Уход за машинойМашины на газу – «На каком газе двигателя лучше ездить на пропане или метане?» – Яндекс.Кью

Машины на газу – «На каком газе двигателя лучше ездить на пропане или метане?» – Яндекс.Кью

Содержание

ГБО – плюсы и минусы

Работа машины на газе прежде всего подразделяется по разновидности топлива – функционирование на чистом метане (природный газ) и бутан-пропановой фракции (более тяжёлый газ, сопровождающий нефть).

Плюсы машины на газу

Несомненная польза машины на газу следующая:

  • Экологичность: углеводородные газы сгорают полностью – образуются лишь углекислый газ и вода. Никакой копоти. Запах несгоревшего газа возможен лишь при утечках в оборудовании.
  • Почти равное расходу бензина (в литрах) потребление газа – особенно у бутан-пропановой смеси.
  • Значительно меньшее засорение — или полное его отсутствие – деталей мотора. Это соблюдается лишь при должной очистке газа перед его закачкой в баллон.
  • Практически постоянная цена на газ. Если бензин и дизельное топливо ежесезонно дорожает (несмотря на существенное обесценивание нефти в последние несколько лет) – то газ, даже если и подрастёт в цене раз в год, то этот рост – сущие копейки. Природный газ не добывается из нефти (исключение составляют лишь специальные условия на производстве, нацеленные именно на полное разложение густых и жидких нефтекомпонентов и уже готовых нефтепродуктов на в разы более лёгкие газообразные составляющие), а сразу выкачивается из месторождения. Примерно то же самое можно сказать и о попутных нефтяных газах, растворённых в самой нефти – они выступают в качестве побочного продукта при нефтекрекинге. Сама нефть – благодаря даже не столько затратам на добычу, сколько “драконовскому” налого- и акцизообложению, в сумме зарвавшемуся аж до 60% всей её конечной цены! – не только образует конечную цену на бензин, но и, самое страшное, в российских условиях цена на сам бензин и дизель будет дорожать всё быстрее.
  • Возможность сделать газ, в частности, метан, практически неисчерпаемым, возобновляемым источником – после истощения всех запасов нефти. Его можно получать биологическим и синтетическим путями (например, из резиновых и пластмассовых отходов, а также углеродсодержащих отходов целого ряда производств, связанных не столько с потреблением нефти, сколько с, например, отходами от деревообрабатывающей, пищевой и угольнодобывающей промышленности, сельского хозяйства) – многие технологии давно и надёжно отработаны. Тот же метан, в сущности, можно получить из любой углеродной органики – исторически это первейшее и простейшее органическое соединение, производства которого на Земле хватит почти навсегда и на всех.

Минусы машины на газу

  • Необходимость возить с собой значительно более тяжёлые баки – газу требуется высокое давление, от единиц до сотен раз превышающее атмосферное, а значит, для его сжижения стенки баллонов должны быть достаточно толстыми;
  • Повышенная пожароопасность при утечке пропана. Метан, правда, легче воздуха и легко выветривается – пропан же способен накапливаться в нижней части замкнутого пространства автомобиля.
  • Меньшая распространённость АГЗС – особенно метановых – по сравнению с бензиновыми и пропановыми АЗС. Но многие готовы перейти на пропан.
  • Более сложная электроника для адекватного, безопасного управления газомотором – главным образом из-за этого более высокие цены на установку ГБО.
  • Сложность размещения баллонов – в отличие от бензобака, баллоны могут отнимать полезное место в багажнике легкового или в кузове грузового автомобиля.
  • Некачественная порой очистка газа – особенно пропана. Это обусловлено капиталистической жадностью, вечной денежной гонкой, присущей в наше время каждому. Периодически попадаются недобросовестные заправщики, несвоевременно меняющие изношенные компрессоры, в камеру накачки которых попадает смазка из остальной механики привода, также изношенной от многолетней эксплуатации в режиме подчас пиковой нагрузки. Либо оборудование АГЗС, изначально не вполне отвечающее современным требованиям по чистоте очищаемого и раздаваемого на автомобили топлива, также допускает масляные включения в закачиваемый газ.
  • Большая хлопотность при обслуживании ГБО -оно работает с давлением, в 15-200 раз превышающее атмосферное,и здесь  накладывается ряд жёстких требований и правил, первоначально непривычных для владельца машины, доселе ездящей на бензине. Так, заправка в лютый мороз баллона “под колпак” с последующим простоем машины в отапливаемом гараже, в лучшем случае приведёт к серьёзным поломкам ГБО, в худшем – к уничтожению имущества при пожаре после взрыва, и даже госпитализации хозяина с не менее серьёзными поражениями, чем те, что случились бы при протечке и возгорании бензина.

Опасны ли машины на газовом оборудовании?

Несмотря на кажущуюся, искусственно завышенную опасность газа, им, тем не менее, ежедневно пользуется не менее пятой части населения Земли. Бензин представляет даже большую опасность, чем газ. При утечке газа чаще всего последний будет гореть ровной струёй, пока не выйдет весь — а вот протёкший бензин в случае воспламенения охватит огнём всю территорию, на которой он разлился, при этом взрыва не миновать, особенно когда его пары скопились в достаточной концентрации в воздухе закрытого пространства.

ГБО, монтирующееся в машины – в т. ч. и самим заводом-изготовителем – проходит через всесторонний контроль. Фирма, в течение века выпускающая машины – например, Ford, — вряд ли допустит какие-либо упущения. Она всесторонне контролирует линию производства, сборки комплектов ГБО, обязательно проводит всесторонний тест-драйв установленных систем. В случае выявления брака машина просто-напросто отправляется на замену выбракованных комплектующих.

Стоит ли брать машину на газу?

Пользователя удерживают в основном лишь мифы, придуманные несведущими людьми. Против них есть вполне обоснованная точка зрения специалистов.

Машина хуже едет, работая на газе, нежели на бензине:

  • Из-за неправильного монтажа и пусконаладки комплекта ГБО.
  • Вследствие неверного подбора поколения всей газовой системы под конкретную машину.

Баллон опасен, если на машину, застрявшую на путях, наедет грузовой поезд. Либо, например, загорится колесо. Тогда-то он, конечно, взорвётся. Во всех остальных случаях даже баллон с метаном выдерживает столкновение с другой машиной – в случае мелкого повреждения стенки метан начинает улетучиваться. То же самое касается и пропанобутана – на открытой местности скопление газа просто не успеет образоваться в достаточном для взрыва количестве, газ хаотично разносится даже при малейшем ветре. А вот бензобак, лишь несколько более толстый, чем банка консервов, взорвётся даже при столкновении с любой машиной. Если попытаться его заправить пропаном, сэкономив на баллоне – то он просто не рассчитан на такое, да и машина без полноценного комплекта ГБО не то что не поедет, она вообще не заведётся.

В основном, единственное, что удерживает автовладельца, знающего, что ему нужно от машины, от перехода на авто, изначально ездящее на газу, в крайнем случае, от переоборудования уже имеющейся машины, ранее ездившей на бензине, – “понты” и предрассудки. Рано или поздно он пожалеет, что не “свалил” с бензомотора, “переоборудовавшись” на газ.

Индустрия “легковушек” тоже не стоит на месте: можно ездить на пропане, такие ГБО доступны не работникам спецслужб и госорганов, как это было на заре газомашин, а буквально каждому. Кажущаяся волокита и первоначальные затраты окупятся максимум через несколько лет. Да и производители бензиновых мало- и микролитражек не стоят на месте, совершенствуя комплекты ГБО из поколения в поколение, ставя их не только в машины, но и в спецтехнику – мини-погрузчики, тракторы и т. д. Как когда-то автоматическая коробка передач казалась фантастикой и безумием, езда на газе носила лишь характер разовых, “пилотных” акций. В умирающем в годы перестройки СССР не зря грузовики массово переводили на газ, но из-за развала страны отечественный прогресс газомашин прервался, и бензиновая индустрия, абсолютно ничем не сдерживаемая, вновь захватила российский рынок. В конечном итоге, когда запасы нефти на суше всё же иссякнут – а это произойдёт рано или поздно, скажем, лет через 30-40, — все машины перейдут на метан, спирт и водород, при сгорании не выделяющие практически ничего, кроме углекислого газа и воды. Фактически, через одно поколение людей должны стать массовыми комплекты мини-ГБО (меньшие по габаритной мощности в разы, чем сегодняшние), встроенные не только в полноценный автомобиль, но даже в мопед или скутер. Если не брать во внимание альтернативное жидкое и газотопливо — у населения не будет выбора, кроме газа – как когда-то все простые граждане были “привязаны” лишь к бензину и ДТ.

Поэтому ответ на вопрос о том, нужно ли переходить на метан или пропан, однозначный. Как бы ни хотели противного “бензокороли”, думающие в первую очередь о том, как набить свои карманы на постоянно дорожающем бензине и ДТ, а после них хоть трава не расти, — если машина для вас это средство передвижения и заработка (например, вы работаете водителем автобуса, мусоровоза, либо вы – дальнобойщик, представитель фирменной службы доставки и т. д.), а не игрушка для “тупого мальчика с музыкой”, то от силы через год-три ГБО окупится и начнёт давать отдачу.

Ни в коем случае не покупайте подержанные машины, в т. ч. и переведённые с бензина на газ. Мотива здесь всего лишь два:

  • Хозяин такой машины очень много ездит вот уже несколько лет, и экономия на топливе – вопрос для такого человека насущный.
  • Напротив, хозяин экономит на всём, включая качество ГБО, а “самопал”, “слепленный” на ширпотребном ГБО низшего ценового диапазона, видно сразу. От таких машин вообще нужно лететь прочь без оглядки, ибо на безопасность хозяину наплевать.

Нажмите, чтобы оценить этот пост!

[Total: 2 Average: 5]

Автомобиль на природном газе — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Автомобиль на природном газе — один из видов автомобилей на альтернативном топливе — они используют компримированный природный газ (метан) или сжиженный природный газ (пропан). К этому классу не относятся автомобили, использующие в качестве топлива пропан-бутановую смесь, так как это принципиально другая технология. Мировыми лидерами по количеству автомобилей на природном газе являются: Иран — 3,3 миллиона автомобилей, Пакистан — 3,1 миллиона автомобилей, Аргентина — 2,17 миллиона автомобилей, Бразилия — 1,73 миллиона автомобилей, Индия — 1,50 миллиона автомобилей. Азиатско-Тихоокеанский регион лидирует по количеству автомобилей на природном газе с 8,45 миллионами автомобилей, за ним идет Латинская Америка с 4,43 миллионами автомобилей. 90 % автомобилей на природном газе в Латинской Америке двухтопливные — они могут использовать в качестве моторного топлива как компримированный природный газ (метан), так и бензин.

Большинство автомобилей с бензиновым двигателем могут быть переоборудованы на использование метана в качестве моторного топлива, и после переоборудования становятся двухтопливными. Лёгкий коммерческий транспорт с дизельными двигателями также могут быть переоборудованы под использование метана в качестве моторного топлива — автомобиль будет работать на смеси дизельного топлива и метана в процентном соотношении 60 % дизеля к 40 % метана. Также большинство мировых автоконцернов выпускают новые автомобили на природном газе — в Россию поставляют автомобили Volkswagen: Caddy, Также российские автопроизводители выпускают автомобили на природном газе: это ГАЗ с моделью Газель[источник не указан 67 дней].

Автомобильные газозаправочные станции компримированного природного газа могут быть построенные везде, где существуют магистральные газопроводы. Такая станция представляет собой мини-завод по сжатию природного газа. В баллонах автомобиля компримированный природный газ находится под давлением 200 атмосфер.

Между КПГ и СПГ, которые используются в качестве моторного топлива, существуют технологические различия. КПГ (компримированный природный газ) в качестве моторного топлива. Компримированный природный газ — это сжатый газ, находящийся под давлением в 200 атмосфер. В качестве бака для него используют цельнометаллические или металлопластиковые баллоны.

Сжиженный природный газ — это природный газ, который был охлажден до состояния криогенной жидкости. СПГ в 3 раза плотнее чем КПГ. Из-за своего криогенного состояния, СПГ хранится в специальных изолированных (но не герметично) резервуарах — сосудах Дьюара. В них устанавливается испаритель, который превращает СПГ в газ для топливной системы.

Всего в России к концу 2013 года было зарегистрировано 86 012 автомобилей, использующих КПГ (метан) в качестве моторного топлива. Большинство автомобилей, использующих КПГ в России — это лёгкий коммерческий транспорт. Наиболее развито использование КПГ в Южном Федеральном Округе[источник не указан 67 дней]. Большинство автомобилей на КПГ в России — это переоборудованные двухтопливные автомобили. С 2013 года компания «Газпром нефть» внедряет программу по увеличению количества автомобилей, использующий метан в качестве автомобильного топлива.

Перевод машины на ГБО | Автомобиль На Газу

Перевод машины на газобаллонное оборудование – не только ответственное решение по части экологии, но и ещё одна экономная статья в личном, семейном и корпоративном бюджетах.

ГБО, или газобаллонное оборудование – комплекс, включающий в себя универсальный (для бензина и газа) либо рассчитанный чисто на работу с газом двигатель, баллон для сжатого газа (как минимум один) и электронно-управляющий блок (ЭБУ), обеспечивающий бесперебойный и беспроблемный режим работы газомотора. Если двигатель универсальный, то зачастую ставятся все недостающие компоненты. Если же двигатель был изначально рассчитан лишь на работу с бензином, то он меняется либо на универсальный, либо на газомотор. В последнем случае меняется полностью вся система.

Установка газового оборудования

Прежде чем ставить ГБО, определитесь со следующим:

  • Что будет использоваться в качестве топлива – метан или пропан;
  • Какое поколение ГБО лучше всего подойдёт для вашей машины;
  • Сколько цилиндров содержит ваш мотор;
  • Сколько свободного места вы готовы выделить под баллон(ы) для газа.

Перевод автомобиля на работу от метана осуществляется по требованиям и правилам, описанным в инструкции под конкретное ГБО.

Стадии самостоятельного монтажа и пусконаладки ГБО следующие:

  1. Подготовьте машину и комплект ГБО к установке. Если необходимо, снимите систему двигателя, работающего на бензине.
  2. Руководствуясь инструкцией к вашей модели ГБО и вашей машине, смонтируйте сам газокомплекс.
  3. Убедитесь, что газ нигде не выходит “самотёком” – утечка может в лучшем случае привести к большим затратам на газ, в худшем – к пожару. Выполните настройку электронного блока ГБО (нужна помощь специалистов СТО).

Для установки и запуска ГБО на легковую машину сделайте следующее:

  1. Проверьте работоспособность системы зажигания и ГРМ.
  2. При снятии бензобака слейте из него бензин.
  3. Присоедините запорные вентили к баллону.
  4. Отграничьте магистральные трубы пластиковыми (например, из ПВХ) трубками.
  5. Снимите с батареи плюсовой кабель.
  6. Установите баллон так, чтобы направление заливного лючка не шло вразрез с подключением магистрального трубопровода. Может потребоваться снятие внутреннего покрытия багажника и/или заднее сиденье в салоне.
  7. Если бензобак не снят, и машина после перевода на метан станет гибридным транспортным средством, то крепление бака усиливается с помощью специальных хомутов.
  8. В отверстиях для вентиляции поставьте сапуны, дающие прирост продува во время движения.
  9. Проведите магистральные трубопроводы под полом машины. Часть из них пройдёт под сидентьями.
  10. Обеспечьте ввод труб в багажник и под капот.
  11. Установите газовый редуктор, смонтируйте трубки на составном клапане и подсоедините их к редуктору.
  12. Установите парофильтр и клапаны РВД/РНД.
  13. Бензоклапан установите в произвольное место бензопровода после бензонасоса.
  14. Выполните врез во входной коллектор под форсунки мотора и смонтируйте газосмесители и дозаторы топлива (в самом карбюраторе, в приточном воздуховоде и на входном коллекторе, а также на блоке управления).
  15. Сделайте врез в охладитель для монтажа входных редукторных трубок.
  16. Разместите модули коммутации газа для мотора и подведите провода к ним.
  17. Установите переключатель топлива и модуль заправки газа.

Сверив монтаж, заведите авто и сделайте пробный заезд.

Если вы переоборудуете грузовик или автобус – руководствуйтесь инструкциями и советами специалистов для комплекта ГБО, рассчитанного именно для подобного вида машин. Легковым машинам больше подойдёт пропанобутан, а вот грузовикам, автобусам и спецтехнике – метан. Владельцы грузовых машин в основном ставят ГБО на крыше или под днищем грузоотсека (цистерны, передней части фуры, пассажирского отсека и т. д.).

Обслуживание газового оборудования

Самостоятельное обслуживание ГБО сводится к следующим этапам:

  • Проверка хомутов, крепящих трубопроводы и иные детали оборудования;
  • Замена фильтров.

В первом случае, если хомуты разошлись, необходимо их подтянуть. При износе хомутов – замените их.

Для замены фильтра жидкой фазы в редукторе или на клапане сделайте следующее:

  1. С помощью втулки в баллоне закройте газ.
  2. Остановите работу двигателя.
  3. На крышке фильтра приспустите фиксирующие болты.
  4. Запустите мотор вновь и дайте оставшемуся в нём газу прогореть.
  5. Снимите крышку и вытащите засорившийся фильтр.
  6. Проверьте чистоту установочного места фильтра. На нём не должно быть каких-либо остатков.
  7. Вставьте новый фильтр и соберите систему в обратной последовательности.
  8. Откройте газ, дождитесь, пока он дойдёт до дозатора, и заведите машину.

Если машина успешно завелась – сделайте короткий тест-заезд.

Сервисное же обслуживание ГБО, помимо вышеперечисленных работ, включает в себя проверку работы ЭБУ. Специальный преобразователь интерфейса вы найдёте лишь в СЦ – самостоятельно заказать его даже у проверенного производителя вряд ли получится. Не теряйте время – обращайтесь в автосервис.

Поколения ГБО

Чтобы чётко представлять себе, чем отличаются более новые поколения от изрядно устаревших, напомним, что газобаллонная установка включает в себя:

  • Заправочный модуль;
  • Газо- и бензоклапан на основе электромагнита;
  • Модуль повышенного давления газа;
  • Газоредуктор;
  • Дозатор и смеситель газа;
  • Модуль коммутации электромагнитов клапанов;
  • Переключатель “газ/бензин”;
  • Манометр повышенного давления;
  • Трубы и газошланги;
  • Газобаллон с запорным модулем.

Первое поколение ГБО – работа с карбюраторами и инжекторами. Лямбда-зонд не применялся. Управление было как механическим, так и отчасти электронным.

Во втором поколении на смену механическому редутору пришёл электрический. Принципиально новой деталью стал электронный дозатор с работой, управляемой от датчика концентрации кислорода в воздухе – тот самый лямбда-зонд. Это позволило сделать работу газомотора более надёжной в газо- и комбинированном режиме сжигания топлива.

Третье поколение, кроме дроссельной заслонки и лямбда-субмодулей, были внедрены датчики оборотов коленвала и высокого давления газа. Газ в каждый из цилиндров подаётся газоинжектором.

Четвёртое поколение ознаменовалось первой рабочей версией ЭБУ, а ввод газа в цилиндры стал последовательно-параллельным. ЭБУ теперь производит предрасчёт управляющих сигналов с помощью встроенного микропроцессора. Данное поколение в последние годы наиболее распространено – особенно на бензиновых машинах, переделанных под езду на газе. Допускается смешение бензина с газом в соотношении 2:8 – благодаря более продвинутому алгоритму, исключающему ускоренный износ форсунок.

В пятом поколении ГБО газ в цилиндрах под завышенным давлением уже сжижается. Отличительной особенностью данного ГБО явилась работа даже в условиях крайнего севера, в лютый мороз – двигатель не обязательно раскручивать по 5 минут, портя аккумулятор на попытках стартера штатно завести машину.

Шестое поколение газобаллонных установок ещё недостаточно прижилось. Здесь газ вводится с помощью насоса высокого давления сразу в отсек сгорания через клапан-блок – это модуль, явившийся принципиально новым отличием данного ГБО от всех предыдущих поколений. Достоинство – лёгкое переключение с бензина на газ, причём есть возможность забыть о бензине практически навсегда.

Эксплуатация ГБО

  • Не переполняйте баллон, заполняя его до 100%. Максимум – заполнение баллона на 80%. Переполненный баллон может попросту рвануть, либо “стравить” эти 20% газа.
  • Не реже раза в год проходите диагностику ГБО в СТО. Неисправностью может явиться, например, на 20% больший расход газа, чем ранее, но благодаря сложности исполнения ГБО у такой неисправности может оказаться до 20 причин.
  • Не отказывайтесь от бензина полностью: прогревайте в мороз мотор до 3 минут, затем переключайте машину на потребление газа.
  • На стоянке или в гараже перекрывайте подачу газа.
  • Паркуйтесь летом по возможности в тени. Перегрев баллона выше 40 градусов чрезвычайно взрывопожароопасен.
  • Перед каждой поездкой проверяйте, нет ли утечки газа. О начавшейся утечке свидетельствует изморозь, появившаяся на трубопроводах.
  • Прочие неисправности – недобор по мощности двигателя и скорости машины, заглохание, например, при стоянии в пробке (холостой ход мотора), автопереключение на бензин – повод всё-таки съездить в СТО.
Mercedes-Benz E 200 NGT: Bivalenter Erdgas-/Benzinantrieb ; Mercedes-Benz E 200 NGT: bivalent natural gas/petrol drive;

Регистрация ГБО в ГИБДД

Руководствуйтесь следующими правилами:

  • При поставке с завода машины в сборе регистрация ГБО не нужна.
  • Автовладельцы, поставившие ГБО до 2015 г., не нуждаются в подтверждении ГАИ в случае следования предписаниям законодательства изначально.
  • ГБО после запуска необходимо зарегистрировать за последующие 10 дней.
  • Без техэкспертизы зарегистрировать ГБО в ГАИ нельзя. После заключения экспертов вы отправляете заявление о модификации вашей машины и получаете нужное разрешение от инспекции.
  • Перед установкой ГБО нужна предпроверка машины. “Городить огород” здесь самовольно – не по закону.
  • Установив ГБО и пройдя техэкспертизу, проведите техосмотр машины – вам выдадут диагностический талон. Затем оформите нужные документы и получите в ГАИ свидетельство о соответствии ТС, в которое внесены изменения. В качестве документов, кроме паспорта, нужны: заключение об экспертизе, декларация от сервис-центра, техосмотровый протокол, чек об уплате госпошлины, СТС, ПТС, сертификаты качества ГБО.
  • Сумма к оплате складывается из оплаты монтажа и пусконаладки ГБО, самого комплекта, оплаты за экспертизу, оформление документов, плюс госпошлины. Общий размер госпошлины, по меркам 2018-2019 гг., вряд ли превысит 1700 р. При отправке заявления черз сайт “Госуслуги” возможна скидка.

Разрешение на установку ГБО

Это документ, который нужно получить в ГАИ перед установкой ГБО на машину. Нужны лабораторная экспертиза  и предварительный техосмотр машины в ГАИ. Без утверждения ГИБДД обращаться в автосервис нет смысла: даже если вы установите ГБО самовольно, вас отштрафуют. При повторении – машину эвакуируют, а вас могут арестовать на 15 дней. Водители, установившие ГБО до 2016 г., могут попасть под “раздачу”: установка подлежит снятию, а машина – прохождению лабораторной экспертизы. При успешном выполнении данного условия ГАИ выдаёт документ, разрешающий повторную установку ГБО. Другими словами, без данного документа теперь никак.

Нажмите, чтобы оценить этот пост!

[Total: 1 Average: 5]

Виды газа для автомобилей | Автомобиль На Газу

Все газоавтомобили подразделяются на два фронта – метановые и пропановые машины. Существует ещё третий подвид газомашин – на водороде, но это пока сегодня исчезающая редкость.

Автомобили на метане

Любой автомобиль можно переделать как под метан, так и для езды на пропане. Были бы деньги и желание ездить по-новому, а в переоборудовании под газ и его узаконивании нет ничего невозможного.
Но, поскольку чисто на газе машин особо не выпускают, решением будет гибрид – езда на бензине и на метане (смотря, есть ли метан-заправка по пути вашего следования, или опять придётся раскошелиться за единственно доступный здесь бензин).

В качестве примеров:

  • Тягач Iveco Stralis ES;
  • Газодизель КамАЗ-5490;
  • Автобус Нефаз-5299-30-31;
  • Мусоровозы КО-448-ВГ/8Г на основе метаномоторных приводов, поставляющихся и для “КамАЗов”.

Это далеко не полный список. Больше всего частных лиц интересуют легковые машины на метане, например, отечественная Lada Vesta CNG и десятки иных моделей, большинство из которых – иномарки.

Плюсы и минусы авто на метане

Машина на метане – не роскошь, а инвестиция в будущее, а главное – в здоровье себя и своих близких. Если все автовладельцы России перейдут на метан – буквально, станет легче дышать, а климат в стране сделается значительно мягче и свежее. Помогая себе, поддерживаешь и свой народ в целом.

Раньше идея перевода транспорта – как общественного, так и личного – казались бредом. Однако рациональные идеи не исчезают: не послушают тебя, так послушают твоего далёкого потомка, когда в твоём изобретении возникнет острая нужда – во имя всеобщего спасения. Ко второй мировой войне десятки тысяч легковых и грузовых машин в каждой из ряда стран Европы было переоборудовано под метан. Через 40 лет к “газовой гонке” присоединился и Советский Союз. Спустя 30 лет Россия пытается наверстать упущенное в плане перевода на газ большинства, а в идеале – и всех машин, частных и коммерческих.

Достоинства метана:

  • Его запасов хватит в России ещё на несколько поколений. Также он может быть произведён (реакция ступенчатого разложения) из чего угодно – хоть из парафина, хоть из пластикового лома, хоть из старой резины. Технология его отработана десятилетиями опыта нефтеперерабатывающей промышленности. Его легко получить даже из биоотходов – хоть из картофельных очисток, хоть из дачного септика, куда нет доступа воздуха.
  • Метан – самый безвредный из газов: при его горении выделяются лишь углекислый газ и вода. Нет абсолютно никаких вредных примесей, засоряющих как сам двигатель, так и иные его компоненты. Масло в моторе остаётся нетронутым – метан его не смывает.
  • Если нет ближайшей метановой заправки – можно купить мини-АГНКС (эти установки способны накачать в баллон метана при давлении в 100 и более атмосфер) и заправиться хоть в домашних условиях из газовой трубы, которая заходит в ваш дом. Но на такое идут лишь самые отчаянные, “повёрнутые” на экологичности принимаемых решений.

Минусы:

  • Опять же – значительные трудности с регулярной, частой перезаправкой машины.
  • Более дорогое ГБО – нежели в случае с пропаном. Дороже метанового ГБО может быть лишь водородное.
  • Из-за очень высокого давления сжатого метана баллон весит центнер и более. Причина – в несколько раз более толстые, чем у пропановых баллонов, стенки: если попытаться облегчить, баллон попросту взорвётся, не будучи заправленным даже на четверть от заявленной ёмкости, а с таким малым запасом метана далеко не уедешь.
  • Тяга на метане (и мощность двигателя) ощутимо меньше, чем на пропане или бензине.

Одним словом, вкладываться в метан и ГБО для него – не самое бюджетное для легковушки решение. Метан более экономичен лишь на пассажирском и грузовом автотранспорте – если ТС перевозит десятки человек или 20-тонную фуру/прицеп/контейнер, то лишняя тонна из 10 баллонов метана не будет так сильно бить по кошельку. Простым автолюбителям всё же сподручнее ездить на пропане, изобутане или пропан-бутановом “композите”.

Отзывы об авто на метане

Два года назад купил в качестве семейного авто ГАЗ-2217 (“Соболь-Баргузин”) 2005 г., пробег, ~150 т. р., карбюратор. Машина прожорливая, не сравнить с легковой и поэтому сразу была переведена мной на метан, благо заправка в 300 метрах от дома. Кстати, кто «не в теме», на машины могут поставить оборудование для пропана или метана, рассматривать их как нечто одинаковое, называя просто «газ», нельзя! Все заправки на протяжении эксплуатации были аккуратно записаны в блокнотик в машине, фиксировались не только кубики газа (объем), но и рубли. Иногда количество кубов узнать нельзя — и по этой причине основной расчёт делался по итоговой цене заправки. Цифры взяты за период 2011-2012 гг.

Пётр (Киев, Украина)

Всё думал, ставить, не ставить. 8-ка не прожорливая, конечно, но по 30 р. бензин лить жаба уже душит.

Александр Владивосток

У меня Mazda Tribute, 3 литра, 200 л/с. Прожорлива: ездил бы на бензине с нашими ценами — отдавал бы четверть зарплаты только на него. Проехал порядка 80.000 км уже на газу, полёт нормальный.

Алекс Мурманск

Поставил 4-е поколение (форсуночное ГБО), разница не ощущается. Пропан горит дольше, чем бензин (поэтому зажигание выставляется пораньше), температура воспламенения выше (зимой двигатель заводится на бензине), но зато октановое число (~110) выше, чем у любого бензина с любой заправки.

Вадим

Автомобили на метане с завода

Легковые авто на метане, в сборе которых идёт заводское ГБО, за последние лет 10 представлены следующими моделями:

  • Audi A5
  • Chevrolet – Nubira (Station), Lacetti, Captiva
  • Citroen — C3, Berlingo
  • Fiat – Cubo, Punto Evo, Panda, Multipla, Grande Punto, Fiorino, Dolbo (Gargo), 500 Turbo
  • Ford – Mondeo (включая Turnier и Station Wagon), Kuga, KA, Galaxy, Focus (Turnier, Station Wagon, Limusine, C-Max и CC), Fiesta
  • Honda Civic GX
  • Lada — Vesta CNG, Priora CNG
  • Mercedes-Benz E200/B180
  • Opel Zarifa CNG Ecoflex
  • Scoda Octavia G-Tec CNG
  • Seat Ibiza TGI
  • Volvo – V-60/70 T5 Bifuel, V90 Bifuel
  • VW – Golf VII TGI Bluemotion, Polo TGI, Caddy 20,0 Ecofuel, Caddy Maxi 2,0 Ecofuel, Golf Variant Bifuel, Passat 1,4 TSI Ecofuel (Variant), Touran 2,0 Ecofuel, Touran 1,4 TSI Ecofuel, Up Ecofuel

Машины на метане, разумеется, не останутся в хвосте российского автопрома на долгие десятилетия. Когда нефть в стране закончится, а получение пропана будет удовольствием из дорогих, но природный газ всё ещё не весь будет выкачан (с таким застарелым аппетитом на бензин и вправду намного скорее израсходуют нефть, т. к., помимо топлива для машин, на ней базируется ещё куча перерабатывающих производств) – метан надолго займёт первенство, да и получать его сможет чуть ли не каждый человек в домашних условиях.

Автомобили на пропане

Превратить любой бензиновый автомобиль, поставив ГБО, в пропановый – равно как и в метановый – особых сложностей не вызовет.

Заправка машин, ездящих на метане, пропаном также возможна. В данном случае иногда меняют баллон(ы) и испарительный редуктор. В случае более капитальной переделки потребуется перерегистрация таких изменений в инстанциях ГАИ.

Чисто пропановых моделей авто, имеющих в названии приписку LPG (“сжиженный газ”), на сегодня вряд ли в России вообще возможно найти – производители, как наши, так и зарубежные, выпускают гибридные машины, рассчитанные на бензин и сжиженный/сжатый газ. Воспользутесь вышеприведённым списком моделей таких авто.

Плюсы и минусы авто на пропане

Пропан, в отличие от метана, имеет ряд преимуществ:

  • В несколько раз большая распространённость заправок, располагающих постоянно пополняемым запасом пропана (или пропанобутана) – по сравнению с метановыми заправками;
  • Меньший вес баллонов, почти не отнимающий грузоподъёмность легкового авто;
  • Соизмеримый с бензином КПД – во всех отношениях;
  • Почти такой же дешёвый, как метан (всего лишь до 15% дороже метана, но так не везде, во многих местах и того меньше).
  • Не требуется высокое давление для заправки – оно приблизительно в 10 раз меньше, отчего баллоны могут иметь не только металлические, но и стенки из высококачественного и высокопрочного пластика или композита;
  • Заправить пропаном баллон можно любым недорогим компрессором, создающим давление хотя бы в 15 атмосфер – это очередная “антирасходная” статья заправщиков против дорогих компрессоров сверхвысокого давления, что также способствует быстрому продвижению пропана как топлива в мировой автопром;
  • Пропан отлично совмеестим с добавлением в состав топлива на его основе бутан и изобутан, что позволяет жарким летом уменьшить давление в баллоне при одинаковых заправочных дозах.

Последний пункт требует пояснения: бутан кипит при -0,5 градусах, изобутан – при -11. Комбинируя содержание пропана, бутана и/или изобутана, удаётся достичь идеального баланса между давлением (а с ним – и угрозой внезапного взрыва баллона при его случайном переполнении) и условной “газоподъёмностью” баллона. В принципе, в жарких странах можно было бы перевести все газовые машины не на пропан, а чисто на бутан – без заметной потери “калорийности” для тяговой системы машины.

Недостатки пропана:

  • Не заводится в лютые морозы – зимой, в условиях крайнего севера, на северо-востоке России, где температуры падают до -50 и ниже; пропан превратится в обычную жидкость, и давление упадёт до нуля – без давления он сжижается при -42 градусах;
  • В связи с тем, что он производится из жидких нефтепродуктов, из-за поставленного на поток производства не все газодобывающие компании его доочищают, возможны масляные включения, засоряющие мотор.
  • Пропан не поставляется в каждый дом, в отличие от куда более лёгкого метана — заправить пропаном своё авто в домашних условиях не получится.

Когда истощатся запасы нефти, производство пропана, возможно, станет невыгодным – ему на смену придут спирты, водород и метан.

Нажмите, чтобы оценить этот пост!

[Total: 2 Average: 5]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *