РазноеКак восстановить гелевый аккумулятор – Гелевый аккумулятор — как восстановить в домашних условиях? Как восстановить гелевый аккумулятор скутера?

Как восстановить гелевый аккумулятор – Гелевый аккумулятор — как восстановить в домашних условиях? Как восстановить гелевый аккумулятор скутера?

Содержание

самостоятельный ремонт АКБ в домашних условиях

Восстановление гелевых аккумуляторовВладельцы скутеров, автомобилей и других транспортных средств рано или поздно интересуются, как восстановить гелевый аккумулятор в домашних условиях. Такая необходимость возникает через 3−4 года активной эксплуатации устройства, в результате чего оно теряет былую емкость и лишается полезной влаги из электролита. В большинстве случаев проблему решает замена АКБ.

Общее описание

Как проверить гелевый аккумуляторВ настоящее время гелевые АКБ широко распространены в разных торговых точках, где предлагается большой ассортимент запчастей к различным транспортным средствам. Однако многие люди до сих пор не знают, что представляет собой устройство, как оно работает и какими преимуществами обладает. Дело в том, что внешне батарея мало чем отличается от близких собратьев, работающих на кислоте.

В течение многих лет большим спросом пользовались старые аккумуляторы, работающие на жидком электролите. Речь идет о кислотных моделях. Однако по мере развития современных аккумуляторов человечество стало активно отказываться от старых, не совсем экологичных систем, отдавая предпочтение усовершенствованным современным разработкам.

Изначально подобные устройства разрабатывались исключительно для транспорта из военной сферы, включая авиацию, где обычные аккумуляторы не могли выполнять свою задачу, т. к. постоянно перегревались и теряли показатели емкости. В результате они быстро выходили из строя и переставали быть пригодными для дальнейшей эксплуатации. Вскоре на рынке

появились новые изобретения — гелевые аналоги, которые быстро заняли лидерскую нишу и стали обретать популярность.

Преимущества гелевых АКБ

Устройство гелевого аккумулятораКак известно, в классических источниках электрического питания реакция электролита осуществляется очень интенсивно и быстро, что сопровождается выделением паров. Кстати, при высоких перегрузках не исключается закипание электролита и даже взрыв устройства. Будет ли подвергаться таким неприятностям новый гелевый аппарат? К счастью, нет: он работает по другому принципу и обладает многими преимуществами перед классическими устройствами. В таком устройстве задействован электролит с особой вязкостью, имеющей желеобразную консистенцию.

Добавив в аккумулятор загуститель, можно продолжить его свободную эксплуатацию в любых условиях. Но эффективность системы в положении на боку резко снижается, а переворачивать его вообще запрещено. Тем не менее, модели гелевого типа обладают неоспоримыми преимуществами, к которым относятся:

  1. Возможность неоднократного цикла заряда-разряда.
  2. Отсутствие необходимости осуществлять первоначальную зарядку после приобретения.
  3. Сохранение емкостных характеристик при разряде до нулевого уровня.
  4. Максимальный пусковой ток.
  5. Минимальная потеря емкости при долгом отсутствии эксплуатации. Для сравнения, кислотные модели быстро теряют рабочий ресурс, если не использовать их по назначению.
  6. Увеличенный срок использования.

Частичное или полное повреждение корпуса такого аккумулятора никак не нарушит его работоспособность, поэтому необходимости осуществлять сложный ремонт попросту не будет. Для сравнения, при использовании свинцовых моделей часто возникает такая проблема, как утечка электролита. В гелевых последний находится не в жидком состоянии, поэтому любая утечка полностью исключена.

Современные аналоги относятся не только к высокотехнологичным, но и к самым безопасным. Срок их службы может достигать 10 лет, хотя, скорее всего, это касается самых дорогих моделей.

Существующие недостатки

Но несмотря на множество плюсов, у гелевых АКБ существуют и минусы. К ним относятся:

  1. Повышенная чувствительность к напряжению заряда.
  2. Гелевые модели плохо справляются с коротким замыканием в электрической цепи.
  3. Повышенная стоимость.

Хотя устройства с легкостью переносят сильный мороз и многие механические воздействия, они нуждаются в правильной зарядке. Речь идет о применении специально разработанных зарядных устройств. В противном случае, батарея может быстро выйти из строя и стать непригодной для дальнейшей эксплуатации. Перед тем как решиться на покупку гелевого аккумулятора, нужно учитывать эти недостатки.

Принцип работы

Перед тем как приступить к восстановлению гелевых аккумуляторов, нужно подробно разобраться с принципом их работы и основными отличиями от остальных типов АКБ. По сути, он чем-то похож на тот, который используется в герметизированных устройствах кислотного типа. Однако специалисты упоминают о двух основных отличиях.

В качестве электролита используется специальное гелеобразное вещество, которое состоит из очищенной воды и серной кислоты, что и повлияло на появление характерного названия. Многие владельцы автомобилей приписывают системам название «гелиевые», хотя это не совсем правильно, т. к. они работают не на газу.

Перезаряд подобных устройств недопустим, потому что он становится причиной быстрой потери емкости. Чтобы избежать таких последствий, желательно соблюдать диапазон напряжения в пределах 14−16 В.

Проверка устройства

Ремонт гелевого аккумулятора — кропотливый, длительный и сложный процесс, к которому нужно подходить со всей ответственностью. Важно понимать, что восстановление устройства требуется лишь в особо сложных случаях — во всех остальных это не совсем целесообразно.

Итак, причины обязательного ремонта бывают следующими:

  1. Как проверить аккумуляторЕсли банки вздулись. В большинстве случаев неприятность происходит при отслоении геля от свинцовых пластин. Подобные элементы не подлежат восстановлению, при этом определить проблему можно при первом визуальном осмотре, без применения дополнительных приборов.
  2. Нарушение целостности пластин. Очень часто внутреннее содержимое банок начинает разрушаться под воздействием высокой температуры или подаче слишком высокого напряжения при зарядке. Для проверки АКБ достаточно посмотреть внутрь через специальное отверстие. Если пластины и стекловолокно частично или полностью разрушились, это будет подтверждаться характерным звуком. Необходимо слегка потрясти устройство — если слышен какой-то странный шум, нужно выполнить срочную утилизацию системы.

Если при визуальном осмотре не удалось найти видимые дефекты, остается подготовить механизм к более тщательной проверке с применением специального оборудования. В этом случае необходимо применить вольтметр, который оборудован дополнительной нагрузочной вилкой. Для получения точных значений требуется:

  1. Выровнять напряжение на клеммах.
  2. Задействовать дополнительную нагрузку и на протяжении нескольких секунд создавать имитацию работы стартера.
  3. Определить скорость восстановления напряжения.

Если падение тока происходит слишком быстро, значит, эксплуатационный срок аккумулятора подходит к концу. Для определения дефекта достаточно оценить текущую скорость процесса зарядки. Возможно, новое устройство слишком долго восстанавливает утраченный заряд.

Чтобы быстро определить проблему, не нужно быть специалистом или обладать особыми навыками. Все, что требуется от владельца АКБ — вовремя проводить осмотр конструкции и обеспечивать ей надлежащее обслуживание.

Алгоритм восстановления

Чтобы понять, как реанимировать гелевый аккумулятор для скутера, автомобиля или любой другой техники, оснащенной подобным узлом, нужно тщательно изучить алгоритм действий. Хотя модели гелиевого типа считаются необслуживаемыми, при правильном подходе их можно с легкостью восстановить в домашней обстановке. В процессе придется задействовать следующие инструменты и подручные средства:

  1. Гелевые аккумуляторыДистиллированная вода. Желательно использовать аптечную воду, т. к. на прилавках магазинов часто предлагается недостаточно качественная продукция. Доливать воду нужно постепенно.
  2. Пинцет.
  3. Шприц.
  4. Отвертки.
  5. Зарядка.

Хотя многие бренды утверждают, что показатели содержания геля в автомобильных аккумуляторах не меняются даже при интенсивной эксплуатации, через определенный промежуток времени он все-таки высыхает. В большинстве случаев проблема случается при подаче чрезмерно большого тока.

Чтобы восстановить оптимальный уровень электролита, нужно провести осторожный демонтаж крышки и колпачков. Чтобы осуществить такую задачу, достаточно применить пинцет или отвертки. Заливая электролит, следует соблюдать инструкцию и выполнять действия поэтапно. Пластины должны полностью покрываться жидким веществом.

Если все сделать правильно, то очищенная вода уже впитается в гель через полчаса. По истечении этого времени нужно проверить остаток и добавить еще немного жидкости. Вся оставшаяся вода удаляется, а крышки в виде колпачков устанавливаются на прежнее место. Чтобы усилить их фиксацию, можно применить клеевые составы или двусторонний скотч.

После успешной заливки очищенной воды нужно подождать несколько часов, а затем приступать непосредственно к зарядке устройства. Перед выполнением действия на крышке АКБ размещается груз, который предотвратит ее повреждение при воздействии чрезмерного давления, возникающего при образовании водорода внутри банок.

Для начала нужно подать в АКБ 14−15-вольтный заряд. Процедуру продолжают до тех пор, пока гелевый аппарат получит нужный ток. При благоприятных условиях это случается за 14 часов. В противном случае напряжение придется увеличить до 20 В.

Цикличная зарядка

Как восстановить работу аккумулятора

Чтобы успешно оживить гелевую АКБ в домашних условиях, можно применить еще одну методику. Она заключается в выполнении трех-четырех циклов зарядки и разрядки с определенным интервалом.

Первые два цикла делают под высоким напряжением, которое составляет от 25−30 В. На этом этапе важно полностью контролировать процесс, т. к. во всех последующих циклах приходится ступенчато понижать напряжение до 14 В.

Чтобы полностью разрядить батарею, следует применить минимальную нагрузку. Действие осуществляется с применением обычной 5−10 ваттной лампочки. Использовать автомобильные переноски, оснащенные лампочками по 50 или 75 Вт нельзя, т. к. подобный подход может привести к окончательному выходу из строя АКБ. При разрядке необходимо внимательно контролировать напряжение, не допуская его уровня ниже 10,5−11 В.

Нередко применение циклической зарядки не приносит никаких успехов. Это объясняется отхождением выводов от пластин из свинца. Самостоятельно оживить батарею не удастся, однако можно принять одно из двух радикальных решений:

  1. Применить аккумулятор, имеющий меньшую емкость.
  2. Купить новое устройство с соответствующими рабочими параметрами. Как правило, они дописываются в технической документации.

Перед тем как поинтересоваться, как проверить гелевый аккумулятор, необходимо обратить внимание на основные случаи, когда такие процедуры необходимы. Дело в том, что при частичном или полном высыхании геля восстановление необязательно. Все что требуется — это долить очищенную жидкость в соответствующую емкость, используя медицинский шприц.

Ремонтные работы не нужны и при повреждении свинцовых пластин или деформации контактов. Если были определены подобные дефекты, остается демонтировать старую батарею и заменить ее новой.

Без сомнений, гелевая батарея — это новый прибор на рынке аккумуляторов, у которого есть свои сильные и слабые стороны. Чтобы избежать быстрого выхода из строя аккумулятора, а также знать, как действовать при снижении работоспособности, важно заранее уточнить эти тонкости и только после этого применять соответствующие меры.

Как восстановить гелевый аккумулятор в домашних условиях

В современном мире, гелевые батареи получили большое распространение. Их можно встретить в скутерах или карманных устройствах. Хорошо зарекомендовали себя в ИБП. Проблемы в эксплуатации этих АКБ связан с тем, что через три-четыре года они начинают интенсивно терять емкость. Также важной проблемой остается испарение влаги, в которой должны находится свинцовые пластины.

Принцип работы этих АКБ построен на явлении рекомбинации газов, которое связано с распадом воды на водород и кислород. Газа гелия в гелевых аккумуляторах нет. Название происходит от «геля», состояние, в котором находится электролит. Этот гель представляет собой жидкость с добавлением силикагеля (технология GEL). Такие аккумуляторы не боятся расконсервации, неиспользуемый источник можно вскрыть при напряжении ниже 10 Вольт.

Часто задаются вопросом: «Как восстановить гелевый аккумулятор?». Есть случаи, когда гелевые АКБ уже не подлежат восстановлению, например, если обнаружено вздутие или разрушение пластин.

  • Вздутие можно определить визуально, а сигнализирует оно о том, что гель «отвалился» от пластин. Такой аккумулятор не восстанавливается.
  • Разрушение свинцовых пластин случается из-за долгой работы в условиях повышенной температуры. Определить можно, потрусив АКБ. Если слышно посторонние шумы, то такую батарею лучше выбросить.
Как восстановить гелевый аккумулятор

В этих ситуациях самым верным решением будет покупка нового аккумулятора.

Если же батарея целая, а причина неисправностей – сухой гелевый электролит, то можно попытаться её восстановить. Так как же оживить гелевый аккумулятор?

Восстановить гелевый аккумулятор

Первое, что необходимо сделать – залить дистиллированную воду. Приобрести её лучше всего в аптеке, т.к. некоторые магазины продают обычную воду под видом очищенной. Несмотря на то, что их считают «сухими» батаерями, в них обязательно присутствует влага, в которой и находится электролит. Воду принято рассматривать как расходуемый материал, т.к. происходит распад на гидроксильную группу (OH) и водород. Он выходит в окружающую среду через резиновые заглушки, расположенные под внешней крышкой, которая зачастую приклеена. На них еще можно встретить предупреждение «Don’t open». Отсюда следует вывод, что в потерявший емкость источник, необходимо добавить дистиллированной воды.

Для восстановления гелевого аккумулятора, необходимо снять или содрать верхнюю крышку, и снять все заглушки, залить воду в банки батареи. Достаточно будет шприца емкостью 2 мл. Вода впитается в гель, примерно через 30 минут нужно проверить остаток воды в каждой банке АКБ. Пластины аккумулятора должны быть покрыты водой, лишнюю жидкость нужно выкачать обратно, тем же шприцем.

Как восстановить гелевый аккумулятор

Длительное заряжание

Когда данная процедура успешно выполнена, поставьте колпачки на место, и закройте все внешней крышкой. Желательно поставить груз на крышку, чтобы колпачки удерживались ею, т.к. во время зарядки через них выходит избыточное давление, вследствие высвобождения водорода.

И Вот мы плавно подошли к подключению «пациента» к подзарядке. Как оживить гелевый аккумулятор с помощью зарядного?

Ввиду того, что высох электролит , аккумулятор не станет принимать ток от ЗУ, т.к. он потерял емкость. Начинать заряжать нужно с не менее чем 15 вольт. Нам необходимо, чтобы батарея начала потреблять ток, а обычно, это занимает долгое время. Однако, если по истечении 14 часов, амперметр не изменил свои показатели, поднимаем напряжение до 20 вольт. Не оставляйте такой аккумулятор без внимания! Электролит восстановится, через него пойдет экстремально высокий ток, что может привести к нагреванию и возгоранию!

«Раскачка» батарей

«Раскачка» аккумуляторов заключается в том, что батарею сначала полностью заряжают, а потом разряжают и повторяют эти действия с определенным частотой. Обычно это занимает 3-4 цикла. Гелевый аккумулятор, во время первых циклов, следует подавать высокое напряжение – 30 вольт. Со временем, когда прошло пару таких циклов, напряжение постепенно убавляют до 14 вольт.

Разряжать батарею желательно слабым источником – например, лампочка на 5 Ватт. Однако даже при слабой нагрузке следует наблюдать за напряжением, чтобы оно не упало ниже 10,5 вольт.

Когда «пациент» начал нормально принимать ток, нужно продолжать заряжать малым током, который равен приблизительно 0,1 от емкости аккумулятора.

Выводы

Восстановление гелевого аккумулятора – процедура несложная, но требующая начальной подготовки. Также следует учитывать, что восстановить гелевый аккумулятор целесообразно только в случае высыхания влаги в гелевом электролите. В случае обнаружения серьезных повреждений, которые можно различить визуально, лучше заменить АКБ на новый. Ведь даже при малейших нарушениях, жизнь аккумулятора вряд ли будет долгой.

Как оживить гелевый аккумулятор — видео

Как восстановить гелевый аккумулятор — руководство

Когда требуется восстановление гелевого АКБ

Практики знают, период безоблачной эксплуатации щелочной батареи с гелем ограничивается 4 годами. После этого срока батарея становится менее емкой, с нее выкипает вода, электролит густеет и больше не способен обеспечивать транспортное средство нужными электрическими показателями. Несмотря на рекомбинационные процессы в газе, восстановление гелевого АКБ сложный процесс, требующий определенных навыков и знаний. Прежде всего, следует позаботиться о внесении дополнительного количества дистиллята для возобновления структуры электролита. Производители позиционируют приборы как необслуживаемые модели, однако народные умельцы все же нашли некоторые способы, повышающие срок службы батареи.

При появлении признаков отслойки электролита от электродов гелевого аналога следует понимать, что восстановительные процессы более невозможны. В этом случае гораздо проще забыть об отработанном приборе и обзавестись новым.

Другим необратимым процессом является разрушение АКБ. В дальнейшем работы по реанимации прибора будут сводиться к потере времени и усилий без ощутимого эффекта. Чтобы убедиться, что с аккумулятором произошли такие повреждения довольно просто. Небольшая встряска с доносящимися изнутри оборудования характерных шумов – верный признак проблемы. Повреждения корпуса, трещины или сколы говорят о невозможности дальнейшего обслуживания и спасения батареи.

Визуальная диагностика АКБ

Визуальная диагностика АКБ

Причина, по которой следует заняться восстановительными работами по возвращению гелевому аккумулятору прежних емкостных показателей, считается уменьшение на его клеммах в заряженном состоянии вольтажа до показателя 10В.

Первыми действиями до процесса восстановления становится визуальный осмотр. Необходимо убедиться, что корпус не имеет никаких повреждений, целый и обеспечивает надежную герметичность внутреннему составу аккумулятора. Кроме того, встряска и отсутствие при этом какого-либо шума говорит об исправности прибора и возможности проведения дальнейших манипуляций по восстановлению. В противном случае стоит забыть о приборе и задуматься о приобретении нового.

Для возвращении гелевого АКБ к нормальной работоспособности следует проверить уровень остаточного напряжения. Этот показатель не должен быть ниже 60%. В этом случае работы будут заключаться в добавлении дистиллята и зарядке прибора. Если наблюдается снижение до 30% и ниже, следует понимать, что не всегда восстановительные работы могут увенчаться успехом. В этом случае все мероприятия могут быть напрасными, хотя шанс на положительный исход все же существует.

Проверка уровня электролита

Со слов производителей преимущество гелевого аккумулятора в сохранении на протяжении всего срока эксплуатации уровня электролита. Это не всегда так, поскольку подача более высокого уровня тока на клеммы прибора в процессе зарядки или испарение воды со структуры геля все же имеет место. Внутренний состав банок между электродами с течением времени становится более сухим, теряет способность к площади покрытия катодов и анодов, что приводит к падению емкости.

Для проверки электролитического уровня необходимо посмотреть на показатели индикаторов, если таковые имеются, или самостоятельно вскрыть крышку с колпачками. При наличии снижения объема геля следует его восполнить. Процесс заключается в добавлении дистиллированной воды в структуру гелеобразной массы. Самое важное – постепенность введения жидкости с постоянным контролем покрытия влагой электродов.

Время впитывания в гель дистиллята в среднем составляет от получаса до 40 минут. С такой периодичностью следует осуществлять повторные проверки уровня электролита и добавлять воду повторно при необходимости. Если на поверхности геля образовывается слой чистого дистиллята, его следует устранить, поскольку это чревато неблагоприятными последствиями для батареи. По завершению работ внутренняя часть аккумулятора снова закрывается герметически старой крышкой. Для обеспечения плотности соприкосновения ее с корпусом используется двухсторонний скотч или клеевой состав. Обратно устанавливаются и все колпачки.

Методы восстановления

Методы восстановления гелевого АКБ

В общих чертах восстановительные работы базируются на восполнении воды в гелеобразном электролите. Это осуществляется через доливку жидкости до нужного уровня. Кроме того, следует проводить зарядку батареи. В зависимости от уровня снижения напряжения на входных клеммах прибора или его технического состояния, может применяться постоянная зарядка длительное время или циклическая.

Заливка дистиллята

Процесс потери воды электролитом гелеобразной консистенции случается по простой причине выхода из полости банок водорода. В процессе заряда и разряда на электродах образовывается ток, который получается из разделения воды на гиддрооксильную группу и отдельные ионы водорода. В среде электролитической жидкости водород не может найти себе «пристанище» и вместо того, чтобы оставаться внутри, заново принимать участие в реакциях, он устремляется через резиновые клапаны наружу. Как следствие – образование воды обратно в прежнем объеме нереально, поскольку часть ее химического состава утеряна безвозвратно.

Данный процесс приводит к снижению концентрации дистиллята, что для геля грозит его высыханием и потерей свойств как электролитического материала. Во многих приборах на основе геля производитель на крышке наносит надпись «Do not open», чтобы предотвратить разрушения, связанные с разгерметизацией батареи. Но без нарушения этого правила долить дистиллят в пересушенную массу геля невозможно.

Для проведения обслуживания такого аккумулятора потребуется срывание крышки, снятия всех колпачков-клапанов. Уровень доливаемого дистиллята должен производиться несколько ниже от края горловины банки. Для улучшения равномерности впитывания воды следует пользоваться фильтрационной бумагой. При этом лучше рассмотреть состояние геля и необходимость продолжения процедуры с помощью хорошего фонарика.

ВАЖНО: Для заливки в гелевый АКБ используется исключительно дистиллированная вода. Наивысшего качества этот продукт производится в аптеке, хотя отсутствие подделок на сертифицированных точках распространения дистиллированной продукции гарантирует не меньшую заботу о высохшем геле.

Перед процессом заливки необходимо запастись обычным медицинским шприцом на 10 или 20 кубиков, резиновой грушей, защитными приспособлениями. В отличие от кислотных аналогов гелевые аккумуляторы более безопасные в обслуживании, однако не стоит забывать о мерах предосторожности со щелочами, кислотами, другими агрессивными средами.

Процесс заливки состоит из таких этапов:

  1. В медицинский шприц без иглы набирается 10-20 кубиков воды, заливается каждая отдельная банка поочередно до уровня несколько ниже горловины;
  2. Оставляется прибор в таком состоянии на 5-10 минут для впитывания дистиллята. Обычно этого хватает для впитывания необходимого количества влаги в гель;
  3. Лишняя влага, которая собирается в слой на поверхности электролита и четко отличается по жидкой структуре, устраняется обратно тем же шприцом.

СПРАВКА: Если аккумулятор был сильно разряжен, это не первое восстановление или по ряду других причин есть необходимость более длительного выдерживания с дистиллятом, следует продлить время до 30-40 минут. После этого периода вода не будет впитываться совсем, что означает максимальное насыщение структуры геля.

  1. Колпачки закрываются обратно, крышка закрывается герметично, проверяется целостность батареи;
  2. АКБ заряжается до восстановления емкостных показателей на клеммах.

Существует и другой способ восстановления гелевой батареи. Для осуществления его следует обзавестись теми же материалами и приспособлениями, что в первом случае, однако процесс несколько отличается:

  1. Открыть батарею, сняв крышку, открутив колпачки-клапаны;
  2. в шприц набирается достаточное количество дистиллята и вносится ровно по 3 кубика в каждую отдельную банку;
  3. после заливки должно пройти 5-10 минут, чтобы отделились газы и воды;
  4. Колпачки и крышка устанавливаются на прежнее место, батарея герметизируется во время этой операции;
  5. Подключается АКБ к зарядному устройству до восстановления прежних или приближенных показателей емкости.

При установке на прежние места защитных резинок необходимо обеспечить им хорошую фиксацию перед процессом зарядки.

Восстановление с помощью длительной зарядки АКБ

После доливания дистиллята в полость банок с электролитом гелеобразной консистенции необходимо провести обычную зарядку батареи. Для этого необходимо выставить на выходах зарядного устройства ток на уровне не выше 0,1 доли от емкости прибора, а вольтаж до 14,4-14,6 В. При наличии в конструкции батареи источника бесперебойного питания, можно произвести зарядку прямо в корпусе без необходимости извлечения из него. Зарядка должна производиться с отсутствием нагрузок с подключением к сети.

Если батарея в период зарядки длительное время (более 14 часов) не способна принять ток и изменить свою емкость, то необходимо подавать более высокое напряжение. На ЗУ устанавливается уровень до 20 В, что должно повысить восприятие тока прибором.

ВАЖНО: Такая манипуляция с повышением напряжения до 20 В требует постоянного контроля со стороны человека. При снижении уровня напряжения необходимо своевременно заметить сам момент, отключить зарядку и выставить новые параметры. Если это проигнорировать или попросту прозевать, существует большая вероятность безвозвратной порчи батареи. Если сила тока в несколько раз превысит допустимое значение гелевая АКБ и вовсе способна выгореть и задымиться.

При приеме тока аккумулятором следует обратно снизить подаваемое напряжение к уровню 14 В, соблюдая требования к силе тока – не более 0,1 часть от емкости АКБ. Дальнейшая зарядка производится в привычном порядке.

Циклическая зарядка

В простонародье данный процесс носит название «Раскачки». Это произошло от характера восстановления. Требуется подача высокого тока и полная разрядка батареи в несколько подходов. Это похоже на раскачивание на только что смазанных качелях, чтобы они смазывающая субстанция равномерно распределилась на металлических стыках, и они стали сами легко качаться. В случае с гелевым аккумулятором требуется при первой зарядке подавать на клеммы прибора ток с напряжением до 30 В, но не ниже 25 В.

В среднем требуется от 3 до 4 циклов такого усиленного питания. Первый и второй циклы выполняются на более высоком напряжении – до 30 В. Обязательно производить постоянный контроль за процессом. Для 3 и 4 цикла характерно снижение подаваемого напряжения вплоть до отметки 14 В. Чтобы произвести разрядку аккумулятора с гелевым наполнением следует подбирать слабую нагрузку. Отлично подходит низковватная лампочка, рассчитана на мощность до 5-10 Вт.

ВАЖНО: Автомобильные переноски лучше не использовать в качестве разгрузочного сопротивления, поскольку они часто оснащены дополнительными лампами, мощность которых достигает 50 или 75 Вт. При высокой нагрузке гелевой батареи существует риск ее поломки без возможности дальнейшего восстановления.

Важно при разрядке контролировать уровень напряжения. Он не должен опускаться ниже значения 10,5-11 В. Следует заметить, что в некоторых случаях гелевые аккумуляторы невозможно спасти даже с применением циклической зарядки. Это связано с отстранением выводов АКБ от свинцовых пластин. Отремонтировать такую батарею самостоятельно просто нереально. Решение может быть в виде двух вариантов:

  • Покупка новой батареи;
  • Использование аккумулятора с более низкими емкостными показателями.

В каких случаях восстановление АКБ невозможно

В каких случаях восстановление АКБ невозможно

Существует несколько визуальных особенностей гелевых батарей, которые говорят о невозможности восстановительной работы с ними. Прежде всего, это явные повреждения или вздутия корпуса. Тогда нарушается герметичность электролита или пластины вовсе разрушены. Проще отказаться от старого и присматриваться к вариантам новых батарей.

Признаки невозможности восстановления гелевой АКБ:

  • Несколько сразу или одна из банок с гелем вздулись. Это заметно по внешнему виду оборудования и происходит в результате отслойки геля от стенок электродов;
  • Частичное или полное разрушение свинцовых пластин. Возникает в результате проведения процесса зарядки батареи в помещении с плохой вентиляцией, длительного использования оборудования. В результате долгого и частого применения высоких токов, подогреваемых внутреннюю начинку батареи, структура пластин, электролита и стекловолокна разрушается. Самые сложные случаи при вскрытии порадуют автолюбителя угольной трухой. Чтобы диагностировать это «заболевание» следует слегка встряхнуть батарею. При наличии любого постороннего шума следует отказаться от идеи восстановления параметров.

Заключение

Гелевые аккумуляторы являются новыми и пока широко не признанными среди владельцев транспортных средств. Для тех, кто все же решился на приобретения такой батареи следует изучить основные характеристики и принципы восстановления. При бережном уходе есть возможность использовать щелочные АКБ значительно дольше, чем срок, на который они рассчитаны производителями.

Особое внимание следует уделять процессу определения невозможности восстановления. Это существенно сэкономит время и усилия. Если батарея на основе гелеобразного электролита издает при встряхивании лишние звуки или просто вздулась – следует купить новую.

Как восстановить гелевый аккумулятор: ремонт своими руками

Как восстановить гелевый аккумулятор? Здравая экономия

Владельцы скутеров и другой техники иногда задаются вопросом, как восстановить гелевый аккумулятор. На сегодняшний день такие изделия получили широкое распространение и характеризуются как надёжные и качественно изготовленные приборы. По внешнему виду они практически неотличимы от кислотно-свинцовых приборов.

Для многолетней эксплуатации таких приборов нужно соблюдать правила эксплуатации и обслуживания их, это значит, что нужно правильно заряжать и хранить такие изделия.

Как восстановить гелевый аккумулятор, полезно будет знать всем, кто заинтересован в безотказной и многолетней их службе. При выходе из строя выбрасывать такие АКБ нельзя из-за возможного экологического заражения окружающей среды тяжёлым металлом, а вот восстановить такой прибор вполне возможно. Это возможно сделать практически всем владельцам таких АКБ.

Содержание

Несколько слов об их конструкции

По принципу работы эти приборы неотличимые от свинцово-кислотных аккумуляторов. Разница заключается только в состоянии электролита. В кислотных батареях он жидкость, а гелевые аккумуляторы имеют его в виде желе. Некоторые называют такие АКБ гелиевыми, но это неправильно, так как газа в них нет. Электролит изготовлен из серной кислоты и дистиллированной воды, но доведён до состояния геля.

Промышленность освоила производство двух типов таких приборов:

  • GEL аккумуляторные батареи. В состав их электролита вводят добавку из двуокиси кремния. Эта добавка способна придать им большого циклического ресурса. Он может быть более 800 циклов заряда-разряда;
  • AGM батареи. Электролит этих батарей также кислотный, но он находится в специальных сепараторах из стекловолокна. С их помощью производится удержание электролита от растекания. Этот тип аккумуляторов полностью безопасен от наличия паров, поскольку они задерживаются сепаратором, но ресурс их несколько меньше, всего примерно 400 циклов.

Статьи по теме:

  • «Какой аккумулятор лучше гелевый или кислотный»;
  • «Какой автомобильный аккумулятор лучше купить».

Плюсы и минусы

Длительный период эксплуатации аккумуляторов, показал их возможности:

  • Имеющийся большой цикл заряда-разряда, способен обеспечить срок службы, при соблюдении правил эксплуатации, более 10 лет;
  • Им не требуется срочной подзарядки после глубоких разрядов, можно не бояться осыпания пластин сепараторов;
  • Во время простоя АКБ, её разряд происходит значительно медленнее, чем у кислотных АКБ. Год простоя такой батареи приведёт к потере ёмкости всего около 20%.
  • Вместе с тем нельзя не отметить и некоторые недостатки таких приборов:
  • Слишком высокая чувствительность к напряжению зарядки. Если величина этого напряжения превышает величину равную 14,4 вольта, возможно начало разрушения электролита, последующее восстановление которого становится невозможным;
  • Высокая чувствительность к низким температурам окружающей среды, происходит сильное застывание электролита и потеря ёмкости аккумулятором;
  • Высокая чувствительность к коротким замыканиям в электрических цепях.

Когда восстановление невозможно?

К сожалению, такие случаи бывают чаще, чем со свинцово-кислотными аккумуляторами. Такое становиться при таких условиях:

  • Произошло вздутие одной или нескольких банок батареи, такое возможно в том случае, когда происходит отслоение электролита от пластин, восстановить такое изделие невозможно;
  • Разрушились пластины АКБ. Выявить такую проблему просто, достаточно её потрясти, и будет слышен шум внутри. Такое изделие подлежит утилизации.

Как восстанавливают

Давайте более подробно рассмотрим возможности восстановления таких батарей. Для этого необходимо приготовить набор отвёрток с плоским лезвием, пинцет, медицинский шприц, дистиллированную воду и зарядное устройство. Порядок работ по восстановлению будет следующим:

  • Снимается пластиковая крышка с АКБ, в некоторых изделиях возможна установка её в отдельности на каждую банку. В таком случае удаляют их со всех банок, а потом открывают защитные колпачки;
  • Теперь следует медицинским шприцем добавить в каждую банку примерно 2-3 кубика дистиллированной воды. К её выбору нужно отнестись весьма осторожно, лучше всего приобрести в аптеках, во избежание подделок;
  • Воды нельзя заливать много, она не должна находиться там, в свободном состоянии. После заливки нужно выдержать примерно 2-3 часа и проверить состояние электролита в банках. Излишки воды откачивают шприцем, а если нужно, то добавляют;
  • Устанавливая колпачки на своё место, их нужно зафиксировать любым возможным способом;
  • Дальше следует зарядить его обычным способом, не забывая, что напряжение не должно превышать величину 14,4 вольта.

Как видите, ничего сверхсложного в этом нет, и вполне доступно любому желающему сделать такую процедуру. Мы попытались весьма доступно рассказать о том, как восстановить гелевый аккумулятор. Но лучше будет, если его владелец будет неукоснительно следовать инструкции по эксплуатации, и как можно дольше продлит ресурс АКБ.

Аккумуляторы и батареи

Информационный сайт о накопителях энергии

Восстановление гелевого аккумулятора своими руками

Эксплуатация гелевых аккумуляторов ведется в условиях, далеких от идеальных. Поэтому, утверждение, что гель не выпускает молекулы из массы, испарения нет, не соответствует действительности. Зачем же тогда на каждой банке установлены резиновые колпачки под пробками? За 2-4 года, в зависимости от условий эксплуатации, гель подсохнет, контакт со свинцовыми пластинами ослабнет. В этот момент владелец техники заметит, что заряда стало не хватать на обычный объем работы. Другой причиной потери емкости становится длительный период: разряд-ожидание подзарядки.

Как вернуть емкость гелевой АКБ

Восстановление гелевых аккумуляторов заключается в возвращении воды в электролитную массу. При этом добавляется умеренное количество жидкости, только для обеспечения полного контакта. Лишняя влага вредна.

В необслуживаемых АКБ сверху над каждой банкой есть пластиковые кружки, вклеенные заподлицо. Нужно подковырнуть их острым предметом, снять внизу резиновые пробки. В каждую банку залить по 10 миллилитров аптекарской дистиллированной воды. Жидкость должна впитаться в гель в течение нескольких часов.

До проведения операции аккумулятор должен быть заряжен полностью. После растворения геля провести разряд сопротивлением и заряд обычным способом.

Когда нельзя восстанавливать аккумулятор

Если корпус аппарата поврежден, на нем есть трещина или вздутие, восстановление гелевых АКБ невозможно. Деформация показывает, процесс химического разрушения электролита шел активно. Возможно, гель получил необратимые изменения. Вода уже не восстановит внутренний компонентный состав.

Внутри могут разрушиться пластины. Негодные банки в гелевом аккумуляторе не меняются. Убедиться, что пластины осыпались или осели можно, тряхнув корпус. Послышатся характерные звуки. Можно посветить внутрь подозрительной полости фонариком.

Трещины на корпусе или свищи привели к удалению части активной массы. Заклеив их, не восстановишь внутреннего баланса. Если трещины возникли при перемораживании аккумулятора, сам состав уже потерял свойства.

Восстановление 7 амп гелевого аккумулятора

Такие аккумуляторы относят к тяговым. То есть накопитель отдает энергию долго и равномерно. Ему не страшен глубокий разряд. Но основное использование гелевого аккумулятора 12 В 7 А в мототехнике, скутерах и лодках. Аккумулятор представляет модель необслуживаемую или с крышками, состоящую из 6 банок, общим весом около 2 кг. Изделия с явно меньшим весом имеют в каждой банке вместо трех по две пары обкладок и меньшую емкость.

Для восстановления емкости гелевого аккумулятора нужно вскрыть крышки, снять резиновые колпачки и долить 1-2 кубических сантиметра дистиллированной воды в каждую банку. При этом аккумулятор должен быть полностью заряжен. Жидкость позволит набухнуть гелю и плотнее прилегать к пластинам примерно через 4 часа. После нужно проверить, будет ли батарея воспринимать заряд. Вначале разрядить батарею до напряжения 10,5 В, потом снова зарядить. По графику на первую разрядку должно уйти 1 час, на зарядку 2, следующий цикл 3 часа зарядка и столько же разрядка. Если емкость восстановилась, провести зарядку гелевого аккумулятора до рабочего напряжения. Обслуживание батареи в дальнейшем обычное.

Совершенно разряженный гелевый аккумулятор владелец запустил с помощью толчка инвертором, пропустив ток в 150 ампер в течение 20 секунд. Но эта крайняя мера была проведена после безуспешных попыток. Выполнено увлажнение геля. Подать заряд на батарею не удалось в течение 6 часов. После использования сварочного, зарядка пошла. За 6 часов напряжение стало 12,8, скутер завелся.

Видео

Посмотрите, как своими руками вернуть емкость гелевому аккумулятору.

Восстановление гелевых аккумуляторов

Как восстановить гелевый аккумулятор? Такой вопрос возникает у собственников автомобилей, скутеров, прочей техники через 3–4 года из-за стремительной потери емкости и испарения влаги из электролита. Чаще всего вышедшие из строя АКБ заменяют новыми. Частично изношенные батареи подлежат восстановлению. Перед тем как начать процесс «реанимации» источника питания, нужно обратить внимание на ряд моментов.

Принципиальные отличия гелевых аккумуляторов

Принцип работы гелевых батарей схож с тем, который используется в кислотных герметизированных аккумуляторах. Хотя производители выделяют 2 отличия.

Электролит представлен в виде геля, состоящего из дистиллированной воды, серной кислоты. Поэтому АКБ и получила такое название. Некоторые автомобилисты называют аккумуляторы гелиевыми. Это неправильно, поскольку для их заправки применяется не газ.

Недопустим и перезаряд гелевой батареи, приводящий к стремительной потере емкости. Зарядное напряжение лучше поддерживать на уровне 14–16 В.

Среди положительных качеств выделяют:

  • Глубокую подзарядку аккумулятора осуществлять не нужно. Ведь скорость восстановления заряда не влияет на состояние пластин электродов.
  • Минимальные потери энергии (не более 20%) в состоянии покоя.
  • Количество циклов заряда-разряда увеличено. Поэтому допускается более активная эксплуатация.

Как проверить гелевый аккумулятор?

Восстановление эксплуатируемых гелевых аккумуляторов – процедура, требующая определенных усилий. Поэтому необходимо точно знать, в каких случаях приступать к ней нецелесообразно.

  1. Вздутие банок. Возникает такой эффект из-за отслоения геля от свинцовых пластин. Такую батарею оживить или реанимировать невозможно. Определить недочет можно во время осмотра.
  2. Нарушение целостности пластин. Внутреннее содержимое банок разрушается под воздействием высоких температур, а также при подаче чрезмерного большого зарядного напряжения. Проверить аккумулятор можно, заглянув внутрь через предварительно сформированное отверстие. При полном или частичном разрушении пластин, стекловолокна проблема выявляется на слух. Если при тряске слышен шум, то гелевую АКБ необходимо утилизировать.

Если видимые дефекты не установлены, то нужно подготовить прибор для проверки. Для этих целей подходит вольтметр, дополненный нагрузочной вилкой. Для того чтобы получить точные значения, нужно:

  1. Установить значение напряжения на клеммах.
  2. Подключить нагрузку.
  3. В течение 3–4 секунд имитировать работу стартера.
  4. Оценить скорость восстановления напряжения.

Если ток падает достаточно быстро, то срок эксплуатации АКБ подходит к концу. Выявить неисправность можно, обратив внимание на скорость зарядки. К примеру, новый гелевый аккумулятор заряжается достаточно долго. Для зарядки старой АКБ требуется значительно меньше времени.

Своевременно выявить проблемы несложно. Для этого требуется качественное обслуживание гелевых аккумуляторов, выполнение рекомендаций производителей.

Как проводится восстановление аккумуляторной батареи?

Несмотря на то, что гелевые АКБ относят к необслуживаемым изделиям, можно попробовать их оживить в домашних условиях. Для восстановления нужно подготовить такой перечень предметов:

  • Дистиллированная вода. Ее лучше приобретать в аптеке. Ведь в магазинах нередко продают недостаточно хорошо очищенную жидкость.
  • Пинцет.
  • Шприц.
  • Отвертки.
  • Зарядное устройство.

Просмотрите видео про восстановление гелевого акб.

Контроль количества электролита – первый этап

Хотя компании-производители и отмечают, что уровень геля в АКБ автомобиля остается неизменным даже через несколько лет, постепенно он высыхает. И чаще всего такой эффект наблюдается, если периодически подается чрезмерно большой ток зарядки.

Для восстановления уровня электролита аккуратно демонтируется крышка и колпачки. Для этих действий потребуется пинцет или отвертки. Заливать электролит необходимо постепенно. Важно следить за тем, чтобы пластины были полностью покрыты жидкостью.

Дистиллированная вода впитывается в гель за 30-40 минут. Именно через такой временной промежуток и нужно проверять остаток, доливать жидкость. Всю лишнюю воду обязательно удаляют, а колпачки с крышкой устанавливают обратно. Для дополнительной фиксации используются клеевые составы, двусторонний скотч.

Следующий этап – зарядка гелевого аккумулятора

К зарядке гелевых аккумуляторов своими руками можно приступать через несколько часов после заливки дистиллированной воды. Перед данной процедурой на крышку батареи стоит расположить груз, чтобы она не слетела под действием избыточного давления. Основная причина его возникновения – образование определенного количества водорода внутри банок.

Изначально подается напряжение в 14–15В. Это действие выполняется до тех пор, пока гелевый акб начнет потреблять ток. На это требуется около 14 часов. Если по истечению этого периода аккумулятор не зарядился, то напряжение необходимо повысить до 20 В.

Как только напряжение увеличено, отходить от заряжающегося устройства нельзя. Как только пойдет ток, нужно постепенно снижать напряжение до 14В и заряжать до полного восстановления. В противном случае, можно не только испортить АКБ, но и спровоцировать пожар, задымление.

Цикличная зарядка при полной потере емкости

Для раскачки восстанавливаемой гелевой АКБ используется и другой подход. Суть его заключается в выполнении 3–4 циклов зарядки и разрядки с установленной периодичностью.

Первые два цикла выполнятся под довольно высоким напряжением (около 25–30В). При этом процесс должен постоянно контролироваться. Во всех последующих циклах требуется ступенчатое понижение напряжения до 14 В.

Для разрядки батареи необходимо использовать минимальную нагрузку. Для этих целей отлично подойдет небольшая лампочка (на 5–10 Вт). Не допускается применение автомобильных переносок, которые дополнены лампочками по 50, 75 Вт. Ведь это приводит к полному выходу из строя аккумуляторной гелевой батареи. В процессе разрядки необходимо следить за тем, чтобы напряжение не падало ниже 10,5–11 В.

Иногда даже циклическая зарядка не способствует восстановлению гелевого аккумулятора. Отсутствие возможности эксплуатации обусловлено отхождением выводов от свинцовых пластин. Самостоятельный ремонт такой батареи невозможен. Есть два выхода из сложившейся ситуации:

  • Использование АКБ с меньшей емкостью.
  • Приобретение нового аккумулятора с характеристиками. В технической документации прописываются параметры.

Целесообразно ли «оживлять» гелевую АКБ?

Восстанавливать гелевый аккумулятор стоит лишь в случае, когда частично или полностью высох гель. Процедура оживления включает заливку дистиллированной воды. Для этих целей применяется шприц.

Ремонт не выполняется, если повреждены пластины, нарушены контакты. При обнаружении таких дефектов выполняется утилизация старой батареи.

Гелевый аккумулятор – это относительно новое устройство, имеющее преимущества и недостатки. Их изучение и учет избавит от проблем и сложностей, связанных с эксплуатацией, восстановлением.

Интересные видео про зарядку гелевого акб


Восстановление гелевых аккумуляторов — Лада мастер

Гелевые аккумуляторные батареи уже давно не новость, они неплохо зарекомендовали себя во многих сферах и применяются как в быту, так и энергоснабжения самых разнообразных промышленных устройств. Практика использования гелевых АКБ в автомобилях показала, что кроме их безусловных преимуществ, существует ряд ограничений по применению, зачастую несовместимых с эксплуатацией автомобиля.

Содержание:

  1. Зачем нужны свинцово-гелевые АКБ
  2. Что такое гелевый аккумулятор
  3. Типы и достоинства гелевых АКБ
  4. Причины выхода из строя
  5. Методика восстановления герметичных гелевых АКБ

Зачем нужны свинцово-гелевые АКБ

скупка аккумуляторов

скупка аккумуляторов

Восстановление гелевых аккумуляторов, как технологический процесс, довольно несложная задача, однако не каждую батарею удается спасти. Они стали рассматриваться как альтернатива классическим аккумуляторным батареям по ряду причин, привлекательных с точки зрения потребителя:

  • Гелевая АКБ может выдавать довольно большие показатели по току.
  •  Компактность.
  •  Высокая емкость, как основная, так и резервная.
  •  Безопасность. В результате их работы не выделяется газ, при повреждении корпуса нет опасности утечки электролита, что дало возможность размещать их даже в салоне автомобиля.
  •  Выносливость. Гелевые АКБ могут выдержать гораздо больше циклов зарядки/разрядки.
  •  Гелевые АКБ не боятся глубокого разряда.Цена гелевого АКБ в разы выше свинцово-кислотногоЦена гелевого АКБ в разы выше свинцово-кислотного

Тем не менее, такой тип аккумулятора стоит гораздо дороже классического, а это и есть основная причина того, что их замена довольно проблематична с финансовой точки зрения. Цена гелевого АКБ в разы выше свинцово-кислотного. Поэтому чаще всего стоит вопрос о восстановлении их работоспособности, чем об их замене.

Что такое гелевый аккумулятор

Гелевый аккумулятор — это по сути тот же свинцово-кислотный, но разница между ними в том, что электролит в классических батареях работает в жидком виде, в то время как в гелевом, исходя из названия, вместо жидкого электролита применяется густой гель.

Гелевый аккумулятор — это по сути тот же свинцово-кислотныйГелевый аккумулятор — это по сути тот же свинцово-кислотный

Для того чтобы густая масса смогла работать, как обычный электролит, необходимо придать ей те же характеристики, чтобы при помещении в пространство между свинцовыми пластинами, он так же как и жидкость, способствовал нормальному проведению процесса выработки электричества и так же мог принимать заряд.

Типы и достоинства гелевых АКБ

Гелевые аккумуляторные батареи уже давно не новостьГелевые аккумуляторные батареи уже давно не новость

Есть два способа получения вещества гелеобразной консистенции со свойствами жидкого электролита:

  1.  Добавление в обычный жидкий электролит кремниевых соединений. Технология называется Gelled Electrolyte. Это исключительно химическая технология и она пока не получила такого распространения, как вторая.
  2.  Технология AGM, absorbed glass mat. Наиболее выигрышный метод получения геля из электролита физическим путем — электролит помещают в среду пористого стекловолокна, которое впитывает жидкость. В результате получают густую гелеобразную массу.Основное достоинство — независимость от положения батареиОсновное достоинство — независимость от положения батареи

Основное достоинство таких аккумуляторов — независимость от положения батареи. Гель никогда не растечется даже при повреждении банки и АКБ будет работать при любом положении аккумулятора. Но основная их проблема в том, что при превышении зарядного напряжения, они быстро теряют емкость.

УстройствоУстройство

Причины выхода из строя

Отсюда исходит первая проблема, которая может привести к тому, что АКБ выйдет из строя и его придется восстанавливать — превышение зарядного напряжения. Электрооборудование автомобиля не настолько совершенно, чтобы ограничивать ток в очень точных пределах. Но это самый нежелательный исход событий. Наиболее распространенный случай — выход батареи из строя после сильной потери заряда.

Выход батареи из строя после сильной потери зарядаВыход батареи из строя после сильной потери заряда

 

Если же батарея перестала работать из-за глубокого разряда, при длительном простое, ее можно восстановить, заряжая большими токами, но напряжение не должно превышать 14,4 В. При этом необходимо следить за температурой корпуса. Если она поднимется выше 45-48 градусов, зарядку необходимо прекратить или же понизить ток. После охлаждения батареи можно попытаться продолжить заряд до тех пор, пока напряжение на клеммах не начнет расти.

Методика восстановления герметичных гелевых АКБ

При перезарядке гелеобразная масса закипает и отслаивается от свинцовых пластинПри перезарядке гелеобразная масса закипает и отслаивается от свинцовых пластин

Гораздо хуже обстоят дела, если батарея перезаряжена. В этом случае АКБ может спасти только хирургическое вмешательство. Дело в том, что при перезарядке гелеобразная масса закипает и отслаивается от свинцовых пластин. Это необратимый процесс, однако в том случае, когда батарея имеет неразборный корпус. Во-первых, сложность заключается в том, что никто толком не знает состав геля, поскольку каждый производитель вносит в него свои патентованные коррективы. Во-вторых, не каждая герметичная батарея позволит безболезненно себя вскрыть. Это тоже нужно учитывать и внимательно осматривать корпус.

Добавлении обычного жидкого электролита в каждую из банокДобавлении обычного жидкого электролита в каждую из банок

Если же осмотр показал, что вскрытие возможно без нанесения непоправимых повреждение корпусу, есть шанс, что при добавлении обычного жидкого электролита в каждую из банок в количестве 1-1,5 мл сможет разбавить гель и после этого можно попробовать начать заряд. Естественно, что никаких гарантий на восстановление АКБ нет и все попытки носят исключительно экспериментальный характер.

Высокая емкостьВысокая емкость

Тем не менее, попытка — не пытка, и мы надеемся, что ваша батарея получит вторую жизнь. Удачных экспериментов и стабильной емкости батарей!

Восстановление гелевых аккумуляторов | RadioNic.ru

john 17 сентября, 2015 — 00:55

Гелевые аккумуляторы довольно широко применяются в самых различных областях. Это и источники бесперебойного питания, различные игрушки, в общем они уже довольно плотно вошли в нашу жизнь, мы например используем 6-ти и 12-ти вольтовые аккумуляторы на занятиях радиокружка, в качестве безопасных источников питания. Это довольно удобно, во-первых одной зарядки надолго хватает, во-вторых, в итоге это гораздо дешевле чем постоянно покупать батарейки, ну и конечно же безопасность, наверное важнейший критерий при работе с детьми. В отличии от обычного, классического свинцово-кислотного аккумулятора, в котором между положительными и отрицательными пластинами ток протекает по электролиту — водному раствору кислоты, в гелевых аккумуляторах электролитом является гель, по сути, тот же самый электролит но сгущенный до состояния геля. Это имеет ряд преимуществ, например, такой аккумулятор практически не выделяет вредных испарений, в отличии от своего свинцово-кислотного собрата, пары кислорода и водорода удерживаются внутри геля, реагируют и превращаются в воду, которая снова впитывается гелем. Кроме того, гель смазывает пластины, так что активная масса не стекает, а его повышенное сопротивление разрядным токам препятствует образованию вредных не разрушаемых веществ — сульфатов свинца. Но есть и недостаток, такие аккумуляторы являются необслуживаемыми аккумуляторами. Но как и любой другой аккумулятор – со временем они начинают терять емкость, и часто после этого просто выбрасываются. Но несмотря на то, что эти аккумуляторы являются необслуживаемыми – их все-таки можно обслужить, а учитывая то, что цена нового аккумулятора сегодня весьма существенна, восстановление таких аккумуляторов становиться весьма актуальной задачей.

В принципе, процесс восстановления уже много где описан, суть его сводится к тому, то в процессе эксплуатации – гель все-таки высыхает, несмотря на рекомбинацию газов – они все-таки испаряются, и суть процесса восстановления сводится к восстановлению геля, путем добавлению воды,  точно также как и в свинцово-кислотный аккумулятор. Но процесс этот несколько сложнее, а сами АКБ намного капризнее. 

Попробую рассказать о своем опыте восстановления гелевых аккумуляторов.

 Внешний осмотр. Не все аккумуляторы можно восстановить. Если на корпусе аккумулятора есть трещина или при потряхивании внутри аккумулятора что-то «брякает» — такой аккумулятор скорее всего восстановить уже не получится. Далее, если остаточное напряжение на клеммах аккумулятора менее 30%, то скорее всего его также восстановить не получится, хотя попробовать конечно можно. Идеальными для восстановления являются аккумуляторы с целым корпусом, внутри которых «не брякает» и остаточное напряжение более 30% (лучше если 60%).

 Разборка.  АКБ закрыт крышечкой, которая легко снимается с помощью острого шила или тонкого ножа. У 6-ти вольтовых АКБ – одна крышечка, у 12-ти вольтовых – шесть. Под крышечками резиновые пробки, закрывающие заливные отверстия — снимаются обычным пинцетом.

 Заливка воды. Вода нужна дистиллированная и только она, водопроводная не годится. Воду можно приобрести в аптеке или в любом магазине для автолюбителей. Заливается с помощью шприца через заливное отверстие. И вот тут есть несколько методик, я попробовал их все, и особой разницы не увидел:

  • Заливаем “банки» полностью, даем постоять 5-10 минут, затем сливаем всю воду. За 5-10 минут гель должен набрать нужное количество воды, кто-то рекомендует подождать 30 минут. Закрываем колпачки и ставим АКБ на зарядку.
  • Заливаем в каждую банку ровно по 3 мл воды. Закрываем колпачки и сразу ставим АКБ на зарядку.
  • Заливаем воду пока вода не закроет пластины, но не до краев, и ставим на зарядку. Колпачки не закрываем, так как лишняя вода и газы будут выходить. После зарядки закрываем колпачки. 

Зарядка.

Заряжать батареи нужно током равным 10% от емкости аккумулятора. Для 7-ми амперных это 0,7A. Напряжение заряда должно быть чуть выше, величина напряжения написана на корпусе АКБ, (Cycle use) для 12-ти вольтовых АКБ это 14-14,2 В, для 6-ти вольтовых 7,2-7,5 В. Я использовал зарядное устройство на L200C:

http://msevm.com/2015/L200C/index2.htm

При первом подключении к зарядному устройству, потерявший ёмкость из-за высыхания связанного электролита, аккумулятор не будет потреблять ток, поэтому на амперметр сначала ориентироваться не нужно. Через некоторое время «изголодавшийся» аккумулятор постепенно начнет потреблять ток, если это произошло – заряжаем, пока напряжение на АКБ не достигнет 12,6-12,8 для 12-ти вольтовых или 6,75-6,9 для 6-ти вольтовых (Standby use). 

Заряжать придётся долго – не менее 10 часов, но если после 10 часов батарея так и не стала потреблять ток – поднимаем напряжение до 10-ти вольт (для 6-ти вольтовых) и до 20-ти вольт (для 12-ти вольтовых). И теперь придется очень внимательно следить за аккумулятором , так как в случае восстановления электролита ток через батарею пойдёт слишком большой, что сначала приведет к нагреву, затем это может попросту «убить» аккумулятор. В момент, когда аккумулятор начнёт принимать ток, напряжение на нём начнёт быстро падать.

 После первой зарядки, следует разрядить аккумулятор, подключив небольшую нагрузку, скажем лампочку мощностью 5-10 Вт, при этом слдедует следить за напряжением на клеммах АКБ, оно не должно опуститься более чем на 20%. После чего аккумулятор следует снова зарядить. Таких циклов можно сделать несколько, после чего поставить аккумулятор на длительную зарядку малым током, 0,05-0,1 от емкости аккумулятора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *