МаслМасла таблица: 403 — Доступ запрещён – 403 — Доступ запрещён

Масла таблица: 403 — Доступ запрещён – 403 — Доступ запрещён

Содержание

Вязкость моторного масла: таблица показателей

В настоящее время на российском рынке автомобильной химии наблюдается изобилие продукции. Моторные масла, их марки и характеристики представлены в таком богатом ассортименте, что вызывают затруднение в выборе даже у опытных водителей. Один из главных показателей, по которому необходимо выбрать подходящий продукт для своего авто, – вязкость моторного масла.

Что означает «вязкость»

О вязкости моторных масел существует много различных мнений – как среди профессионалов, так и среди любителей. Некоторые утверждают, что степень вязкости, или текучести – это показатель густоты смазки, то есть чем выше вязкость, тем она гуще. На самом деле вязкость расшифровывается не так просто. Для того чтобы это понять, нужно познакомиться со спецификацией SAE. Данный стандарт определяет температурный диапазон, в котором вязкостные качества масел для автомобилей соответствуют нужному уровню. Эти характеристики измеряются лабораторным путём при определённых температурах.

Классификация SAE

Более 100 лет назад в США образовалось сообщество инженеров, работавших в автомобильном производстве. Уже в то время проблема хороших смазочных материалов для авто стояла остро. Результатом сотрудничества и обмена идеями явился классификатор SAE, которым пользуются сегодня во всём мире.

total-maslo-podbor-po-avtomobilju

Согласно SAE, каждый смазочный материал для автомобилей имеет такие характеристики, как низкотемпературная и высокотемпературная вязкость.

Сегодня многие автомобилисты-любители утверждают, что существуют моторные масла, имеющие параметры только низкотемпературной или только высокотемпературной вязкости. Они называют их, соответственно, «зимними» и «летними». А если в обозначении присутствуют оба свойства моторных масел, разделенные буквой W (что, по их утверждению, означает слово «зима») – значит, это всесезонные смазки. На самом деле, подобная трактовка неверна.

  • total-maslo-podbor-po-avtomobilju Буква W не является сокращением от слова «зима».
  • total-maslo-podbor-po-avtomobilju Каждый смазочный состав всегда имеет два показателя вязкости – как при высоких, так и при низких температурах. Просто если один их них не укладывается в диапазон характеристик, определённых стандартом SAE (см. таблицу ниже), то он не обозначается.
Вряд ли кто-либо встречал в продаже только «летнее» или только «зимнее» моторное масло. На прилавках магазинов присутствуют всесезонные моторные жидкости, имеющие оба вязкостных показателя. Далее подробно рассмотрим эти значения.

Низкотемпературные показатели

Вязкость моторного масла при низких температурах определяют такие показатели, как «проворачиваемость» и «прокачиваемость» масляного состава. Путём лабораторных исследований определяется, до какой минимальной температуры можно безболезненно запускать двигатель, то есть проворачивать его коленвал. Нормальный старт двигателя авто возможен только тогда, когда смазка ещё не загустела.

motornye-masla-ih-marki-i-harakteristiki

Кроме того, смазочный состав за кратчайшее время должен достичь пар трения. Это означает, что при минимальной температуре проворачивания масло должно быть ещё достаточно текучим, чтобы свободно перемещаться по узким каналам системы. Например, для масел категории 0W30 уровень низкотемпературной вязкости – это первая цифра (0). Для этого показателя нижний предел прокачиваемости – 40 градусов мороза. В то же время проворачиваемость мотора возможна до -35°С. Соответственно, такое моторное масло может хорошо работать при температурах до -35°С.

Если взять другой показатель – 5W20, то здесь температуры будут, соответственно, -35 и -30°С. То есть чем больше первая цифра – тем меньше рабочий диапазон в области низких температур. В классификаторе SAE на сегодняшний день есть 6 «зимних» вязкостных категорий – 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W. Эти показатели привязаны к температуре окружающей среды, поскольку от неё зависит температура холодного мотора.

Высокотемпературные показатели

Вязкость моторного масла в диапазоне температур работающего двигателя не имеет отношения к температуре окружающего воздуха. Она почти одинакова как при 10 градусах мороза, так и при 30 градусах жары. В авто её держит стабильной система охлаждения двигателя. В то же время в интернете почти каждая таблица рисует разные верхние пределы окружающей температуры для той или иной «летней» вязкости. Наглядный пример – сравнение смазочных жидкостей с показателями 5w30 и 5w20. Считается, что первая из них (5W30) будет хорошо работать до температуры воздуха +35°С. Второй показатель (5W20) в таблицах вообще не отображается.

Такое представление неправильно. Кроме того, термин «летняя» вязкость, или «летнее» масло с профессиональной точки зрения некорректен. Это объясняется на представленном видео. Всё дело в том, что данный параметр представляет собой режим кинематической и динамической вязкости, замеряемых при температурах +40, +100 и +150°С. Хотя рабочий диапазон температур в разных зонах моторов автомобилей колеблется от +40 до +300°С, берут его усреднённое значение.

Кинематическая вязкость – это текучесть (плотность) масляной жидкости в диапазоне температур от +40°С до +100°С. Чем жиже смазка – тем ниже этот показатель, и наоборот. Динамическая вязкость – это сила сопротивления, возникающая при перемещении двух слоёв масла, расположенных на расстоянии 10 мм друг от друга, со скоростью 1 см/сек. Площадь каждого слоя – 1 см2. Другими словами, испытания, проводимые с помощью специальных приборов (ротационных вискозиметров), позволяют имитировать реальные условия работы масел. Этот показатель не зависит от плотности моторного масла.

Ниже представлена таблица вязкостных параметров, по которым определяют те или иные их значения.

vjazkost-motornogo-masla

Таблица отражает кинематические и динамические вязкостные технические параметры при определённых температурах (+100 и +150°С), а также градиенте скорости сдвига. Этот градиент представляет собой отношение скорости перемещения поверхностей трущейся пары относительно друг друга к толщине зазора между ними. Чем выше этот градиент, тем более вязким оказывается масло для авто. Если говорить простыми словами, уровень вязкости при высоких температурах даёт информацию о том, какова толщина масляной плёнки между зазорами и насколько она прочна. На сегодняшний день спецификация SAE предусматривает 5 уровней высокотемпературных вязкостных показателей масел для автомобилей – 20, 30, 40, 50 и 60.

Индекс вязкости

Кроме вышеуказанных параметров производятся также измерения индекса вязкости. На него часто не обращают внимания. Тем не менее это важнейший параметр.

Индекс вязкости определяет температурный диапазон, в котором вязкостные свойства остаются на уровне, обеспечивающем нормальную работу двигателя. Чем этот индекс выше, тем более качественным является смазочный состав.

Независимо от того какое значение по SAE, будь то 0W30, 5W20 или 5W30, индекс вязкости масла не привязывается к нему. Он напрямую зависит от состава базовой основы. Например, у минеральных масел он имеет величину от 85 до 100, у полусинтетических 120–140, а у настоящих синтетических составов этот показатель доходит до 160–180 единиц. Это значит, что такие маловязкие масла, как 5w20 или 5W30, можно применять в моторах с турбонаддувом, имеющих температурный режим работы с широким диапазоном.

Для того чтобы увеличить индекс вязкости, в масляную смесь часто добавляют так называемые вяжущие присадки. Они расширяют диапазон температур, в котором масло будет сохранять свои основные вязкостные качества. То есть двигатель будет хорошо запускаться в морозную погоду. А при высоких температурах смазочный состав будет создавать устойчивую и вязкую плёнку в зоне соприкосновения поверхностей деталей.

tablica-vjazkosti-motornyh-masel-po-temperature

Какую вязкость лучше выбрать?

По этому поводу есть много суждений, и большинство из них – ошибочные. Например:

  • tablica-vjazkosti-motornyh-masel-po-temperature «Чем больше вязкостный показатель, тем лучше будет работать двигатель». Оправдывают этот тезис утверждениями, что вязкие смазки используются в спортивных гонках на авто. Если такой состав (к примеру, 10W60) заливать в двигатели серийных автомобилей, их ждёт печальная участь. Сначала произойдет падение мощности и возрастание потребления топлива. Чуть позже придётся делать капремонт.
  • tablica-vjazkosti-motornyh-masel-po-temperature «Вязкая смазка создаёт прочную плёнку, которая не разорвётся даже на предельных режимах работы мотора». Такое суждение верно. Но при этом забывают, что в моторах предусмотрены определённые зазоры между трущимися поверхностями деталей. Они совсем небольшие, особенно в новых двигателях. Толстая плёнка не сможет поместиться между соприкасающимися поверхностями. Таким образом, в этих зонах появится «сухое» трение. Причём таких зон будет довольно много.
К спортивным моделям совсем другие требования. Там главное – чтобы мотор выдержал режим предельных нагрузок и температур на протяжении гонки и не заклинил от перегрева. О долгосрочном его использовании никто не думает. При критических температурах только вязкое масло способно сохранить вяжущие свойства. Другое просто превратится в жидкость. Поэтому после каждого соревнования двигатели разбираются и тщательно диагностируются. Критичные детали тут же меняются. О маленьких зазорах в парах трения не может быть и речи.

Как же определить, какую вязкость лучше всего использовать для своего авто? В технической документации для всех автомобилей есть рекомендации производителей о том, какими должны быть вязкостные значения моторного масла. При первом ознакомлении может возникнуть недоумение – почему, например, производитель допускает применение масел с параметрами 5w20, 5W30 и 5W40? Какое же лучше заливать?

  1. Если авто ещё новое и не прошло 25% от заявленного ресурса до первого капремонта – следует применять маловязкие смазывающие составы. Такие как 5W20 или 5W30. Кстати, именно малая вязкость (5W20) рекомендуется для сервисной заливки во многие марки японских гарантийных авто.
  2. Если пробег составляет от 25 до 75%, должны использоваться составы с вязкостями 5W В зимний период рекомендуется также применять 5W30.
  3. Если мотор уже изношен и проехал более 75% от своего ресурса – для таких автомобилей рекомендуют летом использовать 15W50, а зимой подойдёт 5W

Чем старше двигатель авто, тем больше изнашиваются его детали. Соответственно, зазоры между парами трения увеличиваются. Маловязкие составы уже не могут обеспечить нормальную смазку, масляная плёнка рвётся. Вот почему рекомендуют переводить свои авто на более вязкие моторные масла.

Исходя из всего вышеизложенного, подбор наилучшего моторного масла для тех или иных марок автомобилей – не такая простая задача, как кажется на первый взгляд. Кроме вязкостных показателей следует учесть ещё много других качественных параметров.

что означают цифры (расшифровка) и как выбрать масло по вязкости?

Вязкость масла по SAE

Что такое вязкость масла? Это один из ключевых показателей качества, общий для всех типов масел. Он отвечает за густоту масла и может существенно изменяться, в зависимости от температуры. Поэтому очень важно, чтобы масло имело достаточную вязкость, позволяющую обеспечивать смазку трущихся деталей и механизмов в широком диапазоне температур.

В этой статье мы простым и понятным языком объясним, что такое вязкость масла, как она изменяется в зависимости от температуры, на какие параметры она влияет, и что означают цифры в обозначении вязкости масла по SAE.

Что означают цифры в обозначении вязкости масла (расшифровка)

Вязкость масла - что означают цифры&

Вязкость масла – это тот параметр, который на упаковке обозначают буквами SAE. Давно прошли те времена, когда по вязкости можно было определить его вид: минеральное, полусинтетическое или синтетическое моторное масло. Автомобилисты со стажем, наверняка, ещё помнят, когда на рынке спрашивали масло SAE. Тогда было все легко и просто: 15w-40 – минералка, 10w-40 – полусинтетика, а 5w-40 – синтетика.

Сегодня все по другому. Можно запросто найти полусинтетику 15w-40 или синтетику 10w-40, особенно в грузовом сегменте. Что же означают все эти цифры и буквы? Давайте разбираться по порядку.

По классификации SAE масла принято делить на зимние (с индексом “w”), летние и всесезонные. Стандартные параметры вязкости для зимних и летних масел обозначаются следующим образом:

  • Зимние масла: SAE 0w, 5w, 10w, 15w, 20w;
  • Летние масла: SAE 30, 40, 50.

Всесезонные масла имеют смешенную спецификацию, то есть сочетают в себе одновременно и зимний, и летний параметр вязкости, разделенный в обозначении знаком тире: SAE 0w-30, 0w-40, 5w-30, 5w-40, 5w-50, 10w-30, 10w-40, 15w-40, 20w-50.

Как вы, наверное, уже догадались, практически все масла, представленные на сегодняшний день в продаже, являются всесезонными и имеют смешанную спецификацию.

Вот мы и добрались непосредственно к расшифровке того, что означают цифры вязкости масла. В обозначении вязкости по SAE цифры означают следующее:

  1. Первая цифра (зимний параметр), например, 0w – указывает на минимальную температуру безопасного холодного пуска. Это означает, что чем меньше первая цифра, тем на более низкую температуру рассчитано масло.
  2. Вторая цифра (летний параметр) указывает на возможность применения масла в определенных температурных условиях.

Бытует миф, что цифры летнего параметра вязкости масла – означают температуру максимально допустимой окружающей среды, при которой возможна эксплуатация автомобиля. Например, масло с вязкостью 5w-30 рассчитано на температуру +30 °С. Это не правда! Никакого отношения эти цифры к температуре окружающей среды не имеют. Запомните, летний параметр – это цифры условные и они никакого отношение к окружающей среде не имеют.

Таблицу с диапазонами применяемости масел по SAE в зависимости от температур смотрите ниже.

Зависимость вязкости масла от температур

Зависимость вязкости масла от температур (таблица)

Как ни странно, но от вязкости зависит не только возможность применения масла в определенном диапазоне температур, но и срок его службы, а соответственно, и периодичность замены. С чем это связано? Читайте дальше.

Необходимую вязкость маслу обеспечивают вязкостные присадки. Они представляют собой длинные синтетические цепочки, которые имеют разное поверхностное натяжения с двух сторон. Чем ниже температура, тем они больше сворачиваются в «клубочек» и обеспечивают необходимую текучесть масла при минусовых температурах.

В описаниях к моторным маслам часто пишут: «Обеспечивает еще более легкий запуск двигателя при низких температурах». Это и есть та самая способность вязкостных присадок сворачиваться в «клубочек».

А как изменяется вязкость масла при повышении температуры? В таком случае «клубочки» вязкостных присадок наоборот разворачиваются в цепочки и, произвольно ориентируясь во всем объеме масла, обеспечивают высокую вязкость при высоких температурах.

Длина цепочек вязкостных присадок зависит от вязкости масла: чем больше диапазон между зимним и летним параметром, тем цепочка длиннее. Причем, если сравнивать длину цепочки масла 5w-30 и 5w-40, то она будет длиннее в разы (не на проценты, а в разы).

Чем длиннее цепочка, тем на меньшее количество сворачиваний и разворачиваний она рассчитана. После определенного количества повторений эти цепочки начинают разрушаться, масло теряет свою вязкость и требует замены. Вот именно от длины этой цепочки в основном и зависит интервал замены масла.

Безусловно, на периодичность замены масла большое влияние оказывают и другие пакеты присадок. Но речь об этом пойдет в другой раз, а сейчас мы это рассматривать не будем.

Запомните главное: чем больше диапазон между зимним и летним параметрами вязкости масла, тем меньше интервал его замены. И наоборот.

Приведем один показательный пример. Ещё недавно в некоторых дилерских центрах во время гарантийного сервисного обслуживания в автомобили заливали масло 5w-50 на 15000 км пробега, мотивируя тем, что это классное современное масло, созданное для спортивных режимов.

Да, это действительно классное современное масло, и создано оно специально для спортивных режимов. Но оно не рассчитано на 15000 км. Его нужно менять через пять, ну максимум – через шесть тысяч пробега, потому что вязкостная цепочка у него длинная, и она начнет разрушаться как раз через эти 5-6 тысяч км. Имейте это в виду.

На всякий случай, даем ссылку на нашу инструкцию по замене масла в двигателе.

Как выбрать моторное масло по вязкости

Как выбрать моторное масло по вязкости

На страницах этого сайта мы уже поднимали вопрос о том, какое масло лучше заливать в двигатель. Но там речь шла о технологии (синтетика, полусинтетика, минералка). А сейчас мы подробней остановимся на выборе масла из соображений его вязкости.

Самая правдивая информация о вашем автомобиле находится в сервисной книжке. Какой вязкости масло там указано, такое и нужно применять. Причем от первой замены и до последней.

Бытует мнение, что чем старше автомобиль, тем гуще моторное масло в него нужно заливать. Это не совсем правда. Вернее, правда, но не для всех.

Во-первых, есть целый ряд двигателей (например, 16-ти клапанный Ford Zetec), в которые можно заливать масло только с вязкостью 5W-30. Так вот, в такие двигатели даже масло с вязкостью 5W-40 можно использовать только для доливки.

Это обусловлено конструктивными особенностями таких двигателей, которые имеют длинные и тонкие каналы смазки. Масляному насосу сложнее продавить густое масло по таким каналам, и мотор может работать в условиях масляного голодания (особенно зимой и при запуске). А это ведет к повышенному износу трущихся деталей и снижению моторесурса.

Во-вторых, у многих автомобилей в сервисной книжке указаны две вязкости. Вот из них и выбирайте. Сознательно идти на загущение масла можно только после проверки состояния двигателя и консультации с мотористом. Как правило, это случаи, когда двигатель требует ремонта, а вы в силу ряда причин не готовы его ремонтировать. В таком случае можно продлить «агонию» мотора, перейдя на более вязкие масла.

В остальных случаях, если двигатель в порядке и все системы, связанные с ним, в порядке – заливайте масло с характеристиками, рекомендованными заводом-изготовителем автомобиля, и ваш «железный конь» будет жить долго и счастливо.

Видео: как выбрать вязкость моторного масла?

Моторные масла и их характеристики: обзор

Современный ритм жизни требует скорости. Наши автомобили работают в темпе, который все повышается. Для достижения максимальной эффективности работы двигателей, производители постоянно совершенствуют их конструкции. Соответственно, увеличивается нагрузка и трение металлических деталей, что приводит к быстрому износу и частым поломкам, не говоря уже о снижении КПД двигателей. Для избежания или снижения уровня негативных последствий при работе используется моторное масло. Бывалые водители отлично разбираются в том, какое топливо подходит их автомобилю, а вот новичкам бывает трудно разобраться в его огромном ассортименте, представленном на современном автомобильном рынке. В сегодняшней статье мы постараемся им помочь. Рассмотрим моторные масла, их марки и характеристики более детально. Также в нашей сегодняшней статье вы узнаете:

  • официальные требования, предъявляемые к топливу;
  • классификация топлива по нормам вязкости (SAE), стандарту ACEA в зависимости от области применения;
  • свойства;
  • рекомендации по замене топлива в двигателе;
  • многое другое.

2adcfc392-1280x850-697383617-orig-1 Моторные масла и их характеристики: группы, требования, свойства, таблица соответствия%obz

Официальные требования

При взаимодействии с поверхностью деталей, которые смазываются или охлаждаются, моторное масло подвергается химическому, термическому и механическому влиянию. Чем точнее топливо будет соответствовать требованиям производителя мотора, в которых учитываются все вышеперечисленные факторы, тем лучше и точнее будут выполняться его функции.

Свойства топлива должны точно соответствовать строению механизма или узла, для которого оно применяется. Изучая моторные масла, их марки и характеристики, важно обратить внимание на ряд выдвигаемых официальных требований:

  • Отсутствие разрушающего действия на детали автодвигателя как при работе, так и при долгосрочных остановках.
  • Совместимость с катализаторами системы нейтрализации отработанных выхлопных газов с материалами уплотнений.
  • Малая вспениваемость при граничных температурах.
  • Экологичность и невысокая летучесть.
  • Обеспечение качественного покрытия в чрезвычайных условиях при граничных нагрузках и температурах.
  • Пологость вязкостных и температурных особенностей.
  • Высокая степень солюбилизации необходима топливу для поддержания чистоты двигателя и во избежание оседания на детали продуктов отработки топлива.
  • Сверхвысокие термоокислительная и термическая устойчивости требуются для увеличения граничного нагрева масла, использования его при охлаждении деталей двигателя.
  • Удовлетворительные противоизносные качества необходимы для стабильности масляной пленки, нейтрализации кислот из продуктов сгорания топлива и при окислении масла, образования нужной вязкости при повышенных температурах.

1477293197_motornoe_maslo321 Моторные масла и их характеристики: группы, требования, свойства, таблица соответствия%obz

Моторные масла по вязкости (SAE)

Основным показателем качества машинного масла является вязкость (текучесть). При достаточно низких температурах вязкость повышается и, наоборот, чем температура выше, тем текучесть топлива больше, то есть ниже вязкость. Главной задачей автомобильного топлива считается способность оставаться в жидком состоянии при низких температурах для обеспечения хорошей смазываемости всех деталей и легкого запуска двигателя даже в холодную погоду. С целью правильного выбора машинного топлива с необходимой вязкостью следует учитывать такие факторы:

  • температурный режим,
  • конструкция,
  • износ механизма.

Чем выше вязкость масла, тем лучше его распределение по поверхности трения. Самой распространенной классификацией вязкости масла считают SAE (Society of Automotive Engineers). Из маркировки можно определить как вязкость, так и сезонность топлива:

  1. Цифрами без литературного индекса принято обозначать летнее масло. Цифры указывают вязкость для высоких температур – SAE 30, 40. Но это неоднозначный сборный параметр, который указывает на граничные вязкости при рабочих температурах 120-150 градусов. Для того, чтобы подобрать масло, которое подойдет именно вашему двигателю, надо обратиться к советам производителя.
  2. Для обозначения зимнего масла в его маркировке присутствует буква W (SAE 0W, 15W и т.д.). Если от цифры, которая указана в маркировки отнять 40, узнаем при какой температуре зимой возможно будет запустить двигатель. Маркировка SAE 10W указывает, что двигатель можно при температуре -30 градусов по Цельсию.
  3. Самым универсальным и энергосберегающим видом моторных масел считают всесезонные. Обозначаются они двойной маркировкой SAE 5W30. С целью достижения зимних и летних вязкостно-температурных свойств топлива при их производстве добавляют специальные загустители – присадки, позволяющие топливу приспосабливать вязкость к температурному режиму работы двигателя и окружающей среды, увеличивая качество смазки деталей мотора.

tablitsa-SAE1-min Моторные масла и их характеристики: группы, требования, свойства, таблица соответствия%obz

Моторные масла по стандарту АСЕА

Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей ACEA (Association des Constructeurs Europeens de L’Automobile) представляет euro-классификацию масел. Условно их можно  разбить на 3 категории и на 12 классов.

Категория Характеристика Маркировка
А масла для легковых авто, работающих на бензине А1-98, А2-96 и А3-98
В масла для легковых авто, работающих на бензине В1-98, В2-98, В3-98 и В4-98
Е топливо только для грузовиков, подлежащее тщательной проверке Е1-96, Е2-96, Е3-96, Е4-99 и Е5-99

На маркировке категории Е указан год, в котором последний раз утверждался класс масла.

Сейчас отменили класс Е1-96, но если автопроизводитель дает допуск, то нефтепродукт этой маркировки следует применять.

Группы моторных масел и области их применения

bigstock-187874707-min Моторные масла и их характеристики: группы, требования, свойства, таблица соответствия%obz

Российские производители выпускают машинные масла согласно ГОСТ 17479.1-85, по которому разделяют их на группы по типу двигателей (бензиновый или дизельный) и области их применения. Рассмотрим ниже таблицу соответствия.

Группа Область применения
А дизельные и бензиновые не усиленные двигатели
Б1 бензиновые, мало усиленные двигатели
Б2 дизельные, мало усиленные двигатели
В1 средне усиленные двигатели, работающие на бензине
В2 средне усиленные двигатели, работающие на дизеле
Г1 бензиновые, высоко усиленные двигатели с тяжелыми условиями работы
Г2 высоко усиленные дизельные двигатели без наддува и с умеренным наддувом
Д1 высоко усиленные бензиновым двигатели с условиями работы более тяжелыми, чем для группы Г
Д2 дизельные двигатели с наддувом, работающие на бензине
Е1 бензиновые, высоко усиленные двигатели с условиями работы более тяжелыми, чем для группы Д
Е2 высоко усиленные дизельные двигатели с условиями работы более тяжелыми, чем для группы Д

Свойства

Рассмотрим основные свойства моторных масел:

  • Вязкость – как говорилось выше – главное свойство масла, которое является показателем качества топлива.
  • Коксуемость – указывает на подверженность топлива возникновению нагаров и смол.
  • Зольность – наличие добавок в топливе, которые после его сгорания образуют золу. Чем выше зольность, тем больше будет нагара.
  • Содержание механических примесей – они закупоривают масляные магистрали и фильтры, от чего возрастает интенсивность износа деталей двигателя.
  • Содержание воды в составе топлива, влияющей на характеристики и цену.
  • Щелочное число – указывает на процентное содержание в нем щелочей и кислот.
  • Моющие свойства.
  • Температура застывания, при которой масло утрачивает жидкостную подвижность.
  • Прозрачность и цвет.

Риски при просрочке сроков замены масла

kak-vybrat-motornoe-maslo-dlya-mashiny-3 Моторные масла и их характеристики: группы, требования, свойства, таблица соответствия%obz

Часто автомобилисты задаются вопросом: «А что случится, если я вовремя не поменяю масло?». Попробуем разобраться с этим вопросом. Все автопроизводители солидарны в вопросе сроков замены масла, если не хотите столкнуться с плачевными результатами промедления. Если в топливе содержится большое количество продуктов износа, то оно лишается своих характеристик и начинает забивать фильтр. Основа масла при разложении образует твердый осадок. При длительном использовании моторного масла начинают образовываться смолы, которые «склеивают» элементы узлов двигателя и забивают масляные каналы, выходит из строя маслоприемник. Весь двигатель может выйти из строя, поскольку изнашиваются его узлы и элементы из-за нехватки качественной смазки.

Чем отличается синтетика от полусинтетики?

После химической переработки продуктов перегонки нефти получается синтетическое моторное масло. Его определяют низкая вязкость и большие сроки использования, что создает условия для лучшей защиты двигателя при граничных температурах. Минусом такого топлива можно назвать его стоимость. К тому же оно не очень подходит моторам со сроком службы более 15 лет, ведь они расходуют намного больше топлива, чем более современные.

Если смешать 50-70% минерального и 30-50% синтетического моторных масел, получается смесь, которую называют полусинтетическим маслом. Оно стоит дешевле синтетического, а в эксплуатации показало большую эффективность, чем минеральное.

Как часто надо проверять уровень масла?

GNL-motor-oil-7 Моторные масла и их характеристики: группы, требования, свойства, таблица соответствия%obz

Если вы часто пользуетесь автомобилем, то каждые 2 недели надо проверить уровень масла. Если же ваш автомобиль долго не эксплуатировался, то перед работой уровень топлива в бензобаке надо непременно проверить, поскольку его утечка и испарение происходит все время. Низкий уровень масла приводит к износу поршневых колец. Во избежание проблем с каталитическими нейтрализаторами настоятельно советуем не допускать переизбытка топлива, которое вместе со сгоревшим при работе мотора попадает в выхлопные газы.

ТОП 3 лучших производителей моторных масел

Представляем вашему вниманию ТОП 3 лучших мировых производителей моторных масел:

  1. Mobil (CША). Самая признанная в мире компания с филиалами по всей Европе. Помимо производства топливных нефтепродуктов, компания ведет огромную научную работу направленную на улучшение их состава, уменьшения негативного влияния на экологию результатов использования ГСМ в мире.
  2. Castrol (Великобритания). Поскольку продукция компании отличается высочайшим качеством, то и стоимость ее, соответственно, не маленькая, что и привело к увеличению объема подделок именно этого брэнда. Но оригинальная продукция имеет огромную известность во всем мире.
  3. Shell (Британия, Голландия). Компания стала популярна, благодаря выпуску синтетических и полусинтетических машинных масел.

olej-motorovy-Shell-Helix-Ultra Моторные масла и их характеристики: группы, требования, свойства, таблица соответствия%obz

Моторные масла

Подробнее про некоторые масла

Давайте подробнее рассмотрим некоторые моторные масла, их марки и характеристики.

  • Одним из самых популярных на рынке является машинное масло корейского производителя зик 5w40. Маркировка 5w40 указывает на всесезонность использования. Его отличие состоит в превосходных характеристиках:
  • Высокий индекс вязкости;
  • Возможность завести мотор при минусовой температуре и подсевшем аккумуляторе.
  • Преданность автомобилистов справедливо завоевали масла кастрол магнатек 5w40, 5w30. Запатентованная технология «умные молекулы» гарантирует динамичную защиту двигателя, создавая надежный масляной покров на всех деталях и узлах мотора.
  • Популярными на рынке стали разработанные инженерами Renault моторные масла эльф 5w30, 5w40, отличающиеся невысокой стоимостью и уменьшенной степенью выхлопов.
  • Машинные масла ниссан 5w40 отличается антиокислительными качествами, что способствует повышенной износостойкости деталей.

kak-vybrat-motornoe-maslo-dlya-mashiny-4 Моторные масла и их характеристики: группы, требования, свойства, таблица соответствия%obz

  • Моторное масло форд формула f 5w30 предназначено для двигателей разных типов: бензиновых, дизельных, с турбиной или без. Отличает его повышенный до 10% расход топлива.
  • Топливо мотюль 5w30 создано для современных двигателей. Уменьшает содержание пагубных для экологии материалов в отработанных газах.
  • Топливо известной компании Джи Єм ойл Дексос gm 5w30 dexos2 имеет в составе минимальное количество фосфора и серы, поэтому фильтры в моторах работают намного дольше, а сам мотор меньше засоряется.
  • Нефтеродукция одного из лидеров рынка компании Shell шелл хеликс 5w40 благодаря спецтехнологии Shell PurePlus и присадкам Active Cleansing Technology выгодно отличается от других масел своего типа тем, что оберегает чистоту поршневой группы.
  • Машинное масло лукойл полусинтетика 5w40 относится к высшему классу, поскольку обладает повышенной устойчивостью к высоко-сернистому бензину.
  • Финское масло мобил 5w40 представляет собой синтетическое топливо, обеспечивает длительный срок службы двигателей в автомобилях различных типов и годов выпуска, повышая уровень амортизационной стойкости при работе в широком диапазоне температур.

Таблица применения всех эфирных масел

Масло Свойства
Азалия Применяется от мигрени, сердечных болей; в составе комплексной терапии при простуде, бронхитах, заболеваниях слизистых, акне, вирусе простого герпеса; нормализует кровяное давление
Анис Тонизирует, нормализует работу нервной системы; применяется от бессонницы, гриппа, бронхита; оказывает противовоспалительное, жаропонижающее действие, улучшает питание клеток головного мозга, повышает потенцию, повышает тургор кожи
Апельсин сладкий Избавляет от комедонов, омолаживает, подтягивает, разглаживает кожу, способствует выработке коллагена, улучшает работу лимфатической системы, применяется в борьбе с целлюлитом. Читайте подробнее о  свойствах эфирного масла апельсина.
Апельсин горький Снимает стресс, возвращает здоровый сон; эмульсию масла горького апельсина в воде используют от ангины, делают с ним ингаляции, применяют от воспаления десен и респираторных болезней, добавляют в маски для лица для уменьшения акне, поддержания молодости
Базилик Снижает температуру, в составе комплексной терапии применяется как противомикробное средство, улучшает работу иммунной системы, обезболивает
Бергамот Стимулирует рост волос, уменьшает секрецию кожного сала, улучшает обменные процессы, в составе комплексной терапии применяется при болезнях мочеполовой системы
Валериана Избавляет от спазмов сосудов, используется для лечения дерматитов, нейродермитов, обладает сильным успокаивающим действием
Вербена Обладает антисептическим, отхаркивающим действием, успокаивает, действует как антидепресант, расслабляет, укрепляет иммунную систему
Гвоздика Обладает выраженными противовоспалительными, дезинфицирующими свойствами; продлевает молодость кожи, используется как противогрибковый препарат, для лечения инфекционных заболеваний кожи. Отличное эфирное масло для ванны.
Герань Нормализует гормональный баланс, облегчает ПМС, облегчает состояние при климаксе, влияет на эрогенные зоны женщин, благоприятно влияет на работу сердца, дыхательных путей, ЛОР- органов
Грейпфрут Провоцирует сжигание подкожного жира, используется для борьбы с воспаленными комедонами, выводит токсины, является афродизиаком
Девясил Мощное отхаркивающее, глистогонное средство, эффективно для быстрой остановки крови при сахарном диабете
Душица Противоревматическое, спазмолитическое средство, эффективно при лечении герпеса, гриппа, ангины, ринита
Ель Обладает выраженным антисептическим, противомикробным, противовоспалительным свойством; применяется как потогонное, желчегонное, дезодорирующее средство
Жасмин Заметно уменьшает менструальные боли, усиливает сексуальное влечение, помогает при заболеваниях горла, опорно-двигательного аппарата, восстановлении голос
Кардамон Укрепляет желудок, стимулирует работу нервной системы, избавляет от депрессии, убивает патогенную микрофлору, унимает зубную боль, улучшает зрение, повышает потенцию
Кедр Мощное дезодорирующее и бактерицидное средство; используется при заболевании дыхательных путей, ЛОР-органов, лечит заболевания кожи головы, является хорошим профилактическим средством от респираторных заболеваний
Кипарис Тонизирует, дезодорирует, останавливает воспалительные процессы на коже, омолаживает кожу и весь организм, успокаивает, избавляет от перхоти, останавливает выпадение волос, укрепляет ногти
Кориандр Хороший антидепрессант, обладает мощным бактерицидным действием, используется как мочегонное и глистогонное средство, лечит ревматизм и невралгии
Корица Облегчает состояние при проблемах в ЖКТ, убивает патогенную микрофлору, повышает иммунитет, улучшает кровообращение, оказывает антицеллюлитное действие
Лаванда Снимает судороги, убивает вирусы и бактерии, избавляет от спазмов различной этиологии, укрепляет сердце, обезболивает, стимулирует клетки организма к регенерации, снижает артериальное давление. Также отлично подходит при использовании для лица.
Лайм Обладает противовирусным, бактерицидным действием; успокаивает применяется для лечения горла, бронхов, приступов тахикардии
Лимон Обладает желчегонным, противовирусным, антибактериальным действием, тонизирует, заживляет раны, используется для лечения герпеса, кровоточащих десен
Майоран Расслабляет и успокаивает, способствует излечению депрессивных состояний, бессонницы, усталости, снижает агрессию, тревожные состояния
Мандарин Используют при проблемах с ЖКТ, повышает аппетит, очищает организм, помогает быстро окрепнуть после болезней, нормализует работу кровеносной системы
Мелисса Снижает артериальное давление, используется как желчегонное средство, помогает исцелять болезни ЛОР-органов, способствует быстрому рассасыванию синяков, кровоподтеков, является болеутоляющим средством
Миндаль сладкий Противовоспалительное, тонизирующее действие; применяется при сухой коже, делает ее более увлажненной; обладает осветляющим действие, поддерживает упругость и молодость дермы
Мирра Обеззараживает, применяется при болезнях верхних дыхательных путей, обладает противопоносным и муколитическим действием, уменьшает лимфоузлы, используется при лечении заболеваний ротовой полости, экзем, ран; убивает грибки
Мирт Мощное бактерицидное свойство; используют как противотуберкулезный препарат, для лечения урогенитальных инфекций; оно повышает эластичность сосудов, успешно борется с перхотью и себореей, избавляет от комедонов, останавливает выпадение волос
Можжевельник Избавляет от депрессии, стресса. Улучшает настроение, применяется при лечении кожных болезней, выпадении волос
Мускатный орех Обладает противогрибковым, противомикробным, дезодорирующим, болеутоляющим свойством; помогает при тошноте, запорах; способствует сокращению матки
Мята Стимулирует иммунитет, подавляет патогенную микрофлору, снимает стресс, используется как болеутоляющее. Отлично подходит для ухода за волосами.
Нероли Хороший афродизиак и антидепрессант, стимулирует работу эндокринной системы, обладает мочегонными свойствами; убирает растяжки, купероз, целлюлит, нормализует работу ЖКТ
Пальмароза Благотворно влияет на микрофлору кишечника, затягивает раны, снижает температуру, облегчает общее состояния при простудных заболеваниях
Пачули Прекрасно смягчает кожу, затягивает ранки, трещины; помогает при дерматозах, способствует рассасыванию шрамов, постакне; применяется от геморроя, отеков, диареи; служит профилактикой респираторных болезней, приводит нервы в порядок

Масло с каким HTHS выбрать?

Что такое HTHS?

Как известно при высоких температурах вязкость моторного масла снижается, масляная пленка становится тоньше. Параметр  HTHS — это высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига. HTHS измеряется в миллипаскалях в секунду. Наиболее распространенный метод испытания ASTM D 4683. Этот метод включает в себя, определение вязкости масла при высокой температуре 150С. Итак HTHS — это вязкость моторного масла при температуре 150С и высокой скорости сдвига 106 с-1 . Ничего трудного для понимания здесь нет — просто нужно запомнить, что для каждого автомобиля свой интервал допустимой HTHS. В двигатель, не предназначенный для использования моторных масел с низким HTHS, ни в коем случае нельзя лить такие масла. Почему и нужно обращать внимание на рекомендации производителя, выбирать масло в соответствии с рекомендованной вязкостью, рекомендованными допусками и рекомендованными стандартами.

Применение масла с пониженным HTHS, в не предназначенных для этого двигателях может привести к их ускоренному износу. В моторах, спроектированных для использования в них масла с пониженным HTHS, имеется ряд существенных отличий:

  • расстояние между трущимися поверхностями уменьшено. Более высокая точность сборки и подгонки деталей друг к другу (минимальные зазоры между деталями).
  • применение широко-поверхностных подшипников, в которых масло высокой вязкости поступает медленнее.
  • специальное нанесение микропрофиля поверхности на деталях — на подобии хона в цилиндрах, для удерживания на деталях низковязких масел.

Если двигатель не спроектирован под низковязкие масла с низким HTHS, использование таких масел в нем недопустимо!

Для чего используют масла с низким HTHS?

В последнее десятилетие среди мировых автопроизводителей, наблюдается тенденция к снижению высокотемпературной вязкости при высокой скорости сдвига — HTHS. Использование таких масел экономически и экологически оправдано. Масла с низким  HTHS дают большую экономию топлива по сравнению с обычными маслами более высокой вязкости. Меньшая вязкость масла приводит к меньшему сопротивлению деталям двигателя, что приводит к увеличению мощности двигателя, меньшему износу в некоторых узлах двигателя. Применение таких масел, так же положительно влияет на экологию. Выброс CO2 в атмосферу на низковязких маслах значительно ниже, чем на маслах более высокой вязкости.

Какой параметр HTHS безопаснее для двигателя?

Попробуем показать наглядно, при каких значениях HTHS опасна, а при каких не представляет никакой опасности для двигателя.

Документ, опубликованный в японском научном издании института Toyota R&D в 1997 году. (здесь нужно сделать скидку на год, прошло много лет и низкоковязкие масла стали гораздо стабильнее и безопаснее, чем это было на момент 1997 года.)

Скачать документ на японском.

Итак группа японских ученых:
Toshihide Ohmori — Toyota Central R&D Labs., Inc.
Mamoru Tohyama — Toyota Central R&D Labs., Inc.
Masago Yamamoto — Toyota Central R&D Labs., Inc.
Kenyu Akiyama — Toyota Motor Corp.
Kazuyuoshi Tasaka — Toyota Motor Corp.
Tomio Yoshihara — Lubrizol Japan Ltd.

Провели эксперимент на четырехцилиндровых двигателях 1.6 DOHC. Главная цель экспериментов — узнать, как масла с разным HTHS влияют на износ двигателя. Как влияет на износ, добавление модификаторов трения в моторные масла, на основе MoDTC (органического молибдена). В двигатели заливались масла разных вязкостей с разным HTHS (Высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига) после некоторого «пробега» двигатели разбирали и исследовали на предмет износа деталей.

HTHS масел двух главных ассоциаций.

ACEA A1 HTHS ≥ 2.9 и ≤ 3.5 xW-20 ≥ 2.6
ACEA A5 HTHS ≥ 2.9 and ≤ 3.5
ACEA A3 HTHS ≥ 3.5

ILSAC GF-4 ссылающийся на J300
5W20 HTHS не менее 2.6.
5W30 HTHS  не менее 2.9
0W-40, 5W-40, 10W-40  HTHS ~ не менее 3.5

Рис 1. Износ поршневых колец при температуре 90С и при экстремальной температуре 130С

При вязкости HTHS 2.6 наблюдается «пограничная зона износа» — порог ниже которого начинается значительное увеличение износа, если HTHS меньше 2.6, то износ очень сильно увеличивается, если больше 2.6, то линия износа почти на одном уровне. На 2.6 износ чуть выше, чем на 3.5. Чем выше обороты двигателя — тем пропорциональнее увеличивается износ поршневых колец.


Рис 2. Износ кулачков. При 90 градусах на HTHS 2.6 наблюдается даже меньший износ кулачков, нежели чем на HTHS 3.5. Но с повышением температуры до 130С — все меняется — опять 2.6 пограничная зона. HTHS меньше чем 2.6  — износ повышается, больше чем 2.6 — износ минимальный.


Рис 3. Износ шатунных подшипников. Износа особого не видно — линии прямые, но все равно есть небольшая тенденция уменьшения износа в сторону HTHS 3.5


Рис 4. Добавили различные модификаторы трения и сравнили с обычным маслом без модификаторов.

Рис. 5  a) первая картинка на обычном масле, b)  вторая картинка на масле с модификатором трения MoDTC — органический молибден. MoDTC действительно снижает трение и предотвращает износ, и чем ниже вязкость масла и HTHS, тем больше необходимость такой добавки.

PS. Исследование было проведено более 10 лет назад, с того времени низковязкие масла изменились в лучшую сторону! Поэтому «пограничная зона износа» — вполне может оказаться нормальной точкой где до износа еще далеко. А может и нет — физика! Нам еще предстоит узнать!

Так стоит ли лить низковязкие масла?

Основными отрицательными факторами при использовании низковязких масел являются: 

  1. Высокие скорости, нагруженность автомобиля, высокие температуры окружающего воздуха. Наряду с плюсами низковязких масел — экономия топлива, экология, более высокий КПД, есть минусы! Например, многие производители в мануалах, где рекомендуются низковязкие масла, пишут «5W-20 не рекомендуется использовать при высоких скоростях». То есть производители считают, что на высоких скоростях, при высоких температурах окружающего воздуха, при тяжелой нагруженности автомобиля — такие масла лучше не применять. Дело в том, что слишком тонкая пленка на высокой скорости, при сопутствующих факторах может недостаточно защищать пары трения от износа. В последнее время с течением прогресса масла 5W-20, 0W-20 улучшились! Появились новые модификаторы трения (трех-ядерный молибден, оксиды титана итд), улучшились базовые масла и противоизносные присадки. Такие надписи в мануалах стали пропадать — они перестали быть актуальными.  Автопроизводители сейчас наоборот пишут в мануалах «Использование моторного масла 0W-20 в вашем двигателе предпочтительно» считая что это масло конкретно этому двигателю не навредит.  В любом случае нужно прислушиваться к мануалам производителей, у них больше опыта и оснований так полагать. Поэтому всегда при выборе вязкости масла руководствуйтесь вашим мануалом!  
  2. Разжижение моторного масла топливом. При нештатных ситуациях например, вы не запустили автомобиль в морозы,  не воспламенившееся топливо попадает  в моторное масло и разжижает его. Низковязкое масло, при попадании в него топлива — становится еще меньшей вязкости. Топливо, конечно же, испаряется со временем нагреваясь, но какое то время там может оказаться масло очень низкой вязкости.

Пример 1: Если кто то думает что, «низковязкие масла обязательно приведут двигатель к повышенному износу» — он ошибается. Приведу результаты испытаний на трибологической установке — 4х шариковой машинке трения.

Трибологические испытания масел на диаметр износа под нагрузкой 392Н и 1 час:
Испытание масел на диаметр износа N1
Видите кто в лидерах тестов? Масла 0W-20.

Пример 2:  Лабораторные анализы отработок 0W-20, 5W-20 в тяжелых российских условиях:
Тесты Игоря (Euro) на Toyota Land Cruiser Prado 1GR-FE, V6, 4.0
Тесты на Mitsubishi Outlander XL 4B12 от Вадим_69
NGN Future 0W-20 отработка на Toyota Carina E после 4600км
Profix 0W-20 API SN отработка на Toyota Tundra после 8530км
United Eco Elite 0W-20 API SN отработка на Nissan X-Trail после 6881км
Pennzoil Ultra 5W-20 отработка на Mitsubishi Outlander XL после 9600км

Вывод: Эта статья переписывалась мной два раза с перерывом в 4 года. Сначала я напугал публику низковязкими маслами- уж, но время шло, мы набирались опыта, делали лабораторные анализы и пришли к выводу — что ничего плохого в маслах 0W-20, 5W-20, 0W-16 — нет. Если они рекомендованы производителем Вашего автомобиля! Низковязкие масла быстрее выходят на рабочую вязкость — они сами по себе меньшей вязкости. Такие масла экономят топливо при прогревах автомобиля по утрам. Низковязкие масла экономят топливо при рабочей температуре двигателя — когда двигатель полностью прогрет. В некоторых двигателях оснащенных гидрокомпенсаторами, они тише работают в гидрокомпенсаторах. При низкотемпературном запуске, низковязкие масла быстрее поступают во все труднодоступные места двигателя. Во многих двигателях конструкционно предусмотрены форсунки охлаждения поршней, которые поливают поршень маслом — в этом случае лучше и быстрее охлаждают опять же низковязкие масла. То есть при небольших минусах или их полном отсутствии, мы получаем очень много плюсов от использования низковязких масел.

Большая просьба, при размещении данной статьи на других ресурсах – указывайте ссылку на эту страницу! Уважайте чужой труд и желание поделиться накопленным опытом!

Автор статьи: Иванов Даниил, ник torcon

Обсуждение на форуме:
Низковязкие масла 0W20 5W20

Сертификации ILSAC и ACEA

Рис. 5  a) первая картинка на обычном масле, b)  вторая картинка на масле с модификатором трения MoDTC — органический молибден. MoDTC действительно снижает трение и предотвращает износ, и чем ниже вязкость масла и HTHS, тем больше необходимость такой добавки.PS. Исследование было проведено более 10 лет назад, с того времени масла низковязкие изменились в лучшую сторону! Поэтому «пограничная зона износа» — вполне может оказаться нормальным маслом. А может и нет — физика… Нам еще предстоит узнать!

Какой параметр HTHS выбрать?

Основными отрицательными факторами при использовании низковязких масел являются:

Высокие скорости, нагруженность автомобиля, высокие температуры окружающего воздуха. Но наряду с плюсами низковязких масел — экономия топлива, экология, более высокий КПД, есть минусы! Например, многие производители в мануалах, где рекомендуются низковязкие масла, пишут «5W-20 не рекомендуется использовать при высоких скоростях». То есть производители считают, что на высоких скоростях, при высоких температурах окружающего воздуха, при тяжелой нагруженности автомобиля — такие масла лучше не применять. Дело в том, что слишком тонкая пленка на высокой скорости, при сопутствующих факторах может недостаточно защищать пары трения от износа. Другие же автопроизводители наоборот пишут в мануалах «Использование моторного масла 0W-20 в вашем двигателе предпочтительно» считая что это масло конкретно этому двигателю не навредит. В обоих случаях нужно прислушиваться к мануалам производителей, у них больше опыта и оснований так полагать. Поэтому всегда при выборе вязкости масла руководствуйтесь вашим мануалом!

Абразивные отложения в двигателе. Еще одна проблема при использовании низковязких масел — абразивные отложения в двигателе. Таковыми являются частицы пыли, зола, сажа. Эти отложения в двигателе пагубно влияют на слишком тонкую масляную пленку, как бы разрывая ее — что неминуемо приводит к повышенному износу. В наших тяжелых условиях эксплуатации — такие отложения можно получить очень просто. Заправились плохим бензином при сгорании, которого образовалась абразивная зернистая зола, поставили некачественный воздушный фильтр, нештатный подсос воздуха помимо воздушного фильтра. итд.

Разжижение моторного масла топливом. В тяжелых условиях эксплуатации, на территории России —  морозы не редкость.  При низкотемпературном запуске двигателя, очень часто не воспламенившееся топливо попадает  в моторное масло и разжижает его. Не без того жидкое низковязкое масло, при попадании в него топлива — становится «как вода». Топливо, конечно же, испаряется со временем, но масло не восстанавливает свои первоначальные характеристики.

Вывод: В наших условиях, с нашим бензином, пробками, жарой, нагрузкой, некачественными расходными материалами  итд, «пограничные зоны» (порог ниже которого начинается значительное увеличение износа) с HTHS 2.6 не к чему! При HTHS ≥ 2.9 и выше —  износ деталей двигателя меньше! Если Ваш  производитель рекомендует  наряду с 0W-20, вязкость 5W-30 — то эта вязкость будет предпочтительнее! Если производитель рекомендует только 0W-20, идем искать мануал от своего же двигателя, на других рынках США, Европы, Японии. Если на тот же двигатель, в другой стране рекомендуют 5W-30  — то эта вязкость  предпочтительнее!

Есть автовладельцы, которым масла 0W-20 и 5W-20 наоборот предпочтительнее, к примеру, автолюбитель машину меняет раз в 3-5 лет, быстро ездить негде, заправляется только на проверенной заправке, где по умолчанию хороший бензин, на xW-20 машина отлично проходит, и сэкономит кучу денег на бензин, за эти 3-5 лет.

Конечный выбор за автолюбителем! Нужна ли Вам «пограничная зона износа» в угоду экономии бензина, или Вам нужно иметь некоторый, небольшой запас спокойствия, но чуть больший расход. Конечно же, нужно обязательно смотреть на рекомендации производителя и выбирать из рекомендованных вязкостей! Нельзя думать, что 5W-50 спасет ваш двигатель от износа, если во всем мире в Ваш двигатель рекомендуется только 0W20 и 5W30. Более того при отрицательных температурах 5W50 как правило значительно гуще чем 5W-20, и износ на масле, такой вязкости при низкотемпературных запусках — намного выше, нежели на маслах вязкости 5W-20! Моторные масла 5W-30 независимо от того Ilsac GF-4 это или ACEA A3 или ACEA A5 — являются некой золотой серединой, где и масляная пленка не слишком тонкая, и зимой запуск не так страшен!

Большая просьба, при размещении данной статьи на других ресурсах – указывайте ссылку на эту страницу! Уважайте чужой труд и желание поделиться накопленным опытом!

Таблица плотности масел

Представлена таблица значений плотности нефтяных и растительных масел при различных температурах. Рассмотрены следующие типы масел: машинное, турбинное, редукторное, индустриальное, моторное, растительное и другие. Значения плотности масел (или удельного веса) в таблице указаны для жидкого агрегатного состояния масла при соответствующей температуре (в интервале от -55 до 360°С).

Плотность масел в жидкой фазе обычно находится в диапазоне от 750 до 995 кг/м3 при комнатной температуре. Масло имеет плотность меньше воды и при попадании в воду образует пленку на ее поверхности. Плотность нефтяных масел в основном несколько ниже, чем растительных. Например, плотность моторного масла равна 917 кг/м3, машинного — от 890 кг/м3, а плотность подсолнечного масла составляет величину 926 кг/м3. Наиболее тяжелыми растительными маслами являются горчичное масло, масло какао и льняное масло. Удельный вес этих масел может достигать значения 940-970 кг/м3.

Плотность масел существенно зависит от температуры — при нагревании масла его удельный вес снижается. Например, плотность трансформаторного масла при температуре 20°С имеет величину 880 кг/м3, а при нагревании до температуры 120°С принимает значение 820 кг/м3. Плотность растительных масел также уменьшается при росте температуры — масло расширяется и становится менее плотным.

Следует отметить некоторые легкие нефтяные масла. К ним относятся: гидравлическое ВНИИ НП-403 (плотность 850 кг/м3), ИЛС-10, ИГП-18 и трансформаторное масло (880 кг/м3). Низким значением плотности (при нормальных условиях) среди растительных масел выделяются такие, как кукурузное, лавровое, оливковое и рапсовое масла.

Удельный вес масел часто указывают в не системных единицах измерения, а в размерности кг на литр (кг/л). Это удобно для восприятия и сравнения например, с водой, плотность которой при 4°С равна 1 кг/л. Однако, для тепловых расчетов плотность масел в формулы необходимо подставлять в размерности кг/м3. Перевести кг/л в кг/м3 не трудно. Например, плотность масла АМТ-300 при температуре 20°С равна 959 кг/м3 или 0,959 кг/л.

Таблица плотности масел
Масло Температура,
°С
Плотность,
кг/м3
CLP 100 20 910
CLP 320 20 922
CLP 680 20 935
АМГ-10 20…40…60…80…100 836…822…808…794…780
АМТ-300 20…60…100…160…200…260…300…360 959…937…913…879…849…808…781…740
Арахисовое 15 911-926
Букового ореха 15 921
Вазелиновое 20 800
Велосит 15 897
Веретенное 20 903-912
Виноградное (из косточек) -20…20…60…100…150 946…919…892…865…831
ВМ-4 (ГОСТ 7903-56) -30…-10…0…20…40…60…80…100 933…921…916…904…892…880…868…856
Гидравлическое ВНИИ НП-403 20 850
Горчичное 15 911-960
И-46ПВ 25 872
И-220ПВ 25 892
И-100Р (С) 20 900
И-220Р (С) 20 915
И-460ПВ 25 897
ИГП-18 20 880
ИГП-38 20 890
ИГП-49 20 895
ИЛД-1000 20 930
ИЛС-10 20 880
ИЛС-220 (МО) 20 893
ИТС-320 20 901
ИТД-68 20 900
ИТД-220 20 920
ИТД-320 20 922
ИТД-680 20 935
Какао 15 963-973
Касторовое 20 960
Конопляное 15 927-933
КП-8С 20 873
КС-19П (А) 20 905
Кукурузное -20…20…60…100…150 947…920…893…865…831
Кунжутное -20…20…60…100…150 946…918…891…864…830
Кокосовое 15 925
Лавровое 15 879
Льняное 15 940
Маковое 15 924
Машинное 20 890-920
Миндальное 15 915-921
МК 10…40…60…80…100…120…150 911…888…872…856…841…825…802
Моторное Т 20 917
МС-20 -10…0…20…40…60…80…100…130…150 990…904…892…881…870…858…847…830…819
Нефтяное 20 890
Оливковое 15 914-919
Ореховое 15 916
Пальмовое 15 923
Парафиновое 20 870-880
Персиковое 15 917-924
Подсолнечное (рафинир.) -20…20…60…100…150 947…926…898…871…836
Рапсовое 15 912-916
Свечного ореха 15 924-926
Смоляное 15 960
Соевое (рафинир.) -20…20…60…100…150 947…919…892…864…829
Соляровое Р.69 20 896
ТКП 20 895
ТМ-1 (ВТУ М3-11-62) -50…-20…0…20…40…60…80…100 934…915…903…889…877…864…852…838
ТП-22С 15 870-903
ТП-46Р 20 880
Трансформаторное -20…0…20…40…60…80…100…120 905…893…880…868…856…844…832…820
Тунговое 15 938-948
Турбинное Л 20 896
Турбинное УТ 20 898
Тыквенное 15 922-924
Хлопковое -20…20…60…100…150 949…921…894…867…833
ХФ-22 (ГОСТ 5546-66) -55…-20…0…20…40…60…80…100 1050…1024…1010…995…980…966…951…936
Цилиндрическое 20 969

Кроме того, значения плотности множества веществ и материалов (металлов и сплавов, продуктов, стройматериалов, пластика, древесины) вы сможете найти в подробной таблице плотности.

Источники:

  1. Гинзбург А.С. и др. Теплофизические характеристики пищевых продуктов. Справочник. Москва, 1980. — 288 с.
  2. Чубик И.А., Маслов А.М. Справочник по теплофизическим характеристикам пищевых продуктов и полуфабрикатов.
  3. Кутателадзе С. С., Боришанский В. М. Справочник по теплопередаче. Госэнергоиздат, 1958 — 417 с.
  4. Физические величины. Справочник. А. П. Бабичев, Н. А. Бабушкина и др.; Под ред. И.С. Григорьева, Е. З. Мейлихова. — М.: Энергоатомиздат, 1991. — 1232 с.
  5. Варгафтик Н. Б. Справочник по теплофизическим свойствам газов и жидкостей.
  6. Михеев М. А., Михеева И. М. Основы теплопередачи.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о