АвтоАккумуляторы авто обслуживание – обслуживание и зарядка аккумулятора автомобиля, прием старых аккумуляторов с обменом на новый, сдать бу акб

Аккумуляторы авто обслуживание – обслуживание и зарядка аккумулятора автомобиля, прием старых аккумуляторов с обменом на новый, сдать бу акб

Содержание

Обслуживание автомобильного аккумулятора

Аккумуляторная батарея отвечает за выработку электрической энергии, необходимой для работы важных устройств машины. А поскольку, без аккумулятора невозможно представить эксплуатации автомобиля, очевидной становится значимость его исправной работы.

Эта статья – это краткая инструкция о том, что включает в себя правильное обслуживание автомобильного аккумулятора, поскольку грамотный и своевременный сервис АКБ дает возможность использовать ее весь срок службы без особых проблем.

Энергетический баланс

Показатели, имеющие отношение к энергетическому балансу – это емкость аккумулятора, необходимая мощность для питания потребителей тока, генератор, обороты холостого хода.При этом, сам аккумулятор отвечает за накопление. Он может аккумулировать и отдавать электрическую энергию.

Для достаточного уровня заряда АКБ необходим стабильный подзаряд от генератора автомобиля. Если количество энергии, отдаваемой аккумулятором, превышает количество, принимаемой АКБ, то батарея постепенно становится «пустой».

Правила энергетического баланса:

  1. Сбалансированные соотношения между получаемой энергией и отдаваемой при разрядке – это успешные факторы для поддержания здорового энергетического баланса.
  2. Установка дополнительных потребителей тока могут нарушить устойчивость энергетического баланса.
  3. Основными параметрами, определяющими энергетический баланс, являются общее количество тока, используемого потребителями и индивидуальные условия движения автомобиля.

Оптимальные условия нагрузки

Благоприятной нагрузкой для АКБ автомобиля является та, при которой происходит его зарядка. При этом, энергии, вырабатываемой генератором достаточно как для потребителей, так и для автомобильного АКБ.

Например, при движении машины в течение долгого времени, его генератор вырабатывает достаточное количество тока для освещения дороги, работы навигационной системы и т. д., а оставшаяся энергия потребляется для зарядки.

Неблагоприятные условия нагрузки

Работа двигателя на низких оборотах, например, при движении по городу в прохладную погоду при низкой температуре воздуха, с большим количеством включенных потребителей тока: подогрев сидений, противотуманные фары, обогрев зеркал и стекол, приводит к недостаточности вырабатываемого тока генератором.

С целью компенсации недостатка тока, энергия дополнительно расходуется из автомобильного аккумулятора. С течением времени, такая схема приводит к разряжению АКБ.

Критичным условием такой ситуации может служить снижение способности АКБ принимать зарядную энергию при очень низких температурных условиях.

Периодический разряд (например, включение функций Coming Home/Leaving Home, работа систем после отключения двигателя) при очень низких температурах не компенсируется.

Высокая температура

Высокий температурный режим служит фактором, оказывающим прямое воздействие на химические процессы, протекающие в АКБ, а именно, он является их ускорителем. Важно отметить, что увеличение температуры на 10 градусов влечет за собой удвоение скорости реакций.

Мощность аккумулятора имеет тенденцию к снижению и это происходит из-за уменьшения вязкости вещества электролита. При этом, показатель емкости увеличивается.

Повышение температуры оказывает отрицательное влияние на пластины электродов, в результате чего на решетках усиливается коррозия.

Воздействие высокого температурного режима отражается на аккумуляторе неблагоприятно и влечет, вызванный химическими процессами, саморазряд АКБ.

Низкая температура

Эффект от действия химических реакций в условиях низкой температуры такой – вязкость серной кислоты увеличивается. Химические процессы протекают не так активно. Происходит повышение внутреннего сопротивления аккумулятора. В дальнейшем, это отражается на эффективной емкости АКБ, и носит все более отрицательный характер при понижающейся температуре.

Иными словами, в морозы есть вероятность того, что стартер автомобиля не сможет вращаться с нужной частотой и двигатель не заведется, поэтому номинальная емкость аккумулятора не должна иметь слишком низкие показатели.

Холодный пуск двигателя

Холодный пуск представляет собой большую и неблагоприятно сказывающуюся на аккумуляторе, нагрузку. Сам факт увеличения силы нагрузки возникает в результате:

  1. Низкие температуры в холодное время года оказывают прямое влияние на вязкость масла в моторе автомобиля – она повышается, что в свою очередь увеличивает сопротивление прокручиванию двигателя.
  2. Показатель внутреннего сопротивления увеличивается при отрицательных температурах, в результате этого отдаваемая мощность батареи снижается.
  3. В холодное время года, аккумулятор заряжается не в полном объеме.

Для эксплуатации АКБ при холодном пуске двигателя на максимальной мощности, необходимо, чтобы он был в хорошем состоянии. Для этого перед началом зимнего сезона рекомендуется проверить его основные параметры.

Еще один значимый пункт — регулярный уход за АКБ, если речь идет об обслуживаемом, то нелишним будет проверка уровня электролита. Если на генератор идёт отдельный ремень, то иногда надо проверять его натяжение. При первых признаках разряда рекомендуется своевременная подзарядка батареи.

Берегите аккумулятор

При отрицательных температурах нагрузка на АКБ сказывается наибольшим образом, для запуска мотора требуется большая мощность. При этом стоит учесть факт: для восстановления заряда аккумуляторной батареи требуется некоторое время, так как замерзшее вещество электролита медленно циркулирует внутри пластин. Из-за такой особенности в случае первого неудачного запуска двигателя, повторный запуск рекомендуется через несколько минут. В случаях, когда водитель беспрерывно пытается запустить стартер в холодную погоду, АКБ тратит огромное количество энергии, в результате – полностью разряжается.

Визуальный осмотр

До замеров основных параметров, правильное обслуживание автомобильного аккумулятора стоит начать с осмотра внешнего состояния АКБ. Его можно оценить по следующим параметрам:

Состояние корпуса

Необходимо обратить внимание на наличие сколов и трещин на моноблоке, это может повлечь вытекание жидкого вещества АКБ – электролита. Так как содержимое батареи представляет собой агрессивное химическое соединение, попадание его на детали автомобиля может привести к их повреждению.

