РазноеКорректирующий электролит – Как правильно залить корректирующий электролит. Корректировка электролита. Измерение плотности электролита в аккумуляторе. Как выровнять плотность электролита в банках аккумулятора? Если не охота покупать новый

Корректирующий электролит – Как правильно залить корректирующий электролит. Корректировка электролита. Измерение плотности электролита в аккумуляторе. Как выровнять плотность электролита в банках аккумулятора? Если не охота покупать новый

Содержание

Что такое корректировка плотности электролита и когда такие действия необходимы.

Существует мнение, что когда плотность электролита в аккумуляторе падает, необходимо долить электролит с плотностью 1.27г/см³. Также некоторые считают, что при заряде аккумулятора электролит выкипает.

Это не так!!! 

 В действительности же, электролит (раствор серной кислоты с водой)  всегда остается в аккумуляторе.  Сера – тяжелое, нелетучее вещество, во время разряда она остается в аккумуляторе, формируя кристаллическую оболочку на пластинах – это называется «полезной сульфатацией». Соответственно оставшийся электролит, в разряженном аккумуляторе имеет маленькую плотность. Во время заряда, сера, сформированная на пластинах, под действием электролиза, перемешивается с водой (электролитом с маленькой плотностью), при этом происходит процесс газовыделения кислорода и водорода, а «не кипения.    Содержание серы в этих испарениях очень мало, они быстро остывают и оседают на корпус. Накопившись на корпусе батареи, небольшие серные выделения создают жирный след. То есть это обычное испарение воды, с минимальным содержанием серы которое происходит из-за работы, выполняемой аккумулятором и его нагрева. Чем меньше аккумулятор остывает, после выполненной работы, заряда или разряда, тем больше испаряется воды. В итоге получается, раз сера никуда не исчезает, а испаряется только вода, то для процесса восстановления нормальной плотности (1.27-1.28) нужно долить воды, если это необходимо, и просто зарядить аккумулятор.

  Но почему аккумулятор разрядился, и что делать если он не набирает плотность даже после длительного заряда?

  Необходимо продиагностировать аккумуляторную батарею, и точно выяснить причину её  просадки, чтобы избежать проблем в будущем. Не выключенные на ночь габариты, современная акустика, спутниковые сигнализации, отопительные системы и всевозможные электрические приборы автомобиля потребляют очень много энергии и генератору попросту, может не хватить мощности для заряда аккумулятора.

  Во время движения автомобиля, на скоростях 80 км/ч и более, аккумулятор заряжается в штатном режиме, а вот в движении по пробкам, его мощности хватает только на поддержание электроприборов.

  Если аккумулятор часто недозаряжать и на его пластинах образуется сера, которая не успевает раствориться, то внутри батареи создается более крепкая кристаллическая решетка – это называется «губительной сульфатацией». Образовавшийся сульфат свинца с крупными кристаллами не позволяет этой части пластин исправно работать.

  Обычно, если Ваш аккумулятор отказывается правильно работать, его надо просто зарядить. Для лучшего результата и более точной диагностики аккумулятора, его следует зарядить и разрядить несколько раз. Перед зарядом необходимо все тщательно проверить.

  Для заряда такого «в хлам» разряженного аккумулятора, необходимы квалифицированные действия. Можно попробовать увеличить цикл заряда аккумуляторной батареи штатными методами, например, подольше поездить на автомобиле. Можно попробовать зарядить батарею очень маленькой силой тока, если это позволяет зарядное устройство, и несколько раз подряд разрядить батарею, предварительно дав ей остыть между зарядами. В течении всех тренировочных циклов, нужно обязательно проверять уровень электролита в аккумуляторе.

  Полный цикл заряда свинцово-кислотной батареи с жидким электролитом производится напряжением 2.65 на элемент, то есть для 12В аккумулятора необходимо 15,9 – 16 вольт, при этом в будет происходить выделение газов – «кипение».

  Зарядные устройства автоматического типа, предназначенные для заряда и подзаряда стартерных аккумуляторов, обычно настроены на конечный заряд, с напряжением 14,4В (2,4В на элемент). Генераторы в автомобиле настроены таким же образом (от 13,8 до 14,2В), для избегания обильного газовыделения и сохранения кузова автомобиля. Это позволяет зарядить аккумулятор только на 70-80%.

  Поэтому рекомендуется подзаряжать аккумуляторы 1-2 раза в год, на отдельном оборудовании. При проведении своевременного обслуживания, срок службы аккумуляторной батареи увеличивается, а также, всегда есть возможность продиагностировать батарею и устранить поломку до возникновения неожиданных трудностей. Для стартерных аккумуляторных батарей, производители рекомендуют проводить обслуживание в авторизированных сервисах или во время технического обслуживания автомобиля не реже чем раз в полгода.

  Если добавить электролит в аккумулятор, который просто долго стоял или просто недозаряжался, плотность естественно поднимется, но на небольшой период времени. Через некоторое время, лишняя сера, закрепится на пластинах, но уже новым и более крепким слоем кристаллической решетки сульфата свинца. Концентрация сульфата свинца на пластинах приведет в ускоренное действие процесс коррозии пластин. Активный, то есть рабочий слой пластины приходит в негодность и начинает отслаиваться, осыпаясь на дно в виде шлама (отходы сульфата свинца).  Аккумулятор после таких неквалифицированных действий придет в еще большую негодность, чем было до добавления электролита. Плотность электролита в свинцово-кислотного аккумулятора при температуре электролита +25ºС, должна быть 1,28+-0,01г/см3. При этом напряжение батареи должно быть не более 12,8-12,9В

   ВНИМАНИЕ!! В таких ситуациях, консультация специалиста просто необходима!!

  Единственный случай, когда необходимо долить именно электролит, с плотностью 1.27-1.28, если Вы точно уверены, что аккумулятор В ЗАРЯЖЕННОМ виде, упал или перевернулся. Если не уверены, залейте лучше дистиллированную воду.

   Корректировку плотности следует проводить в полностью заряженном аккумуляторе. После корректировки, необходимо провести выравнивающий заряд, для полного перемешивания электролита. Плотность электролита необходимо проверять каждые 30 минут. Зачастую для полной корректировки плотности, необходимо 3-5 циклов заряда, особенно в случаях с сульфатными аккумуляторами (в запущенном состоянии). Между циклами аккумулятора нужно дать остыть, для уменьшения потребления воды и полного восстановления аккумулятора.

​  Уровень электролита во время заряда, должен быть выше пластин, хотя бы на 5-7мм.

Если аккумулятор был перевернут и электролит вылился не из всех банок, перед корректировкой плотности, откачайте весь электролит из всех элементов аккумуляторной батареи до пластин, чтобы избежать разности плотности в банках.

  Аккумулятор переворачивать нельзя, поэтому используйте спринцовку или шприц.

Если после выше приведенных действий, плотность электролита превышает допустимую норму (1.27-1.28 г/см³ при температуре 25ºС) и составляет 1.30 г/см³ или более, необходимо еще откачать некоторое количество электролита и залить дистиллированную воду.

 Плохая плотность в аккумуляторе может быть и по причине короткого замыкания в элементе, тогда плотность электролита будет отсутствовать именно в этой банке.

При низкой плотности, аккумулятор может замерзнуть. Ни в коем случае не заряжайте аккумулятор до его полного оттаивания!

Как правильно залить корректирующий электролит. Корректировка плотности электролита

Редко кому из водителей не приходилось сталкиваться с такой проблемой, поэтому многим будет полезно узнать, как выровнять плотность электролита в банках аккумулятора. Есть и такие владельцы, которые вообще не знают, что аккумулятор также нуждается в периодическом обслуживании.

Кроме того, что его нужно периодически подзаряжать от внешнего источника тока, следует также проверять уровень и плотность электролита в его банках. Только внимательное отношение к аккумуляторной батарее обеспечит её длительный срок службы.

Как выровнять плотность электролита в банках аккумулятора мы постараемся донести всем желающим вполне доступным языком, чтобы даже далёкий от «техники» владелец смог самостоятельно выполнить такую операцию. Для этого не требуется каких-то особых требований или условий, она легко выполняется в условиях гаража. Далее поговорим о том, почему появляется необходимость корректировки плотности, как правильно её выполнить.

Несколько слов об устройстве аккумулятора

Прошло много лет с момента появления первых аккумуляторных батарей. Несмотря на то что постоянно происходило её усовершенствование, сконструированы принципиально новые виды аккумуляторов, по прежнему самым массовым прибором до сих пор является «старушка» свинцово-кислотная АКБ. Наверное, уже из названия стало понятно, что в её основе использован свинец для изготовления пластин, и серная кислота для электролита, чтобы пропитать эти пластины.

АКБ состоит из пластмассового корпуса, в котором размещают шесть отдельных аккумуляторных банок. Каждая такая секция способна выдать напряжение 2,1 вольт, при соединении их в последовательную цепочку, получим на выходе 12,6 вольт. В каждой такой баночке установлен своеобразный пакет из отрицательных и положительных пластин. Между ними обязательно должен быть небольшой промежуток для свободного доступа к ним раствора электролита.

Его изготавливают на основе концентрированной серной кислоты добавлением в неё дистиллированной воды. Нельзя использовать любую другую воду, только чистую в химическом отношении. Смешивая кислоту и воду, получают раствор электролита, плотность которого должна быть 1,27 г/см3. Работа батареи состоит из циклов разряда, а затем подзарядки от работающего автомобильного генератора.

Причины снижения плотности

Для этого имеется много поводов, рассмотрим некоторые из них. С приходом холодов для батареи наступает период её более интенсивной эксплуатации. Становится более продолжительным запуск двигателя, движение с включенным светом приводят к тому, что работы генератора уже недостаточно для восстановления её ёмкости.

Но ещё более «коварная» причина кроется в токах саморазряда батареи. Не путайте их с токами потребления часами или автомагнитолой в дежурном режиме, они несравненно малы в сравнении с саморазрядом. В процессе подзарядки от автомобильного генератора происходит газовыделение из банок паров электролита. В процессе этого неизбежно происходит конденсат этих паров и выпадение осадков, в том числе на корпус АКБ. В результате этого появляются токопроводящие дорожки от «минуса» батареи к её «плюсу» приводящие к саморазряду АКБ.

Как правильно корректировать плотность?

Для проведения такой операции необходимо иметь следующие приборы и материалы:

  • Корректирующий электролит, его плотность должна быть от 1,33 до 1,4 г/см3;
  • Дистиллированная вода;
  • Термометр для измерения его температуры;
  • Денсиметр, прибор для определения плотности;
  • Стеклянная трубка для отбора жидкости из банок.
Проводить корректировку нужно проводить после того, когда после зарядки стационарным устройством, плотность электролита ниже показателя 1,27 г/см3. Для проведения этой операции аккумулятор нужно снять с машины, а работу выполнять на улице или в помещении с вентиляцией. В первую очередь осматривают и очищают поверхность батареи, особенно в тех местах, где установлены пробки в её банках.

Далее нужно вывернуть все пробки из банок и денсиметром измерить плотность в каждой из них. Она может быть повышенной или заниженной, что одинаково плохо для батареи, и её срока службы. После этого при помощи стеклянной трубочки отбирают в отдельную посуду некоторое количество жидкости из банок. Если денсиметр показал значение выше рекомендуемого, то нужно добавить такой же объём воды, а если оно ниже, то добавляется корректирующий электролит.

Теперь нужно поставить АКБ минут на 30 на зарядку при номинальном токе, а затем дать пару часов ей отстояться. В это время происходит полное смешивание жидкостей в банках и они станут однородными. Снова нужно проверить плотность и уровень электролита в банках и если потребуется, то снова провести коррекцию.

Как видно из описания, операция достаточно простая и выполнить её могут все владельцы машин. Надеемся, что всем прочитавшим до конца эту статью, стало понятным, как выровнять плотность электролита в банках аккумулятора. Для того чтобы такую операцию проводить, как можно реже, чаще обращайте внимание на состояние АКБ вашего автомобиля.

Почему падает плотность электролита в АКБ

Автомобильный аккумулятор состоит из корпуса, помещенных в него емкостей с электродами, заполненных электролитом, датчика уровня плотности этой жидкости и клемм. Подключение простое – к выходам на электрическую цепь транспортного средства. При снижении заряда прибора автомобиль завести невозможно. При полной зарядке возникновение подобной проблемы свидетельствует о снижении плотности электролита и неспособности АКБ выдавать ток нужных параметров. Диагностировать это можно с помощью соответствующего щупа в обслуживаемых АКБ или специального индикатора, вмонтированного в одну из банок.

Почему плотность электролита падает

Нормальная работа батареи подразумевает постоянную подзарядку и высокотемпературный режим химических процессов на электродах и в электролите. Результатом становится постоянное снижение жидкости в банках АКБ, которая пополняется дистиллированной водой. Среди наиболее распространенных причин снижающих в аккумуляторе плотность раствора:

  1. Не контролируется уровень концентрации раствора в емкостях с электродами после каждого пополнения дистиллятом. С каждым новым разбавлением концентрата снижается доля электролита за счет испарения воды и небольшого количества электролитической жидкости;
  2. Неоднократная зарядка аккумулятора приводит к закипанию раствора и его испарению, что снижает его количество и повышает концентрацию. В этом случае активных молекул для ионизации свинца и его солей становится меньше, соответственно снижается густота жидкости;
  3. Батарея разрядилась.

ВАЖНО: Длительная работа АКБ в режиме сниженной плотности электролита – это дорога к сульфатации пластин и выходе устройства из строя.

Для установления причины низкого заряда батареи производят замеры концентрации раствора в банках АКБ используя ареометр. Оптимальный температурный режим для этой процедуры – от 22 до 25 °С. Плотность электролита может быть выше или ниже нормы. В первом случае по

Как правильно залить корректирующий электролит. Корректировка электролита. Измерение плотности электролита в аккумуляторе. Как выровнять плотность электролита в банках аккумулятора? Если не охота покупать новый

В качестве электролита в свинцово-кислотных аккумуляторах выступает серная кислота и дистиллированная вода. Плотность электролита представляет собой соотношение этих двух компонентов, которое измеряется с помощью специального прибора под названием ареометр.

Плотность является очень важным параметром аккумулятора, и любой владелец автомобиля обязан следить за ее уровнем и знать, как его поднять при необходимости. Фото: onlinetrade.ru

Какая плотность является нормой

В свинцовых АКБ плотность может зависеть не только от соотношения кислоты и воды, но и от температуры раствора (при высокой температуре плотность будет низкая и наоборот). Автовладельцу обязательно нужно следить за тем, чтобы показатели плотности электролита всегда были в норме.

Следует учитывать, что данные показатели очень сильно зависят от климатической области .

  • Оптимальная плотность в районах с холодным климатом, где температура может понижаться до минуса тридцати градусов и ниже, составляет от 1,26 до 1,30 гм/см3,
  • В зонах с умеренным микроклиматом это значение должно быть около 1,24-1,26 гм/см3. В теплой климатической зоне оптимальная плотность равна 1,22-1,24 гм/см3. А там где зима особенно холодная и температура падает до пятидесяти градусов стоит придерживаться значения 1,29-1,31 гр/см3.

АКБ обычно заряжена только на восемьдесят-девяносто процентов от ее общей вместимости, так что плотность в этом случае будет несколько меньше, чем если бы аккумулятор был заряжен на 100%.

Это происходит из-за того, что во время заряда, АКБ поглощает воду из электролита и плотность возрастает. Кроме того, осуществляется разрушение солей сернистой кислоты, оседающей на пластинах. У батареи, которая заряжена максимально, плотность равняется 1,26-1,28 г/см3. Через некоторое время аккумулятор начинает разряжаться, и значение падает примерно до 1,17 г/см3.

Во время разряда АКБ происходит поглощение серной кислоты, и она, превращаясь в кристаллы сульфатов, со временем покрывает всю поверхность пластин. Вследствие этого уменьшается емкость, и снижаются электрохимические характеристики АКБ. Этот процесс носит название сульфатации, он является одной из наиболее распространенных причин выхода из строя аккумулятора.

Сульфатация начинается при плотности около 1,16-1,1,18, так что в этой ситуации необходимо незамедлительно зарядить аккумулятор.

Как плотность влияет на работу АКБ

Плотность АКБ во время эксплуатации подвержена постоянным изменениям. Благодаря измерению плотности электролита, ареометром, совместно с измерением напряжения, можно определить состояние аккумулятора.

Значительное понижение уровня плотности, скорее всего, указывает на то, что какая-то из ячеек имеет дефект либо указывает на разрыв цепи или на сильную разрядку АКБ (в этом случае все ячейки будут обладать низкой плотностью).

Стоит отметить, что чем ниже плотность электролита, тем более длительный срок сможет проработать батарея. Но при этом низкое значение нередко приводит к сульфатации пластин. Помимо этого в таких условиях АКБ может и вовсе замерзнуть, а после такого, скорее всего, аккумулятор восстановлению уже подлежать не будет и придется приобретать новый.

  • Повышенный уровень плотности электролита способствуют понижению срока эксплуатации АКБ. Пониженная же плотность в батареи может привести к затруднениям с запуском силового агрегата.

Если аккумулятор перестает держать заряд, необходимо осуществить проверку состояния жидкости внутри него. Когда батарея функционирует, происходит испарение воды, вследствие этого электролит становится концентрирование, это также отрицательно влияет на работу аккумулятора.

Как измерить плотность

Плотность электролита оценивают, как правило, используя ареометр – измерительный прибор в виде стеклянной колбы с ареометром внутри, грушей из резины на одном конце и резиновой трубкой на другом. Фото: akbshop.in.ua

Для измерения плотности необходимо проделать следующие действия:

  • Прежде чем начать делать замер, нужно нажать на грушу, чтобы выпустить из нее воздух;
  • После этого максимально глубоко опускаем трубку в электролит;
  • Затем, не спеша, набираем из нее содержимое, понемногу разжимая грушу, при этом ареометр начнет плавать, не прика

Корректирующий электролит как пользоваться


Что такое электролит для аккумуляторов и как его приготовить?

Электролит – одна из основных составляющих аккумуляторных батарей, которые дают возможность запуска автомобиля. Он бывает нескольких видов, различающихся по своему составу. Своевременный контроль за количеством и качеством электролита в аккумуляторе позволит избежать преждевременный выход аккумулятора из строя и сэкономить на покупке нового устройства.

Виды, состав и особенности

На данный момент различают три вида электролитов для аккумуляторов, для щелочных аккумуляторов — щелочной, а для кислотных — кислотный, но так же выделяют и корректирующий электролит, необходимый при обслуживании батарей.

Как определить кислотный аккумулятор или щелочной? Проще всего это сделать по маркировке корпуса и по материалу, из которого он сделан. Корпус кислотных АКБ всегда изготавливается из специального пластика, тогда как щелочные батареи могут быть сделаны из металла. Так же можно определить протестировав каплю электролита из аккумулятора: кислотный электролит вступит в реакцию с содой или мелом.

Кислотный

Представляет собой смесь серной кислоты, составляющей тридцать пять процентов всего состава, и дистиллированной воды, которая занимает оставшиеся шестьдесят пять. Данный состав в аккумуляторе находится в емкости со свинцовыми пластинами, при контакте этих элементов и происходит выработка тока.

Преимущества кислотного электролита:

  • Высокий уровень КПД
  • Слабая потеря заряда при бездействии
  • Выдача высокого стартового тока
  • Невысокая стоимость

Недостатки:

  • Чувствительность к перепадам температур
  • Неэкологичность
  • Необходимость регулярного контроля плотности состава

Следует отметить, что кислотный электролит используется в большинстве моделей аккумуляторных батарей для автомобилей, так как только он способен давать достаточное количество тока для запуска двигателя. При этом аккумуляторы, изготовленные с использованием данного раствора, делятся на две группы:

  • Обслуживаемые
  • Необслуживаемые

Первый вид обеспечивает легкий доступ к содержимому банок. В них можно замерять плотность электролита, при необходимости заливать дистиллированную воду и электролит, просто открутив крышки с банок.

В случае с необслуживаемыми моделями провести подобные действия также возможно, однако для этого нужно самостоятельно вскрыть устройство, провести нужные действия, а затем герметично их закрыть. В подобных случаях могут быть использованы дрель и сварочный аппарат.

Проводить замену электролита в необслуживаемых моделях стоит только в тех случаях, когда их гарантийный срок истек. Часто это производится исключительно для получения опыта проведения подобных операций.

Щелочной

Щелочной электролит состоит из гидроокиси калия, натрия, лития или всех этих составляющих в комплексе, разведенных в воде.

К достоинствам данного вида относятся:

  • Длительный период службы
  • Способность сохранять свойства при значительных перепадах температуры
  • Гораздо меньшее выделение вредных газов в атмосферу
  • Способность выдерживать встряски
  • Неприхотливость в обслуживании

Недостатки:

  • Меньшая величина электродвижущей силы по сравнению с кислотными
  • Отсутствие способности подачи стартового тока для запуска двигателя
  • Более высокая стоимость

Несмотря на долгий срок службы, неприхотливость и другие преимущества применение данного вида электролита в автомобильной промышленности ограничено. Виной тому неспособность выработки достаточного уровня стартового тока, необходимого для запуска двигателя. К минусам также относятся их внушительные габариты.

Однако устройства на щелочном электролите успешно применяются в обеспечении током тяговых и локомотивных составов.

Важно! Перед осуществлением замены следует убедиться, что аккумулятор именно щелочной. В противном случае АКБ можно полностью вывести из строя.

Корректирующий

Данный электролит является специальным составом с высоким содержанием активных веществ, используемый для повышения плотности электролита аккумулятора. Он предназначен для повышения концентрации активных веществ в батарее. 

В продаже можно встретить следующие виды корректирующего электролита:

  • Твердый калиево-литиевый
  • Жидкий калиево-литиевый с различной плотностью
  • Жидкий кислотный

Корректирующий электролит можно изготовить самостоятельно, имея под рукой необходимые для этого составы, однако зачастую его проще купить, так как стоимость его более чем доступна.

Как пользоваться корректирующим электролитом:

  • Удалить из банок немного электролита
  • Долить в них такое же количество корректирующей жидкости
  • Установить АКБ на заряд номинальным током для запуска процесса смешивания полученного состава на полчаса
  • Оставить батарею на остывание на пару часов
  • Произвести замер плотности и при необходимости отрегулировать его снова

При повторной коррекции количество заменяемого электролита следует уменьшить.

Как приготовить самостоятельно

Перед тем, как самостоятельно заменить электролит для аккумулятора, необходимо принять соответствующие меры безопасности и приготовить предметы индивидуальной защиты:

  • Перчатки
  • Фартук
  • Защитные очки
  • Раствор соды на случай попадания средства на кожу или предметы одежды
  • Уксус или лимонную кислоту – для нейтрализации щелочи

Проводить действия следует в хорошо проветриваемом помещении с температурой воздуха не выше +25 C°. Следует заранее знать, какой объем готового электролита потребуется для заполнения батарей. В среднем, в современных АКБ количество раствора составляет от 2,6 до 3,7 литра. Поэтому стоит сразу ориентироваться на максимальное количество. За основу можно взять 4 литра конечного раствора.

Для приготовления электролита необходимо заранее приготовить следующие предметы:

  • Посуду достаточной емкости, изготовленную из материала, устойчивого к воздействию кислоты и щелочи
  • Небольшую палочку для перемешивания электролита
  • Инструменты для проведения замеров плотности, температуры и уровня раствора
  • Для кислотного электролита – серную жидкость, для щелочного – щелочь в твердом или жидком виде, литий или силикагель

Важно! Все используемые материалы должны быть химически нейтральными для исключения возникновения ненужных реакций при их соприкосновении. В качестве емкости вполне подойдут обычные стеклянные банки.

Процесс приготовления щелочного электролита

Ингредиенты для приготовления данного состава могут быть как в жидком виде, так и в твердом. Если с первым все понятно, то перед тем как залить, щелочной электролит из твердого вещества потребуется развести в дистиллированной воде.

Требуемая плотность указывается на сайте производителя аккумулятора, также информацию можно найти в прилагаемой инструкции по эксплуатации. Твердый электролит берется пропорционально нужному количеству окончательного жидкого раствора и составляет:

  • 1/5 – для получения раствора плотностью 1,17-1,19 г/м³
  • 1/3 – для раствора плотностью 1,19-1,21 г/м³
  • 1/2 — для раствора плотностью 1,25-1,27 г/м³

Процесс приготовления состоит из следующих шагов:

  • Налить в посуду дистиллированную воду
  • Добавить нужное количество щелочи
  • Перемешать раствор
  • Плотно закрыть крышкой
  • Настаивать в течение 6 часов

После того, как процесс настаивания будет завершен, необходимо слить светлый раствор. Если часть состава выпадает в осадок, нужно его регулярно перемешивать. При заливке нужно следить, чтобы он остался на дне, не попав в аккумулятор, в противном случае это грозит выходом АКБ из строя.

Приготовление раствора для свинцовых аккумуляторов

Перед тем, как разбавить кислотный электролит, необходимо определить нужные пропорции. Они зависят от климатических условий, в которых планируется эксплуатация устройства.

Для получения электролита плотностью 1,28 г/м³, что приемлемо для средних климатических условий, потребуется в один литр дистиллированной воды влить 0,36 л серной кислоты. Для жарких регионов количество серной кислоты уменьшается до 0,33 л на то же количество воды.

Как разводить аккумуляторную кислоту:

  • Налить в подготовленную емкость дистиллированную воду
  • Аккуратно тонкой струйкой влить в нее кислоту
  • Измерить плотность полученного раствора
  • Оставить раствор настаиваться на 12 часов

Важно! Нельзя вливать воду в кислоту! Правильно — вливать кислоту в воду. Не следует торопиться, вливая кислоту, давайте возможность ей постепенно раствориться в воде.

Инструкция по замене

Замена электролита производится в следующих случаях:

  • Электролит в банках изменил цвет, стал мутным. Причиной тому может быть использование не дистиллированной воды для добавки, а обычно. Она может содержать примеси, вступающие в химическую реакцию с электролитом и образовывая твердые соединения, выпадающие в осадок
  • После зарядки аккумулятора невозможно добиться нужной плотности
  • Электролит вытек по неосторожности
  • Новый аккумулятор быстро разряжается. Причиной тому может быть замерзание раствора
Читайте также:  Особенности работы автомобильного генератора

Замена электролита, независимо от того, является он щелочным или кислотным, производится в несколько шагов:

  • Демонтаж аккумулятора из транспортного средства
  • Очистка АКБ от загрязнений
  • Выкачивание имеющейся жидкости с помощью груши или шприца
  • Промывка банок дистиллированной водой
  • Заливка электролита с помощью груши или аналогичных приспособлений

Уровень заливки определяется метками внутри банок. Если они отсутствуют, нужно руководствоваться правилом – электролит должен быть на уровне выше пластин на 5-7 миллиметров. При этом от его уровня до крышек банок должно оставаться не менее двух сантиметров.

Очень важно при сливе электролита не наклонять его в сторону и тем более не переворачивать. На дне сосудов могут оказаться твердые частицы, которые застрянут в пластинах, полностью выведя их из строя. Допускается легкое покачивание воды из стороны в сторону при промывании, такие же действия можно производить после заливки электролита в аккумулятор.

После этого АКБ устанавливается на зарядку, после чего следует проверить получившуюся плотность. Замеры должны производиться не арене, чем через пару часов после снятия устройства с зарядки, так как существует риск получить завышенные показания. Если плотность недостаточно высокая или, напротив, имеет излишние значения, ее следует отрегулировать добавлением кислоты, щелочи или дистиллированной воды.

Полезное видео

Видео инструкция о замене электролита

Заключение

Независимо от типа электролита, используемого в эксплуатируемой АКБ, можно самостоятельно произвести его полную замену, проверку плотности и других показателей. Однако стоит помнить о технике безопасности, так как электролит – опасный химический состав, способный значительно повредить кожные покровы и глаза.

akkummaster.com

Как поднять или опустить плотность электролита в автомобильном аккумуляторе, чем измерить?

Чтоб поднять или понизить плотность электролита его нужно измерить.

Измеряется плотность специальным прибором ареометром.

Значение плотности должно быть в пределах 1.27-1.28 грамм на сантиметр. Как при пониженной, так и при повышенной плотности электролита аккумулятор не будет выдавать полную мощность заряда.

Понижение плотности в аккумуляторе происходит из-за срабатывания кислоты в электролите. В таком случае нужно отобрать пипеткой с каждой банки электролит, грам по 40-50 и долить свежий не разбавленный электролит с плотностью 1.4 грамм на сантиметр.

Если плотность повысилась, а это происходит из-за испарения воды из аккумулятора, то просто долейти в аккумулятор дистилированную воду, до отметки уровня, чтоб покрылись пластины обязательно.

При работе с аккумулятором и электролитом будьте осторожны, так как мало того что электролит способен поврдить кожу и вещи, предметы, авто, так ещё и пары электролита взрывоопасны.

www.remotvet.ru

Корректировка плотности электролита Аккумулятора перед зимой!

Opel Vectra B АКПП › Бортжурнал › Корректировка плотности электролита Аккумулятора перед зимой!

Измерение уровня электролита.

 Трубка для измерения уровня электролита.Перед проверкой плотности электролита и в процессе её корректировки необходимо контролировать уровень электролита в банках аккумулятора. У автомобильных аккумуляторов принято считать нормальным уровень электролита на 10÷15 мм выше верхней кромки пластин (сепараторов).

В батареях с индикатором (тубусом) электролит должен быть на одном уровне с ним или выше его на 5 мм.

Корректирующий электролит — электролит повышенной плотности (обычно 1,40 г/см3) для повышения плотности электролита АКБ или приготовления электролита нормальной плотности для заливки батарей.

Дистиллированная вода.Добавляется в электролит для уменьшения его плотности.

1. В связи с тем что, кислота и вода имеют разную плотность, при разведении электролита или кислоты водой, следует добавлять кислоту в воду, но не наоборот.

2. Обращаться с аккумулятором нужно очень аккуратно. Его ни в коем случае нельзя переворачивать кверху дном. Это может привести к осыпанию пластин и последующему выходу аккумулятора из строя.

Определение необходимого значения плотности электролита полностью заряженного аккумулятора.Весь период службы аккумулятора плотность электролита непрерывно меняется. Существуют обратимые изменения плотности — это нормальные заряд и разряд аккумулятора. Интервал изменения плотности электролита при изменении состояния аккумулятора от полностью разряженного до полностью заряженного и наоборот обычно составляет 0,15÷0,16 г/см3 для новой АКБ.

Но также существуют и необратимые изменения, например электролиз воды (разложение на водород и кислород) при «кипении» электролита. При этом плотность электролита повышается.

При сульфатации пластин, когда их активная поверхность покрывается слоем нерастворимого сульфата свинца или происходит осыпание активной массы пластин, что уменьшает площадь поверхности пластин, участвующую в электрохимической реакции — восстановление первоначальной плотности электролита в процессе заряда невозможно. Это приводит к необратимому снижению плотности электролита и, соответственно, сужает интервал изменения плотности в диапазоне полный разряд — полный заряд (0,15÷0,16 г/см3 — для нового, исправного аккумулятора).Стабильно завышенная плотность электролита приводит к снижению срока службы АКБ.

Стабильно заниженная плотность приводит к снижению ЭДС и затруднению пуска двигателя, а также к повышению опасности замерзания электролита в зимний период эксплуатации.

Сначала нужно определиться, какую плотность электролита мы хотим иметь в нашей батарее применительно к климатической зоне её эксплуатации.

На этой таблице представлена температура замерзания электролита.Например, для центральных районов России (Москва, Казань…) можно выбрать плотность электролита 1,25÷1,27 г/см3. Необходимо помнить, что на автомобиле аккумуляторная батарея, в лучшем случае, может быть заряжена на 80÷90 % её максимальной ёмкости (то есть плотность электролита будет чуть ниже, чем при полном заряде). Именно поэтому плотность электролита, исходя из температуры его замерзания (Таблица), выбирается чуть-чуть повыше, чем необходимо для обеспечения гарантированной незамерзаемости при минимальной температуре воздуха в зимний период.

Полная зарядка батареи.

Необходимо четко усвоить и неукоснительно соблюдать правило:Проверка плотности электролита, с целью выяснения необходимости её корректировки, производится только у ПОЛНОСТЬЮ ЗАРЯЖЕННОЙ БАТАРЕИ.

Известно, что при исправном генераторном оборудовании автомобиля и его нормальном напряжении 14,0÷14,6 В, можно зарядить АКБ лишь на 80÷90 % её максимальной ёмкости из-за неэффективности процесса заряда батареи на автомобиле.

При выборе зарядного устройства следует избегать применения «автоматических зарядных устройств» без предварительного подробного ознакомления с логикой работы его автоматики. Во многих из них автоматическое выключение режима заряда производится просто при достижении напряжения на выводах батареи величины 14,5÷14,6 В, а это не всегда обеспечивает полный заряд АКБ.

Признаком ПОЛНОГО заряда аккумулятора является постоянство величины плотности электролита и напряжения на его выводах при продолжающемся заряде в течение 2 часов.

При достижении условий полного заряда батареи, то есть постоянства напряжения на выводах и плотности электролита в течение двух часов при продолжающемся заряде, его прекращают и выдерживают батарею от 30 минут до двух часов в отключенном состоянии.Выдержку в отключенном состоянии в течение от получаса до двух часов рекомендуется выполнять после заряда (разряда), заливки (корректировки плотности) электролита, корректировки уровня электролита. Это делается для выравнивания плотности электролита в объёме банок, снижения температуры электролита, выхода пузырьков газов, образовавшихся при «кипении». В противном случае возможно возникновение недопустимых погрешностей в измерении плотности и уровня электролита, а также напряжения на выводах АКБ.

Затем измеряется уровень электролита и его плотность в каждой банке. Если замечена значительная разница в плотности электролита между банками (более 0,01 г/см3), следует попытаться провести дополнительную, так называемую выравнивающую зарядку АКБ для выравнивания плотности между банками, при этом ток заряда можно уменьшить в 2÷3 раза по сравнению с номинальным, для уменьшения газообразования («кипения»).Если дополнительный заряд в течение нескольких часов не приводит к выравниванию плотности электролита в банках, очевидно, требуется выровнять её путем последующей корректировки.

В заключение этого этапа работы составляется табличка с указанием плотности и уровня электролита в каждой банке. Принимается решение, какие действия производить над каждой конкретной банкой. Основанием является соотношение величины плотности электролита, принятой нами за оптимальный вариант для нашей климатической зоны, и реальной, измеренной после полного зарядааккумулятора.

Корректировка плотности электролита.Суть корректировки плотности электролита в банке аккумулятора заключается в следующем:а) из банки забирается некоторый объём электролита;

б) вместо него в банку добавляется тот-же объём либо дистиллированной воды (плотность 1,00 г/см3) — для понижения плотности электролита в банке, либо корректирующего электролита (обычно плотностью 1,40 г/см3) — для повышения плотности;

в) батарея включается на 30 минут на заряд номинальным током для лучшего перемешивания электролита в результате газовыделения;г) батарея отключается от зарядного устройства и выдерживается 0,5÷2 часа для выравнивания плотности электролита в объёме банок;

д) измеряется плотность электролита в каждой банке и его уровень, оба параметра приводятся в норму. То есть, при необходимости, все операции а)÷д) повторяются.

Приведу таблица, в которой указано, «…сколько вешать в граммах», то есть указано конкретное количество в см3 удаляемого электролита и соответствующее количество доливаемой жидкости (дистиллированная вода или корректирующий электролит — в зависимости от направления изменения плотности).

Объёмы жидкостей указаны для корректировки 1 литра электролита (1000 см3). Таким образом, чтобы провести коррекцию конкретной батареи нам необходимо знать объём электролита в одной банке этой батареи в литрах. Полученные из таблицы значения необходимо умножить на объем электролита в литрах в одной банке корректируемой батареи.Объём электролита в одной банке:6СТ-45 — 500 см3;

6СТ-55 — 633 см3.

Примерные нормы в см3 корректировки плотности электролита в объеме 1 литра.Таблица предусматривает использование корректирующего электролита плотностью только 1,40 г/см3. Ниже приведена формула, при использовании которой можно применять корректирующий электролит с плотностью, отличной от 1,40 г/см3.

гдеVэ — объём удаляемого из банки электролита, см3,Vб — объём электролита в одной банке, см3,для некоторых типов аккумуляторов объём электролита в одной банке указан чуть выше по тексту,ρн — начальная плотность электролита до корректировки, г/см3,ρк — конечная плотность, которую надо получить, г/см3,

ρд — плотность доливаемой жидкости, (вода — 1,00 г/см3 или корректирующий электролит — * г/см3)

Следует учесть, что при использовании данной формулы объёмы удаляемого и добавляемого электролитов равны.

Если с таблицей разобраться сложно! То можно сделать прощё :

Откачайте большую часть жидкости из одной из банок. Эту операцию удобно выполнять с помощью “груши”. Замерьте выкачанный объем и долейте примерно половину от этого объема электролитом. Аккуратно покачайте аккумулятор в разные стороны, затем замерьте плотность снова. Если плотность не достигла требуемого значения, долейте еще ¼ от выкачанного ранее объема электролитом. Таким образом, следует доливать электролит, каждый раз уменьшая его количество в два раза.

Цена вопроса: 200 ₽

Нравится 113 Подписаться

http://www.drive2.ru

legkoe-delo.ru

КОРРЕКТИРОВКА ПЛОТНОСТИ ЭЛЕКТРОЛИТА.

 На многих сайтах и форумах пишут, что если плотность электролита в аккумуляторе понизилась, то нужно срочно долить электролит и повысить его плотность. Также есть мнения, что при заряде электролит  из аккумулятора выплескивается.

 На самом же  деле при заряде выделяются пузырьки  газа — молекулы кислорода и водорода, т. е вода. Сера  из аккумулятора никуда не девается.

Поэтому не нужно  сразу бежать за электролитом, чтобы увеличить его плотность. Лучше выяснить причину снижения плотности.

    Включенные  днем фары, музыкальное оборудование, современные сигнализации, обогреватели  и другое дополнительное оборудование не дают  аккумулятору полностью зарядиться,  т.к. от генератора часть энергии идет не на зарядку батареи, а на обслуживание этих  приборов. Свою роль играют и поездки по городу, когда машины еле двигаются в пробках. Аккумулятор на автомобиле  нормально заряжается при скоростном движении, а в пробках   на холостых оборотах  зарядки  батареи практически  нет, вся энергия  уходит на питание электроприборов Авто.

   Постоянный недозаряд аккумулятора  приводит к его сильной  сульфатации. Часть серы не успевает раствориться в процессе заряда  и кристаллизуется  на нижней части пластин. При этом  образуется плотный твердый слой  сульфата  свинца с крупными кристаллами, который затрудняет работу этой части пластин.  Плотность электролита уменьшается т.к. часть серы осела на пластинах  и превратилась в  труднорастворимые  кристаллы. Чем глубже сульфатация, тем ближе плотность электролита к 1,0,  т.е. плотности воды.        

    Когда ситуация не очень запущена, то положение можно исправить полностью зарядив аккумулятор. Еще лучше  произвести  несколько циклов заряд-разряд, при этом  полностью заряжая батарею.

    Если у Вас есть регулируемое зарядное устройство, то настройте его на  зарядный ток  0,05С номинальной емкости и заряжайте  батарею от 12 часов  до 2-3 суток.  В процессе заряда необходимо постоянно проверять  плотность и уровень электролита.

   Для полного заряда батареи настройка зарядного устройства должна быть не менее 2,65В на элемент или 15,9В для 12В аккумуляторов. Т.е. в процессе заряда должно происходить газовыделение (кислорода и водорода) — «кипение» аккумулятора.

   Современные автоматические зарядные устройства для стартерных аккумуляторов  настроены  с конечным зарядным напряжением 14,4В (2,4В на элемент), так же как настроен реле регуляторы на автомобилях. Это напряжение защищает машину от бурного газовыделения,  но  и  не позволяет  батарее зарядиться на 100%.

   Поэтому производители стартерных аккумуляторных батарей рекомендуют 1 раз в полгода проверять плотность электролита  и полностью заряжать батарею.

Если  же  в этом случае долить электролит, то в аккумуляторе увеличится количество серы, плотность естественно тоже увеличится. Но кристаллы свинца, связывающие пластины не дадут им полностью работать. К тому же высокая концентрация серы будет способствовать отслоению активной массы на пластинах.

 Нормальная плотность электролита  свинцовой аккумуляторной  батареи в условиях средней полосы и температуре электролита +25 град.С должна быть 1,28+-0,01г/см3.

   Доливать  электролит в  свинцово-кислотную аккумуляторную батарею можно, только если точно известно, что электролит  из нее пролит. В этом случае доливается электролит той же плотности и  с той же температурой, что и в аккумуляторе.

    Выравнивание  плотности свинцового аккумулятора  проводят в конце заряда, когда происходит хорошее перемешивание  электролита из-за бурного газовыделения. В противном случае следует продолжать заряд после доливки в течение 30 минут для достижения лучшего перемешивания и затем через 30 минут измерить плотность и температуру, чтобы снова определить приведенную плотность.  Доводка плотности  электролита до нормы обычно не получается с первого раза, тогда ее следует повторить. Промежутки между приемами доводки должны быть не менее 30…40 минут, чтобы аккумулятор успел остыть.

   Для того чтобы не превысить уровень, из аккумуляторной батареи  необходимо предварительно отобрать часть электролита.

   Уравнивание можно проводить только в полностью заряженном аккумуляторе, когда электролит имеет плотность. Уровень электролита должен быть  на 10—15мм выше пластин, а температура электролита около 25°С.

   Если при  измерении плотности электролита обнаружится, что она чрезмерно высокая (1,3 г/см3 и выше), то необходимо  срочно ее уменьшить, отобрав часть  электролита грушей, и долив туда дистиллированной воды.

   Причиной  низкой плотности электролита  может быть  просто старость аккумулятора и сера на пластинах осыпалась или короткое замыкание в одном из элементов аккумуляторной батареи.

   Подумайте, стоит ли Вам заниматься корректировкой плотности электролита.

xn—-8sbdn1apvp7a.xn--p1ai

 

«Питер — АТ»
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

3.30. Обслуживание аккумуляторной батареи

3.30. Обслуживание аккумуляторной батареи

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Вам потребуются
  • термометр
  • ареометр
  • стеклянная трубка
  • резиновая груша
  • зарядно-пусковое устройство

Периодичность

Через каждые 15 000 км пробега проверяйте уровень и плотность электролита.

Регулярно очищайте аккумуляторную батарею от пыли и грязи. Если на корпусе появились трещины или вспучивание верхней крышки, замените аккумуляторную батарею.

Электролит должен быть прозрачным. Бурый оттенок свидетельствует об осыпании активной массы пластин — надо менять батарею.


Предупреждения

При эксплуатации уровень электролита постепенно снижается из-за испарения воды, входящей в его состав. Для восстановления уровня доливайте в батарею только дистиллированную воду.

При проверке плотности будьте осторожны: в состав электролита входит серная кислота! Капли электролита, попавшие на детали автомобиля или на открытые участки тела, немедленно промойте большим количеством воды.

Во время зарядки аккумуляторной батареи не курите и не пользуйтесь открытым огнем.

Перед зарядкой снимите аккумуляторную батарею с автомобиля, иначе «закипевший» электролит может выплеснуться на кузов и детали автомобиля.


Таблица 1. Корректировка плотности электролита в зависимости
от температуры

Температура электролита, &degС

Поправка, г/см3

От -40 до -26

-0,04

От -25 до -11

-0,03

От -10 до +4

-0,02

От +5 до +19

-0,01

От +20 до +30

-0,00

От +31 до +45

+0,01

Таблица 2. Плотность электролита при 25 &degС, г/см3

Климатический район (средне месячная температура воздуха в январе, &degС)

Время года

Полностью заряженная батарея

Батарея заряжена

на 25%

на 50%

Очень холодный
(от -50 до -30 &degС)

Зима
Лето

1,30
1,28

1,26
1,24

1,22
1,20

Холодный
(от -30 до -15 &degС)

Круглый год

1,28

1,24

1,20

Умеренный
(от -15 до -8 &degС)

Круглый год

1,28

1,24

1,20

Теплый влажный
(от 0 до +4 &degС)

Круглый год

1,23

1,19

1,15

Жаркий сухой
(от -15 до +4 &degС)

Круглый год

1,23

1,19

1,15

Таблица 3. Примерные нормы корректировки плотности электролита

Требуемая плотность электролита в аккумуляторе, г/см3

1,24

1,26

1,28

1,30

Реальная плотность электролита, г/см3

Объем удаляемого из аккумулятора электролита, см3

1,15

254

290

342

396

1,16

220

275

330

385

1,17

201

259

316

374

1,18

181

241

301

362

1,19

158

222

285

348

1,20

133

200

266

333

1,21

105

176

246

316

1,22

74

149

223

242

1,23

40

119

198

277

1,24

0

84

169

253

1,25

24

45

136

226

1,26

47

0

97

194

1,27

68

23

53

158

1,28

87

44

0

115

1,29

105

63

21

63

1,30

112

82

41

0

1,31

138

90

59

20


  После удаления электролита необходимо долить такое же количество электролита плотностью 1,40 г/см3.
  После удаления электролита необходимо долить такое же количество дистиллированной воды.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Если у батареи полупрозрачный корпус, уровень электролита определяют визуально: он должен находиться между метками «MIN» и «MAX» на боковой поверхности батареи. 2. Если у батареи корпус непрозрачный, отверните шесть пробок на крышке. 3. Проверьте уровень электролита в первой банке аккумуляторной батареи, вставив стеклянную трубку (она продается в комплекте с ареометром) в отверстие до упора в предохранительную сетку и зажав трубку пальцем…

4. …выньте трубку. Уровень электролита должен составлять 10-15 мм.

5. Вставьте трубку в отверстие и слейте электролит. Таким же образом проверьте уровень в остальных банках аккумуляторной батареи. Если в какой-либо из банок уровень меньше, долейте в них дистиллированную воду до рекомендуемого уровня (отметка «MIN» или 10-15 мм по уровню в трубке).

6. После заливки измерять плотность электролита можно только через два часа: вода должна перемешаться с электролитом. Для проверки плотности вставьте ареометр в отверстие до упора в предохранительную сетку и засосите электролит с помощью груши, чтобы поплавок ареометра всплыл.

7. Деление на поплавке, находящееся на уровне электролита, показывает его плотность, которая должна составлять 1,28 г/см3 для умеренного климата (при температуре электролита 25&degС). Плотность зависит от температуры электролита, поэтому вносите в результат измерений поправку (см. табл. 1). По этому показателю можно судить о степени разряда батареи (см. табл. 3). Если плотность ниже указанной или отличается в банках более чем на 0,02 г/см3, надо подзарядить аккумулятор.

8. Слейте электролит из ареометра в банку аккумуляторной батареи.

9. Для зарядки аккумуляторной батареи пользуйтесь зарядным или зарядно-пусковым устройством в соответствии с инструкцией.

12. Во время зарядки регулярно проверяйте температуру и плотность электролита. Если температура электролита превысит 40&degС, уменьшите зарядный ток наполовину либо прервите зарядку и дайте электролиту остыть до 27&degС.
10. Выверните все пробки банок и подсоедините провода зарядного устройства к клеммам батареи, соблюдая полярность, затем включите зарядное устройство. 11. Установите зарядный ток, равный 0,1 емкости батареи (для батареи емкостью 5 А-ч — 5,5 А; для батареи емкостью 65 А-ч — 6,5 А и т.д.). Во время зарядки периодически корректируйте величину зарядного тока.
13. Если в течение двух часов плотность не меняется и началось бурное «кипение» электролита, значит батарея полностью заряжена. Сначала выключите зарядное устройство, затем отсоедините провода от клемм батареи.  
14. Замерьте плотность электролита во всех банках. Если она больше нормы, отсосите резиновой грушей часть электролита из банки и долейте такой же объем дистиллированной воды. Если плотность электролита меньше нормы, откачайте ареометром часть электролита и долейте столько же электролита плотностью 1,40 г/см3 (см. табл. 3). После этого вновь подключите зарядное устройство и заряжайте батарею в течение 30 мин. Снова измерьте плотность электролита и при необходимости доведите ее до нормы, как указано выше.

Корректировка электролита в аккумуляторе

Аккумуляторная батарея – один из основных элементов автомобиля, отвечающих за пуск двигателя. Значение аккумулятора сложно переоценить, ведь без него невозможно завести мотор, а, значит, машина своим ходом передвигаться не сможет. Именно поэтому АКБ требует к себе особого внимания, исключающего возникновение неприятных ситуаций в виде невозможности совершить запланированную поездку. При этом стоит отметить, что для поддержания работоспособности это важного источника питания не требуется предпринимать каких-то сверхусилий, а достаточно выполнять лишь небольшой комплекс профилактических мер.

Свинцовая аккумуляторная батарея представляет собой гальванический элемент, внутри которого химическая энергия в результате протекающих реакций преобразуется в электрическую. Этот процесс невозможен без электролита – раствора кислоты, обеспечивающего движение заряженных частиц между погруженными в него электродами. Как правило, электролит представляет собой водный раствор серной кислоты определенной плотности. Именно такой параметр как плотность электролита оказывает значительное влияние на работоспособность аккумулятора, поэтому периодически его нужно контролировать.

Измерение плотности электролита в аккумуляторе

Измерить плотность залитого в свинцовый аккумулятор электролита не так уж сложно, однако есть определенные нюансы, связанные с особенностями устройства и принципом работы АКБ. Перечислим некоторые важные моменты, которые надо учесть:

  1. Осуществить процедуру измерения плотности получится только в случае с так называемым обслуживаемым аккумулятором, который предоставляет доступ к банкам (секциям) с электролитом посредством закрытых крышками заливных отверстий. Как раз через эти отверстия (обычно их число равно шести, как и количество секций) и осуществляется забор состава для замера плотности.
  2. В процессе своей работы автомобильная аккумуляторная батарея постоянно заряжается и разряжается. Разряд происходит при прокручивании стартера, а заряд – при уже заведенном двигателе от генератора. В зависимости от степени заряженности меняется и плотность электролита. Значения могут колебаться в пределах 0.15-0.16 г/см3. Важно отметить, что автомобильный генератор не способен полностью зарядить аккумуляторную батарею. При штатной работе на машине потенциал АКБ используется только на 80-90%. Полный заряд может обеспечить только внешнее зарядное устройство, к которому обязательно придется прибегнуть перед осуществлением замера плотности электролита.
  3. Плотность электролита зависит от его температуры. Обычно замер производится при температуре +25 °С, в противном случае делаются поправки.

Допустим, все вышеперечисленные условия приняты во внимание, и есть возможность приступить непосредственно к замеру плотности. Для этого понадобится специальный прибор – денсиметр, который состоит из ареометра, резиновой груши и стеклянной трубки с наконечником. Прибор вводится в банку аккумулятора через заливное отверстие, а затем осуществляется засасывание электролита с помощью резиновой груши. Оно происходит до тех пор, пока ареометр не всплывет. Показания считываются после того, как прекратятся колебания ареометра и появится возможность определения точного значения. Отсчет показаний производится по шкале, при этом взгляд должен находиться на уровне поверхности жидкости.

Полученное значение должно входить в диапазон 1.25-1.27 г/см3, если автомобиль эксплуатируется в средней полосе. В холодной климатической зоне (средняя месячная температура января ниже -15 °С) показатель должен находиться в интервале 1.27-1.29 г/см3. Проверять плотность электролита на соответствие этим числам нужно в каждой из шести банок аккумулятора. Показания не должны отличаться более чем на 0.01 г/см3, иначе потребуется их корректировка.

Как мы уже говорили, плотность электролита изменяется в зависимости от температуры. Это значит, что зимой и летом жидкость в одном и том же полностью исправном аккумуляторе будет иметь разную плотность. О том, насколько будут разниться показания, дает представление приведенная ниже таблица.

Температура электролита, °СПоправка к показанию денсиметра, г/см3Температура электролита, °СПоправка к показанию денсиметра, г/см3
-55…-41-0.05+5…+19-0.01
-40…-26-0.04+20…+300
-25…-11-0.03+31…+45+0.01
-10…+4-0.02+46…+60+0.02

Зависимость температуры замерзания электролита от его плотности демонстрирует еще одна таблица. На основе этих данных можно установить оптимальную плотность электролита для конкретных климатических условий. Нижняя граница подобранного интервала должна гарантировать, что электролит не замерзнет даже при самых сильных холодах и обеспечит требуемое для прокручивания стартера усилие. В то же время чрезмерно завышать плотность тоже нельзя, так как на положительных электродах аккумулятора начинают ускоряться коррозионные процессы, приводящие к сульфатации пластин.

Плотность электролита при 25 °С, г/см3Температура замерзания, °СПлотность электролита при 25 °С, г/см3Температура замерзания, °С
1.09-71.22-40
1.10-81.23-42
1.11-91.24-50
1.12-101.25-54
1.13-121.26-58
1.14-141.27-68
1.15-161.28-74
1.16-181.29-68
1.17-201.30-66
1.18-221.31-64
1.19-251.32-57
1.20-281.33-54
1.21-341.40-37

Причины изменения плотности электролита

Зафиксированные в результате измерения плотности значения не всегда соответствуют требуемым показателям. Расхождения могут касаться как отдельных банок аккумулятора, так и всех вместе. Если плотность завышена, то нужно обратить в первую очередь внимание на уровень электролита. Низкий уровень в большинстве случае является последствием электролиза, приводящего к разложению входящей в состав электролита воды на водород и кислород. Этот процесс выражается в появлении на поверхности жидкости пузырьков, что обычно происходит при зарядке аккумулятора. Частое «кипение» может приводить к снижению концентрации воды, и этот вопрос решается ее простым добавлением. Доливать в аккумулятор стоит только дистиллированную воду, контролируя при этом уровень электролита. Подробнее о корректировке плотности электролита поговорим ниже.

Если с повышенной плотностью все ясно, то с пониженной ситуация несколько сложнее. В теории, одной из причин понижения плотности, может быть то, что по какой-то причине в электролите уменьшилась доля серной кислоты. Однако на практике это маловероятно, так как сама по себе она обладает высокой температурой кипения, исключающей испарение даже при интенсивном нагреве, который происходит, например, при зарядке аккумуляторной батареи. Более распространенной причиной снижения плотности электролита является так называемая сульфатация пластин, заключающаяся в образовании на электродах сульфата свинца (PbSO4). На самом деле, это естественный процесс, происходящий при каждом разряде АКБ. Но дело в том, что при нормальном режиме работы после разряда аккумулятора обязательно происходит его заряд (на автомобиле аккумулятор постоянно подзаряжается от генератора). Заряд сопровождается обратным преобразованием сульфата свинца в свинец (на катоде) и двуокись свинца (на аноде) – в те активные вещества, которые составляют основу электродов и непосредственно участвуют в химическом процессе внутри аккумуляторной батареи. Если АКБ находится длительное время в разряженном состоянии, сульфат свинца кристаллизуется, безвозвратно теряя способность участвовать в химических реакциях. Это очень неприятный процесс, в результате которого аккумулятор уже не получится зарядить полностью даже при использовании внешнего зарядного устройства ввиду того, что не вся площадь пластин задействована в работе. Так как аккумулятор не заряжается до конца, то и плотность электролита не восстанавливается до своих исходных значений. По сути, здесь уже идет разговор об устранении нарушений в нормальном функционировании аккумулятора.

Частичную сульфатацию пластин можно устранить с помощью контрольно-тренировочных циклов, заключающихся в заряде и последующем разряде батареи до определенного уровня. Большинство современных зарядных устройств имеют такую функцию, поэтому имеет смысл ей воспользоваться, особенно если аккумулятор по какой-то причине долго находился в разряженном состоянии. Процедура десульфатации весьма длительная и может занять до нескольких дней. Если она не принесла результата, то крайней мерой является увеличение плотности с помощью добавления корректирующего электролита (плотность около 1.40 г/см3). Такой способ можно рассматривать только как временное решение проблемы, потому что причина как таковая не устраняется.

Как поднять плотность электролита

Понизить или повысить плотность электролита в аккумуляторе можно путем откачивания его определенного количества, и долива взамен дистиллированной воды или электролита с повышенной плотностью (корректирующего). Данная процедура требует больших временных затрат, так как цикл откачки-долива может повторяться несколько раз, пока не будет достигнуто требуемое значение. После каждой корректировки необходимо поставить аккумулятор на зарядку (минимум на 30 минут), а затем дать ему постоять (0.5-2 часа). Эти действия необходимы для лучшего перемешивания электролита и выравнивания плотности в банках.

В процессе поднятия (или понижения) плотности электролита не стоит забывать и о контроле его уровня. Он осуществляется стеклянной трубкой с двумя отверстиями по краям. Один край погружается в электролит до тех пор, пока не упрется в предохранительную сетку. Далее верхний конец закрывается пальцем, а сама трубка осторожно поднимается вместе со столбиком жидкости внутри. Высота этого столбика указывает на расстояние от верхней кромки пластин до поверхности залитого электролита. Оно должно составлять 10-15 мм. Если аккумулятор имеет индикатор (тубус) или прозрачный корпус с нанесенными метками минимума и максимума, то контролировать уровень значительно проще.

Не стоит забывать, что все операции с электролитом необходимо выполнять осторожно, используя защитные перчатки и очки.

» Как проверить и откорректировать плотность аккумулятора?Блог Артема Онопина

Сегодня поговорим о том, как правильно заряжать и готовить аккумулятор к зиме. Заметил, что даже, профессиональные водители не знают, как правильно заряжать и эксплуатировать аккумуляторную батарею. На самом деле все очень не сложно, просто надо на секунду задуматься, как работает аккумулятор и как он устроен и вопросов больше не останется.

Устройство аккумулятора

В устройстве аккумулятора нет ничего сложного и принцип его работы знает наверное, каждый, но я всё же напомню о принципе его работы. В аккумуляторе есть 2 вида пластин, на одни пластины имеют положительный заряд, другие отрицательный. Расположены они пачками и чередуются через одну положительная, отрицательная. Рассмотрим взаимодействие между двумя пластинами, для наглядности, отрицательную пластину называют «Катод», а положительную «Анод». Реакции протекают между пластинами за счёт серной кислоты, разбавленной до оптимальной плотности дистиллированной водой. Как раз за плотностью этого раствора и следят, что бы не допустить повреждения Катода и Анода.

Принцип действия аккумулятора

В процессе работы аккумулятора, то есть, когда он отдаёт энергию, происходит электрохимическая реакция. На Катодной пластине образуется сульфат свинца и при этом выделяется электричество. При разряде аккумулятора концентрация серной кислоты в растворе падает, то есть падает плотность раствора. Происходит эта реакция не бесконечно, а пока плотность раствора позволяет проводить химическую реакцию. После чего аккумулятор считается полностью разряженным. Далее мы подключаем источник питания аккумулятора и он начинает заряжаться, при заряде происходит обратная реакция сульфат свинца распадается превращаясь обратно в серную кислоту и тем самым количество серной кислоты в растворе приходит в норму и аккумулятор считается полностью заряженным.

Пока я думаю всё понятно. Теперь введём в нашу схему такой фактор, как температура.

Влияние температуры

Выше схема была бы идеальной, если бы не одно но, температура и поскольку в растворе присутствует вода, то от температуры много, что зависит. Вся суть подготовки аккумулятора к зиме зависит в правильном подборе плотности раствора. Плотность можно измерить таким прибором как ареометр, стоит он копейки, а продлевает жизнь аккумулятору в 2 раза. Но о нем позже поговорим.

Температура низкая (отрицательная) может разрушительно сказаться на аккумуляторе в котором плотность будет слишком маленькая. То есть вода просто замёрзнет и ни на какие реакции способна уже не будет. В добавок к этому вода при замерзании расширившись разрушит пластины, так как расстояние между ними не большое и может даже повредить корпус аккумулятора.

Температура высокая (положительная)  при высокой концентрации серной кислоты в растворе может привести к испарению воды из раствора и это тоже скажется отрицательно, на работе аккумулятора и сроках его эксплуатации. Могут оголиться пластины (катод, анод) аккумулятора, что тоже негативно скажется и упадёт емкость аккумулятора и начнут выходить из строя пластины аккумулятора, обычно пластины осыпаются на дно аккумулятора.

Подбор плотности к температуре

Подобрать плотность раствора серной кислоты для своего аккумулятора не сложно для этого есть таблица температуры замерзания раствора, по которой можно ориентироваться исходя из ваших условий. Например у меня в регионе зимой мороз может доходить до -30 но в основном это -10 -20 градусов, то есть свою плотность я буду подбирать ближе к максимальному значению температуры. По таблице смотрю температуру это -30 и плотность при такой температуре должна быть не меньше 1,28.

Подготовка аккумулятора к корректировке плотности

Как видно из таблицы выше температура электролита при замере плотности и её корректировке должна быть +25 градусов. Делаем вывод, температура должна быть комнатной, то есть аккумулятор надо занести в помещение, где температура близка к комнатной или просто занести домой и поставить в коридоре. Если аккумулятор с мороза то ни в коем случае не надо его насильно согревать водой, феном или чем то ещё это может повредить аккумулятор, просто дайте ему часов 5 — 6 постоять и дойти до комнатной температуры естественным путем. В период согревания строго запрещено его под заряжать. 

Зарядка аккумулятора перед корректировкой плотности

После того как аккумулятор отогрелся и стал комнатной температуры, его надо зарядить. Подключите зарядное устройство и зарядите аккумулятор. О том как заряжать аккумулятор с помощью зарядных устройств мы поговорим в следующей статье.

Замер плотности

Для замера нам понадобиться ареометр.

Принцип работы его прост, открываете банку аккумулятора помещаете туда хоботок ареометра, перед этим сжав верхнюю грушу (принцип клизьмы) и отпускаем грушу. Ареометр начинает наполняться поплавок внутри его начинает сплывать. После того как поплавок всплыл, граница жидкости становиться для нас указателем для шкалы поплавка. Самое главное не допускайте чтобы поплавок уперся в грушу иначе показания не получиться снять правильно.

На рисунке ниже мы видим разные шкалы, нас интересует нижняя, где написано Электролит.

Красным выделено значение 1.20 одно деление шкалы это 0.01. Снимаем показания по всем банкам и записываем это на лист бумаги.

Теперь нужно определить сколько и куда чего добавлять.

Корректировка плотности

Если ваша плотность получилась ниже чем вам требуется, то для повышения её вам понадобиться серная кислота, или уже готовы электролит он бывает разной плотности 1.27, 1.40  и так далее.

Если выше то вам потребуется только дистиллированная вода.

Корректировать плотность можно по таблице.

Из таблицы видно как и что смешивать. Но я делаю, как мне кажется проще я откачиваю в стеклянный сосуд что могу из аккумуляторной банки (это можно сделать ареометром) и там уже довожу объем кислоты до нужной плотности, далее снова заливаю это в аккумулятор и заново произвожу замер плотности. Если значение немного отличается от того которое я хотел получить могу добавить прямо в банку ещё немного того ингредиента который мне не обходим.

P.S

Делая это пару раз в год, вы продлите своему аккумулятору срок жизни в 2 раза. Моему аккумулятору уже 7 лет, а он ещё запускает машину без проблем в -25.

 

«>
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *