РазноеД 15 – Д-15М — Электродвигатели — Постоянного тока — Д — Каталог — электродвигатели, сельсины, вращающиеся трансформаторы

Д 15 – Д-15М — Электродвигатели — Постоянного тока — Д — Каталог — электродвигатели, сельсины, вращающиеся трансформаторы

Содержание

СУ-Д15 — Википедия

СУ-Д15 — советская самоходно-артиллерийская установка (САУ) класса штурмовых орудий.

Предпосылки[править | править код]

Снятие с производства СУ-122, жалобы фронтовых командиров на недостаточную огневую мощь СУ-85 против долговременных и сильных деревянно-земляных огневых точек противника привели к началу разработки проектов средних САУ на базе танка Т-34, вооружённых более мощными орудиями, чем 85-мм пушка Д-5С. Одним из таких проектов была САУ СУ-Д15, где основным вооружением была опытная гаубица Д-15 завода № 9. Рассмотрение проекта специальной комиссией привело к его положительной оценке, возможность изготовления и боевая ценность такой САУ не подвергались сомнению.

Распоряжение ГКО о начале работ по противотанковым средствам, предназначенными для борьбы с немецкими Танками (прежде всего — «тиграми» и «пантерами»), было издано 29 августа 1943 года. В соответствии с ним, в сентябре-октябре того же года КБ Уралмашзавода, с санкции Управления самоходной артиллерии и Главного артиллерийского управления РККА, разработало четыре проекта САУ.

Один из которых был на базе СУ-85 с орудием 152,4 мм.

Предполагалось, что СУ-Д-15 в ближайшем времени сможет заменить СУ-122, мощности гаубицы которых не хватало для эффективного поражения тяжёлых танков германии.

Создание прототипа[править | править код]

В сентябре 1943 года СУ-85 оснастили мощным артиллерийским орудием — 152,4 мм гаубицeй конструкции завода № 9.НКВ. Начальная скорость снаряда при массе 48-49 кг достигала 508 м/с. Броневая пробиваемость по сравнению с 85 мм снарядом орудия д-5с-85 увеличилось на 28 %. Фугасное действие 152,4 мм снаряда увеличилось почти на 100 % по сравнению с орудием 85 мм. Этой самоходке был присвоен заводской индекс СУ-Д15. При аналогичном вооружении эта самоходка была по массе намного меньше, чем тяжелая самоходная установка СУ-152 созданная на базе танка КВ-1с.

Но из-за имеющихся недостатков, проект СУ-Д15 в металле не изготавливался.

Бронирование корпуса и рубки[править | править код]

Броневая защита — противоснарядная. Корпус и рубка сварные, выполненные из броневых катаных листов толщиной 20 и 45 мм. Лобовой лист корпуса и броневой рубки был сплошным, имел толщину брони 45 мм и был наклонен под углом 50° от вертикали. Маска орудия имела броневую защиту толщиной 60 мм. Конструкция броневого корпуса, за исключением лобового листа и крыши боевой рубки была идентична корпусу установки СУ-122. Наклонные бортовые листы выходили за пределы корпуса, увеличивая объём боевого отделения.

Вооружение[править | править код]

По разработке конструкторов на СУ-Д15 устанавливалось 152,4 мм орудие Д-15

Главный конструктор завода № 9 Ф. Ф. Петров быстро разработал танковый вариант гаубицы Д-1 путём установки её на монтировку 85-мм танковой пушки Д-5. Такой «гибрид» двух артиллерийских систем получил сначала «совмещённый» индекс Д-1-5, который позже превратился в официальное обозначение Д-15. По разработке конструкторов на СУ-Д15 устанавливалось 152,4 мм орудие Д-15.

Орудие Д-15 калибром 152,4 мм стреляло снарядами весом 40 кг на расстояние 10-12 км

НОМЕНКЛАТУРА БОЕПРИПАСОВ:

Индекс выстрела Индекс снаряда Индекс заряда Масса снаряда, кг Масса ВВ/ОВ, кг Масса выстрела, кг Начальная скорость снаряда,

м/с[сн 1]

Максимальная дальность стрельбы, км
Бетонобойные
53-ВГ-536 53-Г-530 54-Ж-536 40 5,1 48 457 11,2
Осколочные
53-ВО-536А 53-О-530А 54-Ж-536/4Ж13 40 5,31 48 508 12,39
Осколочно-фугасные
53-ВОФ-534 53-ОФ-530 54-Ж-534 40 5,83 405 10,14

Двигатель[править | править код]

На СУ-Д15 установили двенадцати цилиндровый, четырёхтактный, быстроходный, бескомпрессорный дизель-мотор марки В-2-34 со струйным распыливанием топлива. Это двигатель водяного охлаждения, с V-образным расположением цилиндров в двух блоках под углом в 60°. Максимальная мощность его 500 л. с. при 1800 об/мин.

В-2-34 разработан в 1931—1939 годах конструкторским коллективом дизельного отдела Харьковского паровозостроительного завода сначала под руководством К. Ф. Челпана, а затем, с 1938 года — под руководством Т. П. Чупахина,.

Ходовая часть[править | править код]

Ходовая часть СУ-Д15 практически идентична танку Т-34. Применительно к одному борту, в её состав входили 5 двускатных опорных катков большого диаметра (830 мм) с резиновыми бандажами, ведущее колесо и ленивец. Ведущие колёса гребневого зацепления располагались сзади, а ленивцы с механизмом натяжения гусеницы — спереди. Гусеничная лента состояла из 72 штампованных стальных траков шириной 500 мм с чередующимся расположением траков с гребнем и без него. Для улучшения проходимости, на траки могли устанавливаться грунтозацепы различной конструкции, крепившиеся болтами к каждому четвёртому или шестому траку. Поддерживающие катки отсутствовали, как и т-34, СУ-Д15 имел подвеску Кристи, где верхняя ветвь гусеничной ленты опиралась на опорные катки машины.

Приборы наблюдения[править | править код]

На орудии СУ-Д15 устанавливались и боковой уровень и панорамный прицел — Панорама Герца. Телескопический и панорамный прицелы, а также зеркальный смотровой прибор, установленный по левому борту крыши рубки являлись средствами наблюдения наводчика на марше и в бою. В спокойной походной обстановке механик-водитель следил за окружающей машину обстановкой через открытый свой посадочный люк на лобовой броневой детали рубки. Для наблюдения в бою предназначались два перископических прибора в крышке этого люка, защищавшиеся броневыми заслонками. Сама крышка люка механика-водителя была унифицирована с аналогичной деталью танка Т-34. Командир САУ имел в своём распоряжении неподвижную командирскую башенку на крыше рубки с поворотной командирской панорамой типа ПТК или ПТК-5, а также два зеркальных смотровых прибора с фиксированными секторами обзора вперёд и вправо по ходу машины. На самоходках поздних выпусков командирскую панораму заменили на смотровой прибор Mk.IV. Единственным средством наблюдения заряжающего была смотровая щель на задней стенке боевой рубки.

Радиостанция[править | править код]

На самоходку было решено поставить танковую радиостанцию 9-Р, советского производства 1941 г.

9-Р также устанавливались на танки Т-70 (командирские),Т-34, КВ, КВ-85, а также на самоходные артиллерийские установки (САУ) СУ-76, СУ-76 м, СУ-85 и СУ-152.

Модернизированная версия радиостанции 9-РМ устанавливались на танки Т-34, Т-34-85, ТО-34, ТО-34-85, а также на САУ СУ-76М, СУ-100 и СУ-122

В комплект радиостанции 9-Р входит:

1. Передатчик 9-Р

2. Приемник «Малютка Т»

3. Умформер передатчика с фильтром

4. Щиток управления

5. Соединительные кабеля

6. Шлемофон

Переговорное устройство[править | править код]

Переговорное устройство ТПУ-3бис-Ф с 1943 г. выпускалось модернизированное, внешне не отличавшееся от ТПУ-3бис, основное отличие — в фоническом сигнале вызова.

Танковые переговорные устройства представляли собой системы внутританковой телефонной связи с оптическим вызовом, предназначенные для связи членов экипажа между собой, а также для работы на радиостанции.

ТПУ-3бисФ имели в своем комплекте аппарат радиста, приспособленный для совместной работы с танковой радиостанцией типа 71-ТК-3, 9-Р или 10-Р. Кроме того, в этих комплектах имелся аппарат командира машины, допускавший работу по радио..ТПУ работали при помощи микрофона с кнопкой (типа МА) и телефонов («Авио»).

ТПУ-3-бис-Ф, состоят из усилителя переговорного устройства, трех или четырёх абонентских аппаратов, шлемофонов с ларингофонами типа ЛТ-2 и телефонами ТТ.

Схема совмещения ТПУ и радиостанции 9-Р.

Шлемофон радиста имеет двухштырьковую вилку для подключения к ТПУ и трехштырьковой вилкой подключался микрофон.

Сам аппарат радиста ТПУ соединялось двухштырьковой вилкой с розеткой телефонов РС и двумя вилками (одноштырьковой — с розеткой ларингофонов и трехшпеньковой — с питанием ТПУ на 10-Р).

Электрооборудование[править | править код]

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме (аварийное освещение — двухпроводное). Напряжение бортовой сети составляло 24 и 12В. В качестве источников электроэнергии использовались четыре аккумуляторные батареи 6СТЭ-128, соединенных последовательно-параллельно С общей емкость 256 А·ч и генератор ГТ-4563-А с реле регулятором РРА-24Ф мощностью 1 кВт и напряжением 24 В.

— электрика моторной группы — стартер СТ-700 мощностью 15 л. с. (11кВт)

— наружный звуковой сигнал

— средства связи — радиостанция 9Р и танковое переговорное устройство ТПУ-3Ф.

Кроме того, осенью 1943 года по заданию Управления самоходной артиллерии проводились проектные работы по установке на самоход орудий калибра: 122-мм. Для установки было выбрано орудие Д25, которое устанавливалось в квадратной рамке и вело огонь снарядами массой 25,8 кг с начальной скоростью 790 м\с. Машина, получила индекс СУ-Д25,

Проект 122-мм среднего артсамохода СУ-Д25 воплощения в железе не получил.

. Для пушки доступны следующие снаряды:

· БР-471 — бронебойный остроголовый каморный снаряд (БС).

· БР-471Б — бронебойный тупоголовый каморный снаряд (БС).

· БР-471Д — бронебойный снаряд с бронебойным наконечником и баллистическим колпачком (БС) — только ИС-3, ИС-4М

· О-471 — осколочно-фугасный снаряд (ОФС).

Технические характеристики снарядов приведены в следующей таблицах:

Название снаряда Тип Масса, кг Начальная скорость, м/с Задержка взрывателя, м Чувствительность взрывателя, мм Угол встречи при котором вероятность рикошета 0 %, °
Угол встречи при котором вероятность рикошета 50 %, ° Угол встречи при котором вероятность рикошета 100 %, ° Угол нормализации при угле атаки 30°, °
БР-471 БС 25 800 0,9 15 43 30 15 -1
БР-471Б БС 25 800 0,9 15 42 27 19 +4
БР-471Д БС 25 800 0,9 15 42 27 19 +4
О-471 ОФС 25 800 1,3 0,1 11 10 9 0

Проект был аннулирован в виду большого количества доработок основной конструкции.

По результатам анализа представленных проектов было признанно, что При установке 152-мм гаубицы Д-15 требовалось где-то размещать боезапас, а сделать это без уменьшения ёмкости топливных баков в корпусе было невозможно. При этом, масса СУ-Д15, по сравнению с СУ-85, увеличивалась на 1500 кг. Орудия калибра 122 мм и 152,4 мм могут перегрузить узлы ходовой части и ухудшить подвижность средних самоходно-артиллерийских установок. Ввиду большого объёма переделок, мало возимого боезапаса, перегрузки передних катков машины, от дальнейшей разработки СУ-Д15 придётся отказаться. Поэтому орудия этих калибров было решено использовать для вооружения тяжелых танков и САУ.

Однако проектный опыт по размещению в средней САУ мощной артиллерийской системы пригодился впоследствии при разработке истребителя танков СУ-100.

В советском союзе и за границей, существовали аналоги тяжелого орудия 152,4 мм.

  • М.Свирин «Самоходки Сталина. История советской САУ 1919—1945». Москва. Яуза\ЭКСМО. 2008

СУ-Д15 — Википедия. Что такое СУ-Д15

СУ-Д15 — советская самоходно-артиллерийская установка (САУ) класса штурмовых орудий.

История создания

Предпосылки

Снятие с производства СУ-122, жалобы фронтовых командиров на недостаточную огневую мощь СУ-85 против долговременных и сильных деревянно-земляных огневых точек противника привели к началу разработки проектов средних САУ на базе танка Т-34, вооружённых более мощными орудиями, чем 85-мм пушка Д-5С. Одним из таких проектов была САУ СУ-Д15, где основным вооружением была опытная гаубица Д-15 завода № 9. Рассмотрение проекта специальной комиссией привело к его положительной оценке, возможность изготовления и боевая ценность такой САУ не подвергались сомнению.

Распоряжение ГКО о начале работ по противотанковым средствам, предназначенными для борьбы с немецкими Танками (прежде всего — «тиграми» и «пантерами»), было издано 29 августа 1943 года. В соответствии с ним, в сентябре-октябре того же года КБ Уралмашзавода, с санкции Управления самоходной артиллерии и Главного артиллерийского управления РККА, разработало четыре проекта САУ.

Один из которых был на базе СУ-85 с орудием 152,4 мм.

Предполагалось, что СУ-Д-15 в ближайшем времени сможет заменить СУ-122, мощности гаубицы которых не хватало для эффективного поражения тяжёлых танков германии.

создание прототипа

В сентябре 1943 года СУ-85 оснастили мощным артиллерийским орудием — 152,4 мм гаубицeй конструкции завода № 9.НКВ. Начальная скорость снаряда при массе 48-49 кг достигала 508 м/с. Броневая пробиваемость по сравнению с 85 мм снарядом орудия д-5с-85 увеличилось на 28 %. Фугасное действие 152,4 мм снаряда увеличилось почти на 100 % по сравнению с орудием 85 мм. Этой самоходке был присвоен заводской индекс СУ-Д15. При аналогичном вооружении эта самоходка была по массе намного меньше, чем тяжелая самоходная установка СУ-152 созданная на базе танка КВ-1с.

Но из-за имеющихся недостатков, проект СУ-Д15 в металле не изготавливался.

Описание конструкции

Бронирование корпуса и рубки

Броневая защита — противоснарядная. Корпус и рубка сварные, выполненные из броневых катаных листов толщиной 20 и 45 мм. Лобовой лист корпуса и броневой рубки был сплошным, имел толщину брони 45 мм и был наклонен под углом 50° от вертикали. Маска орудия имела броневую защиту толщиной 60 мм. Конструкция броневого корпуса, за исключением лобового листа и крыши боевой рубки была идентична корпусу установки СУ-122. Наклонные бортовые листы выходили за пределы корпуса, увеличивая объём боевого отделения.

Вооружение

По разработке конструкторов на СУ-Д15 устанавливалось 152,4 мм орудие Д-15

Главный конструктор завода № 9 Ф. Ф. Петров быстро разработал танковый вариант гаубицы Д-1 путём установки её на монтировку 85-мм танковой пушки Д-5. Такой «гибрид» двух артиллерийских систем получил сначала «совмещённый» индекс Д-1-5, который позже превратился в официальное обозначение Д-15. По разработке конструкторов на СУ-Д15 устанавливалось 152,4 мм орудие Д-15.

Орудие Д-15 калибром 152,4 мм стреляло снарядами весом 40 кг на расстояние 10-12000 км

НОМЕНКЛАТУРА БОЕПРИПАСОВ:

Индекс выстрела Индекс снаряда Индекс заряда Масса снаряда, кг Масса ВВ/ОВ, кг Масса выстрела, кг Начальная скорость снаряда,

м/с[сн 1]

Максимальная дальность стрельбы, км
Бетонобойные
53-ВГ-536 53-Г-530 54-Ж-536 40 5,1 48 457 11,2
Осколочные
53-ВО-536А 53-О-530А 54-Ж-536/4Ж13 40 5,31 48 508 12,39
Осколочно-фугасные
53-ВОФ-534 53-ОФ-530 54-Ж-534 40 5,83 405 10,14

Двигатель

На СУ-Д15 установили двенадцати цилиндровый, четырёхтактный, быстроходный, бескомпрессорный дизель-мотор марки В-2-34 со струйным распыливанием топлива. Это двигатель водяного охлаждения, с V-образным расположением цилиндров в двух блоках под углом в 60°. Максимальная мощность его 500 л. с. при 1800 об/мин.

В-2-34 разработан в 1931—1939 годах конструкторским коллективом дизельного отдела Харьковского паровозостроительного завода сначала под руководством К. Ф. Челпана, а затем, с 1938 года — под руководством Т. П. Чупахина,.

Ходовая часть

Ходовая часть СУ-Д15 практически идентична танку Т-34. Применительно к одному борту, в её состав входили 5 двускатных опорных катков большого диаметра (830 мм) с резиновыми бандажами, ведущее колесо и ленивец. Ведущие колёса гребневого зацепления располагались сзади, а ленивцы с механизмом натяжения гусеницы — спереди. Гусеничная лента состояла из 72 штампованных стальных траков шириной 500 мм с чередующимся расположением траков с гребнем и без него. Для улучшения проходимости, на траки могли устанавливаться грунтозацепы различной конструкции, крепившиеся болтами к каждому четвёртому или шестому траку. Поддерживающие катки отсутствовали, как и т-34, СУ-Д15 имел подвеску Кристи, где верхняя ветвь гусеничной ленты опиралась на опорные катки машины.

Приборы наблюдения

На орудии СУ-Д15 устанавливались и боковой уровень и панорамный прицел — Панорама Герца. Телескопический и панорамный прицелы, а также зеркальный смотровой прибор, установленный по левому борту крыши рубки являлись средствами наблюдения наводчика на марше и в бою. В спокойной походной обстановке механик-водитель следил за окружающей машину обстановкой через открытый свой посадочный люк на лобовой броневой детали рубки. Для наблюдения в бою предназначались два перископических прибора в крышке этого люка, защищавшиеся броневыми заслонками. Сама крышка люка механика-водителя была унифицирована с аналогичной деталью танка Т-34. Командир САУ имел в своём распоряжении неподвижную командирскую башенку на крыше рубки с поворотной командирской панорамой типа ПТК или ПТК-5, а также два зеркальных смотровых прибора с фиксированными секторами обзора вперёд и вправо по ходу машины. На самоходках поздних выпусков командирскую панораму заменили на смотровой прибор Mk.IV. Единственным средством наблюдения заряжающего была смотровая щель на задней стенке боевой рубки.

Радиостанция

На самоходку было решено поставить танковую радиостанцию 9-Р, советского производства 1941 г.

9-Р также устанавливались на танки Т-70 (командирские),Т-34, КВ, КВ-85, а также на самоходные артиллерийские установки (САУ) СУ-76, СУ-76 м, СУ-85 и СУ-152.

Модернизированная версия радиостанции 9-РМ устанавливались на танки Т-34, Т-34-85, ТО-34, ТО-34-85, а также на САУ СУ-76М, СУ-100 и СУ-122

В комплект радиостанции 9-Р входит:

1. Передатчик 9-Р

2. Приемник «Малютка Т»

3. Умформер передатчика с фильтром

4. Щиток управления

5. Соединительные кабеля

6. Шлемофон

Переговорное устройство

Переговорное устройство ТПУ-3бис-Ф с 1943 г. выпускалось модернизированное, внешне не отличавшееся от ТПУ-3бис, основное отличие — в фоническом сигнале вызова.

Танковые переговорные устройства представляли собой системы внутританковой телефонной связи с оптическим вызовом, предназначенные для связи членов экипажа между собой, а также для работы на радиостанции.

ТПУ-3бисФ имели в своем комплекте аппарат радиста, приспособленный для совместной работы с танковой радиостанцией типа 71-ТК-3, 9-Р или 10-Р. Кроме того, в этих комплектах имелся аппарат командира машины, допускавший работу по радио..ТПУ работали при помощи микрофона с кнопкой (типа МА) и телефонов («Авио»).

ТПУ-3-бис-Ф, состоят из усилителя переговорного устройства, трех или четырёх абонентских аппаратов, шлемофонов с ларингофонами типа ЛТ-2 и телефонами ТТ.

Схема совмещения ТПУ и радиостанции 9-Р.

Шлемофон радиста имеет двухштырьковую вилку для подключения к ТПУ и трехштырьковой вилкой подключался микрофон.

Сам аппарат радиста ТПУ соединялось двухштырьковой вилкой с розеткой телефонов РС и двумя вилками (одноштырьковой — с розеткой ларингофонов и трехшпеньковой — с питанием ТПУ на 10-Р).

Электрооборудование

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме (аварийное освещение — двухпроводное). Напряжение бортовой сети составляло 24 и 12В. В качестве источников электроэнергии использовались четыре аккумуляторные батареи 6СТЭ-128, соединенных последовательно-параллельно С общей емкость 256 А·ч и генератор ГТ-4563-А с реле регулятором РРА-24Ф мощностью 1 кВт и напряжением 24 В.

— электрика моторной группы — стартер СТ-700 мощностью 15 л. с. (11кВт)

— наружный звуковой сигнал

— средства связи — радиостанция 9Р и танковое переговорное устройство ТПУ-3Ф.

Кроме того, осенью 1943 года по заданию Управления самоходной артиллерии проводились проектные работы по установке на самоход орудий калибра: 122-мм. Для установки было выбрано орудие Д25, которое устанавливалось в квадратной рамке и вело огонь снарядами массой 25,8 кг с начальной скоростью 790 м\с. Машина, получила индекс СУ-Д25,

Проект 122-мм среднего артсамохода СУ-Д25 воплощения в железе не получил.

. Для пушки доступны следующие снаряды:

· БР-471 — бронебойный остроголовый каморный снаряд (БС).

· БР-471Б — бронебойный тупоголовый каморный снаряд (БС).

· БР-471Д — бронебойный снаряд с бронебойным наконечником и баллистическим колпачком (БС) — только ИС-3, ИС-4М

· О-471 — осколочно-фугасный снаряд (ОФС).

Технические характеристики снарядов приведены в следующей таблицах:

Название снаряда Тип Масса, кг Начальная скорость, м/с Задержка взрывателя, м Чувствительность взрывателя, мм Угол встречи при котором вероятность рикошета 0 %, ° Угол встречи при котором вероятность рикошета 50 %, ° Угол встречи при котором вероятность рикошета 100 %, ° Угол нормализации при угле атаки 30°, °
БР-471 БС 25 800 0,9 15 43 30 15 -1
БР-471Б БС 25 800 0,9 15 42 27 19 +4
БР-471Д БС 25 800 0,9 15 42 27 19 +4
О-471 ОФС 25 800 1,3 0,1 11 10 9 0

Оценка проекта

Проект был аннулирован в виду большого количества доработок основной конструкции.

По результатам анализа представленных проектов было признанно, что При установке 152-мм гаубицы Д-15 требовалось где-то размещать боезапас, а сделать это без уменьшения ёмкости топливных баков в корпусе было невозможно. При этом, масса СУ-Д15, по сравнению с СУ-85, увеличивалась на 1500 кг. Орудия калибра 122 мм и 152,4 мм могут перегрузить узлы ходовой части и ухудшить подвижность средних самоходно-артиллерийских установок. Ввиду большого объёма переделок, мало возимого боезапаса, перегрузки передних катков машины, от дальнейшей разработки СУ-Д15 придётся отказаться. Поэтому орудия этих калибров было решено использовать для вооружения тяжелых танков и САУ.

Однако проектный опыт по размещению в средней САУ мощной артиллерийской системы пригодился впоследствии при разработке истребителя танков СУ-100.

Аналоги орудия Д-15

В советском союзе и за границей, существовали аналоги тяжелого орудия 152,4 мм.

Литература

  • М.Свирин «Самоходки Сталина. История советской САУ 1919—1945». Москва. Яуза\ЭКСМО. 2008

Ссылки

СУ-Д-15 СУ-Д-25 Самоходная артиллерийская установка

Разработчик: КБ завода Уралмаш Год начала работ: сентябрь 1943
Год выпуска первого прототипа: отсутствует
Проекты были аннулированы в виду большого количества доработок основной конструкции.

Прежде чем начать рассказ о реализованном проекте 122-мм самоходной установки на базе СУ-100, следует напомнить о его более ранних вариантах, не нашедших воплощения в металле. В качестве основы тогда рассматривалась противотанковая САУ СУ-85.

Распоряжение ГКО о начале работ по противотанковым средствам, предназначенными для борьбы с немецкими танками (прежде всего – “тиграми” и “пантерами”), было издано 29 августа 1943 года. В соответствии с ним, в сентябре-октябре того же года КБ Урамашзавода, с санкции УСА и ГАУ РККА, разработало четыре проекта САУ:

1. Средняя самоходная установка СУ-Д-15 с вооружением, состоявшим из 152-мм гаубицы Д-15 обр.1943 г. Гаубица устанавливалась в квадратной рамке и вела стрельбу снарядами массой 40-49 кг с начальной скоростью 508 м\с. Предполагалось, что СУ-Д-15 в ближайшем времени сможет заменить СУ-122, мощности гаубицы которых не хватало для эффективного поражения тяжелых немецких танков.

2. Средняя самоходная установка СУ-Д-25, оснащенная 122-мм пушкой Д-25 обр.1943 г. Орудие также устанавливалось в квадратной рамке и вело огонь снарядами массой 25,8 кг с начальной скоростью 790 м\с.

3. Средняя зенитно-противотанковая самоходная установка с 85-мм зенитной пушкой 52К обр.1939 г. Орудия устанавливалось в частично защищенной вращающейся рубке или за щитом на открытой платформе.

4. Зенитная самоходная установка оснащенная 37-мм автоматической пушкой 61К обр.1939-1941 гг. в открытой сверху башне.

По результатам анализа представленных проектов был сделан вывод, что ввиду большого объёма переделок и невозможности сохранения преемственности с СУ-85 и Т-34, от дальнейшей разработки зенитных САУ придётся отказаться.

При установке 152-мм гаубицы Д-15 требовалось где-то размещать боезапас, а сделать это без уменьшения ёмкости топливных баков в корпусе было невозможно. При этом, масса СУ-Д-15, по сравнению с СУ-85, увеличивалась на 1500 кг.

Установка 122-мм пушки также потребовала значительного объёма доработок. Конструкторам предстояло увеличить габариты боевой рубки и установить бортовые бронелисты вертикально. Масса САУ свозимым боекомплектом 30 выстрелов, возрастала на 2500 кг. Хотя ожидаемое увеличение бронепробиваемости на 30% на дистанции 1000 метров делало проект СУ-Д-25 весьма привлекательным его реализация не состоялась.

Тогда было принято решение об установке на шасси СУ-85 другой артсистемы – 100-мм пушки Б-34 с баллистикой морского орудия, что привело к созданию самоходной установки СУ-100. Тем не менее, о проекте оснащения самоходки более мощным орудием Д-25С вспомнили в 1944 г.

Источники:
М.Свирин «Самоходки Сталина. История советской САУ 1919-1945». Москва. Яуза\ЭКСМО. 2008

ПРОЕКТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНИХ САУ
СУ-Д-15 \ СУ-Д-25 образца 1943 г.

