ДЕСУЛЬФАТИРУЮЩЕЕ ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО
Недавно собрал зарядно-десульфатирующий автомат, практически под все 12-ти вольтовые аккумуляторы, так как есть плавная регулировка тока. Автомат успешно заряжает как гелевые АБ 12В 4,5А/ч для безперебойника, так и аккумуляторные батареи для автомобиля — 80А/ч. Не содержит дорогих и дефицитных деталей и нескложен в сборке. Выкладываю схему и фото внешнего вида ЗУ.Модуль контроля напряжения
Для более стабильной работы автомата поставил маленький кулер от процессора, что вполне оправдало себя. Теперь температура стабильная, а значит и параметры заряда практически не меняются от нагрева.
Микросхема 554СА3 здесь работает стабильно, особенно если грамотно и чётко настроить. При проектировании устройства учтите, что тепла эта микросхема не любит, её нужно устанавливать в том месте, где тепло не доходит. Желательно внизу и подальше от греющихся резисторов.
Обязательно снабдите зарядное устройство стрелочными индикаторами тока и напряжения. Это будет удобно и наглядно. Сразу видна динамика процесса заряда и восстановления АКБ. Автор конструкции: nbotsman
Форум по зарядным устройствам
Обсудить статью ДЕСУЛЬФАТИРУЮЩЕЕ ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО
radioskot.ru
Как сделать десульфатирующее зарядное устройство своими руками?
Традиционный аккумулятор состоит из мощных решетчатых пластин, которые могут быть изготовлены из диоксида свинца, иногда покрытого толстым слоем кальция. Между ними находится универсальный водный раствор серной кислоты. Такой состав обладает наибольшей эффективностью. Кислота и свинец вступают в реакцию, создавая при этом ценное электричество. Но иногда и такие агрегаты выходят из строя в самый неподходящий момент. Именно поэтому многие умельцы предпочитают изготавливать десульфатирующее зарядное устройство своими руками.
Описание
Принцип работы стандартного зарядного устройства основан на энергии химического взаимодействия кислоты и свинца. Специальная решетка выступает в качестве электрода. Концентрированная серная кислота представлена в роли электролита, который в первые секунды образует соли с кальцием либо свинцом. Рабочая поверхность решетки обволакивается тонкой пленкой. Десульфатирующее зарядное устройство отличается тем, что с пластин аккумулятора удаляют все соли серной кислоты. Мастеру нужно помнить, что полностью удалить все образовавшиеся соединения просто не удастся. При правильном уходе зарядное устройство может прослужить еще несколько лет. Сами электроды становятся рыхлыми и плотно покрываются кристаллами солей, которые при десульфатации не разбиваются.
Химические процессы
В свинцово-кислотном аккумуляторе разрядно-зарядный цикл включает в себя два противоположных электрохимических процесса. Во время этого чистый свинец пластины вступает в реакцию с серной кислотой, которая входит в состав электролита, превращаясь в четырехвалентный диоксид. Этот элемент отличается прочным химическим соединением. Именно он покрывает защитной пленкой свинцовую пластину и вступает в реакцию с серной кислотой. Во время планового заряда батареи происходит абсолютно противоположный десульфатации процесс. Только небольшая часть сульфата свинца сохраняется в неизмененном виде и постепенно оседает на пластинах аккумулятора в виде белого налета.
Особенности
Изготовленное своими руками десульфатирующее зарядное устройство отличается тем, что мастер направляет все силы на очищение пластин аккумулятора от сульфата свинца. На финальном этапе можно существенно увеличить емкость батареи. Реабилитация проводимости пластин позволяет добиться уверенного и качественного запуска автомобиля, независимо от температуры окружающей среды. Срок эксплуатации батареи существенно возрастает. Правильно выполнить разрушение пленки из сернокислого свинца может каждый мужчина в домашних условиях. Более простой вариант сборки устройства – приобретение китайского комплекта с инструкцией и всеми необходимыми деталями. Схема довольно простая и быстро собирается. Этот вариант особенно актуален среди новичков.
Распространенный вариант восстановления АКБ
Специалисты разработали много интересных способов, благодаря которым можно изготовить десульфатирующее зарядное устройство своими руками. Чаще всего эксперты применяют электрический ток или проверенные временем химические реагенты. Чтобы быстро и качественно очистить пластины от серной пленки, лучше всего использовать напряжение. Для таких манипуляций необходимо заранее приобрести или самостоятельно изготовить агрегат, при помощи которого можно регулировать силу тока. Для химического варианта вовсе не обязательно применять какие-либо изделия. Но сама технология включает в себя множество этапов.
Причины старения зарядного устройства
Этот процесс принято называть сульфатацией. Старение аккумулятора происходит по естественным причинам, из-за чего полностью устранить этот эффект не удастся. Даже старые отложения сульфата свинца полностью перекрывают доступ залитого электролита к пластинам. Из-за этого емкость АКБ резко снижается. Со временем пусковой ток может полностью исчезнуть. Зарядить аккумулятор традиционным путем будет невозможно. Именно в такой ситуации мастера пытаются изготовить десульфатирующее зарядное устройство своими руками. Спровоцировать преждевременное старение агрегата может несколько факторов:
- Длительное простаивание автомобиля без эксплуатации.
- Нерегулярные зарядки АКБ от сети. Из-за этого снижается процесс естественной десульфатации.
- Долгое хранение батареи в состоянии полной разрядки.
- Жесткие эксплуатационные условия. Температура воздуха окружающей среды слишком высокая либо, наоборот, низкая.
Бюджетный вариант
Изготовить по схеме десульфатирующее зарядное устройство своими руками довольно просто. Мастеру нужно прибегнуть к методу чередования коротких слабых зарядов с аналогичными разрядами. Для успешной реализации этих циклов эксперты разработали высококачественные агрегаты, которые предназначены для автомобильных аккумуляторов с десульфатацией. Специалисты отмечают несколько ключевых нюансов:
- Химическая чистка. Необходимо аккуратно открыть заливную крышку, чтобы налить специальный раствор, который разъест соль на свинце.
- Механическая очистка пластин от сульфата свинца. Для этого не только разбирают аккумулятор, но и вытаскивают все рабочие пластины, чтобы очистить их.
Мастеру нужно помнить, что оба этих варианта крайне травмоопасны, из-за чего нужно придерживаться базовых правил безопасности.
Качественная мультизарядка
Многие мастера предпочитают изготавливать своими руками десульфатирующее зарядное устройство по схеме, так как оно обладает многочисленными преимуществами и высокой надежностью. Качественная мультизарядка позволяет добиться более высоких эксплуатационных характеристик. Для этой процедуры понадобится обычное автомобильное зарядное устройство либо специальная приставка. На первом этапе в батарею не спеша заливают новый электролит, за счет чего можно буквально оживить мертвую АКБ. Основная суть метода в том, чтобы многократно подавать на контакты изделия ток небольшой величины с небольшими промежутками. Весь цикл необходимо разбить на восемь серий зарядов. После каждого этапа напряжение на клеммах немного увеличивается, батарея перестает заряжаться. Потенциал выравнивается во время паузы. Только к концу процедуры электролит приобретет нужную плотность.
Метод специалистов
Изготовление качественного десульфатирующего зарядного устройства ТОН основано на очистке от сернокислого свинца при помощи химически активных веществ. Опытным мастерам известно, что кислотные соединения вступают в реакцию со щелочью, из-за чего для работы нужно заранее подготовить соответствующий реагент. С последовательным расщеплением сернокислого налета поможет справиться обычная пищевая сода. Для проведения этой процедуры необходимо:
- Слить с зарядного устройства весь электролит, соблюдая правила безопасности.
- Щелочь нужно растворить в дистиллированной воде в соотношении 1:3.
- Нагреть смесь до кипения.
- Горячий щелочной раствор необходимо залить в банки аккумулятора на 35 минут.
- По истечении положенного времени средство сливают.
- Аккумулятор нужно промыть три раза чистой горячей водой.
- Остается только залить качественный электролит.
Если придерживаться всех правил во время изготовления простого десульфатирующего зарядного устройства, то емкость изделия существенно увеличится. Агрегат еще долгое время можно будет использовать по прямому назначению. Со временем на пластинах снова образуется налет.
Классическая инструкция
Десульфатирующее зарядное устройство ТОН 12V 5A отличается тем, что восстановить работоспособность агрегата можно подручными средствами. Для работы мастеру понадобится только дистиллированная вода, пищевая сода и используемое зарядное устройство. АКБ аккуратно извлекают из машины и устанавливают на ровную поверхность. Все пробки на корпусе нужно открутить. Остатки старого электролита сливают. Эффективный раствор для сульфатации готовят в следующей пропорции: на 100 миллилитров воды — одна столовая ложка соды. Раствор доводят до кипения, после чего заливают в АКБ на 60 минут. На восстановление аккумулятора уходит всего несколько минут. Перед каждой зарядкой пользователь должен обрабатывать зарядное устройство горячим раствором. После этого можно смело использовать импульсное десульфатирующее зарядное устройство.
Самостоятельное изготовление
Схема десульфатирующего зарядного устройства для АКБ 12В позволяет создать своими руками агрегат, который будет осуществлять автономную очистку батареи, без предварительного демонтажа. Для работы понадобится снять минимум одну клемму, которая связана с автомобилем. За счет этого можно обезопасить электронику от вероятных нагрузок. Кроме стандартной очистки электродов от соляного налета с помощью десульфатора можно проводить регулярную профилактику. За счет этого можно существенно продлить эксплуатационный срок изделия. Для работы нужно подготовить:
- Реле с нормально замкнутыми контактами. Идеально подойдет модель с советского автомобиля.
- Лампочки либо нагрузочные резисторы.
- Реле поворотов. Желательно использовать импортные модели с напряжением 12 В. Чтобы повысить рабочее время, нужно заменить в устройстве конденсатор на аналог большей емкости.
- Соединительные провода и паяльник.
Все эти детали входят в схему простого десульфатирующего зарядного устройства. Все отрицательные клеммы подключают к выходу такого же заряда устройства. К выходу на батарее подсоединяют поворотное реле. К плюсовому зарядному агрегату подводится выход реле аналогичного заряда. Конструкция нагружается активным резистором либо лампочками. Обязательно нужно контролировать сборку и проверку работоспособности изделия. Для этих целей больше подойдет вольтметр и амперметр.
Минимизация сульфатации
Проблему гораздо легче предотвратить, нежели бороться с нею. Самодельное десульфатирующее зарядное устройство позволяет снизить скорость покрытия пластин сернокислым свинцом. Чтобы сульфатация не была ярко выраженной, нужно следовать нескольким простым рекомендациям:
- В жаркое время года на обслуживаемых АКБ необходимо проводить периодическую проверку уровня залитого электролита.
- Хранить батарею можно только в заряженном состоянии.
- Нельзя допускать глубоких разрядов во время эксплуатации.
Тщательное соблюдение несложных правил позволит существенно продлить эксплуатационный срок свинцовой батареи. В надлежащих условиях изделие может служить более 7 лет, а сами показатели эффективности будут снижаться крайне медленно. Процесс сульфатации – это естественный признак износа АКБ, который происходит из-за разных причин. Для устранения слоя свинцовых солей необходимо провести обратный процесс, чтобы повысить уровень плотности электролита и напряжения на клеммах батареи. Такая операция называется десульфатацией и может производиться самостоятельно с использованием обычного зарядного устройства.
labuda.blog
Схема и описание простого десульфатирующего устройства
Схема и описание простого самодельного десульфатирующего зарядного устройства для 12 вольтовых автомобильных аккумуляторов.
Наиболее простой способ «реанимации» батареи это зарядка в тренировочном режиме, когда за один период сетевого напряжение происходит зарядка аккумулятора током в 5 -10 ниже емкости батареи, в течение одного полупериода, и разрядка током в 50-100 раз ниже емкости батареи. Обычно, после десяти часов такого режима большинство засульфатизированных аккумуляторов приходит в норму. На рисунке показана схема простого зарядного устройства, реализующего такой режим.
Нажмите на рисунок для просмотра.
Во время положительного полупериода на базе составного транзистора появляется открывающее напряжение, которое устанавливается резисторами R1 и R2.
Транзистор открывается и через него на аккумулятор поступает зарядный ток. Величина этого тока зависит от степени открывания VT1, а значит от положения движка R2.
Зарядный ток, протекающий через батарею измеряется амперметром РА1.
С переходом сетевого напряжения через нуль транзистор VT1 закрывается, и в течении отрицательной полуволны сетевого напряжения происходит разрядка аккумулятора через мощный резистор R3.
Вольтметр PV1 служит для наблюдения за напряжением на аккумуляторе.
Нельзя допускать чтобы оно было больше 14 В. Если аккумулятор сильно засульфатизирован, его внутреннее сопротивление будет велико, и даже при небольшом токе зарядки на нем будет падать повышенное напряжение (16 — 17 В), этого допускать нельзя, и на первом этапе «реанимации» нужно резистором R2 установить такой ток, при котором напряжение на аккумуляторе будет не больше 14- 14,5 вольт, а затем, через 15 — 30 минут, постепенно увеличивать ток наблюдая чтобы напряжение не превышало 14 вольт.
При этом нужно следить за тем чтобы электролит не закипал (снять крышки с банок, и если будет видно активное пузырение, уменьшить ток до такого уровня чтобы его не было).
В качестве основы для трансформатора используется силовой трансформатор ТС200 (можно и. ТС 180) от ламповых телевизоров. Нужно удалить все его вторичные обмотки, затем намотать новые — две обмотки по 40 витков (на разных катушках трансформатора). А затем соединить их так же как соединены сетевые обмотки.
Максимальный ток, который выдает это устройство, до 15 А, при необходимости ускоренной зарядки аккумулятора, можно устанавливать ток 10 — 12 А.
Читать далее — Схема устройства для подзарядки автомобильных аккумуляторов
Схема тиристорного зарядного устройства
Десульфатирующее зарядное устройство
Простое зарядное устройство
Схема автомата включения-выключения зарядного устройства
kulbakimaster.ru
Восстановление АКБ: как выполнить десульфатацию аккумулятора в домашних условиях
И без всякой науки понятно, что срок службы аккумулятора предопределяют три фактора: качество продукта, условия использования и подзарядка. Редакция Autostadt.su предлагает нарушить трио, а затем попытаться восстановить его. Предположим, что качество изделия в норме, но отношение владельца к нему наблюдалось безразличное, что-то в духе «поставил и забыл». Через 2-3 года батарея бастует, чем ставит неответственного водителя перед фактом, отказываясь пускать мотор. Первая мысль – восстановить. Направление верное, но без теоретической подковки может только навредить и без того дохлому АКБ.
Как распознать критическую степень сульфатации АКБ?
Сульфатация пластин – один из главных процессов, выводящих источник питания из строя. Химически его можно описать, как образование крупных сульфатов свинца на поверхности пластин. Интенсивный рост кристаллов наблюдается при глубоком разряде, отчего опытные аккумуляторщики категорически не советуют разряжать АКБ ниже 12,4 В, и уж тем более хранить в разряженном состоянии.
Ещё один признак критической сульфатации пластин – быстрый заряд и быстрый разряд. Примером тому может служить обычная ситуация: зарядное устройство только подключили, как тут же начал кипеть электролит. Как ни странно, соблюдая все азы
На профессиональном уровне изделие с прогрессирующим образованием сернокислого свинца на пластинах отличают еще две характеристики:
- Внутреннее сопротивление. С ростом кристаллов сульфата свинца оно возрастает.
- Емкость. С прогрессом сульфатации она уменьшается.
По поводу измерений емкости автомобильного аккумулятора можно сказать так: с недавних времен это возможно сделать без особых усилий. Замер выполняется с помощью диагностических сканеров или, как принято их еще называть, тестерами аккумуляторов. В этом классе есть как профессиональные модели, как-то Bosch BAT 121 с функцией распечатки результатов проверки, так и версии для домашнего применения (Lancol MICRO-200 и пр.). Эти устройства, кроме всего прочего, в состоянии показать среднюю плотность электролита, уровень зарядки в процентном соотношении, внутреннее сопротивление и, разумеется, вольтаж.
Способы десульфатации пластин свинцового аккумулятора
Классический вариант идеи десульфатирующих мероприятий состоит в том, чтобы растворить крупные сульфаты свинца циклами заряд-разряд. Восстановить заводскую ёмкость не всегда возможно. Так, в зоне риска батареи, которые хранились в разряженном состоянии продолжительное время. На пластинах таких изделий имеются крупные наросты, имеющие высокое сопротивление и трудно поддающиеся растворению.
Исходя из определения десульфатации понятно, что не любое зарядное годится на роль восстанавливающего. Мы уже изучали вопрос выбора зарядного устройства для автомобильного аккумулятора. Повторимся, что в идеальном варианте это должна быть зарядка с режимом десульфатирования, как-то программируемый «комбайн» Кулон 912, «самоделка» от Сороки и пр. Электрооборудование такого класса отличает набор встроенных контрольно-тренировочных циклов «заряд-разряд».
На крайняк сойдут ЗУ с регулируемой силой тока и напряжением. Позже мы укажем, что этот вариант уместен на легких стадиях засульфатированности и далеко не для всех типов АКБ. Полностью автоматическому оборудованию типа Bosch C3-C7, Стек, и пр. доверять не стоит, поскольку корректность реализованной в них методики восстановления слишком унифицирована, отчего не дает ощутимого эффекта.
Метод №1. Зарядное устройство с режимом восстановления
Итак, на руках профессиональное ЗУ со встроенным алгоритмом контрольно-тренировочных циклов «заряд-разряд». Фактически это продвинутый автомат с ручными настройками. Вся суть этого метода сводится к настройке этого оборудования.
Ток и напряжение здесь, как правило, не задаются. Вместо стандартных единиц прописывается емкость. Согласно инструкции, это чаще всего цифра, отображенная на этикетке. Впрочем, иногда фигурирует и фактическое число А*ч, которое зарядка оценивает самостоятельно. Модели самодельного происхождения, как правило, требуют расчета нагрузки и имеют выходные контакты для ее подключения. В роли нагрузки служит лампа.
Отдельного внимания заслуживает контактная база зарядного устройства. Какого бы происхождения оно не было, желательно его доработать:
- Сечение провода между зарядкой и АКБ, батареей и нагрузкой должно быть не менее 4 мм2.
- Максимальная длина проводника на участке ЗУ-аккумулятор – 50 см, источник питания-нагрузка – 50-70 см.
- Крокодилы следует заменить на клеммы с болтами.
Алгоритм работы в десульфатирующем режиме сводится к раскачке, то есть к подзарядке АКБ импульсным током небольшой величины (до 0,6 А) с последующим переходом на 2-3 А. После этого аккумулятор разряжается до 10,8 В и цикл зарядки повторяется вновь.
Внимание! Батарею типа Ca/Ca нельзя разряжать ниже 12 В.
Это один из вариантов лечения запущенной батареи. Более современные зарядные устройства позволяют вовсе обойтись без разрядки. Такие ЗУ обладают адаптивным алгоритмом настройки длительности импульсов тока и паузы между ними, а также самой силы тока. Регулируя эти три величины, удается расшатать крупные кристаллы и впоследствии растворить их без принудительной разрядки.
Метод №2. Обычная зарядная аппаратура с регулируемым напряжением и током
Сеть Интернет предлагает нам десятки вариантов самодельных схем десульфатирующего устройства. Это может быть как автономное изделие, собранное с нуля, так и дополнительный блок к уже существующему зарядному. По-своему привлекателен вариант ручной десульфатации, требующий минимум доработок. Эту версию мы и рассмотрим.
В центре внимания – обычное зарядное устройство с регулируемой силой тока и напряжением. В дополнение к нему потребуется обычная автомобильная лампа, мощность которой выбирается из расчета 10 часовой разрядки аккумулятора определенной емкости. Например, для 60 А*ч подойдет лампочка на 55 Вт. Для полноценного протекания процесса разрядки полезно включить между лампой и АКБ реле поворотов. Паузы стимулируют химические вещества реагировать полностью.
Идея десульфатации та же. Принцип реализации похож на работу автомата с контрольно-тренировочными циклами «заряд-разряд»: зарядка, за которой следует пауза и разрядка. Все подробности читайте в технологии восстановления аккумуляторов:
- Восстановить уровень электролита. Будьте готовы к тому, что в процессе зарядки кислота высвобождается из пластин и жидкости в банке станет больше.
- Поставить батарею на зарядку. Максимальный ток – 1А. Напряжение: 13,9-14,4 В. Время зарядки – около 8 часов. В зависимости от степени запущенности сульфатации через 8 часов будет наблюдаться различное напряжение. Если имел место глубокий разряд ниже 10,8 В, то потребуется дополнительная пауза в 24 часа и повтор цикла подзарядки. Например, если исходный вольтаж был около 9 В, то через 8 часов будет около 11 В. Выдерживаем паузу в 24 часа и продолжаем заряжать до 12,7 В с силой тока уже 2А.
- Сделать паузу на 24 часа.
- Разрядить АКБ лампой, подключенной через реле поворотов, до 10,8В.
- Поставить аккумулятор на зарядку. Максимальная сила тока – 2А. Вольтаж: 13,9…14,4В. По достижении 12,7 В отключить зарядное и дать отстоятся аккумулятору 24 часа.
- Вновь разрядить аккумуляторную батарею до 10,8В.
- Зарядить током 2А (напряжение 13,9-14,4В) до 12,7В.
- При необходимости повторить цикл разряд-заряд.
Количество повторений циклов заряд-разряд зависит от исходного состояния АКБ. В среднем достаточно 2-3 повторений. Конечная цель – добиться плотности 1,27-1,28 г/см3 или приемлемого напряжения под нагрузкой.
Советы по технике восстановления аккумуляторной батареи
Не стоит рассматривать десульфатацию как единственное средство излечения свинцового аккумулятора. Он выходит из строя не только по причине крупных наростов сульфата свинца, не поддающихся растворению. В копилку причин также следует включить постоянный перезаряд, ведущий к коррозии токоотводов и разрушению намазки пластин, неизбежную коррозию самих пластин и отслоение активных веществ с поверхности электродов под действием вибрации.
Опыт проведения десульфатирующих мероприятий позволяет выделить главные правила, которые стоит неукоснительно соблюдать:
- Процесс производить только в теплом хорошо проветриваемом помещении (+20…+25 °C).
- Не допускать кипения электролита.
- Не производить десульфатацию чаще 1 раза в год.
Разумеется, процесс стоит периодически контролировать. Например, для того, чтобы своевременно выявить ситуацию, когда одна банка аккумулятора при зарядке не кипит.
autobann.su
РадиоКот :: Десульфатирующее ЗУ.
РадиоКот >Схемы >Питание >Зарядные устройства >Десульфатирующее ЗУ.
Зарядник который я хочу предложить очень прост, но имеет ряд преимуществ. При неправильной эксплуатации аккумулятора пластины могут сульфатироваться и он выходит из строя. Предложенной схемой аккумулятор заряжается синусоидальным током.
Когда на диоде отрицательный полупериод он открыт и в этот момент происходит заряд, а когда положительный, то диод закрыт и происходит разряд через проволочное сопротивление см.схему. Проще говоря — заряд, разряд, заряд, разряд.
Соотношение 10:1 — т.е.при токе заряда 5 ампер, ток разряда 0,5 ампер — это оптимальный режим. При таком способе заряда есть возможность восстановить не совсем убитый аккумулятор.
Трансформатор должен быть мощностью не менее 150 ватт. Я, лично, взял на 250. Вместо предохранителей, я использовал обычные автоматы. Сетевой на 2ампера, а во вторичной обмотке трансформатора на 10 ампер. Хочу признаться,что изначально схема зарядника была на транзисторе. Но по моему субъективному мнению тиристор намного надёжнее. Да и транзистор требует большего теплоотвода. Зарядный ток устанавливается резистором R7.
Не забывайте, что при синусоидальном заряде амперметр показывает половинное значение, т.е. при токе заряда 5 ампер показания амперметра должны соответствовать 1,8 ампер.
Вопросы, как всегда в Форум.
Как вам эта статья? | Заработало ли это устройство у вас? |
www.radiokot.ru
Как сделать десульфатирующее зарядное устройство своими руками?
Традиционный аккумулятор состоит из мощных решетчатых пластин, которые могут быть изготовлены из диоксида свинца, иногда покрытого толстым слоем кальция. Между ними находится универсальный водный раствор серной кислоты. Такой состав обладает наибольшей эффективностью. Кислота и свинец вступают в реакцию, создавая при этом ценное электричество. Но иногда и такие агрегаты выходят из строя в самый неподходящий момент. Именно поэтому многие умельцы предпочитают изготавливать десульфатирующее зарядное устройство своими руками.
Описание
Принцип работы стандартного зарядного устройства основан на энергии химического взаимодействия кислоты и свинца. Специальная решетка выступает в качестве электрода. Концентрированная серная кислота представлена в роли электролита, который в первые секунды образует соли с кальцием либо свинцом. Рабочая поверхность решетки обволакивается тонкой пленкой. Десульфатирующее зарядное устройство отличается тем, что с пластин аккумулятора удаляют все соли серной кислоты. Мастеру нужно помнить, что полностью удалить все образовавшиеся соединения просто не удастся. При правильном уходе зарядное устройство может прослужить еще несколько лет. Сами электроды становятся рыхлыми и плотно покрываются кристаллами солей, которые при десульфатации не разбиваются.
Химические процессы
В свинцово-кислотном аккумуляторе разрядно-зарядный цикл включает в себя два противоположных электрохимических процесса. Во время этого чистый свинец пластины вступает в реакцию с серной кислотой, которая входит в состав электролита, превращаясь в четырехвалентный диоксид. Этот элемент отличается прочным химическим соединением. Именно он покрывает защитной пленкой свинцовую пластину и вступает в реакцию с серной кислотой. Во время планового заряда батареи происходит абсолютно противоположный десульфатации процесс. Только небольшая часть сульфата свинца сохраняется в неизмененном виде и постепенно оседает на пластинах аккумулятора в виде белого налета.
Особенности
Изготовленное своими руками десульфатирующее зарядное устройство отличается тем, что мастер направляет все силы на очищение пластин аккумулятора от сульфата свинца. На финальном этапе можно существенно увеличить емкость батареи. Реабилитация проводимости пластин позволяет добиться уверенного и качественного запуска автомобиля, независимо от температуры окружающей среды. Срок эксплуатации батареи существенно возрастает. Правильно выполнить разрушение пленки из сернокислого свинца может каждый мужчина в домашних условиях. Более простой вариант сборки устройства – приобретение китайского комплекта с инструкцией и всеми необходимыми деталями. Схема довольно простая и быстро собирается. Этот вариант особенно актуален среди новичков.
Распространенный вариант восстановления АКБ
Специалисты разработали много интересных способов, благодаря которым можно изготовить десульфатирующее зарядное устройство своими руками. Чаще всего эксперты применяют электрический ток или проверенные временем химические реагенты. Чтобы быстро и качественно очистить пластины от серной пленки, лучше всего использовать напряжение. Для таких манипуляций необходимо заранее приобрести или самостоятельно изготовить агрегат, при помощи которого можно регулировать силу тока. Для химического варианта вовсе не обязательно применять какие-либо изделия. Но сама технология включает в себя множество этапов.
Причины старения зарядного устройства
Этот процесс принято называть сульфатацией. Старение аккумулятора происходит по естественным причинам, из-за чего полностью устранить этот эффект не удастся. Даже старые отложения сульфата свинца полностью перекрывают доступ залитого электролита к пластинам. Из-за этого емкость АКБ резко снижается. Со временем пусковой ток может полностью исчезнуть. Зарядить аккумулятор традиционным путем будет невозможно. Именно в такой ситуации мастера пытаются изготовить десульфатирующее зарядное устройство своими руками. Спровоцировать преждевременное старение агрегата может несколько факторов:
- Длительное простаивание автомобиля без эксплуатации.
- Нерегулярные зарядки АКБ от сети. Из-за этого снижается процесс естественной десульфатации.
- Долгое хранение батареи в состоянии полной разрядки.
- Жесткие эксплуатационные условия. Температура воздуха окружающей среды слишком высокая либо, наоборот, низкая.
Бюджетный вариант
Изготовить по схеме десульфатирующее зарядное устройство своими руками довольно просто. Мастеру нужно прибегнуть к методу чередования коротких слабых зарядов с аналогичными разрядами. Для успешной реализации этих циклов эксперты разработали высококачественные агрегаты, которые предназначены для автомобильных аккумуляторов с десульфатацией. Специалисты отмечают несколько ключевых нюансов:
- Химическая чистка. Необходимо аккуратно открыть заливную крышку, чтобы налить специальный раствор, который разъест соль на свинце.
- Механическая очистка пластин от сульфата свинца. Для этого не только разбирают аккумулятор, но и вытаскивают все рабочие пластины, чтобы очистить их.
Мастеру нужно помнить, что оба этих варианта крайне травмоопасны, из-за чего нужно придерживаться базовых правил безопасности.
Качественная мультизарядка
Многие мастера предпочитают изготавливать своими руками десульфатирующее зарядное устройство по схеме, так как оно обладает многочисленными преимуществами и высокой надежностью. Качественная мультизарядка позволяет добиться более высоких эксплуатационных характеристик. Для этой процедуры понадобится обычное автомобильное зарядное устройство либо специальная приставка. На первом этапе в батарею не спеша заливают новый электролит, за счет чего можно буквально оживить мертвую АКБ. Основная суть метода в том, чтобы многократно подавать на контакты изделия ток небольшой величины с небольшими промежутками. Весь цикл необходимо разбить на восемь серий зарядов. После каждого этапа напряжение на клеммах немного увеличивается, батарея перестает заряжаться. Потенциал выравнивается во время паузы. Только к концу процедуры электролит приобретет нужную плотность.
Метод специалистов
Изготовление качественного десульфатирующего зарядного устройства ТОН основано на очистке от сернокислого свинца при помощи химически активных веществ. Опытным мастерам известно, что кислотные соединения вступают в реакцию со щелочью, из-за чего для работы нужно заранее подготовить соответствующий реагент. С последовательным расщеплением сернокислого налета поможет справиться обычная пищевая сода. Для проведения этой процедуры необходимо:
- Слить с зарядного устройства весь электролит, соблюдая правила безопасности.
- Щелочь нужно растворить в дистиллированной воде в соотношении 1:3.
- Нагреть смесь до кипения.
- Горячий щелочной раствор необходимо залить в банки аккумулятора на 35 минут.
- По истечении положенного времени средство сливают.
- Аккумулятор нужно промыть три раза чистой горячей водой.
- Остается только залить качественный электролит.
Если придерживаться всех правил во время изготовления простого десульфатирующего зарядного устройства, то емкость изделия существенно увеличится. Агрегат еще долгое время можно будет использовать по прямому назначению. Со временем на пластинах снова образуется налет.
Классическая инструкция
Десульфатирующее зарядное устройство ТОН 12V 5A отличается тем, что восстановить работоспособность агрегата можно подручными средствами. Для работы мастеру понадобится только дистиллированная вода, пищевая сода и используемое зарядное устройство. АКБ аккуратно извлекают из машины и устанавливают на ровную поверхность. Все пробки на корпусе нужно открутить. Остатки старого электролита сливают. Эффективный раствор для сульфатации готовят в следующей пропорции: на 100 миллилитров воды — одна столовая ложка соды. Раствор доводят до кипения, после чего заливают в АКБ на 60 минут. На восстановление аккумулятора уходит всего несколько минут. Перед каждой зарядкой пользователь должен обрабатывать зарядное устройство горячим раствором. После этого можно смело использовать импульсное десульфатирующее зарядное устройство.
Самостоятельное изготовление
Схема десульфатирующего зарядного устройства для АКБ 12В позволяет создать своими руками агрегат, который будет осуществлять автономную очистку батареи, без предварительного демонтажа. Для работы понадобится снять минимум одну клемму, которая связана с автомобилем. За счет этого можно обезопасить электронику от вероятных нагрузок. Кроме стандартной очистки электродов от соляного налета с помощью десульфатора можно проводить регулярную профилактику. За счет этого можно существенно продлить эксплуатационный срок изделия. Для работы нужно подготовить:
- Реле с нормально замкнутыми контактами. Идеально подойдет модель с советского автомобиля.
- Лампочки либо нагрузочные резисторы.
- Реле поворотов. Желательно использовать импортные модели с напряжением 12 В. Чтобы повысить рабочее время, нужно заменить в устройстве конденсатор на аналог большей емкости.
- Соединительные провода и паяльник.
Все эти детали входят в схему простого десульфатирующего зарядного устройства. Все отрицательные клеммы подключают к выходу такого же заряда устройства. К выходу на батарее подсоединяют поворотное реле. К плюсовому зарядному агрегату подводится выход реле аналогичного заряда. Конструкция нагружается активным резистором либо лампочками. Обязательно нужно контролировать сборку и проверку работоспособности изделия. Для этих целей больше подойдет вольтметр и амперметр.
Минимизация сульфатации
Проблему гораздо легче предотвратить, нежели бороться с нею. Самодельное десульфатирующее зарядное устройство позволяет снизить скорость покрытия пластин сернокислым свинцом. Чтобы сульфатация не была ярко выраженной, нужно следовать нескольким простым рекомендациям:
- В жаркое время года на обслуживаемых АКБ необходимо проводить периодическую проверку уровня залитого электролита.
- Хранить батарею можно только в заряженном состоянии.
- Нельзя допускать глубоких разрядов во время эксплуатации.
Тщательное соблюдение несложных правил позволит существенно продлить эксплуатационный срок свинцовой батареи. В надлежащих условиях изделие может служить более 7 лет, а сами показатели эффективности будут снижаться крайне медленно. Процесс сульфатации – это естественный признак износа АКБ, который происходит из-за разных причин. Для устранения слоя свинцовых солей необходимо провести обратный процесс, чтобы повысить уровень плотности электролита и напряжения на клеммах батареи. Такая операция называется десульфатацией и может производиться самостоятельно с использованием обычного зарядного устройства.
fb.ru
Автомобильное зарядное устройство с десульфатацией — Выбор — Фото
Средний срок службы аккумуляторной батареи в среднем 5-7 лет, у дешевых моделей – 3-4 года, продлить жизнь АКБ может помочь автомобильное зарядное устройство с десульфатацией. Это прибор, который для снятия сульфатных отложений, с забитой батареи, использует циклично повторяющиеся импульсные токи различной амплитуды и полярности.
Зачем нужны зарядники с десульфатацией
Когда заряженный АКБ перестает запускать двигатель, большинство водителей просто меняют его на новый. Среди множества причин скоропостижной смерти аккумулятора, одной из наиболее частых, является сульфатация активной массы его пластин. Это преобразование электролита на пластинах в кристаллы сульфата, постепенно забивающих рабочую поверхность. В итоге емкость аккумулятора снижается до 80%. И соответственно, обратный процесс очищения пластин АКБ называется десульфатацией и может осуществляться разными методами.
В интернете немало способов, как восстановить ёмкость аккумулятора собственными руками: от разбора батареи и механической ее очистки до заливки особых растворов для растворения сульфата. Все эти доморощенные методы не только затратные и сложные, они способны окончательно добить АКБ. Самое надежное средство для очищения пластин – специальные зарядные устройства, работающие в режимах «заряд — разряд».
Процесс десульфатации зарядником
Процедура несложная, понятная большинству водителей, которые хотя бы приблизительно представляют принципы работы аккумулятора. Проводится по принципу «включил и забыл». Автомобильное зарядное устройство с режимом десульфатации подсоединяется к АКБ, настраивается нужное напряжение и сила тока, запускается режим «Десульфатация» и все – дальше весь процесс идет автоматически. Восстановление емкости может длиться несколько дней – в зависимости от емкости АКБ, степени сульфатации, разряженности.
Технически работа данного устройства построена на принципе многократной зарядки. Сначала батарея заряжается током определенного номинала, а после разряжается при соотношении зарядного и разрядного тока 10:1. Эти этапы повторяются, пока батарея не зарядится. Засульфатированные пластины очищаются, емкость восстанавливается. Подобный процесс можно проводить на исправных аккумуляторных батареях в профилактических целях.
Плюсы
Автомобильное зарядное устройство с функцией десульфатации – полезный прибор для автолюбителя, позволяющий сэкономить средства на покупке нового аккумулятора. Десульфатация, конечно, не способна сделать работу АКБ вечной, но в силах очистить батарею на 95%, замедлить процесс сульфатации и подарить дополнительное время работы на полной мощности на 1-2 года.
Его достоинства:
- использование зарядника с десульфатацией – это самый надежный и безопасный метод восстановления аккумулятора;
- увеличение емкости аккумулятора и повышение срока его службы;
- высокий КПД данных приборов – от 70%;
- процесс десульфатации не требует контроля со стороны автолюбителя – все происходит в автоматическом режиме;
- имеющаяся система индикации после регенерации АКБ покажет, насколько удалось восстановить ее емкость;
- двойная выгода – позволяет не только производить пуск и автомобильную зарядку, но и реанимацию батареи;
- возможность подзарядки и других аккумуляторных батарей, не только автомобильных.
Минусы
Зарядное устройство для автомобильных АКБ с десульфатацией имеет и свои недостатки:
- более высокая стоимость по сравнению с обычными зарядниками, однако, если учесть повышение срока дееспособности аккумулятора, то прибор вполне окупаемый;
- длительный по срокам процесс восстановления емкости АКБ, достигающий иногда трех дней;
- невозможность реанимирования данным зарядником те АКБ, которые долго стояли без зарядки, если, допустим, машина не двигалась больше 6 месяцев;
- таким зарядником нельзя постоянно заряжать АКБ, так как зарядка сильным ассиметричным током не только разрушает и «стряхивает» сульфат, но и активную массу;
- невозможно восстановить кальциевый аккумулятор;
- трудно сделать «реанимацию» гелиевых АКБ.
Сегодня на рынке представлены как бытовые зарядники с десульфатацией для водителей, так и профессиональные пуско-зарядные станции для автосервисов. Кроме того, зарядные устройства с таким режимом выпускаются и для других видов транспорта: грузового, авиационного, речного, железнодорожного и т. п.
Как выбрать зарядник с десульфатацией
- При выборе такого зарядника необходимо знать параметры своей АКБ: емкость, зарядный ток и напряжение зарядки, чтобы подобрать правильное устройство.
- Если вы планируете восстанавливать только 1 батарею, а не несколько сразу, то подойдет одноканальный зарядник.
- В продаже есть зарядные устройства с рядом дополнительных параметров, которые облегчат процесс десульфатации: регулировка вручную зарядки тока, защита, функция блокировки, разные режимы десульфатации (щадящий, интенсивный, циклический).
Среди лучших зарядных устройств с десульфатацией для автомобильного аккумулятора можно назвать следующие модели:
- Кедр-авто-10 (Россия) – простой в эксплуатации, с демократичной стоимостью, для 12-вольтовых аккумуляторов на основе кислотного электролита и свинцовых пластин;
- Auto Welle AW05-1208 (Германия) – более дорогостоящее высокоинтеллектуальное устройство с множеством разнообразных функций;
- Battery Service Universal PL-C004P (Китай) – дешевый и хорошо зарекомендовавший себя прибор;
- Hyundai HY 400 (Южная Корея) – современное зарядно-пусковое устройство с LED-дисплеем, работает с аккумуляторами 6В и 12 В;
- Optimate 7 TM250 (Китай) – универсальное импульсное зарядное устройство для свинцово-кислотных аккумуляторов 12В от компании TecMate;
- Deca STAR SM 150 (Италия) – портативная инверторная модель с современным дизайном, по цене дороже выше перечисленных;
- «Автоэлектрика» Т-1012АР (автомат-реверс) – из-за высокой цены больше используется на автосервисных организациях, чем в личных целях.
Если планируете купить автомобильные зарядные устройства с десульфатацией, лучше обратиться в специализированные магазины, торгующие автомобильными аккумуляторными батареями и пуско-зарядными приборами. Не для всех автолюбителей выбор правильного зарядника с десульфатором для конкретного типа аккумуляторов будет по силам, в этом случае помогут грамотные консультации менеджеров магазина.
Также на эту тему вы можете почитать:
Поделитесь в социальных сетях
Дмитрий Серегин 21 декабря, 2018
Опубликовано в: Полезные советы и устройство авто
Метки: Зарядные устройства
avto-all.com