Что такое минеральное масло. Состав, изготовление и свойства различных вариантов.
Минеральные масла представляют собой продукты нефтяного происхождения. Они получается благодаря дистилляции мазута. Поэтому они отличаются нестабильными показателями и высоким уровнем испаряемости. Они имеет под собой основу минерального происхождения.
Кроме этого, в процессе изготовления минеральных масел могут использоваться технические сельскохозяйственные культуры. С учетом того, что процесс изготовления минеральных масел достаточно прост, соответственно цены на них более приемлемые, чем на другие виды синтетических масел.
Что собой представляет минеральное масло?
Довольно трудно найти сферу применения, где бы минеральные масла использовались в чистом виде. Для того чтобы оно работало более эффективно, его используются в составе со стабилизирующими присадками. Они позволяют сделать минеральные масла более противоизносным и антикоррозийным.
Кроме этого, стабилизирующие присадки позволяют значительно повысить моющие свойства минеральных масел. Все дело в том, что характеристики эксплуатации масел не дают возможности выдержать высокие температуры. При низких и минусовых температурах, минеральные масла достаточно быстро густеют.
Если масла используются при температуре 80 градусов, то мотор автомобиля моментально засорится продуктами его сгорания. Именно из-за вышеуказанных показателей, масла минерального происхождения содержат в своем составе 12 процентов стабилизирующих присадок.
Хорошие минеральные масла получаются из высококачественных нефтяных продуктов, и прежде чем попасть в продажу, проходят строгую очистку.
Что входит в состав минерального масла
В состав минералки входят такие вещества:
- Парафины (щелочные и циклические)
- Алкановые и ненасыщенные углеводороды (в минимальном количестве)
- Циклановые (порядка 80 %)
- Ароматические (порядка 10 %)
- Циклано-ароматические углеводороды (порядка 15 %)
Также в состав масла входят углеводороды кислородного и сернистого происхождения, и некоторые образования, которые носят смолисто-асфальтовый характер. Что касается смазочного масла, то эти образующие не входят в его состав в большом количестве. Дело в том, что смазочные масла проходят очистку высокого уровня.
База масел может иметь различную вязкость, но независимо от этого в ее состав входят разнообразные присадки, которые служат для повышения характеристик эксплуатации.
Они одновременно являются и минусом смазочной жидкости. Проблема заключается в том, что под воздействием высокой температуры присадка, входящая в состав масла, сгорает за очень короткое время. А далее, минералка уже меняет свои основные характеристики и свойства. Изменения становятся весьма заметными на автомобилях со значительным пробегом.
Свойства вязкости «минералки»
Вязкость является очень важным показателем как для масел минерального, так и синтетического происхождения. Что касается моторных масел, то их вязкость может меняется под действием температуры: чем она ниже, тем больше вязкость жидкости.
Для того чтобы мотор работал более, чем исправно, вязкость масел должна находится на указанном уровне: не выше его, не ниже его. Это говорит о том, что запуская не разогретый мотор в мороз, вязкость моторного масла не должна быть очень высокой, и наоборот, когда в жаркую погоду запускается теплый двигатель, масло не может быть достаточно жидким.
Свойства масел минерального происхождения
Кроме самого свойства вязкости, огромное значение имеет такой показатель, как индекс вязкости. Он показывает зависимость между вязкостью и температурой. Индекс вязкости представляет собой безмерную величину, которая не имеет никаких единиц измерения. Индекс указывает на уровень разжижения минерального масла.
Чем больше показатель индекса, тем лучше. В таком случае, обеспечивается лучшая работоспособность автомобильного мотора. Если в состав «минералки» не входят никакие стабилизирующие присадки, то уровень индекса вязкости находится в пределах 85-100. Если же присадки присутствуют, то показатель может доходить до 120.
Есть показатель индекса вязкости совсем низкий, это указывает на то, что двигатель будет проблематично запускаться при низких и минусовых температурах, а при высоких – мотор будет плохо защищен от износа. Выбирая моторного масла нужно четко понимать, что его вязкость меняется в обратной пропорции с температурой. Чем выше температура, тем ниже вязкость минерального масла и наоборот.
Такая зависимость обусловлена несколькими показателями. Необходимо учитывать сырье, из которого было изготовлено масло, и способ, которым оно было изготовлено. Толщина пленки масла между двумя соприкасающимися поверхностями непосредственно зависит от вязкости «минералки». Впоследствии, это оказывает непосредственное влияние на эффективность работы машинного мотора.
Для того чтобы двигатель служил своему владельцу верой и правдой долго лет, необходимо позаботится о том, чтобы он не изнашивался. По этой причине, в масла минерального происхождения помимо присадок, которые обеспечивают вязкость, добавляются и противозадирные присадки.
Это необходимо для создания пленки нужной толщины, иначе невозможно будет предотвратить износ деталей двигателя. В зависимости от производителя, в минеральные масла добавляются различные присадки. Иногда на практике может оказаться, что они не совместимы между собой.
Минеральные масла, помимо основных, обладают еще несколькими важными характеристиками.
- Для легкокипящих фракций, такой показатель, как температура вспышки играет большое значение. Он указывает на то, как быстро масло испаряется в ходе эксплуатации автомобиля. Если используется масло некачественного производства, то у него очень быстрый показатель по температуре вспышки. А это говорит о том, что масло будет расходоваться быстрее обычного.
- Еще один важный показатель – это температура застывания. Он указывает на температуру, при которой минеральное масло довольно быстро застынет и потеряет свою текучесть.
- Третий показатель – щелочное число. Он указывает на то, насколько масло способно нейтрализовать влияние вредных кислот при помощи имеющихся присадок.
- Последний показатель называется кислотным числом. Он указывает на присутствие продуктов, которые образовываются в ходе окисления минеральных масел.
Минеральные масла имеют свои недостатки. Они заключаются в нестабильности некоторых их параметров при смене температур. Ведь из-за этого масла быстро окисляются и разрушаются, а это, в свою очередь, приводит к отрицательному влиянию на работу автомобильного мотора.
Большим плюсом минеральных масел, конечно, является их цена. Обычно, минеральное масло используется как механическая смазка. Каждый производитель, который заинтересован в продаже качественного продукта, предлагает подробную инструкцию, по применению механического масла.
Чаще всего применяется масло синтетического происхождения, однако его цена значительно выше, цены минерального масла. Чаще всего, минеральное масло используется для работы старых моторов либо двигателей, которые имеют значительный пробег и только при плюсовых температурах.
golifehack.ru
Минеральные масла для автомобилей – характеристики, свойства
В производстве существует всего три типа моторных масел: минеральные масла для автомобилей, синтетические и полусинтетические. Различаются они по многим критериям: составу, цене, техническим характеристикам.
Минеральные масла для автомобилей
Свойства и состав
Минеральное масло – это результат неоднократных последовательных переработок нефти (точнее, мазута). Название говорит о том, что оно является натуральным, и это действительно так. Благодаря простоте и незатратности производства на выходе получается достаточно дешевый продукт, в чей состав входит:
- Различные типы углеводородов: ¾ от всего объема – циклановые, примерно до 15% ароматических, около 10% – циклано-ароматических и минимум алкановых, характеризующихся низкой насыщенностью.
- Компоненты парафинов – циклических и щелочных.
Во время производства продукт подвергается тщательной очистке и в итоге в состав входит очень мало веществ, типа сернистых и кислородных углеводов, положительно влияющих на работу двигателя. Также в базовую минералку не вводятся дополнительные элементы – присадки – как в синтетические или полусинтетические аналоги, поэтому она не обладает высоким качеством защиты деталей двигателя от трения. Но в таком виде она почти не встречается, так как ее применение будет просто нецелесообразным, поэтому стоит выделить три типа, на которые делят минеральное масло, в зависимости от наличия присадок:
- Нафтеновые;
- Парафиновые;
- Ароматические.
Различия в них базируется на составе углеводорода, а именно на его строении. Например, наиболее высокая вязкость в парафиновом типе.
Присадки призваны улучшать технические характеристики минерального моторного масла, но одновременно они могут повлиять и негативно. Это связано с тем, что из-за высоких рабочих температур двигателя присадки с колоссальной скоростью выгорают, в связи с чем меняются свойства смазочной жидкости. В целом же применение стабилизирующих присадок делает минералку более устойчивой к износу и коррозийным проявлениям, улучшают ее моющие свойства.
Вязкость
Вязкостный показатель минерального масла – это число, определяющее диапазон температурных значений, при которых мотор работает в нормальном режиме. В чистой минералке индекс вязкости варьируется в диапазоне 85-100, с присадками – до 120 единиц. Невысокий индекс – показатель того, что при минусовой атмосферной t° можно ждать проблем с запуском двигателя. В жару также особой защиты мотору не гарантировано.
В соответствии со стандартами SAE различают минеральное масло трех типов – 10W-30/40 и 15W-40. Расшифровка этих данных говорит о том, в каких температурных условиях оно применимо. Следует учитывать, что вязкость и t° взаимосвязаны – чем вторая выше, тем показатели первой ниже, то есть масло разжижается в жару и густеет на холоде. А вязкость напрямую влияет на толщину масляной пленки, защищающей детали от излишнего трения. Соответственно, чем выше вязкостное значение, тем толще пленка и больший ресурс работы двигателя.
Преимущества и недостатки
Из плюсов можно отметить, что минералка значительно дешевле той же синтетики и п/синтетики.
Отрицательные свойства:
- Нестабильность состава при различных температурных данных,
- Повышенная испаряемость,
- Быстрое окисление и, как следствие, разрушение,
- Необходимость частой замены,
- Неспособность выдерживать высокие температуры,
- Быстрое загустевание на морозе,
- Засорение двигателя продуктами горения при закипании.
Возникает закономерный вопрос – зачем вообще нужны минеральные масла для автомобилей? Используют его в основном при эксплуатации «возрастных» транспортных средств, чаще всего отечественного производства. Оно позволяет поддерживать в рабочем состоянии двигатели, имеющие большой пробег, а также проблемные.
prem-motors.ru
Моторное минеральное масло для двигателя автомобилей
1729 ПросмотровПродуктивная работа двигателя автомобилей важна для водителей. Минеральное моторное масло отличается от своих собратьев тем, что изготовлено исключительно на минеральной основе, производится посредством особой технологии – перегонки мазута. Особенности продукта – нестабильные характеристики. Продукция данного типа может быть изготовлена из технических культур, имеющих место быть в сельском хозяйстве. Ввиду низкой стоимости минерального сырья, общая сумма, затраченная на использование минерального масла, ниже, нежели стоимость синтетических продуктов.
Особенности продукта
Чистые минеральные автомасла для двигателя встретить проблематично, поскольку свойства они обретают в условиях комнатной температуры.
В типичных двигателях применяются жидкости, в которых присутствуют присадки и стабилизаторы, смазочный материал получается более работоспособным, получает дополнительные свойства, препятствующие коррозии, износу механизмов.
Состав жидкости
Минеральное масло, используемое для двигателя, имеет определенный состав. Конечно, он зависит от марки изделия и его сорта, но есть общие элементы:
- Парафины.
- Углеводороды в разном соотношении. Так, циклановые элементы представлены долей в 80%, ароматические – до 15%, а комбинированные составляют остальную часть.
Помимо этого, в составе моторного масла, используемого для смазки двигателя автомобилей, могут присутствовать другие углеводороды, асфальтовые и смолистые соединения. Однако они не выступают в качестве основы для производства компонентов. Помимо базового состава, любая смазка включает в себя набор из присадок, которые улучшают ее качество. Но в этом аспекте есть некоторые недостатки. Ведь присадки под воздействием температур начинают быстро выгорать, в ходе чего масла для двигателя меняют свои основные свойства.
Наиболее негативное влияние эти факторы оказывают на двигатели с большим пробегом. В целях создания оптимальных условий для двигателя автомобилей процедуры по замене осуществляются после 5 тыс. км пробега авто.
Показатель вязкости жидкости
Для двигателя автомобилей этот параметр представляет ценность. Он оказывает влияние на качество жидкости и на особенности ее использования.
Изменение этого параметра происходит в связи с переменами в области температурных параметров и режимов. То есть, чем ниже его значение, тем большую вязкость обретает продукт. Чтобы обеспечить нормальную работу двигателя, необходимо, чтобы температурный параметр был в пределах нужного значения, а вязкость не должна иметь слишком большие показатели. Что касается жаркого периода, избегайте повышенного уровня жидкостного состава смазки, чтобы между деталями, которые трутся, была обеспечена прочная пленка и нужное давление.
Индекс вязкости
Масло, используемое в двигателях для автомобилей, имеет и этот параметр, являющийся весьма важным, поскольку обеспечивает характеристику зависимости, наблюдаемой между вязкостью и температурой. Индекс является относительной величиной. Его число указывает на степень, в которой масло разжижается, и есть прямая пропорциональная степени зависимость. В смазках для автомобилей с присутствием и отсутствием присадок показатели разнятся и соответственно составляют 120 и 100.
Другие показатели
- Вспышки – говорит о легкокипящих фракциях и способствует определению испаряемости продукта в процессе его использования. У некачественных масел данный параметр имеет низкое значение, поэтому наблюдается повышенный расход жидкости.
- Застывание – показывает температуру, в которой минеральное масло для автомобиля может застывать и утратить свойство текучести.
- Кислотное и щелочное число. Эти показатели, соответственно, отвечают за способность нейтрализовать вредные кислоты.
Важным преимуществом продукта такого типа является его цена. Но есть и определенные недостатки, которые затрудняют работу механизмов в любых условиях.
Резюме
При соблюдении правил эксплуатации масла можно улучшить работу автомобиля и продлить срок его службы. Правильно выбранная смазка поможет уберечь механизмы авто от коррозии и преждевременных поломок.
portalmashin.ru