БОЕВАЯ МАССА СУ-Д-15 СУ-Д-25
БОЕВАЯ МАССА 31100 кг 32100 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 152-мм гаубица Д-15 одна 122-мм пушка Д-25
БОЕКОМПЛЕКТ ? 30 выстрелов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ панорама ПТК
панорама Герца
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 45 мм
лоб рубки – 45 мм
борта — 45 мм
крыша — 20 мм
днище — 15 мм
ДВИГАТЕЛЬ В-2-34, дизельный, мощностью 500 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 5 опорных сдвоенных катков, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ 50 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

СУ-Д15 — Википедия

СУ-Д15 — советская самоходно-артиллерийская установка (САУ) класса штурмовых орудий.

История создания

Предпосылки

Снятие с производства СУ-122, жалобы фронтовых командиров на недостаточную огневую мощь СУ-85 против долговременных и сильных деревянно-земляных огневых точек противника привели к началу разработки проектов средних САУ на базе танка Т-34, вооружённых более мощными орудиями, чем 85-мм пушка Д-5С. Одним из таких проектов была САУ СУ-Д15, где основным вооружением была опытная гаубица Д-15 завода № 9. Рассмотрение проекта специальной комиссией привело к его положительной оценке, возможность изготовления и боевая ценность такой САУ не подвергались сомнению.

Распоряжение ГКО о начале работ по противотанковым средствам, предназначенными для борьбы с немецкими Танками (прежде всего — «тиграми» и «пантерами»), было издано 29 августа 1943 года. В соответствии с ним, в сентябре-октябре того же года КБ Уралмашзавода, с санкции Управления самоходной артиллерии и Главного артиллерийского управления РККА, разработало четыре проекта САУ.

Один из которых был на базе СУ-85 с орудием 152,4 мм.

Предполагалось, что СУ-Д-15 в ближайшем времени сможет заменить СУ-122, мощности гаубицы которых не хватало для эффективного поражения тяжёлых танков германии.

создание прототипа

В сентябре 1943 года СУ-85 оснастили мощным артиллерийским орудием — 152,4 мм гаубицeй конструкции завода № 9.НКВ. Начальная скорость снаряда при массе 48-49 кг достигала 508 м/с. Броневая пробиваемость по сравнению с 85 мм снарядом орудия д-5с-85 увеличилось на 28 %. Фугасное действие 152,4 мм снаряда увеличилось почти на 100 % по сравнению с орудием 85 мм. Этой самоходке был присвоен заводской индекс СУ-Д15. При аналогичном вооружении эта самоходка была по массе намного меньше, чем тяжелая самоходная установка СУ-152 созданная на базе танка КВ-1с.

Но из-за имеющихся недостатков, проект СУ-Д15 в металле не изготавливался.

Описание конструкции

Бронирование корпуса и рубки

Броневая защита — противоснарядная. Корпус и рубка сварные, выполненные из броневых катаных листов толщиной 20 и 45 мм. Лобовой лист корпуса и броневой рубки был сплошным, имел толщину брони 45 мм и был наклонен под углом 50° от вертикали. Маска орудия имела броневую защиту толщиной 60 мм. Конструкция броневого корпуса, за исключением лобового листа и крыши боевой рубки была идентична корпусу установки СУ-122. Наклонные бортовые листы выходили за пределы корпуса, увеличивая объём боевого отделения.

Вооружение

По разработке конструкторов на СУ-Д15 устанавливалось 152,4 мм орудие Д-15

Главный конструктор завода № 9 Ф. Ф. Петров быстро разработал танковый вариант гаубицы Д-1 путём установки её на монтировку 85-мм танковой пушки Д-5. Такой «гибрид» двух артиллерийских систем получил сначала «совмещённый» индекс Д-1-5, который позже превратился в официальное обозначение Д-15. По разработке конструкторов на СУ-Д15 устанавливалось 152,4 мм орудие Д-15.

Орудие Д-15 калибром 152,4 мм стреляло снарядами весом 40 кг на расстояние 10-12000 км

НОМЕНКЛАТУРА БОЕПРИПАСОВ:

Индекс выстрела Индекс снаряда Индекс заряда Масса снаряда, кг Масса ВВ/ОВ, кг Масса выстрела, кг Начальная скорость снаряда,

м/с[сн 1]

Максимальная дальность стрельбы, км
Бетонобойные
53-ВГ-536 53-Г-530 54-Ж-536 40 5,1 48 457 11,2
Осколочные
53-ВО-536А 53-О-530А 54-Ж-536/4Ж13 40 5,31 48 508 12,39
Осколочно-фугасные
53-ВОФ-534 53-ОФ-530 54-Ж-534 40 5,83 405 10,14

Двигатель

На СУ-Д15 установили двенадцати цилиндровый, четырёхтактный, быстроходный, бескомпрессорный дизель-мотор марки В-2-34 со струйным распыливанием топлива. Это двигатель водяного охлаждения, с V-образным расположением цилиндров в двух блоках под углом в 60°. Максимальная мощность его 500 л. с. при 1800 об/мин.

В-2-34 разработан в 1931—1939 годах конструкторским коллективом дизельного отдела Харьковского паровозостроительного завода сначала под руководством К. Ф. Челпана, а затем, с 1938 года — под руководством Т. П. Чупахина,.

Ходовая часть

Ходовая часть СУ-Д15 практически идентична танку Т-34. Применительно к одному борту, в её состав входили 5 двускатных опорных катков большого диаметра (830 мм) с резиновыми бандажами, ведущее колесо и ленивец. Ведущие колёса гребневого зацепления располагались сзади, а ленивцы с механизмом натяжения гусеницы — спереди. Гусеничная лента состояла из 72 штампованных стальных траков шириной 500 мм с чередующимся расположением траков с гребнем и без него. Для улучшения проходимости, на траки могли устанавливаться грунтозацепы различной конструкции, крепившиеся болтами к каждому четвёртому или шестому траку. Поддерживающие катки отсутствовали, как и т-34, СУ-Д15 имел подвеску Кристи, где верхняя ветвь гусеничной ленты опиралась на опорные катки машины.

Приборы наблюдения

На орудии СУ-Д15 устанавливались и боковой уровень и панорамный прицел — Панорама Герца. Телескопический и панорамный прицелы, а также зеркальный смотровой прибор, установленный по левому борту крыши рубки являлись средствами наблюдения наводчика на марше и в бою. В спокойной походной обстановке механик-водитель следил за окружающей машину обстановкой через открытый свой посадочный люк на лобовой броневой детали рубки. Для наблюдения в бою предназначались два перископических прибора в крышке этого люка, защищавшиеся броневыми заслонками. Сама крышка люка механика-водителя была унифицирована с аналогичной деталью танка Т-34. Командир САУ имел в своём распоряжении неподвижную командирскую башенку на крыше рубки с поворотной командирской панорамой типа ПТК или ПТК-5, а также два зеркальных смотровых прибора с фиксированными секторами обзора вперёд и вправо по ходу машины. На самоходках поздних выпусков командирскую панораму заменили на смотровой прибор Mk.IV. Единственным средством наблюдения заряжающего была смотровая щель на задней стенке боевой рубки.

Радиостанция

На самоходку было решено поставить танковую радиостанцию 9-Р, советского производства 1941 г.

9-Р также устанавливались на танки Т-70 (командирские),Т-34, КВ, КВ-85, а также на самоходные артиллерийские установки (САУ) СУ-76, СУ-76 м, СУ-85 и СУ-152.

Модернизированная версия радиостанции 9-РМ устанавливались на танки Т-34, Т-34-85, ТО-34, ТО-34-85, а также на САУ СУ-76М, СУ-100 и СУ-122

В комплект радиостанции 9-Р входит:

1. Передатчик 9-Р

2. Приемник «Малютка Т»

3. Умформер передатчика с фильтром

4. Щиток управления

5. Соединительные кабеля

6. Шлемофон

Переговорное устройство

Переговорное устройство ТПУ-3бис-Ф с 1943 г. выпускалось модернизированное, внешне не отличавшееся от ТПУ-3бис, основное отличие — в фоническом сигнале вызова.

Танковые переговорные устройства представляли собой системы внутританковой телефонной связи с оптическим вызовом, предназначенные для связи членов экипажа между собой, а также для работы на радиостанции.

ТПУ-3бисФ имели в своем комплекте аппарат радиста, приспособленный для совместной работы с танковой радиостанцией типа 71-ТК-3, 9-Р или 10-Р. Кроме того, в этих комплектах имелся аппарат командира машины, допускавший работу по радио..ТПУ работали при помощи микрофона с кнопкой (типа МА) и телефонов («Авио»).

ТПУ-3-бис-Ф, состоят из усилителя переговорного устройства, трех или четырёх абонентских аппаратов, шлемофонов с ларингофонами типа ЛТ-2 и телефонами ТТ.

Схема совмещения ТПУ и радиостанции 9-Р.

Шлемофон радиста имеет двухштырьковую вилку для подключения к ТПУ и трехштырьковой вилкой подключался микрофон.

Сам аппарат радиста ТПУ соединялось двухштырьковой вилкой с розеткой телефонов РС и двумя вилками (одноштырьковой — с розеткой ларингофонов и трехшпеньковой — с питанием ТПУ на 10-Р).

Электрооборудование

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме (аварийное освещение — двухпроводное). Напряжение бортовой сети составляло 24 и 12В. В качестве источников электроэнергии использовались четыре аккумуляторные батареи 6СТЭ-128, соединенных последовательно-параллельно С общей емкость 256 А·ч и генератор ГТ-4563-А с реле регулятором РРА-24Ф мощностью 1 кВт и напряжением 24 В.

— электрика моторной группы — стартер СТ-700 мощностью 15 л. с. (11кВт)

— наружный звуковой сигнал

— средства связи — радиостанция 9Р и танковое переговорное устройство ТПУ-3Ф.

Кроме того, осенью 1943 года по заданию Управления самоходной артиллерии проводились проектные работы по установке на самоход орудий калибра: 122-мм. Для установки было выбрано орудие Д25, которое устанавливалось в квадратной рамке и вело огонь снарядами массой 25,8 кг с начальной скоростью 790 м\с. Машина, получила индекс СУ-Д25,

Проект 122-мм среднего артсамохода СУ-Д25 воплощения в железе не получил.

. Для пушки доступны следующие снаряды:

· БР-471 — бронебойный остроголовый каморный снаряд (БС).

· БР-471Б — бронебойный тупоголовый каморный снаряд (БС).

· БР-471Д — бронебойный снаряд с бронебойным наконечником и баллистическим колпачком (БС) — только ИС-3, ИС-4М

· О-471 — осколочно-фугасный снаряд (ОФС).

Технические характеристики снарядов приведены в следующей таблицах:

Название снаряда Тип Масса, кг Начальная скорость, м/с Задержка взрывателя, м Чувствительность взрывателя, мм Угол встречи при котором вероятность рикошета 0 %, ° Угол встречи при котором вероятность рикошета 50 %, ° Угол встречи при котором вероятность рикошета 100 %, ° Угол нормализации при угле атаки 30°, °
БР-471 БС 25 800 0,9 15 43 30 15 -1
БР-471Б БС 25 800 0,9 15 42 27 19 +4
БР-471Д БС 25 800 0,9 15 42 27 19 +4
О-471 ОФС 25 800 1,3 0,1 11 10 9 0

Оценка проекта

Проект был аннулирован в виду большого количества доработок основной конструкции.

По результатам анализа представленных проектов было признанно, что При установке 152-мм гаубицы Д-15 требовалось где-то размещать боезапас, а сделать это без уменьшения ёмкости топливных баков в корпусе было невозможно. При этом, масса СУ-Д15, по сравнению с СУ-85, увеличивалась на 1500 кг. Орудия калибра 122 мм и 152,4 мм могут перегрузить узлы ходовой части и ухудшить подвижность средних самоходно-артиллерийских установок. Ввиду большого объёма переделок, мало возимого боезапаса, перегрузки передних катков машины, от дальнейшей разработки СУ-Д15 придётся отказаться. Поэтому орудия этих калибров было решено использовать для вооружения тяжелых танков и САУ.

Однако проектный опыт по размещению в средней САУ мощной артиллерийской системы пригодился впоследствии при разработке истребителя танков СУ-100.

Аналоги орудия Д-15

В советском союзе и за границей, существовали аналоги тяжелого орудия 152,4 мм.

Литература

  • М.Свирин «Самоходки Сталина. История советской САУ 1919—1945». Москва. Яуза\ЭКСМО. 2008

Ссылки

Википедия — свободная энциклопедия

Избранная статья

Американская экспедиция на К2 1953 года (англ. 1953 American Karakoram expedition) — американская экспедиция на вершину Чогори под руководством доктора Чарльза Хьюстона, состоявшаяся летом 1953 года и ставившая своей целью первое восхождение на второй по высоте восьмитысячник планеты. Это была пятая по счёту попытка восхождения на К2 и третья со стороны американских альпинистов.

Экспедиция вылетела из Нью-Йорка в Карачи 25 мая 1953 года и после почти месячного перехода к Базовому лагерю у подножия К2 начала свою работу на горе. За чуть менее чем полтора месяца осады ребра Абруццкого (Абруцци) были организованы восемь промежуточных лагерей. В последнем из них (на высоте 7770 м) 2 августа собрались все участники экспедиции, готовясь к финальному рывку. Однако в ночь на 3 августа на гору обрушился шторм, который не утихал последующие две недели. На пятые сутки пережидания непогоды неожиданно тяжело заболел один из сильнейших участников экспедиции Арт Гилки, которому требовалась немедленная эвакуация вниз, но альпинисты смогли её начать лишь 10 августа. Вечером того же дня Арт Гилки погиб в результате схода снежной лавины, но, даже не имея «на руках» больного, все альпинисты смогли спуститься в Базовый лагерь только 15 августа, претерпев все возможные испытания.

Хотя экспедиция не достигла своей главной цели, в альпинистских кругах на десятилетия вперёд она стала эталоном альпинистской взаимовыручки и, по словам Райнхольда Месснера, «самой потрясающей неудачей, которую только можно себе представить».

Хорошая статья

Солове́цкий ка́мень в Санкт-Петербурге — памятник жертвам политических репрессий в СССР и борцам за свободу. Он находится на Петроградской стороне в историческом центре города, на его старейшей площади — Троицкой. Этот сквер расположен рядом с местами, непосредственно связанными с политическими репрессиями в СССР — Домом политкаторжан, тюрьмой и некрополем Петропавловской крепости, Большим домом.

Памятник представляет собой гранитную глыбу, привезённую с территории бывшего Соловецкого лагеря, считающегося символом ГУЛАГа и советского государственного террора в целом. Он был установлен по инициативе и силами бывших политических заключённых и Санкт-Петербургской организации «Мемориал». Авторами памятника выступили художники Юлий Рыбаков и Евгений Ухналёв, которые в советское время сами пережили политическое заключение. Мемориал призван увековечить память не только о жертвах репрессивной системы и о борцах с ней, но в широком смысле он символизирует ценность свободы, прав человека и человеческого достоинства. Соловецкий камень является центральным местом мероприятий, посвящённых памяти жертв государственного террора в СССР, а также других правозащитных акций.

Изображение дня

«Дрозд-отшельник» — один из геоглифов Наски

Honda Civic VTEC 3 Stage: D15B (D15Z7) Большая статья

НА САЙТЕ ВЕДУТСЯ РАБОТЫ. ВОЗМОЖНЫ СБОИ, НЕКОРРЕКТНОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ.

Случайная статья узнай что то новое



Введение

3Stage VTEC верхушка развития распределния фаз в моторах D серии

3Stage VTEC верхушка развития распределния фаз в моторах D серии

В этой статье будет подробно изложено что такое система VTEC в варианте 3Stage, устанавливаемой с 1995 года в моторы Honda преимущественно модели D15B и D15Z7. Сама система VTEC состоит из нескольких узлов, и имеет ряд особенностей, дающий более гибкую работу двигателя. 3 Stage Vtec — трехступенчатая электронно-управляемая система фазы клапанов. Кратко, это 3 режима работы впускных клапанов. Венец разработок последних настоящих моторов серии D объемов 1.5 литра, конечно, были версии и на 1.6 литре (PSJD04), но это мутации, которые ориентированы больше на экологию.

Схема работы каждой стадии VTEC D15B

Схема работы каждой стадии VTEC D15B

Во первых система VTEC рассчитана только на впускной клапан. Первой особенностью является то что, кроме основного кулачка на распредвале, имеется еще кулачок либо с пониженной величиной хода (отключение клапана VTEC-E), либо кулачок с повышенной величиной хода (VTEC классический как D16Z6). Для того что бы кулачок передал клапану движения вращения распредвала, так же существует дополнительное коромысло . Под действием давления масла штифт (втулка) соединяет оба коромысла в единую систему. И клапан отрабатывает величину большего кулачка. Давление масла в системе VTEC, появляется благодаря открытию клапана VTEC, направляющего по одному из 2х каналов (если это 3Stage) масло для максимально быстрого запирания двух коромысел.

Подробная схема работы системы VTEC 3Stage в разрезе

Подробная схема работы системы VTEC 3Stage в разрезе

Диапазоны работы

Каждая стадия относится только к впускным клапанам, напомню их 8. Меняется механическое положение, вследствие чего меняется скорость (масса) воздуха и топливные карты ( с картами зажигания). Выпускные клапаны работают в неизменном режиме во всем диапазоне работы двигателя. Данный диапазоны взяты с официальных документов Honda.

  • от 0 до 2500 RPM — Работа 4х клапанов, 1 на каждый цилиндр, экономный режим.
  • от 2500 до 6000 RPM — Работа всех 8 впускных клапанов, обычная работа SOHC 16v. 4 клапана открываются на 36мм 4 других только на 32
  • от 6000 RPM — включение рокера для увеличения хода всех 8 клапанов. Смещение пика мощности до 7000 RPM.
Стадия 1, поднятие одного клапана примерно 1 мм, второго около 7 мм

Стадия 1, поднятие одного клапана примерно 1 мм, второго около 7 мм

Стадия 2, работа всех 8 впускных клапанов на высоту 7 мм

Стадия 2, работа всех 8 впускных клапанов на высоту 7 мм

Стадия 3, работа всех 8 впускных клапанов на высоту 10 мм

Стадия 3, работа всех 8 впускных клапанов на высоту 10 мм

Работа соленоидов VTEC 3 Stage

В программе заложенной в прошивки ECU заложено несколько факторов: необходимые обороты, наличие скорости (не нейтраль), рабочая температура ОЖ. В некоторых других двигателях таких как D16Z6, B16A2 был использован еще и датчик давления масла в системе VTEC (37250-PR3-003), при достижение давления масла в 250 кПа (37 PSI, D серия 390 кПа (57psi B Серия) появлялся дополнительный критерий включения соленоида, это не обходимо для «быстрого» включения рокера для предотвращения перекоса при маленьком давление масла. В двигателях Honda где есть VTEC, но нет этого датчика, «заложено» что корректно работающий двигатель, на необходимых оборотах будет иметь это давление.

Анимация работы включения и выключения VTEC

Электронная часть клапанов VTEC

2 Клапана, являются соленоидами. Каждый включается 12 вольтами, постоянным напряжением. Сопротивление рабочего клапана 13-30 Ом, ток нагрузки до 1 ампера (0.8а). Плюс идет по сигнальному проводу (красный и зеленый), минус идет по корпусу. Какой из клапанов за какой VTEC отвечает?

OBD2a D15Z7 D15B PinOut распиновка

Краткая распиновка под мозги 96-98 года P2J

  • Красный (левый) — OBD2a A21 для VTEC 6000 RPM
  • Зеленый (правый) — OBD2a A8 для VTEC 2500 RPM
  • [доп] Лампочка ECO econolight — OBD2a A30
Клапан VTEC 3Stage имеет 2 соленоида

Клапан VTEC 3Stage имеет 2 соленоида

OBD2b D15Z7 D15B PinOut распиновка

Краткая распиновка под мозги 96-98 года P2J

  • Красный (левый) — OBD2b B24 для VTEC 6000 RPM
  • Зеленый (правый) — OBD2b B12 для VTEC 2500 RPM
  • [доп] Лампочка ECO econolight — OBD2b A28

Высота кулачков

Высота кулачков распредвала D15Z7 (D15B)

  • Первичный кулачок — 16 клапанов, 2500, 2 стадия (36.662 мм)
  • Средний кулачок — 16 клапанов, 6000, 3 стадия (38.274 мм)
  • Вторичный кулачок — 12 клапанов, 1 стадия (32.291 мм)
  • Кулачек на выпуске — постоянный (38.008 мм)

Разница между D15B D15Z7 и D15Z6

D15Z7 является европейским клоном D15B 3-Stage JDM, совпадает абсолютно все. Начиная от OBD2a и OBD2b ECU, и заканчивая одинаковыми поршнями P2J и форсунками в 240сс, распределитель зажигания TD80U. Абсолютно все одинаковое, конечно я не беру интерьер и экстерьер, но чисто по двигателю и его электронике это клоны, имеется датчик детонации.
Что касается D15Z7 и D15Z6 VTEC-E? Так как D15Z6 Ориентирован на экономию, то тут уже другая лямбда и другой выпускной коллектор, форсунки 190 кубиков, другая ГБЦ (но СЖ такая же) и отсутствие датчика детонации. И всё. Блок D15, распределитель зажигания коленвал, шатуны и поршня — все одинаковое. По сути D15Z6 является хорошей базой для улучшения, стоит поменять только ГБЦ и мозг ECU с P2Y на P2J (соблюдая OBD2a или OBD2b).

Заявленный характеристики

Компания Honda устанавливала 3-Stage VTEC только на двигатели серии D. Следуя блогу фактов Honda D15B (D15Z7) 3Stage имеет следующие данные

  • Мощность с маховика 130 лс при 7200 RPM
  • Крутящий момент 139 Нм при 5300 RPM (14.2 кгм при 5300 RPM).
  • Расход бензина в режиме 10-15, 10км городского цикла плюс 15км трассы 5 литров.
  • Расход бензина на скорости 60кмч.
  • Степень сжатия 9.6
  • Ориентировочная масса 1020кг, зависит от комплектации и КПП, макс. 1080 кг.
Мощностной график двигателя D15B 3Stage, обратите внимаение на точки включения стадии в моменте (черная линия)

Мощностной график двигателя D15B 3Stage, обратите внимаение на точки включения стадии в моменте (черная линия)

Высота кулачков D15B (D15Z7) 3Stage

  • Первичный кулачок 16V — IN 36.662 мм
  • Средний кулачок VTEC 6000 — IN 38.274 мм
  • Вторичный кулачок VTEC-E — IN 32.291 мм
  • Выпускной кулачок — EX 38.008 мм

Иммобилайзер

Иммобилайзера в 37820-P2J 3Stage как такого нет, проверка чипа осуществляется отдельным блоком под рулевой колонкой.

Стоковые мозги ECU P2J

  • OBD2A 37820-P2J-J62 Вариатор
  • OBD2A 37820-P2J-J63 Вариатор
  • OBD2A 37820-P2J-J61 Вариатор
  • OBD2A 37820-P2J-003 Механика
  • OBD2B 37820-P2J-J11 Механика
  • OBD2B 37820-P2J-J81 Вариатор от Vi-RS
  • OBD2B 37820-P2J-J71 Вариатор

Различные формулы запуска VTEC стадий

Блок двигателя D15 + 3Stage ГБЦ + Мозг 37820-P06. Если взять стоковый вариант, то P06 рассчитан на D15B7, Объем совпадает, объем форсунок совпадает, не хватает только VTEC режима. В худшем случае вы будете передвигаться на 12 клапанах. Более верным решением является впайка VTEC Транзистора SanKen sk5151s или его аналогов с последующей чиповкой мозга ECU и настройкой. После на выход A4 (VTS) вы можете подключить один из клапанов VTEC.
Частой ошибкой является подключение на A4 соленоида VTEC 6000 а на соленоид VTEC 2500 подается постоянное напряжение. Это не правильно. Читайте статью дальше.

VTEC 3Stage, достаточно редкий и сложный двигатель

VTEC 3Stage, достаточно редкий и сложный двигатель

Блок двигателя D15 + 3Stage ГБЦ + Мозг 37820-P28. Стоковый мозг рассчитан на D16Z6, и объем 1.6 литра. Поэтому будет сильно смесь будет богатая, а учитывая что впускных клапанов будет работать 4 из 8, то воздуха будет очень мало. Поэтому необходима чиповка и настройка, и все что написано про P06 будет актуально и к P28.

Блок двигателя D15 (D14) + VTEC ГБЦ + Мозг SFI P3X-P3Y. Для включения соленоида, как я писал выше нужно давление масла в 250-400 кПа, на верхних оборотах проблем не будет, но при низких оборотах давления масла не будет хватать чтобы «быстро» установить штифт (втулку) рокера в нужное положение. На холостых оборотах втулка займет промежуточное положение, будет перекос коромысла, в итоге вы разрушите ГБЦ. К тому же, допустим, вы оставили блок 1.5 и ECU оставили стандартный, который рассчитан на определенное количество воздуха +-10% запаса коррекции. На верхних оборотах, вы с кнопки через реле подаете напряжение в 12 вольт, и получаете очень бедную смесь, вследствие чего детонацию и разрушение поршня. Поэтому как бы вам не хотелось, но нужна, гибкая система, и вариантов остается несколько:

Crome 3Stage GoldBase

В базовой версии Crome (tunewithcrome.com) имеется только настройка карт зажигания, топливных карт, и некоторых таблиц. В расширенной версии (дилерской) имеется так называемая GoldBase, это база с расширенными функциям. И именно благодаря GoldBase имеется возможность запустить 3Stage режим. Достаточно выбрать нужную функцию, и соединить сигнальный вывод VTEC с IAB выходом (выход для АКПП). Так же имеется функция установки VTEC на другой аналоговый выход. Выход кондиционера, стартера, вентилятора и тд. Но должен вам сообщить, что выбирая IAB одна из ваших карт будет совмещать сразу 2 режима. Поэтому вы будете умещать 3 карты (3Stage) в 2 карты OBD1.

Окно CROME GoldBase для выставления аналогового выхода на VTEC

Окно CROME GoldBase для выставления аналогового выхода на VTEC

Коробки в стоке D15B

Двигатель D15Z7 (D15B) поставлялся в комплектации VTi с двумя КПП. Во первых это CVT (вариатор), который при должном уходе может пройти больше 250000км, и МКПП точно такая же как и в комплектации D15B Ri NonVtec 105лс и D13B EL 91лс

Передаточные числа коробки МКПП D15B

Отношения других передаточных чисел КПП Honda вы можете прочесть в отдельный статье. Ниже приведены отношения КПП и CVT

  • Соотношение-Final — 4.058;
  • Реверс — 3.153;
  • 1 — 3.250;
  • 2 — 1.782;
  • 3 — 1.172;
  • 4 — 0.909;
  • 5 — 0.702;

Передаточные числа коробки CVT D15B

  • Соотношение-Final — 5.809;
  • Drive 2.466-0.449;
  • Реверс 2.466;

Дополнительная информация

Первое, мануал. Полноценной информации по 3Stage собранной в одном месте нет, есть русскоязычный мануал Руководство, устройство, техническое обслуживание для 5 и 6 поколения. Второе зеленый разъем C131. Третье на ECU P2J оборудованных возможностью управления CVT имеется 4 разъема, на механических ECU Только 3. Вариаторный ECU — управляет клапаном ХХ с 3 пинами, механический ECU управляет клапанов с двумя контактами. Не редко случается проблема с плавающими оборотами. Так же, прочтите о халтуре 3Stage часто принимаемой при свапе.


Случайная статья узнай что то новое

Данная статья актуальна для автомобилей Honda выпуска 1992-2000 годов, таких как Civic EJ9, Civic EK3, CIVIC EK2, CIVIC EK4 (частично). Информация будет актуальна для владельцев Honda Integra в кузовах DB6, DC1, с моторами ZC, D15B, D16A.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *