РазноеТраки на гусеницы: Гусеничная лента — Википедия – Кто придумал танковые гусеницы и чем траки наших танков отличаются от западных

Траки на гусеницы: Гусеничная лента — Википедия – Кто придумал танковые гусеницы и чем траки наших танков отличаются от западных

Гусеничная лента — Википедия

Гу́сеничная ле́нта, «гу́сеница» — замкнутая сплошная лента или цепь из шарнирно-соединённых звеньев (траков), применяемая в гусеничном движителе. На внутренней поверхности гусеницы имеются впадины или выступы, с которыми взаимодействуют ведущие колёса, опорные и поддерживающие катки машины. Внешняя поверхность гусеницы снабжена выступами («грунтозацепами»), которые обеспечивают сцепление с грунтом. Для увеличения сцепления гусеницы на грунтах с низкой несущей способностью используются дополнительные съёмные «шпоры».

Гусеницы могут быть металлическими, резино-металлическими и резиновыми. На тяжёлых транспортных средствах наибольшее распространение получили металлические гусеницы с разборными или неразборными звеньями. Для повышения износостойкости и срока службы гусениц их звенья, а также соединительные элементы (пальцы, втулки) изготовляют из специальной высокомарганцовистой стали и подвергают термической обработке, а также используют резино-металлические шарниры, шарниры с игольчатым подшипником и др.

На снегоходах и лёгких вездеходах применяют преимущественно резино-металлические или резиновые гусеницы.

Изобретателем гусеницы в России считается русский крестьянин Фёдор Абрамович Блинов. В 1877 году он изобретает вагон на гусеничном ходу. В нижней части рамы крепились на рессорах две тележки, которые могли поворачиваться в горизонтальной плоскости вместе с осями опорных колёс. Бесконечные рельсы вагона представляли собой замкнутые железные ленты, состоящие из отдельных звеньев. Вагон имел четыре опорных колеса и четыре ведущие звёздочки. В 1878 году купец Канунников, рассчитывая на прибыли от внедрения гусеничного хода, вошёл с ходатайством в Департамент торговли и мануфактур с прошением о выдаче Блинову привилегии, каковая за № 2245 и была получена год спустя. Вводная часть гласила:

«Привилегия, выданная из Департамента торговли и мануфактур в 1879 году крестьянину Фёдору Блинову, на особого устройства вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и просёлочным дорогам…»

В США изобретателями гусеничного хода считаются Бэст и Хольт, которые создали трактор с навешенным на него бульдозерным оборудованием — он и стал прообразом современного бульдозера. Caterpillar — название компании, основанной этими изобретателями, в переводе означает «гусеница».

Во Франции прообраз современного гусеничного движителя впервые был создан в 1713 году д’Эрманом; проект, получивший положительный отзыв французской академии, представлял собой тележку для тяжёлых грузов, перекатывающуюся на бесконечных лентах из деревянных катков, концы которых шарнирно соединены планками. Годом создания гусеничного движителя можно считать 1818-й, когда француз Дюбоше получил привилегию на способ устройства экипажей с подвижными рельсовыми путями.

Помимо гусеницы как части гусеничного движителя для автотранспортной техники и задолго до изобретения гусеничных амфибий гусеница также применялась в качестве движителя для водного транспорта. Такая гусеница представляла собой конвейер с веслами. Она была изобретена в 1782 году изобретателем по имени Десбланкс. В США она была запатентована в 1839 году Уильямом Левенуорфом.

Гусеница применялась в качестве движителя для водного транспорта. Гусеница танка Т-70 Caterpillar track segments.jpg Caterpillar track segments.jpg
Смена гусеничной ленты на танке Меркава Mk.3
  • По материалу изготовления:
    • металлическая.
    • резино-металлическая.
    • резиновые.
  • По типу используемого шарнира:
    • с параллельным шарниром.
    • с последовательным шарниром.
  • По типу смазки шарнира:
    • сухая (или с открытым металлическим шарниром). Достоинствами конструкции является простота и надёжность в эксплуатации. Необходимый ресурс обеспечивается высокими механическими свойствами деталей шарнира.
    • закрытая. Оригинальное уплотнение в шарнире «звено-втулка» обеспечивает сохранность смазки между трущимися поверхностями пальца и втулки в течение всего срока службы гусеницы.
    • с жидкой смазкой. Оригинальное уплотнение из армированного полиуретана и резины обеспечивает полную герметичность шарнира, чем достигается наибольший срок службы гусеницы.
    • с резино-металлическим шарниром. Между пальцем шарнира и звеном используется резиновая втулка, изгиб гусеницы в местах сочленения траков происходит за счёт смещения слоев резины, благодаря чему исключается трение сталь по стали и значительно повышается ресурс пальцев и звеньев гусеницы.
    • с игольчато-подшипниковым шарниром. В качестве втулки используется игольчатый подшипник. Ресурс гусеницы возрастает, но значительно усложнена её конструкция.
  • По типу звеньев:
    • литые.
    • штампованные.
    • сварные.

На гусеничную технику могут устанавливаться различные типы гусениц.

Наиболее распространенными являются гусеницы с открытым шарниром (ОШ), резино-металлическим шарниром (РМШ) и цельнолитые армированные резиновые гусеницы.

Также гусеницы разделяются на асфальтоходные и не асфальтоходные.

К асфальтоходным относятся гусеницы с резиновыми (полиуретановыми и т. п.) башмаками, исключающими соприкосновение металлических частей звеньев о дорожное покрытие, а также цельнолитые резиновые гусеницы.

Асфальтоходные гусеницы с РМШ[править | править код]

Рис.1 Асфальтоходные гусеницы с РМШ

На легкие снегоболотоходы (например ГАЗ-3409 «Бобр») могут быть установлены гусеницы с резинометаллическим шарниром, обрезиненными беговыми дорожками и резиновыми башмаками. Гусеницы мелкозвенчатые, цевочного зацепления. Каждая гусеница состоит из звеньев 4 (рис. 1), соединённых шарнирно одно с другим пальцами 5, резиновых башмаков 6 и деталей крепления: болтов 2 и пружинных шайб 3. Пальцы запрессованы в проушины так, что сплошная сторона резиновых втулок обращена к наружной стороне проушин. Пальцы удерживаются в проушинах за счёт натяга резины и дополнительного стопорения не требуют. Башмак 6 представляет собой резинокордную конструкцию. Закреплён башмак подкладками 7 с помощью двух болтов 2 и пружинных шайб 3.

Болты затягиваются динамометрическим ключом. Гусеницы монтируются на ходовую часть таким образом, чтобы звенья располагались на грунте тремя проушинами вперёд, а двумя назад. Гусеницы с лёгкими тонкостенными звеньями и резиновыми башмаками рассчитаны на преимущественную эксплуатацию снегоболотохода по мягким грунтам (снежная целина, болото и т. п.), вызывая минимальные повреждения растительного покрова. Следует ограничивать эксплуатацию техники на дорогах с твёрдым покрытием (каменистые дороги, просеки и т. п.), так как это вызывает максимальный износ и повреждение башмаков гусениц. При эксплуатации гусеницы ослабевают, поэтому рекомендуется периодически их проверять и, при необходимости, подтягивать. Движение с чрезмерно ослабленными гусеницами может привести к спаданию гусениц и повреждению при этом резиновой ошиновки опорных катков, а также обрезиненной беговой дорожки. При чрезмерном натяжении гусениц возрастают потери мощности на их перематывание, снижаются динамические качества техники и возрастает износ зубьев ведущих колёс и цевок гусениц. Когда натянуть гусеницы механизмом натяжения не удаётся, следует удалить из каждой гусеницы по одному звену и снова их натянуть.

Гусеницы РМШ[править | править код]

Рис.2 Резино-металлический шарнир (РМШ)

Каждая гусеница состоит из N звеньев 1 (рис.2), соединённых одно с другим пальцами 2. Правая и левая гусеницы взаимозаменяемы. При замене палец запрессовывается в проушины так, чтобы сплошная сторона резиновых втулок была обращена к наружной стороне проушин. Пальцы удерживаются в проушинах за счёт натяга резины. Гусеницы монтируются на ходовую часть таким образом, чтобы звенья располагались на грунте двумя проушинами вперёд, а тремя назад.

Гусеницы рассчитаны на преимущественную эксплуатацию техники по мягкому грунту (снежная целина, заболоченная местность, грунтовые дороги и т. п.). Развитые грунтозацепы звеньев создают хорошее сцепление гусениц с грунтом, обеспечивая высокую проходимость снегоболотохода по снегу и болотам. При износе грунтозацепов сцепные качества гусениц падают. Аналогичные гусеницы устанавливаются на снегоболотоходы ГАЗ-34039 «Ирбис», ТТМ и т. п.

Гусеницы ОШ[править | править код]

Каждая гусеница состоит из N-количества штампованных звеньев(траков) (рис. 3), соединённых шарнирно друг с другом при помощи пальцев.

Рис.3 Открытый шарнир (ОШ)

Гусеницы надеваются на ходовую часть так, чтобы звенья располагались на земле тремя проушинами вперёди двумя назад. Пальцы ставятся головками наружу, а стопорными кольцами внутрь к корпусу снегоболотохода. Таким образом, по положению пальцев различаются правая и левая гусеницы. Данный тип гусениц также применяется на снегоболотоходах ГАЗ-34039. По мере износа пальцев и проушин звеньев гусеницы удлиняются, и натяжение их ослабевает. Движение с чрезмерно ослабленными гусеницами приводит к разрушению резиновой ошиновки направляющих колёс, а также к спаданию гусеницы на ходу и повреждению при этом шин опорных катков. Поэтому необходимо периодически проверять и подтягивать гусеницы, не допуская их излишнего провисания. Следует помнить, что чрезмерное натяжение гусеницы увеличивает её износ и ухудшает разгон техники. При натяжении гусениц учитывать, что во время движения техники талый снег и липкая грязь набиваются на беговую дорожку гусеницы, увеличивая её натяжение, по этому для движения в этих условиях гусеницы можно натягивать слабее. Систематически при выезде и в пути необходимо следить за состоянием пальцев гусениц, чтобы не допустить их выпадания из-за спадания стопорного кольца. Выпадание пальца приводит к разъединению гусеницы на ходу. Установка новых стопорных колец производится при помощи специальной оправки, имеющейся в комплекте инструмента водителя.

Асфальтоходные резиновые армированные гусеницы[править | править код]

Рис.4 Резиновая гусеница рис.5 Сечение резиновой гусеницы

Гусеницы состоят из одного резинового элемента, упрочнены в поперечном направлении стальными поперечинами, а в продольном направлении — полосами текстильного корда.

На гусенице имеются грунтозацепы для увеличения сцепления при передвижении по пересечённой местности (например по глубокому снегу). Стрелки по краям гусениц показывают направление движения. Тяговое усилие передаётся гусенице через зубья ведущих колес в зацеплении с поперечинами гусениц (рис. 4, 5). Данные гусеницы применяются на снегоболотоходах ГАЗ-3351.

  • Как и у колеса, в отсутствие буксования скорость относительно земли верхней части гусеницы вдвое выше скорости самого транспорта, а соприкасающейся с землей части гусеницы — равна нулю[1].
  • Стержни, скреплявшие гребенчатые звенья гусениц танка Т-34, не имели фиксатора. Для того, чтобы стержень не выпадал при движении, на броневом корпусе были сделаны специальные выступы, которые забивали его обратно в гусеницу. Этот факт был особо отмечен в отчёте Абердинского полигона как «гениальный».
  1. Сергеев Л.В. Теория танка. — М., 1973. — С. 191. В качестве задачи (№ 28.6) для частного случая скорости трактора 5 м/с этот факт также упоминается в 1 томе «Элементарного учебника физики» под ред. Г.С.Ландсберга (ответ — 10 м/с и нуль соответственно приведён в конце тома).

Советские траки (каталог-определитель) | SmolBattle

Дополняйте тему фото советских траков от любой гусеничной техники.
Пожалуй начну:

Танк Т34

Ранний «гладкий» штампованный трак с приваренным гребнем
00.jpg 0.jpg
0.jpg

Трак «со стрелкой»

0.jpg
00.jpg

«Вафельный» трак, ширина 500мм

0.jpg 00.jpg

000.jpg
Трак выпуска 1941 года

0.jpg

Сборный «половинчатый трак»

0000000.jpg
00.JPG 0.JPG

00000000.jpg

0.jpg

Разновидности грунтозацепов (шпор) танка Т-34. Видна «Одноболтовая» шпора, шпоры под 500-мм и 550-мм траки и «универсальная» шпора позднего варианта как под 500-мм трак, так и под 550-мм

000.jpg 00.jpg

Траки танков КВ

Всего на танки линейки КВ было 5 видов:
— 700мм ранние
— 610 мм для КВ-1с
— челябинские 650мм с составными траками с укороченными гребнями хаотично через 5-7 траков
— челябинские 650мм с составными траками с полностью срезанными гребнями хаотично через 5-7 траков
— 650мм поздние для КВ-85. Применялись на предсерийных и ранних ИС-1

Ранние траки 700 мм

000.jpg 00.jpg 0.jpg

Ещё фото

0.jpg

трак КВ-1С — 610мм

00.JPG

Танки БТ-2, 5, 7 (с цилиндрической башней)

Гусеничная цепь состояла из 46 звеньев (траков), 23 плоские и 23 с гребнями
Шаг звена — 255 мм, ширина — 260 мм. Каждое звено имели 13 ушков (7 с одной стороны, 6 с другой). 6 ушков траков с гребнями соединялось с 7 шками траков без гребней. Наружняя поверхность звена была гладкая.
000.jpg 00.jpg 0.jpg

Танки БТ-7 (с конической башней)

Гусеничная цепь состояла из 70 звеньев (траков). 35 плоские и 35 с гребнями
Шаг звена — 167 мм, ширина — 260 мм. Каждое звено имели 7 ушков (3 с одной стороны, 4 с другой). 3 ушка траков с гребнями соединялось с 4 ушками траков без гребней. Наружняя поверхность звена на месте шарнирных соединений имеет выступы, возвышающиеся над опорной поверхностью (грунтозацепы)

0.jpg 00.jpg

Плавающие танки Т-37, Т-38; тягач Т-20 «Комсомолец»

0.jpg
000.jpg 00.jpg 0.jpg
Траки от Т-30, Т-40, Т-60, Т-70

00.JPG

000.JPG
т-70
00.JPG

Траки от Т-26

0.jpg 00000.jpg 000.jpg 00.jpg 0.jpg

Трак от тяжёлого тягача «Ворошиловец»

0.jpg 00.jpg 0000.jpg

Трак от трактора Сталинец

0.jpg 00.jpg 000.jpg
0.jpg

СТЗ-5
000.jpg 00.JPG 0.JPG

СХТЗ-НАТИ
00.jpg 0.jpg 0.jpg

203-мм гаубица образца 1931 года (Б-4)

0.jpg

00.jpeg

Траки с доп. грунтозацепом. СУ-76

0.JPG 000.JPG 00.JPG 0.jpg

Трактор КД-35

00.JPG 0.JPG 000.jpg

Трак от полугусеничного грузовика ЗИС-33

00.jpg 000.jpg 0.jpg

Траки от тягача «КОМИНТЕРН»

000.JPG 00.JPG 0.JPG 0000.jpg

Трелевщик Т40

0.jpg 00.jpg 000.jpg

Трактор ДТ54

0000.jpg 000.jpg 00.jpeg

Болотные траки к трактору ДТ54

000.jpg 00.jpg

Экскаватор Э-156

0.jpg 00.jpg

Ещё Экскаватор

0.jpg 00.jpg

Трак ДТ-75

0.jpg 00.jpg

1. АТ-Л
2. МТ-ЛБ
00.jpg

1.
000.jpg

2.

0000.jpg

Бульдозер на базе трактора ДТ-75Б

000.jpg 00.jpg

Трак от Т-44М, потом широко использовался на семействе тягачей АТ-Т и машин на их базе

0.jpg 00.jpg 000.jpg

траки трелёвщика ТДТ-55

0.jpg 00.jpg

Трак от дальнейшей модификации ИСа — Т-10М

0.jpg 00.jpg 000.jpg

 

Траки для немецких танков, САУ и гусеничных машин

Sd.Kfz. 141 PzKpfw III:

PZ-III (1).jpg

Sd.Kfz. 161 PzKpfw IV:

PZ-III (2).jpg

а также:

Sd.Kfz.142 StuG III ausf A:

PZ-III (3).jpg
PZ-III (4).jpg

«Ранний» тип.

Ширина трака — 360 мм

======================================================================

Sd.Kfz. 141 PzKpfw III

Sd.Kfz. 161 PzKpfw IV

и машины на их базе:

Sd.Kfz. 142 StuG III:

PZ-III (5).jpg

Sd.Kfz. 161/3 Flakpanzer IV «Mobelwagen»:

PZ-III (6).jpg

Sd Kfz. 162 Jagdpanzer IV/48:

PZ-III (7).jpg

Sd Kfz. 162 Jagdpanzer IV/70:

PZ-III (8).jpg

Sd.Kfz. 164 «Hornisse» («Nashorn»):

nash.jpg

Sd.Kfz. 165 «Hummel»:

PZ-III (10).jpg

Sd.Kfz. 166 Sturmpanzer IV «Brummbar»

PZ-III (11).jpg

Sd.Kfz. 167 StuG IV:

PZ-III (12).jpg

Flakpanzerkampfwagen IV «Wirbelwind»:

PZ-III (13).jpg
PZ-III (14).jpg

Стандартный «средний» тип.

Ширина трака — 380 мм

======================================================================

Sd.Kfz. 141 PzKpfw III

Sd.Kfz. 161 PzKpfw IV

PZ-III (15).jpg
PZ-III (16).jpg

«Поздние» версии.

Sd.Kfz. 167 StuG IV на поздних гусеницах

PZ-III (17).jpg

Ширина трака — 380 мм

======================================================================

PZ-III (18).JPG
PZ-III (19).JPG
PZ-III (20).JPG
PZ-III (21).jpg
PZ-III (22).jpg
PZ-III (23).jpg
Bundesarchiv_Bild_183-B22419,_Produktion_von_Panzer_III.jpg

======================================================================

PZ-III (24).JPG
PZ-III (25).JPG
PZ-III (26).JPG
PZ-III.JPG

Для улучшения сцепления c обледенелыми дорогами в траки вставлялись дополнительные центральные гребни.

======================================================================

Winterketten, «зимние» гусеницы, разработанные в 1942 году для Восточного фронта:

Winterketten (1).jpg
Winterketten (2).jpg
Winterketten (3).jpg
Winterketten.jpg

Ostketten, введённые с весны 1944 года. В отличие от Winterketten, позволяли не снимать боковые экраны:

Ostketten (1).jpg
Ostketten (2).jpg
Ostketten (3).JPG
Ostketten (4).JPG
Ostketten (5).JPG
Ostketten (6).JPG
Ostketten (7).jpg
Ostketten.jpg

Сравнение: Winterketten — вверху ,Ostketten — внизу.

 

Определитель советский гусеничных траков — Амуниция и снаряжение

Изначально подборка делалась для себя, для облегчения определения найденных траков, присутствуют самые часто встречающиеся траки.
 

Танк Т34:

Ранний «гладкий» штампованный трак с приваренным клыком:

 

 

Трак «со стрелкой»:

 

 

«Вафельный» трак, ширина 500мм:

 

 

 

Трак выпуска 1941 года:

 

 

 

Сборный «половинчатый трак»:

 

Разновидности грунтозацепов (шпор) танка Т-34. Видна «Одноболтовая» шпора, шпоры под 500-мм и 550-мм траки и «универсальная» шпора позднего варианта как под 500-мм трак, так и под 550-мм:

 

 

Подробная статья о разновидностях траков танка Т-34 на сайте TopWar (ссылка откроется в новом окне)

 

 

 

Траки танков КВ:

Всего на танки линейки КВ было 5 видов:
— 700мм ранние
— 608мм для КВ-1с
— челябинские 650мм с составными траками с укороченными гребнями хаотично через 5-7 траков
— челябинские 650мм с составными траками с полностью срезанными гребнями хаотично через 5-7 траков
— 650мм поздние для КВ-85. Применялись на предсерийных и ранних ИС-1.

Ранние траки 700мм:

 

 

 

СУ-76:

 

Валентайн(Valentine):

Ходовая часть каждого борта состояла из шести обрезиненных опорных катков, сблокированных по три в две балансирные тележки со специальными пружинами и гидравлическими амортизаторами; ведущего колеса со съемным зубчатым венцом и двумя резиновыми шинами; направляющего колеса с натяжным механизмом и трех обрезиненных поддерживающих роликов. В гусеничной цепи было 103 трака, а их зацепление — цевочным, посередине гусеницы.

 

 

 

Танки БТ-2, 5, 7 (с цилиндрической башней):

Гусеничная цепь состояла из 46 звеньев (траков), 23 плоские и 23 с гребнями
Шаг звена — 255 мм, ширина — 260 мм. Каждое звено имели 13 ушков (7 с одной стороны, 6 с другой). 6 ушков траков с гребнями соединялось с 7 шками траков без гребней. Наружняя поверхность звена была гладкая.

Танки БТ-7 (с конической башней)

Гусеничная цепь состояла из 70 звеньев (траков). 35 плоские и 35 с гребнями
Шаг звена — 167 мм, ширина — 260 мм. Каждое звено имели 7 ушков (3 с одной стороны, 4 с другой). 3 ушка траков с гребнями соединялось с 4 ушками траков без гребней. Наружняя поверхность звена на месте шарнирных соединений имеет выступы, возвышающиеся над опорной поверхностью (грунтозацепы).

 

Легкий танк Т-70:

 

 

Плавающие танки Т-37, Т-38; тягач Т-20 «Комсомолец»:

 

Сам Т-38:

 

 

Тягач СТЗ-5:

 

 

 

Тягач «Коминтерн»:

 

 

 

Танкетка Т27:

Выпускалась в 1931—1933 годах.

 

 

 

Бронетранспортер Bren Carrier:

 

Прочие:

M3 Lee:

Трактора и экскаваторы:

Трелевщик Т40:

 

Трактор ДТ54:

 

 

 

 

Болотные траки к трактору ДТ54:

 

 

КД-35:

Высота трака 20см, ширина 27см.

 

Экскаватор Э-156:

Экскаватор:

 

 

Как сделать гусеницу своими руками

Вездеходы – это универсальное средство передвижения, которое сможет доставить вас в нужное место при катастрофически плохих погодных условиях.

Наиболее часто вездеходы используются в северной и восточной части нашей большой страны, где преобладают морозы, сильные дожди и местность по которой не может проехать обычный автомобиль.

Следует отметить, что вездеходы передвигаются при помощи колёс и гусениц. Последнее как раз любит часто ломаться и доставлять своим хозяевам кучу проблем по ремонту или полной замене этого комплектующего.

Как уже можно было догадаться речь пойдёт о том, как сделать гусеницы для вездехода своими руками.

Краткое содержимое обзора:

Гусеницы для вездехода

Как правило, гусеницы для самодельных вездеходов делают из высокопрочной транспортёрной ленты, которая хорошо поддаётся разного рода деформациям во время езды. Она не требует за собой особого ухода, все что вам нужно, это время от времени очищать её от грязи.

В ленте имеются профтрубы с характерным сечением, именно с их помощью вездеход может преодолевать расстояния в самую неблагоприятную погоду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *