Синтетические масла: наши или ненаши?
Можно ли доверять отечественной синтетике — или ну ее, импорт все равно лучше? Очередное масляное исследование провели Михаил Колодочкин и кандидат технических наук, доцент кафедры ДВС Санкт-Петербургского технического университета Александр Шабанов.
ENEOS Gran-Touring
Лет десять назад российской синтетики просто не было в природе. Более того, использование любого отечественного масла молчаливо приравнивалось к скупости и недальновидности. А сейчас?
Год назад ЗР проводил экспертизу полусинтетических масел 10W-40 (ЗР, 2010, № 3, 4). Тогда отечественные масла почти не проиграли ни немецким, ни корейским, а в чем-то были даже лучше. Сейчас мы решили оценить чистую синтетику — восемь образцов.
О классификации современной синтетики — в «Нашей справке» (в конце статьи). Как обычно, все масла обезличили, закодировав образцы. Затем они в идентичных условиях отработали по 10 моточасов в одном и том же двигателе на стенде аккредитованной лаборатории — эта пристрелка необходима для вывода параметров масла на рабочий участок. Только потом идет полномасштабный цикл моторных испытаний. Затем в другой аккредитованной лаборатории измерили основные физико-химические параметры (ФХП) образцов и в заключение раздали пять премий — в номинациях «Экономичность», «Мощность», «Экстремальная защита», «Экология», «Пуск». И составили итоговую «табель о рангах».
Как выбирали участников? С российской стороны ассортимент полной синтетики пока скромен: в тест попали «ЛУКОЙЛ-Люкс» (новинка), а также хорошо известные ТНК-Magnum и «Роснефть-Premium». Компанию им составили менее распространенное гидрокрекинговое «SINTOIL-Ультра» и «ТОТЕК-Астра Робот» на основе полиальфаолефинов (ПАО). Любопытно, что все эти масла разных групп качества: с SM от ЛУКОЙЛа и «Роснефти» соседствовали SL от ТНК и SJ в «SINTOIL-Ультра». Кстати, последнее обстоятельство фактически лишило обнинское масло шансов на равную борьбу с продукцией более современных групп, а потому решено было проверить его вне конкурса.
С импортом сложнее: выбор слишком велик. Мы не стали брать продукцию самых известных брендов и предпочли менее раскрученные. Кроме того, хотелось расширить диапазон групп качества по API, чтобы выравнять исходные условия для наших и ненаших. И наконец, любопытство подсказало взять масла, построенные на разных базах. Группу продуктов на гидросинтетической основе представило немецкое MANNOL Extreme (API SL/CF), полностью синтетические масла — японское ENEOS Gran-Touring (API SM), а за самую современную группу — эстеровые масла — отвечало бельгийское Xenum X1 (API SM/CF).
Экономичность и мощность
Листаем протокол. Об экономичности мы судили по количеству топлива, затраченному на стандартный цикл испытаний. Лучший результат показало самое продвинутое масло на эстеровой основе — Xenum X1. По отношению к эталонному минеральному оно сэкономило почти 9% топлива — это очень много! Но продукт под такие характеристики и создавался, а энергосберегающий эффект заявлен в описании. Тем приятнее, что «ЛУКОЙЛ-Люкс» и ТНК-Magnum отстали от лидера совсем немного, снизив расход топлива на 8 и 7% соответственно.
Лучшим по мощности стало масло MANNOL Extreme. С ним мотор выдал на 3% больше «лошадок», чем на эталоне. Из наших к нему вплотную подобрался опять же «ЛУКОЙЛ-Люкс».
Почему так получилось? А потому, что для максимальной экономичности высокотемпературная вязкость масла должна быть не большой или маленькой, а именно оптимальной. А вот для достижения максимальной мощности, напротив, большой. Смотрим в таблицу — так все и есть: по этому параметру ЛУКОЙЛ и MANNOL лидируют.
Экология
В «зеленой» номинации лучший продукт выбирали по токсичности отработавших газов и содержанию серы и фосфора в масле. Как известно, сернистые соединения, равно как и фосфор, быстро убивают катализаторы. Поэтому автопроизводители требуют, чтобы содержание серы в масле не превышало 0,2%, а фосфора — 0,08%. Эти цифры в зависимости от допуска производителя автомобиля могут немного меняться, но их порядок именно такой.
Смотрим… В требуемые 0,2% серы не уложилось ни одно масло. Но это не криминал: за время работы в двигателе масла вполне могли «впитать» дополнительные сотки процента от российского топлива, которое малым количеством серы не отличается. Ближе всего к необходимому уровню подошло японское масло ENEOS Gran-Touring, рядом — бельгийское Xenum X1. У отечественных серы почти в два раза больше. Особенно богаты ею гидросинтетические масла: из российских — «SINTOIL-Ультра», из импортных — MANNOL Extreme. Это вполне объяснимо: технология производства таких масел на нынешний день уже старовата.
Фосфора в импортных маслах тоже меньше: они четче ориентированы на экологию. А вот с токсичностью все не так просто. Понятно, что любое масло не сильно влияет на содержание оксидов углерода СО и азота NOx, чего не скажешь о составе топливовоздушной смеси и особенностях процесса сгорания. Но часть «це-аш» в составе выхлопа зависит именно от сгорающего в цилиндре масла — на этот показатель влияют степень летучести самого масла и толщина масляной пленки, оставленной в цилиндре поршневыми кольцами, когда на такте расширения поршень идет вниз. Косвенный показатель летучести — температура вспышки: чем она выше, тем меньше летучих компонентов в масле и оно медленнее выгорает. А толщину пленки под кольцами при прочих равных условиях определяет вязкость при высокой температуре.
По температуре вспышки лидируют два масла — наш «ТОТЕК-Астра Робот» и бельгийский Xenum X1 — выше 245 °С при достаточно умеренной высокотемпературной вязкости. А в общем итоге первое место за экологичность получает Xenum X1 — в нем еще и серы с фосфором мало. Совсем немного уступило ему японское масло ENEOS Gran-Touring. Среди отечественных лидирует «ТОТЕК-Астра Робот».
Экстремальная защита
Ее эффективность определили несколько позиций. Главная — результаты испытаний на четырехшариковой машине трения: моделируем предельные нагрузки узла трения и отслеживаем реакцию на них масляной пленки. Кроме того, мы учитывали вязкость масла при высокой температуре. Ведь чтобы не допустить аварийной работы узла трения, надо создать в нем масляный слой необходимой толщины, и тут упомянутый параметр играет решающую роль.
Как нам представляется, более высокие трибологические параметры отечественных масел объясняются… их худшей экологичностью! Ведь сера и фосфор — это естественные антизадирные присадки: чем их больше, тем лучше защищен узел трения. А для западного производителя срок службы не так важен, как экология.
В общем, в этой номинации наши впереди! Приз получает «Роснефть-Premium», второе место у «ЛУКОЙЛа-Люкс». А бронзу делят наш ТОТЕК и MANNOL.
Холодный пуск
В этой номинации учитывали величину силы трения в реальном моторе на пусковых оборотах, условную температуру проворачиваемости к
Лучшее синтетическое моторное масло: рейтинг моторных масел
Любому автовладельцу хочется, чтобы его транспортное средство как можно меньше ломалось, а для этого необходимо своевременно проводить его обслуживание. В большей степени это касается основного узла — двигателя, качественная и долгая работа которого напрямую зависит от залитого в него моторного масла.
Как вы знаете — масла бывают следующих видов:
- минеральные;
- полусинтетические;
- синтетические.
Для того или иного двигателя можно подобрать наиболее подходящую смазку из любой перечисленной категории, однако, самыми стабильными и высокоэффективными являются автомасла синтетика.
Эксплуатационные качества синтетических смазок напрямую зависят от комплекта присадок, который добавляется на начальной стадии производства.
Что такое синтетическое моторное масло?
Данный вид моторных масел представляет собой комбинацию синтетических базовых основ с определенным пакетом присадок, которые отвечают за рабочие качества смазочного материала.
К таким качествам можно отнести следующие:
- хорошие моющие свойства;
- защита деталей двигателя от износа;
- высокие антикоррозийные качества;
- устойчивость к окислительным процессам и многое другое.
Синтетические моторные масла делятся, в свою очередь, на два вида:
- HC-синтетика;
- PAO-синтетика.
Если этикетка синтетической смазки имеет обозначение HC — это значит, что его основа является продуктом гидрокрекингового процесса, которому подверглись тяжелые нефтепродукты.
Если не вдаваться в сложную терминологию — то процесс производства выглядит следующим образом — берется минеральное базовое масло и путем гидрокрекинга удаляются из него все ненужные примеси. Кроме того, происходит разрушение существующих молекулярных цепочек, а из тяжелых углеводородов осуществляется синтез нового масла.
Что касается PAO-синтетики — то она вырабатывается из природного газа путем синтеза легких углеводородов. Существующая технология позволяет получить материал, молекулярный состав которого однороден и не имеет вредных примесей серы и всевозможных металлов.
ПАО-синтетика стоит несколько дороже гидрокрекинговых смазок, так как имеет более высокую устойчивость к термоокислению. Вследствие этого, межсервисный пробег «чистой» синтетики значительно больше, чем у какого бы то ни было типа смазки.
Рейтинг лучших моторных масел
Для того, чтобы составить подобный рейтинг, необходимо было рассмотреть не один десяток моторных жидкостей, принадлежащих той или иной группе, а также проанализировать большинство имеющихся отзывов.
В данной статье мы не станем рассматривать минеральные и полусинтетические продукты, а опишем только лучшие синтетические моторные масла, которые, в большинстве своем, рекомендуют производители транспортных средств.
Синтетические автомасла можно подобрать для любого двигателя, так как с помощью присадок их можно наделить необходимыми эксплуатационными качествами.
Исходя из имеющихся рабочих характеристик, вполне возможно составить список ТОП-10 лучших синтетических моторных масел, которым отдало предпочтение большое количество автолюбителей.
Открывает наш список британско-нидерландская нефтегазовая компания Royal Dutch Shell, смазки которой высоко ценятся на мировом рынке.
Shell Helix Hx8 synthetic 5W-30 4л
Данная жидкость имеет полностью синтетическую основу, а ее характеристики позволяют использование не только в бензиновых двигателях, но и работающих на газовой смеси. Смазочный материал Shell Helix Hx8 synthetic 5W-30 может применяться и в дизельных силовых агрегатах, не имеющих в своей конструкции сажевых фильтров.
Эта смазка прекрасно справляется с защитными функциями, а также имеет высокие моющие свойства, позволяющие содержать мотор автомобиля в постоянной чистоте. Все необходимые свойства придают хорошо подобранные присадки, входящие в состав любых масел бренда Шелл.
К достоинствам синтетической смазки Shell Helix Hx8 можно отнести следующее:
- возможность применения в двигателях различных типов;
- снижает трение между деталями, значительно сокращая расход топлива;
- препятствует возникновению негативных отложений;
- имеет высокую устойчивость к окислительным процессам;
- обладает низкой испаряемостью.
К недостаткам данного продукта следует отнести то, что рынок просто наводнен его подделками, поэтому при покупке следует быть особенно внимательными.
Total Quartz INEO ESC 5W30 4л
В своей основе данное масло имеет полностью синтетические базовые компоненты и прекрасно подходит, в первую очередь, для дизельных двигателей. Может использоваться и в бензиновых моторах, если его характеристики совпадают с рекомендациями производителя транспортного средства.
Состав Total Quartz INEO содержит фосфор, серу и сульфатную золу в небольшом количестве, поэтому подходит для большинства зарубежных и отечественных двигателей, эксплуатируемых в сложных условиях.
Это масло относится к разряду всесезонных, а благодаря присадкам с незначительным содержанием металла — позволяет до 3.5% экономить топливо. Моющая составляющая качественно борется с загрязнением, не допуская возникновение любых негативных отложений.
К преимуществам этого смазочного материала можно отнести следующее:
- защищает двигатель от коррозии и окислительных процессов;
- сводит к минимуму уровень шума. возникающий в ходе вращения деталей;
- не реагирует на перепады температуры и не теряет своей текучести даже в период сильных морозов;
- увеличивает эксплуатационное время сажевых фильтров.
Что касается недостатков — то они заключаются в том, что данный смазочный материал не всегда можно встретить на прилавках специализированных магазинов, да и стоимость его уж очень высока.
Mobil 1 5W50
Мобил 1 представляет собой чисто синтетический материал, технология производства которого запатентована компанией Mobil.
Смазка идеально подходит для двигателей с большим пробегом и вполне может заменить минеральные масла.
Благодаря уникальным моющим присадкам, Мобил 1 не позволяет образовываться внутри двигателя нагару и сажи, которые являются следствием использования некачественного топлива.
Имея низкую испаряемость, эта смазка показывает прекрасные результаты при эксплуатации в экстремальных условиях. Оно подходит для отечественных, европейских, американских и японских автомобилей, имеющих как бензиновые, так и дизельные силовые установки. Масло Mobil 1 не теряет своих рабочих характеристик даже при температуре -35˚ С и позволяет без особого труда произвести запуск холодного двигателя.
К преимуществам этого продукта относятся следующие характеристики:
- качественно очищает двигатель от имеющихся загрязнений;
- не реагирует на перепады температуры и в любых условиях сохраняет свои рабочие качества;
- имеет низкую испаряемость, поэтому не нуждается в постоянных доливах;
- снижает силу трения, положительно влияя на экономию топлива;
- обладает высоким смазывающим показателем.
Главным недостатком синтетических масел является высокая стоимость.
Elf Evolution 900 NF 5W40
Это масло для двигателя является основным для автомобилей компании Renault. Оно обладает стабильной вязкостью даже при таких температурах, которые выходят за пределы указанных. Высококачественный продукт Elf Evolution 900 NF прекрасно подходит как для бензиновых (турбированных и обычных, имеющих катализатор и нет), так и для дизельных двигателей, не имеющих в своей конструкции сажевых фильтров. Моторная смазка подходит для любого типа эксплуатации и стилей вождения — вплоть до гонок. Масло специально разрабатывалось для более расширенного интервала замены, а к его преимуществам можно отнести следующее:
- надежная защита всех элементов силового агрегата от износа, особенно это касается системы распределения;
- высокие моющие показатели, чистота двигателю гарантирована на протяжении всего срока эксплуатации;
- хорошая устойчивость к окислительным процессам;
- сохраняет рабочие характеристики даже при эксплуатации в экстремальных условиях;
- обладает качеством быстрого смазывания, защищая двигатель при холодном пуске. Благодаря этому свойству срок службы силового агрегата значительно увеличивается.
К недостаткам можно отнести тот факт, что смазка при -30 С заметно гуще своих конкурентов, поэтому запуск мотора при такой температуре может быть несколько затруднен.
Mobil Ultra 10W40
Высококачественная моторная жидкость «Мобил ультра» предназначена как для бензиновых, так и для дизельных двигателей. Состав этого продукта включает в себя базовые масла экстра-класса, которые используются вместе с уникальным пакетом присадок. Благодаря имеющимся качествам, смазочный материал Mobil Ultra 10W40 дает мотору надежную защиту при любых режимах вождения, а также имеет устойчивые показатели как при низких, так и при высоких температурах. Смазочный материал получил одобрение многих автопроизводителей и может использоваться в легковых автомобилях, микроавтобусах и легких грузовиках.
Motul Specific DEXOS2 5W30
Данная моторная жидкость имеет синтетическую основу и относится к разряду энергосберегающих. Она специально разрабатывалась для использования в двигателях современных автомобилей, имеющих стандарт Euro 4.
Смазка сводит к минимуму содержание в выхлопных газах вредных веществ, создает на поверхности деталей силового агрегата защитную маслянистую пленку, а также позволяет до 5% сэкономить используемое топливо.
Характеристики масла позволяют использовать следующие виды топлива:
- бензин;
- дизель;
- биодизель;
- природный газ.
Смазка обладает следующими преимуществами:
- отсутствием сульфатной золы, которая очень быстро выводит из строя воздушный и топливный фильтры;
- наличием большого диапазона рабочих температур;
- содержанием хороших смазочных характеристик.
Недостатком можно считать то, что этот продукт подходит не для всех автомобилей, поэтому, прежде чем его приобрести — ознакомьтесь с рекомендациями производителя относительно вашего транспортного средства.
ZIC XQ LS 5W30 4л
Смазочный продукт имеет чисто синтетическую основу довольно высокого качества, которая была получена путем применения прогрессивной технологии Low Saps. Благодаря ей получается материал с небольшим содержанием таких элементов, как сера, фосфор и зола. Предназначается для применения в бензиновых силовых агрегатах, а также дизелях, оснащенных турбонаддувом.
Смазка относится к разряду всесезонных, поэтому может использоваться при любых, даже очень экстремальных, температурных условиях. Его характеристики позволяют содержать мотор в надлежащей чистоте, не давая возможности образовываться нагару.
Преимущества:
- долгое время не теряет свои рабочие качества;
- практически не реагирует на перепады температуры окружающей среды, сохраняя на должном уровне свои вязкостные показатели;
- имеет довольно невысокую стоимость.
- Недостаток — продукт должен использоваться только с качественным топливом.
Лукойл люкс SN/CF 5W40 4л
Синтетическое масло, относящееся к разряду премиальных и имеющее вполне доступную цену — так в двух словах можно охарактеризовать смазку «Лукойл люкс». Её можно использовать в легковых автомобилях, микроавтобусах, а также в легких грузовиках.
Эта жидкость способна обеспечить силовой агрегат необходимой защитой даже в период интенсивного вождения. Она в значительной степени снижает возникающие шумы и препятствует возникновению отложений.
Преимущества материала:
- тихая и плавная езда;
- имеет хорошую защиту от подделок;
- может использоваться на автомобилях отечественного и зарубежного производства.
Особых недостатков не имеет.
G-Energy F Synth 5W40 4л
Использование этого синтетического продукта в значительной степени улучшит работу двигателя вашего автомобиля. Оно может использоваться в различных типах моторов — бензиновых и дизельных, которые установлены на легковые и грузовые транспортные средства, а также микроавтобусы.
Благодаря некоторым компонентам, масло имеет очень низкий расход и содержит все детали в хорошей чистоте.
Оно обладает такими положительными качествами, как:
- увеличенный интервал замены;
- наличие качественных моющих присадок;
- высокие смазочные характеристики.
Особых недостатков не имеет.
Castrol Edge 5W40
Edge 5W40 — это еще один представитель группы качественных синтетических материалов. Данный продукт получен с применением передовой технологии TITANIUM FST, благодаря которой масляная пленка, покрывающая детали двигателя, имеет увеличенную прочность и силу. Это стало возможным из-за применения соединений титана, поэтому за мотор можно не переживать при любом стиле вождения.
К преимуществам можно отнести такие качества:
- возможность использования силового агрегата с максимальной нагрузкой как в короткий, так и в более длительный период времени;
- защита от всевозможных отложений и нагара;
- увеличение КПД силовой установки;
- сохранение рабочих качеств в большом диапазоне температур.
К недостаткам можно отнести только высокую стоимость.
Видео по теме:
Лучшие моторные масла SAE 5W-40 в 2019 году
Современный рынок автохимии предлагает моторные масла от разных производителей в огромном ассортименте. Все они отличаются по составу, свойствам, классификациям и могут применяться только тогда, когда их характеристики подходят мотору, эксплуатируемому в определённых условиях. Одним из самых наиболее востребованных вариантов является всесезонное масло с вязкостью 5w40. Продукты данного класса SAE часто рекомендуются к использованию и автопроизводителями. Моторные смеси испытывают на качество их изготовители, автомобильные компании, международные организации, выдающие сертификаты качества, независимые эксперты известных печатных изданий.
Рейтинг моторных масел вязкости 5W-40.
Однозначно сказать, какое масло 5w40 лучше и чем именно, нельзя, потому что многие характеристики продуктов специально разрабатывают под определённую марку машины. Несмотря на это, многие специалисты проводят сравнительный анализ масел одной категории, составляя по итогам тестов рейтинги. Для наиболее объективной оценки, кроме лабораторной экспертизы, проводят также тестирование рабочих характеристик составов в реальных условиях или максимально приближённых к таковым при помощи настоящих моторов, установленных на специальных стендах. Присваивая продукту классификацию, в ходе испытаний измеряют параметры кинематической и динамической вязкости при разных температурах, от этих результатов зависит, в каких двигателях возможно применение масла. При выборе смазочного материала 5w40 всё же стоит ориентироваться не на рейтинги, а на рекомендации автопроизводителя, которые указываются с учётом особенностей мотора. Информация на упаковке изделия расскажет о наличии соответствующих допусков, полученных путём длительных испытаний моторного масла.
Общие характеристики
Главным критерием при выборе продукта является его вязкость, параметры SAE определяют, при каких температурных условиях может работать смазочный материал. Продукция летнего ряда быстро загустевает при отрицательных показаниях термометра, поэтому применима только летом или в жарких климатических зонах. В умеренном климате чаще всего используются всесезонные составы, а для холодных регионов лучше применять специальные масла с низким показателем вязкости. Чтобы вычислить температурный диапазон работы жидкости, от первой цифры индекса отнимаем 30 – 35. Число, которое получилось, и есть предел нижней температуры. Для получения максимально допустимой отметки со знаком «плюс» на термометре, вычитаем 5 из второй цифры индекса. Смазки с характеристиками SAE 5W40 обеспечивают эффективность работы при приблизительном температурном диапазоне от -25° С до 35° С. Это не означает, что при -30 °С или 35° С масло обязательно замёрзнет, но применение состава с данными параметрами за рамками указанных норм снизит работоспособность состава.
Нужную вязкость продукту обеспечивают специальные присадки, кроме них в компонентном составе смазочного материала имеются и другие добавки, благодаря которым жидкость выполняет ряд функций. Производители используют различные технологии, замешивая масло на синтетической, полусинтетической или минеральной основе. Применяются также отличающиеся друг от друга комплекты присадок, вследствие чего каждый продукт имеет свои особенности и демонстрирует те или иные свойства, зависящие от компонентов. Несмотря на этот факт, составы с вязкостью 5W40 имеют общие черты:
- масла обеспечивают лёгкий пуск двигателя при низких температурах;
- увеличение ресурса двигателя;
- хорошее обволакивание деталей, создание прочной защитной плёнки на их поверхностях, не разрушающейся при соблюдении условий эксплуатации;
- стойкость к процессам окисления, предупреждение образования коррозии;
- моющие свойства, благодаря которым обеспечивается чистота элементов конструкции агрегата;
- стойкость к испарению.
Составы на синтетической основе обладают высокой химической стабильностью от замены до замены, они лучше других сохраняют свои свойства при наличии больших нагрузок на двигатель, способны работать в разных режимах эксплуатации, отличаются долговечностью. Чего нельзя сказать о минеральных смазках, молекулярная структура которых неоднородна, как у синтетики, в результате механизмам не обеспечивается большой эффект защиты. Применение таких масел обосновано лишь в случае, когда мы имеем дело со старыми образцами двигателей, но тогда необходимо тщательно соблюдать сроки замены, сокращая их при наличии сильных нагрузок. Альтернативным вариантом являются полусинтетические продукты, средние по стоимости и применимые в большинстве новых модификаций моторов. Масла, произведённые методом гидрокрекинга, также отличаются высокими характеристиками, изготовителям смесей удаётся таким образом максимально приблизить параметры состава к синтетике. Рейтинг моторных масел 5w40 основывается на изучении свойств испытуемой продукции и проверке технических характеристик в действии.
Параметры, по которым проводилось тестирование
Испытывая масла в одинаковых условиях, можно определить, насколько составы справляются с возложенными на них задачами при разных режимах эксплуатации и соответствуют ли имеющимся спецификациям. В ходе экспертизы специалисты наблюдают, как меняются физико-химические характеристики смазочных материалов под воздействием производимых нагрузок. Независимой экспертизой испытания проводятся объективнее, чем производителями собственной продукции, а на основании полученных данных тестов определяются лучшие моторные масла класса вязкости 5w40.
Таким образом, рейтинг составлен благодаря сравнительной оценке основных параметров продуктов:
- Требования по вязкости. Хорошее смазывание поверхностей элементов агрегата обеспечено текучестью вещества. Загустевший при низких температурах состав не гарантирует стабильности работы двигателя, поэтому моторные масла применяются с учётом температурных режимов эксплуатации. Показатели вязкости, которыми маркируется продукция, должны соответствовать стандартам SAE и обеспечивать надёжную защиту мотора в указанном температурном диапазоне, хорошую циркуляцию жидкости, стабильность пуска.
- Расход масла на угар. Наилучшая смазка не должна иметь больших показателей в данном пункте исследований, а тем более превышать допустимое значение. Если потери масла велики, его приходится регулярно доливать. При определённых условиях смазочный материал попадает в камеру сгорания, где и горит вместе с топливом. Это обычный процесс, который в той или иной мере возникает в процессе эксплуатации. Лучшее синтетическое моторное масло 5w40 отличается минимальным расходом на угар.
- Устойчивость против окислительных воздействий. Стойкостью к образованиям окислительных реакций составы обязаны специальным присадкам. Повышенные температуры, тяжёлые условия эксплуатации, загрязнения провоцируют появление отложений. Термоокислительная стабильность масел определяется на испарителях.
- Показатель щелочного числа. Данный параметр позволяет определить продолжительность времени оптимальной работоспособности смазочного материала. Чем выше показатель щелочного числа, тем больше он препятствует окислению. Щёлочность зависит от моющих и диспергирующих присадок в составе продукта, действие которых направлено на препятствование оседания продуктов горения на поверхностях элементов мотора.
- Экологичность моторного масла. Повышенная сульфатная зольность, наличие большого количества серы и фосфора в составе смазки напрямую влияют на вредность выхлопов и работу катализаторов. Подгоняя свою продукцию под международные стандарты, современные производители научились снижать содержание фосфора и серы, а также уменьшать число зольных присадок без потери моющих свойств масла. Примером инноваций служит небезызвестная технология «low SAPS». Составляя рейтинг лучших масел 5w40, специалисты уделили внимание и экологичности продуктов.
- Проверка характеристик, способствующих защите мотора от износа. Чтобы оценить защитные функции испытуемых составов, на двигатель создают нагрузки, которым подвергаются автомобили в реальности. По окончании испытательного процесса масла сравнивают по результатам следов износа.
Рейтинг моторных масел класса вязкости 5w40
Во время тестирования составы вели себя по-разному, но все соответствуют имеющимся стандартам и допускам.
ZIС 5w40
Синтетическое масло от корейского производителя отлично проявило себя в ходе испытаний, показало минимальный расход на угар, небольшое количество железа в отработанной жидкости. Продукт отличается стабильной вязкостью, увеличивает мощность двигателя и уменьшает расход топлива. При всех своих положительных качествах, моторное масло Зик теряет свои свойства при использовании высокосернистого горючего.
Shell Helix Ultra SAE 5W-40
Продукт обладает высокой термоокислительной устойчивостью, при тестировании обнаружились небольшие изменения вязкости, но они остались в пределах допустимых стандартов. Шелл увеличивает мощность двигателя, уменьшает расход горючего, масло продемонстрировало небольшой расход на угар, низкий уровень отложений в отработке.
ТНК Magnum Ultratec 5W-40
Отечественный продукт ТНК хорошо проявил себя в результате тестов. Моторное масло показало небольшой расход на угар, минимум железа в отработанной жидкости. Если сравнивать с победителем тестов ZIС при аналогичных параметрах, синтетическая смесь отличается приятной стоимостью.
Mobil Super 3000 X1 5W-40
Продукт обладает хорошими моющими свойствами, препятствует образованию нагара. Показатели вязкости Мобил в течение испытательного периода менялись незначительно, небольшой расход на угар, но среднее содержание железа в отработанной смазке не дало обойти соперников и выбиться в тройку лидеров.
Motul 5W-40
Смесь Мотюль отличалась стабильными показателями по всем параметрам, средний расход на угар, наличие отложений в отработанной жидкости в пределах допустимых норм. Продукт продемонстрировал хорошие защитные и противоизносные свойства.
Total Quartz 9000 5W40
Изменения вязкостных характеристик у Тотал проявились с самого начала тестирования, но остались в норме, по содержанию железа продукт показал себя лучше многих конкурентов, но расход на угар не отличился небольшим количеством. Противоизносные свойства также не проявились в той мере, как у других составов.
Esso 5W-40
Масло Эссо содержит наибольшее количество железа в отработанной жидкости, изменения вязкости в процессе испытаний вышли за пределы стандартов, противоизносные качества также не уступают по сравнению с конкурентами. Смесь не преодолела дистанцию в 15000 км. без потери свойств, максимальный срок замены составил 10000 км. Известные издания ежегодно публикуют также рейтинги, сформированные по результатам собственных испытаний, отзывам и спросу потребителей. Ниже представлены результаты 2017 года, где победители выбраны в разных номинациях:
Минеральная база
Топ минеральных моторных масел возглавляет Liqui Moly MoS2 Leichtlauf 15W-40. Состав отлично подходит для автомобилей с большим пробегом, отечественных грузовиков, эксплуатируемых в тяжёлых условиях. Смазочный материал Ликви Молли обеспечивает надёжную защиту двигателей, снижая степень износа его элементов.
Синтетическая база
Продуктом года в данной номинации названа смесь Motul Specific DEXOS2 5w30, одобренная компанией Дженерал Моторс. А вот рейтинг синтетических моторных масел с вязкостью 5w40 возглавил Mobil Super 3000 X1 5W-40. Продукт отличается хорошим уровнем защиты от износа, обеспечивает быстрый пуск двигателя при низких температурах. Синтетические моторные смеси являются лучшими представителями класса SAE 5w40 благодаря особенностям молекулярной структуры составов, поэтому в данной категории всегда побеждает синтетика, хотя многие полусинтетические и гидрокрекинговые масла тоже показывают впечатляющие результаты на испытаниях.
Полусинтетическая база
В данной номинации уже который раз победило универсальное масло Mobil Ultra 10W-40. Продукт отличается надёжностью и может использовать при разных режимах эксплуатации. Полусинтетика Мобил снижает износ деталей двигателя и идеально подойдёт для разных типов конструкций агрегата. Рейтинги, составленные специалистами, и отзывы потребителей достаточно противоречивы. На самом деле, можно составить не один топ лучших продуктов для каждого региона и каждой марки автомобиля в частности. По этой причине ни один рейтинг не вправе охарактеризовать один состав как самый лучший, а другой с аналогичными свойствами при этом забраковать. Здесь всё относительно, потому что действительно важно то, насколько подходит моторное масло каждому конкретному двигателю.
Так, при выборе продукта необходимо руководствоваться не рейтингами или популярностью смазочного материала, а рекомендациями автопроизводителя, который уже протестировал состав на своих моторах и предлагает воспользоваться проверенным и одобренным средством. Часто смеси разрабатываются компаниями специально под технические характеристики определённого агрегата, такие моторные масла наиболее идеально подходят этому двигателю.