РазноеДатчик абс что это – Как проверить датчик АБС — прозвонить мультиметром (тестером), определить исправность осциллографом + принцип работы ABS на автомобиле » АвтоНоватор

Датчик абс что это – Как проверить датчик АБС — прозвонить мультиметром (тестером), определить исправность осциллографом + принцип работы ABS на автомобиле » АвтоНоватор

Что такое ABS, и почему она стала обязательной для современного автомобиля

Аббревиатура ABS, или АБС в русском варианте, стала абсолютно привычной для уха каждого автомобилиста. Некоторые начинающие водители знают, что их автомобиль оснащен АБС, но порой не догадываются о том, что это и как работает, пока однажды педаль тормоза при нажатии не начнет «хрустеть», вибрировать и «отстреливать» в ногу. Что же такое ABS, и почему она стала негласным, а во многих странах и законодательно установленным стандартным элементом оснащения для современного автомобиля?

1. Что такое ABS?

ABS, или АБС — это антиблокировочная система, предотвращающая блокировку колес при торможении. Если во время торможения одно или несколько колес автомобиля заблокируются и начнут скользить по поверхности, АБС ослабит давление в соответствующей тормозной магистрали, и колесо вновь начнет вращаться. Если педаль тормоза будет постоянно и сильно нажата, этот процесс блокировки-разблокировки колеса будет продолжаться непрерывно до конца торможения и может осуществляться несколько раз в секунду.

2. Зачем нужна ABS?

Даже многие из тех, кто знает, что такое ABS, порой ошибочно или не до конца верно представляют себе основное предназначение этой системы. Главной ошибкой в представлении функционала АБС является уверенность в том, что антиблокировочная система нужна для уменьшения тормозного пути автомобиля. Однако на самом же деле ее главное предназначение — сохранить возможность управлять транспортным средством во время торможения, даже экстренного.

На автомобиле без АБС при экстренном торможении у неопытного водителя управляющие колеса будут заблокированы — а это значит, что поворот руля в любую сторону не будет оказывать никакого влияния на траекторию движения автомобиля: он будет продолжать двигаться прямо до тех пор, пока не будет восстановлено сцепление передних управляющих колес с поверхностью. ABS же решает эту проблему: непрерывно контролируя вращение колес и разблокируя их при необходимости, она обеспечивает их вращение и таким образом сохраняет необходимое сцепление с дорожным покрытием, позволяя одновременно тормозить и выполнять маневр.

Еще одна фундаментально важная функция АБС, прямо проистекающая из вышеописанного — обеспечение безопасного, равномерного и прямолинейного торможения на поверхностях с неоднородным сцеплением. Например, если одна сторона автомобиля попала на мокрую поверхность, скользкую линию разметки или наледь, а другая движется по относительно чистому асфальту, экстренное торможение без АБС приведет к тому, что одна сторона будет тормозить эффективнее чем другая — и автомобиль немедленно развернет и закрутит в неуправляемом заносе. Особенно это опасно при движении в повороте, когда на автомобиль уже действует боковое усилие: перепад эффективности торможения колес в этом случае легко нарушает баланс.

Впрочем, утверждение о полезности ABS для уменьшения тормозного пути автомобиля тоже верно, но лишь отчасти. На поверхностях с равномерным и достаточным сцеплением колес с покрытием торможение «юзом» с заблокированными колесами будет менее эффективным, чем торможение без блокировки колес, и тормозной путь в первом случае, как правило, будет, больше. В этом случае использование АБС действительно уменьшает тормозной путь, не давая колесам скользить по поверхности. Однако на рыхлых поверхностях, таких как гравий, снег или песок, при торможении без ABS заблокировавшиеся колеса зарываются вглубь, создавая перед собой дополнительный барьер, сокращающий тормозной путь. Работа АБС в этом случае заставляет колеса вращаться, не позволяя им зарываться и удлиняя тем самым тормозной путь автомобиля.

