В России разрешат правый поворот на красный свет — Российская газета
Правый поворот на красный сигнал светофора в России, скорее всего, разрешат. Но с определенными условиями. А в населенных пунктах будут снижать скорость. Застрельщиком выступила Москва, которая до конца 2014 года планирует ограничить скорость в пределах Бульварного кольца до 40 км/ч.
Начнем со скоростных ограничений. С 1 сентября у нарушителей скоростного режима появился некий ненаказуемый лаг — 20 км/ч. За превышение на меньшее количество км/ч наказаний не предусмотрено. Автомобилисты стали трактовать это в свою пользу, то есть, нет наказания, нет и нарушения. В результате, по населенным пунктам, где риск выхода пешехода на дорогу довольно велик, машины ездят на скоростях около 80 км/ч. А это отнюдь не обеспечивает безопасность пешеходов. Данные Всемирной организации здравоохранения, которые недавно на заседании Общественной палаты РФ по вопросу снижения скорости, озвучил глава «Союза пешеходов» Владимир Соколов, дают наглядную картин. При наезде на скорости 50 км/ч у пешехода есть 50 процентов шансов на выживание. При 60 км/ч — 82 процента за то, что человек погибнет в результате столкновения. Скорость более 70 км/ч — смертельна для пешехода. По данным Соколова за 4 месяца этого года количество аварий на дорогах выросло на 4,2 процента, а смертность в результате этих аварий — на 8,1. То есть выросла тяжесть последствий ДТП. И Соколов напрямую связывает это с тем, что увеличился безнаказанный лимит скорости.
Именно поэтому в Татарстане, сразу после введения такого лимита на большинстве улиц Казани было введено ограничение скорости в 40 км/ч. 40 + 20 плюс погрешность прибора, равная 1 км/ч, итого: штраф придет только за превышение на 21 км/ч.
По словам замруководителя Центра организации дорожного движения правительства Москвы Александра Полякова, предложение об ужесточении скоростного режима поддержала комиссия по безопасности дорожного движения Центрального административного округа, в которой участвуют сотрудники ГИБДД. Впоследствии ограничение может быть введено внутри всего Садового кольца.
В Центре организации дорожного движения Москвы считают, что изменение скоростного режима сделает исторический центр города более привлекательным для туристических прогулок. Скоростной режим не будет изменяться «сплошняком» — на некоторых улицах внутри Бульварного кольца по-прежнему будет действовать ограничение в 60 км/ч. Предварительно это Кремлевское кольцо, за исключением набережной, Большая Никитская улица, Тверская, — перечислил чиновник.
Как сообщили «РГ» в аналитическом центре «Яндекс. Пробки», даже ночью средняя скорость движения внутри Бульварного кольца составляет не более 40-45 км/ч, а днем она может быть и 10, и 40 км/ч в зависимости от времени дня и дорожной ситуации.
— Быстрее 40 км/ч внутри Бульварного кольца можно ездить только глубокой ночью, — сказал «РГ» директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. — Плюс это очень важный сигнал господам автомобилистам — в городе ездить быстро очень опасно, ведь на расстоянии вытянутой руки идут пешеходы.
Как сообщили «РГ» в Госавтоинспекции России, требования к регулированию движения на дорогах — это дело местных властей, которым принадлежит дорога. Они могут повышать или понижать установленную скорость, но в рамках правил дорожного движения.
Снижение скорости обезопасит пешеходов. Но пока не понятно, как оно отразится на трафике. Фото:Сергей Михеев
По словам первого заместителя председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслава Лысакова, главное во всем этом деле — безопасность. Если в результате такого ограничения произойдет сокращение попавших под колеса и погибших, то это может только приветствоваться. Другое дело, как это повлияет на трафик. Но в центре да еще в час пик двигаться быстрее просто не получается.
Другой момент — это введение разрешения на правый поворот на красный сигнал светофора. Напомним, что с подобной инициативой в прошлом году выступил экспертный центр «Пробок нет». И даже был проведен эксперимент на некоторых перекрестках столицы, Московской области и других областях. Как сообщает «Пробок нет», эксперимент признан удачным, и глава правительственной комиссии по безопасности дорожного движения 1-й зампред правительства РФ Игорь Шувалов направил рекомендации в соответствующие ведомства о разработке поправок в законодательство и ГОСТЫ.
Поправить стандарты — не проблема. Вопрос, как это скажется на дорогах. Как рассказал Вячеслав Лысаков, эта норма работать в России просто не будет при нашем трафике. Если появится свободный ряд, его тут же забьют те, кто желает проехать прямо. Если запретить из этого ряда движение прямо, то это будет ущемление прав автомобилистов. Тут надо подходить с очень большой осторожностью, говорит депутат. К тому же есть риск для безопасности пешеходов. Нельзя разрешать поворот направо на каждом перекрестке. Необходимо изучать ситуацию на них, и только после этого принимать решение в каждом конкретном случае.
По словам главы «Союза пешеходов», в соответствии справилами, пешеход имеет право пересекать дороги на перекрестках на разрешающий сигнал светофора для автомобилей. К чему приводит разрешение водителям поворачивать направо на красный свет: пешеход, завершая переход, внезапно выходит на крайнюю правую полосу из-за автомобилей, ожидающих проезда прямо и направо. Пешеход не может видеть автомобиль в крайне правой полосе, намеревающийся повернуть направо на красный, а водитель не видит пешехода, и его внимание сосредоточено на повороте направо, а пешеход появляется слева. Итог понятен. При этом пешеход, как показывает правоприменительная практика, будет признан виноватым.
Мнения
Сергей Канаев, глава Федерации автомобилистов России
— Изменение скорости в пределах Бульварного кольца никак не повлияет на трафик. Но и на безопасность особого влияния не окажет. Необходимо больше объяснять водителям, почему вводится то или иное ограничение, тогда это сработает. Что касается поворота правого поворота на красный свет, то мы только поддерживаем эту идею. Во всем мире есть такая практика. Но, конечно, надо продумывать взаимоотношения с пешеходами. Нельзя организовывать такой поворот там, где в этот момент могут двигаться пешеходы.
(Подготовил Владимир Баршев)
Рамиль Хайруллин, региональный представитель Федерации автовладельцев России в Татарстане:
— После того как автомобилистам подарили 20 километров в час, начальник Госавтоинспекции Татарстана Рифкат Минниханов предложил ввести в Казани ограничения в городе до 40 километров в час и на трассе — до 70 километров в час.
Если бы речь шла только о городе, эту инициативу бы поддержали. Хотя в час пик в Казани и так не разгонишься, поэтому скорость в центре города редко превышает 40 километров.
Что касается инициативы московских властей, то они правы. Так как с учетом подаренных 20 километров многие разгоняются до 80 километров в час, это грозит серьезными последствиями в случае аварии.
Не исключено, что после Москвы и наши власти придут к тому, чтобы ограничить скорость.
(Подготовила Светлана Брайловская, Казань)
Александр Холодов, член координационного совета Межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода Выбора», Санкт-Петербург:
— Ограничение скорости в 40 км в центре Москвы не имеет большого смысла, как мне кажется. Реально это ограничение направлено на защиту пешеходов, обеспечение их безопасности, но днем это более надежно делают столичные пробки, а ночью пешеходы спят.
Нужно также понимать, что нововведение потребует установки соответствующих дорожных знаков. Согласно правилам дорожного движения они должны быть установлены после каждого перекрестка, и это существенно увеличит нагрузку на дорожную сеть и потребует дополнительных средств.
Хотя в принципе индивидуальный, точечный подход можно только приветствовать. Водители охотнее соблюдают ограничения, если видят их необходимость и к тому же знают, что мера временная. В пример можно привести Финляндию, где в пределах одного отрезка дороги может быть разрешено движение сначала со скоростью 50 км в час, а потом сразу 110 — на прямом участке.
(Подготовила Мария Голубкова, Санкт-Петербург)
Евгений Липович, заместитель главы администрации Екатеринбурга по вопросам транспорта:
— Мы долго анализировали меры, необходимые для того, чтобы навести порядок на центральных дорогах города. Несомненно, одна из них — грамотное регулирование движения. Но снижение скорости автотранспортных средств, как доказывает опыт зарубежных стран, является самым действенным методом.
(Подготовила Светлана Добрынина, Екатеринбург)
Лидер московского отделения байкерского клуба «Ночные волки» Алексей Вайц
— Самая большая плата за передвижение по центру — это время. При таком ограничении скорости, когда все будут плестись, планировать ничего невозможно. Уже сейчас, выдвигаясь на встречу на автомобиле, закладываешь на дорогу два часа, а с новыми ограничениями — будет и того больше. Три часа стоять в пробках при сегодняшнем ритме жизни — это невосполнимая потеря. Центр города становится все менее доступным для автомобилистов. Не легче ли просто запретить въезд в центр и сказать людям — «давайте все пересядем на общественный транспорт»? Так будет честнее.
(Подготовила Елена Петешова, Москва)
Поворот направо на красный свет | Страница 2
Сегодня по РЕН ТВ сообщили, что указанием начальника ГАИ всея Москвы в некоторых местах Москвы разрешили… поворот направо на красный.Не могу «сказать за всю Европу», а вот в США, в большинстве штатов, действительно, разрешен поворот направо на красный. НО!
1. Пропустив пешеходов и транспорт едущий прямо по перпендикулярной проезжей части.
2. Только после полной остановки ТС. То есть, если поворачиваешь «с ходу» и даже на пустых дорогах — имеешь шанс нарваться на «тикет» (извещение о штрафе). Много не дадут, но… закон для всех един.
3. Если нет явного запрещения поворота направо на красный свет. В США знаков мало и большинство информации, регламентирующей поведение водителя на дороге отображается текстом. Если видишь табличку под светофором «No turn right on red» (не поворачивать направо на красный) — надпись говорит сама за себя.
Теперь. В США правила отдельны для каждого штата. То есть они отличаются, но в мелочах. НО, например, в Нью-Йорк Сити (то есть анклаве, включающем в себя города Манхеттен, Бронкс, Бруклин и Стейт-ин-Айленд) поворот направо на красный запрещен.
Начинать вводить новое положение ПДД в соизмеримом по масштабам с NYC городе — глупость.
Теперь самое интересное. А вы не думаете, что на лицо нарушение закона сотрудниками государственных органов, которые разрешили это безобразие?! Ведь закон определяет редакцую ПДД и ПДД могут быть изменены ТОЛЬКО законом!!!
Я вижу факте разрешения поворота направо на красный в некоторых местах в Москве — популизм перед выборами…
Что реально улучшит ситуацию в Москве с движением?
1. Разумные алгоритмы работы светофоров. К сожалению не везде светофоры работают «правильно».
2. Отстранение ГИБДД от регулировки светофоров. Скажите на милость, как человек может управлять трафиком, если он управляет одним светофором, а на километре улицы перед этим самым светофором, еще три светофора, которыми никто не управляет?! Отсюда
3. Создание автоматизированных систем управления дорожным движением, причем не надо единой, на всю столицу, надо на отдельные районы.
4. разумное строительство дорог и развязок..
А вот теперь я скажу… Но это же Россия!!!
Поворот на красный свет разрешат не скоро — ГАИ
Замечено: все дурацкие, волюнтаристские и запретительные изменения в нашу жизнь вводятся властями оперативно и бодро. А все полезное и отвечающее здравому смыслу просачивается в российскую действительность настолько неторопливо, что даже хоть плачь! Взять, к примеру, историю с правым поворотом на перекрестке при красном сигнале светофора.
Напомним, что в 2013 году на шести перекрестках Москвы в экспериментальном режиме поворот направо «под красный» был разрешен. Повернуть направо «на красный» стало с Велозаводской улицы на Автозаводскую, с улицы Нагатинской на Проспект Андропова, с 3-го Крутицкого переулка на Новоспасский проезд, на площади Крестьянской заставы (с 3-го Крутицкого переулка в сторону Волгоградского проспекта), с Мосфильмовской на улицу Косыгина. О такой возможности водителям сообщали специально разработанные дорожные знаки в виде стрелок зеленого цвета, устанавливаемых рядом со светофором.
За все время эксперимента ни одного ДТП по причине этого нововведения там зафиксировано не было: водители перед поворотом аккуратно пропускали всех кого положено – и пешеходов, и транспорт.
После того как эксперимент закончился, ГИБДД пару месяцев собиралось с силами, чтобы это признать вслух. Произошло сие событие только в середине апреля этого года когда заместитель начальника УГИБДД по Москве Евгений Ефремов обнародовал информацию о том, что «Министерство транспорта направило инициативу «направо на красный» на рассмотрение комиссии по техническому регулированию». И только теперь из глубин ведомства Игоря Шувалова донеслась весть: первый вице-премьер поручил внести изменения в ПДД, разрешающие правый поворот автомобилей на красный сигнал светофора. Параллельно Шувалов поручил ведомствам выяснить, стоит ли в России вводить так называемые «диагональные» пешеходные переходы – как в Японии, например.
Что же касается внедрения в жизнь «правого поворота под красный» на перекрестки всей России выглядит логичным шагом лишь с точки зрения московского жителя. Есть большие подозрения, что в регионах безаварийность этого новшества может оказаться под большим вопросом. В Москве с ее чудовищными пробками у большинства водителей привычка к «судорожному» стилю вождения волей-неволей как-то изжилась. А в регионах пробочно-заторный воспитательный фактор практически не работает и, соответственно, ездить тут предпочитают «по понятиям».
Из-за этого, подозреваю, водители наших городов и весей будут знать лишь, что поворот направо «на красный» разрешен и точка. Про оговорку «при условии, что такой маневр не мешает прочим участникам движения» вспоминать уже будут только после ДТП.
Поворот направо на красный свет
В Росси уже давно обсуждается возможность совершать поворот направо при горящем запрещающем сигнале светофора. Сторонники этой инициативы отмечают, что принятие её позволит уменьшить заторы и снизить потребление бензина, а в качестве примеров приводя положительный опыт ряда стран.
Впервые совершать такой манёвр стали в ряде штатов США во время Великой депрессии – экономического кризиса 30 годов прошлого столетия. Однако полностью по всей стране такой манёвр стал возможен лишь к 1980 году.
До последнего времени руководство главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения РФ было категорически против такого манёвра. Оправданием служило возможная опасность манёвра, создающего помехи другим водителям и прочим участникам дородного движения.
Так же руководство ссылалось на то, что на наиболее загруженных перекрёстках и так давно применяются дополнительные секции с зелёной стрелочкой при горящем красном сигнале светофора. По заявлениям ГИБДД разрешение таких манёвров может привести к хаосу на дороге.
Когда можно осуществлять поворот на красный свет?
Существует два варианта поворотов направо на запрещающий сигнал. Первый предусматривает поворот при разрешении специальных указателей. Второй допускает поворот направо всегда по умолчанию, исключения составляют только дополнительно установлено запрещающие поворот знаки.
Первый вариант более безопасный, допускает индивидуальный подход к каждому конкретному перекрёстку и применяется во многих странах. В случае принятия такого решения новые светофоры установят не на всех перекрёстках, а только на тех где отсутствуют пешеходные переходы. Рассматривая аспекты безопасности поворота направо при запрещающем сигнале светофора, следует признать, что в условиях нашей страны это довольно небезопасный манёвр. Следует помнить, что при повороте направо нужно пропустить остальных участников дорожного движения, и в первую очередь переходящих проезжую часть пешеходов. На наших перекрёстках это условие довольно трудновыполнимое, очень многие водители пытаются проскочить перекрёсток и на красный свет.
Отдельные водители собирающиеся проехать перекрёсток прямо и сейчас занимают полосы, предназначенные для поворота направо, даже при наличии специально выделенного кармана, предписывающих знаков движения по полосам и дополнительной секции на светофоре. Так что основной аргумент сторонников этого введения не сработает, сомнительно, что пробки на перекрёстках уменьшаться, и будет происходить экономия бензина.
Недавно, после того как на эту проблему обратил должное внимание президент страны, руководство ГИБДД сделало заявление, что в недрах ведомства уже прорабатывается вопрос о разрешении поворота на красный свет на тех перекрёстках где отсутствуют пешеходные переходы.
Для предотвращения сумятицы, на каком перекрёстке можно будет поворачивать направо, эти участки дороги будут оснащаться специальными знаками или, скорее всего, дополнительными секциями светофора вместе с дорожными знаками уступи дорогу и движение без остановки запрещено.
В настоящее время большинство сложных перекрёстков, где образуются огромные пробки и так имеют дополнительные секции для поворота направо.
Так что ничего кардинально нового при пересечении перекрестков предлагаемый проект ГИБДД привнести не сможет. Да по большому счёту такие новшества на дорогах и не нужны большинству автомобилистов, и существуют другие, более насущные для решения проблемы…
Проезд светофора на красный | Причины ДТП
Продолжаем рассматривать дорожные ситуации с проездом перекрестков. На этот раз в наш разбор дорожной ситуации попал регулируемый перекресток, одна из дорог которого имеет широкую разделительную полосу, в разрыве которой установлены транспортные светофоры. Глядя на обстановку и организацию проезда на этом перекрестке, кто-то может возразить, что это не один, а два перекрестка, и будет по-своему прав, но схема проезда от этого не изменится. Это будет всего лишь другая трактовка данного перекрестка, которая ни каким образом не изменяет порядок проезда на этом самом перекрестке.
Данный перекресток относится к тому типу, где поворот налево, а заодно и разворот на этом перекрестке, когда автомобиль движется вдоль разделительной полосы, должны выполняться по длинной дуге, т.е. за условным центром перекрестка. Речь сейчас идет именно о типе подобных перекрестков, поскольку, разделительная полоса на дороге может быть значительно уже, а организация проезда на самом перекрестке может быть обставлена точно таким же или похожим образом.
Возвращаясь к нашему перекрестку, нужно обратить внимание на то, что въезд и выезд регулируются разными светофорами, поэтому, заехав в разрыв разделительной полосы для поворота налево, нужно обязательно учитывать сигнал светофора на выезде с перекрестка.
Посмотрите короткий видеоролик.
Автор видеоролика
Если посмотреть внимательно, то в разрыве разделительной полосы, перед выездом на дорогу, установлены светофоры и рядом с ними — знаки 6.16 «Стоп-линия». На видео этих знаков практически не видно, но они там присутствуют. Кроме того, видеорегистратор зафиксировал, что автомобиль, выезжающий из разрыва разделительной полосы, проехал светофор на красный сигнал.
То ли его водитель не заметил запрещающий сигнал, то ли он решил, что это не «его» светофор, и продолжил движение. Это было его нарушением, потому что согласно пункту 13.7 ПДД, если на пути следования через перекресток имеются стоп-линии (знаки 6.16), то водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора. По этой причине он и попал в ДТП.
Водитель другого автомобиля, который «летел» по прямой дороге, бесспорно, имел преимущество в движении, так как ехал на свой разрешающий сигнал светофора. Т.е., с одной стороны, он ехал, не нарушая Правила, с другой стороны, столкновение, все же, произошло. Величина его скорости в этот момент оказалась значительно выше безопасной скорости на этом участке дороги и в конкретно этой ситуации. Причина ДТП для второго водителя – неверный выбор своей скорости в данный момент.
Приближаясь к перекрестку по прямой дороге, он наверняка мог видеть заехавший в разрыв разделительной полосы автомобиль, а когда подъехал ближе, если б не спешил «успеть проехать» на свой зеленый сигнал, то мог обратить внимание, что тот, хоть и ехал медленно, но он проехал светофор на красный, и не собирался останавливаться. Другими словами, не предусмотрел возможность нарушения Правил тем водителем.
Как избежать ДТП в подобных ситуациях в будущем.
Поворачивая в разрыв разделительной полосы, особенно, если она широкая, нужно обращать внимание на то, как организовано движение транспорта в этом разрыве, какие присутствуют знаки, дорожная разметка, имеется ли светофор. От этих дорожных атрибутов и будет зависеть правильная траектория движения на перекрестке в соответствии с вашим направлением.
Светофор может и не попасть в обзор водителя, особенно, если он расположен над проезжей частью, т.е. издалека его видно, а вблизи он оказывается «над головой», и не удается рассмотреть, какой горит сигнал. Тогда нужно поискать глазами знак 6.16 «Стоп-линия». Обнаружили? – если да, сразу ищите светофор на противоположной стороне перекрестка, чтобы быстро сориентироваться в сигналах. Красный – стой, зеленый – можно ехать.
Возможно, что светофора может и не быть в разрыве разделительной полосы. В этом случае Правила разрешают выехать с перекрестка независимо от сигнала светофора на выезде (пункт 13.7 ПДД). Но в этом случае, прежде чем проехать второе пересечение, нужно убедиться, что справа, с прямой дороги, никто не подъезжает к перекрестку, т.е. путь свободен. В противном случае, потребуется тому уступить дорогу. Эта ситуация может быть очень коварной, в статье Проезд регулируемых перекрестков этот момент уже обсуждался.
Проезд светофора на красный это серьезное нарушение. Дело даже не в штрафе за этот проступок (ст.12.12 ч.1), а в возможных неприятных последствиях. На страницах сайта не раз упоминалось о том, что соблюдение Правил, безусловно, повышает безопасность передвижения, но никак не может оградить от происшествия. В случае ДТП соблюдение Правил дает водителю лишь юридическую защищенность, и в конечном итоге, страховая компания оплатит ремонт. Но от этого не легче, ведь машина уже пострадала.
Поэтому, помимо соблюдения Правил, необходимо постоянно следить за другими участниками движения на пути вашего следования, с целью предупредить их возможные ошибочные действия. Безопасность проезда определяется не формальным приоритетом, а гарантией отсутствия ДТП. Этим, как раз, и объясняется необходимость прогнозировать возможное развитие событий на дороге.
Будьте внимательны за рулем.
Навигация по серии статей<< Для чего светофор?!Перекресток и светофор с дополнительной секцией
Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня у нас интересная тема для обсуждения, а именно правила проезда регулируемого перекрестка, при движении в направлении включенной дополнительной секции светофора. Данная тема, вызывает много рассуждений и споров. Хочу обратить внимание, что мы не будем пытаться придумать то, чего нет в Правилах дорожного движения. Наша цель на дороге, движение в соответствии с Правилами и необходимостью безопасности движения. Вот с этой стороны и рассмотрим, как нам проезжать регулируемые перекрестки, на которых присутствуют светофоры с дополнительной секцией, разрешающей повороты в том или ином направлении.
По традиции, начнем с пунктов Правил дорожного движения имеющих отношению к нашей теме (все конечно помним, что красный сигнал светофора — запрещает движение).
6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.
Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.
6.4. Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.
Из приведенных выше пунктов Правил следует, что сигналы светофоров (зеленая стрелка) дополнительной секции имеют то же значение, что и сигналы основного светофора, с одним отличием, действие распространяется на направление движения указанное стрелкой.
Важное замечание из Правил дорожного движения, некоторые участники дорожного движения считают, что в соответствии с пунктом 6.4 Правил, отсутствие контурной стрелки (стрелок) на основном зеленом сигнале светофора, является веской причиной не выполнять требования сигналов дополнительной секции. Но если внимательно прочитать пункт 6.4, в нем сказано: контурная стрелка — информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора, но не отменяет выполнение их сигналов. О прямом запрете движения в направлении дополнительной секции, когда ее сигнал выключен говорит и пункт 6.3 Правил.
6.3 Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.
Теперь мы подошли, к пункту 13.5, который в определенных ситуация вызывает трудности у участников дорожного движения.
13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.
Сначала рассмотрим распространенную дорожную ситуацию на регулируемом перекрестке (на рисунке ниже). Автомобиль подъезжает к перекрестку, перед ним светофор с основным красным сигналом и с дополнительной секцией разрешающей поворот направо. В данной ситуации, достаточно выполнить пункт 13.5 Правил, уступить дорогу транспортным средствам двигающимся по пересекаемой дороге на разрешающий (зеленый) сигнал светофора и продолжить движение в намеченном направлении (в направлении стрелки).
С разрешающей стрелкой в дополнительной секции и при основном зеленом сигнале светофора на пересекаемой дороге все достаточно просто, осталось рассмотреть не совсем однозначную ситуацию (на рисунке ниже).
Одно транспортное средство двигается в направлении включенной дополнительной секции, одновременно с красным основным сигналом светофора для поворота направо, другое транспортное средство, двигается навстречу на основной зеленый сигнал светофора и готовится выполнить левый поворот. На пересекаемой дороге, основной сигнал светофора красный, это и понятно, на регулируемом перекрестке не может быть одновременного приоритета у нескольких участников дорожного движения.
13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.
И здесь вступают в действие пункты Правил, для одного транспортного средства пункт:
13.5 При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.
На снимке перекресток, на котором с данного направления светофор с включенной дополнительной секцией, у встречных в это же время горит основной зеленый сигнал светофора.
Для другого автомобиля действует:
13.4 При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
На этом снимке, перекресток (что и на изображении выше) с противоположной стороны, с включенным зеленым сигналом светофора, встречные автомобили двигаются в направлении включенной дополнительной секции, с основным красным сигналом светофора.
В данной дорожной ситуации и возникает вопрос, в какой последовательности проедут перекресток автомобили?
Выше мы обращались к пункту 13.3 Правил, который говорит нам, что сигналы светофора регулируют очередность проезда, следовательно не может быть равного преимущества на проезд перекрестка у участников дорожного движения (один из участников дорожного движение, должен иметь преимущество в движении, другой, наоборот обязан уступить дорогу).
Пункт 13.5 Правил, прямо обязывает (водителя синего автомобиля, на рисунке ниже) при движении в направлении разрешающего сигнала дополнительной секции, включенного с основным красным или желтым сигналами светофора уступить дорогу транспортным средствам приближающимся с других направлений. Идем далее, как должен действовать водитель транспортного средства (на рисунке красный автомобиль), двигающийся на разрешающий (зеленый) сигнал светофора, для выполнения левого поворота (разворота) на регулируемом перекрестке? Если воспринимать буквально текст, то и его (красный автомобиль) при повороте налево (развороте), в соответствии с пунктом 13.4, Правила обязывают уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо.
В итоге получается, что оба водителя транспортных средств, обязаны уступить друг другу дорогу. И здесь можно было бы говорить о конфликте двух пунктов Правил дорожного движения 13.4 и 13.5. Но если внимательно прочитать указанные пункты Правил, то мы видим следующее, красный автомобиль может выехать на перекресток, так как его обязанность в данном случае, уступить дорогу только транспортным средствам движущимся со встречного направления прямо или направо. В отличии от синего автомобиля, которого Правила обязывают уступить дорогу всем транспортным средствам движущимся с других направлений и следовательно, он не должен выезжать на пересечение проезжих частей, пока красный автомобиль не завершит свои маневр.
Основная сложность кроется в том, что водитель красного автомобиля не может знать, какой сигнал светофора в настоящее время у синего автомобиля, но он и не должен знать, в отличии от водителя синего автомобиля, который при основном красном сигнале и включенной стрелке в дополнительной секции не должен начинать движение, пока транспортные средства с других для него направлений не завершат свой маневр.
Учитывая, что водитель красного автомобиля не может знать какой сигнал светофора включен у синего автомобиля, а водители движущиеся в направлении стрелки с основным красным сигналом светофора, не всегда выполняют требование пункта 13.5 Правил, можно говорить только об одной безопасной последовательности действий при проезде такого перекрестка. Водитель (синий автомобиль) двигающийся в направлении разрешающей стрелки, включенной в дополнительной секции с основным красным сигналом светофора, обязан уступить дорогу приближающимся с других направлений (встречное на перекрестке, тоже другое направление). А водителю (красный автомобиль) готовящемуся выполнить поворот налево, необходимо въехать на перекресток, убедиться в безопасности маневра и в том, что встречные транспортные средства остановились (уступают дорогу) и только после этого приступить к повороту налево (развороту).
На видео ниже, пример, как в действительности осуществляется проезд рассмотренного выше перекрестка.
В завершении темы, немного о трамваях. Еще с занятий в автошколе, мы привыкли, что трамваи почти всегда имеют преимущество, но не в ситуации как и выше, когда они двигаются в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, здесь они обязаны уступить дорогу.
13.6. Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.
Если у Вас другое мнение, буду рад Вашим комментариям. Всем удачи и безопасного управления на дороге!
Светофор с дополнительной секцией: правила проезда, особености
Не все пункты ПДД одинаково понятны начинающему водителю. Немало затруднений вызывают правила проезда перекрестков с дополнительной секцией светофора. Их мы и разберем как в общем, так и на конкретных примерах.
Светофор с дополнительной секцией
Светофоры с дополнительными секциями необходимо отличать от светофоров направлений. Стрелки на последних указывают на запрет, разрешение движения по определенной полосе или группе полос. Каждая стрелка ответственна только за движение по «своей» полосе. Дополнительная секция на светофоре отвечает за поворот с основной полосы движения направо или налево. Такие светофоры нужны для разгрузки оживленных перекрестков: они подсказывают водителю, когда ему можно двигаться дальше. Опытным автовладельцам такое устройство — отличный помощник.
Правила проезда зависят от комбинации загоревшихся секций. Мы имеем перед собой светофор с круглыми сигнальными окнами. На уровне зеленого сигнала у такого устройства расположена либо одна, либо две дополнительные секции.
Нас интересуют три ситуации:
- Дополнительное окно выключено.
- Дополнительное окно горит вместе с зеленым разрешающим светофорным сигналом.
- Дополнительное окно горит вместе с красным запрещающим сигналом.
Из правил ПДД
Рассмотрим важные для нас в этой ситуации правила ПДД:
- Стрелки красного, желтого, зеленого цветов равнозначны соответствующим круглым секциям. Только отвечают они за движение по указанным на них направлениям.
- Стрелка, показывающая поворот налево, позволяет сделать и разворот, если это не запрещено конкретной ситуацией.
- Если зеленая стрелка горит вкупе с красным или желтым основным сигналом, то при повороте нужно уступить дорогу движущимся в приоритете ТС.
- Если трамвай движется на разрешающий движение сигнал стрелки, когда основная секция горит красным или желтым, он также должен уступить дорогу другим участникам движения.
Дополнительная секция запрещает движение
Начнем рассматривать правила проезда на светофор с дополнительной секцией.
Если боковое окно не горит, либо светится красным, то движение в ту сторону, куда показывает обозначенная на нем стрелка, запрещено! При этом не важно, каким цветом светится основное табло, а также в какую сторону показывает дополнительная секция. Если она выключена, то это — знак, запрещающий движение.
Дополнительная зеленая стрелка и зеленый сигнал
Здесь мы имеем два положения дел:
- Светофор с одной боковой стрелкой — правой или левой.
- Светофор с двумя боковыми стрелками — и правой, и левой.
Правая стрелка отвечает за поворот направо, левая, соответственно, — налево.
Ситуаций, при которых не до конца ясны правила проезда светофора с дополнительной секцией направо или налево, тоже две. Зависят они от возможности в обе эти стороны повернуть. Давайте рассмотрим каждую подробнее:
- Правая дополнительная стрелка и основной разрешающий сигнал зеленого цвета. Вам разрешен поворот направо. Дорогу в этом случае нужно уступить только пешеходам, которые двигаются по той проезжей части, на которую вы собираетесь выехать. Но так как работа светофоров для пешеходов и водителей слажена, то, скорее всего, для них будет гореть запрещающий красный свет во время вашего движения.
- Левая дополнительная стрелка и основной запрещающий сигнал красного цвета. Разберем теперь правила проезда светофора с дополнительной секцией «налево». При таком положении дел вам разрешен левый поворот. Препятствий на пути быть не должно, дорогу уступать вам не надо. В нашем государстве с правосторонним движением левая сторона будет больше разгрузочной. Другие участники движения по ПДД не имеют права ехать в сторону вашего поворота. Но при этом помните об исключении — если по «встречке» будет двигаться ТС прямо либо в правую сторону, вы должны уступить ему путь.
Дополнительная зеленая стрелка и красный сигнал
Если вы видите перед собой горящую зеленую дополнительную стрелку вправо или влево, но при этом красный свет светофора, то это означает одно: вы можете совершить поворот в указанном управлении, но при этом уступив дорогу участникам движения, следующим по другим направлениям.
По ПДД правила проезда дополнительной секции светофора здесь следующие:
- Уступить дорогу (не создавать помехи движению). Это означает, что вы не должны начинать, продолжать либо возобновлять движение, если для этого нужно, чтобы водители других ТС снизили скорость или изменили направление своего пути. Другими словами, если в результате вашего маневра кто-то вынужден был притормозить, изменить траекторию движения своего авто, то вы нарушили пункт ПДД.
- Правила не оговаривают, приближающемуся откуда конкретно транспорту вы должны предоставить свободный путь — надвигающемуся справа, слева, со встречной полосы. Поэтому зеленую дополнительную секцию и красный сигнал проще всего расценивать как знак «Уступи дорогу» (2.4).
Данная ситуация регулируется п. 13.5 ПДД.
Сочетание зеленой дополнительной секции и основного красного сигнала показывает вам лишь возможность движения в данном направлении. Первоочередное право проезда тут не у вас, а у того водителя, перед которым горят два зеленых сигнала — дополнительный и основной.
Светофор с дополнительной секцией: правила проезда прямо
Прямо двигаться, видя перед собой светофор с дополнительными стрелками, возможно:
- Если горит основной зеленый сигнал светофора.
- Если горит основной зеленый сигнал и вместе с ним светится зеленым дополнительная стрелка.
В случае, когда основной сигнал — красный запрещающий, а стрелка светится зеленым, двигаться вам, естественно, нельзя. Таковы несложные правила проезда прямо на светофор с дополнительной секцией.
Дополнительная секция без нанесения стрелки
Правила проезда на светофор с дополнительной секцией не всегда описывают следующую ситуацию: на действующем устройстве установлены боковые окна, но стрелки на них не светятся. Что делать в этом случае?
Итак, вы подъезжаете к перекрестку, загорается основной зеленый свет, а боковая секция в это время неактивна (т.е. не светится ни красным, ни зеленым светом). В этом случае вы просто спокойно совершаете нужный вам маневр.
Ошибки дорожной полиции
Многие новички-водители, досконально не знакомые с правилами проезда на светофор с дополнительной секцией, становятся жертвами недобросовестных дорожных инспекторов.
Типичная ситуация следующая: на перекрестке установлен светофор с дополнительной секцией. Но окно при этом «неправильное» — также светится красным и зеленым светом, но на нем нет контурной стрелки, указывающей, в каком направлении разрешено движение. Водитель, видя что основной свет — зеленый, решает, что теперь поворот возможен, и торопится совершить маневр, не обращая внимания на непонятное дополнительное окно. В этот момент его и останавливают инспекторы дорожной службы.
Обвинение следующее: проезд на запрещающий сигнал светофора. Но в этот момент дорожный полицейский будет неправ — требуйте составление протокола. Так как для водителя обязательными являются только светофоры с дополнительной секцией с нанесением контурной стрелки, указывающей в какую сторону на перекрестке запрещено или разрешено движение. «Неправильные» секции, горящие сплошным светом, он разгадывать не должен.
Светофоры с зеленой стрелкой
В продолжение темы мы не можем не рассмотреть еще одну разновидность светофоров, появившихся совсем недавно. Это обычное трехцветное устройство, где на уровне запрещающей красной секции прикреплена табличка с графически изображенной зеленой стрелкой. Регулируется это новшество п. 20.1 и п. 58.4 ПДД.
Рассмотрим их подробнее:
- На уровне красного сигнала табличка с зеленой стрелкой направо. В этом случае вам необходимо остановить машину на запрещающий красный сигнал. Затем вам разрешено, убедившись в безопасности маневра, осторожно продолжить движение в направлении стрелки. Двигаться можно при этом только из крайней правой полосы, не создавая препятствий для других ТС, чье движение в этом случае в приоритете. Пропустите перед маневром всех пешеходов, идущих на разрешающий сигнал.
- На уровне красного сигнала табличка с зеленой стрелкой налево (одностороннее движение). Тоже следует остановить ТС перед включением красного сигнала, а затем, соблюдая меры предосторожности, возможно совершить маневр в левую сторону. Движение возможно только после остановки и только из крайней левой полосы. Перед маневром необходимо пропустить пешеходов и другие ТС, чье движение сейчас в приоритете.
Вот мы разобрали все особенности и нюансы движения на светофор с дополнительными секциями. Такие устройства не затрудняют, а наоборот облегчают движение, только поначалу вызывая путаницу в голове у водителя.