — вес штока плохо влияет на состояние сопрягающихся деталей. Больше всего страдают резиновые отбойники. Дешёвые модели выходят из строя уже через 20 тыс. км.
При переходе на газ инжектору автомобиля нужно пропускать объёма топлива значительно больше. Поэтому сечение каналов газовых форсунок увеличенное.
На какие параметры ориентироваться?
Чем оперативнее клапан реагирует на сигнал, который распространяет ЭБУ, тем более лучше работает топливная система. «Быстрые» форсунки покупать для автомобиля выгоднее. К таким относятся, например, модели от производителей barracuda и аеб.
Для стабильной производительности двигателя автомобиля, недопущения перерасхода газового топлива форсуночный плунжер должен обладать минимальным коэффициентом температурного расширения. Рабочие параметры дешевых моделей могут полностью измениться из-за механического износа форсунки.
При подборе газовых инжекторов следует ориентироваться на следующие характеристики:
- материал корпуса;
- какое горючее используется, метановое или пропан-бутан;
- показатель электрического сопротивления;
- уровень допустимого давления;
- скорость реагирования на импульс от ЭБУ;
- рабочая температура;
- диаметры клапанов и выпускного штуцера;
- какими бывают размеры калибровочных жиклёров.
Приведённые параметры оказывают существенное влияние на работоспособность ГБО, двигателя автомобиля и экономические характеристики. Есть модели, не требовательные к качеству российского топлива, например, от итальянского производителя ловато.
На заметку! Для продления долговечности и качества работы газового инжектора применяется фильтр паровой фазы, бумажный либо полиэстеровый. Некоторые модели оснащены отстойниками для сажи. В сепараторных типах газ двигается по спирали, создавая эффект центрифуги, отбрасывая тяжелые фракции. Тем самым продлевается срок службы газовых форсунок.
Обзор форсунок разных производителей: какие лучше?
Производители предлагают разнообразные модели инжекторов. Механизмы впрыска газового топлива отличаются не только конструктивными особенностями и техническими показателями, но и стоимостью.
Дорогие модели отличаются от дешевых качеством сборки, материалами, рабочим ресурсом, экономичностью и надежностью.
- Газовые инжекторы Valtec TYPE 30 от итальянского производителя. Плюс этих недорогих комплектов — сменные жиклеры. Если возникнет необходимость, отверстие жиклера режут под необходимый диаметр. Valtek type 30 совместима с большинством ЭБУ газобаллонных систем. Форсунки вальтек 30 устанавливают на двигатели с моновпрыском. Подходят для использования на силовые установки, в которых время впрыска в режиме холостых оборотов составляет от 3 мс. Ресурс инжектора около 20 тыс. км. Ремкомплекты доступные. Отрегулировать ход штока не сложно, специально для этого предназначенным винтом.
- Валтек тип 37 стоит дешевле. Марку поддерживает почти любое программное обеспечение. Бесшумные, ремонтопригодные, совместимы с моновпрыском. Необходимо периодически производить регулировку хода штока. Большая зависимость от температурного режима.
- Итальянские форсунки Rail SPA у российских автовладельцев пользуются особенным спросом. Допустимое рабочее давление 0,5 — 3 бар. Прочный алюминиевый корпус, бесшумная работа. К качеству газа инжекторы не требовательны. До замены автомобиль пройдёт около 50 тыс. км.
- Газовые инжекторы RailIG3 Horizon обладает быстрой реакцией на импульс от ЭБУ, можно ставить на моновпрыск. Подходит для мощных ДВС с турбонаддувом. Однако надо быть готовым к шумной работе. Пластмассовые компоненты могут деформироваться от большой температуры. Газовое топливо желательно использовать чистое. Стоимость комплекта достаточно высокая.
- В форсунках Rail IG5 подвижные части уплотнены резиновыми кольцами. Механические нагрузки инжектор переносит плохо. Имеет облегченный якорь. Диаметр седла 3 мм. Подогревание механизма происходит от ДВС за счёт пластикового корпуса. Повышенная скорость срабатывания клапанов и низкая стоимость привлекают потребителей. Минусы — вероятность деформации корпуса форсунки и прорыв газовой струи в резиновых прокладках. Конструкция не позволяет установить подогрев.
- Корпуса газовых форсунок от компании omvl сделаны из композитного пластика. Возможно двухстороннее подключение газовой магистрали. На второе гнездо можно смонтировать температурный датчик. Жиклеры нужного диаметра отверстий можно подобрать по таблице. Подходит для автомобилей с моноинжекторами. Штоки из железного сплава. Высокая скорость реагирования, бесшумные. Форсунки омвл ремонтопригодны, долговечны, доступны по цене.
- Корпус форсунок hana 2000/2001 от корейского производителя изготовлен из стального сплава. Игольчатый клапан выдаёт точную дозировку газового топлива. Устанавливать механизмы HANA можно по одиночке или на рампу. Замену жиклеров сделать не получится. Для каждой мощности цилиндров автомобиля идёт свой тип клапанов. HANA 2000/2001 считаются одними из наиболее оперативно реагирующих механизмов, до 2 мс. Работают бесшумно. Долговечность зависит от обслуживания ГБО. Если вовремя промывать форсунку, можно надолго отодвинуть выход из строя соленоида. Недостаток — повышенная требовательность к качеству газового топлива, необходимость частой замены дорогих фильтров.
- Польские форсунки барракуда относятся к игольчатому типу. Это большое конструктивное преимущество перед аналогами. Газ идёт через соленоид, что значительно снижает вероятность загрязнения механизма. Плунжеры баракуда футерованы фторопластом, имеют низкий коэффициент трения, не загрязняются, не прогорают. Скорость срабатывания составляет 1,9 мс. Благодаря долговечности барракуда сегодня стоит в первых рядах.
- Японские инжекторы keihin — безоговорочные лидеры в рейтинге производителей комплектующих к ГБО для автомобилей. Этому способствуют ювелирная дозировка газовой смеси, не требовательность к качеству горючего, устойчивость к температурам. Форсунки дорогие, ремонту не подлежат. Производителем гарантируется ресурс в 240 тыс. км пробега, поэтому высокая цена окупается.
- Форсунки aeb итальянского производства заключены в прочный пластиковый корпус и вставлены в алюминиевую рампу. Газовый инжектор работает стабильно в большом диапазоне температур. Конструкция предусматривает подачу газа с двух сторон рампы. В комплект входят штуцер, заглушка, калибровочные штуцера с фиксаторами. В стандартном комплекте калибровочные штуцера красной маркировки с отверстием в 1,6 мм. Их можно рассверлить до нужного размера. Также aeb предлагает варианты размеров детали от 1,6 до 2,6 мм, разных цветов. Мембранный клапан увеличивает скорость открытия и закрытия. Aев относится к ремонтопригодным механизмам.
- Форсунки brc выпускаются в стальных корпусах, не нуждаются в калибровке и настройке. Мембранный затвор обеспечивает высокую скорость срабатывания. Можно монтировать в любом положении. Работает бесшумно, но к качеству газового горючего брс требователен. Долговечность зависит от своевременности обслуживания ГБО. Brc alba артикул JP13 — ремонтопригодная модель, обеспечивает безотказный пуск при низких температурах. Оранжевые форсунки BRC Max под стопорное кольцо являются продукцией нового поколения.
- Инжекторы Tomasetto имеют хорошую защиту от температурных деформаций. Устанавливаются на конкретные марку и модель автомобиля. У форсунок томасетто цельнолитая топливная рейка, к которой их необходимо подключать. В рейку вмонтирован датчик давления газа.
Таким образом, оригинальные качественные изделия (например, газовые инжекторы barrakuda или keihin) более долговечные. Производительность таких газовых форсунок может ухудшиться максимум на 5% на протяжении отведенного ресурса. У подделки процент будет гораздо выше. Хорошие отзывы у автовладельцев о газовых инжекторах стаг польского производства.
На заметку! Есть продвинутые высокотехнологичные модели безупречного качества, например, газовые форсунки диджитроник Южно-корейского производителя dymco. Для тех, кого волнует вопрос обогрева, стоит обратить внимание на трёхцилиндровые газовые форсунки с подогревом от тосола (производство Альфа).
Несколько практических советов
Разобравшись с вопросом, форсунки, что это такое, а также с моделями и производителями, можно идти в магазин автозапчастей.
Часто ради экономии приобретаются самые недорогие запчасти. Экономии они не дают, так как быстро выходят из строя. На такой шаг можно пойти, когда требуются детали для автомобилей с устаревшими двигателями (для таких случаев подойдут бюджетные итальянские газовые форсунки lovato ep).
Оптимальными считаются механизмы по средней цене, например, газовые форсунки от польского производителя lpg tech. Для мощного автомобиля, оснащённого современной электронной системой управления ДВС, дешевые инжекторы не подойдут. Они не справятся со своей задачей.
Выбор газовых инжекторов зависит от того, какое газобаллонное оборудование стоит на автомобиле. Так, ГБО 4 поколения атикер отлично сочетается с комплектующими других наименований. Обычно производители брендовых автомобилей рекомендуют запчасти того или иного производителя.
Если нет желания посещать часто автомобильные ремонтные мастерские, нужно выбирать качественные детали. Дешёвыми комплектующими легко свести к минимуму динамику и мощность двигателя, как раз то, что ценится в дорогих моделях авто.
Нужно обратить внимание на то, как в автомобиле располагаются газовые форсунки. Встречаются модификации с боковой подачей газа. В документации к продукции должно быть обязательное указание на рабочее положение в подкапотном пространстве автомобиля после установки.
Если пренебречь этим моментом, газовый инжектор быстро засорится. Двигатель будет работать некорректно, появятся неприятности, связанные с загрязнением топливной системы. Придётся разбирать форсунку и очищать сопла.
Большинство моделей газовых форсунок можно ремонтировать. Не ремонтопригодные, дешёвые, считаются одноразовыми. Если сорвётся резьба, ремонту, настройке и калибровке механизм не подлежит. Ремонтируемые (например, форсунки omvl) более надежные. Можно приобрести ремкомплект, приложить руки, и некоторые элементы заменить на новые.
Стоит обратить внимание на модели, которые прослужат долго, помогут задействовать ресурсы двигателя, улучшая, а не ухудшая эксплуатационные характеристики автомобиля.
progbo.com
ГБО 4 поколения. Секреты газовых форсунок.
Сегодня газобаллонное оборудование четвертого поколения на пике популярности. Чаще всего это комплекты, в которые входят узлы от разных производителей. На первый взгляд это неправильно, но в случае с ГБО такой подход оправдан. Например, газовые форсунки отличаются по ряду параметров.
Конструктивно газовые форсунки очень схожи с бензиновыми – исключение составляют всего несколько моделей. Но даже похожие по конструкции газовые форсунки существенно отличаются от бензиновых аналогов по своим параметрам. Так как объем испаренного в редукторе газа, подаваемого в цилиндры, в 250 раз превышает эквивалентную дозу бензина, все проходные сечения у газовой форсунки в десятки раз больше. Кроме того, газовые форсунки имеют низкое электрическое сопротивление – 1–3 Ом, в то время как у их бензиновых коллег оно составляет 16–17 Ом. Это обусловлено тем, что газовым форсункам необходимо пропускать через себя гораздо больше топлива (по объему). Соответственно, у них должна быть другая стратегия управления. Бензиновая форсунка открывается простым импульсом 12 В, но если такой же импульс подать на газовую, из-за низкого сопротивления обмотки она просто сгорит. Поэтому газовые форсунки открывают при помощи широтно-импульсной модуляции (см. графики 2), т.е. на форсунку подается первоначальный импульс, который открывает ее, потом импульс исчезает и снова появляется. Это происходит настолько быстро, что форсунка не успевает закрыться и обмотка при этом не перегревается.
Так как газ находится в испаренном состоянии, в отличие от бензина, нет необходимости в применении высокоточных распылителей, достаточно обычного штуцера, который установлен во впускном коллекторе около бензиновой форсунки.
Важные параметры
У газовой форсунки, как, впрочем, и у бензиновой, есть ряд важных параметров, от которых зависит стабильность и равномерность работы двигателя, расход топлива, отказоустойчивость и др.
Один из важнейших параметров – линейность работы. Если форсунка открывается на 3 мс и выдает определенную порцию газа, то при ее открытии на 6 мс порция газа должна быть в два раза больше. При абсолютной очевидности подобных вещей у большинства бюджетных форсунок это не так. Характеристика их производительности не линейна. Использование таких форсунок ведет к перерасходу газа, потере мощности, преждевременному выходу из строя каталитического нейтрализатора, подгоранию клапанов и их седел. По этому параметру наилучшими считаются форсунки Hana, Barracuda и бесспорный эталон Keihin.
Другая важная характеристика – время реакции (отклика). Это время, через которое физически открывается форсунка после того, как на нее пришел сигнал (электрический импульс). Чем это время меньше, тем лучше. Как мы видим из графиков, первое место разделили Keihin и Barracuda, потом с большим отрывом идет Hana, а за ней Valtek. Форсунки Matrix очень быстро открываются, но очень медленно закрываются, что отрицательно сказывается на точности дозирования.
Наиболее надежные и долговечные газовые форсунки Keihin, Barracuda и Hana имеют конструкцию, схожую с бензиновыми новыми инжекторами.
Кроме того, форсунки, установленные на одном двигателе, должны выдавать одинаковое количество газа на каждый цилиндр, т.е. должны иметь одинаковую производительность. Опять же, это не всегда так, особенно у недорогих моделей.
Так как форсункам приходиться работать в достаточно широком диапазоне температур – от -25 до +120 градусов, они должны обладать стабильностью параметров при изменении температур. На этот параметр влияет то, как детали форсунки меняют свои размеры под действием различных температур. Это зависит от качества применяемых материалов. Например, в газовой форсунке Barracuda плунжер изготовлен из металла с очень малым коэффициентом температурного расширения. Ход плунжера, который дозирует газ, очень маленький – около 0,5 мм. А если он увеличится в длину, он будет открываться на меньшую величину. Это снизит производительность форсунки со всеми вытекающими последствиями – падением мощности и ростом расхода топлива. У дешевых изделий ход плунжера из-за температурного «удлинения» может уменьшаться даже на 20%!!!
Очень важна стабильность характеристик и по мере износа форсунки. Это механический исполнительный элемент, который в процессе работы совершает миллионы циклов. И характеристика производительности может меняться. Очень важно, чтобы она на протяжении всего срока службы изменялась не более чем на 5%. Так, по информации производителя, форсунки Barracuda обеспечивают стабильную характеристику производительности на протяжении 300 млн. циклов (примерно 250 тыс. км пробега). На практике это еще не проверено из-за их новизны. А вот из уже проверенных форсунок, судя по отзывам установщиков, изделие Hana выхаживает около 200 тыс. км, Valtek – 50–70 тыс км, Matrix при отсутствии периодической чистки (очень боятся газового маслянистого конденсата в газе) – до 100 тыс. км. Если маслянистый конденсат зимой попадает в форсунки Matrix, электромагнитные катушечки не могут оторвать лепесток от седла, поэтому их обмотки перегорают.
Время реакции проверяли с использованием осциллографа, который позволял проследить моменты открытия-закрытия и время открытия форсунки. В качестве эталона выступили японские форсунки Keihin из комплекта ГБО Prins. Короткий вывод по тесту: Keihin вне конкуренции. Очень приличны новые форсунки Baraccuda. Разочаровали Matrix, которые включаются быстро, но выключаются долго.
gbo4.ru