Устройство крепления АКБ

На срок работы аккумулятора большое влияние может оказать вибрация при движении автомобиля, которая возникает из-за недостаточно хорошего крепления АКБ. Такой фактор может послужить причиной выхода из рабочего состояния решеток электродов, и в итоге к опасности взрыва аккумулятора.

Недостаточно надежное крепление АКБ в автомобиле может привести к снижению безопасности при аварии. Так, если аккумулятор не закреплен при помощи прижимной планки, это может повлечь за собой повреждение его корпуса.

Необходимо обратить внимание на то, что на корпусе аккумулятора к крепежному выступу должна плотно прилегать прижимная планка и сидеть в специально предусмотренных выемках – фиксаторах. Здесь, как вариант дополнительной прочности, следует установить переходную планку.

На некоторых типах аккумуляторов фиксирующие элементы находятся ,с одной стороны, на других – с обоих. Специально установленные выступы на крепежной планке удерживают корпус аккумулятора от смещения.

Полюсные выводы

Нарушение состояния полюсных выводов может стать причиной плохого контакта между данными соединениями.

Неправильная посадка клемм и слабая затяжка на выводах может стать опасностью нагревания и возгорания кабелей, соединяющих эти элементы.

Отслеживание достаточности уровня электролита

Проверка уровня электролита и поддержание его на правильном уровне служит залогом долгосрочной эксплуатации АКБ. Недостаточный уровень электролита становится причиной снижения показателя емкости, потому что обсыхают верхние части электродов.

Такая ситуация усугубляет состояние электродов в том, что прогрессирует коррозия деталей аккумулятора, и в итоге может повлечь опасность взрыва.

Таким образом, как только снижается количество электролита в АКБ, необходимо это исправить, долив дистиллированную воду.

Избыток вещества электролита в корпусе АКБ может привести к его вытеканию из моноблока и попаданию на расположенные рядом детали автомобиля.

При визуальной проверке электролита через корпус АКБ необходимо контролировать одинаковый уровень во всех гальванических элементах, разница в 10 мм и больше свидетельствует о внутренней неисправности аккумулятора.

Необслуживаемые аккумуляторы

В аккумуляторных батареях такого типа следить за уровнем электролита нет необходимости, соответственно открывать корпус такой АКБ не допускается. Для контроля предназначен индикатор, который говорит о том, что срок службы АКБ истек.

В аккумуляторной батарее с прозрачным корпусом уровень вещества отслеживается с помощью отметок «максимум» и «минимум».

Устройство необслуживаемого аккумулятора

В АКБ со стекловолоконным наполнителем указатель уровня отсутствует, такие АКБ обычно имеют чёрный корпус, поэтому проверить уровень электролита невозможно.

Проверка работоспособности аккумулятора

Показатель работоспособности АКБ можно оценить по величине тока, который способен отдавать аккумулятор в полностью заряженном состоянии в течение определенного времени при установленном температурном режиме.

Нормативами установлено значение тока на полюсных выводах, соответственно, данный показатель не должен опускаться ниже нормы.

Оценить уровень напряжения можно при помощи тестера АКБ. При такой проверке нет необходимости отсоединения аккумулятора от автомобиля. Этот тест сможет показать насколько пригодна аккумуляторная батарея для автомобиля в течение своего гарантийного срока.

Такой тест можно проводить один раз, а повторять после 100% подзарядки АКБ.

Заряд аккумулятора

При каких условиях можно заряжать аккумулятор

Если показания работоспособности аккумулятора определились таким образом, что требуется его зарядка, нужно соблюдать следующие условия: хорошая проветриваемость помещения, температура аккумулятора соответствует 10 градусам Цельсия, при повышении температуры электролита до уровня 55 градусов процедуру нужно прекратить. Нарушение последнего может привести к перегреву или даже закипанию электролита, отчего могут покоробиться пластины, в итоге это приведёт к выходу из строя АКБ. Необходимо помнить, что попытки ускорения заряда аккумулятора могут привести к ее повреждению. Для необслуживаемых АКБ основным показателем во время зарядки считается напряжение.

Приборы для заряда аккумулятора:

  1. Зарядное устройство (ЗУ).
  2. Автоматическое зарядное устройство.
  3. Адаптер для заряда аккумулятора.

Как зарядить аккумулятор

ЗУ должно обеспечивать напряжение заряда 16–16,6 В. Батареи заряжают двумя способами: постоянным током или напряжением.

При зарядке постоянным током необходимо каждые 1–2 часа контролировать его величину. Такой заряд производят током равным 10% ёмкости аккумулятора в течении 20-ти часов. Для АКБ ёмкостью 45 А/ч ток заряда составляет 4,5 А, эту величину тока необходимо поддерживать на протяжении всего времени заряда.

В конце заряда АКБ может возникать повышенное выделение газа, для минимизации этого эффекта, а также для повышения степени заряженности АКБ необходимо ступенчатое уменьшение тока. При достижении напряжения 14,4 В ток уменьшают в два раза, на примере ёмкости в 45 А/ч, до 2,75 А, при напряжении 15 В его снова уменьшают в два раза, до 1,38 А.

АКБ считается заряженным если напряжение и ток не меняются в течении одного, двух часов, обычно это соответствует напряжению в 16,3-16,4 В.

При зарядке постоянным напряжением скорость заряда зависит от величины напряжения:

  • при 14,4 В потребуется до 32 часов заряда;
  • при 15 В потребуется до 28 часов;
  • при 16 В  потребуется до 25 часов;

На полную зарядку АКБ в течении суток необходимо напряжение в 16,4 В.

В момент включения ЗУ ток заряда может достигать 50 А и больше, для избегания такого большого зарядного тока ЗУ ограничивает его до 25 А.

По мере приближения полного заряда напряжение на выводах АКБ повышается до 14,4 В, а ток заряда уменьшается до нуля, что позволяет осуществлять заряд в полностью автоматическом режиме без участия человека.

Уделите внимание глубоко разряженному аккумулятору

Если АКБ установлена на автомобиле при его хранении, то следует ожидать так называемого саморазряда аккумуляторной батареи при наличии постоянного действующего потребителя электрического тока.

Показатель, при котором аккумулятор соответствует состоянию глубоко-разряженного, равно плотности электролита не выше 1,14 г/см3 что примерно соответствует напряжению в 11,9 В.

Такие батареи необходимо заряжать пониженным током 1–2 А или напряжением 12–13 В, так как при больших значениях батарея не сможет набрать свою полную ёмкость. При зарядке необходимо следить чтобы ток заряда не повысился до 5% от номинальной ёмкости батареи, например, для 45 А/ч ток должен составлять не более 2,25 А.

Особые указания:

  1. Аккумулятор подвержен замерзанию при отрицательной температуре вследствие увеличения количества воды в составе электролита. Которая возникает при его разрядке.
  2. Если аккумулятор «замерз», его ждет неминуемая замена, так как герметичность корпуса может быть нарушена из-за трещин. Если аккумулятор уцелел его можно зарядить, но только после того, как он отогреется в помещении не менее суток. После заряда такого АКБ теряется до 50% ёмкости и его можно эксплуатировать лишь короткий срок до покупки нового, так как его отказ неизбежен.
  3. Реакция сульфатации электродов, или иными словами образование твердого слоя, характерна для глубоко разряженных аккумуляторов, это влияет на мощность аккумулятора: она снижается. Такой реакции можно избежать, если глубоко разряженный аккумулятор подзарядить как можно быстрее.
  4. Заряду аккумулятора нужно уделить не менее суток или более.

При обслуживании автомобильного аккумулятора важно помнить, что он является источником повышенной опасности. Ввиду своей конструкции и принципа работы, составляющие батареи представляют собой агрессивные химические вещества, поэтому помните, что своевременный сервис и замена АКБ очень важный пункт в правильной эксплуатации вашего автомобиля.

какой ремонт и сервис требуется автомобильной АКБ

Техническое обслуживание аккумуляторной батареи автомобиляБеспроблемность эксплуатации аккумулятора автомобиля во многом будет зависеть от правильности ухода за АКБ. Автовладельцу необходимо обеспечить своевременное и правильное обслуживание аккумуляторных батарей, поскольку это поможет ему исключить какие-либо проблемы с транспортом. Такая машина будет заводиться даже в самый сильный мороз, а сам аккумулятор прослужит максимально долго, не доставляя каких-либо хлопот автовладельцу.

Устройство аккумулятора

На современных автомобилях используются аккумуляторы различных типов. Они могут отличаться своей конструкцией, принципом работы, показателями емкости и напряжения. У распространённых свинцово-кислотных моделей имеются пластины из свинца, которые залиты электролитом. Корпус АКБ выполняется из прочного герметичного пластика, не подверженного воздействию кислот, и отличается максимальной долговечностью.

Конструкция аккумулятора у легковых автомобилей подразумевает наличие шести герметичных активных пластин с изоляцией из пластмассового сепаратора. Электроды выполнены из устойчивых к кислотам свинцовых сплавов, что и позволяет гарантировать низкий уровень саморазрядки. В продаже также можно найти комбинированные и гибридные батареи, которые отличаются простотой конструкции и имеют доступную стоимость.

Разновидности АКБ

На сегодняшний день в автомобилях используется несколько разновидностей аккумуляторов, которые обеспечивают беспроблемный пуск двигателя. Такие аккумуляторы могут отличаться конструкцией, показателем мощности и стоимостью:

  1. Обслуживание аккумуляторовСурьмянистые модели подразумевают частое вскипание электролита, что потребует от автовладельца постоянного пополнения жидкости, которую требуется дополнительно разводить дистиллированной водой. Несмотря на простую конструкцию и необходимость постоянного контроля уровня электролита, такие аккумуляторы пользуются популярностью на рынке, что объясняется их доступной стоимостью и отличными эксплуатационными характеристиками.
  2. Малосурмянистые разновидности — это модификация простейшей батареи, которая позволяет снизить расход электролита, что существенно упрощает уход за АКБ. Отсутствие сурьмянистой основы у такой модификации избавляет автовладельца от необходимости постоянного контроля и восполнения электролита. Однако при эксплуатации таких кальциевых батарей могут возникать определенные проблемы с зарядкой. Соответственно, потребуется на регулярной основе проверять заряд и выполнять подзарядку батареи.
  3. Гелевые аккумуляторы появились на рынке относительно недавно и быстро стали пользоваться популярностью у покупателей. Вместо жидкого электролита внутри корпуса таких батарей находится плотная гелевая масса. В качестве изоляторов применяется специальный пористый материал из активных элементов. Эксплуатация таких батарей не представляет сложности, а сам аккумулятор с легкостью выдерживает длительную работу. У него не наблюдается осыпание пластин и отсутствует потеря эксплуатационных характеристик при длительной вибрации.

Любой аккумулятор требует соответствующей подзарядки, правильной эксплуатации и обслуживания АКБ. Только так можно будет обеспечить беспроблемность эксплуатации техники, а автовладелец будет всегда уверен в своей машине, которая заведется даже в самый сильный мороз.

Правильный выбор

Как ухаживать за аккумуляторамиЗалогом беспроблемной эксплуатации аккумулятора станет правильный выбор батареи. Необходимо позаботиться о том, чтобы показатели емкости и номинального пускового тока полностью соответствовали характеристикам автомобиля. Корпус батареи не должен иметь механических повреждений, не допускается наличие на клеммах кальциевого налета.

Также не рекомендуется экономить и приобретать АКБ на рынке, поскольку там получить необходимую гарантию будет невозможно. Лучше всего покупать батареи в специализированных магазинах, где автовладелец будет полностью уверен в оригинальности той или иной модели аккумулятора и при этом получит на эксплуатацию необходимую гарантию качества.

Аккумуляторы сегодня продаются уже полностью заряженными, поэтому после покупки какой-либо дополнительной подзарядки АКБ не потребует. А вот если показатель напряжения у нового аккумулятора ниже 12 В, это может свидетельствовать о браке и наличии каких-либо проблем с батареей. От покупки АКБ с низким начальным зарядом следует отказаться.

Нелишним будет дополнительно приобрести пуско-зарядное устройство. Предпочтение следует отдавать импульсным моделям, которые позволяют не только быстро заряжать батарею, но и обеспечивают тонкую корректировку напряжения, позволяя безопасно подзаряжать АКБ. В будущем такое устройство станет гарантией беспроблемной эксплуатации аккумулятора и всего автомобиля.

Регулярность технического обслуживания

Автовладельцам рекомендуется производить осмотр и сервис аккумулятора раз в три-четыре месяца. Также необходимо проводить дополнительный осмотр и проверку батареи с наступлением холодов, когда на неё приходится повышенная нагрузка. Техническое обслуживание АКБ автомобиля подразумевает выполнение следующей работы:

  1. Проверка напряжения на клеммах.
  2. Осмотр корпуса на наличие механических повреждений.
  3. Проверка электролита через мерное окошко.
  4. Дополнительная подзарядка батареи.

Если автовладелец пренебрегает необходимостью регулярного технического обслуживания аккумулятора, в конечном счёте происходит разряжение батареи и появляется окисление на клеммах. Также может упасть уровень электролита, что приведет к выходу из строя свинцовых пластин. В итоге автомобиль откажется заводиться и придется менять аккумуляторную батарею.

Правила безопасности

Технические параметры аккумуляторов

При выполнении ремонта и обслуживания АКБ необходимо следовать соответствующим правилам и мерам безопасности. При осмотре аккумулятор не рекомендуется переворачивать и класть на бок. Работа выполняется в резиновых перчатках, дополнительно можно использовать защитные очки. Особенно аккуратно следует работать с электролитом и кислотой, которые, попав на кожу, могут вызвать раздражение и аллергию.

Правильная зарядка

Раз в год потребуется демонтировать аккумулятор и в условиях гаража или дома провести его подзарядку соответствующим пусковым устройством. Можно использовать как покупные пуско-зарядные устройства, так и изготовленные своими руками выпрямители. Современные зарядные устройства отличаются простотой в использовании, поэтому с самостоятельной зарядкой батареи справится каждый автовладелец.

Большинство модификаций зарядных устройств имеет полностью автоматический режим, что существенно упрощает подзарядку, а вся работа контролируется автоматикой. При использовании самостоятельно изготовленных выпрямителей необходимо по мере набора ёмкости уменьшать рабочий ток, что предупредит закипание электролита.

Контроль напряжения на клеммах

Автовладельцу необходимо с регулярностью раз в 2—3 месяца проверять напряжение на клеммах аккумуляторной батареи. Этот показатель должен находиться в пределах интервала 12,6—12,9 В. Если отмечается падение заряда ниже 12 В, необходима дополнительная подзарядка АКБ. Для проверки напряжения используют мультиметры или нагрузочные вилки.

Текущий ремонт

В процессе эксплуатации аккумулятора автовладелец может столкнуться с необходимостью ремонта АКБ. Признаками поломки батареи являются:

  • Как заряжать аккумуляторпроблемы с пуском двигателя;
  • существенное падение напряжения на клеммах;
  • появление выраженного кальциевого налета на клеммах;
  • падение уровня электролита;
  • повышенная сульфатизация.

При появлении проблем с контактными клеммами и наличии на них налета следует зачистить контакты мелкозернистой наждачкой и сильней затянуть фиксирующие зажимы на высоковольтных проводах.

Если отмечается снижение напряжения, следует подзарядить батарею, одновременно проверив уровень электролита. Если после такой зарядки АКБ также продолжает терять заряд, аккумулятор следует заменить.

При падении уровня электролита следует через соответствующие заливные отверстия долить в аккумулятор чистый дистиллят. Использовать для повышения уровня электролита обычную воду из-под крана запрещается. Чистый дистиллят можно купить в специализированных магазинах автозапчастей.

Корпус батареи необходимо осмотреть на наличие повреждений. Если пластик пробит и через него вытекает электролит, ремонт аккумулятора невозможен. В этом случае его необходимо заменить. Именно поэтому следует обращаться с батареей предельно аккуратно, не допуская ее механических повреждений.

Десульфатация батареи

Правила использования аккумуляторовПод сульфатацией аккумулятора принято понимать естественный процесс, при котором из-за химической реакции свинец в пластинах начинает выпадать в осадок, что приводит к проблемам с емкостью АКБ. Существуют эффективные методы десульфатации, которые подразумевают несколько циклов заряда и разряда батареи. Для такой десульфатации аккумулятор снимают с автомобиля и в домашних условиях проводят его полную подзарядку. После этого нагрузочной вилкой или другими аналогичными приспособлениями полностью разряжают батарею и снова выполняют ее подзарядку.

Проверка плотности электролита

Обслуживание автомобильных аккумуляторовПроблемы с аккумулятором могут возникать по причине недостаточного уровня электролита и потери жидкостью своей плотности. Для проверки показателей плотности электролита следует использовать ареометры, которые можно приобрести в магазинах автозапчастей. При наличии расхождений с оптимальными показателями плотности следует долить в АКБ дистиллят или кислоту, что позволит улучшить характеристики электролита.

Залогом беспроблемной эксплуатации автомобильного аккумулятора станет техническое обслуживание аккумуляторной батареи автомобиля. Автовладельцу необходимо на регулярной основе выполнять проверку напряжения на клеммах, контролировать уровень электролита и осматривать корпус на наличие механических повреждений. Такой уход не представляет какой-либо сложности, а автовладелец будет полностью уверен в своём автомобиле.

как проводить, обслуживание батареи, хранение АКБ

Диагностика аккумулятора автомобиляАккумуляторная батарея является одним из основных узлов, относящихся к электрооборудованию автомобиля. Для обеспечения работоспособности аккумулятора (АКБ) требуется своевременная диагностика, которая продлевает срок его эксплуатации. Выполнить диагностику аккумулятора автомобиля можно в специализированных автосервисах или самостоятельно, предварительно изучив правила обслуживания и эксплуатации аккумуляторных батарей.

Типы автомобильного аккумулятора

Во время эксплуатации автомобильной аккумуляторной батареи необходимо периодически следить за её состоянием. Нужно проводить визуальный осмотр аккумулятора на предмет целостности корпуса и наличие электролита в нём. Корпус АКБ нужно тщательным образом осматривать на наличие сколов или трещин, которые могут вызвать вытекание электролита.

В современных автомобилях применяются аккумуляторные батареи двух типов:

  • Как проверить аккумулятор Обслуживаемые. Такие батареи завоевали на современном рынке большой спрос среди владельцев автотранспорта. Пластины аккумулятора состоят из свинца. В банках проходит химическая реакция, в результате чего вода превращается в газ и испаряется. Недостающую часть воды необходимо компенсировать.
  • Необслуживаемые. К ним относятся рекомбинационные, состоящие из стекловолокна обладающего высокой впитывающей способностью. Подобные гальванические элементы оснащены клапанами, представляют изолированную от атмосферы систему. К необслуживаемым батареям также относятся гелиевые АКБ, которые заполнены гелеобразным электролитом, полученным при добавлении в него кремниевой кислоты.

Проведение диагностики

Проверка уровня заряда аккумулятораДиагностику аккумуляторной батареи необходимо начинать с проверки уровня электролита путём визуального осмотра. На АКБ в верхней части корпуса находится шесть заглушек, которые могут быть разделены между собой, или быть общими для всех шести банок. Необходимо снять специальную заглушку, чтобы получить доступ к емкости, заполненной электролитом. Электролит при визуальном осмотре полностью должен покрывать пластины батареи.

Для более точного измерения уровня электролита можно использовать стеклянную трубочку. При погружении верхнее отверстие трубки необходимо прижать пальцем, после этого вынуть её наружу, провести измерение уровня при помощи линейки. Уровень столба варьируется в пределах 12−15 мм, что указывает уровень электролита над пластинами. Если уровень окажется ниже, то его необходимо компенсировать дистиллированной водой.

При уровне электролита выше 15 мм его необходимо убрать при помощи специального шприца.

Немаловажным аспектом в диагностике батареи является проверка плотности электролита. Её определение осуществляют при помощи ареометра. Он выполнен в виде стеклянной колбы, внутри которой расположен подвижный уровень, указывающий значения плотности.

Замер производится путём погружения наконечника ареометра в аккумуляторную банку, с помощью груши закачивают электролит внутрь колбы. Если измерение проводится летом, то плотность должна соответствовать 1,24 г/см3, а в зимнее время — 1,29 г/см3.

Плотность электролита можно определить по цвету. Нормальный электролит имеет прозрачный вид. Если жидкость тёмная, или электролит имеет красноватый оттенок, то пластины начинают разрушаться, и такой аккумулятор не подлежит восстановлению.

Проверка уровня заряда

К диагностике АКБ автомобиля можно отнести проверку его уровня заряда. Величина напряжения заряженной АКБ должна составлять не менее 12,6 В. Если напряжение равно 11,6 В, то такая батарея считается разряженной. При зарядке от генератора при нормальных условиях напряжение заряда составляет 14,2 В, что соответствует полному заряду АКБ.

Определить заряд батареи можно следующими способами:

  • При помощи мультиметра или вольтметра.
  • Нагрузочной вилки.
  • С использованием специального измерительного диагностического оборудования.

Как проверить аккумулятор на работоспообностьИзмерения проводятся при аккумуляторе, полностью отключенном от электрической схемы автомобиля, через 1 час после зарядки. Такие условия укажут более точные показатели при измерении. Номинальные значения при исправной аккумуляторной батарее составляют 12,5−13 В. Верхнее значение указывает на полный заряд АКБ, а нижний предел означает, что она наполовину разряжена.

Нагрузочная вилка даёт более информативные тестирования батареи под нагрузкой, имитируя запуск двигателя. При подключении приспособления к АКБ в течение 5 секунд напряжение должно быть стабильным и указывать величину не менее 13,5 В. Если напряжение ниже 13,5 В, то можно сделать предположение, что неисправно зарядное оборудование автомобиля, или вышел из строя сам аккумулятор.

Эффективным диагностическим оборудованием считается тестер MICRO-768A, при помощи которого, можно осуществить проверку пускового тока двигателя, ёмкость каждой банки батареи, контроль зарядки АКБ.

Основные причины, из-за которых приходит в негодность аккумулятор:

  • Повреждение корпуса АКБ.
  • Окисление токоведущих контактов.
  • Сульфатация пластин.
  • Использование аккумулятора в сильные морозы при сниженной плотности электролита, что ведёт замерзанию и повреждению банок.

Способы восстановления АКБ

Способы проверки аккумулятораДля восстановления работоспособности аккумулятора необходимо выполнить несколько циклов с помощью зарядного устройства. Непосредственно перед самой зарядкой нужно проверить уровень электролита и при необходимости долить дистиллированную воду. Приступая к зарядке АКБ, необходимо начать с минимального тока 1 А и постепенно увеличивая его до 2 А и выше в зависимости от паспортной ёмкости батареи. После зарядки необходимо провести разряд батареи, используя лампу накаливания.

Высокие результаты можно получить при использовании импульсных зарядных устройств, обладающих функцией десульфатации. Такие устройства работают в автоматическом режиме. Длительность импульса заряда должна быть выше, чем импульс разряда.

Чтобы устранить замыкание пластин внутри банки АКБ, необходимо провести промывку при помощи дистиллированной воды или специального раствора Трилон Б. С помощью шприца, необходимо откачать электролит из банок, после чего залить туда раствор до полного покрытия пластин. Батарею оставляют примерно на 1 час для прохождения реакции, после чего сульфаты растворяются, и можно проводить промывку дистиллированной водой.

По окончании промывки вода сливается, и вместо неё заливается новый электролит, а аккумулятор ставится на подзарядку.

Ревизия необслуживаемых аккумуляторов

Как возможно восстановить работу аккумулятораСамыми распространёнными АКБ среди необслуживаемых являются кальциевые, которые не требуют доливки водой до 2 лет. По сравнению со стандартными свинцовыми батареями, их разряд происходит гораздо медленнее, но его нельзя допускать ниже, чем на 30% от полного.

При глубоком разряде АКБ теряет ёмкость вполовину, после чего её уже не восстановить до заводских параметров. При более десяти глубоких разрядах такой аккумулятор становится полностью неработоспособным.

Диагностику автомобильного аккумулятора можно провести, выполняя зарядку при помощи специального устройства, имеющего два режима, заряда и разряда. Такие устройства могут частично восстановить её ёмкость.

Основные требования по эксплуатации и ревизии необслуживаемых гелевых автомобильных батарей:

  • Как работает аккумуляторПериодически проводить проверку заряда с помощью мультиметра или вольтметра.
  • Категорически запрещается перезарядка аккумуляторов, так как они уязвимы к большим токам.
  • Пользоваться нужно специальными зарядными устройствами.
  • Категорически нельзя допускать глубокого разряда АКБ.

В зимнее время рекомендуется снимать батарею и хранить её в тёплом месте, так как без работы при температуре ниже -25°, гелевый электролит становится хрупким и может со временем разрушиться, а восстановить его будет невозможно.

Обслуживание АКБ

По данным исследований в 2013 и 2014 г. авторитетного агенства ADAC (Allgemeiner Deutscher Automobil-Club) нештатная работа аккумуляторная батарея стала причиной № 1 (33%) различных поломок автомобиля. Крупнейшие авто и АКБ производители (а также наша сеть) настоятельно рекомендуют проводить регулярную проверку и обслуживание аккумуляторных батарей.

Наша сеть торгово-сервисных центров оказывает полный комплекс профессиональных услуг по подготовке, подбору и послепродажному обслуживанию аккумуляторных батарей.

Диагностика состояния батареи

  • Проверка нагрузочной способности аккумулятора с помощью нагрузочной вилки,
  • Проверка стартового тока батареи и соответствие его заявленному производителем,
  • Измерение плотности электролита в каждой банке,
  • Проверка АКБ на саморазряд,
  • Проверка утечек тока по корпусу.

Обслуживание батареи

  • Зарядка разряженной батареи (циклическим методом),
  • Доливка дистиллированной воды до необходимого уровня,
  • Выравнивание плотности электролита электрическим методом,
  • Десульфатация пластин (при необходимости) с помощью специальных приборов,
  • Зачистка клемм от окислов, что улучшает контакт и препятствует потере стартерных характеристик,
  • Проверка и очистка вентиляционных отверстий пробок, что уменьшает риск разрыва корпуса от избыточного давления при обильном газовыделении.

Экспресс- диагностика электрооборудования автомобиля

  • Проверка пределов выходного напряжения реле-регулятора в различных режимах работы автомобиля на соответствие их норме,
  • Проверка выходного напряжения генератора в различных режимах,
  • Проверка работоспособности стартера: потребляемый пиковый ток в момент пуска без разрыва цепи специальным прибором и измерние просадки напряжения на АКБ в этот момент вольтметром,
  • Определение токов утечки в цепи автомобиля, без разрыва цепи,
  • Проверка натяжения ремня генератора,
  • Проверка правильности крепления батареи в посадочном гнезде автомобиля с целью исключения механического повреждения и уменьшения влияния повышенной вибрации,
  • Зачистка токосъемных хомутов и клемм АКБ от окислов,
  • Смазка клемм АКБ и автомобиля защитным антикоррозийным составом.

как правильно провести техобслуживание и ремонт АКБ

Сроки службы автомобильного аккумулятораАккумуляторы — важнейшая часть системы зажигания любого бензинового двигателя. Однако со временем они приходят в негодность, поскольку постоянно протекающие в них химические реакции, в результате которых и вырабатывается электрический ток, разрушают их. Существенно продлить срок службы помогает комплекс мероприятий, которые называются обслуживанием автомобильных аккумуляторов. Благодаря этому ресурс батарей можно значительно увеличить.

Что влияет на срок службы

Современная аккумуляторная батарея — довольно сложное устройство. Многие предпочитают делать замену АКБ через определённое время, не утруждая себя заботами о продлении срока его эксплуатации. Но ведь можно это делать и гораздо реже: не раз в 3 года, а раз в пять лет, и неплохо при этом сэкономить.

АКБ бывают обслуживаемые или необслуживаемые. Обслуживаемые автомобильные аккумуляторы нуждаются в постоянной проверке и профилактике. Необслуживаемые более неприхотливы в использовании, им не нужны ремонт и техобслуживание, но они и существенно дороже.

На срок службы АКБ влияет много факторов. Вот основные из них:

  • Автомобильный аккумуляторНедозаряд. Эксплуатация автомобиля в городском режиме с частым пуском двигателя, со множеством включённых потребителей электроэнергии приводит к тому, что генератор не успевает заряжать батарею полностью. При этом она постоянно работает в полуаварийном режиме, что негативно сказывается на её состоянии.
  • Низкая или высокая температура. Известно, оптимальной для работы батареи является температура +15…+20°С. Снижение температуры на каждый градус уменьшает ёмкость аккумулятора примерно на 1%. В некоторых случаях при сильной разрядке и низкой температуре электролит внутри батареи может замёрзнуть, разорвав при этом банку АКБ. При высокой же температуре часть воды из электролита может испариться, оголив при этом пластины.
  • Проблемы в бортовой сети. Если генератор выдаёт слишком большой ток, аккумулятор будет постоянно закипать, что вызовет полное испарение воды из электролита. Если же мощности генератора не хватает для питания всех потребителей, аккумулятор не будет успевать заряжаться.
  • Как обслуживать аккумуляторыКоррозия. Естественный процесс, происходящий внутри батареи. Его нельзя избежать, но можно замедлить. Например, использовать для доливки в АКБ только качественный электролит и дистиллированную воду из аптеки, а не из-под крана.
  • Сульфатация. Естественный процесс появления на пластинах аккумулятора белого налёта — сульфата свинца. Это вещество постоянно образуется на пластинах АКБ, но при зарядке успевает растворяться. Если же батарея постоянно недозаряжается, сульфат не успевает растворяться и начинает откладываться толстым слоем. Это приводит к полному прекращению работы аккумулятора.

Для минимизации негативных последствий этих факторов и проводят периодическое обслуживание АКБ автомобиля.

Диагностика батарей

Прежде чем начинать обслуживать АКБ, нужно оценить её состояние, т. е. сделать диагностику. Где обслужить батарею — каждый автовладелец решает сам. Можно доверить это дело профессионалам или сделать всё самостоятельно. Основные параметры, по которым проверяется АКБ:

  • Как проверить аккумуляторВизуальный контроль. Помогает вовремя увидеть наличие трещин, потёков электролита, ослабление клемм и загрязнение.
  • Проверка уровня электролита. Можно делать как на снятой АКБ, так и прямо на машине. Делается это с помощью чистой стеклянной трубочки, которую по очереди отпускают в каждую банку АКБ. Трубку опускают до контакта с пластиной, закрывают отверстие пальцем и вынимают. Уровень электролита должен быть 10−15 мм в каждой из банок.
  • Напряжение при разомкнутой цепи. Измерить мультиметром или вольтметром напряжение на выводах батареи без нагрузки, когда никаких проводов к ней не подсоединено. Нормальное значение — 12,6−12,9 В. Если меньше — аккумулятор нужно ставить на зарядку.
  • Напряжение в сети автомобиля при заведённом моторе. При этом батарея должны быть установлена и подключена. Измерение делается на клеммах аккумулятора, при этом нужно подключить максимальное количество потребителей — фары, печку, обогрев стёкол. Напряжение должно находиться при этом в пределах 13−14,4 В. Если оно превышает допустимое значение, аккумулятор будет «кипеть», меньше — не будет заряжаться.
  • Проверка утечки тока. Для этого нужно снять клемму с отрицательного полюса АКБ замерить мультиметром величину тока между снятой клеммой и самим полюсом. Нормальное значение тока утечки — 15−70 мА.

Эти самые простые профилактические работы можно производить периодически, не дожидаясь, пока АКБ даст о себе знать. У многих автовладельцев аккумуляторы обслуживаются вместе с сезонным техническим осмотром машин. Это абсолютно правильно, ведь профилактика — лучший способ предотвратить неприятность.

Работы по обслуживанию

Как правильно обслуживать аккумуляторВо время визуальной проверки можно обнаружить трещины в корпусе, потеки электролита, ослабление крепления проводов и прочие неприятные вещи. Вовремя обнаруженный дефект позволит правильно обслуживать аккумулятор и может спасти оборудование, находящееся в непосредственной близости от батареи.

Если уровень электролита меньше нормы, стоит сделать долив. Для этого сначала необходимо измерить плотность электролита на полностью заряженном аккумуляторе. Делается это специальным прибором — ареометром. Нормальная величина плотности — 1,28 плюс-минус 0,01. Значение выше этого показателя свидетельствует о выкипании воды, поэтому нужно добавить дистиллированную воду. Лучше брать её в аптеке — меньше шансов нарваться на подделку. Менее плотный электролит лучше слить, залив взамен его свежий с номинальной плотностью.

Напряжение аккумулятора ниже 12 вольт свидетельствует о его разрядке. Если и после зарядки значение напряжения не поднялось до этой величины, скорее всего, в одной из банок АКБ — короткое замыкание. К сожалению, это не лечится, поэтому путь такой батарее один — в утиль.

Для теста АКБ под нагрузкой применяют специальный инструмент — нагрузочную вилку. Ей измеряют падение напряжения при включении крупного потребителя в сеть, т. е. фактически это моделирование запуска двигателя. В момент пуска напряжение на батарее должно просесть примерно до 10 В, а затем начать медленно расти. Если напряжение просаживается ниже 9 вольт, то это явный признак сильного износа аккумулятора.

Если диагностика выявила повышенное или пониженное напряжение в сети при включенном двигателе, то здесь причину надо искать не в аккумуляторе. В таком случае нужно проверить генератор, регулятор напряжения и прочее электрооборудование.

Контрольно-тренировочный цикл

Если при доливке электролита на пластинах обнаружилось появление признаков сульфатации (белый налёт), то в начальной стадии это можно попытаться исправить с помощью КТЦ — контрольно-тренировочного цикла. Порядок его проведения следующий:

  1. Как следить за работоспособностью аккумулятораПолная зарядка АКБ.
  2. Разрядка в течение 10 часов под фиксированной нагрузкой, т. е. постоянным током. Значение это принимается из расчёта 9% от номинальной ёмкости батареи, например, АКБ номинальной ёмкости 75 А/ч нужно разряжать током 75*0,09=6,75 ампер. Разряд производится до падения напряжения на клеммах до 10,3 В. Время, прошедшее с момента начала разрядки до этого момента, умноженное на силу тока, даёт истинное значение ёмкости аккумулятора. Если время разрядки составило, например, 6,5 часов, то подлинная ёмкость АКБ равна 6,5х6,75=43,9 А/ч.
  3. Повторная полная зарядка батареи.

Несколько таких циклов способны поднять ёмкость АКБ до 90% от номинальной. В некоторых случаях удаётся вернуть к жизни даже сильно изношенную батарею. КТЦ рекомендуется периодически проводить для всех типов батарей, это существенно увеличит срок их службы.

Техническое обслуживание аккумуляторной батареи

Категория:

   Электрооборудование автомобилей

Публикация:

   Техническое обслуживание аккумуляторной батареи

Читать далее:



Техническое обслуживание аккумуляторной батареи

Техническое обслуживание аккумуляторных батарей регламентируется инструкцией по эксплуатации «Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные». На основании перечня и периодичности их проведения работы включаются в первое (ТО-1) или второе (ТО-2) техническое обслуживание автомобиля.

При ТО-1 аккумуляторную батарею очищают от пыли и грязи. Электролит, имеющийся на поверхности батареи, вытирают сухой тряпкой или ветошью, смоченной 10 %-ным раствором кальцинированной соды или нашатырного спирта. Проверяют надежность крепления батареи и соединения наконечников проводов с выводами батареи, окислившиеся наконечники проводов и выводы зачищают. При этом следует снимать минимальный слой металла, иначе нельзя будет надежно соединить выводы батареи с наконечниками проводов. Следует также следить, чтобы провода не были натянуты, так как это может привести к поломке выводов или крышек аккумуляторов. Наконечники проводов и выводы рекомендуется смазывать техническим вазелином.

При ТО-1 проверяют и, если необходимо, доводят до нормы уровень электролита во всех аккумуляторах.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

При доведении уровня в аккумуляторы доливают дистиллиро-. ванную воду. В холодное время года во избежание замерзания воду следует доливать непосредственно перед пуском двигателя для быстрого ее перемешивания с электролитом.

Доливать электролит запрещается, за исключением случаев, когда точно известно, что понижение уровня произошло за счет выплескивания электролита.

Чрезмерно быстрое снижение уровня электролита является признаком «перезаряда» батареи из-за повышенного напряжения генератора. При перезаряде наблюдается также выбрызгивание электролита на поверхность аккумуляторной батареи. Перезаряд вреден для батарей, так как приводит к снижению их срока службы. При первых признаках перезаряда необходимо проверить исправность генераторной установки.

При ТО-2, кроме перечисленных работ, дополнительно проверяют степень заряженности аккумуляторов батареи по плотности электролита и ее работоспособность по напряжению аккумуляторов под нагрузкой. Плотность электролита замеряют денсиметром, а напряжение аккумуляторов — аккумуляторным пробником.

Промышленностью выпускается два типа пробников.

Пробник Э107 (рис. 1) предназначен для проверки работоспособности аккумуляторных батарей в целом. Он позволяет измерять э. д. с. батарей и их напряжение под нагрузкой. Пробник состоит из вольтметра, закрепленного на кронштейне контактной ножки, через которые к нему подается измеряемое напряжение. Внутри корпуса установлены два нагрузочных резистора из нихрома, соединенные параллельно. Одни концы резисторов постоянно соединены с кронштейном пробника, другие закреплены в головке винта, изолированного от контактной ножки. При завертывании контактной гайки резисторы подключаются к контактной ножке. Контактный штырь щупа соединен гибким проводом с кронштейном.

Проверку аккумуляторной батареи необходимо производить при закрытых пробках аккумуляторов. Для проверки под нагрузкой необходимо завернуть до упора контактную гайку 6. Затем острый конец контактной ножки плотно прижимают к положительному выводу батареи, а штырь щупа — к отрицательному. Иногда для обеспечения надежного контакта необходимо сделать контактами ножки и щупа царапины на поверхности выводов батареи, чтобы разрушить пленку окиси. Время выдержки батареи под нагрузкой должно быть не более 5 с. Если напряжение батареи под нагрузкой более 8,9 В, она исправна. Если напряжение упадет ниже 8,9 В, батарея неисправна или сильно разряжена. Уточнение производится измерением плотности электролита или проведением контрольного разряда.

Измерение э. д. с. проверяемой батареи производится при отвернутой контактной гайке.

Пробник Э108 (рис. 2.) предназначен для проверки работоспособности отдельных аккумуляторов в аккумуляторной батарее. Он позволяет измерять э. д. с. аккумуляторов и их напряжение под нагрузкой. Пробник состоит из вольтметра, закрепленного на контактных ножках, через которые к нему подается измеряемое напряжение. Двусторонняя шкала вольтметра позволяет производить измерения без соблюдения полярности. Внутри корпуса установлены три нагрузочных резистора 5 из нихрома, два из которых соединены параллельно. Один конец каждого резистора постоянно соединен с контактной ножкой пробника, а другой закреплен в изолированной от ножки головке винта. При завертывании контактных гаек нагрузочные резисторы подключаются к контактным ножкам. Если обе контактные гайки отвернуты, можно измерить э. д. с. аккумулятора.

Для измерения напряжения аккумулятора под нагрузкой в зависимости от его емкости заворачиваются гайки или обе сразу. Порядок включения нагрузочных резисторов в зависимости от емкости проверяемого аккумулятора указан на контактных ножках пробника. Измерение производится так же, как и пробником Э107, при закрытых пробках и с выдержкой под нагрузкой не более 5 с. Если напряжение проверяемого аккумулятора более 1.4 В, он исправен. Если напряжение упадет ниже 1,4 В, аккумулятор разряжен или неисправлен. Уточнение производится сравнением показаний всех аккумуляторов батареи и измерением плотности электролита.

Рис. 1. Аккумуляторный пробник Э107

Рис. 2. Аккумуляторный пробник Э108

По величине измеренной плотности электролита определяется разряженность аккумуляторной батареи.

Если батарея разряжена более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, ее необходимо подзарядить. После заряда поверхность аккумуляторных батарей нейтрализуют содовым раствором и насухо протирают ветошью.

При необходимости более точного определения технического состояния определяют фактическую емкость батареи и продолжительность стартерного разряда.

Батарея считается вышедшей из строя при снижении емкости до 40% номинальной или снижении продолжительности стартерного разряда до 1.5 мин. Перед определением фактической емкости аккумуляторная батарея должна быть полностью заряжена, а плотность электролита откорректирована до (1,28 + 0,01) г/см3 при температуре 25 °С.

Так как продолжительность определения емкости 20-часовым режимом разряда велика, в эксплуатации разрешается проводить проверку номинальной емкости в 10-часовом режиме разряда. При этом величина емкости получается несколько меньшей, чем при 20-часовом режиме разряда.

Разряд батарей при 10- и 20-часовом режимах ведется до конечного напряжения на выводах соответственно 10,2 и 10,5 В.

При разряде температура электролита должна находиться в пределах от 18 до 27 °С.

Перед определением продолжительности стартерного разряда батарею заряжают так же, как при испытании на определение емкости. При начальной температуре электролита (25±2) °С до конечного напряжения на выводах 9 В.

При эксплуатации аккумуляторных батарей в условиях низких температур (климатические районы со среднемесячной температурой в январе от —50 до — 30 °С) при переходе с летней эксплуатации на зимнюю и наоборот производят изменение плотности электролита. Это связано с тем, что температура замерзания электролита зависит от его плотности. Так, при плотности 1,09; 1,16; 1,20; 1,24 и 1,30 г/см3 электролит замерзает при температуре —7, —18, —28, —50 и —66 °С соответственно. Поэтому в зимнее время плотность электролита повышают. В летнее время производят снижение плотности, так как эксплуатация батарей с высокой плотностью электролита, особенно при положительных температурах, приводит к уменьшению их срока службы. Операцию изменения плотности проводят при ТО-2. Уменьшения плотности электролита добиваются путем отсасывания части электролита и добавления дистиллированной воды. Для повышения плотности электролита в аккумуляторы добавляют раствор серной кислоты плотностью 1,40 г/см3.

Рекламные предложения:


Читать далее: Неисправности системы электроснабжения и их определение

Категория: — Электрооборудование автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.