«Ухудшает» антиблокировочная система и торможение на чистом льду на шипованных шинах: заблокированное шипованное колесо «вгрызается» в лед, оставляя за собой борозды, и работает на пределе своих возможностей — а если в дело вступает ABS, колесо вращается с короткими проскальзываниями, и эффективность такого торможения будет ниже. Именно этим фактом оперируют многие «опытные» и «знающие» водители, считающие ABS технологическим излишком, мешающим им «контролировать» автомобиль. Однако несмотря на увеличение тормозного пути, АБС и на льду сохраняет свое основное преимущество: дает возможность маневрировать и управлять автомобилем, а не просто ждать исхода, зажав педаль тормоза.

3. Как работает ABS?

За годы своего существования ABS претерпела заметную эволюцию, однако основной принцип и функциональные элементы выработались уже давно. Типичная АБС включает в себя датчики скорости вращения колес, управляющие клапаны в гидравлической тормозной магистрали и электронный блок, который получает информацию от датчиков и управляет работой клапанов.

Если датчик, установленный на ступице колеса, сигнализирует о его резком замедлении или полной остановке, блок управления дает команду на кратковременное открытие клапана, чтобы уменьшить давление в тормозной магистрали и заставить колесо вращаться. Процесс опроса блоком управления датчиков на колесах и разблокировки колес может осуществляться несколько раз в секунду — именно поэтому при срабатывании АБС педаль «вибрирует». Кроме трех вышеперечисленных компонентов в состав АБС может входить насос, который призван быстро восстановить давление в тормозной магистрали после его снижения из-за открытия клапана.

АБС может иметь разное число датчиков и управляющих клапанов: в зависимости от их числа выделяют так называемые «четырехканальные», «трехканальные», «двухканальные» и «одноканальные» АБС. Число «каналов» определяется как раз числом управляющих клапанов, которые могут управлять давлением в тормозной магистрали: если их четыре, по одному индивидуальному для каждого из колес, то система четырехканальная, если три — по одному на каждое из передних колес и один общий на заднюю ось — то трехканальная, если клапанов два, по одному на ось — двухканальная, а если клапан один — то одноканальная. Современные АБС, разумеется, четырехканальные — остальные схемы встречаются на старых автомобилях.

Стоит отметить, что датчики вращения колес реагируют именно на резкое снижение скорости этого вращения, а также могут передавать блоку управления информацию о большой дифференциальной разнице между скоростями вращения колес на разных осях или сторонах автомобиля. Однако в работе АБС учитывается тот факт, что скорости вращения колес на одной оси могут быть неравномерными и в штатных условиях: к примеру, в повороте колеса на внешней стороне поворота будут вращаться быстрее, чем на внутренней.

4. Почему же АБС стала стандартом для современных автомобилей?

С учетом рассказанного выше ответ на этот вопрос теперь очевиден: АБС значительно улучшает активную безопасность автомобиля. Современный водитель гораздо менее специфичен и профессионален, чем полвека назад: если когда-то давно к водителю предъявляли высокие требования, заставляя его уметь многое, то теперь автомобиль стал предметом быта, и управление им делают максимально доступным для каждого. Соответственно, современный автомобиль должен быть максимально удобен и безопасен в управлении даже для начинающего водителя с минимальной квалификацией.

Ну а АБС в частности решает проблему потери управления при экстренном торможении. Резкое появление препятствия на дороге заставляет человека инстинктивно ударить по тормозам. В случае, если он вошел в поворот на слишком высокой скорости, решение будет тем же. Зацепил обочину — тоже торможение… В общем, естественная реакция человека на возникновение опасной или просто нештатной ситуации — это резкое нажатие на педаль тормоза, и уже потом — возможно, попытка исправить эту ситуацию рулем. АБС в этом случае заметно снижает цену этой ошибки. Поэтому неудивительно, что, к примеру, в Евросоюзе оснащение автомобиля АБС стало обязательным по закону еще в 2004 году.

5. Что делать, если на моем автомобиле нет ABS?

В случае, если ваш автомобиль не оснащен АБС, ее работу можно имитировать нехитрым приемом, который называется довольно очевидно — «прерывистое торможение». Собственно, именно владение им и характеризует водителей с некоторым опытом: такой водитель, почувствовав блокировку колес, перебарывает естественное инстинктивное желание продолжать давить на педаль сильнее, а снижает усилие на ней и начинает тормозить прерывисто, давя на педаль толчками. Такое торможение можно сравнить с работой примитивной одноканальной АБС — только даже опытный водитель не способен обеспечить такую частоту «толчков», как у электроники. Тем не менее, прерывистое торможение все равно обеспечивает необходимый эффект, обеспечивая вращение колес при замедлении.

Датчик АБС — на что обращать внимание при выборе | Новости Украины

Перед тем как перейти к описанию конструкции датчика АБС, расскажем, что собой представляет эта система. Коротко говоря, эта группа устройств не допускает блокировку колес во время экстренного торможения или остановки на скользкой поверхности (гололёд, дождь, мокрая листва). Контроль по блокировке колес происходит при помощи специальных датчиков, которые влияют на усилие тормозной системы, и не допускают блокировку колеса.

Конструкция датчика ABS и где его можно найти

Условно, все датчики АБС можно разделить на 2 типа: индуктивные и магниторезистивные на базе схемы Холла. Первые из них очень просты, и по своим измерениям не так точны, как магниторезистивные датчики ABS. Однако, индуктивные значительно дешевле, и просты в ремонте.

Индуктивные датчики АБС состоят из следующих элементов:

  1. Корпус (он же «сканер» ABS).
  2. Магнит.
  3. Медная катушка.
  4. Металлический сердечник.
  5. Импульсный ротор, который установлен на ступице.
  6. Зазор.
  7. Провод к модулю АБС.
  8. Форма импульса.

Второй тип работает за счет изменения магнитного поля – при вращении колеса оно становится переменным. Впоследствии, образуется переменный ток, который поступает на блок управления ABS.

Магниторезистивные «сканеры» АБС, устроены «тоньше», и требуют питание от бортовой системы ТС. Они состоят из 3-х составляющих:

  1. Корпус.
  2. Импульсный диск.
  3. Чувствительный элемент.

Диск устанавливается на ступицу колеса. К нему прилегает чувствительный элемент, который благодаря своей конструкции может считывать магнитное поле от импульсного диска (с какой скоростью крутится колесо, в каком направлении, отклонения и прочее). Далее, датчик ABS отправляет в блок управления определенный импульс.

Можно подвести итог: что независимо от того, какой тип датчика АБС установлен на автомобиле, он всегда будет находиться возле ступицы колеса. Более того, по своей конструкции могут быть как торцевыми, так и угловыми, независимо от того, какой они марки (A.B.S., ATE, Bosch, FEBI, SAF, BEHR HELLA и другие).

Возможные неисправности и причины поломки датчика ABS.

На практике поломки данного элемента ABS редкость. Как правило, сам датчик качественно изолирован от внешней среды, и испытывает минимальное влияние от дорожных условий (неровности дороги, «стряски», дорожная пыль, вода и прочее). Однако, как и любой другой механизм, они время от времени выходят из строя.

Как начинаются проблемы с АБС

Еще до того, как на приборной панели загорится лампочка «ABS», неисправность датчика будет сказываться во время торможения. В частности, будут такие «симптомы»:

  1. Во время нажатия на п

что это и для чего он нужен?

датчик абсДатчик АБС, а точнее, антиблокировочная система — это устройство, которое может спасти вам жизнь в то время, когда вы передвигаетесь на своём любимом автомобиле. Именно оно позволяет водителю управлять своим четырёхколёсным другом во время сильного торможения, дабы не врезаться в преграды, возникающие на пути вашей остановки.

Вся система включает сами датчики АБС (датчики скорости колёс), модуль управления (он осуществляет процессы контроля и координации процессов в активном и пассивном режимах), тормозные суппорты, клапаны сброса давления и гидропривод.

ремонт датчика абсРаботает датчик АБС, а также вся система, следующим образом. В момент нажатия водителем педали тормоза в гидравлической тормозной системе образуется давление. Оно делает так, чтобы колодки были прижаты к дискам с помощью тормозных суппортов, и именно этот процесс способствует остановке машины. Если датчик АБС вдруг обнаруживает, что одно из колёс замедляется быстрее, нежели остальные, на это колесо автоматически уменьшается тормозное воздействие. Происходит это благодаря открытию клапана сброса давления в гидравлической системе. Датчик АБС, да и вся система в целом, реагирует на ситуацию очень быстро, и может сработать 6-20 раз в секунду. Реакция может распространяться либо только на передние, либо на все четыре колеса: всё зависит от модели вашего автомобиля.датчики абсОсновное преимущество АБС не в том, что она позволяет сокращать тормозной путь, хотя и это, несомненно, является огромным плюсом (однако есть и исключения, когда на льду и с шипами тормозной путь, наоборот, увеличивается). Прелесть этой системы в том, что она позволяет продолжать управление автомобилем в то время, когда вы отчаянно пытаетесь затормозить. Если же вы не обладаете этой системой, то во время сильного торможения колёса автомобиля заблокируются, и даже при малейшем повороте руля вы будете крутиться волчком на огромной скорости. А это перспектива не из приятных. Система же АБС не позволит произойти блокировке колёс, и вы сможете избежать потери управления и вполне благополучно объехать возникшее препятствие.

Однако такая система не вечна, и рано или поздно вам понадобится ремонт датчика АБС. Сделать это можно в любом автосервисе. Или вы, конечно же, можете произвести ремонт самостоятельно. Но не беритесь за это дело, если у вас нет абсолютно никакого опыта в ремонте автомобилей. Если вы, конечно, хоть немного дорожите своим четырёхколёсным товарищем. Ведь у разных автомобилей всё устроено по-разному, и то, что делает ваш знакомый или сосед при ремонте своего автомобиля, может совершенно вам не подойти. Хотя, возможно, для вас это очень просто и не составит большого труда. Что ж, дело ваше. И машина тоже. Вам решать, как с ней поступить.

Не помешает периодически проводить диагностику всех систем машины, не только АБС, дабы у вас не возникло сюрпризов в пути. Уж лучше потратить некоторое время на проверку работы всех «органов» вашего автомобиля, нежели впоследствии корить себя за то, что пожалели время и не сделали того, что помогло бы избежать неприятных, а порой и печальных ситуаций.

Как проверить датчик АБС — советы специалистов!

Сразу же после включения питания на приборной панели автомобиля должен загораться световой индикатор «ABS», свидетельствующий о готовности электронного блока машины к работе. Если с авто всё в порядке, то спустя пару минут надпись исчезает. Но блок АБС вполне может выйти из строя: как проверить датчик ABS и понять, что именно сломалось?

Содержание:

  1. Как работает АБС
  2. Как самому проверить исправность датчика АБС
  3. Основные виды неисправностей АБС
  4. Видео как проверить датчик АБС тестером

Как функционирует АБС

Разработка системы, которую активно начали устанавливать на выпускаемые автомобили в 1970-е годы, вывело понятие безопасности на новый уровень.

Она состоит из:

  • блока управления;
  • гидравлического привода;
  • контроллеров, контролирующих обороты колеса;
  • механизма, обеспечивающего торможение.

Самым главным считается блок управления: он оценивает сигналы, поступающие от датчиков. Данные в оперативном режиме анализируется, и система понимает, что происходит с автомобилем: замедляется он или начинает ехать быстрее. Далее обработанные данные передаются на гидравлический узел.

Тормозной цилиндр отвечает за передачу давления, необходимого для создания нажимного усилия, которое гарантирует, что колодки прижмутся к дискам. Вне зависимости от силы нажатия водителем на тормоз, уровень давления в системе окажется самым оптимальным. Основное достоинство ABS заключается в возможности анализирования системой состояния каждого колеса в отдельности, выбирая наиболее подходящее давление и не допуская блокировки. Торможение до полной остановки обеспечивается давлением, возникшем в тормозном приводе.

На полноприводных и заднеприводных автомобилях установлен единственный датчик, располагающийся на задней оси: данные в главный блок, отвечающий за управление, поступают с самого ближнего колеса, а сигнал, задающий требуемый уровень давления, отправляется сразу всем колесам.

Существует три возможных режима работы устройства, занимающегося управлением клапанами:

  1. если впускной клапан находится в открытом состоянии, а выпускной — в закрытом, давление будет возрастать, поскольку отсутствуют препятствия этому;
  2. впускной клапан может оставаться закрытым после получения соответствующего сигнала, что обеспечивает сохранение неизменного уровня давления;
  3. выпускной клапан открывается, а впускной закрывается, что способствует снижению давления.

Наличие этих режимов работы гарантирует, что повышение или уменьшение давление будет происходить плавно. Когда в работе системы АБС возникают какие-либо проблемы, тормозной механизм начинает функционировать без её участия, а на панели загорается соответствующее уведомление.

Как самостоятельно проверить исправность датчика АБС

Когда датчик начинает функционировать неправильно, антиблокировочная система перестает получать сигналы и должным образом на них реагировать, что чревато блокировкой колес.

Датчик — это катушка индуктивности, работающая одновременно с зубчатым диском, имеющимся на ступице.

Диагностика ABS показывает, что одной из самых часто встречающихся причин неправильной работы становится обрыв кабеля. Определить характер неисправности поможет паяльник, специальный шнур, предназначающийся для проведения ремонта, и тестер.

Контакты кабеля присоединяются к разъемам, затем тестером устанавливается сопротивление агрегата (полученная величина должна быть в рамках допустимых границ, указанных в руководстве по работе устройства). Сопротивление, близкое к нулевому значению, свидетельствует о замыкании, если же сопротивление далеко выходит за границы максимальных значений, налицо обрыв.

Проверка колеса — следующий этап: меняющееся сопротивление означает, что датчик исправен и не нуждается в замене. Обнаруженные обрывы необходимо устранить: любой разрыв исправляется методом спайки, но ни в коем случае не скрутки, что позволяет свести вероятность появления новых обрывов и начала процесса окисления к минимуму.

Если диагностика датчика АБС показала, что он неисправен и не подлежит ремонту, его нужно отсоединить и заменить на новый. 
Как правильно проверить датчик АБС на работоспособность, чтобы предотвратить появление отказов в его работе в ближайшем будущем? Для этого надо осмотреть контакты устройства и убедиться в исправном состоянии проводки: второй по популярности причиной неправильной работы узла является нарушение её целостности.

Если загорелась лампочка ABS, упростить диагностику блока и сэкономить средства на поездке в автосервис поможет специальная диагностическая система, дающая возможность провести проверку даже неспециалисту: после её запуска на экране появятся коды ошибок. Узнать, что они означают, можно с помощью прилагаемой к прибору инструкции.

Основные виды неисправностей АБС

Иногда при нажатии на тормоз возникает треск, заставляющий водителей думать, что с их транспортным средством что-то не в порядке. Но этот звук не является признаком поломки: треск может возникать во время работы модуляторов.

Если ABS выходит из строя, то после запуска двигателя значок на панели не гаснет, продолжая гореть всё время.

В процессе диагностики могут обнаружиться следующие неисправности:

  1. Найденная при тестировании ошибка убирается самой системой ABS. Это не значит, что неисправность устранена: просто-напросто, либо в главном блоке контроллера возникает ошибка, либо в проводке датчика имеется обрыв.
  2. При старте АБС самодиагностика проходит в нормальном режиме, но затем устройство самопроизвольно выключается. Среди возможных причин — некачественные контакты или их окисление, обрыв кабеля, отвечающего за питание, замыкание в работе датчика.
  3. После старта ABS система самодиагностики находит ошибку, но всё равно работает. В большинстве случаев это говорит об обрыве в датчике, вследствие чего информация о скорости вращения колеса начинает передаваться с другого устройства. Причиной, вызвавшей появление неисправности, может быть и разница в давлении шин: если одно колесо спущено, то оно будет медленнее работать. Аналогичная ситуация наблюдается в случае установки шин с разным протектором.
  4. АБС вообще не работает. Наиболее вероятными причинами будут обрыв, сильно изношенный ступичный подшипник, люфт ротора. Чтобы устранить неисправность, для начала стоит проверить люфт и состояние ротора. Если обнаружены сколы, элемент следует заменить. Далее – проверка проводов, подходящих к устройству. Если и эта мера не привела к должному результату, то всё дело в электронике – в таком случае необходимо с помощью системы диагностики узнать код ошибки для её устранения.

Видео: как проверить датчик АБС тестером

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *