Что такое сальники в машине?
Вопрос знатокам: Какое приминение сальников в машине и сколько их всего?
С уважением, gtwer fwef
Лучшие ответы
CAT:
Анна Николаева:
Много, где как. Чтобы масло не просачивалось в местах выхода вращающихся деталей. Это по ппрстому
Павел Ладиков:
удерживают смазку в подшипниках, не давая ей вытекать
Ильнар Зиятдинов:
ПримЕнение сальников — уплотнение отверстия выходного вала из агрегата: коленвал в ДВС, приводной вал КПП, раздатки.
Jackob:
Их дохрена. В любом месте, где вращающийся вал выходит из картера механизма, должен быть сальник.
murzik99rus:
В Мясорубке всего один сальник. В Стиральной машине тоже один.
Назначение: уплотнение вращающихся деталей по отношению к неподвижным.
Видео-ответ
Это видео поможет разобраться
Ответы знатоков
Человек, которого не было:
Уплотнитель подвижных стыков — обычно «выходов» штоков и валов. Чаще имеется виду набивной сальник — полость вокруг вала, заполненная набивкой (паклей) , поджатой каким-либо образом (резьбовой втулкой, например) . Уплотнительные манжеты (резиновые) G-образного сечения армируют стальным кольцом. (тож «сальник», особ у автомобилистов) Круглые (в сечении) резиновые кольца сальниками обычно не называют.
Откуда название — не особ. понятно — набивные появились явно раньше. Может, смазывали набивку чемнть водоотталкивающим :)? Скорее всего, от англ. seal (Кому-то ведь и сайлент-блоки «жирными» упорно казались… )
Евгений Похил:
Андрей Ермаков:
Leonid:
Уплотнительная прокладка такая. Чтобы смазочное вещество не растекалось.
ШаНС:
Резиновая прокладка, для герметичности. Ставятся при соединении канализационных труб, чтоб не протекала вода через щели в местах соединения.
виктор малинов:
Это простонародное название уплотнительной манжеты, может сравиться на сантехнику, стоит на ссех машинах и механизмах, где есть подшипники. Обычно изготовляется из специальной резины, не поддающейся разьеданию маслами. Что бы не протекало масло, а масло и сало, чем-то похоже, оба жирные, поэтому название и прижилось.
Ivan Kunin:
По-моему это просто пакля, просоченная каким-то мазутом, а не резина
согласен с «Человек, которого не было»
sedoi:
Чтоб тебе понятно было.
Обычный сальник из резины.
Служит для недопустимости проникновения жидкости в трущихся между собой деталей!
Надеюсь ты понял!
Это классический сальник!
Kate Kosovska:
Какая-то штука для чего-то
walther karl:
средство обеспечения герметичности соединения вращающегося вала и неподвижного картера. Материал применительно к авто — резина (если манжета) или асбестовый шнур (если набивка) . Если из двигателя потекло масло, одна из причин — пробило сальник. Из-за этого его часто называют ссальником :).
Йокко Тукканнен:
это такая резинка, которая не дает подтекать техническим жидкостям у подвижных соединений.
это там где коленвал выходит из двигателя и переходит в маховик или шкив
Дмитрий Саареметс:
Сальник — один из видов уплотнительных устройств подвижных соединений различных устройств и механизмов.
Мария Мальцева:
Сальник — один из видов уплотнительных устройств подвижных соединений различных устройств и механизмов.
В двс препятствует утечке масла.
Сергей:
резиновые уплотняющие кольца между вращающейся деталью и корпусом, для предотвращения утечек жидкостей ( масла)
Наталия В.:
уплотнение от протекания
Также спрашивают:
dom-voprosov.ru
Что такое сальник в автомобиле?
Так что же такое сальник? Сальник — это уплотнитель, обычно в виде кольца, который не дает вытечь техническому маслу в агрегате автомобиля. К примеру, если бы не было сальников, к примеру в рулевой рейке (благодаря которой вы легко вращаете руль), то масло гидроусилителя вытекло. Получается, что если не будет сальников, то это ведет к быстрому износу и поломке важных для автомобиля агрегатов.
Обычные места расположения сальников.
Во многих автомобилях сальники располагаются в нескольких местах в зависимости от назначения. Обычно в двигателе, в рулевой рейке и в других местах, чтобы удержать масло и другие жидкости от вытекания. Как привило сальники располагаются там, где движущий элемент выходит наружу.
Другие варианты сальников в подшипниках, этот вариант предотвращает от попадания грязи и воды, и не дает вытечь смазке.
Внимание! Предупреждаем сразу, что не один вид сальника, не подлежит ремонту, возможна только замена на новый. Замена, обычно на двигателе, происходит через сто тысяч километров.
Давайте попробуем узнать признаки того, что сальник требует замены. Вам строит обратить внимание на подтеки масла на двигателе, в тех местах где установлен ремень ГРМ.
Если смотреть на рулевую рейку, то обычно начинает стремительно уменьшатся рулевая жидкость (давлением ее будет выбрасывать наружу и насос гидроусилителя будет издавать ужасный звук при повороте руля), при простое автомобиля в районе передних колес, можно обнаружить подтеки и свежие капли. Для уверенности можно взять листок бумаги и посмотреть цвет жидкости, обычно либо зеленая, либо розовая масляная. Не путайте с антифризом, антифриз не масленый.
При покупке сальников, важный момент выбрать правильный. Для этого у продавцов существуют каталоги по которым легко выбрать нужный. Можно использовать размеры со снятого агрегата, что упростит жизнь. Сальники рулевой рейки https://salniki.com.ua/
Давайте будем выбирать правильные детали и следить за техническим состоянием своих коней. Ведь тогда наш автомобиль прослужит нам долгое время. Будет радовать в дальних поездках и вы тогда сможете с гордостью говорить друзьям, что моя машина может и не новая, зато не ломается.
Какие сальники лучше
Армированные манжеты являются достаточно надежными и высококачественными резинотехническими уплотнениями. Однако, с течением времени, под воздействием очень многих видов агрессивных химических элементов, а также разных механических нагрузок, и этот тип уплотнений может выйти из строя. Замена сальников — процедура не сложная, но достаточно трудоёмкая. Именно поэтому практически каждый опытный автолюбитель перед самой заменой старается узнать, какие сальники лучше приобрести для своего автомобиля.
Казалось бы, ну, узнал какой размер сальника нужен, затем заказал подходящий по типоразмеру уплотнитель и поставил его — делов-то! В принципе, многие автовладельцы как раз так и делают. Но если Вы хотите, чтобы приобретенная армированная манжета служила максимально долго, Вам придется потратить немного своего времени, на то, чтобы изучить характеристики сальников и ознакомиться с их разнообразием. В машиностроении обычно используются всего лишь 4 разновидности. Итак, существуют следующие виды сальников:
- Сальники NBR
- Сальники MVQ/VMQ
- Сальники FKM
- Сальники ACM
Такая классификация разделяет
Маркировка армированных манжет |
|||
Сальник NBR |
Сальник MVQ/VMQ |
Сальник FKM |
Сальник ACM |
Основной материал изготовления |
|||
Бутадиен-нитрильный каучук |
Силиконовый каучук |
Фторированный каучук |
Акриловый каучук |
Предназначение данных изделий |
|||
Маслобензостойкие |
Пищевые |
Термостойкие |
Маслотеплостойкие |
Рабочий температурный диапазон |
|||
От -40°С До +100°С |
От -60°С До +200°С |
От -25°С До +230°С |
От -15°С До +150°С |
Таким образом, опираясь на эти параметры, можно самостоятельно определить, какой сальник поставить в конкретном узле. Маслобензостойкие могут выдерживать длительный контакт с различными топливно-смазочными веществами, совершенно не разбухая в течение длительного времени. Термостойкие способны выдержать более высокие эксплуатационные температуры в рабочей среде. А пищевые вообще могут быть задействованы в фармацевтике или даже в пищевом производстве, так как биологически полностью безопасны для человека.
Характеристики сальников
Практически все основные характеристики сальников, в том числе и максимальный ресурс работоспособности, зависят от основного материала изготовления, а также от наличия или отсутствия в составе специальных добавочных химических компонентов. Если взять для примера высокотемпературные изделия, то можно заметить, что благодаря добавлению в них особых веществ, устойчивость к жару повышается почти что на +50°С. Поэтому в некоторых случаях придется выбирать, какие сальники лучше, опираясь на их материал изготовления.
- Бутадиен-нитрильный каучук характеризуется невероятно высокой устойчивостью ко всевозможным видам топливных элементов и смазочных веществ.
- Силиконовый каучук обладает наилучшей устойчивостью к различным растворителям и кислотам. Материал биологически инертен, хороший диэлектрик.
- Фторированный каучук имеет великолепную стойкость ко множеству кислот, а также к растворам, маслам, топливу, растворителям и к воздействию озона.
- Полиакриловый каучук превосходит резину NBR по устойчивости к маслам, теплу и к озону, но он наименее устойчивый к морозам и воздействию воды.
Кроме того, когда Вы решаете, какой сальник поставить, важно будет учитывать так же еще и конструктивные особенности. Армированные манжеты могут обладать как одной, так и двумя специальными кромками. В первом случае, одна кромка позволяет только лишь защитить уплотняемое соединение от смешивания или протекания разных рабочих сред. Во втором же случае, дополнительная кромка обеспечивает защиту от попадания грязи и пыли в узел. Благодаря этому, вторую кромку на данных изделиях зачастую называют пыльником.
Обратите внимание на то, что армированные манжеты с одной кромкой и изделия с двумя кромками будут выполнять разное по качеству уплотнение. Пыльник обеспечивает во много раз большую герметичность, поэтому защищает изделие еще и от излишков масла. Так что характеристики сальников зависят так же еще и от этой конструктивной особенности. Например, однокромочный уплотнитель обеспечит около 30000 километров пробега, в то же время как двукромочные позволяют увеличить данный показатель практически в два раза.
Довольно часто автовладельцы спорят еще и о том, какие сальники лучше — кромки которых были изготовлены формовым способом из специальных пресс-форм, либо же те, что были созданы неформовым методом, а затем обработаны механическими приспособлениями для придания необходимых качеств поверхности. Однако, по заверению производителей, оба этих способа производства ничуть не влияют на итоговые характеристики сальников, так как различие между ними состоит только лишь в задействовании технологических установок.
Зато одном из главных советов от производителей следует напутствие обращать свое внимание на то, какой размер сальника Вы приобретаете. В принципе, Вы можете купить армированные манжеты с погрешностью в 1 миллиметр во внутреннем диаметре. Данные изделия легко установятся в посадочные места, но будут работать с наименьшим КПД. Если внутренний диаметр приобретенного изделия будет больше необходимого, то в соединении уменьшится герметичность, а если меньше — намного увеличится скорость износа резины.
Таким образом, если Вам необходима максимально долгосрочная работа уплотнителя, не поскупитесь купить сальник из качественного материала, и обязательно подбирайте свой конкретный размер. При этом, если для ремонта отечественных машин Вам вполне подойдут импортные аналоги сальников, то устанавливать отечественную армированную манжету на любую зарубежную технику совершенно не рекомендуется. Так же при выборе не забудьте подобрать изделие в соответствии с рабочей температурой в Вашей эксплуатационной среде.
Аналоги сальников
Несмотря на то, что многие производители сальников делают данные уплотнения по различным стандартам изготовления, импортные и отечественные армированные манжеты, как правило, имеют одинаковые конфигурации и типоразмеры. Само собой, производители сальников могут использовать для изготовления разные резинотехнические смеси и особые добавочные компоненты. Но это будет влиять только лишь на износостойкость изделий и на степень устойчивости к различным агрессивным воздействиям и механическим нагрузкам.
Сами же, размеры сальников для определенной детали в конкретной марке машины у разных производителей будут одинаковыми. В этом можно запросто убедиться, взглянув на кромку этих изделий. Маркировка сальников, включающая в себя и типоразмер, наносится производителями на внешнюю сторону. Таким образом, можно сравнить продукцию из стран Европейского Союза и армированные манжеты из Российской Федерации, и убедится в абсолютно полной идентичности подобных уплотнительных изделий по размерному ряду.
Правда, зачастую, очень многие производители сальников, для того чтобы хотя бы как-нибудь обозначить индивидуальность и уникальность своей продукции, изготавливают и выпускают специальные нестандартные размеры сальников. Если в обычных изделиях, как правило, все параметры, а именно, наружный диаметр, внутренний диаметр и высота имеют целые числа, например 4х11х6 миллиметров, то нестандартные армированные манжеты в своих габаритах имеют уже десятичные параметры, например, 49,25х33,4х9 миллиметров.
Тем не менее, такие нюансы не остаются незамеченными, и другие производители сальников подстраивают производство таким образом, чтобы выпускать идентичные РТИ с абсолютно одинаковыми стандартными и нестандартными типоразмерами. Это необходимо для того, чтобы обеспечить взаимозаменяемость всей резинотехнической продукции. В дело вступает обычная конкуренция: если клиенту предложить наиболее качественные аналоги сальников по меньшей цене, то вполне очевидно, на чем в итоге остановится его выбор.
Несмотря на то, что цена сальников зарубежного производства существенно выше по сравнению с ценой на армированные манжеты ГОСТ 8752-79, многие российские клиенты стараются купить сальники от европейских резинотехнических предприятий. Обусловлено это, в первую очередь, высокой стойкостью множества импортных уплотнителей к условиям эксплуатации в Российских реалиях. И хотя сальники DIN 3771 — это аналоги сальников, сделанных по госстандарту, их технические характеристики зачастую оказываются лучше.
Само собой, качество данных уплотнительных изделий не зависит от географического расположения страны-изготовителя. Разница заключается в сырьевом составе, используемом для изготовления сальников, в применяемом оборудовании, а также в самом технологическом процессе. Так многие отечественные компании, например, «АО Резинотехника Балаково» в России считается одной из ведущих компаний, выпускающих армированные манжеты. При этом, все аналоги сальников от балаковорезинотехника имеют очень высокое качество.
Более того, множество видов разной зарубежной техники, в частности, автомобилей, выпущенных более 15-ти лет назад, уже не выпускаются и не имеют официальной сервисной поддержки. Если выбрать для них подходящие размеры армированных манжет заграницей в принципе не составит труда, то заказать такие уплотнители в Россию будет очень накладно. Поэтому многие наши предприятия и выпускают аналоги сальников импортных заводов из Чехии, Польши, Германии, а также других стран Европейского Союза или же Америки.
Правда, существуют и обратные ситуации, когда Российскому потребителю требуется выбрать размеры сальников импортных под старые отечественные автомобили, поскольку армированные манжеты зарубежного производства, по мнению многих автовладельцев, во много раз лучше справляются с различными нагрузками. Как раз для таких вышеописанных случаев мы решили разместить в этом материале специальную таблицу российских аналогов импортных сальников, по которой можно будет подобрать соответствующее уплотнение.
Таблица российских аналогов импортных сальников
Размеры в миллиметрах |
Наименование техники |
Место расположения |
||
16мм |
8мм |
7мм |
Мотоцикл «Карпаты», «Дельта» |
Рычаг сцепления |
25,1мм |
12мм |
7мм |
Мотоцикл «Урал» |
Педаль и рычаг КП |
26мм |
13мм |
8мм |
ЗИЛ 4314 |
Рулевой вал |
30мм |
15мм |
7мм |
Мотоциклы «Урал», «Днепр» |
Распредвал |
35мм |
15мм |
7мм |
Мотоциклы «Карпаты», «Дельта» |
Коленвал |
30мм |
16мм |
7мм |
ВАЗ 2108, «Ока» |
Шток выбора передач |
30мм |
16мм |
7мм |
Мотоциклы «Днепр» |
Педаль переключения КП |
30мм |
17мм |
7,5мм |
Мотоциклы ИЖ-П, ИЖ-Ю |
Коленвал правый |
47мм |
17мм |
10мм |
Мотоцикл «Восход» |
Коленвал правый |
34,8мм |
18мм |
9мм |
Лодочный мотор «Нептун» |
— |
40мм |
18,5мм |
8мм |
«Ока» |
Первичный вал КП |
35мм |
19мм |
7мм |
Мотоцикл «Минск» |
Ступицы колес |
37мм |
19,3мм |
10мм |
ВАЗ 2101-2107, 2121 |
Рулевой вал |
32мм |
20мм |
6мм |
Мотоцикл «Восход» |
Вал кикстартера |
32мм |
20мм |
7мм |
«Газель» |
Рулевой вал |
30мм |
20мм |
8,5мм |
Мотоцикл «Днепр» |
Вал кикстартера |
35мм |
20мм |
10мм |
«Волга», ГАЗ-3307 |
Рулевой вал |
40мм |
20мм |
10мм |
Мотоцикл «Урал» |
Вал кикстартера |
32мм |
21мм |
7мм |
Мотоциклы «Карпаты», «Дельта» |
Вторичный вал КП |
34,5мм |
22мм |
6мм |
КамАЗ |
Угловой редуктор РУ |
35мм |
23мм |
6мм |
ЗАЗ, ЛуАЗ, «Москвич-412» |
Рулевой вал, вал сошки |
36,5мм |
23мм |
6,5мм |
Мотоциклы ИЖ-П, ИЖ-Ю |
Ступицы колес, вал кикстартера ИЖ-П |
40мм |
24мм |
7мм |
«Таврия» |
Первичный вал КП |
42мм |
24мм |
7мм |
АЗЛК 2141 |
Первичный вал КП |
45мм |
24мм |
10мм |
ЗАЗ, ЛуАЗ |
Первичный вал КП |
46мм |
24мм |
11мм |
ЗИЛ 4314, КамАЗ |
Насос гидроусилителя РУ |
46мм |
24мм |
13,5мм |
ЗИЛ 4314 |
Компрессор |
38мм |
25мм |
8мм |
Мотоциклы «Урал», «Днепр» |
Ступицы колес |
42мм |
25мм |
10мм |
ЛуАЗ |
Полуоси |
45мм |
25мм |
8мм |
ВАЗ 2108 |
Первичный вал КП |
52мм |
25мм |
6,5мм |
Мотоцикл ИЖ-Ю |
Коленвал промежуточный |
52мм |
25мм |
10мм |
Мотоцикл ИЖ-Ю |
Коленвал левый |
52мм |
25мм |
20мм |
Мотоцикл ИЖ-П |
Коленвал левый |
62мм |
25мм |
8мм |
Мотоцикл ЯВА-638 |
Коленвал левый |
38мм |
26мм |
7мм |
ЗАЗ 968 |
Полуось |
47мм |
26мм |
10мм |
Мотоцикл «Восход» |
Ступицы колес |
40,25мм |
27мм |
7мм |
Мотоцикл «Восход» |
Вторичный вал КП |
42мм |
28мм |
7мм |
ВАЗ 2108,»0ка» |
Коленвал передн.; распредвал |
47мм |
28мм |
8мм |
ВАЗ 2101-2107, 2121 |
Первичный вал КП |
43мм |
28,6мм |
10мм |
ВАЗ 2101-2107, 2121 |
Вал сошки |
45мм |
30мм |
8мм |
ВАЗ 2101-2107, 2121 |
Полуось заднего моста |
45мм |
30мм |
7мм |
«Таврия» |
Коленвал передний |
47мм |
30мм |
10мм |
ЗАЗ на 30 лошадиных сил |
Картер сцепления |
50мм |
30мм |
9мм |
«Москвич-412», ИЖ |
Первичный вал КП |
52мм |
30мм |
8мм |
Мотоцикл ЯВА-638 |
Коленвал правый |
52мм |
30мм |
10мм |
Мотоцикл ЯВА-638 |
Вторичный вал КП |
45,1мм |
32мм |
8мм |
Мотоциклы «Урал», «Днепр» |
Первичный вал КП |
50,5мм |
32мм |
12мм |
УАЗ |
Кулак шарнира передн. моста |
44мм |
33мм |
10мм |
«Волга», УАЗ |
Вал сошки |
49,25мм |
33,4мм |
9мм |
«Москвич-412», ИЖ |
Удлинитель КП, внутр. |
49,25мм |
33,4мм |
9,5мм |
«Москвич-412», ИЖ |
Удлинитель КП, наружн. |
48мм |
34мм |
10мм |
ГАЗ 3307 |
Вал сошки |
49,4мм |
34мм |
8мм |
Мотоциклы «Урал», «Днепр» |
Вилка кардана |
48мм |
35мм |
7мм |
«Волга», «Газель» |
Первичн. вал 5-ступенч. КП |
52мм |
35мм |
9мм |
Мотоциклы ИЖ, СЗД |
Вторичный вал КП |
57мм |
35мм |
9мм |
ВАЗ 2108, «Ока» |
Полуоси приводов |
68мм |
35,8мм |
12мм |
ВАЗ 2101-2107, 2121 |
Фланец хвостовика ГП |
68мм |
35,8мм |
12мм |
«Нива» |
Фланцы переднего редуктора |
48мм |
36,7мм |
8мм |
Мотоциклы «Урал», «Днепр» |
Вторичный вал КП |
52мм |
38мм |
7мм |
«Таврия», «Ока» |
Ступицы задние |
56мм |
38мм |
10мм |
«Волга», «Газель» |
Удлинитель КП |
56мм |
40мм |
7мм |
ВАЗ 2101-2107 |
Ступицы передние |
58мм |
40мм |
9мм |
ЗАЗ 968 |
Ступицы передние |
60мм |
40мм |
10мм |
«Таврия» |
Полуоси приводов |
56мм |
41мм |
9м |
АЗЛК 2141 |
Фланцы приводов |
55,7мм |
41,2мм |
9мм |
«Москвич-412», ИЖ |
Полуось заднего моста |
55,7мм |
42мм |
10мм |
«Москвич-408», 2138 |
Коленвал передний |
58мм |
42мм |
10мм |
ЗИЛ-4314 |
Вал сошки |
62мм |
42мм |
10мм |
«Москвич-412», ИЖ |
Коленвал передний |
62мм |
42мм |
10мм |
ЛуАЗ, ЗАЗ, СЗД |
Ступицы задние (ЛуАЗ-все) |
62мм |
42мм |
10мм |
ЗИЛ-4314 |
Первичный вал КП |
68мм |
42мм |
10мм |
УАЗ |
Фланцы хвостовиков ГП |
75мм |
42мм |
10мм |
«Волга», «Газель» |
Фланец хвостовика ГП |
65мм |
43мм |
8мм |
«Москвич-412», ИЖ |
Ступицы передние |
70мм |
50мм |
10мм |
Мотоцикл «Урал» |
Коленвал |
76мм |
50мм |
9,5мм |
ГАЗ-3307 |
Вторичный вал КП |
80мм |
50мм |
10мм |
«Газель» |
Ступицы передние |
72мм |
52мм |
10мм |
«Волга» |
Полуоси и ступицы |
82мм |
54мм |
10мм |
ГАЗ-3307 |
Фланец хвостовика ГП |
70мм |
55мм |
8мм |
«Волга», «Газель» (16-клапан.) |
Коленвал передний |
80мм |
55мм |
10мм |
«Волга», УАЗ, ГАЗ |
Коленвал передний |
76мм |
55,3мм |
8мм |
КамАЗ |
Вал сошки |
73,15мм |
56мм |
10мм |
«Нива» |
Ступицы передние |
82мм |
56мм |
10мм |
ЗАЗ (30 л.с.) |
Коленвал передний, и задний. |
85мм |
60мм |
10мм |
УАЗ |
Ступицы колес |
85мм |
60мм |
12мм |
Мотоцикл «Днепр» |
Коленвал |
90мм |
64мм |
10мм |
ГАЗ-3307 |
Ступица передняя |
90мм |
65мм |
10мм |
ЗАЗ-968, ЛуАЗ |
Коленвал задний, передний |
90мм |
65мм |
10мм |
УАЗ-469,-3151 |
Ступицы колес |
92мм |
70мм |
16мм |
КамАЗ |
Фланцы валов КП, РК и ГП |
100мм |
76мм |
11мм |
«Москвич-408», 2138 |
Коленвал задний |
100мм |
80мм |
10мм |
ВАЗ-2108 и 16-клапанный двиг. «Волга», «Газель» |
Коленвал задний |
105мм |
82мм |
10мм |
«Москвич-412», ИЖ |
Коленвал задний |
s-agroservis.ru
Какие бывают сальники
Сальник — уплотнительный элемент, применяемый для герметизации подвижных соединений различных устройств и механизмов и предотвращения проникновения воздуха или жидкости. Высокая распространенность такого типа уплотнений объясняется простотой их конструкции.
На рынке представлено огромное количество вариантов уплотнителей для решения различных задач:
Рифленые сальники
Раньше наружная часть уплотнения делалась гладкой, из-за чего происходило протекание технической жидкости. В результате образования микроскладок, нарушалась герметичность, и частицы грязи и пыли могли попасть внутрь конструкции. Для предотвращения таких последствий наружная поверхность сальника стала рифленой и обеспечивала более эффективную защиту конструкции от проникновения влаги, воздуха и загрязняющих частиц.
Сальники с накаткой
Плотность прижатия резинового элемента сальника зависит от угловых и линейных скоростей вращения вала. При определенных оптимальных скоростях такое уплотнение обеспечивает хорошую герметичность, но увеличение оборотов может вызвать смещение окружности рабочей кромки, что становится причиной появления зазора, через который происходит утечка.
Для решения этой проблемы было найдено решение, базирующееся на принципе гидродинамического эффекта. Путем накатки «губа» сальника стала профилироваться. В результате рабочая жидкость, стремящаяся наружу, при повышенных угловых скоростях возвращается обратно. При этом в зависимости от направления вращения, сальник нужно подбирать с разным выполнением гидродинамической накатки.
Уплотнения с реверсивной насечкой
Использование реверсивных маслоотгонных насечек позволило унифицировать изделие. Их внедрение решило проблему поиска сальника для правого и левого вращения вала. Такая конструкция является экономически выгодным решением.
Сальники с оголенным каркасом
«Голые» сальники не имеют уплотняющего резинового слоя. Уплотнение обеспечивается плотной посадкой металла на металл. Герметичность в таком варианте достигается путем использования специального герметика. Преимущество такого выбора заключается в высокой прочности фиксации в узле по сравнению с обрезиненными уплотнителями, которые могут деформироваться и смещаться, влияя на герметичность конструкции. С другой же стороны расходы на производство таких сальников выше, чем на производство уплотнений с полимерным наружным слоем.
«Полуголые» сальники
Более сложная и затратная технология производства таких элементов компенсируется высокой герметичностью (благодаря наличию резиновых компонентов) и надежной посадкой (за счет прочной фиксации металла к металлу). Для их изготовления применяются высококачественные полимеры.
Сальники с пыльниками
Пыльник предотвращает попадание загрязняющих частиц внутрь конструкции, выполняя роль барьера в месте установки уплотнительного элемента и обеспечивая чистоту механизма, что влияет на срок его эксплуатации и эффективность работы.
www.rti-prom.ru
Конструктивные особенности различных видов сальников
Сальник, или армированная манжета — уплотнительное приспособление, используемое в спецтехнике, автомобилях, специальных конструкциях для полной герметизации вращающихся валов и сочленения деталей, работающих по принципу возвратно-поступательного движения (пример последнего — манжеты в сочленении гидроусилителя и рулевой рейки). И в динамике, и в статике изделия позволяют обеспечивать разделение и исключить взаимопроникновение сред:
- воздуха и масла;
- воды и воздуха;
- охлаждающих жидкостей и воздуха и т. д.
Также эти уплотнители препятствуют проникновению во внешнюю среду кислот, щелочей, других агрессивных сред и при наличии пыльников — попаданию в узлы двигателя пыли и грязи.
При проектировании моделей армированной манжеты конструкции проходят длительный путь поэтапной отработки с созданием нового или усовершенствованием существующего полимерного композита, с тестированием пробника на испытательном стенде и ходовыми испытаниями. Именно тесты позволяют сделать итоговые выводы об износостойкости конструкций и получить необходимые данные для расчетов. При этом требования к эксплуатационным характеристикам сальников постоянно возрастают. Так, в настоящее время отдельные производители дают гарантию на 50 тысяч часов автопробега (или 3 млн. км) без смены этого уплотнителя, что еще в 90-х годах прошлого века казалось недостижимым.
Сегодня конструкторы предлагают широкий ряд оригинальных решений по совершенствованию армированных манжет для того или иного узла. Ключевые «точки», по которым ведется работа — герметизация по валу вращения и уплотнение по посадочному участку внешней поверхности. Ниже представлен ряд этих решений.
Варианты уплотнений по наружной поверхности
Сальники рифленые
Сплошная и гладкая — в таком исполнении выглядела раньше по месту посадки наружная часть сальника. На практике обнаруживалось, что гладкое и сплошное наружное обрезинивание нередко приводило к протеканию («отпотеванию») технической жидкости. Исследование таких манжет показали, что на поверхности резины образовывались микроскладки, поскольку не происходило ее сжатие при запрессовке. В результате масло, являясь сверхтекучей средой, становилось причиной «отпотевания» с последующим попаданием через микроскладки пыли и грязи.
В дальнейшем для производства сальников стали применяться более высокие технологии: они позволили без деформаций выпрессовывать из пресс-формы манжеты с обновленной — рифленой наружной поверхностью — более эффективной и надежной, исключающей «отпотевание».
Сальники с накаткой
Плотность прижатия «губы» сальника — его резинового элемента — зависит от угловых и линейных скоростей вращения вала. До достижения определенных скоростных показателей рабочая кромка обеспечивает полную герметичность, исключая вытекание масла. Соответственно и конструкции, работающие в пределах данных параметров, не вызывают вопросов у инженеров по части герметичности уплотнений. Основное внимание конструкторов уделяется обеспечению меньшего износа и большей долговечности резины в месте контакта.
Однако повышенные обороты в минуту меняют ситуацию, и причиной тому эксцентриситет вала. Даже крайне незначительный, при вращении вала он вызывает смещение окружности рабочей кромки относительно наружного диаметра — в результате «губа» «открывается», появляется зазор между рабочей кромкой и валом, через который и протекает масло. На определенных высоких скоростях резина просто не в состоянии закрыть его. У современных сальниковых уплотнений он не превышает 0,2 мм, однако полная герметичность всё равно нарушена.
Конструкторами было найдено решение, основанное на принципе гидродинамического эффекта. Путем накатки «губа» сальника стала профилироваться, в результате чего получили своего рода крыльчатку насоса. Благодаря такому профилю при повышенных угловых скоростях возникает эффект гидродинамики — подвижная рабочая среда (вода, масла), стремящаяся наружу, «загоняется» обратно. Для сальников правового и левого вращения гидродинамическая накатка выполняется отдельно, угол ее наклона к рабочей кромке может быть различен. Расчеты по накатке (форма, шаг, угол примыкания к рабочей кромке) осуществляются по результатам экспериментов и тестирования, поскольку зависят от массы факторов, в том числе от конструкции «губы» и используемой резины.
Сальники с реверсивной насечкой
Отдельно следует сказать о реверсивной накатке (насечке). Сальники с таким профилирование «губы» не рассчитаны на форсированное использование, как правило, для них не существует «граничный» режим работы. Они применяются при реверсивном вращении валов. В этом случае реверсивная насечка — экономически выгодная альтернатива «левой» и «правой» накаткам.
«Голые» сальник
Сальники с оголенным каркасом не имеют уплотняющего резинового слоя. Уплотнение происходит за счет плотной посадки «металл — металл». Достичь герметичности в этом случае можно лишь вводя дополнительную производственную операцию — нанесение специального герметика. В условиях ремонтной мастерской это незначительно снижает общие расходы. Но по совокупности затрат в условиях серийного производства это оказывается дороже производства сальников с полимерным наружным слоем.
Однако у оголенных сальников есть свой плюс — прочная фиксация в узле. Он особенно ощутим в сравнении с неправильно обрезиненными уплотнениями, которые сами по себе, еще и под воздействием высоких температур, могут смещаться из-за остаточных деформаций в резине.
«Полуголые» сальники
У таких уплотнителей несколько важных плюсов — высокая герметичность, которую обеспечивает резиновый компонент, надежная посадка благодаря натягу металла по металлу и экономия материалов: в сравнении с обычным обрезиненным аналогом на такой сальник полимеров уходит меньше до 20%. Однако есть и немаловажный минус — более сложная, и более затратная технология производства. Уплотнители такого типа изготавливаются из высококачественных полимеров типа фтор-силиконовых и используются на особо ответственных участках.
Сальники с пыльниками
Пыльник — особый элемент армированной манжеты, используемый для защиты места уплотнения вала и рабочей кромки от проникновения грязи и пыли. Он выполняет роль барьера и для сравнительно крупных частиц во избежание повреждения места уплотнения. Пыльник может без натяга касаться вала или иметь относительно него зазор, однако есть и варианты с натягом на вал. В числе разновидностей:
Выступающие пыльники
Их выносят подальше от рабочей кромки. Предназначены для сальников, работающих в условиях повышенной влажности, загрязненности, пылеобразования. Выступающая геометрия элемента увеличивает объем камеры внутри уплотнителя, и все что проникает в камеру, оседает в ней.
Пыльники с натягом на вал
Такой вариант — специальная разработки для эксплуатации техники (в том числе военной) в экстремальных условиях. Они призваны максимально защитить сальники от проникновения внешних сред, в том числе в условиях полного погружения машин в воду и т.д. Внутренняя полость уплотнителей заполняется на две трети специальной смазкой, к изделиям предъявляются повышенные требования по износостойкости.
При эксплуатации изделий допускаются незначительные протечки (на 1 тыс. км — 3-5 мл), что связано с нагревом и остыванием воздушно-газовой среды в камере сальника. Последняя нагревается и увеличивается в объеме в процессе движения, однако при остановке вала, остывая, «сдувается», вбирая в себя воздух извне. Радиальная нагрузка на вал в процессе эксплуатации контролируется за счет браслетной пружины, также у сальников данного типа имеется внешняя пружина, изготавливаемая из нержавеющей стали или стали с антикоррозионным покрытием.
www.mkt-rti.ru
Сальник ваз автомобиля | РтиИваз
Что такое сальник ВАЗ…
Здравствуйте уважаемые, читатели блога RtiIvaz.ru. Сегодня хочу продолжить тему сальника ваз. Сальник ВАЗ, это специальное уплотнительное кольцо или манжета, которая препятствуют утечке любой жидкости сквозь зазор между подвижной конструкцией и отверстием, где он вращается и перемещается.
Как демонстрирует практика, например на устройстве амортизаторов чаще всего выходят из строя либо манжета на штоке, либо клапанный механизм. Если имеются следы утечки жидкости автомашины, необходимо подтянуть, например верхнюю крышку картера механизма рулевого управления или поменять сальники валов сошки плюс червяка, что бы устранить проблему. Каждый легковой авто имеет свои сальнечки в сборе с пружиной разной конструкции размера. Не является исключением автомашины ВАЗ.
Обычно такие сальники продаются комплектом по две или три штуки. И этому есть свое практическое обоснование. В частности, манжеты каленвала идут одним экземпляром на каждую деталь, имея свой номер, размер. Возьмем пример, три сальника каленвала автомашины 2108 представлены комплектом следующим образом: два маленьких и один большой. Самый большой из них идет на коленчатый вал задней. При этом один маленький ставится на распределительный вал крышки спереди, а другой маленький сальник идет на коленчатый вал передний.
Комплект манжет коробок автомобилей, имея свои размеры, могут быть как металлические, так и полностью прорезиненные. В частности, к первому примеру можно отнести манжеты для коробки передач ВАЗ 2108 они металлические устарели уже, при этом, ко второму примеру можно отнести сальник для КПП ВАЗ 2110 прорезиненные более современные.
Сальники от КПП 2110 подходят на КПП 2108 мастера в основном их ставят, так как прорезиненные плотнее садятся на свои посадочные места, дольше служат. Однако по размеру они одинаковые и друг от друга не отличаются. Сальник штока выбора ВАЗ 2108 следует размещать по две штуки для того, чтобы герметизация была как можно лучше. Манжеты штока выбора с пружиной в сборе также существуют еще усиленные новой конструкции своих размеров (широкие) его устанавливают только одну штуку, они также дольше служат по отношению к старой модели кулисы.
Необходимость замены манжет определяется по критерию понижения показателей уровня масла, например уровень картера на заднем мосту, по причине утечки масла сквозь сальнечик до такого уровня, который может вывести из строя редуктор, коробку механизм гидра усилителя руля, что угодно. Поэтому, манжеты обеспечивает нормальную работу этих и других движущихся частей Вашего легкового автомобиля.
Поврежденные сальники в некоторых местах автомашины вполне можно сменить, не снимая агрегат, где он стоит в других местах нужно все разобрать, что бы добраться до него. В общем надо менять сальник ваз, как только появилась течь, этим самым сохраним автомашину в рабочем состояние на долгие годы. Если же Вы не уверены в своих силах — не беритесь что-то менять, а отвезите автомобиль к автосервису, мастера все сделают за ВАС.
Вы так же можете ознакомиться с другими материалами:
Сальник что это
Резинотехнические изделия из каучука
Поделиться в социальных сетях
www.rtiivaz.ru
Что такое сальник — С-Агросервис
Для уплотнения подвижных и неподвижных соединений используют самые разные по типу конструкции изделия, которые могут изготавливать из различных материалов. К одним из наиболее востребованных представителей таких изделий вполне можно отнести сальник. Но что такое сальник и почему он столь странно называется? Для ответа на данный вопрос нам будет необходимо совсем ненадолго углубиться в историю пары прошлых столетий.
XIX и XX век характеризуются множеством уникальных открытий, которые повлияли на развитие технологий в разных промышленных отраслях. Со временем многие деревянные, металлические и тряпичные изделия были заменены аналогичными предметами из каучука, из различных полимеров и синтетических волокон, а также из большого числа других, более эффективных, и в то же время наиболее дешевых в производстве материалов и веществ.
Это сейчас для уплотнения различных узлов техники используют резинотехнические и синтетические изделия, отличающиеся отменной износостойкостью и способные без труда выдержать перепады температур, не теряя при этом своих качеств. А раньше для уплотнения, например, валов, активно применялась специальная ткань из фетра или войлока. При этом в качестве смазки для лучшего скольжения обильно использовалось обычное свиное сало.
Таким образом, если говорить о том, что такое сальник изначально, то это хорошо промазанная салом войлочная или же фетровая ткань, используемая для уплотнения валов. В настоящее время в качестве такого уплотнителя используют специальные резинотехнические манжеты с армированием, однако так как в народе прочно закрепилось давнее название этого элемента, на вопрос «что такое сальник» сейчас можно ответить: армированная манжета.
Где применяется сальник
Основное применение сальника происходит именно в машиностроительной отрасли, поскольку множество узлов различных машин и агрегатов для стабильной работы нуждаются в наличии специального защитного элемента, сохраняющего их от попадания частичек грязи, пыли и влаги, и препятствует соприкосновению рабочих сред, например, воды и воздуха. Но для полноты картины мы рассмотрим, где применяется сальник, кроме машиностроения:
- сельское хозяйство
- жилищно-коммунальное хозяйство
- нефтегазовая отрасль
- горнодобывающая отрасль
- деревообрабатывающая отрасль
- авиастроение и приборостроение
- фармацевтическое производство
И это далеко не все сферы, где возможно применение сальников. Его используют во многих направлениях, где необходимо надежно и герметично выполнить соединение между неподвижными и подвижными узлами конструкции. Однако, важно помнить, что везде, где применяется сальник, основной рабочей средой механизма могут выступать масляные, а также топливные, эмульсионные и другие разновидности гидравлических жидкостей.
Типы сальников
В зависимости от эксплуатационного назначения, конструкция сальников может иметь небольшие различия, по которым изделия классифицируют на следующие типы сальников:
- Однокромочные сальники
- Двукромочные сальники
Отличие первого варианта изготовления от второго заключается в том, что сальники с одной кромкой только лишь препятствуют протечке рабочей среды из места соединения. А вот сальники с двумя кромками, кроме защиты от протекания, позволяют так же избежать попадания в уплотняемую конструкцию частиц пыли и других веществ. Собственно, за счет этой функции, двукромочные сальники в народе достаточно часто называют пыльниками.
По способу исполнения данные изделия подразделяются на сальники с формованной кромкой и на сальники с кромкой, которая была обработана механически. Материалом для их изготовления, как правило, служит каучук с добавлением различных примесей. Химический состав данной продукции существенно влияет на физико-химические параметры и свойства изделия. В зависимости от материала изготовления различают следующие типы сальников:
- Манжета армированная маслобензостойкая
- Манжета армированная высокотемпературная
- Манжета армированная пищевая
Тип сальника |
Материал изготовления |
Температурный диапазон |
Маслобензостойкий |
Нитрил-бутадиеновый каучук NBR |
Зависит от группы резины |
Высокотемпературный |
Фторкаучук FKM |
От -20°С до +170°С |
Пищевой |
Силикон MVQ |
От -55°С до +150°С |
Температура эксплуатации сальника NBR может варьироваться от -30°С до +100°С, а также от -45°С до +100°С и от -60°С до +100°С в зависимости от 1-й, 2-й или 3-й группы резины, использованной при его создании. Силиконовые и фторкаучуковые манжеты могут краткосрочно функционировать и при температурах до +250°С и +300°С соответственно, но агрессивная эксплуатация способна существенно сократить их срок работоспособности.
Устройство сальника
Плотно прилегать к уплотняемым поверхностям данному изделию позволяет особое устройство сальника. В корпусе армированной манжеты находится полость, где размещена специальная набивка из различных материалов, устойчивых к агрессивным воздействиям, в том числе к перепадам температур, химическим веществам и механической деформации. По корпусу изделия так же располагается армированный слой из металлической проволоки.
Это устройство сальника позволяет изделию проявлять очень высокую устойчивость ко множеству воздействий, выдерживая достаточно сильные нагрузки. Кроме того, благодаря проволочному армированию и наличию набивки сальника, манжеты способны прилегать к стенкам уплотняемых поверхностей с наибольшим усилием, создавая достаточно надежную герметичность в соединениях между подвижными и неподвижными деталями.
s-agroservis.ru