Синтетика или полусинтетика — что лучше лить в двигатель
Ответить на вопрос, что лучше для двигателя вашего автомобиля, синтетическое моторное масло или полусинтетическое, несложно. Сложнее дело обстоит с вопросом о безопасной экономии, можно ли сэкономить на замене более дешёвого варианта, не навредив при этом двигателю.
Синтетика или полусинтетика — что лучше выбрать
Синтетика или минералка?
Чтобы сделать правильный выбор и не ошибиться, необходимо понять, чем же отличается полностью синтетический продукт от минеральных масел или полусинтетики. В основе синтетических моторных масел лежит продукт, получаемый с помощью химических реакций. Сырьё для этого используется либо природный газ, либо продукты разной степени переработки нефти. Что же касается минерального масла, то его получают методами перегонки нефти. Именно в этом и кроется основное различие между синтетикой и минералкой.
Синтетические масла обладают рядом достоинств, среди которых высокая стабильность характеристик вязкости в различных температурных режимах, от рабочего до глубоко минусового. Также к преимуществам синтетики специалисты относят отличные смазывающие характеристики, оптимальный индекс вязкости, масляная плёнка очень прочная, которая держится на трущихся деталях даже при очень высоких температурах. Коэффициент трения очень низкий, а термостойкость высокая. Кроме того, синтетическая основа даже без использования специализированных присадок обладает высокой моющей способностью, что благоприятно сказывается на долговечности деталей двигателя.
Чем отличается синтетика от полусинтетики
Но и присадки синтетика растворяет прекрасно, насыщенность может достигать 25 процентов (доля растворённых присадок в масле).
Полусинтетика
Что же собой представляет полусинтетическая основа? Это смесь минеральной основы с синтетической, а также некоторой доли специальных присадок. У разных производителей процентное соотношение минеральной и синтетической основы бывает разное, от 50 до 60 процентов минерального компонента. Именно здесь и кроется основное достоинство полусинтетики – более низкая стоимость по сравнению с маслами полностью с синтетической основой. Однако наличие в полусинтетических маслах минерального компонента делает их более чувствительными к температуре. Полусинтетика начинает загустевать при температурах от 7 градусов ниже нуля.
Какое масло лучше для двигателя
То есть, главный недостаток полусинтетики, это более низкая стабильность вязкости в разных температурных режимах. Также минеральная составляющая полусинтетических масел подвержена процессам окисления. Но все эти минусы для автовладельцев перекрываются основным достоинством – ценой. Стоит отметить, что современные турбированные двигатели рассчитаны исключительно на синтетику, поэтому у владельцев таких машин выбор масла по этому критерию вопросов не возникает в принципе.
Для более простых в конструктивном плане моторов между типами масел можно выбирать: приобретать ли дорогую синтетику, более дешёвую полусинтетику, или же вообще бюджетную минералку. Решение этого вопроса остаётся за владельцем машины. Одно только следует помнить – специалисты рекомендуют заливать в двигатель по возможности только синтетические масла, особенно тем, кто хочет хоть немного продлить жизнь двигателю. А тем, кто эксплуатирует автомобиль в суровых климатических условиях, синтетика просто прописана «доктором».
Другие записи по теме:
autowestnik.ru
Полусинтетика или синтетика, что лучше заливать в мотор?
В кругах автомобилистов нередко возникают споры: какое масло лучше, полусинтетика или синтетика. Одни утверждают, что достаточно подыскать хорошую полусинтетику и менять ее немного чаще, чем того требует регламент.
Другие категорически убеждены, что кроме синтетики в новые технологичные моторы ничего заливать нельзя. На самом деле отчасти правы обе стороны.
Очень много переменных в этом уравнении. И однозначного ответа на вопрос, какое же масло лучше, попросту нет. Ниже мы попробуем разобраться более детально, что собой представляет и для каких целей лучше подходит каждый из классов моторных масел.
Разделение по типу баз согласно классификации API
Определяющим фактором, к какому типу относится то или иное масло (синтетическому, полусинтетике или минеральному), является база. Американский институт нефти ввел свою систему для классифицирования базовых масел. Состоит она из 5 классов.
Схема разделение по типу баз
Продукты прямой перегонки нефти
Из сырой нефти отделяются легкие фракции, такие как бензин и дизельное топливо. После этого оставшаяся от сырой нефти субстанция подвергается фильтрации и простой химической обработке растворителями без разогрева до высоких температур и при нормальном давлении. Так получается минеральная база для моторных масел.
Гидрокрекинговые базы
Процесс гидрокрекинга подразумевает нагрев оставшейся после отделения легких фракций нефти до высоких температур в специальном сосуде в присутствие водорода и катализаторов.
Таблица. Свойства базовых масел по API | ||||
---|---|---|---|---|
Группа | База | Индекс вязкости | Содержание предельных, % | Сера, % |
I | Минеральная | 80-120 | >0,03 (до 1%) | |
II | гидрокрекинговая | 80-120 | >90 | |
III | гидрокрекинговая | >120 | >90 | |
IV | Полиальфаолефины (ПАО) | >120 | ~100 | 0,00 |
V | Все, что не входит в группы I-IV |
На ее поверхности образовывается пласт парафина. Он удаляется из колонны гидрокрекинга механическим путем.
Продукты жесткого гидрокрекинга
Жесткий гидрокрекинг схож в технологическом плане с обычным, но протекает при очень высоких температурах и повышенном давлении. При этом даже парафиновые соединения разлагаются до более простых и пригодных в базовых маслах веществ. Также отпадает нужда в последующем вымораживании базы.
ПАО-компоненты
Базовые масла на основе ПАО (полиальфаолефинов) создаются из природного газа или нефти посредством технологически сложной, многоступенчатой и дорогой переработки в присутствии различных модифицирующих компонентов.
В результате получается однородная, химически стабильная и устойчивая к внешним факторам (высокой температуре и давлению) база. Редко используемые, нестандартные базы.
Самым распространенным представителем этой категории выступают эстеры. Базы на основе эстеров получаются путем гашения растительных жиров кислотами.
Процесс получения эстеров довольно сложен и дорог. Но в итоге получаются качественные базовые масла с высоким индексом вязкости и хорошей химической стабильностью.
База занимает порядка 80% от общего объема моторного масла. Остальные 20% отводится на присадки. Причем одинаковые присадки могут быть использованы в разных по происхождению основах.
Поэтому именно база в большей степени отвечает на вопрос, какое масло лучше: минеральное, или синтетика, или полусинтетика.
Что собой представляют синтетические масла
В традиционном представлении синтетикой называли моторные масла, изготовленные на базах 4 и 5 групп по API. Однако в 1998 году компания «Шеврон» сделала на своих канистрах с чистым гидрокрекинговым маслом пометку Full-Synthetic.
Схема производства ПАО
Узнав об этом, другая крупная нефтегазовая компания Mobil подала на Chevron в суд за якобы введение покупателей в заблуждение.
После довольно продолжительной тяжбы суд стал на сторону Chevron, аргументировав свое решение тем, что термин «синтетика» является в принципе маркетинговым.
И с научной точки зрения нет основания использовать слово Synthetic в отношении смазочных материалов только 4 и 5 групп по API.
После этого многие компании, производившие гидрокрекинговые продукты, стали на своих канистрах писать слово Synthetic или Full-Synthetic.
В то же время некоторые страны (такие как Япония, Тайвань, Южная Корея и некоторые другие) для внутренних рынков придерживаются традиционной интерпретации синтетических смазочных материалов.
То есть если на канистре масла, произведенного в Японии и для Японии, написано Synthetic – эта смазка создана на основе ПАО или на другой базе пятой группы по API.
Обратите внимание
В вопросе, что лучше: синтетика или полусинтетика, многое зависит от того, на какой именно базе созданы рассматриваемые масла. Ведь качественная полусинтетика из Тайвани может быть лучше по рабочим свойствам, чем HC-синтетика для российского рынка.
Синтетические масла, при прочих равных, обладают повышенной устойчивостью к высоким температурам и давлению, более длительным сроком службы и стабильностью рабочих свойств.
Что такое полусинтетика
Полусинтетические масла – это в подавляющем большинстве случаев смесь из баз различного происхождения. Для создания средней по качеству полусинтетики обычно берутся базы, созданные на основе гидрокрекинга или жесткого гидрокрекинга с добавлением небольшого количества минеральных компонентов.
Более дорогая полусинтетика производится преимущественно из базовых масел, созданных путем жесткого гидрокрекинга, с добавлением ПАО-компонентов или других технологичных баз.
Полусинтетические (или Semi-Synthetic) масла обладают пограничными свойствами. Они гораздо лучше по характеристикам, чем минеральные, но проигрывают смазкам класса Full-Synthetic.
Производство базы 2 категории по API
Обычно полусинтетика быстрее окисляется, меньше служит и более чувствительна к перегрузкам, чем синтетика. В плане смазочных и защитных свойств разница не настолько существенная, чтобы можно было сказать: масла Synthetic гораздо лучше смазывают или защищают мотор.
Как показали результаты исследований на триботехнических машинах и в реальных условиях, в плане защиты и смазывания стопроцентная ПАО-синтетика не сильно выигрывает у баз 2 и 3 категории по API.
В вопросе какое масло лучше, полусинтетика или минеральное, в общем случае ответ такой – полусинтетика. Сейчас даже для устаревших авто нежелательно использовать минеральные смазочные материалы.
Производство базы 3 категории по API
А если и заливать их, то только при условии спокойной езды, постоянного контроля и замены на 3-5 тысяч км пробега раньше, чем предусмотрено регламентом.
Минералка приемлема для использования в простейших нефорсированных моторах тяжелой техники, работающей без перегрузок. В вопросе, что лучше, масло минеральное или синтетика, ответ однозначный – синтетика.
Ключевые различия
Различия между синтетическими и полусинтетическими смазками можно провести только условно, так как эти формулировки лишь в общих чертах описывают реальные свойства моторных масел.
Структурный состав синтетики и полусинтетики
Для удобства восприятия приведем усредненные преимущества синтетики перед полусинтетикой:
- Более длительный срок службы. В среднем синтетика, благодаря оптимальной структуре молекул, сгенерированной искусственно, служит дольше. В минеральных составах приходится работать с тем, что было изначально в составе сырой нефти. И многие компоненты в минералках быстро разлагаются, окисляются и осаживаются на нерабочих поверхностях мотора, что существенно снижает срок службы масла.
- Высокая химическая и структурная стабильность. Этот показатель обусловлен однородностью химического состава. Молекулы в синтетических базах искусственно синтезированы с расчетом на их стабильность. И вне зависимости от условий эксплуатации, структурные и химические преобразования в базе на протяжении всего срока службы смазки минимальны.
- Высокий индекс вязкости. Этот параметр также обусловлен синтезом оптимальных для работы в двигателях молекул. В некоторых синтетических маслах, созданных на 4 и 5 группах базовых масел, индекс вязкости превышает 230 единиц.
Индекс вязкости наглядно
- Низкая температура застывания. Редко можно встретить полусинтетику с зимней вязкостью 0W. В основном для районов крайнего севера используется только синтетика. Есть и более простые масла с низкой температурой застывания, созданные на базах 2 и 3 групп, но в них хорошая стойкость к потере текучести достигается за счет применения присадок, которые, как правило, ухудшают экологические показатели смазки (сернистость, сульфатная зольность).
- Хорошая стойкость к воспламенению. Синтетика обычно имеет температуру вспышки не ниже, чем 200-220 °C. А это отражается на расходе масла на угар.
Есть у синтетики и один неприятный фактор, который при всех плюсах зачастую склонят рядовых автомобилистов в сторону полусинтетических вариантов. Это высокая цена. Топовая синтетика в среднем в 2 раза дороже, чем хорошая полусинтетика.
Область применения синтетики и полусинтетики
Какое масло для двигателя лучше? Все зависит от технологичности мотора (системы питания, форсированности, оснащенности турбиной и интрекулером и т. д.) и условий его эксплуатации.
Синтетические смазки на базе 4 и 5 групп в обычных гражданских авто, эксплуатируемых в средней климатической полосе, использовать, особого смысла нет.
Дело в том, что с задачами защиты двигателя, работающего в штатном режиме, вполне справляются обычные гидрокрекиноговые масла (в не зависимости от того, как они названы, синтетикой или полусинтетикой).
Стоит ли заливать синтетическое моторное масло — интересное видео
Есть ряд условий, при которых будет оправданной заливка дорогой синтетики:
- слишком жаркий или холодный климат;
- агрессивная манера вождения с резкими ускорениями и ездой на скорости, близкой к максимальной;
- высокофорсированный мотор гоночного автомобиля;
- городской режим эксплуатации авто с частыми пробками и многочисленными поездками на короткие расстояния.
Также автомобилисты часто задаются вопросом: какое масло лучше для гидрокомпенсаторов? Лучше та смазка, которая обладает хорошими моющими свойствами и оставляет минимальное количество твердых отложений.
Именно эти факторы важны для нормальной работы компенсаторов. Обычно эти свойства лучше у синтетических масел.
prosmazku.ru
Какое масло лучше: синтетика или полусинтетика?
Моторная жидкость для автомобиля, равно, что кровь для сердечно-сосудистой системы человека. Без неё организм не будет приведён в действие. Основная функция масла – создание обволакивающей плёнки на металлических поверхностях деталей с целью их максимальной защиты от чрезмерного износа. От качества компонентов зависит эффективность самой плёнки. Не многие производители смогли добиться успехов в этом направлении. Оригинальность смазки определяется уже после первых тысячи километров. Некачественная основа приведёт к разрушению молекулярного состава. Несмотря на то, что защитными свойствами обладают все типы масел, рассматривать следует только две категории. Итак, что лучше для мотора, синтетика или полусинтетика.
Синтетику получают в ходе проведения целого цикла химических реакций между природным газом и нефтяными продуктами. Стойкие характеристики, даже в условиях длительной эксплуатации, доказаны неоднократными тестированиями. Сильная молекулярная структура, минимальная подверженность окислительным процессам, выводит продукт на первое место рейтинга. Специальные химические присадки способствуют повышению степени сжатия в цилиндрах, горючее сгорает в полном объёме, повышается производительность силового агрегата. Такие характеристики как вязкость, текучесть остаются низменными на протяжении всего срока использования. Внешние температурные перепады, быстрый старт больше не страшны мотору. Жирным минусом, частично перечёркивающим плюсы, является его высокая стоимость, которая не каждому доступна. Насколько рационально заливать основу в отечественные авто – решать водителю лично. Но, автомеханики не рекомендуют делать подобного, ввиду нецелесообразности заливать синтетический продукт.
Химический состав представлен в виде ассорти, состоящего из двух основ: минеральной и синтетической. Пропорция в соотношении 60/40 %. В связи с тем, что на международном законодательном уровне чёткого регламента не принято, каждый изготовитель стремиться уменьшить себестоимость за счёт снижения «дозы» синтетики. Главный «минус» такого типа смазки – подверженность загущению, уже при отрицательной температуре в -15°С. Такая смена молекулярного состава объясняется тем, что в основе содержится больше половины минеральных компонентов. Соответственно, риск окислению также повышен. Несмотря на это, преобладающее большинство автовладельцев охотно выбирают полусинтетический материал для своего двигателя. Стоимость канистры в два раза дешевле синтетики. Интервал замены составляет 15 000 км. В зависимости от условий эксплуатации, интервал можно увеличить до 20 000 км.
Если рассматривать характеристики моторных жидкостей с точки зрения выносливости, то синтетика намного эффективнее младшего аналога. Всё благодаря наличию мощных присадок уже в базовой основе. В то время как в полусинтетику их добавляют. Химические присадки обладают свойством летучести. Со временем их эффективность падает.
Несмотря на то, что у обоих видов имеется искусственная основа, смешивать их категорически не рекомендуется. Различные химические компоненты при взаимодействии ведут себя по-разному. Спрогнозировать конечный эффект невозможно. Доказано одно – свёртываемость неизбежна.
Рекомендательный совет. В случае крайней необходимости, когда поломка застигла вас врасплох, допускается смешивать оба типа. Изготовитель делает оговорку на то, чтобы пробег не превышал 50 км. Расстояния достаточное до ближайшей СТО. После чего следует незамедлительно слить смесь, промыто двигатель специальным промывочным маслом. Только после этого заливать новую основу. Лучше не испытывать судьбу, и возить в багажном отсеке пару литров запасной смазки в пластиковой канистре.
- Новый транспорт: с самого начала заливайте полностью синтетическое масло одной и той же фирмы. Экспериментировать не следует;
- с небольшим пробегом: распространённый вариант приобретения авто для большинства среднестатистических семей со скромным бюджетом. Заливайте только полусинтетику, также одной и той же фирмы. Пробег имеется, износ поршневой группы уже появился, искусственную смазку лить не рационально. Обязательно узнавайте у бывшего владельца, какой тип жидкости он заливал в мотор;
- с внушительным пробегом: как говорят доктора, поздно пить Боржоми, если печень не годится. Аналогично и здесь. Лейте минералку до полного капитального ремонта. После принимайте решение о полусинтетике, не более.
Лучшие из лучших. На сегодняшний день производителями качественного моторного масла признаны: Кастрол, Мотюль, Мобил, Шелл, Лукойл, Хадо. У каждого из них имеется в наличии все типы смазок для двигателей, трансмиссий, подшипниковой группы, системы охлаждения, прочие аксессуары по уходу за техникой.
Итак, окончательно ответить на тему статьи не возможно. Но, определённо можно сказать так, имеете новое транспортное средство – лейте синтетику, б/у – полусинтетику. Обязательно хорошо проконсультируйтесь у специалистов перед совершением каких-либо действий. В целом, соблюдайте правила дорожного движения, рекомендации по эксплуатации, не превышайте интервалы замены масла, тогда любой автомобиль на любой смазке будет ходить вечно. Всех благ!!!
Автор: Максименко Игорь
Вам будет интересно
maslogsm.ru