АвтоИбп автомобильный аккумулятор – Почему автомобильный аккумулятор нельзя использовать в ИБП? / Habr

Ибп автомобильный аккумулятор – Почему автомобильный аккумулятор нельзя использовать в ИБП? / Habr

Содержание

Бесперебойник с автомобильным аккумулятором

Современные надежные и недорогие источники бесперебойного питания (ИБП) все же не лишены некоторых недостатков. Малая емкость штатной аккумуляторной батареи совместно с небольшим сроком ее службы и дороговизной замены заставляет задуматься над использованием альтернативной АКБ. Наиболее полно в розничной сети представлены автомобильные стартерные батареи, так что система из бесперебойника с автомобильным аккумулятором при ее привлекательной цене и большой емкости может на порядок превзойти специализированные решения.

Преимущества и недостатки

Источники бесперебойного питания спроектированы грамотными инженерами, опыт производства безопасных и компактных ИБП накоплен у десятка авторитетных компаний. Представленные на рынке изделия оптимально сбалансированы по потребительским параметрам: мощности, весу, цене, сроку службы. Следовательно, улучшение какого-либо узла может привести к ухудшению общего удобства использования, будьте к этому готовы.

Замена батареи, предусмотренной изготовителем, на автомобильную батарею большой емкости ожидаемо приведет к увеличению времени работы подключенной нагрузки. Однако придется выделить дополнительное место для размещения большой и тяжелой АКБ, обеспечить условия ее эксплуатации и заряда, выполнять работы по обслуживанию системы.

Потребуется также продумать варианты размещения соединительных проводов, не нарушающие дизайн интерьера.

Перечень оборудования и материалов

Рекомендуем заранее приобрести все комплектующие для замены, в этом случае процедуру можно провести за минимальное время. Вам понадобятся:

  • Источник бесперебойного питания;
  • Обслуживаемая кислотно-свинцовая стартерная аккумуляторная батарея;
  • Желательно приобрести аккумуляторный ящик под размер батареи;
  • Провод соединительный гибкий, сечением не менее 4 кв. мм;
  • Клеммы для присоединения проводов к аккумулятору и источнику, разъемы для подключения вентиляторов к аккумулятору;
  • Вентиляторы охлаждения ИБП с питанием 12 В, рекомендуется две штуки —  приточный и вытяжной.
Перед покупкой оборудования внимательно изучите характеристики вашего ИБП, от номинального напряжения его батареи будут зависеть параметры и количество всех остальных элементов схемы.

Дополнительное охлаждение ИБП потребуется в связи с увеличением времени работы трансформатора на заряд батареи большой емкости. Возможно, дополнительно потребуется изготовление вентиляционных отверстий в корпусе источника.

Способ прокладки соединительных проводов выбирайте по кратчайшему расстоянию, в случае увеличения длины провода придется увеличить его сечение.

Выбор аккумуляторной батареи

До установки АКБ необходимо прояснить ряд особенностей, которые будут сопутствовать нестандартным условиям ее применения:

  • Срок службы АКБ. По сравнению с типовым использованием в машине, в схеме работы с ИБП срок службы батареи несколько сократится. Это обусловлено различиями в конструкции аккумуляторных банок. Тем не менее, при большей стоимости время работы штатной батареи источника сопоставимо со временем работы автомобильной АКБ.
  • Полный разряд АКБ. Автомобильные аккумуляторы не допускают полного разряда, а в работе с ИБП это вполне может случиться. Решением проблемы должна стать настройка источника питания, при которой он отключится при падении заряда до 20-25% от полной емкости.
  • Испарения кислоты и водорода. Принцип действия аккумуляторных батарей предусматривает выделение в воздух водорода и паров кислот. Данное условие характерно, кстати, и для батарей, идущих в комплекте с ИБП. Многочисленные замеры показывают, что количество кислоты и водорода, полученное в процессе работы и заряда АКБ от источника бесперебойного питания, ничтожно и не представляет вреда для человека при соблюдении техники безопасности.
  • Взрывоопасность. При работе и заряде ИБП концентрация водорода в объеме стандартного помещения не достигает опасного отношения к кислороду, поэтому взрывоопасной смеси не возникнет.

Практический пример

Собрать собственную систему бесперебойного питания большой емкости с использованием автомобильного аккумулятора поможет следующая небольшая пошаговая инструкция. В качестве примера взят самый распространенный ИБП линейки Back-UPS производства APC.

Рабочее напряжение батареи составляет 12 В постоянного тока.

При производстве работ соблюдайте правила безопасности для электроустановок! Все работы проводите на отключенных от сети устройствах!

  1. Отсоедините штатную аккумуляторную батарею источника бесперебойного питания, и если она исправна, ее можно использовать в дальнейшем.
  2. Очистите от загрязнений и полностью зарядите автомобильную аккумуляторную батарею. Проверьте уровень электролита, при необходимости долейте дистиллированную воду. Снимите заливные пробки, прикройте их декоративным кожухом, не препятствующим газообмену. Примите меры по предотвращению опрокидывания батареи, надежно закрепив ее или установив в специальный ящик.
  3. Провода необходимой длины нужно оконцевать соответствующими клеммами. Для проводов большого сечения применяйте обжимные клещи.
  4. Установите вентиляторы дополнительного охлаждения на корпус ИБП, предварительно просверлив вентиляционные отверстия. Рекомендуется использовать два вентилятора — на приток и на вытяжку воздуха. Электропитание системы охлаждения выполняется от проводов аккумулятора через разъемы.
  5. Разместите ИБП и автомобильную АКБ на рабочих местах. Уложите провода в кабелепровод. Обязательно убедитесь, что вентиляционные отверстия не заблокированы посторонними предметами или стенками мебели.
  6. Соблюдая полярность, подключите провода к ИБП, затем к батарее. При подключении к батарее первым присоединяйте плюсовой провод.
  7. Подключите нагрузку к ИБП, включите ИБП в сеть. Настройте бесперебойник так, чтобы он отключался при падении заряда до 20-25% от полного.
Сборка схемы закончена.
Полезным будет посмотреть следующее видео на эту тему

Техника безопасности

При сборке схемы и эксплуатации соблюдайте правила работы с электрическими устройствами. Убедитесь, что электрические провода уложены в кабелепровод (короб, труба) и надежно закреплены.

При заряде батареи не допускайте образования искры или открытого огня рядом с батареей, не забудьте снять заливные пробки. Всегда первым отсоединяйте отрицательный полюс, затем положительный.

Не допускайте попадания металлических предметов на клеммы аккумулятора.

Электролит батареи содержит кислоту и крайне ядовит. Не допускайте выплескивания электролита из АКБ, надежно закрепите батарею на рабочем месте. После снятия заливных пробок будьте особенно внимательны, при попадании электролита на кожу промойте ее большим количеством воды, обратитесь к врачу.

Техническое обслуживание

Периодичность и состав обслуживания собранной схемы не сложнее аналогичного для автомобильного АКБ.

Регулярно проводите осмотр и очистку всех элементов системы, предварительно отключив их от сети.

Периодически контролируйте уровень электролита в АКБ, при необходимости долейте дистиллированную воду.

Заключение

Значительно повысить время работы ответственных электропотребителей при отсутствии основной сети поможет несложная и недорогая система бесперебойного питания на основе стандартного ИБП и автомобильного аккумулятора.

Соблюдая простые правила безопасности и условия эксплуатации, с предложенной схемой можно добиться весьма хороших результатов, и вопрос «Можно ли к бесперебойнику подключить автомобильный аккумулятор?» не вызовет сомнений.

generatorexperts.ru

Чем отличаются АКБ для ИБП от автомобильных?

Современные системы сигнализации, системы охраны и противопожарные системы, телекоммуникации, системы связи и другие бесперебойники требуют установки специального типа аккумуляторных батарей.

Купить аккумулятор для ибп можно практически в любом специализированном магазине, однако, высокая стоимость батарей часто наталкивает владельцев на мысль, можно ли заменить данный АКБ обычным автомобильным аккумулятором.

Автомобильные аккумуляторы ни в коем случае нельзя использовать для систем бесперебойного питания и подачи электроэнергии, так как в их конструкции и функциональных особенностях содержатся существенные отличия.

Автомобильная батарея призвана обеспечить кратковременный запуск двигателя для бесперебойного обеспечения дальнейшего заряда стартера автомобиля и установленного дополнительного оборудования. Батарея имеет возможность самозаряда при стабильной эксплуатации.

В отличии от аккумуляторов для автомобилей батареи для ибп, охранных систем и бесперебойников эксплуатируются в плохо проветриваемых помещениях и предназначаются для длительной стабильной работы — от нескольких часов до нескольких суток.

Двумя главными отличиями автомобильных аккумуляторов от аккумуляторов для ИБП являются:

  • длительность цикла работы;
  • мощность напряжения постоянного тока.

Еще одним отличием является испарение водорода. Именно это условие является одним из определяющих того, что автомобильные аккумуляторы опасны для эксплуатации для бесперебойных систем.

При эксплуатации любой тип автомобильного аккумулятора выделяет различное количество водорода — в зависимости от габаритов и емкости батареи. При установке в автомобиле водород успевает испаряться, так как пространство под капотом автомобиля является достаточно вентилируемым.

Большинство помещений, в которых устанавливаются различные системы ИБП, являются плохо или мало проветриваемыми, поэтому эксплуатация автомобильного аккумулятора и накопление выделенного водорода могут привести к взрыву внутри помещения и необратимым последствиям.

Таким образом можно сделать вывод, что применение автомобильного аккумулятора для систем ИБП является опасным для жизни человека.

Аккумуляторы для ИБП представляют собой полностью герметичную конструкцию, которая не позволяет водороду испаряться и создавать угрозу здоровью и жизни людей, находящихся в помещении.

Некоторые корпуса аккумуляторов для ИБП также изготавливаются из особых материалов, которые устойчивы даже к высоким температурам и процессам горения, что позволит обеспечить работу систем безопасности, связи, охранной и противопожарной системы даже в условиях внештатных и экстремальных ситуаций.

Магазин аккумуляторов в Нижнем Новгороде Центр-АКБ предлагает широкий выбор автомобильных аккумуляторов, аккумуляторов для мототехники, катеров, яхт, охранных и пожарных систем и других видов техники.

Подобрать и купить аккумулятор для ИБП Вы можете на нашем официальном сайте или в одном из розничных магазинов.

Всю представленную в каталоге на сайте продукцию также можно приобрести в одном из наших магазинов или заказать с доставкой в любое удобное для вас места в пределах Нижнего Новгорода.

Адреса магазинов:

  • г. Нижний Новгород, ул. Березовская, 96а
  • г. Нижний Новгород, ул. Деловая, д.7, к.5
  • Нижний Новгород, проспект Кирова, 12

Все вопросы вы можете задать одному из наших специалистов по телефону горячей линии: (831) 416-13-13.

centr-akb.ru

Восстановление емкости аккумулятора ИБП / Habr

Подавляющее большинство из нас использует такое крайне полезное устройство, как источник бесперебойного питания. Качество питания не везде идеальное, да и просто мельчайшие проблемы с электропитанием иногда могут дорогого стоить. Потери данных это всегда неприятно, а иногда просто таки фатально. Устройство куплено, установлено под стол, подключено и владелец его находится в полной уверенности, что в любом случае при перебое в электропитании он успеет корректно завершить работу, а может быть и сделать бэкап на флешку. Время идет, бесперебойник периодически дает о себе знать — как заправский сторожевой пес он подает голос при малейших отклонениях в параметрах электросети. Хозяин спокоен и все хорошо. Но в один из дней перебой таки случается и в этот раз ИБП не просто подает голос и сразу переключается с батареи на сеть, в этот раз свет выключили на долго. Мы спокойно копируем файлы (ведь в запасе у нас минут 15, не меньше) и тут бесперебойник начинает пищать совсем часто и все выключается. Как так? Ведь бесперебойник же должен был нас защитить от подобных ситуаций, а он только вселял нам ложную уверенность в нашей безопасности! Почему так произошло?

Все дело в аккумуляторных батареях, от которых наш бесперебойник и кормит все наше железо, когда внешняя сеть отключается. Но батареи эти, увы, не вечны, они деградируют, емкость их снижается, а вместе с ней и время автономной работы. Вплоть до нуля. К сожалению процесс, этот, зачастую никем не контролируется, хозяин пребывает в уверенности, что он защищен, а в это время аккумулятор уже не совсем аккумулятор, а так — муляж.

Как быть, что делать и куда бежать?

Почему деградируют аккумуляторы? Причин много. От интенсивного использования наступает сульфатация пластин, от перегрузок осыпается активные вещества и так далее. В ИБП стоит необслуживаемый аккумулятор, но в нем все равно есть электролит и электролит этот на основе воды. Находясь постоянно в буферном режиме, в режиме медленной подзарядки, вода это постепенно испаряется и электролит уже не выполняет своих функций. Батарея приходит в негодность. Как этого можно избежать? Избежать этого можно корректными механизмами зарядки аккумулятора, контролем его характеристик, но все это нам не подвластно — это удел производителей ИБП.

Так случилось, что интернет в моих местах только беспроводной, для его работы на крыше установлена устрашающего вида антенна, а для уменьшения потери сигнала в кабеле его длина минимизирована. Сервер, который раздает потом интернет (еще один сервер и свич) — установлены на чердаке. Для этой небольшой связки нужно бесперебойное питание. Даже без учета потерь данных — бегать загружать сервер при малейшем чихе (а у нас они случаются часто) — удовольствия мало. Бесперебойность должна быть и желательно побольше. Я купил бесперебойник на 1100ВА, не новый (новый стоит дороже чем те сервера) и конечно не надеялся на аккумуляторы — они зачастую поношены. Ну купил и купил. Поставил, все вроде бы как окей. В панели управления ИБП мне бодренько говорили про почти час работы от батарей (нагрузка порядка 70 ВА была). Решил я это проверить. Отключил питание и через две минуты, примерно, все благополучно выключилось. Аккумуляторы «мертвые». Как раз тот случай с ложной защитой. Делать нечего, надо покупать новые батареи. Поставил резервные аккумуляторы (так случилось, что от электровелосипеда есть и они бездействуют), по 12ВА. А дохленькие родные спустил вниз.

Я слышал, что электролит в аккумуляторах ИБП часто просто высыхает. Что не сульфатация, не выкрашивание пластин причина смерти аккумуляторов ИБП, а именно высыхание электролита. Попытка, как говорится, не пытка. Аккумуляторы все равно на выброс, а тяга к ковырянию не давала шансов. Для проведения экспериментов мне понадобились:

— Дистиллированная вода (ни в коем случае НЕ электролит!). Продается в автомагазине.
— Шприц, лучше с иглой — с иглой проще дозировать. Продается в аптеке.
— Нож для ковыряния, покрепче.
— Скотч для сборки (для эстетов, конечно ТОЛЬКО синяя изолента должна быть!).
— Фонарик.

На аккумуляторе приклеена крышка, которая закрывает банки. Ее я аккуратно поддел ножом (для ковыряния). Пришлось пройтись по кругу — приклеена она была в нескольких местах.

Под крышкой — банки, накрытые резиновыми колпачками. Колпачки эти, вероятно, нужны для стравливания паров воды, водорода и других вещей, которые могут создавать избыточное давление в банке при работе батареи. Такой себе ниппель, который выпускает газ наружу, но ничего не пропускает внутрь.

Колпачки не приклеены, просто снял их, поддев ножом.

Под колпачками, если заглянуть внутрь банки — ничего интересного. Совершенно. Для заглядывания нужен фонарик.
Взял шприц, набрал в него дистиллированную воду (Главное без грязи. Чтобы все чистенько!) и залил по кубику воды в каждую банку.

Вода благополучно впиталась, практически моментально. Повторил это еще раз. Потом еще раз 5 или 7, не помню. Вода не должна бултыхаться в банке, но и «брать» воду банка тоже не должна. Лучше присвечивать фонариком и посматривать. Главное не переливать.

После заливки воды я накрыл резиновыми крышечками банки и поставил батарею заряжать. А заряжал отдельно, большим зарядным, но думаю это не обязательно — можно заряжать просто в бесперебойнике. Если аккумуляторы разряжены ниже 10В, то зарядить их таким образом не удастся, есть сведения, что такие батареи тоже можно «раскачать», но для этого надо на начальных этапах подавать на них высокое напряжение (порядка 35В на 12В батарею) с контролем тока. Не пробовал, ничего конкретного сказать не могу. Рекомендовать этот способ так же не могу.

Первый момент — если вы перелили воды — она вернется из под крышки. Ее надо собрать шприцем и вылить в канализацию.

Второй момент — если вы накрыли банки крышками, то в процессе зарядки давление в банке немного поднимается и крышечки будут с характерным чпоком разлетаться по всей комнате. Это забавно, но только один раз. Я проверял дважды — во второй раз уже не весело. Я прикрывал крышки родной пластиковой крышкой, а на нее ставил груз.

После зарядки я немного разрядил аккумуляторы автомобильной «переноской», порядка получаса, измерял остаточное напряжение, прикинул емкость. Зарядил снова и опять немного разрядил.

Проделал тоже самое со второй батареей — в бесперебойнике их пара. После всего заклеил скотчем отковырянные крышки, поставил аккумуляторы на место.

Результаты таковы:

За 10 минут при нагрузке в 110ВА аккумуляторы разрядились до 79 процентов. Время работы на батарее несколько менялось, в конце софт говорил о почти 29 минутах + 10 уже прошедших выходит почти 40 минут. Меня такое положение вещей устраивает. Вполне хватит, чтобы пойти и запустить генератор. Когда он у меня будет :). А по пути еще и чаю заварить. И выпить его.
Если исходить из 79% — это 21% за 10 минут или 47 минут работы от батарей. Где-то в районе того, что обещает софт.
Другой вариант расчета — полная емкость батарей 12В * 7Ач * 2шт = 168 Ватт/часов. Это в идеале. При нагрузке в 110Вт заряда должно хватать на 1,5 часа. Но в реальности даже на новых батареях такого времени работы не будет — разрядный ток великоват и отдаваемая емкость будет ниже. Сложно однозначно сказать на сколько восстановилась емкость, но очень похоже, что процентов до 80 от номинальной. На мой взгляд — совсем не плохо для одного шприца, банки дистиллята и часа времени.

Мораль сей басни такова:
— Проверяйте периодически время работы от батарей. Свинью они вам могут подложить в самый неприятный момент.
— На свой страх и риск даже видавшие виды аккумуляторы можно восстановить малой кровью. А нет, так всегда успеется купить новые.

habr.com

Можно ли к компьютерному ИБП подключить гелевый аккумулятор высокой емкости?

Здравствуйте. Возможно ли к Ippon Back Power Pro 500/600 подключить AGM-аккумулятор (тяговый, не автомобильный) емкостью 100Ач (предназначенный для инверторов). Хочу вывести переключатель, который позволил бы переключить источник питания с внутренней батареи на внешнюю, и порт, который позволил бы подключить внешний «большой» аккумулятор. Правильно я понимаю, характеристики ИБП (время автономной работы) определяется исключительно емкостью батареи? Исходя из этого расчитывается какое-то усредненное время работы для домашнего компьютера (3-5 минут.) и выводится нагрузка, которую можно подключить, чтобы ИБП обеспечил расчетное время (я немного с другой стороны, естественно, что сначала заявляется характеристика по нагрузка, и батарея подбирается под нее.). При этом внутреннее зарядное устройство рассчитано на зарядку именно установленной емкости. Отсюда можно сделать вывод, что подключить внешний аккумулятор будет недозяряжен. К этому готов, в полуметре лежит зарядное устройство для AGM. Т.е. я подключаю заряженный аккумулятор к ИБП, а после отключения электричества и отдачи аккумулятором заряда я его вручную заряжаю.
Правильно ли я все понимаю?
И нужно ли подключать аккумулятор через диод, чтобы от отдавал, но не принимал заряд от зарядного устройства ИБП? Может ли такая схема повредить зарядник ИБП?
И позволит ли подключение через диод не отсоединять аккумулятор от ИБП при его зарядке или диод совсем на это не повлияет?
Может ли внешний аккумулятор обеспечить большое количество времени автономной работы при номинальных 500/600Ва? И можно ли подключить, например, 1000Вт, а именно — безопасно ли это для ИБП?

  • Вопрос задан
  • 997 просмотров

qna.habr.com

ИБП с автомобильным аккумулятором

В этом видео показано, как восстановить работу источника бесперебойного питания для компьютера, используя два метода. Частые неисправности в нём – выход из строя аккумулятора. Происходит это быстро, в течении года. Конечно, можно просто купить новый аккумулятор, делая это практически каждый год. Но лучше попытаться его восстановить, так как аккумулятор просто засыхает, иногда достаточно добавить в него дистиллированную воду и зарядить. Такой способ эффективен в 30% случаях. Если удастся восстановить аккумулятор даже наполовину, то его можно использовать для других целей. Есть способ поднять мощность ИБП, об этом тут.

Другой метод состоит в создании гибридного ИБП с использование автомобильного аккумулятора, что в некоторых случаях может оказаться предпочтительнее не только восстановления по первому методу, но и нового бесперебойника.

4

Сначала рассмотрим первый метод с заливкой воды

Перед заливкой воды аккумулятор надо зарядить. Если вы вытащили его из работающего блока, то он уже имеет заряд. Разбирается просто, надо снять с крышки резиновые колпачки, надетые на каждое отверстие. Отверстия маленькие, и удобно заливать дистиллированную воду при помощи большого шприца. Важно не перелить воду. Достаточно, если вода будет чуть видна в сливное отверстие. Дистиллированная вода продается в автомагазинах. Чтобы было лучше видно воду внутри, удобно использовать фонарик. Воду следует добавлять понемногу, сначала по 10 миллилитров, затем по 20 миллилитров. Когда она залита, можно собрать аккумулятор.
Амперметр показал 10,3 вольт. Так и должно быть. Но будет ли держать заряд восстановленное устройство, покажет эксперимент в полевых условиях, об этом ниже.
Крышка сдержалась на клее, нанесенном точками. Также следует сделать и нам, используя клей момент. Теперь можно поставить аккумулятор на место, включить блок, аккумулятор должен зарядиться. Не переворачивайте блок, так как кислота может вытечь и повредить управляющую плату.
ИБП простоял 10 часов на подзарядке. Проверка нагрузкой не показала нужного режима. Оказалось, что данная акб не способна поддерживать достаточно длительное время нужное напряжение. Поэтому для него найдено другое применение, а решать поставленную изначально задачу придется другим методом.

Источник бесперебойного питания плюс авто-аккумулятор

Если подумать, то главное свойство источника бесперебойного питания – как можно долгая работа, когда напряжение из сети выключено. Для восстановления блока было принято решение подсоединить старый автомобильный аккумулятор. Его емкость превосходит имеющийся в несколько раз. По этой причине устройство может работать на нем значительно дольше. По размерам он очень велик, внутри ИБП он не уместится. Поэтому придется вывести отдельно толстые провода 4 или 6 квадратных миллиметров. Аккумулятор будет находиться рядом с блоком. Если место для этого достаточно, то это не принципиально. Зато будет отличный мощный бесперебойник.
Таким образом было выяснено, что иногда, если батарея не входит в число счастливых 30%, способных к восстановлению, то нет смысла восстанавливать маленькие батарейки, а лучше купить новые или соединить ИБП с более мощной батареей.

После проверки под нагрузкой блок показал себя как нельзя лучше. Если новый бесперебойник держит заряд после выключения сетевого напряжения в течение 5 минут, то самодельный, созданный на основе автомобильного аккумулятора вот, работал 30 минут, после чего мастер просто выключил его, не дожидаясь окончательного разряда.
Этот блок можно использовать и как преобразователь с 12 на 220 вольт. Его можно применить для питания ноутбука в автомобиле.

izobreteniya.net

Как зарядить аккумулятор бесперебойника

В каждом механизме батарея — одна из самых дорогих и важных частей. От того, насколько правильно она используется, зависит время работы всего устройства, особенно если это компьютер, которому нужно непрерывное и хорошее электропитание. Именно для этого и создан так называемый источник бесперебойного питания (ИБП), который функционирует от собственных аккумуляторов.

Ниже подробно рассказывается, как заряжать ИБП правильно и какие устройства можно подзарядить от него.

Как правильно зарядить?

Итак, как зарядить АКБ? Есть много правил, но усвоить их и заряжать бесперебойник совсем не сложно.

  • Важно! Следует снять пробки на устройстве.

  • Следует присоединить ИБП к ранее заряженному аккумулятору. Для этого применяются два провода с зажимами типа «крокодил». Обязательно подключайте, учитывая полярность. Самое главное — чтобы батареи ИБП хорошо заряжались. Затем включаем ИБП в сеть и проверяем — напряжение на клеммах подзаряжаемой АКБ должно составить около 14 В. Выполняем зарядку, пока оно не будет 13 В при выключенном ИБП.
  • Показатели можно проверять вольтметром или тестером.
  • Периодически отключайте устройство и проверяйте вышеназванные параметры — только это гарантирует, что процесс пройдет правильно и полноценно.
Изначально ответ на вопрос, как зарядить источник бесперебойного питания, простой, но важно знать многие особые нюансы.

Что следует знать?

Перед тем как узнать, как заряжать аккумулятор бесперебойника, важно рассмотреть причины его разряда. Аккумуляторы ИБП действуют так же, как любые другие автомобильные или авиационные аккумуляторы. Свинцовые пластины погружены в электролитный раствор.

После химических реакций успешно создаётся электрический ток. Таким образом устройство ИБП действует и успешно выполняет зарядку аккумулятора. Но постепенно уровень электролита уменьшается, он выкипает, и аккумулятор, соответственно, выходит из строя.

После покупки следует обязательно зарядить батареи ИБП, так как пока они находились в магазине или были в транспортировке, они разряжались, и требуется восстановление аккумулятора бесперебойника (об этом см. ниже).

Правила первой зарядки

Итак, как зарядить UPS в первый раз:

  • Подключайте его к сети переменного тока, присоединив к розетке. Следует отключить у него все потребители и не включать сам аппарат.
  • Следует заряжать устройство около 24 часов, всё время держа его подключённым к сети.
  • Когда это время истечёт, следует подключить ИБП к нагрузке, т. е. включить потребители. Следует дождаться, пока аккумуляторы разрядятся, и повторить цикл. Только после этого можно без проблем пользоваться устройством.
  • В процессе заряда следует внимательно наблюдать за показателями тока и напряжения на амперметре — он имеется у большинства современных устройств подобного типа. При заряде ток должен уменьшаться, а напряжение на аккумуляторе — увеличиваться. Это всё следует постоянно и внимательно контролировать. Процесс зарядки стоит считать законченным примерно тогда, когда напряжение окажется более 12,5 вольт.

Теперь несколько слов о правильной зарядке свинцово-кислотных батарей.

Рекомендуемый ток подзарядки не должен быть более 10% от ёмкости батареи в А·ч.

Напряжение зарядного устройства должно соответствовать  рекомендованному для батарей аккумулятора, которые им заряжаются.

Как часто следует это делать и насколько хватит? Время зарядки подсчитывается делением ёмкости на силу тока зарядки в основных единицах. В среднем, по мощности ИБП рассчитаны примерно на три-пять лет работы, если правильно ухаживать за ними. Следует раз в год проверять напряжение на клеммах и, если нужно, выполнять их подзарядку.

Когда аккумуляторы «садятся» полностью, надлежит заряжать их от сети шесть-восемь часов при выключенном ИБП.

Что делать, если ИБП разрядился и не включается?

Если «сели» аккумуляторы, их просто необходимо поменять на новые.

Если же проблема сложнее, смотрим дальше. Внутри герметичного корпуса ИБП имеется концентрированная жидкость — электролит. Следует попробовать долить туда дистиллированной воды с помощью медицинского шприца. Сперва следует аккуратно открыть верхнюю крышку, там вы должны увидеть шесть маленьких пробок по числу «банок». Важно соблюдать внимательность: когда они вскрываются или откручиваются, набравшийся газ может прорваться наружу, будьте осторожны и обязательно защитите руки и лицо, чтобы предотвратить попадание кислоты. Осматривайте внутреннюю полость банок. Там увидите линию, которая показывает верхнюю границу электролита. Наберите дистиллята в шприц и долейте его во все банки до этой самой границы. Затем закройте пробки, поставьте аккумулятор в ИБП на место и выполните зарядку по принципу «в первый раз», описанному выше.

Если же источник гелевого электролита уже полностью неисправен и реакции на зарядку нет, то, к сожалению, восстановление аккумулятора бесперебойника невозможно, и следует заменить его на новый.

Зарядка аккумулятора для ИБП

Заряжать можно любые устройства, на которых указано «rechargeable». Если при приобретении на устройстве вы видите надпись “do not recharge”, то такое устройство нельзя перезаряжать, но и стоит оно, как правило, ввиду одноразовости в разы дешевле.

Пошаговые способы зарядки в первый раз и в ходе последующей эксплуатации уже рассматривались выше.

Часто задаваемые вопросы

Следует ли согревать устройство перед подзарядкой, если принесли его домой зимой с улицы? — Да, можно, и даже необходимо!

Нужно ли включать его при зарядке? — Нет, совершенно не обязательно.

Можно ли заряжать его автомобильной зарядкой? — Да. Особенность в данном случае такая, что батарею бесперебойника следует заряжать примерно сутки током малой силы. Сила тока должна быть 0,1 от ёмкости батареи. Для этого батарея достаётся из ИБП, и к ее клеммам подсоединяются зарядные провода с соблюдением полярности. Можно «снять» банки с пробок. Когда выполняется зарядка, внимательно контролируйте уровень тока на амперметре.
Полезным будет посмотреть следующее видео

Вывод

Зарядное устройство для аккумулятора заряжается не так уж сложно.

Главное — правильно подобрать оборудование и пользоваться им соответственно вышеприведённым инструкциям.

Необходимо соблюдать правила использования и время от времени подзаряжать устройство удобным для вас способом.

generatorexperts.ru

Как выбрать батарею для ИБП / Schneider Electric corporate blog / Habr

Батарея – самый важный компонент ИБП. И самый дорогой. К тому же, ещё и обладающий определенным жизненным циклом. Стало быть, рано или поздно, вопрос замены батареи обязательно встанет.
Хорошие АКБ служат много лет, почему бы уже сегодня не заглянуть в завтрашний день, чтобы понять, что станется с нашими вложениями в «железо»? Часто бывает так, когда что-то хорошее стоит очень дорого, а через некоторое время становится легкодоступным.
При выборе ИБП, возникает вопрос: какая аккумуляторная батарея в нём используется, и какая подходит для замены?
Поэтому, для начала поговорим немного о технологиях и типах батарей.

Какие бывают батареи ИБП
«Начинка» у АКБ бывает разная. Начнём с самой распространенной – со свинцово-кислотных аккумуляторов.

Их плюсы давно известны: хорошо держат напряжение, имеют маленький саморазряд и высокую продолжительность циклов работы. Некоторые из них выдерживают до 1000 циклов перезарядки, способны работать при в широком диапозоне температуры. Да и технология их достаточно отработана, что делает АКБ надежнее.
Но есть и недостатки. В первую очередь это низкая удельная емкость, большой вес и размер. И их нужно менять после полной разрядки.
А вот никелево-кадмиевые батареи наоборот: небольшие и легкие. Они также вполне надёжны, устойчивы к скачкам температуры, могут выдержать до 1500 зарядно-разрядных циклов, имеют низкий процент самостоятельного разряда и довольно значительную плотность энергии. К тому же, эти АКБ недорого стоят.
Но есть минус – эти аккумуляторы утрачивают свою емкость в последствие «эффекта памяти».

К тому же, цена не всегда может быть показателем высоких производительных характеристик. Взять к примеру, никелево-металлогидридные АКБ. Это дорогие устройства, обладающие высокой плотностью энергии и удельной емкостью, которая практически не уменьшается в ходе эксплуатации. Однако, данные АКБ мало используются как раз из-за эксплуатационных сложностей. В работе данных батарей полно изъянов. Во-первых, это высокий уровень самостоятельного разряда и небольшая нагрузочная способность. Во-вторых, наблюдается дисфункция при полной разрядке и малое количество циклов перезарядки. В-третьих, зарядить такое АКБ не совсем тривиальная задача. В-четвертых, чувствительность к температуре.
Но малый температурный диапазон беда не только никелево-металлогидридных АКБ, этим же «страдают» и литий-ионные батареи. Которые, к слову, можно хранить только в заряженном состоянии.
При том, что у литий-ионных аккумуляторов очень много преимуществ. Основные это – повышенная удельная емкость при небольших габаритах и весе, большая энергетическая плотность и малая скорость саморазряда, быстрая зарядка, количество циклов заряда/разряда, возможность работы при высокой температуре – до 40°С. Кроме того, они вполне надежны и недороги в обслуживании.
Раньше «бесперебойники» на литий-ионных аккумуляторах использовались только в дорогих решениях, однако в этом году Schneider Electric выпустил на рынок первые недорогие модели однофазных ИБП с литий-ионными аккумуляторами мощностью 1кВА и 1,5 кВА c предустановленной сетевой картой — SRTL1000RMXLI-NC и SRTL1500RMXLI-NC, и без неё — SRTL1000RMXLI и SRTL1500RMXLI.

После того, как с типами АКБ стало всё понятно, стоит упомянуть, что самые популярные, свинцово-кислотные батареи могут отличаться по виду применяемого электролита. Обычно это батареи AGM или GEL или устройства с жидким электролитом. В чем особенности разных вариантов?
В батереях с жидким электролитом применяется разбавленная серная кислота. И опасность в том, что устройства не герметичны, есть риск попадания вредных веществ в окружающую среду. Соответственно, обслуживание и зарядка таких батарей возможна только в специальных помещениях. Зато они недорого стоят, чем обусловлена их популярность.
В GEL-батарее электролитный заполнитель имеет структуру геля. В ходе работы он не производит летучих соединений, их корпуса вполне герметичны и гелевые АКБ совершенно безвредны для человека. Кроме того, такие батареи мощные, надежные – срок службы до 12 лет, емкие, способны часто перезаряжаться и функционировать почти в любых температурных условиях. Но есть и недостатки: им противопоказана полная разрядка и стоят они довольно недешево.
По сравнению с GEL AGM-батареи сравнительно недороги. Они тоже произведены на гелевой основе и имеют пониженное электросопротивление. Кроме цены, AGM-аккумуляторы имеют ещё массу достоинств: они долговечны, обладают большой емкостью, устойчивы к вибрации и готовы к размещению в любом положении.
При этом, аккумуляторы AGM работают в буферном режиме, потому что обладают большим числом циклов перезарядки и низкими показателями саморазряда. Плюс – у них нет уже упомянутого «эффекта памяти».
Но AGM имеют и свои минусы. Они мало восприимчивы к перезарядке и не приспособлены для компенсации части утрачиваемого электролита.
В целом, сравнение GEL и AGM приведены в таблице.

Совместимость батарей ИБП
Зная достоинства и недостатки разных типов батарей, упомянутых выше, APC by Schneider Electric разрабатывает и поставляет на российский рынок ИБП со свинцово-кислотными аккумуляторами AGM. У данного правила есть и исключения: недавно вышедшие на рынок ИБП серии «SRTL» с литий-ионными аккумуляторами. Так же, крупные трёхфазные ИБП могут быть настроены на работу с любыми аккумуляторами в зависимости от условий применения и пожеланий заказчика.

Для разных ИБП производитель подразумевает использование разных аккумуляторных батарей, полная информация приведена в таблицах совместимости АКБ, которые выпускают сами производители. Вот, например, таблица по АКБ от APC by Schneider Electric.


Стоит обратить внимание, что у некоторых простых ИБП серии «Back-UPS», замена аккумулятора самостоятельно, руками пользователя не предусмотрена. Для замены, необходимо обращаться в авторизованные сервисные центры. Визуально, такой ИБП можно отличить по жёлтому батарейному коннектору на тыльной стороне.

Преимущества использования оригинальный батарейных картриджей
После обсуждения вопроса совместимости может возникнуть желание воспользоваться не оригинальными батарейными картриджами, а так называемым аналогами – изделиями других производителей.
Преимуществом такого приобретения будет только размер единовременных затрат. Зато рисков прибавляется целый вагон.
Начнём с основного – отсутствия гарантийных обязательств. APC by Schneider Electric даёт гарантию на исправную работу произведённых картриджей. Остальные-вопрос. Никто из сисадминов не горит желанием срываться с места и ехать самостоятельно менять батарею, внезапно вышедшую из строя, или не дай бог, протёкшую.
Кстати, насчёт совместимости – тоже ещё вопрос. В конструкцию ИБП заложены параметры определенной батареи. Замена её на другую может привлечь к снижению срока её службы, некорректному поведению и ыв некоторых случаях повлечь опасность. Не говоря о том, что документации «серых» продуктов, а также на сайтах продавцов может быть масса ошибок.
Поэтому, лучше ещё раз вспомнить про преимущества оригинальных батарей. Это длительный срок службы, безопасность и надёжность с минимумом разъёмов, соответствие всем экологическим требованиям, подтверждённым многими тестами и сертификатами. А также, возможность удобного монтажа и гарантированная совместимость с вашим ИБП.

Срок годности батарей, как хранить, как обслуживать
Срок службы аккумуляторных батарей, которыми комплектуются однофазные ИБП APC by Schneider Electric составляет 3-5 лет, и зависит от соблюдения условий хранения и использования, а так же количества переходов на ИБП на работу от батареи, глубины разряда батареи в каждом случае, а так же длительности нахождения в разряженном состоянии.
Вообще, температурный режим довольно критичен для работы АКБ. Практика показывает, что срок эксплуатации батареи при повышении температуры на каждые 8°C снижается на 50% соответственно. Обязательно учитывайте, что температура внутри ИБП всегда больше температуры снаружи. Так же, ИБП с топологией online и гибридные online-источники нагреваются сильнее, нежели резервные или линейно-интерактивные.

В случае хранения батарей, при температуре окружающей среды от -15°С до +30°С рекомендуется выполнять дозарядку батарей не реже чем раз в полгода. В условиях, когда температура окружающей среды составляет от +30°C до +45°C, выполнять дозарядку батарей нужно не реже чем раз в три месяца. С целью увеличения срока годности, хранить батареи следует при температуре 10°C или ниже.
Если говорить про крупные, трёхфазные ИБП, то обслуживание и замена батарей критична для надежности всего источника. Периодические профилактические работы не только продлевают срок службы цепочек батарей за счет предотвращения ослабленных соединений и коррозии, но и помогают выявить неисправные батареи до их полного выхода из строя.
Кстати, хотя герметичные батареи и называют не обслуживаемыми, этот термин прижился потому, что в них не требуется обновлять электролит. А так, они всё равно требуют регулярного обслуживания.
Стоит также учитывать, что подзарядка батареи малым током приводит к истощению химического ресурса батарей и снижает ожидаемый срок службы почти наполовину.

Доступность оригинальных батарейных картриджей и цены на них
Возвращаясь к теме обсуждения преимущества оригинальных картиджей, необходимо отметить, что ведущие бренды тоже следят за рынком. Так вот Schneider Electric объявил о существенном снижении цен на сменные аккумуляторные картриджи, предназначенные для самых популярных источников бесперебойного питания APC. До 60% дешевле теперь продается целый ряд моделей батарейных картриджей.

Резюме
Универсального совета по выбору аккумуляторных батарей не существует. Для решения любой задачи можно подобрать несколько вариантов: от недорогих до супер-навороченных. И тут очень важно понимать, каковы будут первоначальные единовременные вложения и сколько выйдет в итоге совокупная стоимость владения. Последнее более важно в перспективе, потому как ИБП приобретаются не на один год. Текущий тренд развития аккумуляторов говорит о том, что батареи на литий-ионе будут дешеветь и проникать во все ниши, вплоть до домашнего пользования.

habr.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *