Разное5W30 или 5w40 в чем отличие – Какое масло лучше — 5W30 или 5W40 зимой: в чем разница, расшифровка масла, какое масло гуще

5W30 или 5w40 в чем отличие – Какое масло лучше — 5W30 или 5W40 зимой: в чем разница, расшифровка масла, какое масло гуще

Содержание

Моторные масла 5w30 и 5w40

Многие водители не знают, в чем разница моторного масла 5w40 и 5w30, и какое из них лучше подходит для двигателя их автомобиля. На самом же деле основное отличие заключается в разнице вязкости масла, и их работе при низких и высоких температурах. Поэтому вопрос “какое масло лучше?” некорректен. Гораздо важнее знать свойства перечисленных моторных масел и их тип (синтетическое или полусинтетическое), а также рекомендации касательно применения для двигателя вашего авто. Это обеспечит нормальную работу мотора при любых условиях эксплуатации.

О чем мы расскажем:

Масла 5W30 и 5W40

Маркировка масел

В первую очередь необходимо разобраться, что означают символы, изображенные на канистрах с моторным маслом. Они указывают на его вязкостно-температурные свойства в соответствии с международным стандартом SAE J300. По нему всесезонные масла, к которым и относятся типы 5w30 и 5w40, обозначаются двумя числами. Расскажем о расшифровке масел:

  • Первая цифра “5” означает, что масло может быть использовано при минимальной температуре —30°С. При этом значение максимальной вязкости для проворачивания будет 6600 мПа·с. А значение максимальной вязкости для прокачиваемости — 60000 при температуре —35°С. Что касается высокотемпературной вязкости, то при +100°С ее минимальное значение будет равно 3,8 мм²/с.
Зависимость вязкости от температуры

Зависимость кинематической вязкости масел от температуры

  • Число “30” говорит нам о вязкости масла при высоких температурах. В частности, масло с таким обозначением имеет минимальную вязкость 9,3 мм²/с, а максимальную — до 12,5 мм²/с. Также масло характеризуется таким понятием, как HTHS — High Temperature High Shear Rate. Оно определяет прочность масла на сдвиг при высоких температурах, то есть стабильность вязкостной характеристики. В частности, у масел с числом “30” в маркировке HTHS значение равно 2,9 мПа·с при температуре окружающей температуры +150°С, и скорости сдвига 1/1000000 секунды.
  • Что касается числа “40”, то его расшифровка аналогична. Масло 5W-40 обладает высокотемпературной вязкостью в пределах 12,5…16,3 мм²/с, а значение HTHS составляет те же 2,9 мПа·с при температуре окружающей температуры +150°С, и скорости сдвига 1/1000000 секунды.

Буква W в обозначении масел означает английское слово Winter, что переводится как зима. То есть, масла считаются всесезонными.

Однако приведенные физические параметры мало что говорят рядовому автовладельцу. Постараемся перевести эти факты на более понятный язык.

Характеристики моторных масел

В физико-химическом анализе моторного масла присутствуют: индекс вязкости, зольность, щелочное числа и другие показатели. О чем это говорит? Рассмотрим влияние основных технических характеристик на качество и свойства смазки двигателя

Подробнее

 

В чем разница между маслами 5w30 и 5w40

Из приведенной выше справочной информации становится понятно, что основное отличие 5w30 от 5w40 — это высокотемпературная вязкость. То есть, масло 5w40 может работать при более высоких температурах, обеспечивая нормальные рабочие характеристики мотора. В остальном же эти масла обладают одинаковыми характеристиками, поэтому при определенных условиях их можно считать взаимозаменяемыми.

Значение вязкости масла при разных температурах критически важна для двигателя. Именно поэтому малейшее отклонение от рекомендованных производителем норм может привести к тому, что мотор будет работать не в оптимальных для себя условиях, а это является прямым путем к его значительному износу и быстрому выходу из строя.

Однако дело не только в вязкости. На выборе марки масла также зависят допуски, на которые оно рассчитано работать в двигателе. Однако лучше объяснить на примерах.

Температура масла

Температурный рабочий диапазон масел

Так, если двигатель вашего автомобиля рассчитан на использование моторного масла 5w30, а вы по каким-то причинам залили 5w40, то таким образом, возрастет нагрузка на масляный насос, а также увеличится трение между металлическими парами, поскольку при одной и той же температуре масла будут иметь разную вязкость, а значит, покроют детали защитными пленками разной толщины. Кроме этого, в таком случае снизится потребление масла в системе, что вредно для движущихся частей мотора, так как по этой причине возникнет масляное голодание и чрезмерный износ двигателя.

Если же двигатель, наоборот, рассчитан на 5w40, а вы залили 5w30, то для него такое масло будет слишком жидким. Пленка будет плохо держаться на рабочих поверхностях, из-за чего двигатель будет работать с чрезмерным износом.

Отвечая на вопрос, какое масло гуще 5w30 или 5w40, стоит добавить, что при рабочей температуре двигателя +120°С…+140°С вязкость у масла 5w40 приблизительно в полтора раза выше, чем у 5w30.

Большинство современных производителей легковых машин рекомендуют использовать для двигателей масла с маркировкой 5w40. Его вязкость и допуски считаются усредненными. Если же вы являетесь обладателем новой машины, или ее двигатель недавно прошел капитальный ремонт, то некоторое время можно пользоваться 5w30. А если у вас старенькая машина с большим пробегом, то лучше заливать в двигатель масла 10w40. Оно обеспечит лучшую работу силового агрегата и не будет подтекать.

Наглядная демонстрация отличий вязкости масел при тесте на морозе

При обсуждении разницы в свойствах масел порой возникает интересный вопрос о том, можно ли залить масло 5w40 вместо 5w30? Поскольку первое более густое, то делать это можно лишь в случае, если позволяет конструкция двигателя (масляные каналы достаточно широкие). Например, некоторые моторы Ford обладают тонкими каналами, и для них такое смешение недопустимо. Масляному насосу будет очень тяжело прогнать состав через них. А это приведет к значительному износу насоса и масляному голоданию двигателя. А вот обратная процедура, то есть, 5w30 вместо 5w40 допускается. Но в любом случае вам нужно знать нюансы устройства двигателя или проконсультироваться с работником СТО.

Что касается вопроса о том, чем отличается 5w40 от 10w40, то как понятно из приведенной выше расшифровки у них разное нижнее (зимнее) значение текучести. Масло с маркировкой 5w40 предназначено для эксплуатации в более морозную погоду (до —30°С, в то время, как 10w40 — лишь до —25°С). Верхние пределы их рабочих характеристик одинаковы. Видно, что лучше 5w30 или 5w40 зимой обладают более подходящими характеристиками, чем 10w40.

Если у вас машина с турбонаддувом, то для нее необходимо масло 5w40, если не указана другая информация в сервисной книжке.

Еще одно отличие масел 5w30 и 5w40 заключается в длине синтетических цепочек, являющихся их основой. И чем больше разница между зимним и летним температурным коэффициентом в обозначении (в нашем случае это 5w40), тем эти цепочки длиннее. А чем они длиннее, тем на меньшее время эксплуатации рассчитано моторное масло.

Соответственно, масло 5w40 необходимо менять чаще, чем масло 5w30.

Можно ли смешивать 5w30 и 5w40

Можно ли смешивать между собой масла

У многих водителей в силу разных обстоятельств возникает естественный вопрос — можно ли смешивать масла 5w30 и 5w40? На этот счет у специалистов существует много разных мнений, зачастую противоречивых. Забегая наперед, скажем, что смешивать их можно, однако делать это стоит лишь в крайних случаях и пользоваться машиной на такой смеси недолго.

Разница в вязкости 5w30 и 5w40 невелика. А это означает, что при прочих равных в среднем температурном режиме двигатель при смешении двух масел не получит повреждений от значительного износа. Каждый производитель моторных полусинтетических и синтетических масел делает свои продукты на основе так называемого базового масла и присадок. И если базовое масло у всех приблизительно одинаковое, то что касается присадок, то они могут отличаться, хоть и незначительно. Однако оригинальные масла известных торговых марок, которые соответствуют американскому стандарту API и европейскому ACEA, всегда совместимы друг с другом! Дело в том, что такое требование прописано непосредственно в этих стандартах, и если оно не будет учтено, то их производители попросту получат запрет реализации своей продукции на рынке.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что если смешать 5w30 и 5w40 даже разных марок — то ничего страшного не случится. Вы можете даже попарно смешивать минеральное, полусинтетическое и синтетическое масла.

Однако помнить, что подобное смешивание допустимо лишь для непродолжительных поездок, и в случае крайней необходимости. Особенно это касается смешения минерального и синтетического масел. А на постоянной основе необходимо заливать в двигатель состав, рекомендованный производителем вашего авто.

Также не забывайте вовремя менять масло в двигателе вашего авто. Обычно это делают через каждые 8…12 тысяч километров пробега в зависимости от режима эксплуатации машины.

Масло 5w30 синтетика или полусинтетика

Как отличить оригинальное моторное масло

Маркировка масел по вязкости касается всех составов, независимо от их происхождения. То есть, вязкость синтетического и полусинтетического масла 5w30 будет одинакова (при условии, что вы купите оригинальное масло от хорошего производителя, а не подделку).

В настоящее время большинство автолюбителей используют полусинтетические масла. Это обусловлено тем, что их характеристики подходят для большинства современных двигателей, а стоят они гораздо дешевле полностью синтетических аналогов. Однако существует еще одна классификация, на которую необходимо обращать внимание при выборе масла. Речь об API — стандарте, созданном Американским институтом нефти, ASTM и SAE. В соответствии с ним существует 12 категорий масел для бензиновых двигателей, из которых на сегодняшний день актуальны лишь 4.

КатегорияОбласть использования
SJДля двигателей, выпущенных после 2001 года.
SLДля двигателей, выпущенных после 2004 года.
SMДля двигателей, выпущенных после 2010 года.
SNВведена в октябре 2010 года и подходит для всех современных двигателей.

Аналогично для дизельных двигателей существует 14 классов, из которых на сегодняшний день актуальны лишь 6. Среди них:

КатегорияОбласть использования
CFПредставлен в 1990 году.
CGПредставлен в 1995 году.
CHПредставлен в 1998 году. Масла используются для четырехтактных дизельных двигателей. Соответствует экологическим требованиям того же года.
CIВведен в 2002 году. Масла имеют моюще-диспергирующие присадки.
CI PlusБолее улучшенный вариант CI
CJДействует с 2006 года. Масла предназначены для тяжелонагруженных дизельных двигателей.

Поэтому, если вы являетесь обладателем автомобиля, относящегося к среднему или бюджетному ценовому классу, то для вас не имеет смысла заливать в двигатель полностью синтетическое масло. Целесообразнее и дешевле будет воспользоваться полусинтетикой. Но если у вас дорогой автомобиль (представительского класса, спортивный и так далее), то без “синтетики” вам не обойтись. Тем более, если такие требования указаны производителем.

Итоги

Основное отличие масел типов 5w30 и 5w40 заключается в их вязкости. В частности, в высокотемпературной, поскольку в условиях мороза масла ведут себя одинаково. Поэтому выбирать то или другое масло необходимо, во-первых, из рекомендаций производителя, во-вторых, из того, насколько у вас жаркое лето, а в-третьих, от изношенности (пробега) двигателя. Если вы живете в южных районах нашей страны, то можете использовать 5w40 на лето из-за того, что оно обладает большей вязкостью при высоких температурах. То же касается и случая, если пробег вашего авто составляет более 150 тысяч километров или скоро планируется “капиталка”, так как допуски двигателя со временем увеличиваются, и для него более оправдано использование масла 5w40 вместо 5w30. Ведь густая консистенция обеспечивает более толстую пленку и лучшее смазывание. Главное, не забывайте вовремя менять моторное масло и придерживаться рекомендаций автопроизводителя. А как вы думаете, какое масло лучше 5w30 или 5w40? Пишите в комментариях свои соображения…

Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!

etlib.ru

Вязкость 5w-30 или 5w-40 — в чем разница, какое лучше?

Разберемся в отличиях масел с маркировкой SAE 5W-30 и 5W-40 на канистре, какое выбрать, можно ли заменить одно другим. Продолжаю цикл статей по сравнению масел разной вязкости.

Содержание статьи:

Чем отличается 5w-30 от 5w-40 — технические характеристики

Любая разница между маслами по классификации SAE заключается в вязкости. В данном случае низкотемпературный показатель одинаковый, а высокотемпературный параметр нет, значит разница в вязкости будет. 5W-30 имеет кинематическую вязкость при 100℃ в пределах 9,3-12,5 мм2/с, 5W-40 – 12,5-16,3.

Следует понимать, что данная классификация хоть и воспринимается как некий климатический указатель на использование масла, но в целом это просто вязкость, то есть SAE показывает, насколько легко масло будет прокачиваться по каналам, какой толщины масляная пленка образуется на деталях, при какой температуре ниже нуля мотор безопасно запустится и многое другое. Эта характеристика очень важна из-за разницы в параметрах различных двигателей, например, некоторые модели имеют очень тонкий и длинный масляный канал, прокачать по которому вязкое масло насос просто не сможет. Поэтому сравнивать масла по SAE в контексте какое из них лучше категорически нельзя.

Зачастую масла с такой вязкость это синтетика, реже встречается полусинтетика. Чтобы более наглядно показать разницу между указанными вязкостями, возьмем за основу обсуждения синтетические масла.

Сравнение лабораторных тестов 5W-30 и 5W-40

Для примера возьмем синтетические масла отечественного производителя Лукойл Люкс:

Характеристика5W-305W-40
Кинематическая вязкость при 40°С55,9879,21
Кинематическая вязкость при 100°С10,1313,37
Температура застывания-44℃-44℃
Температура вспышки232235
Динамическая вязкость CCS при -30℃40405490

Из сравнительной таблицы очевидна разница между маслами, которая будет в принципе у любых смазок обсуждаемой вязкости, если сравнивать их между собой. Вязкостные характеристики при 40℃ и при рабочей температуре различаются разительно. При этом температурные показатели нет. Ну и само собой разумеется, что более густое 5W-40 показало большую динамическую вязкость. Так что, если выбираете масло для зимы и выбор стоит между этими двумя SAE, то конечно же лучше остановиться на 5W-30, но изучив технические характеристики торговой марки, на которую падает выбор. Только указание SAE не является истиной в последней инстанции, показатели могут варьировать в разрешенных классификациями пределах.

5W-30 или 5W-40 – что лучше?

Как я уже сказал выше, нельзя рассматривать эти масла с такой точки зрения – это лучше, а это хуже. Руководствуемся рекомендациями производителя двигателя, какая вязкость там указана, ту и льем. Обычно указываются две цифры, между которыми и можно выбрать менее вязкое для зимы или более вязкое, если есть такая необходимость.

Что еще нужно понимать, повторюсь, SAE не является точным эталоном и допускает плаванье показателей в установленных пределах, особенно заметно это на примере низкотемпературных характеристик. Многое зависит и от состава масла. К примеру, синтетика 5W-40 может иметь более низкий порог замерзания, чем масло другого производителя, изготовленное по другой технологии, но с такой же вязкостью по SAE.

В некоторых случаях водители увеличивают вязкость масла, чтобы уменьшить его расход – это делать можно, но как временную меру, в конечном итоге все равно нужно разбираться, в чем причина повышенного расхода, и морально готовиться капиталить мотор, если по километражу он уже отработал назначенный ему ресурс.

Какое масло лучше зимой – 5W-30 или 5W-40

В конкретном примере с Лукойл Люкс, которое сравнивал чуть ранее, лучшим выбором будет 30ка из-за более низкого показателя динамической вязкости. По температуре замерзания масла аналогичны. Но при этом масло с более высоким «летним» индексом будет лучше сопротивляться течению при достижении рабочей температуры за счет более высокой кинематической вязкости при 100℃. Вот такое сравнение и нужно делать при выборе масла для зимы – не опираться только на SAE, а сравнивать все технические характеристики.

Можно ли смешивать 5W-30 и 5W-40

Смешивать можно, но в редких случаях, используя масло одной торговой марки и не злоупотребляя такими смешиваниями. При этом нужно понимать, что вязкость масла упадет или поднимется, в зависимости от количества долитого масла. То есть, если смешать указанные вязкости 50 на 50, в результате получим усредненное значение 5W-35. Учитываем и состав масла – синтетика, полусинтетика или минералка. Более подробно смешивание масел я уже рассматривал ранее в другой статье.

Видео о разнице 5W-30 и 5W-40

Последствия использования масла неправильной вязкости

Понять последствия неправильного выбора масла по вязкости можно на примере двигателей последних поколений. Современные требования в автомобилестроении заключаются в снижении расхода топлива, повышении литровой мощности и максимальном крутящем моменте. Чтобы соответствовать этим требованиям, производители силовых агрегатов уменьшают зазоры между деталями цилиндро-поршневой группы и вносят другие конструктивные изменения. Такие изменения требовательны и к используемым маслам – сниженные зазоры требуют стабильности при высоких температурах и быстрой прокачиваемости при низких, потому для новых моторов используются масла 0W-30, 0W-40 и т.д.

Если залить в такой двигатель, к примеру, масло для гоночных автомобилей 15W-50, если уж впадать в крайности, образуемая им пленка будет слишком толстой и просто не сможет проникнуть в промежутки между кривошипным и коренным подшипником во время их работы. То есть местами наступит масляное голодание, металлические детали будут тереться друг от друга без оберегающего их слоя смазки. Как результат – повышенный износ и сниженный ресурс работы двигателя. Сразу эти изменения могут быть не заметны, если не проводить анализ отработки масла на предмет обнаружения в нем веществ, говорящих об износе двигателя, но со временем и без анализов двигатель подаст сигнал о повышенном износе.

Использование менее вязкого масла тоже чревато последствиями. Во время пуска двигателя, когда детали еще не набрали рабочую температуру и зазоры между ними большие, менее вязкое масло образует слишком тонкую пленку, которая не в состоянии справиться с создавшейся нагрузкой и пробивается. Результат тот же, что и в первом случае – масляное голодание и слишком быстрый износ мотора. Вывод – льем рекомендованные вязкости и не экспериментируем.

maslo.expert

Моторное масло 5w30 и 5w40 в чем разница этих вязкостей

Среди синтетических масел популярны два вида вязкостей: масло 5w30 и 5w40. Выбор между этими двумя видами зависит от пробега автомобиля. В чем же основные отличия моторного масла  5W30 и 5W40 и почему они популярны у производителей оригинальных и неоригинальных масел.

Значение маркировок 5W30 и 5W40

Масло в двигатель марок 5W30 или 5W40 несет в себе информацию о вязкостных и температурных параметрах, установленных для транспортных средств Содружеством автотранспортных инженеров (SAЕ Intеrnаtionаl).

Согласно стандарта SAЕ, масло может быть летним, зимним или всесезонным. Летние масляные растворы маркируются цифрой, например, SAЕ 30. Летние растворы делятся на пять марок: 20, 30, 40, 50 и 60.

Зимние масляные жидкости имеют буквенно-цифровую маркировку, к примеру, SAЕ 5W. Литера W, от английского слова wintеr, означает – зима. Существует шесть марок зимних жидкостей: 0W, 5W, 10W, 15W, 20W 25W.

Всесезонные смазочные растворы имеют комбинированное обозначение. Таким примером могут быть смазки SAЕ 5W30 и SAЕ 5W40.

Какое значение несут маркировки 5W30 и 5W40? Цифры 5, 30 и 40 означают температуры, при которых смазка может применяться, и показатели вязкости.

Цифра 5 значит, что минимально допустимая температура, при которой масляная жидкость может заправляться в двигатель, составляет -30°. Это значение одинаково для обеих марок масел, которые сравниваются, и определяет вязкость смазки при проворачивании и прокачке. Показатель проворачивания смазки будет составлять 6500 Мпа, а прокачки – 60000 МПа.

Цифры 30 и 40 являются показателем кинематической вязкости смазки при температуре +100° и показателем минимальной вязкости при скорости сдвига 1/1000000 секунды. На основании стандартизации SАЕ, для марки W30 показатель кинематической вязкости будет составлять от 9.2 до 12.7 мм.кв/с. Для марки W40 это значение будет от 12.7 до 16.4 мм.кв/с. Вязкость масел при сдвиге для марки W30 будет 2.9 Мпа*с, для марки W40 – 3.51 Мпа*с.

Показатели стандарта не совсем понятны простому автолюбителю. По этому, рассмотрим разницу в более простом варианте.

Различия между 5W30 и 5W40

Ознакомившись с вязкостно-температурными показателями обеих масел, видно, что главная разница между ними заложена в высокотемпературной вязкости. Масляный раствор 5W40 имеет вязкость в 1.5 раза выше, чем у масла 5W30. Смазочный раствор 5W40 способен обеспечить устойчивую работу силовой установки при более высоком температурном режиме эксплуатации. Остальные характеристики хоть и являются одинаковыми, но есть ряд существенных различий. Их необходимо учесть при необходимости заливать смазку той или иной марки:

  1. Если использовать 5W30 вместо 5W40, то на стенках цилиндра и поршне будет больше масла. Это создаст дополнительную нагрузку на масляный насос. Из-за того, что вязкость 5W30 несколько больше, смазочная жидкость может не дойти до некоторых труднодоступных мест. Это приведет к досрочному выходу из эксплуатации трущихся деталей и общему повышению рабочей температуры силовой установки.
  2. Если выбрать 5W40 вместо 5W30, то толщина пленки станет меньше. Это снизит расход масляной жидкости, ее сгорание и период замены. Но, тонкая пленка на поверхности поршней и стенок цилиндров может привести к их быстрому изнашиванию.
  3. Указанный производителем тип масляной жидкости очень важен для силового агрегата. Если требования производителя не будут выполняться, то мотор будет эксплуатироваться в агрессивных для себя условиях. Это может привести к дополнительному расходу смазки, нагреву и износу трущихся частей, выходу силового агрегата из строя.
  4. Одной из разниц между масляными растворами 5W30 и 5W40 является длина синтетической цепи. Основой для смазки является синтетик, который имеет определенную структурную цепочку. Чем выше различие между температурными коэффициентами, тем длиннее синтетическая цепочка, и тем меньше период эксплуатации масляного раствора.

разные 5w-30 и 5w-40

При таких небольших и незначительных различиях всегда остается вопрос выбора оптимального масляного раствора для своего автомобиля.

Все так что предпочтительнее — 5W30 или 5W40

Главная задача любого масляного раствора – это создание масляной пленки на трущихся частях силового агрегата, обеспечение его пуска и отвод тепла. Чтобы разобраться, какое моторное масло лучше 5W30 или же 5W40, необходимо провести несколько сравнений. Они состоят из основных понятий, противоречий и аналитических предпосылок:

  1. Слишком малое расстояние между трущимися деталями силового агрегата требует применение качественного масла, которое обеспечит нормальную работу силового механизма. Самая подходящая масляная жидкость для транспортного средства указана в сервисной книжке заводом изготовителем. Если завод-изготовитель рекомендует использование масла 5W30, то необходимо придерживаться этой рекомендации.
  2. Масляный раствор 5W40 создает тонкую и устойчивую пленку между трущимися деталями, исключает их соприкосновение и трение между собой. Оно прекрасно может использоваться в силовых агрегатах, которые имеют высокий температурный режим эксплуатации. 5W30 является более густой смазкой и обладает более низкой вязкостью. Оно обеспечивает легкий моторный запуск в холодное время года, но обладает большей текучестью при высоких температурах.
  3. Исходя из своих вязкостно-температурных характеристик и условий эксплуатации, масляная жидкость 5W40 подлежит замене чаще, чем 5W30.
  4. Основные производители легковых транспортных средств рекомендуют 5W40 для своих автомобилей. Если этот автомобиль новый, или на нем стоит силовой агрегат, который прошел капитальный ремонт, то в систему смазки двигателя можно залить 5W30. На ней можно сделать первый пробег от 7 до 10 тысяч километров. Если автомобиль с большим пробегом, то лучше заправлять смазку 5W40. Она обеспечит устойчивую эксплуатацию соловой установки.

5w-30 vs 5w-40

При покупке канистры со масляным раствором, автовладельцы смотрят на марку масляной жидкости, изучая стандарт SАЕ. Существуют еще стандарты АРI и ACЕА. Это стандарты американских и европейских производителей транспортных средств. Они определяют марку масляной жидкости, которая заливается в силовой агрегат, в зависимости от его типа, года выпуска и условий эксплуатации.

Стандартом американского нефтяного института АРI разработано 12 марок масляных жидкостей для бензиновых силовых установок, из которых используются 4 основных:

Марка Характеристика
SJ Для установок, выпущенных после 2001 года. Масла с улучшенными и дополнительными нормами по расходу и энергетическому сохранению. Повышенные параметры устойчивости при высоких температурах.
SL Для установок, выпущенных после 2004 года. Марка масла с высокими энергосберегающими, моющими и антиокислительными показателями.
Для установок, выпущенных после 2010 года. Служит аналогом и заменой марки SL, но с лучшими характеристиками.
SN Принята в 2010 году для всех типов силовых установок, включая работающих на биотопливе. Более высокие требования по энергосбережению и износостойкости.

Для дизельных силовых установок 14 марок масляных растворов, основными их з которых являются 5 последних:

Марка Характеристика
СF Для установок, выпущенных после 1994 года, и оборудованных системой принудительного подвода воздуха.
СG-4 Для установок, выпущенных после 1995 года. Марка с нормами токсичности для пусковиков, оборудованных турбонаддувом.
СH-4 Для установок, выпущенных после 1995 года. Для высокоскоростных дизельных пусковиков.
СI-4 Для установок, выпущенных после 2002 года. Улучшенный состав СH-4 для дизелей с высоким содержанием серы и системой рециркуляции отработанных газов.
СJ-4 Для установок, выпущенных после 2006 года, с сажевыми фильтрами. Высокие антиокислительные и стабилизирующие показатели.

Если вы владеете автомобилем, у которого дизельная силовая установка с турбонаддувом, то в систему смазки двигателя необходимо заправлять масляную жидкость SAЕ 5W40 АРI СG-4.

Стандартизация АСЕА предусматривает три марки масел, которые имеют свои категории. Эти марки делятся:

  1. Масла марок А и В. Они имеют категории A1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5.
  2. Масла марки С. Они имеют категории С1, С2, С3, С4.
  3. Масла марки Е. Они имеют категории Е4, Е6, Е7, Е9.

Исходя из типа двигателя и условий эксплуатации, водитель транспортного средства должен знать, какой масляный раствор более приемлем для его автомобиля. Если остаются сомнения или отсутствует сервисная книжка, то можно зайти на сайт завода изготовителя и узнать какую жидкость необходимо заправить в масляную систему.

Смешивание 5W30 и 5W40

Смешивать масла, которые имеют разную синтетическую, полусинтетическую или минеральную базу, между собой не рекомендуется.

Смешивать между собой масляные растворы марок 5W30 и 5W40 можно в случае крайней необходимости. Это допустимо при одном важном условии. Оба раствора должны быть одного производителя. После кратковременного движения, смесь необходимо слить, промыть систему смазки силового агрегата и заправить рекомендованную смазку.

смешивать 5w-30 и 5w-40

Даже при том, что 5W30 и 5W40 являются аналогами, для их изготовления применяются различные добавки и присадки, которые при смешивании образуют иные химические составы.

Итоги

Главным отличием 5W30 и 5W40 является их вязкость, причем – при высоких температурах. По этому, при выборе масел для любимого автомобиля нужно учесть рекомендацию изготовителя, пору года, состояние силовой установки и условия ее эксплуатации.

Если вы живете в районах с теплым климатом или у силовой установки отработан большой моторесурс, то в масляную систему можно заправить 5W40. В других вариантах предпочтение можно отдать маслу 5W30.

vmasla.ru

Моторное масло 5w30 и 5w40 в чем разница?

5w30 и 5w40 в чем разница

В первую очередь, решив самостоятельно выбрать моторное масло для двигателя своего автомобиля, постарайтесь не сильно отклоняться от рекомендаций завода-изготовителя вашего автомобиля. Рекомендованные масла являются самыми оптимальными для той или иной модели и подходят лучше других. Давайте разберемся, чем отличаются моторные масла 5W30 и 5W40, какое из них лучше выбрать и в чем разница.

Основной параметр моторного масла – это его вязкость, или текучесть. По классификации Американской ассоциации автомобильных инженеров (SAE) сдвоенное число в обозначении рассматриваемых моторных масел означает, что эти масла всесезонные. Такие, как правило, выбирает большинство автовладельцев в силу их универсальности.

Первый индекс – 5W характеризует вязкость масла при низких температурах. Чем ниже температура – тем сильнее загустевает масло, и тем сложнее масляному насосу его прокачивать. Вторая цифра означает высокотемпературность масла. Высокая вязкость в данном случае обеспечивает образование масляной пленки на трущихся деталях двигателя. По числовым значениям рассматриваемые моторные масла отличаются друг от друга только индексом высокотемпературной вязкости. Для образца 5W30 это значение находится в пределах от 9,3 до 12,6 мм2/с, а для образца 5W40 – от 12,6 до 16,3 мм2/с.

Однако не нужно забывать, что вязкость влияет на работу двигателя в целом, и очень многое зависит от его конструкции. Здесь снова нужно напомнить, что при выборе наилучшим вариантом будет следовать инструкциям производителя и брать масло с рекомендованной вязкостью и требуемыми допусками.

Если двигатель Вашего автомобиля рассчитан на 5W30, то, залив 5W40, Вы повысите нагрузку на масляный насос и увеличите трение. При этом так же снизится расход масла в масляной системе, т. к. чем больше вязкость – тем выше гидравлическое сопротивление, а значит, рабочая точка насоса и системы начинает работать в сторону меньшего расхода. В результате вы получаете износ двигателя и масляное голодание. И наоборот, если вместо рекомендованного производителем 5W40 использовать 5W30, то для вашего двигателя масло окажется слишком жидким, и масляная пленка будет плохо держаться в трибосистемах, что так же приведет к износу.

Как правило, большинство производителей советуют масло 5W40, т. к. 40 это усредненный параметр. Масла с индексом 30 в основном рассчитаны на новые автомобили, а с индексом 50 – на автомобили с большим пробегом.

В целом для сравниваемых образцов в виде основных характеристик можно выделить следующие:

  • при средней температуре масла в двигателе 120-140 градусов, вязкость 5W40 в полтора раза больше, чем 5W30;
  • 5W40 рассчитано на работу с современными двигателями внутреннего сгорания, характеризующимися своей высокой тепловой напряженностью. Это масло хорошо сохраняет свои вязкостные свойства. При наличии в различных областях двигателя высоких скоростей сдвига и температур, масло успешно держит пленку, предотвращая возникновение трения;
  • диапазон температуры 5W30 сдвинут вниз по сравнению с 5W40 – это означает, что масло обладает меньшей вязкостью и дает более эффективный результат при запуске двигателя в холодную погоду, но при высоких температурах становится слишком текучим, что сводит практически на нет его смазывающие свойства.

Поэтому ориентируйтесь на рекомендации только завода-изготовителя и выбирайте моторное масло согласно этим рекомендациям.

welltorg.com

Чем отличается масло 5W-40 от 5W-30

Мне очень знакома ситуация, когда покупатель стоит в магазине моторных смазок и прочих товаров и не знает, какое моторное масло выбрать. Обычно это происходит, когда пользователи плохо разбираются в транспортных средствах и не могут сказать, какие характеристики имеет мотор в их автомобиле. Когда такие водители попадают в мой автосервис, я просто рекомендую им к приобретению конкретную марку масла. Это позволяет сэкономить время и обеспечить автомобилю стабильную работу.

Несколько раз звучал вопрос, касающийся того, чем отличается масло 5W40 от 5W30. Вопрос действительно очень важный, потому что, когда вникаешь в ситуациях, то вроде бы и по температурному диапазону использования и по составу продукциях отличается схожими параметрами, но почему-то в один мотор можно заливать только 5W40, а в другую модель – лишь 5W30. Чтобы помочь начинающим автолюбителям и развеять существующие мифы и домыслы, я решил написать этот материал, где будут приведена информация о сходных характеристиках смазок и о различиях между составами.

Значение маркировок на смазках

Все моторные масла помечены специальным буквенно-цифровым кодом. Это позволяет покупателям лучше ориентироваться в ассортименте и выбирать смазки, отвечающие заявленным требованиям. Составы для смазки моторных агрегатов с обозначением «5W-40» и «5W-30» являются наиболее востребованными и популярными продуктами, как в России, так и по всему миру.

Главным преимуществом таких составов является бюджетная цена и универсальные свойства. Благодаря таким техническим характеристикам продукты можно использовать в разных типах двигателей. Несколько слов стоит сказать о маркировке масляных состав и дать расшифровку надписей:

  • «5W» — эта часть маркировки говорит о том, что масла можно использовать даже в зимнее время года, при низких температурных показателях (-30, -40 градусов Цельсия)
  • вторая часть маркировки «30» и «40» указывает на верхний температурный порог использования смазки.

Если говорить простыми словами, то смазка 5W-40 способная сохранять свои свойства в более жарких условиях, нежели масла с маркировкой 5W-30. И еще один важный момент, который стоит озвучить. Дело в том, что вязкость смазки влияет на качество пленки, которая образовывается при попадании в мотор. Именно широкий температурный диапазон делает масла востребованными и популярными во многих странах мира, включая и территории РФ.

Основная разница между маслами «5W-40» и «5W-30»

Несмотря на то, что основным показателем для использования масла является вязкость продукта, есть и другие характеристики, которым обязательно следует уделить внимание. Для сравнения, представим все данные в таблице:

Характеристика смазки 5W-30 5W-40
Вязкость при 40 градусах 64,5-72,6 89-97
вязкость при 100 градусах 11,8-12,1 12,5-16,3
Индекс вязкости 173 180
Температура вспышки 225 224
Температуры застывания -42 -45
Цена за литр, в рублях от 270 от 350
Допуски и соответствия, условия использования. Продукты с такой маркировкой подходят для круглогодичного использования. Универсальные составы. Допуски: Смазки подходят для всесезонного использования. Можно заливать в бензиновые и дизельные моторы. Допуски:

В основе каждого из продуктов может лежать синтетическая, полусинтетическая или минеральная массы. Пакет присадок каждым производителем определяется индивидуально. Кроме того, разработчики используют уникальные, запатентованные технологии при создании итоговых составов. Формы выпуска, емкости могут быть различными, но популярными считаются канистры на 4-5 литров у розничных покупателей и на 200 литров – для оптовиков. Дополнительные сведения о разнице между маслами с такими маркировками, можно получить из видео:

Главное отличие между смазками «5W-40» и «5W-30»

Представленные выше характеристики достаточно условны. В разных моторах они могут быть чуть больше или чуть меньше, однако позволяют получить общее представление о разнице между масляными продуктами. Основное отличие одной смазки от другой – это вязкость. Масло 5W-40 отличается сниженной текучестью при высоких температурных показателях, что делает возможным использовать продукт в жару.

За счет того, что смазка сохраняет свои характеристики даже при сложных климатических условиях, пленка, которая появилась на деталях мотора, намного гуще и прочнее, чем у 5W-30. Когда жарко, масло выступает в роли охладителя и не позволяет мотору перегреваться. В тоже время в зимний период смазки ведут себя абсолютно одинаково и разница между этими маслами весьма незначительна.

Разумеется, особое внимание следует уделить изучению масла, выпускаемого под конкретным брендом. Каждый производитель формирует специальный пакет присадок, которые в дальнейшем определяют возможности и свойства продукции. Не малое значение имеет и модель мотора. К примеру, более густое масло 5W-40 лучше заливать в агрегаты с большим количеством зазоров, поскольку образуемая пленка очень толстая. Несколько иначе обстоит вопрос с маслами 5W-30. Они подойду для более современных движков.

Можно ли смешивать составы

Однозначного ответа на этот счет найти сложно. Пользователи и специалисты высказывают разные точки зрения. Кто-то говорит, что этого делать категорически нельзя, потому что речь идет о составах с разными техническими характеристиками. Другие люди утверждают, что такой вариант возможен, но пробег автомобиля с такой смесью не должен превышать 3 тыс. км. Здесь важно помнить, что все заявления носят скорей рекомендательный характер, а не утверждение.

Заключение

Закончить представленную статью мне бы хотелось выводами:

  1. Смазки 5W40 и 5W-30 имеют немало одинаковых параметров и в целом, достаточно схожи по содержанию. Вместе с тем, различия у составов тоже имеются.
  2. Основным отличием можно назвать вязкость, которая у масел 5W40 при высоких температурах значительно ниже.
  3. Масла несколько различаются по стоимости и подходят для разных типов двигателей.

maslo.biz

5w30 и 5w40 в чем разница?

5w30 и 5w40 в чем разница

5w30 и 5w40 в чем разницаВ настоящее время автомобильный парк РФ в основном составляют автомобили, двигатели которых и условия эксплуатации требуют масел категории 5W30 или 5W40. Ниже кратко рассмотрим масла 5W30 и 5W40, в чём разница между ними, можно ли их смешивать и смазка с каким классом по SAE лучше подходит для зимы.

Расшифровка масла 5W30 и 5W40

Подобным образом, двумя числами, разделёнными латинской буквой «W», обозначаются всесезонные масла по классификатору SAE J300. На самом деле разница между рассматриваемыми смазками небольшая.

У масел 5W30 и 5W40 зимний показатель вязкости одинаковый: 5W. Это означает, что масло обладает следующими качествами при зимней эксплуатации:

  • вязкость при прокачивании смазки насосом по системе гарантирована при температуре окружающей среды до –35° C;
  • вязкость при проворачивании коленчатого вала позволит гарантированно осуществить запуск двигателя стартером и при этом защитить вкладыши и шейки коленчатого вала, а также крышки и постели распределительного вала от задиров при температуре окружающей среды до –30° C.

5w30 и 5w40 отличие

5w30 и 5w40 отличие

И для двух рассматриваемых масел этот показатель одинаков. То есть, касаемо зимней эксплуатации разницы нет.

Так называемая летняя часть индекса по SAE говорит о кинематической и динамической вязкости при рабочей температуре масла. Здесь уже есть довольно существенные различия. У масла 5W30 кинематическая вязкость при 100° C находится в пределах от 9,3 до 12,5 сСт, динамическая при 150° C составляет 2,9 сСп. Для масла 5W40 соответственно от 12,5 до 16,3 сСт и 3,5 сСп.
масло 5w40

масло 5w40

Можно ли смешивать 5w30 и 5w40?

Этот вопрос не совсем корректен, так как на смешиваемость масел влияют другие факторы. Но этот вопрос по-прежнему часто задаётся автомобилистами. Поэтому дадим пояснение.

Можно без ограничений смешивать масла с одинаковыми базами и аналогичными пакетами присадок. Например, если вы заливаете гидрокрекинговую синтетику (или полусинтетику, если брать в расчёт западную классификацию) с пакетом присадок от Lubrizol – можно без опасений доливать масло с такой же базой и присадками от Lubrizol. Разница будет заключаться только в концентрации загущающих компонентов и несущественном различии в других активных веществах. Конфликтовать между собой масла не будут. Причём это утверждение справедливо независимо от производителя масла.

Нельзя смешивать масла 5W30 и 5W40, у которых разная природа происхождения. Например, лить минералку 5W30 в качественную ПАО-синтетику 5W40 нежелательно. Отличия между этими смазками на молекулярном уровне существенны. Подобное смешивание может привести к повышенному пенообразованию, распаду некоторых присадочных компонентов, формированию балластных химических соединений и их выпадению в осадок, а также к некоторым другим неприятным побочным эффектам.

5w30

5w30

Что гуще: 5w30 или 5w40?

Исходя из первого пункта, ответ на этот вопрос такой: гуще масло с вязкостью 5W40. Как в плане динамической вязкости (при высокоскоростном сдвиге), так и в плане кинематической. Однако однозначно утверждать, что какое-то из масел лучше или хуже только потому, что оно более густое, нельзя.

Параметр вязкости не оценивается только лишь в плоскости лучше/хуже. Помимо самой вязкости, которая определённо выше у масла 5W40, важным выступает такой показатель, как коэффициент вязкости. Этот показатель характеризует способность масла сохранять свои вязкостные показатели в широком интервале температур. И чем выше этот показатель, тем меньше характеристики масла зависят от температуры.

5w30 и 5w40 разница

5w30 и 5w40 разница

Например, при коэффициенте вязкости 140 единиц, масло существенно будет изменять свою текучесть при изменении температуры. При отрицательных температурах оно будет ощутимо густеть, а при положительных становиться более текучим. В то же время коэффициент вязкости 180 единиц говорит о меньшей зависимости вязкости от изменения температуры. То есть масло более стабильно в плане вязкости в широком диапазоне температур.

Масло на зиму: 5W30 или 5W40?

В плане безопасности холодного пуска оба рассматриваемых масла одинаково хорошо отработают в моторе зимой. Гарантированная защита двигателя обеспечивается при температурах до –30° C. Разницы для зимней эксплуатации нет, или она несущественна.

Чем отличается «летняя» часть показателя вязкости – мы разобрали выше. И как это скажется на зимней эксплуатации – зависит только от самого двигателя. Если он рассчитан на работу с маслом, у которого высокотемпературная вязкость должна быть 30 единиц по SAE – масло 5W30 и будет лучше для зимы. Если же двигатель требует смазки 5W40 – лучше не экспериментировать и лить именно его.

Какое масло лучше: 5W30 или 5W40?

Изначально автопроизводитель закладывает в конструкцию мотора определённые параметры: зазоры между контактирующими деталями, максимальную величину нагрузок в парах трения, шероховатость сопрягаемых поверхностей и др. И масло подбирается таким образом, чтобы оно без проблем проникало в пятна контакта, формировало надёжную защитную плёнку и минимизировало контакт металла по металлу.

Поэтому вывод здесь простой: лучше то масло, которое изначально более технологичное и качественное и рекомендуется автопроизводителем. Здесь есть небольшая оговорка, о которой не все автомобилисты знают. Автопроизводитель для некоторых моделей авто может рекомендовать различные масла для разных условий эксплуатации или пробега. Поэтому не будет лишним ещё раз пролистать руководство по эксплуатации и заглянуть в раздел с рекомендуемыми маслами.

avtozhidkost.ru

в чем разница и главные отличия

Доброго дня всем владельцам четырехколесных транспортных средств! В ходе эксплуатации, любой автомобиль требует поведения профилактических работ. Одна из них – это замена масла в двигателе. Одни из самых популярных марок, это масло моторное 5w30 и 5w40, а вот в чем разница между ними – это знают не многие. Хотя, это важный вопрос. Так что, давайте попробуем с этим разобраться.

Содержание

Обозначение маркировок

Итак, давайте разбираться, что же обозначают маркировки масла 5w30 и 5w40 и в чем между ними разница. Из обозначения, мы видим, что смазочные жидкости относятся к классу всесезонных автомобильных масел по классификации SAE.

Вообще, таких классов существует 3:

  1. Зимнее. К нему относятся моторные масла, предназначенные для эксплуатации автомобиля при минусовых температурах. В обозначении на канистре присутствует буква «w» и цифра, обозначающая вязкость. Например, 5w или 15w.
  2. Летние. Сюда попадают смазочные жидкости, которые применяются при высоких температурах окружающей среды. Обозначаются они просто одной цифрой. Например, 20 или 30.
  3. Всесезонные. Этот класс жидкостей является универсальным и может применяться и зимой и летом. Например, синтетическое масло 5w30 или 5w40.

На сегодняшний день, летние и зимние классы практически не используются. Это обосновано тем, что применять всесезонные, гораздо практичнее. И в самом деле – зачем менять масло два раза год?

Итак, расшифровка маркировки всесезонных масел:

  1. цифра, идущая перед буквой w, обозначает зимнюю характеристику жидкости;
  2. цифра после этой буквы, отвечает за высокотемпературную вязкость. По ней можно определить максимально допустимую температуру использования.

Стоит уточнить, что помимо обозначений по SAE, все смазочные жидкости отличаются по характеристикам API. Естественно, чтобы правильно подобрать масло для автомобиля, нужно понимать расшифровки всех обозначений на канистре.

Если же вы не хотите лишний раз заморачиваться, тогда можно воспользоваться сервисами подбора смазочных жидкостей в Интернете. Кстати, там же можно сделать и подбор трансмиссионного масла. Делается это довольно просто – от вас потребуется ввести марку автомобиля, тип двигателя, трансмиссии и год выпуска. Система сама определит, какое масло лучше подойдет вашему автомобилю.

Что значит зимняя и летняя вязкость

Вообще, основная характеристика любого моторного масла, это его текучесть и вязкость. Что это такое? Фактически, это его способность хорошо растекаться по внутренним полостям двигателя и при этом прилипать к поверхностям деталей, образуя на них защитную пленку.

Для всесезонных жидкостей, интерес представляют оба значения. Т.е. летнее и зимнее. Давайте определимся, в чем разница между ними:

  1. Вязкость при высоких температурах. Этот параметр указывает, при каких максимально допустимых значениях, смазочная жидкость сохраняет достаточную вязкость. И обеспечивает покрытие деталей двигателя смазочной пленкой. Чем больше цифра, тем гуще масло. Значение определяется исходя из двух параметров – динамической (при +150 градусах) и кинематической (при +100 градусах) вязкостью.
  2. Вязкость при низких температурах. Довольно важный параметр, особенно для регионов с морозными зимами. Определяет, при каком морозе, масло обеспечивает нормальную прокачиваемость.

Т.е. будет неправильно, заливать в двигатель смазку, рассчитанную на запуск при температуре -20, а заводить машину при -30. В этом случае возникнет эффект масляного голодания, когда мотор будет некоторое время работать на сухую, т.к. смазка окажется слишком густой.

Разница между 5w30 и 5w40

Давайте теперь разберемся, какая разница между маслом 5w30 и 5w40. Оба они относятся к классу всесезонных и отличаются лишь вторым параметром. Первая цифра относится к холодному пуску двигателя и означает, что их можно использовать при морозе до -30 градусов.

В свою очередь, масла 5w30 обладают меньшей густотой, чем 5w40. Поэтому нижний температурный барьер, немного снижается и составляет -35 оС.

Что касается летней характеристики, то 5w40 более вязкое, а значит способно обеспечить смазку двигателя при более высоких температурах. Что это означает на практике?

Фактически, если сравнить его с 5w30, то получится, что смазочная жидкость сможет образовать более толстую пленку на деталях двигателя при высоких температурах. Но хорошо ли это? Дело в том, что зазоры между деталями очень малы и измеряются в микронах. Поэтому смазка должна быть такой консистенции, чтобы она могла свободно растекаться по двигателю.

С этой стороны, кажется, что 5w30 будет лучше – ведь оно более жидкое, а, следовательно, сможет легче растечься по мотору. Но кроме текучести, есть еще и вязкость. А это означает, что при высоких температурах 5w40 будет создавать лучшую защитную пленку на деталях, тогда как жидкость с индексом 30, станет просто стекать со стенок.

Таким образом, определяя, какое масло лить в двигатель, нужно в первую очередь ориентироваться на рекомендации производителя. Поскольку, только завод изготовитель, наверняка знает, какие характеристики должны быть у смазки.

Что будет если заливать в двигатель масло отличное от рекомендованного?

Давайте выясним, в чем разница и какие последствия повлечет за собой заливка масла с индексом вязкости, отличным от рекомендованного заводом производителем:

  1. Если заливать синтетику с индексом 30 вместо 40. В этом случае, с увеличением рабочей температуры, она быстрее потеряет свою оптимальную вязкость. Как следствие, смазочная пленка может быть тоньше, чем положено и не сможет обеспечить достаточной смазки. В результате пойдет неприятный процесс – внутренне трение будет усиливаться, а вместе с этим температура двигателя повышаться. Т.е. ресурс мотора станет вырабатываться гораздо быстрее.
  2. Если заливать масло со значением 40 вместо 30. Главное отличие будет в толщине смазочной пленки. Учитывая, что вязкость жидкости больше, она будет толще. А вместе с этим, 5w40 более густое. С одной стороны, оно обеспечит хорошую смазку при высоких температурах. А вот с другой – оно может быть попросту слишком густым, чтобы хорошо растекаться по двигателю.

Таким образом, определенно сказать какое масло лучше, нельзя. Потому как невозможно рассматривать его характеристики отдельно от требований двигателя и температуры окружающей среды.

Применение масел при разных температурных условиях

Во-первых, нужно сразу уточнить, что рабочая температура датчика двигателя и температура масла в двигателе существенно отличаются. Датчик привязан к охлаждающей жидкости, поэтому его показания не отражают реального нагрева смазочной жидкости.

Не зря, спецификация SAE предусматривает тесты масел при температурах +100 и +150 градусов. Поэтому, некоторые производители могут допускать использование разных классов вязкости в зависимости от погодных условий.

Поэтому, в жаркую погоду 5w40 будет отличаться лучшими рабочими показателями. И сможет обеспечить надежную смазку двигателя.

Подводя итог, можно сказать, чем отличается масло 5w40 от 5w30:

  • оно примерно на 50% более вязкое при рабочей температуре двигателя;
  • имеет более высокую минусовую температуру, при которой может обеспечить безболезненный запуск двигателя;
  • защитная пленка на деталях получается толще.

Таким образом, эти две марки имеют существенные различия. Поэтому, при выборе смазки, нужно ориентироваться на рекомендации завода изготовителя. Потому как неправильный тип жидкости однозначно навредит автомобилю.

carsmotion.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.