Правильная мойка двигателя автомобиля своими руками
Кроме приведения в порядок внешнего вида машины, автовладельцам необходимо ознакомиться с таким обязательным мероприятием, как периодическая мойка двигателя автомобиля своими руками.
Случаи, когда требуется внеплановая мойка двигателя внутреннего сгорания
В отличие от регулярной помывки кузова автомобиля, уход за двигателем проводится не чаще двух раз в год.Мытье двигателей вне плана осуществляется в случаях появления неотложной необходимости:
- скопление потеков моторной смазки под капотом;
- необходимость проводить диагностику силового агрегата;
- предпродажная подготовка.
К чему приводит излишнее загрязнение движка
Неухоженный силовой агрегат и его навесное оборудование могут доставить много неприятностей:
- перегрев движка;
- троение двигателя;
- короткое замыкание в электрической проводке;
- обороты плохо набираются;
- ускорение процессов износа рабочих элементов двигателя;
- повышенный расход горючего;
- неравномерное движение автомобиля.
Чем опасна неумелая мойка мотора
Вследствие того, что под капотом машины находится большоеколичество электронной аппаратуры, неумелые действия могут привести к повреждению чутких датчиков либо проводов, проникновению воды в свечи и части мотора, находящиеся под напряжением. Мойка двигателя автомобиля является специфической операцией, требующей знаний о применяемых специальных средствах и методах.
Обычная автомойка может нанести существенный вред машине, приводящий как к денежным, так и временным затратам.
Достоинства чистого движка
Тщательный уход за двигателем, приносит неоспоримые преимущества:
- Чистота моторного отсека доставляет эстетическое удовольствие и положительные эмоции автовладельцу.
- Отсутствие перебоев в работе силового агрегата.
- После очищения мотора намного легче определить места протечек моторного масла либо охлаждающей жидкости.
- Ухоженный вид моторного отсека автомобиля является одним из основных преимуществ при продаже машины.
Описание моющих средств, предназначенных для мойки авто
Среди автовладельцев бытует ошибочное мнение о том, что мойку двигателя можно производить при помощи стиральных порошков. Такое моющее средство не годится для данных целей, потому что стиральный порошок плохо отмывает моторные загрязнения, операция затягивается на более продолжительное время.
Для качественного очищения подкапотного отсека торговая сеть предлагает специальные моющие средства, обладающие различной эффективностью и способами упаковки:
- Аэрозольные баллончики.
- Пластиковые емкости.
- Стеклянные бутылки.
Моющие средства выпускаются в виде жидкостей, гелей или спреев. Наиболее популярные средства, выпускаемые промышленностью, для мытья подкапотных отсеков и двигателей автомобилей:
- Mazbit turbo.
- Plak Prof.
- Forclean.
- Golden Star.
Средства, представленные в данном списке, упакованы в канистрах из пластика, перед использованием их необходимо разбавить водой. Каждое специальное средство обладает большой эффективностью, благодаря растворителям, входящим в их состав.
Если в составе моющего раствора находится щелочное соединение, то при уходе за алюминиевыми поверхностями необходимо сокращать время их контакта, чтобы щелочь «не разъела» металл.
Чтобы очистить свой мотор, многие автовладельцы применяют «сухой» вид чистки при помощи очистителей, упакованных в специальные флакончики. Лучшие спреи-очистители для движков, представленные в торговой сети:
- Tuff Stuff.
- Profoam 1000.
- Bbf.
- Kerry.
Очистка подкапотного отсека с использованием «сухого» метода
Благодаря появлению на авторынке специальных чистящих средств, появилась возможность производить очищение моторов без применения воды. Мойку силового агрегата производят при помощи специальных жидкостей либо пенных очистителей, упакованных в аэрозольный баллончик.
Преимущества сухого очищения движка:
- В элементах электрической проводки не происходят короткие замыкания благодаря тому, что в моющем процессе не участвует вода.
- Очищенный мотор не троит.
- Данный метод сопровождается малым количеством стекающей грязи с деталей на соседние элементы автомобиля.
- Эффективное удаление масляных пятен.
- Процесс «сухого» очищения силового агрегата и пространства, расположенного под капотом, занимает мало времени.
Порядок действий оператора при проведении «сухой» чистки мотора:
- Моющую смесь наносят на очищаемую поверхность прямо из баллончика.
- Выдерживают в течение 5 — 10 минут, чтобы средство впиталось и растворило грязный налет.
- Удаляютостатки спрея и грязи при помощи ветоши.
Сухой метод обработки применяется на двигателе, находящемся в теплом состоянии. Слишком горячий мотор опасен для проведения очищения, т. к. нечаянные касания приводят к появлению ожогов, а также чистящая жидкость может воспламениться. Холодный или остывший мотор не способствует эффективности моющих мероприятий.
В целях безопасности операции по очищению силовых агрегатов необходимо производить в плотных резиновых перчатках, осторожно протирая места расположения мелких деталей и проводов, чтобы не нарушить их целостность.
Очищение двигателя при помощи водяного пара
К новым технологиям мытья двигателя относится и обработка пространства, размещенного под капотом автомобиля, при помощи горячего водяного пара, подаваемого паровым пистолетом под давлением до 8 бар.
Данный вид обработки не предназначен для самостоятельного использования в условиях гаража. Чистка силовых агрегатов при помощи пара осуществляется при наличии парогенератора на специализированных автомойках стационарного типа. Паровой агрегат нагревает до 160°С водный химический раствор и подает его в специальный пистолет.
Для мойки двигателей автомобилей при помощи пара привлекаются только обученные автомойщики.
Преимущества паровой мойки:
- Резкое снижение грязных подтеканий.
- Исключено короткое замыкание в электрической проводке автомобиля благодаря отсутствию влаги.
- Высокая эффективность паровой обработки.
- Снижение потраченного времени на проведение очистительных операций.
Одним из существенных недостатком данного вида ухода за мотором является высокая стоимость рабочего оборудования.
Основные правила выполнения мойки автомобильного двигателя своими руками
Производить самостоятельный уход за своим автомобилем и его силовым агрегатом можно любым методом, главный показатель — это использование воды с моющим средством или применение сухого очищения. Каждый способ обладает определенными преимуществами и недостатками, выбор метода осуществляет автовладелец.
Главные правила, которые необходимо выполнять при уходе за своим авто:
- Помывка движка должна осуществляться без применения высокого давления, способного нанести повреждения электрическим разъемам и штекерам, а также реле и датчикам.
- Необходимо использовать только специальные моющие средства, т. к. иные виды растворов не принесут желаемого результата, а даже могут навредить.
- Запрещено использование легковоспламеняющихся веществ: солярка, бензин, керосин и пр.
- Для эффективности производимых работ вода, используемая для приготовления моющего раствора, должна иметь температуру не менее 50°С.
- При применении водных моющих растворов рекомендуется тщательно прикрыть датчики и блок управления водоотталкивающей пленкой, чтобы избежать попадания на них влаги.
- После проведения очищающих операций необходимо дать высохнуть всем деталям, запуск мотора производится после полного высыхания влаги.
Чистота движка является залогом стабильной работы силового агрегата и вызывает уважение к автовладельцу со стороны специалистов автосервисов.
avtodvigateli.com
Нужно ли мыть двигатель автомобиля? Отзывы и советы!
Как часто надо выполнять мойку двигателя автомобиля, и стоит ли вообще это делать? Среди автолюбителей нет единого мнения на этот счет. Большинство владельцев стальных коней отмечают, что у этой операцииесть позитивные и негативные моменты. Попробуем разобраться в этих аспектах детально.
Технологии мойки двигателей
На многих автомойках, предлагающих помывкудвигателя, эту операцию выполняют с помощью аппарата высокого давления Karcher. Способ, сразу скажем, небезопасный. По этой причине на таких точках висит объявление, что после мойки двигателя его исправность не гарантируется. Направленная струя воды может повредить компоненты силового агрегата. Понятно, что такими мойками лучше не пользоваться.
Рискованной операцией является и химическая мойка двигателя автомобиля. Агрессивные составы могут повредить пластиковые и резиновые детали. Нарушение герметичности шлангов, воздуховодов и т. п. элементов приведет к подтекам, подсасыванию воздуха и другим проблемам. Неудивительно, что многие точки, предлагающие подобный сервис, не гарантируют исправность мотора после процедуры.
Наименее проблемной является мойка двигателя паром. Эта технология позволяет удалять любые загрязнения без риска повредить узлы, находящиеся в подкапотном пространстве. Струя сухого пара эффективно удаляет масляные и смоляные отложения, пылевую «рубашку», но не заливает свечи или воздухозаборники. Технология в России малоизвестна, поэтому ею пользуются очень немногие водители.
Вообще, мойка двигателя с гарантией – достаточно редкая услуга. По этой причине примерно каждый третий автолюбитель предпочитает выполнять подобную операцию своими руками. Резон в этом есть – для себя будешь стараться сделать все аккуратно, поэтому риск что-то повредить сводится к минимуму.
Положительные моменты мойки двигателя автомобиля
Чистое подкапотное пространство – это не только эстетическое наслаждение. Хотя и этот фактор для многих владельцев современных железных коней является весомым аргументом в пользу решения мыть мотор. Гораздо важнее эксплуатационные аспекты.
Оптимальная теплоотдача
Наиболее очевидное преимущество регулярной мойки двигателя автомобиля: удаление грязи позволяет улучшить теплоотдачу. Дальнейшая цепочка полезностей понятна любому водителю: узел меньше перегревается, моторное масло дольше сохраняет свои рабочие свойства, увеличивается ресурс силовой установки.
Визуальная диагностика
Второй аспект – на чистом двигателе сразу видны любые потеки технических жидкостей. То есть владелец получает возможность раньше заметить неисправность и принять меры. Проблему всегда легче решить на ранних этапах, пока масштабы еще не так велики.
Предупреждение проблем с электрикой
Зимой дороги в крупных мегаполисах обрабатывают реагентами, которые вступая в реакцию со снегом и льдом, образуют солевые растворы. Если такие брызги попадут на слой грязи, образуются токопроводящие мостики. Возможны потери энергии, что плохо сказывается на работе аккумулятора, которому зимой и так тяжело. В тяжелых случаях возникают короткие замыкания.
Чистые бензиновые и дизельные двигатели подобным проблемам не подвержены. Зимой моторы мыть крайне нежелательно, но это и не нужно. Даже если брызги соленой воды и снежной каши попадают в подкапотное пространство, на чистой поверхности двигателя они не задерживаются. Тем, кто особенно переживает за состояние машины, достаточно обтирать моторный отсек чистой ветошью.
Удобство обслуживания
Всем понятно, что в чистом моторном отсеке приятнее выполнять все манипуляции по обслуживанию или диагностике. Даже просто замерить уровень масла в картере удобнее, когда двигатель и другие узлы чисто вымыты – руки и одежду не испачкаешь. Та же ситуация, если нужно снять для зарядки или заменить аккумуляторную батарею.
Минусы мойки двигателя автомобиля
Все недостатки сводятся к одному – мотор не запускается. Причины могут быть самыми разными:
- намокание клемм;
- затопление свечей и свечных отверстий;
- короткое замыкание.
В особо тяжелых случаях, особенно при использовании аппаратов высокого давления, возможно механическое повреждение проводки и других мелких деталей в подкапотном пространстве.
Стоить отметить: подобных проблем не возникает, при сухой мойке двигателя автомобиля. Струя пара даже под давлением имеет небольшую кинетическую энергию, поэтому не способна нанести физический ущерб деталям. Намокание клемм и электропроводки легко предупредить, обернув их полиэтиленом и закрепив «защиту» скотчем.
Можно ли мыть узлы моторного отсека самостоятельно
Примерно 20% водителей выполняют мойку двигателя своими руками. Кто-то вполне резонно решает сэкономить, кто-то просто не доверяет «сердце» своего автомобиля мойщикам, набранным по объявлению. Каковы бы ни были мотивы, энтузиасты, засучив рукава, приступают к наведению порядка в подкапотном пространстве своей машины.
Скажем сразу: мойка двигателя своими руками – это не такая уж и сложная операция. Не нужно обладать какими-то особыми знаниями или навыками. Достаточно проявлять благоразумие, быть аккуратным и соблюдать рекомендации производителя моющего средства. Мы же не просто водой будем мыть моторный отсек.
Несколько правил
Конечно, у каждого автолюбителя свои предпочтения, как именно выполнять мойку двигателя своими руками. Кроме того, порядок действий описан в инструкции по использованию моющего средства. Но существуют правила, которые необходимо соблюдать в любом случае.
Не холодный, не горячий
Правило первое: мойку двигателя автомобиля рекомендуется выполнять при температуре агрегата около 40-50 °C. Воду берут примерно такой же температуры (можно горячее на 10 градусов). Если поверхность будет более холодной, потеки масла и застарелую грязь трудно отмыть. Если же лить воду на горячий мотор, металл может дать трещину или деформироваться от резкого перепада температур. В этом случае придется потратиться на дорогостоящий ремонт силовой установки.
Karcher – зло, хотя и не абсолютное
Правило второе: при мойке двигателя своими рукамине стоит пользоваться АВД. Все эти «Керхеры» хороши для помывки кузова, колес и днища, но в подкапотном пространстве могут натворить немало бед. От брызг грязи и дождя под капотом все защищено, но высоконапорная струя способна пробить уплотнители, и залить контакты или какой-нибудь электронный блок.
Защита в виде полиэтиленовой пленки и скотча снижает вероятность, что вы повредите один из компонентов двигателя, но не на 100%. Единственное условие: пользоваться аппаратом высокого давления можно, если вы имеете хороший навык обращения с ним и полностью уверены в своем умении. И готовы рискнуть.
Используйте автошампуни для моторного отсека
Правило третье: используйте специальные бесщелочные средства для мойки двигателя своими руками. Не пытайтесь приспособить к этому стиральный порошок или средство для мытья посуды – толк вряд ли будет, а вот проблемы весьма вероятны. Неизвестно, как эта химия подействует на шланги, прокладки и уплотнители.
Помыл? Высуши!
После мойки двигателя автомобиля своими руками необходимо тщательно высушить все подкапотное пространство. Повышенная влажность – враг для любого металла. Желательно использовать компрессор, но подойдет и пылесос с функцией выдувания. Особенно тщательно обдуйте зоны клемм электрической части, иначе возможно окисление и ухудшение контакта.
Мнение народа
Мы опросили через интернет водителей Центрального региона России. Получилось, что около 46% автовладельцев никогда не моют моторные отсеки. Причем у половины из них просто не хватает времени или желания, другая же половина не делает этого принципиально, якобы после мойки двигателя есть вероятность попасть на дорогостоящий ремонт.
Еще 36% водителей выполняют мойку двигателя автомобиля своими руками. Большинство (16%) моют подкапотное пространство по мере загрязнения. Около 15% занимаются этой процедурой регулярно – один или два раза в год. Примерно 5% признались, что мыли мотор только перед продажей машины.
Примерно 18% автолюбителей обращаются в автомойки, чтобы помыть моторный отсек. Если 9.5% регулярно заказывают услугу, то 6.5% обращаются только, когда поверхность мотора сильно загрязнится. Еще около 2% водителей заказывают сухую мойку двигателя, предпочитая переплатить, но быть уверенным, что автомобилю не будет нанесен урон.
autoassa.ru
Эффективность сухой мойки двигателя — Auto-Self.ru
До недавнего времени получить чистый моторный отсек автомобиля можно было только с помощью мойки высокого давления. Но использование мощной водяной струи имеет ряд весомых недостатков, что склоняет все больше водителей к использованию альтернативных вариантов очистки подкапотного пространства. Сухая мойка двигателя – один из возможных способов избежать проблем, часто возникающих после применения Керхера или других моек высокого давления.
Несколько слов о главном
Двигатель мыть нужно, и на это есть ряд веских причин:
- грязные агрегаты имеют плохую теплоотдачу. Если в обыденной ситуации это не проявится, но при работе в тяжелых условиях может обернуться перегревом;
- битумные, маслянистые накопления в случае пожара ускорят горение;
- в чистом подкапотном пространстве гораздо приятней и легче производить ремонт. К тому же операции наподобие установки дизельных форсунок требует чистоты, так как попадание песчинок и пыли может вывести «тонкий» механизм из строя.
Определение
Как показывает практика, по запросу «сухая мойка двигателя» поисковые системы выдают статьи, повествующие о различных по природе своей технологиях мойки моторного отсека, что свидетельствует о некой неразберихе, присутствующей в этой области.
Мойка химическими средствами
Как ни странно, но под сухим методом очистки иногда выдают мойку с применением пенных очистителей двигателя. Для применения необходимо:
- распылить средство по периметру моторного отсека;
- выждать 3-5 минут, пока активная пена растворит грязевые отложения;
- смыть отложения водой (большой напор при этом не обязателен).
Как вы сами понимаете, что-то общее у такого метода очистки подкапотного пространства с сухой мойкой появится, только если сдувать активную пену напором воздуха, а не смывать водой. К сожалению, такой способ не слишком эффективен, так как воздух лишь разгонит грязь с лицевых поверхностей, оставляя при этом в скрытых полостях много отложений.
Сухой пар
Именно мойку паром чаще всего выдают за сухую мойку двигателя, что является ошибкой. Для удаления маслянистых, битумных отложений используется мощная струя пара. Для понимания методики важны следующие характеристики:
- температура пара может достигать 160ºС;
- пар подается под большим давлением;
- в состав пара могут входить активные химические вещества.
Предполагается, что изначально грязь растворяется, а затем должна быть сдутой напором пара. Приверженцы мойки паром утверждают, что чистка двигателя таким методом избавляет владельцев авто от основных недостатков, присущих мойкам высокого давления:
- разрушение плохо закрепленных жгутов проводки. Пар хоть и подается под давлением, но имеет гораздо меньшую плотность, нежели струя воды;
- вода не затекает в контакты датчиков, негерметичные блоки управления;
- минимальный расход химических средств. Часто утверждается, что использующиеся в парогенераторах средства не имеют в своем составе щелочи, что положительно сказывается на контактах, ЛКП автомобиля;
- отсутствуют подтеки и разводы.
А так ли сух пар?
Из всего перечисленного спектра нас интересует пункт об отсутствие влаги, попадающей на контакты. Именно этот риск отталкивает многих водителей от идеи помыть двигатель. Нередки случаи, когда после использования моек высокого давления двигатели не запускались, троили или работали с перебоями в определенных режимах; не застрахованы от такой проблемы и блоки управления АКПП.
Понятие сухого пара действительно существует. В мире физических явлений таким термином называют пар, нагретый до температуры, превышающей температуру кипения при данном давлении. Как известно, если нагреть воду до 100º С, образуется некоторое количество пара, который заполнит свободный от воды объем. Если продолжать нагревать пар в закрытом пространстве, то мы получим сухой пар. В противовес обычному пару, сухой пар имеет важную особенность:
- при охлаждении не конденсируется. Конденсат появится лишь в том случае, если температура пара упадет до температуры насыщения.
Перегретый пар используется в различных циклах тепловых машины с целью повышения КПД. Температура перегретого пара может достигать 400-450ºС. А теперь предлагаем внимательно посмотреть видео, в котором производится сухая мойка двигателя паром. Как мы видим, на стенках неминуемо образуется конденсат, который, как и в случае с водой, может навредить контактам электрических цепей. Согласимся, что в случае с мойкой паром влаги будет меньше, но она все же будет.
Мойка сухим льдом
Мы подошли к методу очистки двигателя, который действительно можно назвать сухим. Криобластинг – способ очистки поверхностей с помощью сухого льда. Технология является новой для отечественного рынка, но уже давно зарекомендовала свою эффективность в общемировой практике. Поверхность очищается гранулами льда, которые под большим давлением подаются из сопла криобластера. Вследствие минусовой температуры происходит замерзание и растрескивание грязи, также отщеплению грязевых частиц способствует вибрации, возникающие при ударении гранул об поверхность.
Особенностью диоксида углерода, коим и является сухой лед, является переход при комнатной температуре из твердого состояния сразу в парообразное. Исключая жидкое агрегатное состояние диоксида углерода, мы получаем абсолютно сухую мойку двигателя.
Но и эта технология имеет несколько недостатков:
- сопло пистолета не может быть направлено в скрытые полости;
- при несоответствии размера гранул и давления воздуха есть большой риск повредить ЛКП подкапотного пространства, хрупкие пластиковые элементы, гофры проводов, ворсистые элементы. Именно поэтому сухая мойка двигателя автомобиля должна проводиться только профессионалами.
Мойка моторного отсека методом криобластинга заслуживает по большей мере на звание косметической. Водитель получает приятный глазу двигатель и гарантированное отсутствие проблем с электрическими цепями.
Поделитесь с друзьями в соц.сетях:
Google+
Telegram
Vkontakte
auto-self.ru
Как безопасно помыть двигатель автомобиля своими руками
Чистота автомобиля должна поддерживаться всегда как внешне, так и внутренне. Особенно это касается мотора. Как помыть двигатель автомобиля самостоятельно, можно узнать из наших рекомендаций.
Зачем нужно мыть двигатель автомобиля
Заботясь об авто, надо вовремя его заправлять качественным топливом, менять масло, обращать внимание на чистоту. Как снаружи, так и внутри. Это касается самой важной части — мотора.
Зачем нужно мыть двигатель машины:
- Чтобы предупредить поломки. Испаряющиеся жидкости частично оседают на стенках ДВС, смешиваются с пылью, прилипают друг на друга, образуя слои. Такой налёт препятствует нормальной теплоотдаче. Из-за этого ДВС перегревается, нарушается его работа. Могут возникнуть такие неприятности, как износ сальника, патрубка или маслопровода. Возможны неполадки с электропроводкой. Скопление грязи затрудняет контроль за протечкой тормозной и охлаждающей жидкости, моторного масла.
- Для предотвращения возгораний. Капли осевших масел воспламеняются при нагревании.
- Машину с чистым двигателем легче продать.
- Чтобы найти неисправность. Если ДВС без грязи, то можно сразу понять, где поломка. Например, обнаружить место локализации протечки, определить состояние уплотнителей.
- Для быстрого технического обслуживания. Машину будет просто приятнее осматривать, менять свечи или масло.
Если моторный отсек чистый, то обслуживание машины пройдёт намного быстрее, чем при грязном.
Взглянем на вопрос с другой стороны и посмотрим, почему лучше воздержаться от этого. Проблемы, которые могут поджидать при мойке:
- Можно случайно повредить электропроводку сильным напором воды.
- Если использовать специальные растворы, которые не предназначены для этих целей, можно получить возгорание моторного отсека. Особенно это касается тех моментов, когда имеет место сушка при помощи фенов или других подобных средств.
- Если не до конца просушить двигатель и завести его, то можно спровоцировать его поломку или короткое замыкание.
Выбираем моющие средства
Так чем же помыть и очистить двигатель любимого автомобиля в домашних условиях самостоятельно? Чтобы очистить его, обычным мылом не обойтись. К тому же бытовые моющие средства непригодны для этих целей. Чтобы хорошо убрать загрязнения с мотора, лучше прикупить специальные вещества. Они могут быть как универсальными, так и специализированными:
- Универсальные. Разработаны для мойки не только машины в целом, но и для мытья пространства под капотом.
- Специализированные. Могут быть как для устранения масел, так и для очистки от пыли и грязи. Предназначенные как для двигателя, так и для других частей машины.
Чтобы вымыть с мотора грязь, можно использовать флакон с ручным типом распылителя. Но он удобен лишь тогда, когда ДВС, прочие составные части прилегают друг к другу неплотно. При других условиях лучше использовать аэрозольный распылитель. Так можно обработать труднодоступные части ДВС.
Способы мойки мотора
Когда вопрос о том, чем помыть двигатель автомобиля решён, определимся, как это делать. И вот несколько распространенных способов:
- Сухая чистка. Используют жидкость или пену в аэрозольном баллончике. Смывать водой после нанесения вещества не нужно. Перед применением такого средства необходимо прогреть двигатель, но не до слишком горячего состояния. Если нанести средство на холодный мотор, то чистка не будет эффективна. На некоторые части ДВС наносить запрещается, в инструкции об этом указано. Сам процесс тоже очень трудоёмок.
- Мойка паром. Этот профессиональный способ не подходит для домашнего использования. Только специалист знает, как правильно помыть и не повредить двигатель.
- Керхер. Не самый безопасный способ бесконтактной чистки. Вода под высоким давлением способна повредить некоторые части ДВС. Небольшое количество жидкости также может попасть внутрь мотора и вызвать его поломку или коррозию.
- Ополаскивание водой. Предварительно наносится специальное средство для чистки. Через некоторое время оно просто смывается потоком воды. Такой метод самый распространённый, но не защищает от попадания влаги в мотор.
Подкапотное пространство нуждается в промывке всего лишь раз в год.
Порядок мойки двигателя
Прежде чем разбираться, как правильно помыть двигатель авто, надо сначала его подготовить к этой процедуре:
- Отсоединение минусовой клеммы аккумулятора.
- Разборка защиты ДВС.
- Предохранение проводов, датчиков плёнкой. Надо их обернуть плотно и скрепить всё, по возможности, скотчем. Рекомендуется обработать водоотталкивающими веществами. Это поможет избежать непредвиденных поломок вследствие проникновения туда жидкости.
- Отсоединение всех деталей, что мешают свободному доступу к ДВС.
Так как же самостоятельно очистить от загрязнений моторный отсек автомобиля? Рассмотрим данный вопрос в зависимости от тех средств, что будут использованы.
Как правильно помыть двигатель при помощи аэрозоля:
- Наносим вещество равномерно на ДВС.
- Ждём некоторое время, около 5-10 мин.
- При помощи микрофибры или мягкой тряпки очищаем мотор.
Как правильно и бережно помыть двигатель автомобиля водой самостоятельно:
- Остужаем ДВС до 50 град.
- Производим механическую очистку обрабатываемой поверхности.
- Наносим химию.
- Ждём 10-15 мин.
- Обливаем водой или обрабатываем с помощью керхера. Важно при таком мытье не подносить распылитель ближе, чем на 50 см.
Полезные рекомендации
- Перед применением моющего средства нужно внимательно ознакомиться с инструкцией.
- Обязательно нужно предварительно подготовить мотор к мытью.
- По возможности надо сначала убрать грязь с поверхности, протерев ДВС тряпкой.
- При мытье автомобиля водой, надо обязательно просушить его при помощи компрессора.
- Затем нужно проверить машину. Если она заводится как обычно, то всё было сделано правильно. Если мотор глохнет, или появляются посторонние шумы, значит в процессе мойки что-то пошло не так.
Чистота — залог исправности машины. Автолюбитель будет уверен, что железный конь не выйдет из строя в ненужный момент. Главное — знать, как и чем помыть двигатель автомобиля. Старайтесь чистить мотор своего железного коня хотя бы раз в год. Тогда многих поломок получится избежать.
remontautomobilya.ru
Чем помыть двигатель автомобиля в домашних условиях
Мойка подкапотного пространства и двигателя для многих автолюбителей может являться как вынужденной процедурой, так и стремлением содержать автомобиль в максимальной чистоте и исправности. В первом случае возникает острая необходимость отмыть с двигателя моторное масло и другие технические жидкости, которые образовали потеки вследствие различных неисправностей. Также двигатель зачастую становится грязным после проведения ремонта.
Во втором случае мойка двигателя производится для поддержания чистоты и удаления так называемой грязевой «шубы». По мнению большого числа владельцев слой грязи на моторе ухудшает эффективность отвода тепла от двигателя, а также может служить причиной неисправностей электрооборудования и т.д. Что касается самого процесса очистки двигателя от грязи, можно воспользоваться услугами автомойки для удаления грязи струей воды под давлением, а также более деликатно помыть мотор самому.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как помыть двигатель автомобиля Керхером. Из этой статьи вы узнаете об особенностях мойки мотора под давлением и необходимой подготовке агрегата к данному способу очистки ДВС от грязи.Читайте в этой статье
Мойка двигателя своими руками
В самом начале отметим, что мыть двигатель оптимально в сухую и теплую погоду, что позволяет быстро избавиться от повышенной влажности под капотом после мойки. Для удаления различных загрязнений двигателя активно используются специальные составы. Также применяются «мягкие» автошампуни, не содержащие кислот.
Отметим, что в домашних условиях для мойки мотора вполне подойдет кухонное средство для мытья посуды. Такие средства хорошо удаляют жир, а также не содержат агрессивных компонентов, которые способны причинить вред пластиковым, резиновым и другим элементам в подкапотном пространстве.
Дополнительно потребуется обычный полиэтиленовый пакет или фольгу, губку, резиновые перчатки, тряпку и щетку с мягкой щетиной. Не рекомендуется использовать жесткие щетки, особенно со щетиной из металла, так как существует риск поцарапать мягкие поверхности. Также под рукой стоит иметь немного пищевой соды для очистки окислившихся электроконтактов.
Как правильно мыть мотор
- Перед началом мойки двигателю необходимо дать остыть в случае его нагрева до рабочих температур. Игнорирование данного требования может привести к тому, что под струей холодной воды существует риск быстрого остывания и последующей деформации разогретой ГБЦ.
- Следующим шагом станет отключение клемм с аккумулятора. Что касается автомобилей с гибридным двигателем, тогда необходимо уточнить место расположения аккумуляторных батарей на конкретной модели. Необходимо добавить, что зачастую батареи гибридов расположены в задней части авто, так что мойка мотора на гибридном автомобиле в этом случае не представляет опасности.
- Далее определенные элементы в подкапотном пространстве необходимо защитить от попадания влаги. Для этого понадобится указанные выше полиэтилен и фольга. В первую очередь закрывается воздухозаборник двигателя. Для этого отлично подойдет пакет, который для надежности крепления дополнительно следует обмотать скотчем или изолентой. Всегда помните, попадание воды через воздуховод может привести к серьезной поломке ДВС! Также в обязательном порядке закрывается катушка зажигания, АКБ и другие доступные контакты, клеммы и элементы электрической цепи. В труднодоступных местах для защиты от попадания влаги следует использовать фольгу.
- Затем можно приступить к подготовке моющего раствора для двигателя. Для этого на 1 л. теплой воды добавляется около 20-50 мл. моющего средства. Что касается автошампуней, которые используют для мытья кузова, их применение не рекомендовано по причине возможного наличия агрессивных реагентов.
- Приступать к мойке двигателя необходимо с легкого смачивания поверхностей водой. Воду можно разбрызгать кисточкой. После этого губка смачивается в моющем растворе, после чего следует начинать протирку загрязненных поверхностей. В тех местах, куда трудно добраться, следует использовать щетку или кисточку. Детали, покрытые раствором, оставляют на 5 минут.
- Если на моторе имеются масляные пятна или потеки, тогда подобные загрязнения можно удалить при помощи зубной щетки. Стоит добавить, что данный способ подходит как для пластиковых, так и металлических поверхностей. Еще одним способом для удаления жирных пятен является раствор керосина и воды. Такое решение не желательно использовать для пластика и окрашенных поверхностей. Наносится керосин с водой при помощи мягкой тряпки, после чего поверхность оттирается и сразу промывается небольшим количеством воды.
- Завершающим этапом становится ополаскивание двигателя после мойки. Во время данного процесса следует соблюдать осторожность. Сведение к минимуму общего количества воды, попадающей в места расположения электрических контактов и электрооборудования (даже при учете того, что элементы закрыты пакетами и фольгой), снизит риск нежелательного проникновения влаги. Старайтесь не смывать моющий состав обильной струей из шланга или использовать оборудование, которое подает воду под давлением.
- По окончании следует убедиться в отсутствии необходимости повторной очистки ДВС и отдельных участков в подкапотном пространстве. При необходимости комплексную или частичную мойку следует повторить.
Сушка двигателя после мойки
Сразу после мойки заводить мотор нельзя, так как двигатель нужно сушить. Для просушки агрегата хорошо подойдут обычные бумажные полотенца. С их помощью необходимо максимально качественно убрать воду. После этого можно снять защиту в виде пакетов и фольги. Убедитесь в том, что влага не попала на защищенные элементы. При обнаружении капель воды на разъемах и электроконтактах их также следует тщательно просушить.
Напоследок добавим, что в случае обнаружения коррозии и окисления контактов АКБ можно воспользоваться раствором пищевой соды и воды в соотношении 1:1. Данный раствор наносится при помощи зубной щетки и позволяет произвести очистку указанных частей. Затем необходимо протереть места очистки смоченной в воде тканью, после чего потребуется полностью удалить остатки влаги при помощи сухого бумажного полотенца или тряпки.
Читайте также
krutimotor.ru
Чем отмыть двигатель от масла и грязи в домашних условиях
Практически каждый автовладелец задавался вопросом: “Как и с помощью чего можно отмыть двигатель от масла и иных загрязнений?” В течение длительной эксплуатации транспортного средства в подкапотном пространстве скапливается большое количество загрязнений разного происхождения. Помимо эстетического внешнего вида, данная проблема важна с точки зрения технической части. Ведь большое скопление грязи в силовом агрегате может повлиять на корректную работу системы двигателя. Именно поэтому очень важно следить за чистотой мотора своего автотранспорта.
Многие владельцы обращаются за такой услугой в автомобильные мойки, где струёй воды под большим давлением производят очистку силового агрегата. Такая услуга имеет небольшую стоимость, но существует вероятность попадания воды на электрическое оборудование, что может нарушить работу генератора, стартера и иных важных систем. В данной статье мы рассмотрим как, чем и в какой последовательности следует отмывать двигатель от масла и грязи в домашних условиях.
Чем опасна грязь под капотом?
Двигатель автомобиля – это его сердце. Даже небольшие скопления грязи и масла способны вызвать его некорректную работу. В первую очередь, загрязнения влияют на тепловую регуляцию двигателя. Как известно, силовой агрегат в большей мере состоит из металлических элементов. Тем самым, слои грязи и масла, скапливающиеся на стенках его элементов, могут способствовать перегреву. Помимо этого, в подкапотном пространстве также находится радиатор, отвечающий за охлаждение двигателя. Большие слои грязи, пыли, насекомых, скопившихся на сотах радиатора, будут нарушать процесс теплового обмена.
Зачем мыть двигатель?
Рассмотрим основные причины, по которым стоит следить за подкапотным пространством и своевременно подвергать его очистке.
Во-первых, вовремя очищенный от грязи, масла и иных загрязнений силовой агрегат, прослужит намного дольше. Двигателю необходима правильная работа системы охлаждения, поэтому важно следить и своевременно осуществлять его очистку.
Во-вторых, накопление грязи ускоряет износ деталей двигателя. Большие слои грязи и масла служат началом коррозийного процесса, вследствие чего небольшие металлические части элементов попадают в масло мотора. Тем самым, эти загрязнения циркулирует по всей системе двигателя и оседают внутри. Это приводит к сильному уменьшению ресурса двигателя, что ведет за собой нарушению его работы, потерю технических характеристик.
В-третьих, помимо силового агрегата, под капотом находится большое количество электронных систем. Загрязнения способны нарушать работу систем зажигания. Кроме того, большие слои масла могут привести к таким чрезвычайным ситуациям, как возгорание. Непроизвольная искра или воздействие выхлопных газов могут привести к возникновению пожара.
Думаю, что каждый владелец автомобиля согласится, что открывая капот, намного приятнее смотреть на чистый двигатель.
Средства для мытья
Любой автомобиль, как и человек, требует ухода и гигиены. Многие автолюбители задаются вопросом: “Чем отмыть двигатель?” Мало кто знает, что мытьё силового агрегата представляет собой достаточно сложный процесс, который требует определенных знаний. Ведь очистить подкапотное пространство не получится с помощью обычной воды и щётки. Для качественного выполнения данного процесса необходимо прибегнуть к использованию специализированных средств для очистки двигателя.
Многие автолюбители для выполнения чистки применяют водяное оборудование большого давления. Проблема в том, что струя большого давления способна нанести механические повреждения электрооборудованию, проводке, прокладкам, что в результате может привести к выводу двигателя из строя. Этот метод является быстрым, но имеется большой риск повреждения электронного оборудования и систем зажигания.
Помимо применения моющих установок, среди владельцев авто также распространен метод очистки различными топливными составами, например, керосин, дизельное топливо или бензин. Данный способ имеет ряд недостатков. Бензин – является самым небезопасным из вышеперечисленных средств. Он обладает большой вероятностью возгорания и выделяет взрывоопасные пары.
Керосин или дизельное топливо, в сравнение с бензином, наименее безопасны для чистки стенок мотора. Они имеют небольшую степень возгорания, но создают иные неприятные проблемы. После мытья керосином или дизельным топливом, нагревающиеся стенки двигателя начнут испарять едкое задымление. Такой метод является наименее безопасным, а испаряющийся дым от керосина принесёт дискомфорт владельцу и пассажирам авто.
Более опытные автолюбители для очистки двигателя в домашних условиях используют специализированные моющие средства. Каждое средство по-своему индивидуально и имеет разный состав. Данный способ является наиболее эффективным и безопасным, но даже в этом случае нужно быть начеку. Химические средства способны окислять металлические элементы двигателя, а также разрушать элементы из пластика и резины.
Существует огромное разнообразие моющих средств, предназначенных именно для наружного мытья двигателя. Существует два основных вида химических средств для мойки мотора:
- Средства для удаления различных видов грязи (универсальные).
- Средства для удаления конкретного вида загрязнения, например, чтобы отмыть двигатель от масла.
Такие средства продаются в виде пластиковых или стеклянных емкостей, либо в виде аэрозолей для распыления.
Химические средства очень индивидуальны, поэтому очень сложно подобрать максимально эффективное средство для очистки. В большинстве случаев, одноразовое применение таких составов не принесёт должного результата, поэтому мойка осуществляется повторно. Перед выбором такого средства, необходимо тщательно изучить его состав и лучше отдать предпочтение более известным брендам.
Как правильно подготовить автомобиль к мойке подкапотного пространства
К мытью двигателя авто нужно подходить очень ответственно, так как этот процесс требует знания некоторых особенностей. Неправильно произведенная чистка подкапотного пространства может привести к плачевным последствиям.
Для начала, нужно заранее выбрать место стоянки автомобиля. Наиболее удачным местом будет гараж. Выбор места стоянки важен, так как после чистки автомобиля не рекомендуется его эксплуатировать в течение 10-12 часов. Двигателю необходимо просушиться.
Кроме того, необходимо обязательно проверить все элементы электрооборудования на повреждения. Ни в коем случае не должно быть оголенных проводов или иных разломов и щелей, куда может попасть влага
Заранее подготовить все подручные и необходимые средства для осуществления чистки.
Если место для осуществления чистки выбрано, соблюдены все правила и подготовлены подручные средства, то можно приступать к процессу очистки.
Пошаговая инструкция по мытью силовой установки
Чтобы правильно и без последствий произвести чистку силовой установки необходимо придерживаться следующих правил и действовать по инструкции.
Шаг 1. Подготовительный этап.
Процесс очистки рекомендуется производить в тёплую и сухую погоду. Так влага, оставшаяся в подкапотном пространстве, испарится в несколько раз быстрее.
Для начала необходимо заранее подготовить все подручные средства. Нам понадобятся: средства индивидуальной защиты, фольга или полиэтилен, скотч, щётка разных размеров (среднего и маленькая, для труднодоступных мест), губка, тряпка, средство очистки, ёмкость с водой, ёмкость для сбора остатков загрязнений.
Чистка производится при температуре двигателя 50-60 градусов. Если двигатель был заведён, то необходимо дать ему остыть до нужной температуры. В ином случае, нужно завести и прогреть двигатель до указанной температуры.
Далее открываем капот и снимаем клеммы с аккумулятора.
После чего, с помощью заготовленного полиэтилена или фольги, закрываем все места, где располагается электрооборудование и фиксируем их на скотч. Большое внимание уделяем датчику холостого ходу, так как если перестараться и залить его водой то потом могут быть проблемы с холостым ходом.
Шаг 2. Меры предосторожности.
В обязательном порядке следует использовать средства индивидуальной защиты. В первую очередь, это резиновые перчатки. Химические очистители могут пагубно влиять на кожу. Кроме того, загрязнения в виде масла очень плохо выводимы. Поэтому резиновые перчатки и рабочая форма будут неотъемлемой частью данного процесса.
Вдобавок к этому, по возможности рекомендуем использовать защитные очки. Струи и капли очистителя могут попасть в глаза. Очки позволят исключить возможность попадания в глаза капель очистителя, загрязнений и иных инородных объектов.
Шаг 3. Нанесение очистителя
Тщательно знакомимся с инструкцией приобретенного очистителя.
Для начала необходимо промыть все загрязненные поверхности небольшим количеством воды. Затем наносится химическое средство. Если средство в виде аэрозоли, то оно просто распыляется на необходимые места. Если средство в виде раствора, то оно наносится с помощью губки. Для очистки труднодоступных мест рекомендуем использовать зубную щётку.
После нанесения, выжидаем необходимое время взаимодействия очистителя с загрязнениями. Продолжительность обычно указывается в инструкции.
Шаг 4. Меры безопасности и экология.
Прежде всего, нужно аккуратно применять очиститель. Данные смеси легко воспламеняемы и взрывоопасны, поэтому необходимо соблюдать правила техники безопасности.
В процессе мытья необходимо следить за чистотой и не загрязнять экологию. Остатки грязи и масел по возможности необходимо собирать в специально заготовленную для этого ёмкость.
Шаг 5. Заключительный этап
В заключение производим промывание всех мест, куда был нанесён очиститель. Удобным будет использование шланга с небольшим напором воды. Стоит отметить, что промывать подкапотное пространство нужно с осторожностью, не попадая на места электрооборудования, даже несмотря на то, что они защищены полиэтиленом или фольгой.
После промывания, производим визуальной осмотр. Если не все загрязнения были удалены, то осуществляем повторную чистку.
Для того чтобы отмыть двигатель от масла и грязи не нужно много времени и денежных средств. Необходимо лишь придерживаться инструкции и правилам, и тогда ваш двигатель будет сиять и не подведёт в нужный момент.
djago.ru
Мойка двигателя авто: способы помывки автомобильного двигателя
Любой автомобиль нуждается в уходе, и необходимо не только проводить техническое обслуживание, но и поддерживать чистоту. Многие автовладельцы обращают внимание только на внешний вид своего «железного коня», совсем забывая про подкапотное пространство. Тем не менее, мыть двигатель следует периодически, и дело здесь не только в опрятном внешнем виде.
Если за моторным отсеком не ухаживать, на двигателе и его навесном оборудовании начинает нарастать грязь, образуются подтёки масла и технических жидкостей. В результате мотор перегревается и работает с перебоями (троит) – засаленные высоковольтные провода пробивают на «массу», двигатель плохо развивает обороты, и машина плохо едет.Но помыть двигатель автомобиля не так просто, как это кажется на первый взгляд. Под капотом современных автомашин присутствует много различной электроники, и при неаккуратном обращении можно легко повредить датчики или провода, залить электрические части мотора водой. Поэтому у мойки двигателя есть своя специфика, здесь используют специальные средства и свои методы.
Мойка двигателя автомобиля
Первый вопрос, который всегда возникает у автомобилистов – чем помыть двигатель? Если использовать обычную автомойку, можно легко залить свечи зажигания водой, и тогда с двигателем начнутся проблемы. В результате получится, что автомойка вместо пользы принесет вред – придется тратить время и деньги на замену свечей, а если повредятся какие-либо электронные компоненты, нужно будет заниматься еще и ремонтом.
Для мойки двигателя применяются различные химические составы, начиная от простого стирального порошка и заканчивая специальными средствами. Последнее время довольно часто применяется мойка двигателя паром – с помощью ее отмывается любая засохшая грязь, такой метод менее опасен для электронных компонентов мотора.
Мойка двигателя дает следующие преимущества:
- моторный отсек становится чистым, он имеет эстетичный вид внешний вид;
- чистый двигатель легче дышит, работает без перебоев;
- в случае возникновения течи масла или охлаждающей жидкости проще найти дефект, быстрее обнаруживается место подтека;
- если автомобиль выставляется на продажу, с чистым моторным отсеком он приобретает товарный вид.
Если автомойку кузова нужно производить по мере загрязнения авто, то двигатель моется гораздо реже – наводить чистоту под капотом рекомендуется один или два раза в год, не чаще. Еще следует мыть мотор в следующих случаях:
- когда в подкапотном пространстве много масляных подтеков;
- перед диагностикой двигателя или навесного оборудования;
- если требуется сделать предпродажную подготовку.
Средства для мойки двигателя автомобиля
Применять стиральные порошки для мойки двигателя не рекомендуется, так как работа с применением такого моющего средства затягивается надолго, отмывается порошком мотор некачественно. В роли очистителя используется различные специальные средства, они выпускаются промышленностью в различных упаковках:
- в виде аэрозольных баллончиков:
- в пластмассовых емкостях;
- в бутылках.
Средство может представлять собой жидкость, гель или спрей. Среди наиболее популярных жидкостных очистителей двигателя можно отметить следующие средства:
- Forclean;
- Plak Prof;
- GOLDEN STAR;
- MAZBIT TURBO.
Все эти составы продаются в пластмассовых канистрах, и перед применением они разбавляется водой. Так как очистители в своей основе имеют растворитель, грязь с деталей с их помощью удаляется быстро и эффективно. Многие жидкие очистители в своем составе содержат щелочь, поэтому длительный контакт с алюминиевыми частями двигателя нежелателен – щелочь может разъесть металл.
Для мойки двигателя применяются спреи, которые продаются в специальных флакончиках. С помощью таких средств производится так называемая «сухая» мойка, наиболее распространенными являются очистители:
- Profoam 1000;
- Kerry;
- Tuff Stuff;
- BBF;
Сухая мойка двигателя автомобиля
Появление на автомобильном рынке различных чистящих средств позволило использовать различные способы очистки двигателя, в частности, все чаще встал применяться «сухой» метод, без использования воды. Для мойки силового агрегата можно использовать как жидкость, так и пенный очиститель в аэрозольном баллончике.
У сухой мойки есть свои преимущества:
- вода не попадает на электрические части подкапотного пространства, поэтому не происходит замыканий;
- после проведения очистки двигатель работает исправно, без подтраивания;
- грязь с моющихся деталей в меньшем количестве стекает на другие части;
- эффективнее удаляются и обезжириваются масляные пятна;
- работа по очистке не занимает долго времени.
Сухая мойка производится с помощью спрея очень просто:
- средство (сухомой) из баллончика наносим на загрязненную поверхность;
- ждем в течение 5-10 минут – сухомой должен впитаться в грязь и растворить ее;
- затем берем микрофибру или чистую тряпку и оттираем очищаемую поверхность от грязи.
Сухую чистку рекомендуется проводить на тёплом двигателе:
- на слишком горячем моторе можно обжечься, к тому же есть риск воспламенения жидкости;
- на «холодную» теряется эффективность мойки.
Работать с сухомоем лучше в перчатках, мелкие детали и провода следует протирать аккуратно, чтобы не повредить их.
Мойка двигателя паром
Традиционно подкапотное пространство моется с помощью воды или с применением автохимии, но в последнее время появились новые технологии, в частности, все, что находится под капотом, можно отмыть качественно с помощью водяного пара.
Для чистки двигателя с помощью пара используется парогенератор, такое оборудование применяется преимущественно на стационарных автомойках. Паровые агрегаты нагревают химический состав, разведенный с водой, до высокой температуры, и пар подается в паровой пистолет под давлением около 8 бар и при высокой температуре (около 160ºC).
Мойка двигателя паром производится специально обученными автомойщиками, неквалифицированный в этом деле человек рискует получить серьезную травму.
Паровая чистка двигателя имеет свои преимущества и недостатки, и среди положительных моментов нужно отметить следующее:
- не используется вода, только сухой пар, поэтому грязных подтеков образуется значительно меньше;
- влага не попадает на электрические части двигателя, поэтому короткое замыкание и повреждения электрики водой исключены;
- пар отлично отмывает грязь – по сути дела это та же мойка химическим составом, но только средство подается под давлением и при высокой температуре;
- за счет того, что достигается высокая эффективность мойки, работа не занимает много времени.
К сожалению, у паровой мойки есть существенный минус – так как в работе используются дорогостоящее оборудование, автомойка для клиента обходится дорого.
Мойка двигателя своими руками
Мыть двигатель самостоятельно можно разными способами, и самый важный вопрос здесь – использовать воду или нет. У каждого метода есть свои преимущества и недостатки, и каким способом лучше воспользоваться, решает сам хозяин. При выполнении работ есть определенные правила, которых следует придерживаться:
- нельзя осуществлять помывку двигателя под большим давлением – можно повредить электрические разъемы и штекеры, мелкие детали типа датчиков или реле;
- не стоит использовать средства, не предназначенные для мойки двигателя – они либо будут не эффективны, либо вовсе могут навредить;
- ни в коем случае нельзя пользоваться легковоспламеняющимися веществами – соляркой, керосином, тем более бензином;
- если мойка производится с применением воды, необходимо целлофаном или полиэтиленовой пленкой закрыть блоки управления и датчики, следует исключить попадание влаги на них;
- все детали в подкапотном пространстве после мойки должны основательно просохнуть, и только после этого можно запускать мотор;
- вода для мойки двигателя должна иметь температуру около +50ºC, при таком температурном режиме меньше затрачивается времени на помывку, а сама работа будет выполнена более качественно.
Автовладельцу следует учесть, что чистый двигатель – это не только залог здоровья силового агрегата, специалисты в автосервисе относятся к хозяину автомобиля с большим уважением, если мотор автомобиля в ухоженном состоянии. Мастерам с чистым двигателем проще работать, легче проводить диагностику и находить неисправности.
Статьи по теме:
avtobrands.ru